Адаптация новичков в школе

Обновлено: 07.07.2024

Переход в новую школу — сложный период в жизни ребенка. Все, к чему он привык, осталось в прошлом: одноклассники, учителя, распорядок дня. Независимо от причин перехода в другую школу, ребенку необходимо адаптироваться на новом месте. Важную роль в этом процессе играет классный руководитель. От его действий зависит, насколько быстро ребенок привыкнет к новой школе, вольется в коллектив и освоит программу обучения.

Как помочь новому ученику адаптироваться в классе? Публикуем список рекомендаций.

Знакомство

Начните подготовку к встрече нового ученика с разговора в классе. Обсудите, в каких незнакомых ситуациях оказывались ваши ученики, какие эмоции испытывали. Возможно, в классе есть ребята, которые недавно перешли в класс, но уже успели влиться в коллектив. Пусть они поделятся своими историями. Дети убедятся в том, что новичку нужно адаптироваться, поэтому ему понадобится помощь.

Распространенный способ знакомства с новым учеником — попросить его рассказать о себе, когда он впервые заходит в класс. Попробуйте сделать этот волнительный момент менее официальным. Пусть дети нарисуют приветственный плакат. Подготовьте место за партой. Новый ученик почувствует, что его ждали.

Гид новичка

Какую информацию включить в гид? Это могут быть:

- имена всех учителей, директора и административного персонала

- официальные правила школы

- имена учеников и приветственные слова

Создание гида будет увлекательным заданием для учеников, а для новенького — источником необходимой информации.

Ученик-наставник

Эффективный способ помочь новому ученику — дать наставника. Выберите самого открытого, дружелюбного и ответственного ученика, который будет помогать новичку в первые дни учебы. Составьте для наставника небольшой список несложных поручений, например, провести экскурсию по школе, показать расписание, помочь во время обеда, объяснить задание. С наставником своего возраста ребенок быстрее адаптируется и не будет чувствовать себя одиноким.

Разговор с учеником

Проведите с новым учеником небольшую беседу. Постарайтесь создать доверительную и дружелюбную атмосферу. Важно не только расспросить новичка, но и рассказать ему о себе. Расскажите, сколько лет работаете в школе, что вам больше всего нравится в вашем предмете. Ученик доверится вам, почувствует заботу и участие. Начните с вопросов о его прошлой школе, узнайте, какие предметы нравились. Попросите рассказать о том, с какими трудностями он столкнулся в новой школе, и постарайтесь помочь.

Знакомство с родителями

Знакомство с родителями — это возможность больше узнать о ребенке и его семье. Родители могут рассказать о том, о чем ребенок умолчал: о причинах смены школы, трудностях, с которыми сталкивались в прошлом, об особенностях характера.

Лучшее время для встречи — спустя неделю или две после начала обучения. За это время вы сможете понять, насколько ребенок адаптировался, какие сложности у него возникли, чтобы потом рассказать об этом родителям.

Для родителей смена школы ребенка и процесс его адаптации — это повод для тревоги и стресса. Наверняка, у них есть вопросы, которые они захотят задать. Наладив отношения родителями новичка, вы обеспечите ему поддержку из дома.

Процесс обучения

Трудности с учебой могут возникнуть в первую очередь. Методы преподавания, программа, учебные пособия — все это может быть совершенно незнакомым для новичка. В такой ситуации возможно два варианта. Первый вариант: ваш предмет окажется слишком легким для ученика. Он может быстрее всех выполнять задания и отвечать на все вопросы. Если вы оказались в такой ситуации, будьте готовы к тому, что новичок может потерять интерес к предмету. Ваша задача — показать ребенку, что он знает далеко не все. Дайте ему задание повышенной сложности, пока класс выполняет что-то другое.

Вариант второй: ребенок не справляется с новой программой. В таком случае обеспечьте новичка дополнительными ресурсами для обучения. Это могут быть учебники, видеоматериалы, презентации. Как только ребенок освоит новый материал, это отразится на его успеваемости.

Главная ошибка, которую может сделать классный руководитель — это игнорировать процесс адаптации нового ученика. Ребенок может оказаться очень застенчивым, сильно переживать уход из прошлой школы. Новый коллектив может быть закрытым. В таких ситуациях без помощи учителя ребенок может стать изгоем и даже столкнуться с травлей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Советы новичку

Помни: жизнь состоит из перемен. Большинство из них происходят к лучшему, поэтому не стоит их бояться

Никогда не бойся задавать вопросы.

Если ты чувствуешь себя одиноким и потерянным, подумай, что
предпринять. Составь список мест, где могут собираться твои сверстники. Запишись в какой - нибудь кружок.

Никто не может прочесть твои мысли. Если ты будешь всегда стоять в стороне и молчать, то окружающие могут принять твою робость и нерешительность за высокомерие.

Не расстраивайся, если какая-то компания не примет тебя с первого дня. Продолжай попытки, и обязательно найдутся те, кто захочет с тобой подружиться.

Учись знакомиться. Если ты с кем-нибудь подружишься, попроси его познакомить тебя с другими ребятами. Чем шире круг общения, тем больше вероятность скорее найти друзей. Жизнь так устроена, что мы находим друзей везде, куда бы ни переехали.

Если человек переживает большие перемены в жизни, не замыкайся и не выбирай заговор молчания и упрямства. Откройся навстречу новым людям, изучай новую обстановку и не допускай, чтобы твоей жизнью управляло беспокойство.

Процесс приспособления к новому

Известно, что процесс включения новичка в коллектив может вызывать определенные трудности: новичку нужно привыкать к сложившимся в данном классе традициям, формам и содержанию коллективной деятельности, симпатиям и антипатиям

Ребенок приходит в чужой класс, где свои правила, законы, отношения. Он приходит к другому учителю, в другой кабинет, здесь все не так, как было в его прежнем классе.
Новая школа, новый класс - ребенку приспособиться к новому, подчас, очень непросто, а проблемы приживания в незнакомом коллективе могут привести его к сильнейшему нервному стрессу.

Мы имеем дело с так называемой учебной дезадаптацией ребенка – нарушением приспособленности к пребыванию в учебном заведении , что чаще всего случается именно тогда, когда ребенок попадает в незнакомый ему коллектив. Учебная дезадаптация обусловлена взаимодействием самых различных факторов: биологических, возрастных, психологических и даже социальных. Признаки этого явления совпадают с признаками сильного стресса:

заметное снижение работоспособности ребенка;

высокий уровень напряженности сердечнососудистой системы;

изменение функционального состояния центральной нервной системы;

ощутимый спад учебной активности;

резко возросшая утомляемость.

Случается, что на новом месте дети становятся раздражительными, грубят близким, замыкаются в себе, потому что чувствуют себя потерянно. Многим трудно привыкнуть к новой школе. Невольно ребенок сравнивает новую окружающую обстановку с прежней, и все кажется ему чужим и враждебным. Нередко возникают проблемы при знакомстве с одноклассниками: в новой обстановке дети становятся робкими и нерешительными. Их беспокоит, что о них подумают окружающие. Первое время на новом месте дети быстро утомляются. И это не удивительно: масса впечатлений, незнакомых имен и названий.

Зачастую дети не принимают ''новеньких" не потому, что те: чем-то плохи, а лишь желая продемонстрировать монолитность уже "спевшегося" коллектива. Это своего рода проверка: выстоит новичок — примем его в свои ряды, не выстоит - обзовем хлюпиком и дружно отвернемся. И дело здесь вовсе не в жестокости детей, не в их эгоизме. Это всего лишь своего рода игра "Испытание новичка". Ведь и на взрослого человека, пришедшего в незнакомый коллектив, какое-то время смотрят с опаской, не зная, можно ли ему доверять. Так чего ж удивляться детям, желая знать, можно новенького "в разведку брать" или нельзя, они просто устраивают ему экзамен

Как могут помочь педагоги

Отношение к новичкам со стороны старожилов, как правило, бывает настороженным, иногда - враждебным, редко - доброжелательным. Сами новички также пребывают в состоянии повышенной тревожности. Снять эту тревожность, помочь новичку влиться в сложившееся сообщество может классный руководитель. Для выполнения этой задачи мало просто сообщить о том, что в классе будет обучаться новый мальчик или новая девочка, что их зовут Максим или Настя, что они вместе с родителями приехали из Иркутска или Бишкека. Познакомить класс с новичком, а новичка с классом нужно более обстоятельно. И этому можно посвятить весь первый классный час. Самый нерациональный способ такого знакомства - официальный. При этом способе новичку предоставляется, например, 10-15 минут, чтобы он подробно рассказал о себе, а затем столько же времени о классе рассказывает, например, староста. Более продуктивный способ знакомства - игра. Игра - это тот вид деятельности, который позволяет снять напряжение, тревогу, агрессию, скованность, так как в игре поведение любого человека становится естественным.
По большому счету, для вхождения новичка в коллектив класса годится любая игра: от жмурок до футбола. В начальных классах, вероятнее всего, и следует, пойти по такому пути: поиграть в "третий лишний", "ручеек" или "арам-шим-шим"
Некоторые педагоги считают, что не надо заострять внимание на проблемах нового ученика: новичок сам привыкнет, постепенно вольется в коллектив. Но это совсем не правильно. Педагог может помочь новичку преодолеть трудности адаптации, сделать так, чтобы дети решили, что новичок достоин их внимания и дружелюбного расположения. Учитель может создать условия для того, чтобы дети сами приняли новенького, заинтересовались им. А этому можно и нужно способствовать. И тогда ребенок, который пришел в новый класс сможет преодолеть страх перед неизвестным и стать полноправным членом классного коллектива. Дружный коллектив учащихся теплее принимает новичка. Учитель может убедить ребят, что новичку тяжело, ему нужна помощь и поддержка. Никто еще не знает новичка, его положительных качеств, поэтому следует попытаться узнать его поближе, подружиться с ним, не делать поспешных выводов о новеньком.

С помощью специальных игр, упражнений, занятий взрослые в школе могут в значительной мере смягчить, облегчить и ускорить процесс адаптации нового ученика в классе, а также научить одноклассников проявлять понимание и сочувствие новенькому.

Что делать родителям

Когда ребенку приходится адаптироваться к новой среде, к новым географическим реалиям, новому окружению — одноклассникам и учителям— ему особо требуется поддержка родителей. Родители могут заметить перемены в поведении своего ребенка.

Если ребенок прежде всегда откровенничал о том, что происходит в школе, рассказывал о педагогах, обо всех ребятах, приводил одноклассников в гости, после уроков, бросив портфель, мчался гулять - ни на обед невозможно было его дозваться, ни за уроки засадить, а тут вдруг его как подменили: гулять не идет, за учебниками сидит допоздна, о классе, об учителях — ни слова, значит, у ребенка налицо признаки депрессии. Не следует рассчитывать, что все уладится само - собой. Н е нужно забывать, что легкая депрессия может перейти в глубокую. А затяжной стресс, каковым глубокая депрессия и является, способен подтолкнуть ребенка на самые неожиданные шаги: алкоголь, наркотик, криминал, даже, самоубийство. Что бы этого не случилось с детьми - необходимо следить за их поведением, настроением, эмоциями. Даже отсутствие аппетита и нежелание смотреть по телевизору любимый мультфильм или сериал могут свидетельствовать о том, что ребенок нуждается в помощи. Прежде всего - в помощи родителей!

На что ориентировать новенького

Есть сложности в характере, которые мешают человеку легко приспособиться к коллективу.

Терпение и терпимость — это главное. Способность не раздражаться, не отвечать обидчикам оскорблением на оскорбление, умение разумно пойти на компромисс — вот то, что должен помнить ребенок во время конфликта со своими сверстниками.

Нельзя всегда и во всем соответствовать ожиданиям окружающих, нужно, считаясь с чужим мнением, все же оставаться самим собой - не потерять индивидуальность.

Школьные проблемы разрешимы — они своего рода подготовка ко взрослой жизни. Ведь после школы придется не один раз быть новичком - в вузе, в армии, на работе. Так что любое отчуждение - явление временное, важно не впадать в депрессию и сохранять веру в себя.

Нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью к другим людям - родителям, учителям, близким друзьям. Если же проблема не разрешается так скоро, как хочется, не следует пренебрегать помощью школьного (или любого другого) психолога. У специалистов имеется много различных тестов, позволяющих определить, какие сложности в характере человека мешают ему легко приспособиться к коллективу, и методик, которые дают возможность скорректировать общение и прекратить конфликты


Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

Трудности школьного адаптационного периода

Адаптация к школе - это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

  • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного - привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Структура адаптации детей к школе

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

  • особенности характера;
  • уровень сложности образовательной программы;
  • обстановка в семье;
  • наличие сторонних стрессовых факторов;
  • степень подготовленности малыша к школе и пр.

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

  • Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
  • Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
  • Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
  • Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
  • У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой - застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:

  • Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
  • Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.

Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:

  • Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
  • Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
  • К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.

Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

  • Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
  • Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
  • Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
  • Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
  • Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.

Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.

Трудности адаптации к школе у первоклассников

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых трудностей:

  • Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
  • Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
  • Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
  • Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.

По данным опроса Homeschool Report 2017 респонденты назвали основные причины перехода на домашнее обучение.

Что заставило вас перейти на домашнее обучение - график

Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.

Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.

Комментарий психолога:

Очень часто невысказанные переживания отражаются на физическом здоровье ребёнка. Многим известна ситуация, когда у школьника перед контрольной вдруг поднимается температура и это отнюдь не симуляция. В адаптационный период важно наладить хорошие контакты с учителем, и это то, на что родители вполне в состоянии повлиять. Прийти. Познакомиться, пообщаться, объяснить особенности будущего ученика и попросить отнестись к ним с пониманием.

Важна поддержка со стороны матери – разъяснения, что всё хорошо и всё образуется. Их можно повторять день за днём, и в конце концов это даст свой позитивный результат. Вера родителей отражается на ребёнке.

Переходный период – как указано в статье – может длиться шесть месяцев. Если же и после этого очевидно, что хорошо далеко не всё и улучшений не предвидится, стоит подключать учителя или классного руководителя.

Тема: «Адаптация учащихся при переходе в новую школу:

- формирование представлений о причинах трудностей адаптационного периода в новую школу

- проанализировать ожидания детей от перехода из одной школы в другую;

-наметить пути взаимодействия педагогов по преодолению трудностей периода адаптации в классе

-Переход ребенка в новую школу – это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем. Ребенка, пришедшего впервые в новую школу, встретит незнакомый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научится выполнять требования школьной дисциплины, которые отличаются от его прежней школы, новые обязанности, связанные с учебной работой.

Адаптация понятие широкое и включает в себя:

Адаптацию социальную – к социальной среде, к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса;

Адаптацию психологическую – построение взаимоотношений;

Адаптацию педагогическую – требования учителей, объем материала, учебный план, система построения урока и т.д.;

Адаптацию к эргономическим – рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др.

Школьная адаптация имеет две стороны:

  1. Приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
  2. Включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей. (интернализация- процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом)

-Рассмотрим трудности, возникающие в процессе адаптации.

Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

  • Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
  • Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т.д.

Дезадаптация, или нарушение адаптации выражается:

  • Неуспешность обучения;
  • Нарушение школьной дисциплины;
  • Конфликты с учителями и одноклассниками;
  • Асоциальное поведение ученика;
  • Эмоциональный дискомфорт (вспышки гнева, высокая тревожность, страхи, избегание, подавленное настроение, часто плачет, внутренняя напряженность);
  • Соматическая ослабленность организма (тошнота, головная боль, снижение иммунитета, ощущение усталости и т.д.).

Этот период достаточно сложный для ребенка и благодаря эмоциональному участию и внимательное отношение к ребенку позволит сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным.

  1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
  2. Не говорите ребенку, что он хуже всех;
  3. Честно и терпеливо отвечайте на его вопросы;
  4. Старайтесь каждый день общаться с ребенком;
  5. Найдите время провести его с ним;
  6. Подчеркивайте, что вы им гордитесь за его первые шаги к самостоятельности;
  7. Оценивайте его поступки, а не его личность;
  8. Ребенок относится к себе так, как относится к нему взрослый;
  9. Не сравнивайте ребенка с другими;
  10. Отмечайте самые маленькие достижения ребенка;
  11. Поддерживайте инициативу ребенка, его попытки преодолеть трудности;
  12. Давайте возможность ребенку высказаться!
  13. Интересуйтесь его взаимоотношениям с одноклассниками и учителями.

Признаки успешной адаптации

  • Ребенку нравится ходить в школу;
  • Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле;
  • У него появляются новые друзья.

Стоит помнить, что ребенку необходима Ваша помощь, в одиночку со стрессом справится очень сложно.

Одна из задач - способствовать гармоничному развитию учащихся, и поэтому стоит помочь ребенку адаптироваться к новым условиям вместе.

Подведение итогов мероприятия

-Всем педагогам необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины.

В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. Пусть они будут вам напоминанием о том, что мы не имеем права выпустить из своей большой ладони детскую, т. е. оставить ребёнка без поддержки, понимания.

Читайте также: