Советы самому себе перед выступлением ребят начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Жизнь без права на ошибку?

Здоровое волнение перед выступлением – это нормально, такое состояние помогает собраться. Отметим, оно потому и здоровое: не сковывает и подлежит контролю.

Другое дело − парализующий страх. Из-за него ребенок избегает участия в мероприятиях, где предполагается его общение с аудиторией. Такой страх чаще всего появляется из-за боязни допустить ошибку, сказать или сделать что-то не так, забыть важную фразу, а значит, по мнению ребенка, выглядеть смешно и глупо.

Подчеркните, что, если даже во время выступления с докладом или презентацией ребенок что-то забудет или перепутает, мир не перевернется, а слушатели не забросают его гнилыми помидорами. В большинстве случаев аудитория лояльно настроена к людям, допускающим оплошности из-за волнения.

Для справки

Страх публичных выступлений называется глоссофобией и стоит на втором месте после страха смерти, а испытывает его каждый третий человек на планете.

Как снять страх перед выступлением

Двигаемся

Подвигаться − один из них. Небольшая физическая активность действительно помогает восстановиться и сосредоточиться перед выходом на публику.

Особенно полезны упражнения детям, в силу возрастных особенностей для них это самый простой и гармоничный способ снятия стресса.

Ребенок может выполнять любые привычные и несложные движения (прыжки, бег на месте, приседания), и через 1-2 минуты тревога заметно уменьшится.

Правильно дышим

Перед выступлением нужно некоторое время подышать в ритме 1:4 или 1:8, то есть вдыхаем на счет 1, а выдыхаем на счет 4 или 8, то есть медленнее. Это помогает снизить уровень адреналина в крови, а значит – уменьшить панику.

Переключаем внимание

Есть несколько техник переключения внимания.

Снижаем значимость момента

Практика и еще раз практика.

Конечно, чтобы снять блок страха перед выступлением, нужно практиковаться. И чем больше, тем лучше. Мы все это знаем. Нужно стараться использовать любой повод, чтобы высказать свое мнение, тем самым тренируя ораторские навыки.

Но парадокс заключается в том, что застенчивым людям все равно это сложно. Рекомендуем как можно чаще давать ребятам задания на тренировку коммуникативных навыков. Например, пойти в магазин и обязательно провести small talk с продавцом. Или поговорить с соседями в лифте, начав разговор первым. Со временем можно усложнять задания: например, не менее 3 раз заговорить первым в школе, в магазине, аптеке и удерживать диалог не менее 2 минут.

. но главное − поддержка!

Упражнения и техники сделают свое дело. Но все-таки самое важное, что больше всего помогает детям, которые испытывают страх перед выступлением, – это поддержка близких взрослых, проявленная по отношению к ним чуткость. Как можно чаще хвалите ребенка за его большие и маленькие успехи в коммуникациях, давайте ему понять, что для вас он самый лучший оратор. И если даже сейчас у него что-то не получается, вместе вы преодолеете все сложности и страхи.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .


Нередко дети сильно нервничают перед публичными выступлениями, будь то школьный концерт, спортивные соревнования или даже чтение доклада перед классом, и порой стараются избежать их. Такое случается и с детьми, которые дома могут спокойно рассказывать стихи и танцевать. Почему так происходит и как им помочь справляться с этим страхом? Психолог Екатерина Истратова подготовила несколько важных советов для родителей таких малышей.

Умение выступать перед публикой — искусство, владение которым требуется во многих областях деятельности человека. Вот только подавляющее большинство людей испытывает массу неудобств, выходя произносить речь. И неважно, насколько длинная речь и какова численность аудитории. Для многих даже небольшое высказывание своего мнения на совещании коллег превращается в ад. Практически все, кто выступал и выступает публично, желают нескольких вещей:

Уметь говорить четко внятно и красиво.

Уметь мыслить быстро и четко, и понятно доносить свою мысль до аудитории.

Научиться влиять своим ораторским мастерством на публику.

Овладеть всеми этими навыками можно и нужно. Как достичь вершин ораторского мастерства? Лишь одним путем — регулярными тренировками!

Разные дети — разное отношение к ситуации

Все мы очень индивидуальны, у каждого своя ситуация, поэтому нет одного решения и волшебной таблетки для всех. Я предложу вам несколько рекомендаций, которые помогали другим детям. Возможно, что-то подойдет и вам.

Создайте поддерживающую среду

Это особенно важно для первых выступлений вашего ребенка перед публикой. Он не сможет всего предусмотреть и не волноваться, поэтому для малыша важно, как его примут. Пусть просто получает удовольствие и осваивается на сцене на первых выступлениях.

Поэтому для первых выступлений самостоятельно выбирайте поддерживающую и понимающую аудиторию. Начав свои выступления, пусть и небольшие, перед доброжелательной публикой, ребенок впоследствии будет легче справляться с предстоящими сложностями, которые все равно время от времени будут случаться.

Подберите подходящий наряд

Дайте возможность снять напряжение

Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть — и можно выходить к зрителям или слушателям.

Прислушивайтесь к просьбам ребенка

Считается, что присутствие родителя в зале — мощная поддержка для ребенка, который занимается танцами, пением или ходит в театральный кружок. Часто так оно и есть, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление.

Отведите ребенка в интересную ему секцию

Есть разные кружки, которые помогают научиться свободно говорить, легко держать себя на сцене, практиковаться в выступлениях. Если ваш ребенок хочет посещать такие занятия — отлично! Существуют клубы юного оратора, тренинги уверенности в себе, лидерские программы и, конечно же, театральные студии. Если ребенок попал в хорошее место, знания и умения, полученные там, точно останутся с ним надолго и даже навсегда.

Тренируйтесь всей семьей

Обязательно практикуйте выступления в семейном кругу. Это могут быть воскресные обеды, к примеру, когда вы собираетесь всей семьей и каждый готовит свое выступление перед зрителями: песенку, танец, спектакль кукольного театра, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Такая традиция не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом. Ваши теплые отношения — самая большая поддержка и защита для ребенка во всем.

Возможно, вы не раз видели, как юные спортсмены выходят на площадку или сцену со своим талисманом-игрушкой. Прежде чем поклониться публике, они, по разрешению жюри, сажают свой талисман перед собой. Это придает им сил и уверенности в своем отличном выступлении.

Попробуйте предложить ребенку такой способ набраться сил. Если он согласен, выберите талисман вместе. Не критикуйте его зайчика или мишку, а поддержите этот выбор. Это же его талисман, и он видит в нем что-то свое, важное для него. Если нет возможности выносить игрушку на сцену, пусть ребенок сам придумает ей место, где она должна его ждать и наполнять уверенностью.

Хвалите!

Есть много помогающих ребенку рекомендаций. Важны прогоны, репетиции программы, разбор структуры и акцентов выступления и многое другое. Но об этом вы, наверное, уже знаете. Желаю, чтобы ваш ребенок не только удачно выступал, но и получал массу удовольствия от общения с публикой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Правила, которые помогут учащемуся успешно выступить

Скоро открытый урок, конференция или олимпиада, где учащимся придется говорить перед большим количеством людей, а они не могут избавиться от мыслей о катастрофическом провале? Как в данной ситуации им может помочь педагог?

Рассмотрим несколько правил, которые помогут учащемуся успешно выступить.

1. Подготовка речи

Определить мотивацию слушания людьми данного выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?

Выделить главную идею речи.

Выделить подзаголовки, разделив идею на несколько составных частей.

Определить ключевые слова, которые следует повторить несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывается.

Необходимо тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовить необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.

Определить момент в ходе выступления, когда стоит обратиться к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия данного материала.

Учащемуся необходимо идеально владеть сведениями, о которых он планирует сообщить публике, не сомневаться в предоставляемой информации и хорошо ориентироваться в теме выступления.

Когда речь подготовлена, нужно записать ее основные положения или тезисы на небольшие карточки. Расположить их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления.

Произнести речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Такая предварительная тренировка снизит волнение, позволит почувствовать себя уверенно и увеличит шансы на успех.

У любого выступления есть начало – своего рода завязка, развитие действия и заключительная часть. Трудно сказать, которая из них является главной, но, в любом случае, весь ход выступления определяется тем, насколько удастся заинтересовать публику. Большинство людей в ожидании выступающего чаще занято пустой болтовней или легкими мыслями. Повернуть их внимание в свою сторону всегда можно. Оригинальное начало всегда интригует, привлекает внимание, располагает к остальной части выступления. С первых секунд выступающий должен привлечь к себе внимание и наладить контакт со слушателями настроить аудиторию на контакт. Первые слова выступающего должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание).

Например: можно рассказать какую-либо интересную историю, факт, возможно, шутку. Можно вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая его с темой выступления.

2. Место выступления. Организация пространства

Учащемуся следует заранее установить необходимое оборудование и аппаратуру;

Потренироваться, как пользоваться аппаратурой;

Расставить достаточное количество столов, стульев;

Проверить наличие вспомогательных материалов (маркеры, указка, губка, чистые листы бумаги и т.д.)

3. Поведение во время выступления

Следует помнить, что публичное выступление не должно напоминать сеанс массового гипноза. А лучший способ усыпить аудиторию - говорить, не меняя темпа и громкости, стоять на сцене, у доски, за кафедрой, не меняя положения или ходить, не меняя скорости движения, читать по листу.

Говорить нужно не очень быстро, делая паузы в конце смысловых фраз - чтобы слушатели успевали осознать сказанное. Стоит также учитывать, что человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что делает. Поэтому, чтобы выступление оказалось успешным, нужно обеспечить интерактивное общение с залом.

Например: использовать фотографии, картинки, графики, схемы, диаграммы, а также очень хорошо срабатывает прием просьбы о помощи, например, дать знак, когда истекут 15 минут - это поможет сконцентрировать внимание публики; раздать материалы и другое, спросить, не стоит ли включить дополнительное освещение, не передвинуть ли доску? Отвечая на эти вопросы, аудитория вовлекается в принятие решений, чувствует заботу о себе и собственную важность.

Нужно постоянно удерживать зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние.

Нужно быть готовым к тому, что могут найтись слушатели, которые не согласны с чем-то в данном выступлении. Поэтому необходимо заранее, подготовить аргументы, которые убедят аудиторию в правильности изложенной информации.

В заключение выступления следует четко и громко повторить основную идею, о которой шла речь.

Не забыть в конце своего выступления поблагодарить аудиторию за внимание, посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале хорошо запомнится всем, кто слушал данное выступление.

4. Успешное публичное выступление — несколько секретов.

Умение уверенно выступать перед публикой помогает человеку быстрее развивать карьеру, завоевывать уважение и добиваться своих целей. Как было уже сказано, многие не могут им воспользоваться, так как по разным причинам боятся выступать публично. Основная причина – неуверенность в себе и страх, что это заметят окружающие.

Человек появляется на свет, не ведая страха. С этим чувством не рождаются – его приобретают в процессе развития. Все страхи, которые мучают его в зрелом возрасте, являются результатом детского опыта и его негативного закрепления, которому, возможно, поспособствовали и окружающие. И так как это нечто приобретенное, есть все шансы избавиться от любого страха, в том числе и от боязни выступлений на публике.

Стоит отметить, что основная причина страха сцены у взрослых – деструктивная критика, объектом которой они стали в детском возрасте. Когда родители ругают ребенка по любому поводу, в нем зарождается и развивается страх провала и отвержения. А в зрелой жизни это приводит к сверхчувствительному восприятию мнения окружающих. В подобной болезненной реакции проявляется страх провала и отвержения, внушенного в раннем детстве, еще до достижения пятилетнего возраста. Но эти чувства могут быть заменены другими – чувством уверенности в себе, спокойствия, компетентности и самоконтроля.

Будьте уверенны перед аудиторией (погрузитесь в вашу тему, рассчитывайте на успех, возьмите на себя контроль над вашей аудиторией);

Тема и подготовка к публичному выступлению (держите ваши мысли организованными);

Эффективность благодаря изменению высоты тона голоса (при выступлении следите, как ваш голос меняется, когда вы говорите. И помните, что при большем количестве интонаций ваш голос будет звучать более приятно для вашей аудитории).

Чувства и восторг (будьте в восторге от вашей темы, это поможет вашей аудитории быть в восторге от нее тоже).

Голос (не позволяйте себе нервничать, потому что нет причин, чтобы нервничать. Следите за дыханием и попробуйте попроизносить гласные звуки, чтобы расслабиться и подготовиться к своей речи).

Соответствие жестов вашей речи (жесты должны быть отражением того, что вы чувствуете, помогая вам передать то, что вы хотите донести до вашей аудитории).

Влияние на толпу (руководите своей аудиторией через свои мысли и держите ее занятой. Утвердите себя в качестве лидера и получите уважение вашей аудитории).

Пополняйте свой словарный запас (если вам непонятен смысл какого-то слова, то посмотрите в словарь и запомните его значение).

Тренировка памяти (запомните ключевые моменты вашего выступления и некоторые слова, связанные с ними)

Дейл Карнеги, возможно, и предложил эти советы уже много лет назад, но они не подвластны времени. Использование всего нескольких из них поможет учащимся в преодолении страха публичных выступлений, значительно увеличит их уверенность в себе и сделает их лучшими ораторами.

Искусство публичного выступления — это величайший дар, которым может обладать каждый человек. Любое публичное выступление — это в первую очередь презентация себя. От того как и в какой форме будет проходить общение с аудиторией или собеседником зависит успех всего мероприятия. Важно не только грамотно подать материал и донести необходимую информацию, нужно заинтересовать и понравиться слушающим.

Те, кто постоянно выступает, у кого есть практика публичных выступлений, определённый опыт в ораторском искусстве, знают, что начинать надо с малого. Т.е. пересилить себя и начинать выступать, сначала перед маленькой доброжелательной аудиторией - это могут быть группа, класс, кружек по интересам, потом более большой, потом еще больше.

Подводя итог, нельзя не обратить внимание на насущность рассматриваемой темы. Сегодня главная задача учителей заключается не в том, чтобы быть хорошими ораторами, но создать условия для развития навыков публичного выступления обучающихся. Это поможет им эффективно общаться с публикой, используя богатое разнообразие языка, язык тела, голосовые данные и структурированный подход к организации представляемого материала и содержания.

Приобретая навыки и умения выступать перед аудиторией, учащиеся вооружаются одним из главных инструментов профессионального успеха – умению позиционировать себя, внятно изъясняться и грамотно выражать свои мысли.

Алексеев А.А. Громова Л.А. Поймите меня правильно. С-Пб. Экономическая школа. 1993

Андреев В. И. Деловая риторика. - Казань, 1993

Бадмаев Б. Ц. Выступление, беседа - всегда общение. М., 2003

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2005

Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 2001

Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. М. Комета.1989

Соавтор(ы): Deb DiSandro. Деб ДиСандро — владелица компании Speak Up On Purpose, которая помогает изучить и усовершенствовать навыки публичных выступлений. Имеет более 30 лет опыта в качестве оратора на национальном уровне, выступала на писательской конференции Эрмы Бомбек и в Национальном обществе газетных колумнистов. Получила награду Национальной ассоциации ораторов как участник года в 2007 году, публиковалась в Writer's Digest, Daily Herald, Women's Day и Better Homes & Gardens.

Количество источников, использованных в этой статье: 8. Вы найдете их список внизу страницы.

Учим ребенка выступать перед публикой

Представьте, что вас попросили выступить с небольшой речью на тему, с которой вы хорошо знакомы. Вы много раз репетировали перед зеркалом и в кругу своей семьи. Выучили свою речь наизусть и полностью готовы к выступлению. И вот наступает важный момент, объявляют ваш выход. Вы стоите на сцене лицом к аудитории. По спине проходит холодок, во рту все пересыхает. Вы чувствуете, как стучат ваши зубы, дрожат колени, лоб покрывается испариной. Вы забываете слова, которые еще несколько минут назад прекрасно помнили. Это полный провал!

Поверьте, нечто подобное случалось с каждым. Даже самые выдающиеся ораторы хотя бы раз в жизни испытывали страх перед публичным выступлением. Если такое случается со взрослыми, неудивительно, что это может произойти и с детьми. Страх перед публичными выступлениями – один из самых распространенных страхов среди детей. И родителям следует понимать о том, что, для того чтобы ребенок научился выступать публично, ему нужно преодолеть этот страх.

Волноваться перед выступлением – нормально

Помните, что залог успешного выступления кроется не в отсутствии страха. Сам по себе страх не преуменьшает способностей вашего ребенка. Даже испытывая страх, можно научиться мастерству публичных выступлений. Кроме того, ребенок может научиться справляться со страхом, чувствуя поддержку родителей и следуя приведенным ниже рекомендациям.

Учитесь выступать перед публикой с раннего возраста

Подобно иностранным языкам, выступать перед публикой следует учиться с раннего возраста. Тренируйте навыки ораторского мастерства дома. В раннем возрасте вы можете помочь ребенку развить навыки бытовой речи. Например, ребенок может рассказать о том, как провел выходные. Со временем научите ребенка общаться с продавцом, почтальоном, отвечать на телефонные звонки. Не стоит ждать, пока ребенок сам захочет выступать перед публикой.

Развивайте коммуникативные и речевые навыки ребенка

Развитие речевых навыков крайне необходимо для того, чтобы научиться выступать перед публикой. Так или иначе, ребенку приходится использовать речь в различных жизненных ситуациях. Начните с того, что позвольте ребенку говорить, когда он этого хочет. Когда ребенок высказывает свои мысли и его не перебивают, он развивает свою речь. Неуверенный в себе ребенок с маленьким словарным запасом вряд ли сможет стать хорошим оратором. Родители должны способствовать развитию речи ребенка и создавать условия для того, чтобы он мог высказываться свободно. Задавайте ребенку вопросы. Позволяйте ему самому свободно их задавать.

Чтобы овладеть ораторским мастерством, важно также развивать культуру речи. Естественно, этим нужно заниматься постоянно. Учите вместе с ребенком правила грамматики, увеличивайте словарный запас, работайте над правильным произношением и интонацией.

Учитесь весело

Репетируйте перед аудиторией

Детям, которые учатся выступать публично, нужна аудитория. Еще лучше, если она будет состоять из взрослых – так дети смогут легко устанавливать контакт с аудиторией. Поддерживайте выступающих. Воздержитесь от критики. Оценивая детей, укажите, в чем они могут усовершенствовать свое выступление. Слушайте, как зрители отзываются о выступлении вашего ребенка, и продолжайте развивать его навыки публичных выступлений.

И напоследок несколько правил для того, чтобы развивать у ребенка навыки публичных выступлений:

  • Поощряйте стремление ребенка выступать публично.
  • Ставьте цели. Поощряйте ребенка, когда он достигает поставленной цели.
  • Не заставляйте ребенка выступать публично, если он к этому не готов.
  • Записывайте выступления ребенка на видео (или диктофон) и пересматривайте вместе с ним. Это воодушевит его и поможет развивать свои навыки конструктивно.
  • Смотрите выступления других ораторов разных возрастов.

Эти простые, но эффективные советы помогут вашему ребенку освоить навыки ораторского искусства и стать успешнее в повседневной жизни.

Читайте также: