Кружок ораторского мастерства в школе

Обновлено: 02.07.2024

Среди родителей бытует мнение, что курсы ораторского искусства нужны тем людям, которые мечтают стать политиками, мотивирующими лидерами или дикторами на телевидении. Те же дети, которые далеки от сцены, а в детском развивающем центре ходят на робототехнику или шахматы, могут обойтись и без этих знаний. Однако практика показывает, что дети, развивающие ораторские способности, более успешны в учебе и в жизни.

Что такое ораторское мастерство?

Грамотная красивая речь высоко ценилась еще в древнем мире. В Древней Греции навык оратора развивали все образованные люди. Этот навык не потерял своей ценности и сегодня.

Ораторское искусство — это не только умение красиво говорить. Это умение составить грамотное и убедительное обращение, донести его до публики, используя речь, жесты, мимику. И это залог успеха в любой сфере. Посещает ли ваш ребенок актерскую школу, или его основной интерес — техника, умение донести свои идеи и презентовать проекты пригодится ему в жизни.

Чему ваш ребенок научится на курсах?

  • Разовьет уверенность в себе и своих талантах.
  • Научится свободно и спокойно говорить со сцены.
  • Научится структурировать свои мысли и составлять убедительные и четкие выступления.
  • Познакомится с основными элементами сторителлинга.
  • Освоит азы психологии, риторики, актерского мастерства, истории.
  • Ребенок сделает большой шаг в комплексном развитии.

Как ораторское мастерство пригодится в жизни?

В настоящее время речевое развитие ребенка невозможно представить без умения красиво говорить. Это умение пригодится малышу во многих бытовых ситуациях.

  • Ребенок избавится от страха общения. Он будет спокойно заводить новые знакомства, общаться в компании сверстников и взрослых людей.
  • Он станет душой компании, заведет новых друзей и более полно реализует себя в социуме.
  • В жизни малышу придется не раз выступать со сцены. Будь то ответ у доски в школе, защита курсовой в институте или выступление на концерте в театральной школе — навыки оратора пригодятся в любой ситуации.
  • Подростковый период будет протекать значительно спокойней, так как основные проблемы этого этапа связаны с общением и умением подать себя в обществе.
  • Сможет найти себя в профессиях диктора, оратора, писателя, политика, ведущего, учителя, актера.

Речь — часть образа, который мы представляем в бизнесе, профессии, социальной жизни. Поэтому создание сильного личного бренда невозможно без овладения навыками красивой речи.

С чего начать обучение?

Навык оратора может развить у себя любой человек, независимо от природных способностей, типа темперамента или особенностей характера.

Вся наша жизнь строится на общении - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных.

Данный курс состоит их трёх ступеней, связанных единой идеей с постепенным усложнением материала. 1-ая ступень - "Основы ораторского мастерства".

Категория участников данной ступени – дети 11-13 лет.

Ребята на занятиях данного кружка учатся: снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;

активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

ВложениеРазмер
kruzhok_yunyy_orator_dlya_odarennyh.doc 383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканская ярмарка методической продукции

Отдел образования и социальной политики Ядринской районной администрации Чувашской Республики

П Р О Г Р А М М А

(мастерская искусства речи)

Артемьева Екатерина Николаевна,

учитель русского языка и литературы 1 категории

село Николаевское – 2012

Содержание учебного курса

Работа с родителями

Приложение 2. Тест 1. "Ваш стиль общения"

Приложение 4. Упражнения для тренировки речевого дыхания 1 6

Приложение 5. Скорогворки 23

"Люди теряют уважение к тем,

кто не может говорить как следует,

и они проникаются уважением к другим,

кто манипулирует словами
с необычайной легкостью" Т. Шибутани

"Никакая другая способность человека

не даст ему возможности с такой быстротой

сделать карьеру и добиться признания,

как способность хорошо говорить"
Ч. Депью

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и талантливых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной деятельности в школе, занятия по интересам: кружки, творческие мастерские и объединения муниципальных образовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области.

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов) [2] .

Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Выделяют следующие виды одаренности : творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность, музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность, общая одаренность, интеллектуальная одаренность, социальная одаренность. [3]

Вся наша жизнь строится на общении - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных.
Говорить, конечно же, можем мы все, даже малолетние дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может все-таки не каждый. Мастерами общения не рождаются - ими становятся, но существует категория людей, которым с детства не составляет никакой трудности выступить перед публикой, они чувствуют себя перед группой людей уверенно, могут смело вступить с ними в беседу, не испытывают стеснения. Это социальная одаренность. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентности как проявления социальной одарённости в деятельности: с пособность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли.

Ораторское искусство – это
- умение чётко и ясно выражать свою мысль;
- конструктивность речи;
- динамичность речи;
- презентация речи.

Цель работы с одаренными детьми: Создание системы деятельности педагога по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей
  2. проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  3. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Цель Программы : овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. А также овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия.

Формы и методы работы на занятиях кружка – это лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), беседы, встречи с интересными людьми и, безусловно, практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общешкольных мероприятиях). Большая часть работы с кружковцами отводится именно практическим занятиям, в процентном соотношении – примерно 60-70%.

Данный курс состоит их трёх ступеней , связанных единой идеей с постепенным усложнением материала. 1-ая ступень - "Основы ораторского мастерства".

Категория участников данной ступени – дети 11-13 лет.

Ребята на занятиях данного кружка учатся: снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;

активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

Овладение техниками построения устной монологической речи;

Умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;

Умение управлять своим телом и голосом;

Умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;

Умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;

Умение противостоять словесной агрессии;

Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;

Знание и соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;

Умение готовиться к выступлению;

Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми, реализация через общение своей индивидуальности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m6b8deb91.jpg

(мастерская искусства речи)

Учительница: Кандарбекова Б.К.

2016 - 2017 учебный год

Содержание учебного курса

Работа с родителями

Приложение 4. Упражнения для тренировки речевого дыхания 1 6

Пояснительная записка

"Люди теряют уважение к тем,

кто не может говорить как следует,

и они проникаются уважением к другим,

кто манипулирует словами
с необычайной легкостью" Т. Шибутани

"Никакая другая способность человека

не даст ему возможности с такой быстротой

сделать карьеру и добиться признания,

как способность хорошо говорить"
Ч. Депью

Цель Программы : овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. А также овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия.

Формы и методы работы на занятиях кружка – это лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), беседы, встречи с интересными людьми и, безусловно, практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общешкольных мероприятиях). Большая часть работы с кружковцами отводится именно практическим занятиям, в процентном соотношении – примерно 60-70%.

Данный курс состоит их трёх ступеней, связанных единой идеей с постепенным усложнением материала. 1-ая ступень - "Основы ораторского мастерства".

Категория участников данной ступени – дети 12-16 лет.

Ребята на занятиях данного кружка учатся: снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;

активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

Планируемые результаты:

Овладение техниками построения устной монологической речи;

Умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;

Умение управлять своим телом и голосом;

Умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;

Умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;

Умение противостоять словесной агрессии;

Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;

Знание и соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;

Умение готовиться к выступлению;

Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми, реализация через общение своей индивидуальности.

Количество участников: группа из 12 учеников.

Учебно-тематический план работы

(мастерская искусства речи)

Вводное занятие. Особенности

Подготовка речи: выбор темы, цель речи.

4.

Структура в выступлении.

5.

Композиция речи.

6.

Техника речи и постановка голоса.

7.

Речевое дыхание.

8.

Постановка на публике и контакт с

аудиторией.

9.

Энергетика речи и уверенность оратора.

10

Владение содержанием речи.

11

Импровизация в речи.

12

Креативность и остроумие в речи.

13

Убедительность и влияние на публику.

14

Выразительные средства речи.

15

Работа с аудиторией (выступление на

массовых мероприятиях).

Содержание учебного курса

На первом этапе обучения ученики пока еще не владеют определенными навыками публичного выступления. Поэтому основной задачей является развитие коммуникативных способностей ребят, знакомство с элементами ораторского искусства, актерской техники и использование этих знаний во время своего выступления.

Особенности ораторского искусства. Сущность и основные этапы развития ораторского искусства, его место и значение в современном обществе. Особенности ораторского искусства и методика его познания. Использование принципов и навыков данной науки в управлении предприятием, их эффективность.

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Оратору полезно обращать на следующие особенности собственной речи: дикция (произнесение звуков), темп речи (скорость нашей речи, нормальный темп русской речи: 120 слов в минуту), сила голоса: полетность, тембр голоса, словарный запас.

Личность оратора. С пособности лектора: развитое произвольное внимание, быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость глубина и широта мышления и др. Специальные способности оратора: наблюдательность, развитое мышление, самостоятельность ума, способность к сильным эмоциональным переживаниям (проявляется в увлеченности темой, экспрессивности изложения, что положительно воздействует на слушателей), речевые способности, умение доносить свои мысли ясно, живо, впечатляюще.

Структура в выступлении. Четкий порядок выступления. Сделать выступление структурированным помогает проработка следующих пунктов: логика выступления, расстановка акцентов, распределение времени, что говорить и не говорить в начале и заключении выступления.

Композиция речи : законы речевой динамики, строение, структура и стройность речи, целостность и последовательность выступления, приемы изящного начала и яркого окончания.

hello_html_m356262b7.jpg

Дыхательные упражнения (нахождение и развитие диафрагмального дыхания для дальнейшей постановки голоса и преодоления технических речевых трудностей (быстрый темп речи, одышка, нехватка воздуха и т.д.). Постановка голоса (развитие голосовых данных (нахождение и включение резонаторов, увеличение диапазона, развитие силы, выносливости голоса, работа над тембром). Дикция (произношение, четкость и ясность произношения, чистота каждого звука, слов и фраз в целом). Плохая дикция, проглатывание отдельных звуков и даже частей слов, небрежность речи затрудняют понимание сути произносимого текста. 1

Речевое дыхание. Дыхание - основа звучания голоса. Правильное дыхания (развитие правильного вдоха и правильного выдоха), бесшумный, короткий вдох, выдох – длительный, лавный.

Энергетика речи и уверенность оратора: управление стрессом, владение психологическим состоянием, методы устранения страха, секреты привлекательности оратора, свобода речи и самовыражения на публике.

Владение содержанием речи : освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки. Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание.

Импровизация в речи. Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Словесная импровизация помогает: снять паузы зависания; не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов; выступать на высокой энергетике; легко отвечать на вопросы; уменьшить страх публичных выступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости; легко поддерживать светскую беседу.

hello_html_m341144e9.jpg


Убедительность и влияние на публику : мастерство убеждения, методы эффективной аргументации, логическое и эмоциональное воздействие. Оказание влияния на публику речью, использование манипуляции, приемы софистики и внушения.

Выразительные средства речи : наглядность, владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Художественные приемы, выразительные средства языка: тропы, фигуры, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Выразительность жестикуляции, детализация, драматизация, ролевое перевоплощение и гибкость, актерские техники. 3

Работа с аудиторией : управление слушателями, вдохновление на диалог, психология общения с залом. Публичное выступление. Моральная настройка на успех. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Эффективные методы работы с вопросами публики. Практикум.

Воспитательная работа с кружковцами

Воспитание любви и уважения к русской речи.

Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Воспитание культуры поведения в семье, в школе и в общественных местах.

Творческое развитие личности школьников.

Развитие навыков публичного выступления (ораторского искусства).

Воспитание культуры поведения на сцене.

Участие в общешкольных мероприятиях, в праздничных концертах.

Работа с родителями

Заинтересовать родителей в творческом развитии их детей.

Организовать с помощью родителей поездку в г. Чебоксары с посещением музея, знакомства с достопримечательностями столицы Чувашской Республики.

Организовать с помощью родителей интересное проведение детского досуга, праздников, творческих выступлений кружковцев.

"Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление".

Современная риторика ставит перед собой несколько иные задачи.

Известно, что своевременное и полноценное овладение речью является важным фактором, определяющим развитие человека. Она способствует становлению психики, развитию интеллекта, и, что не менее важно, успешной социализации. Впоследствии, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих, расширить круг общения, добиться успеха и в целом адаптироваться в обществе, необходимо уметь говорить. Говорить грамотно, мотивированно, убедительно. Таким образом, успешность человека, его уверенность в себе напрямую зависят от того, насколько убедительна его речь. В этом состоит инновационность подхода к преподаванию риторики.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Рассчитана на детей среднего (подросткового) школьного возраста. К 11-12 годам у них уже развиты элементарные навыки устной и письменной работы. Постепенно, в процессе работы, качество письменной речи улучшается: от способности к изложению материала до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную темы. Особенность развития чтения выражается в переходе от умения бегло читать до способности пересказывать, декламировать с учетом всех требований, предъявляемых к художественному чтению. Благодаря использованию различных форм и методов, соответствующих задачам курса, программа по риторике способствует развитию и совершенствованию этих способностей. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. К концу второго-третьего годов обучения учащиеся способны самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения. Активно развиваются творческие способности, что позволяет снять напряжение, устранить внутренний конфликт. В конечном результате, это помогает сформировать индивидуальный стиль поведения, адекватный для конкретной коммуникативной ситуации. Занятия по риторике способствуют также преодолению эмоционального дискомфорта, который испытывают подростки, находящиеся в состоянии постоянного поиска своего места в обществе, определения в нем своей роли. Овладевая в процессе обучения навыками успешного общения, учащиеся приобретают уверенность в себе. Их самооценка заметно повышается.

Актуальность программы

Курс риторики, как дополнительной дисциплины, дает широкие возможности для реализации природных способностей, творческих замыслов, потребности в общении; способствует повышению уровня речевого развития учащихся, культуры поведения.

Целенаправленная подготовка к участию в окружных и городских мероприятиях (конкурсах чтецов, концертах), предусмотренная программой, также является важной составляющей творческого развития ребенка; способствует повышению самооценки, преодолению страха перед малознакомой аудиторией.

Нормативно-правовую базу для разработки дополнительной программы составляют:

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013г. № 1008;

- Положение о дополнительной общеразвивающей программе детского объединения от 27.05.2015 № 66;

Цель программы – развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной социализации детей.

Задачи, направленные на воспитание:

воспитание духовной культуры;

выполнение правил речевого этикета в процессе общения;

реализация индивидуальности учащегося в речи;

овладение практическими знаниями, умениями и навыками связной, грамотной речи;

знакомство со спецификой устной речи и психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя (слушателей);

формирование потребности постоянного совершенствования речевой деятельности,

оказание помощи в выработке собственного стиля общения и поведения.

развитие творческого мышления, воображения и фантазии;

развитие эстетического восприятия окружающего мира и эмоционального отношения к нему;

- укрепление дыхательной системы.

Принципы преподавания курса

Заключается в такой организации обучения, когда учащийся постоянно вовлечен в процесс практического использования языка, т. е. в процесс речевого общения.

Сотрудничества и сотворчества педагога и ребенка

Поскольку общение – это взаимодействие партнеров, то взаимоотношения педагога и ребенка как коммуникантов должны строиться на доверии, равноправии, заинтересованности и общем желании идти к достижению поставленной цели.

Педагог стоит не над своим воспитанником, а рядом с ним.

Развития мыслительной и речевой активности и самостоятельности учащихся

Речевое развитие детей невозможно без развития мышления, интеллекта. Постановка и решение коммуникативной проблемы активизирует речемыслительную деятельность каждого участника процесса. Чем больше проявляют самостоятельности воспитанники (желание поделиться мыслями, отстоять свою точку зрения), тем более эффективным будет усвоение и выполнение речевой деятельности и, соответственно, тем увереннее станут они себя вести, оказавшись в нестандартных ситуациях.

Необходимо учитывать личностные свойства ребенка: мировоззрение, жизненный опыт, эмоциональную сферу, склонности, интересы. При таком подходе выбираются коммуникативные задачи, решение которых вызывает потребность вступить в общение, поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

Модель выпускника

на личностном уровне:

коммуникабельный, активный, самостоятельный, инициативный;

доброжелательный, толерантный по отношению к партнеру;

на предметном уровне:

владеющий риторическими приемами, исходя из коммуникативной ситуации, с целью достижения желаемого результата;

умеющий конструировать модель поведения с учетом коммуникативной ситуации;

умеющий грамотно излагать мысли, аргументированно доказывать собственную точку зрения, не унижая и не оскорбляя оппонента;

владеющий навыками речевого этикета;

владеющий основами самопрезентации;

на метапредметном уровне:

умеющий слушать, логически рассуждать, анализировать, делать выводы;

умеющий дискутировать, спорить, соблюдая этикетные нормы;

способный к творческому воплощению какой-либо идеи.

Организация педагогического процесса

Первый год обучения (возраст учащихся - 11 - 12 лет) – 12 - 15 человек,

второй год обучения (возраст учащихся - 12 - 13 лет) – 10 - 12 человек,

третий год обучения (возраст учащихся - 14 - 15 лет) – 8 - 10 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в групповом порядке.

Прогнозируемые результаты

(1 год обучения)

Читайте также: