Короткова предметно пространственная среда детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Короткова Н.А., Глушкова Г.В., Мусиенко С.И.
Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей / Под редакцией Коротковой Н.А.

В пособии представлена концепция проектирования предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях; предложены конкретные варианты устройства групповых помещений в детских садах разного типа (со спальнями и без спален); варианты организации среды подкреплены иллюстративным материалом.

Для воспитателей детских садов, для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста в рамках других образовательных и культурно-досуговых учреждений.

Инструктор по физическому воспитанию МДОУ №127 Короткова Е. Н.

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,

охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО моя развивающая предметно-пространственная среда создана для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Поэтому она является: •содержательно-насыщенной – включает средства обучения (в том числе технические, оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

•трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

•полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

•доступной – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к физкультурному оборудованию, играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

•безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению наджности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Мою развивающую предметно-пространственную среду организовывала с учётом принципов определённых в ФГОС ДО.

1. Принцип вариативности - определялся типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. МДОУ№127-детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления.

2. Принцип целостности образовательного процесса - наполняемость предметно – развивающей среды осуществлялась по основным четырем направлениям развития ребенка : физическому, социально – личностному, познавательному, речевому и художественно эстетическому.

3. Гендерный принцип - обеспечивался как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.

4. Принцип учета возрастных особенностей - в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования служили общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Принцип опережающего развития – реализовывался с учётом возрастных особенностей детей, но, кроме этого включались материалы и оборудование (приблизительно 15%, ориентированные на детей более старшего возраста (не более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития

7. Принцип информативности - реализовывался разнообразием оборудования, разнообразием предметного окружения и активностью детей во взаимодействии с ним. Возможностью проявить свой опыт.

8. Принцип трансформируемости – осуществлялся в возможности трансформации пространства и построение непересекающихся сфер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.

9. Принцип эмоционогенности – осуществлялся с помощью создания индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия каждого ребенка.

Назначение функционального модуля для педагогов и родителей:

• способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;

• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

• создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;

• ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и

Источник требований по организации модуля:

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении феде-

6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде-

миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы;

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде-

• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе

Реализуемые образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

Реализуемые виды деятельности:

3. Двигательная активность.

Назначение функционального модуля:

• организация занятий дошкольников по плаванию для физического развития и укрепления здоровья.

Источник требований по организации модуля:

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении феде-

6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде-

миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы;

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде-

• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе

Реализуемые образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Физическое развитие.

Реализуемые виды деятельности:

3. Познавательно исследовательская;

3. Двигательная активность.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС

Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию предметно-пространственную среду в подготовительной группе в соответствии с ФГОС. Музыкальный цент Игры с разным.

Предметно-пространственная развивающая среда группы

Предметно-пространственная развивающая среда группы Я продолжаю свой рассказ о развивающей среде группы. В группе оформлены следующие уголки: Уголок творчества Уголок творчества расположен.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основных направлений развития ребенка. Познавательное.

Развивающая предметно-пространственная среда Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного.

Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе

Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе При организации развивающей предметно – пространственной среды я руководствовалась ФГОС ДО, Программой МДОУ. Созданная мною развивающая.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе Предметно-пространственная среда в нашей группе оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Она соответствует содержанию образовательного.

3. рабочая зона (блок).
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.
Для детей все зоны (блоки) должны быть обозначены смысловыми маркерами-метками, такими как ковер, подиум. Маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих видов активности.
Каждая зона пространства должна располагать к нескольким видам деятельности. При этом какие-то виды деятельности тяготеют в большей мере к той или иной части пространства. Например, продуктивная деятельность больше тяготеет к рабочей зоне (рисовать, лепить, конструировать удобно на столах, но конструировать из крупного напольного строительного материала можно в активной зоне). Чтение и рассматривание книг тяготеет к спокойной зоне, но не исключает и рабочую. Какие-то виды деятельности реализуются во всех зонах без исключения. Например, игра подвижная, с правилами или сюжетно-ролевая – в активной зоне, режиссерская, настольная – в спокойной или рабочей зоне. Так же все пространство захватывает и познавательно-исследовательская деятельность. Чтобы каждая часть пространства эффективно работала, следует соответствующим образом разместить материалы – на границах и внутри зон.

Онлайн-книги

ООП ДОУ составленная с учетом примерной программы Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Примерная модель развивающей предметно-пространственной среды

во всех группах ДОУ

Пояснительная записка

Развивающая предметно-пространственная среда в детском образовательном учреждении служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой деятельности. Внутри игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую предметно-пространственную среду мы формируем зону ближайшего развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, групповой ячейки, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 1

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

При построении и обновлении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ соблюдались следующее:

5) Доступность среды

Модель развивающей предметно-пространственной среды 1 младшей группы

Наименование зоны развития

Читайте также: