Короткова предметно пространственная среда детского сада
Обновлено: 05.07.2024
Короткова Н.А., Глушкова Г.В., Мусиенко С.И.
Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей / Под редакцией Коротковой Н.А.
В пособии представлена концепция проектирования предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях; предложены конкретные варианты устройства групповых помещений в детских садах разного типа (со спальнями и без спален); варианты организации среды подкреплены иллюстративным материалом.
Для воспитателей детских садов, для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста в рамках других образовательных и культурно-досуговых учреждений.
Инструктор по физическому воспитанию МДОУ №127 Короткова Е. Н.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО моя развивающая предметно-пространственная среда создана для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Поэтому она является: •содержательно-насыщенной – включает средства обучения (в том числе технические, оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
•трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
•полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
•доступной – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к физкультурному оборудованию, играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
•безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению наджности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Мою развивающую предметно-пространственную среду организовывала с учётом принципов определённых в ФГОС ДО.
1. Принцип вариативности - определялся типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. МДОУ№127-детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления.
2. Принцип целостности образовательного процесса - наполняемость предметно – развивающей среды осуществлялась по основным четырем направлениям развития ребенка : физическому, социально – личностному, познавательному, речевому и художественно эстетическому.
3. Гендерный принцип - обеспечивался как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.
4. Принцип учета возрастных особенностей - в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования служили общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
5. Принцип опережающего развития – реализовывался с учётом возрастных особенностей детей, но, кроме этого включались материалы и оборудование (приблизительно 15%, ориентированные на детей более старшего возраста (не более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития
7. Принцип информативности - реализовывался разнообразием оборудования, разнообразием предметного окружения и активностью детей во взаимодействии с ним. Возможностью проявить свой опыт.
8. Принцип трансформируемости – осуществлялся в возможности трансформации пространства и построение непересекающихся сфер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.
9. Принцип эмоционогенности – осуществлялся с помощью создания индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия каждого ребенка.
Назначение функционального модуля для педагогов и родителей:
• способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;
• ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и
Источник требований по организации модуля:
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении феде-
6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде-
миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде-
• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе
Реализуемые образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Реализуемые виды деятельности:
3. Двигательная активность.
Назначение функционального модуля:
• организация занятий дошкольников по плаванию для физического развития и укрепления здоровья.
Источник требований по организации модуля:
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении феде-
6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде-
миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде-
• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе
Реализуемые образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Физическое развитие.
Реализуемые виды деятельности:
3. Познавательно исследовательская;
3. Двигательная активность.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию предметно-пространственную среду в подготовительной группе в соответствии с ФГОС. Музыкальный цент Игры с разным.
Предметно-пространственная развивающая среда группы Я продолжаю свой рассказ о развивающей среде группы. В группе оформлены следующие уголки: Уголок творчества Уголок творчества расположен.
Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основных направлений развития ребенка. Познавательное.
Развивающая предметно-пространственная среда Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного.
Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе При организации развивающей предметно – пространственной среды я руководствовалась ФГОС ДО, Программой МДОУ. Созданная мною развивающая.
Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе Предметно-пространственная среда в нашей группе оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Она соответствует содержанию образовательного.
3. рабочая зона (блок).
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.
Для детей все зоны (блоки) должны быть обозначены смысловыми маркерами-метками, такими как ковер, подиум. Маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих видов активности.
Каждая зона пространства должна располагать к нескольким видам деятельности. При этом какие-то виды деятельности тяготеют в большей мере к той или иной части пространства. Например, продуктивная деятельность больше тяготеет к рабочей зоне (рисовать, лепить, конструировать удобно на столах, но конструировать из крупного напольного строительного материала можно в активной зоне). Чтение и рассматривание книг тяготеет к спокойной зоне, но не исключает и рабочую. Какие-то виды деятельности реализуются во всех зонах без исключения. Например, игра подвижная, с правилами или сюжетно-ролевая – в активной зоне, режиссерская, настольная – в спокойной или рабочей зоне. Так же все пространство захватывает и познавательно-исследовательская деятельность. Чтобы каждая часть пространства эффективно работала, следует соответствующим образом разместить материалы – на границах и внутри зон.
ООП ДОУ составленная с учетом примерной программы Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Примерная модель развивающей предметно-пространственной среды
во всех группах ДОУ
Пояснительная записка
Развивающая предметно-пространственная среда в детском образовательном учреждении служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой деятельности. Внутри игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую предметно-пространственную среду мы формируем зону ближайшего развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, групповой ячейки, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 1
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
При построении и обновлении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ соблюдались следующее:
5) Доступность среды
Модель развивающей предметно-пространственной среды 1 младшей группы
Наименование зоны развития
Читайте также: