Статья теневой театр в доу

Обновлено: 02.07.2024

Театр теней – древнее искусство. Существует красивая китайская легенда о происхождении теневого театра, в которой речь идет о Фудиме, императоре династии Хань.

Театр теней – древнее искусство. Существует красивая китайская легенда о происхождении теневого театра, в которой речь идет о Фудиме, императоре династии Хань.

В далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского императора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене.

Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены, и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль вырисовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так, главный придворный показал императору чудеса Теневого театра и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она – за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань – не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами…

В наше время теневой театр – это одно из направлений театрального искусства. Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте театральная деятельность занимает одно из приоритетных мест, так как игра – это основной вид деятельности детей.

Теневой театр является легкодоступным видом деятельности, которая помогает решить проблемы в художественном и нравственном воспитании, самостоятельности, инициативности дошкольников. Многие прославленные педагоги говорили о театре как о средстве воспитания.

Для оборудования теневого театра не требуется особых затрат. Для представления понадобится плоский экран, источник света и теневые куклы.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость и вызывает активный интерес.

Игру с дифференциацией домашних и диких животных хорошо провести с детьми четырех лет. Для этого на экране с разных сторон ставят картинки: дом и елочку. На экране появляются тени животных. Дети, угадав животное по тени, рассказывают о нем и размещают картинку в нужном месте.

Эта игра помогает развивать навыки связной речи, закрепляет представления о диких и домашних животных.


Воспитатель показывает тень овоща, дети отгадывают, чья это тень, предлагают картинку с цветным изображением, рассказывают об этом овоще.

Игра помогает закрепить знания детей об овощах, активизировать словарь, формировать представление о тени как о символе.


Воспитатель строит образец башни за ширмой, а дети повторяют.

Игра помогает детям учиться создавать несложные конструкции, находить в них сходство и различие.


Педагог за экраном показывает движения руками, а дети стараются повторить движения рук педагога.

Игра позволяет повысить речевую активность, учит слушать и понимать речь взрослого, создает благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, воображение и память.

Педагог читает сказку, акцентируя внимание на расположение предметов на экране. Затем спрашивает у детей расположение предметов относительно другого предмета (справа, слева, около, над).

Дети с помощью кукол-марионеток показывают сказку. Театрализованная деятельность помогает активизировать речь детей, воспитывать интерес к инсценировке сказок, учит согласовывать свои действия с действиями других участников спектакля.


Делаем силуэты гуся, птицы, козы, кота… Игра позволяет обыгрывать песенки-потешки, развивает образное мышление, мелкую моторику рук и координацию движений, учит согласовывать движение рук и речь.


Куклы-марионетки очень просты, их легко изготовить, а радость от творческого процесса велика. Марионетки знакомят детей с простейшей механикой – работой рычагов. Они не только помогают создать выразительный образ, но и будят в детях познавательный интерес к техническим решениям. Набор таких игрушек для теневого театра дети используют самостоятельно. Их фантазия может удивить нас взрослых, а самим детям доставит радость творчества.

Данный вид деятельности учит делать простейшие марионетки для теневого театра, знакомит с техническими решениями – работой рычагов при создании игрушек-марионеток, совершенствует навыки безопасной работы с ножницами, проволокой, нитями.


Пусть актерами в дальнейшем станут не многие, но приятные воспоминания останутся у всех. Театральная деятельность – это яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры, радость. Это деятельность, в которой осуществляются желания, мечты и многое другое. Театрализованной игре следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Театр теней помогает детям включить воображение, додумать образы, чувства героев и обстановку. В процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания об окружающем мире, активизируется и совершенствуется словарный запас, звукоподражание, навыки связной речи, совершенствуется моторика, координация, плавность и целенаправленность движений, ответственность друг за друга.

По QR-коду и мобильному приложению вы просмотрите фильм, отражающий интересные варианты использования теневого театра, в развитии детей.


Фильм также можно просмотреть перейдя по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Организация театрализованной деятельности в ДОУ очень актуальна в настоящее время, так как позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности, творческий потенциал, но и помогают адаптации в обществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, моральных ценностей нашего общества. Через театрально-игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность, эмоциональная отзывчивость и интеллектальность.

Театр – это прекрасное средство преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность позволяет формировать личность ребенка благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность – герои добрые, смелые, умеют дружить и находить выход из любых ситуаций. Мир театра – это необыкновенная страна фантазий, игра вымысла и реальности, звуков, музыки и света. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения ребенок может найти в театрализованной деятельности.

Театр – одно из величайших искусств человечества, соединяющий в себе другие виды искусства – литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. В своей работе мы используем различные виды театров : пальчиковые, настольные, плоскостные, бибабо и др. Но особый интерес у детей вызывает теневой театр,который основан на использовании плоских кукол, которых помещают между источником света и экраном [3].

Согласно истории, театр теней как искусство зародился в Древнем Китае в 200 году до нашей эры, в эпоху династии Хань. Далее театр теней появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, дошел до Санкт-Петербурга и Москвы. Спектакли теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете масляной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций. Куклы для таких спектаклей делались из шкур высотой 30 сантиметров, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Фигурки делались подвижные из соединенных между собою частей. Находящийся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев – бамбуковых, стальных или деревянных.

Наиболее распространенным сюжетом для спектаклей был исторический эпос. В Индии спектакли театра теней чаще были ориентированы на религиозную тематику, а в Турции – на комедийную. В России теневой театр появился на рубеже 17-18 веков во времена правления Анны Иоанновны в рамках школьных театров в духовных семинариях и академиях. Самый известный Театр теней сейчас – Яванский, Вайанг-Кули: куклы для него до сих пор делают из шкуры буйвола. На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали[2].

Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. В ДОУ данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речевой культуры ребенка.

Для создания теневого театра в группе ДОУ необходимо:

- куклы-силуэты на палочках - герои произведения и элементы обстановки (дома, деревья, облака и т. д.);

Экран может быть небольшим для постановок с использованием картонных силуэтов героев спектакля. Если сами дети выступают в роли актеров, то экран должен быть не менее роста детей. Минимализм реквизита и декораций. Для каждой сцены достаточно двух-трех характерных деталей, чтобы обозначить место действия.

Один из вариантов теневого театра – показ на экране силуэтов различных животных с помощью рук. Самое трудное – не только сделать фигурку с помощью пальцев, но и суметь правильно отразить тень на экране, а также производить движения пальцами, чтобы заставить фигурку двигаться и разговаривать.

В настоящее время во всех ДОУ используется мультимедийное оборудование, что позволяет поднять театрализованные игры на новую высоту. На экране можно поставить цветную картинку для создания сцены в постановке, быстро поменять ее на следующую, выбрать определенную цветовую гамму. Использование компьютера значительно расширяет круг художественных произведений для театра, так как создание большого количества предметов для театрализованной деятельности занимает много времени, место для хранения атрибутов в группах, как правило, ограничено.

1. Интернет-источник: минобрнауки. рф ФГОС ДО.

Мастер класс по изготовлению корпуса напольной ширмы для кукольного театр в ДОУ.

Мастер класс по изготовлению корпуса напольной ширмы для кукольного театр в ДОУ. Мастер класс по изготовлению корпуса напольной ширмы. Для работы нам понадобится: 1. Бруски 20-45-3000мм 2. Шкурка шлифовальная 3. Уголки.

Пальчиковый театр в ДОУ

Пальчиковый театр в ДОУ Хочу поделиться своей наработкой, возможно кому то пригодится, хотя в интернете масса разных вариантов вязаных игрушек, но мне бы хотелось.

Теневой театр

Теневой театр Я хочу рассказать как мы с ребятами старшей группы "Капелька" решили сделать теневой театр. Долга размышляли смотрели видео и придумали.


Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка. В детских садах используют разные виды театра:

театр живой куклы

Но очень редко используют театр теней, более того, в этом направлении очень мало литературы.

Начиная работу по данной теме, я изучила литературу, задачи, средства и методы работы, а также историю возникновения теневого театра.

Данный вид театрализованной деятельности очень актуален. Принимая участие в спектаклях и их подготовке развиваются творческие способности ребенка, а также помогает тем ребятам у кого имеются трудности в общении, развивает мелкую моторику пальцев. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками. Более того театр теней является хорошей профилактикой страха темноты у детей.

История возникновения такого вида искусства в разных странах различна, вот самые интересные:

В Китае, например, более 2000 лет, более того этот вид театра является родоначальником драматургии в Китае. Первые записи о таких театральных представлениях относятся к 1000 году н. э., хотя исследователи уверены, что они существовали гораздо раньше. Большинство ученых утверждают, что искусство театра теней уходит корнями в Китай. По древней легенде Император Уди очень любил одну наложницу, и слишком тяжело переживал ее смерть. Ничего не радовало Императора, настолько он был опустошен, что даже забросил все важные дела. Придворные как могли старались вернуть его к жизни, но ничего не помогало, и тогда один из художников двора создал куклу из бумаги похожую на наложницу. Когда наступила ночь, Императора пригласили посмотреть. Подсветив шелковый экран, придворный изображал ее движения, подражал ее голосу. Император настолько был воодушевлен, что вернулся к жизни и своим обязанностям.

Ко второму тысячелетию, театр теней был очень распространён в Китае и Индии. С войсками Чингиз-хана распространился также в других регионах Азии. Наивысшей формы в Турции достиг в XVI ст., был популярен в Османской империи. В 1767 году, из Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. В 1776 году она стала известна в Великобритании. Немецкий поэт Гете проявлял интерес к этому искусству, а в 1774 году сам устроил его представление. Одним из самых известных и влиятельных в Китае и в XXI веке остаётся таншаньский театр теней. В Чэнду есть музей театра теней (кит. упр. 成都中国皮影博物馆).

Сегодня среди коллекционеров ценятся ажурно изготовленные кожаные марионетки, а самому театру теней, в классическом виде, грозит исчезновение.

В середине 2000-х зародилось новое течение театра теней, в котором вместо марионеток танцоры, используя свою гибкость и пластику, создают перформансы пользуясь, в первую очередь, своим телом. К концу десятилетия течение приобрело большую популярность и во многих странах мира начали зарождаться свои театры теней. Самым популярным из таких новых театров теней можно считать театр теней Pilobolus. А среди известных можно назвать так же Attraction, El Gamma Penumbra, Delight, Fireflies, Verba, Три Крыла, Шоу театра теней из Москвы, SHADOW LAB, от проекта SHIK-BALET.

Театральная деятельность — это одна из форм работы с детьми в детском саду, которые раскрывают и развивают творческие способности ребенка. Такая деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой.

Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: мишка, котик, зайка, лошадка, современные мультипликационные персонажи: Смешарики, Лунтик, Барбоскины, Ниндзяго, и многие другие. Детей приводит в восторг, что эти персонажи двигаются, разговаривают, обращаются к зрителям. Важно, театр рассматривать не только как развлекательное мероприятие, но и показывать через спектакли примеры дружбы, честности, трудолюбия и доброты. Именно в этом возрасте у детей формируется характер, интересы, отношение к окружающему миру.

Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание! Несомненна, и роль родителей здесь очень важна.

Все необходимое для показа подготовить несложно. Экран можно сделать из картонной коробки большого размера, вырезать экран, приклеить кальку или белую простынь нужного размера. Лампу, я покупала на прищепке, она очень практична. Главное, чтобы свет располагался между актером и экраном, для этого лампу прикрепляют сверху, и направляют на экран.

Персонажи и декорации можно нарисовать самим. Хотя есть и другие варианты, к примеру, готовые шаблоны можно купить в Интернете.

Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Именно поэтому дети так позитивно включаются в магию происходящего на экране: отвечают на вопросы персонажей и помогают им, предупреждают об опасности. Необычность зрелища захватывает их и переносит в мир волшебной сказки. Театрализованная деятельность приносит детям радость и непередаваемый восторг.

Мы живем в Архангельской области, здесь зимний день очень короткий, в основном в дневное время суток темно, и это самая благоприятная среда для теневого театра. Между тем, это и замечательная профилактика страха темноты у детей. Зачем бояться темноты, когда так интересно и весело можно поиграть. Начинали с детьми простые диалоги в пальцевом театре теней. Такая форма работы позволяет помимо всего прочего еще и развить мелкую моторику пальцев, здесь в качестве сценария брали известные ребенку стихи, басни и небольшие сказки.

Роль педагога в организации и проведении спектакля велика. Важно организовать совместную деятельность и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Поставить четкие задачи перед детьми и передать им инициативу. Обратить внимание на сложности каждого ребенка, если они имеются.

Зрители с интересом смотрели представление, смеялись и хлопали. Всем ребятам, не участвующим в спектакле, пришлось пообещать, что в следующей постановке они тоже станут актерами.

Дети смогли показать разные характеры героев сказки — положительного героя петушка, трудолюбивого и ответственного, и стремление мышат подражать ему, бороться со своими недостатками. Мне понравилось представление, с удовольствием приду смотреть следующую постановку, а воспитателю желаю удачи в этом довольно сложном деле.

Отзыв родителей, он всегда положителен, ведь приятно смотреть на своего ребенка, поэтому важно мнение и педагогов: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБОУДО ДЮЦ П. С. Ильюшенкова:

Образовательных: Способствовать использованию как вербальных (темп, сила голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика, поза) средств выразительности. Вызвать в детях состояние творческого поиска, вдохновения. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Развивающих: Развивать представления детей о нравственных качествах человека, уверенность в победе доброго начала. Развивать пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности.

Речевых: Познакомить детей с новыми словами: занавес, декорации, афиша, аплодисменты, негодование.

Воспитательных: Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.

При посещении развлечения мною были сделаны следующие выводы: приемы и методы, применяемые в ходе развлечения, полностью соответствовали возрастным психологическим и физиологическим особенностям детей 6–7 летнего возраста. На занятии происходила смена видов деятельности, достаточная для успешного выполнения задач педагогом и детьми без видимого утомления и скуки.

Педагогом и детьми была проведена большая подготовительная работа, которая, несомненно, оказала огромное влияние на развитие эмоционального интеллекта воспитанников. Данное развлечение развивает творческие способности детей, способствует активизации воображения, развитию логического мышления, предлагая детям ситуативно-деятельный подход к решению различных видов задач.

Особенно хотелось бы отметить активность и заинтересованность всех ребят на протяжение развлечения.

По моему мнению, проведение подобной работы повышает самооценку детей дошкольного возраста, учит их умению слушать и слышать, помогает самопрезентации воспитанников, сплачивает детских коллектив, учит относиться друг к другу уважительно и терпимо. Предлагаемый материал соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Предлагаемые игры, творческие задания позволяют детям проявить актерское мастерство, преодолеть трудности межличностного взаимодействия, способствуют развитию речевых навыков, повышают уровень общей культуры. Такая форма проведения досуга наиболее оправдана для детей старшего дошкольного возраста, так как является одной из форм подготовки к школе, позволяет значительно повысить интерес дошкольников к обучению. Считаю, что данную форму работы полезно развивать и далее, возможно, привлекая к выполнению различной подготовительной работы родителей воспитанников.

Конечно в условиях группы не стоит требовать сделать большой сложный спектакль, который посилен лишь профессионалам — это и невозможно и не имеет смысла. Пусть лучше будет маленькая сказка, небольшой диалог между персонажами разыгранная детьми, здесь важно интерес детей, их воображение и творческое решение. Необходимо проводить игры в театр теней систематически.

Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется, незаслуженно обделен вниманием педагогов. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театр теней, теневой театр, Китай, театрализованная деятельность, вид театра, детский сад, творческая способность ребенка, форма работы, театральная деятельность.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Теневой театр.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством.

театрализованная деятельность, ребенок, творческая способность детей, театральный кружок, театральное искусство, III, театральная деятельность, ребенок стали, дошкольный возраст, этап.

Развитие творческих способностей через театрализованную.

Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей старших дошкольников.

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность автор начала с создания.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Театрально-игровая деятельность позволяет расширить зону.

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

Методические рекомендации по развитию творческих.

ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад, театральная деятельность, творческое развитие, творческая активность, образная выразительность, кукольный театр, устойчивый интерес.

Психолого-педагогические подходы к театрализованной.

Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К первой группе — режиссерским играм в детском саду относят настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале.

Театр теней как средство развития творческих способностей детей. Организация спектакля теневого театра — отличная задумка воспитателей, благодаря которой дети

Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития.

Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.

Статья об истории возникновения теневого театра, а также об особенностях работы в данном виде искусства с дошкольниками.

ВложениеРазмер
statya_-_teatr.docx 19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников

Педагог ДОУ в своей работе должен использовать разнообразные методики и средства, призванные максимально раскрыть творческие эстетические способности ребенка, развить коммуникабельность и пр. Одним из средств достижения этих целей является организация теневого театра.

Что такое теневой театр?

Теневой театр известен с глубокой древности. Впервые об этом удивительном жанре упоминается в исторических источниках Китая .

На освещенный экран плотно прикладываются фигуры и, таким образом, создается иллюзия двигающихся теней. Фигуры по традиции изготовляются из бумаги или картона, раньше также использовалась тонкая кожа.

Сегодня теневой театр в виде инсценировок сказок и стихотворений, повестей и рассказов служит прекрасным средством развития творческих способностей воспитанников ДОУ. Практически в любом ДОУ можно создать такой театр. Оборудование для него в изготовлении и управлении чрезвычайно просто. Необходимы следующие компоненты.

  1. Экран любого размера (в зависимости от пространства музыкального зала)
  2. Источник света (им может служить обычная настольная лампа)
  3. Непосредственно фигуры, вырезанные из плотного картона и закрепленные на деревянные палочки (или шпатели, если театр миниатюрный).

Бесспорный плюс теневого театра – минимальные материальные затраты. Фигуры изготавливаются из картона, проволоки, ниток и планок из дерева. Они также не требуют больших площадей для хранения.

Особенности мировосприятия малышей делает для них театрализацию различных произведений запоминающейся, образной и яркой.

Театр оказывает мощное позитивное воздействие на маленьких зрителей, благодаря целому спектру различных средств. Художественные образы, оригинальное оформление, текстовое и музыкальное сопровождение – все эти компоненты развивают способности и эстетические чувства детей. Необходимо построить спектакль так, чтобы зрители выступали и в качестве участников, вступали в живые диалоги, сопереживали, делились своими впечатлениями с родителями и т.п. Так развиваются коммуникативные навыки, умение поддерживать беседу в форме диалога, рассказывать о своих впечатлениях.

Играть со своей тенью – занятие чрезвычайно интересное и увлекательное. Дети открывают для себя новые грани, возможность фантазировать и видеть это наяву. Это развивает внимательность, способность подмечать мелкие детали и в обычной жизни ребенка.

Для детей представление теневого театра – праздничное событие, полное эмоций и впечатлений.

Первый момент, о котором хотелось бы сказать, в качестве рекомендаций: не следует усложнять и загромождать сцену. Необходимо исходить из принципа минимализма реквизита и декораций. Каждая сцена может сопровождаться лишь двумя-тремя характерными деталями. Они способны создать иллюзию целой картины. Например, колонны и арки – может быть необычные – волшебный город, подобие пещеры – логово драконов и т.п.

Важный момент декорации необходимо держать близко к прожектору, и работают с ними актеры, незадействованные непосредственно в спектакле.

Костю актера должен быть удобен и практичен. Особое внимание деталям, идентифицирующим героя спектакля. Корона – и вот пред зрителями образ короля, шляпа – мушкетер. Все должно быть лаконично и легко взаимозаменяемо. При этом силуэты и маски могут быть как статичными, так и с движущимися элементами. Но и сам актер должен открывать рот и жестикулировать более интенсивно, поскольку это театр теней.

Вообще же теневой театр – это плод совместного творчества детей и педагогов. Поэтому педагог должен, прежде всего, наладить полное взаимопонимание со своими подопечными, найти общий язык со всеми участниками спектакля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Влияние теневого театра на развитие детей.

Театр теней – одно из самых любимых зрелищ детей. Театр теней - это удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Родиной теневого театра считается Китай. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. Фигуры на экране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. Чем дальше силуэт находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчётливо. Если же силуэт приблизить к экрану, то тень уменьшится в размерах и станет более отчётлива.

Дошкольников он привлекает своей необычностью, построенной на контрасте света и тени, динамикой, доставляет большое удовольствие и много радости. Такой театр вызывает у детей интерес не меньше других видов театра. В театре теней дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых персонажей.

Таинственность и необычность зрелища захватывают ребёнка, переносят в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно и всё возможно. Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное действо, живо реагируя на происходящее.

Сопереживая героям спектакля, они активно отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам помогает эмоционально пережитый спектакль.

Искусство театра теней настолько впечатляет детей, что многие

воспитатели и педагоги дополнительного образования прибегают к использованию его элементов в практике своей работы. Вместе с тем, анализ образовательных программ и учебно-методических пособий показал, что на сегодняшний день нет парциальных программ и методических разработок, которые можно было бы применять в разностороннем развитии детей дошкольного возраста. Поэтому использование театра теней в практике работы детских садов нашей страны зачастую ситуативно и бессистемно.

Дети раннего и дошкольного возраста очень впечатлительны, поэтому поддаются сильному, эмоциональному воздействию театра теней. Однако им интересен не только просмотр спектакля. Дети готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям, бабушкам и дедушкам – всё это доступно дошкольникам, поэтому чрезвычайно увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении.

Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находиться под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями. Театр теней можно сделать быстро. Для начала надо сделать экран. В самом простом случае экран состоит из плотной картонной рамки и тонкой ткани. При наклеивании необходимо плотно натянуть ткань на рамку.

Неровностей на поверхности должно быть, как можно меньше, от этого зависит, насколько чётко будут выходить тени – актёры. Можно по сюжету сказки оформить интерьер. Если действие происходит лесу, можно вырезать силуэты веток и приклеить их к рамке с внутренней стороны. Если в замке, можно вырезать колонны. Важный момент для теневого театра – установка света. Свет должен падать сзади и сверху. Силуэты должны находиться

между источником света и экраном. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигурки пальчикового театра и сами актёры – люди.

Силуэтные картинки или силуэты могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, картона, из кожи, из дерева, из фанеры, металла. Фигурки для теневого театра сделать очень просто. Силуэты можно подготовить на компьютере, найти в Интернете или

нарисовать самим, распечатать на принтере на обычных листах А4

По рисунку вырезать из тонкого картона силуэты и прикрепить к ним бумажную трубочку.

Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требуют у ребят вступать в беседу, всё это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологе. Развивает: творчество, фантазию, мелкую моторику, мышление, память, речь.

Затем можно готовить жанровые сценки и постановки спектаклей по небольшим литературным произведениям.

Театр теней имеет свои особенности: неподвижность силуэтов,

отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, - это во многом специфику работы над постановкой теневого спектакля с дошкольниками.

Очень важно потренироваться выполнять движения и жесты героев, чтобы они были чёткими, выразительными и понятными зрителям. А также продумать взаимное перемещение и размещение героев (если одновременно их несколько) на экране, ведь если наложить одну тень на другую, на экран проецируется бесформенный силуэт.

Создать актёров – кукол совсем несложно. Сейчас многое можно приобрести в магазине, но есть вариант сделать их самим. Ведь сам процесс изготовления кукол для теневого спектакля, сочинение сказки не менее интересны для дошкольника, чем выступление. Каждая кукла – актёр, созданная руками ребёнка, уникальна и неповторима. А совместное творчество играет немалую роль в развитии детей. В процессе создания куклы дети учатся быть более общительными, дружелюбными, отзывчивыми.

При использовании в спектакле подвижных кукол с ней должны работать несколько человек одновременно. Чтобы движения куклы были чёткими и понятными зрителю, юным кукловодам нужно учиться работать слаженно, а значит забыть про ссоры, непонимание, грубость, невнимание, неумение слушать. А при использовании плоской фигуры надо заранее учесть, с какой стороны она появиться и чтобы фигура была повёрнута профилем в нужном направлении. А это значит, что надо договориться, кто из кукловодов будет управлять той или иной куклой.

Распределение обязанностей при подготовке к спектаклю способствует развитию речевого общения дошкольников Не всегда в спектакле используются подвижные куклы, а ролей по сценарию часто оказывается намного меньше чем желающих участвовать в качестве героев постановки. И тогда мы вспоминаем о других работниках театра помимо актёров: кассиры, декораторы, осветители и т.п., без которых в театре не обойтись.

Для детей можно использовать много разных спектаклей: от

инсценирования произведений устного народного творчества до постановки по мотивам больших литературных произведений, а также теневых представлений по собственным сценариям с использованием рукотворного реквизита.

Можно организовать представление таким образом, что кто – то из детей читает текст за автора, какая – то группа участников показывает на экране тени и силуэты, иллюстрирующие постановку, а кто – то может быть зрителем. А в следующий раз все обязательно поменяются ролями.

Дети сами по себе удивительно открытые и творческие натуры.

Увиденное и пережитое в театре теней способствует расширению кругозора, обогащению эмоциональной сферы и надолго остаётся в памяти каждого ребёнка.

Участие в постановках благоприятно влияет на эмоциональную сферу, обогащая её. А также учит понимать чувства свои и окружающих людей, учит по мере сил управлять своими чувствами и эмоциями. Сопереживая театральным героям, дети становятся более отзывчивыми и терпимыми. А рассказы о спектакле способствуют развитию речи и формированию умения выражать свои мысли, чувства, отношения.

Совместная подготовка спектакля (изготовление фигурок отдельных персонажей и декораций) в полной мере содействует развитию не только речевого общения, но и развития творческих способностей каждого ребёнка. Групповые постановки помогают многим детям избавиться от поведенческих проблем, успешно социализироваться в большом коллективе. Ведь в одиночку спектакля не сыграешь.

Читайте также: