Стихотворение из назывных предложений про школу

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: доска, проектор, компьютер, презентация, толковые словари, раздаточный материал.

Формы работы на уроке__ работа в группах __________________________________________________________________________

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Читает стихотворение, задает наводящие вопросы (Приложение 1)

Слушают, воспринимают поэтический текст, отвечают на вопросы

Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать

Формулировка темы и цели урока

Ставит аудиозапись стихотворения А.Фета "Шёпот, робкое дыханье. ", предлагает ответить на вопросы ( Приложение 2 ), обобщает высказывания учащихся, предлагает учащимся самостоятельно определить тему, цели и задачи урока на основе предложенного и ранее изученного материала

Слушают, воспринимают поэтический текст, отвечают на вопросы, выясняют по словарю значение непонятных слов, определяют и записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока

Познавательные: уметь слушать, осмысливать, анализировать, извлекать информацию.

Коммуникативные: уметь слушать других и выражать собственную мысль.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачи урока

Постановка исследовательской задачи, выдвижение гипотез .

Проблемные вопросы, формулировка гипотезы.

Организует работу по составлению проблемных вопросов и формулировки их гипотезы (Приложение 3)

Составляют проблемные вопросы, формулируют гипотезы (письменно).

Познавательные: уметь анализировать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: уметь участвовать в речевом общении.

Мини-исследовательская работа по поиску нужной информации

Работа в группах

Организует работу по микроисследованию текстов (в группах) ( Приложение 4 ) , при необходимости консультирует, советует, помогает сделать выводы

Знакомятся с текстами, обсуждают задания, отвечают на вопросы, сопоставляют предложения, анализируют, делают выводы, сравнивают с теоретическим материалом в учебнике

Участвуют в динамической паузе

Познавательные: уметь осмысливать, анализировать, сравнивать, извлекать информацию, делать выводы.

Коммуникативные: выражать свои мысли с точностью и полнотой, аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

Регулятивные: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Просит учеников написать на листочках ответы на вопрос: С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения? (Приложение 5)

Читают стихотворения, анализируют, корректируют написанное. Отвечают на вопросы. Взаимодействуют с учителем в процессе обобщающей беседы по материалу урока во фронтальном режиме

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативная: слушать и вступать в диалог

Предлагает детям самим поработать поэтами и написать стихотворение с использованием назывных предложений

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Коммуникативная: слушать и вступать в диалог

Организует рефлексию. Помогает составить стихотворение про назывные предложения (Приложение 6)

Осуществляют рефлексию. Взаимодействуют с учителем

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативная: слушать и вступать в диалог

Дом. Россия. Я и ты.

Дружба. Мир и теплота.

На душе легко – легко!

-Ребята, в душе у меня именно такое настроение, поэтому и возникли эти стихи. Скажите пожалуйста, к какому одному слову приводит это стихотворение? (Толерантность) А что такое толерантность? Когда отмечают день толерантности?

- Что заметили? (назывные предложения)

- Перечислите их. (Дом. Россия…)

Шёпот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слёзы,

- Сформулируйте тему нашего урока (Назывные предложения в стихах русских поэтов)

- Поставьте цель. (Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов).

- Какие задачи будете решать? (выяснение, какие поэты при написании стихов использовали назывные предложения. С какой целью? Формирование выразительной и красивой речи. Воспитание любви к литературе. Развитие грамотного и красивого письма).

  1. О чём данное стихотворение?
  2. Какое впечатление произвело?
  3. Какая картина рисуется в вашем воображении?
  4. Какие слова непонятны? Уточните значение этих слов по словарю.

Предполагаемые ответы на вопросы:

1. Это стихотворение о чувствах, настроении, переживаниях лирического героя.

2. Удивительное стихотворение. Поэт стремится передать красоту чудесных мгновений, запечатлеть их, уловить сиюминутное состояние природы, мимолетные движения человеческой души, оттенки чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение необыкновенно музыкально.

3. Волшебная ночь, сонный ручей, пение соловья, двое влюблённых. Приближается рассвет, меняются краски.

4. "В дымных тучках пурпур розы" - это, по-видимому, рассветающее небо; "отблеск янтаря" - отражение его в ручье.

( Пурпур - 1. Тёмно- или ярко-красный цвет [ первонач. ценное красящее вещество].

2. Дорогая одежда из красной ткани как признак роскоши и величия (устар.).

Лобзать - (устар.) То же, что целовать . | | существительное лобзание )

Какие проблемные вопросы возникают?

  1. Нужны ли русской поэзии назывные предложения?
  2. С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения?

Формулируем гипотезы (письменно)

  1. Я считаю, что русской поэзии нужны назывные предложения. ( не нужны, так как стихи можно создать и без назывных предложений.
  1. Варианты: А) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы показать неподвижные картины мира.

Б) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы передать красоту окружающего мира, красоту человеческой души.

В) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы оценить окружающий мир.

Г) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы показать обстановку, предметы или явления, движения кого-либо или чего – либо.

Работа в группах.

- Какие методы исследования нам подойдут для дальнейшей работы?

(Метод наблюдения и анализа лирических произведений разных авторов)

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Определить тему стихотворения. (О чем?)

3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.

4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Вывод: Назывные предложения рисуют неподвижные картины мира. Гипотеза подтвердилась.

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Определить тему стихотворения. (О чем?)

3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.

4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

- На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.

Назывные предложения красиво передают обрисовывают картину мира природы, красоту человеческой души.

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Определить тему стихотворения. (О чем?)

3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.

4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.

Скрылась хата за пригорком.
Мчатся санки прямиком.
Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом.
В доме пусто, нелюдимо,
Ни котенка не видать.
Тянет стужей, пахнет дымом -
Ну овин - ни дать ни взять.

Какие картины? (поворот, усадьба, сад, подворье, белый дом).

Одна из гипотез подтвердилась.

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Определить тему стихотворения. (О чем?)

3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.

4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда.

С помощью назывных предложений мы видим картину глазами самого солдата , которому предстоит переправа. Волнение, страх, мысли о смерти не дают ему видеть полную картину, сравнивать. Он видит только мельчайшие, но важные детали. Перед ним два берега: тот, на котором он находится, и тот, которого он должен достигнуть).

Такая гипотеза не была формулирована. Но …………

-Исследование подошло к концу. Делаем выводы.

-Какую цель ставили в начале урока? ( Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов)

-Определили? Какой сделаем вывод? ( Назывные предложения играют очень важную роль в стихах русских поэтов)

-Решили ли мы проблемные вопросы?

Какие проблемные вопросы возникли в начале урока?

1.Нужны ли русской поэзии назывные предложения? (да)

2.С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения?

Подтвердились ли наши гипотезы?

Делаем общий вывод. Напишите на листочках в виде лепестков свои ответы и прикрепим вокруг (Таким образом, русские поэты используют в стихах назывные предложения, чтобы передать картины природы, обстановку, состояние души героя, оценивают окружающий мир, рисуют неподвижные картины мира и передают движения).

Настроение. Изобразите мимикой настроение на конец урока.

Деятельность. Так как сегодня у нас урок лирический, оцените свою работу, сравнив её с природным явлением.

Сегодняшняя тема – стихи из назывных предложений. Чтобы понять, что это такое, обратимся к учебникам русского языка.

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений.

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя — такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

2.
Лето…отпуск…жара…
Солнце…море…песок…
Яхта…парус…ветра…
Чайки…небо…платок…

Данное стихотворение психоделикой не назовешь – все образы очень конкретны, только в концовке от описания картинки увиденного взгляд автора переместился в область чувств. Настроение лета (именно так называется это стихотворение) передано очень точно.

Снег. Холод. Сумерки. Зима.
Усталость. Безразличие. Тревога.
Бессонница. Метанья. Кутерьма.
Отчаянье. Пальто. Такси. Дорога.

Билет. Багаж. Стюарт. Коньяк.
Покой. Бессилье. Сновиденья.
Улыбка. Прошлое? Пустяк.
Свобода! Счастье! Возрожденье!

Париж. Кафе. Огни. Вино.
Омары. Моцарелла. Манго.
Глаза. Признание. Гипноз.
Порабощенье. Танец. Танго.

Шаг. Взгляд. Поддержка. Разворот.
Прогиб. Позиция. Паденье.
Любовь. Измена. Эшафот.
Игра? Театр? Откровенье!

Прогулка. Пристань. Сена. Бриз.
Тюльпаны. Губы. Поволока.
Прощание. Блокнот. Эскиз.
Аэропорт. Такси. Дорога.

4.
. и ласковая, нежная,
снежинка белоснежная,
весенняя, апрельная,
пьянящая и хмЕльная,

пушистая, махровая -
как перышко пуховое,
душистая, душевная -
полОтна акварельные,

искрящая, манящая,
чудесная, блестящая,
задорная, игривая,
веселая и милая,

изящная и. хрупкая,
цветками незабудками,
лугОвыми травинками,
тростинками, пылинками,

ромашками, листочками,
сиренью, лепесточками,
кувшинками и лилиями,
и ландышей идиллией.

клубнично-земляничная,
и чуточку черничная,
фруктово-ароматная,
и персиками мятная.

в ночи - немного лунная,
и серебристо-струнная,
звенящая и звонная.
о-о! как гитара - стройная!

в гармонии blues'Овая,
на ощупь: бирюзовая,
печальная и светлая,
желанная, заветная,

восточная и сладкая,
полнОчная, но яркая,
звезда - звезда лучистая,
и ясная, и чистая,

лесная и цветочная,
медовая, молочная,
нектарная и пряная.
уже.
. ТОБОЮ
. пьяный я.

№5
Витиеватость изощрённости,
И нарочитость оживлённости,
Готовность к самоотрешённости,
С безумством целеустремлённости,

Горячность неопределённости,
Упор на переосмыслённости,
Неадекватность беспардонности,
И непредсказанность влюблённости,

Скандальность нетрадиционности,
Критичность неосуществлённости,
Фатальность недоговорённости,
Детальность перевоплощённости,

Неторопливость расположенности,
И отрешённость невозможности,
Немногословность настороженности,
И буйство противоположности,

От многословья к односложности,
От безрассудства к осторожности,
Кристальность ради безупречности,
Многострадальность бесконечности,

Безукоризненность сердечности,
Правофланговость человечности,
Шероховатость запоздалости,
Оттенки лёгкие усталости,

Здесь не просто назывные предложения (почти все!), но и монорим – все стихи (кроме концовки) написаны на одну рифму. Назывные предложения состоят уже не только из одних существительных или иных одинаковых частей речи, а из связки двух существительных, где одно определяет качество другого. Столь необычным способом автор сумел создать объемный образ Поэта. Умное, философское стихотворение.

№6.
Назревал, приближался, ворвался,
Сковородил, забулькал, шкворчал, (разность времен!)
Майонезил, прожарил, взбивался,
Ёлочился, гирляндил, сверкал.

Оттенял, напомадил, душился,
Приоделся, побрил, освежил,
Наливался, шампанил, пролился,
Поздравлял, улыбался, шутил.

Антрекотил, бифштексил, глотался,
Наполнял, выпивал, опьянел,
Танцевал, обнимал, целовался,
Размечтался, влюбился, запел.

Ночь, улица, фонарь, аптека. by PageD0WN

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Афанасий Афанасьевич Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
⟨1850⟩

Памятник Апостолу Петру расположен в Александровском парке

Интернет-фольклор

100 слов про жизнь (с сокращениями)

Колыбель. Пеленки. Плач.

Слово. Шаг. Простуда. Врач.

Беготня. Игрушки. Брат.

Двор. Качели. Детский сад.

Школа. Двойка. Тройка. Пять.

Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.

Драка. Кровь. Разбитый нос.

Двор. Друзья. Тусовка. Форс.

Институт. Весна. Кусты.

Лето. Сессия. Хвосты.

Романтизм. Любовь. Звезда.

Ссоры. Мысли. Ночь без сна.

Сын. Пеленки. Колыбель.

Стресс. Ошибки. Канитель.

Бизнес. Деньги. План. Аврал.

Дача. Вишни. Кабачки.

Седина. Мигрень. Очки.

Внук. Пеленки. Колыбель.

Стресс. Давление. Постель.

Сердце. Почки. Кости. Врач.

Речи. Гроб. Прощанье. Плач.

Памятник Александру Невсокму

Чисто по-питерски: белые ночи,
Кофе, дожди, пасмурно очень,

Шарфы, прогулки, насморк, зонты,
Невский, кареты, легенды, мосты,

Ветер, Нева, ливни, штормит,
СКА, Ленинградка, Газпром и Зенит,

Стихи, вдохновенье, картины, мечты,
Аврора, музеи, Зимний, коты,

Сфинксы, Атланты, Львы и Грифоны,
Васька, Просвет, Академка, жетоны,

Кура, поребрик, парадная, греча,
Влюбленность, душевность, романтика, встречи,

Репа, Кулек, ФИНЭК, Лесопилка,
Муха, ИТМО, ИНЖЭКОН, Холодилка,

Растрелли, Трезини, Росси, Захаров,
Думская, клубы, множество баров,

Финбан, фонтаны, Петергоф и Самсон,
Ротонда, Елагин, тайны, масон,

Парки, сады, скверы, аллеи,
Мега, ПИК, Ситимолл, Галерея,

Петроград, Ленинград, культура, история,
Экскурсии, гиды, туристы, Астория,

Шаверма, рассольник, корюшка, пышка,
Студенты, учеба, возможности, вышка…

Так уж сложилось здесь исторически –
Все это очень и ЧИСТО ПО-ПИТЕРСКИ.

Я в школу ходить уж сильно люблю,
люблю зимою, люблю весною.
эх поскорей бы в школу
школа школа я тебя люблю!

В третьем ряду, мне так кажется

Всё кроме окончания основа.
дорожкам-основа дорож окончание -ам.
снегами -основа снег окончание ами.
Лужайкам -основа лужайк окончание ам
лесным - основа лесн окончание ым
празник-основа всё слово окончание нулевое
зайка основа зайк окончание а.
изумрудной и красой окончание ой а остальное основа.
листья основа лист окончание я.
душистые и новые окончание ые. остальное основа.
зимний и лёгкий окончание ий остальное основа
белым- основа бел и окончание ым.
расцвет основа окончание ут.
снежок основа снеж и окон.-ок.
пухом основа пух окончание ом.
мороз окончание нулевое основа целое слово.
веселит и бодрит окончание ит и основы весел и бодр.

Машина Михаила Ивановича наконец-то начала ехать, после долгого ремонта. Маша обязана была выполнить поручение своей мамы. Вы должны немедленно уехать. Он начал кашлять. Я перестал бегать по утрам. Мы закончили выполнять упражнение. Бабушка продолжала смеяться над внуком.

Помогите разобрать предложение под цыфрой 4 и написать характеристику Вот например ( Повест., невоскл. Белеет зайчонок с ног,

Помогите сделать до завтра. Умоляю. Искренне прошу помогите мне пожалуйста. А я может помогу у кого проблемы с биологией или с х

НАЙДИТЕ ОШИБКИ. Что не является словосочетанием: Теплый ветер; 4) пролетает ветер; Пролетает над полями; 5) поднимает пыль; Прол

особенности употребления в речи безличный,неопределенно-личных,обобщенно-личных предложений.помогите плиз)))к завтрашнему дню на

Посмотрите на фотографии скворечника, сделанного полностью из дерева. После слова "скворечник" запятая нужна?

Отметь все существительные,у которых нет формы множественного числа. Выносливость, конфета, мясо, дерево.

Что из представленных словосочетаний является: 1. Эпитетом 2. Олицетворением 3. Метафорой 4. Не является ни эпитетом, ни олицетв

Читайте также: