Кузин школа реалистического рисунка

Обновлено: 04.07.2024

v Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

v Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.

Особенности концепции Б.М. Неменского

v Закон художественного уподобления как основной закон художественного восприятия.

v Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения).

v Принцип опоры на апогей явления в искусстве (для раскрытия и осознания как языковых, так и содержательных его сторон).

v В искусстве типичное – это скорее характерное, доведенное до своего апогея, т.е. фактически до исключительности.

v Принцип создания потребности в приобретении зна­ний и навыков.

v Полное единство восприятия (жизни и искусства) и созидания (практической работы).

v Соединение системности с творческой свободой.

Особенности содержания

По В.С. Кузину

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисова­ние с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоратив­ная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, ап­пликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Рисование с натуры(рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действитель­ности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.

Рисование на темы – это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Аппликация – это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п.

По Б.М. Неменскому

Распределение материала по годам обучения:

Серьезной линией, проходящей сквозь уроки всех лет обучения, является и тема II четверти 2 класса: три вида художественной деятельности (проявление в деятельности трех видов художественного мышления – конструктивно­го, изобразительного и декоративного).




Последний год этапа (9 класс) посвящен синтезу искусств. Год этот может иметь разные пути решения, но смысл их един: объединить то, что до сих пор мы для удобства изучения разъединяли.

Старший возраст – самый оптимальный для слияния с искусством, для формирования девушкой, юношей своего духовного мира.

Каждый класс имеет свою основную тему:

5 и 6 классы: Изобразительные искусства как познание и утверждение человеческих ценностей

7 класс: Декоративные искусства – мудрость и красота вещей

8 класс: Дизайн. Архитектура и монументаль­ные искусства

9 класс: Синтез искусств

10 и 11 классы: Искусства и проблемы твоей жизни

Методические особенности

По В.С. Кузину

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, ак­варель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки полу­чаются на цветной и тонированной бумаге.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выпол­няемые в течение 7-15 мин). Наброски и зарисовки выполняют­ся в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от кон­кретных задач урока).

По Б.М. Неменскому

Ведущим принципом является закон упо­добления, раскрывающийся в первую очередь в методах педагогической драматургии, создания на уроках ситу­аций уподобления.

Серьезное значение имеет метод поэтапных открытий, т.е. четкого вычленения тем каждого урока и неповторимость их.

Этой же цели служит метод единства восприятия и созидания (практической работы).

Важную роль играет метод широких ассоциаций, возможность и необходимость творческой интерпретации содержания.

Некоторые методические приемы:

Внеклассная индивидуальная и коллективная поисковая деятельность.

Привлечение на беседах во время урока по большинству тем личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей – актуализация и активизация этого опыта для осознания темы урока, темы четверти.

Оформление работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников с обязательной постановкой эмоционально-отношенческих задач в любой практической работе (доброе – злое, радость – грусть и т.д.).

Свобода в системе ограничений.

Диалогичность. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняют и находят. Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы.

Сравнение как путь активизации мышления. Многовариантные возможности решения.

Коллективные и групповые работы – резерв активизации деятельности и мышления.

Предтечи, разновидности, последователи

В программе поставлена абсолютно верная цель – как можно теснее связать содержание и методы преподавания курса с актуальными задачами развития личности стар­шеклассника; переживание осознается как основной метод обучения в искусстве.

Путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с об­щественными движениями эпохи, с искусствами разных народов.

Целенаправленная организация духовной де­ятельности подростка, организация его переживаний – задача на порядок более сложная, нежели организация практической или только умственной деятельности школь­ника на уроке.

Последовательность освоения материала может быть построена по отношенческим проблемам, а исторические связи будут прослеживаться внутри каждой из них.

Тема красоты женщины. Тема женственности…

Тема мужественности – ой как нужна нашей молодежи!

Мудрость силы – это ответственность силы.

Тема сочувствия, порождающая тему борьбы, горя человека и горя народа, тему жертвенности и тему Победы.

Учебные планы предмета «искусство в немецкой школе различаются не только в федеральных землях страны, но и в различных школах, классах. Вообще же существуют по крайней мере два направления в современной работе с детьми по изобразительному искусству - так называемые поэлементные и интегрированные (синтетические) программы, в соответствии с которыми в школах придерживаются разных систем опорных категорий развития ребенка в искусстве.

Принципы построения учебного плана и школьных программ по искусству в немецких школах таковы:

- в начальных классах программа строится в основном на принципе тематической цикличности (явления времен года - осень, зима, весна, лето);

- в средней школе программа строится на основе историко-тематического принципа;

- в старших классах целиком выдерживается исторический принцип построения программы.

Рекомендуемая литература

1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

2. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

3. Искусство вокруг нас: Учеб. для 2(3) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998.

4. Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

5. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 1(2) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997.

6. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1998.

8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2 кл.: В 2 ч. Ч. 1. Учись рисовать. Ч. 2. Волшебный мир. – М.: Дрофа, 1999.

9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4 кл.: В 2 ч. Ч. 1. Учись рисовать. Ч. 2. Волшебный мир. – М.: Дрофа, 1999.

10. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

11. Неменская Л.А. Каждый народ – художник: Учеб. для 4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

12. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

13. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. воспитания: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987.

14. Неменский Б.М. Познание искусством. – М., 2000.

15. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2003.

16. Программы средней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I – IV). – М.: Просвещение, 1985.

17. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999.

18. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1(2) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997.

19. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2(3) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1999.

2 Программы на основе которых обучают в настоящее время в общеобразовательных школах Изобразительное искусство. 19 кл. (авторский коллектив под руководством В.С. Кузина), Изобразительное искусство и художественный труд 19 кл. (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского) Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. 18 кл. (авторский коллектив под руководством Т.Я. Шпикаловой).

5 В содержание программы Изобразительное искусство. 19 кл г. входят на равных правах эстетическое восприятие действительности и искусства и практическая художественная деятельность учащихся.

6 Основными задачами Основными задачами курса являются: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.

7 Программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись); рисование на темы и иллюстрирование (композиция); декоративная работа, лепка, аппликация, элементы дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

8 Учащимся предлагается использовать для творческих заданий разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

9 Рисование с натуры Рисование с натуры Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.

10 Предметы для рисования с натуры в 13 классах ставятся: во фронтальном профильном положении или

11 С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени.

12 В разделе Живопись содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти, ибо представлению акварельными или гуашевыми красками.

13 Рисование на темы это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

14 Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

16 Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

17 по одному и по два часа в неде­лю, Программа учитывает возможность проведения уроков изобразительного искусства по одному и по два часа в неде­лю, в зависимости от выбранного для работы варианта учебного плана. Удобнее, если при двух часах в неделю проводятся сдвоенные уроки, это дает возможность в один день выполнять рисунки натюрмортов, композиций, деко­ративные работы (за один час рисунок, за другой за­вершение работы в цвете). преемственность между начальной и средней школой В программе осуществляется преемственность между начальной и средней школой. В 59 классах на уроках изобразительного искусства обеспечивается развитие художественных умений и навыков, сформированных у детей в начальной школе, углубление основ знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства.

18 Вывод: целостная концепция преподавания в отличии от разрозненного учебно- тематического плана обеспечивает системность освоения содержания по предмету.

2. Программы на основе которых обучают в настоящее время в общеобразовательных школах

“Изобразительное искусство.
1—9 кл.” (авторский
коллектив под руководством
В.С. Кузина),
“Изобразительное искусство.
Изобразительное искусство и
Основы народного и декоративнохудожественный труд 1—9 кл.”
прикладного искусства. 1—8 кл.”
(авторский коллектив под
руководством Б.М. Неменского) (авторский коллектив под руководством
Т.Я. Шпикаловой).

Одним из основных положений является то, что в основе обучения
школьников ИЗО должно быть обучение рисованию с натуры с целью
создания реалистического рисунка и освоения графической грамоты.

Главная цель художественного образования, зафиксированная в
этой программе, – формирование духовной культуры личности,
приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение
национальным культурным наследием.

5. В содержание программы “Изобразительное искусство. 1—9 кл.” 1994 г. входят на равных правах эстетическое восприятие

Основными задачами курса являются: овладение учащимися
знаниями элементарных основ реалистического рисунка,
развитие
у
детей
изобразительных
способностей,
художественного
вкуса,
творческого
воображения,
пространственного мышления, эстетического чувства и
понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к
искусству.

Программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись);
рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
декоративная работа,
лепка,
аппликация,
элементы дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Учащимся предлагается использовать для творческих заданий
разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель,
гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть,
перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной
и тонированной бумаге.

9. Рисование с натуры

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по
представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером
и кистью.

В разделе “Живопись” содержание обучения направлено на развитие у
детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по
памяти, ибо представлению акварельными или гуашевыми красками.

Рисование на темы — это рисование композиции на темы окружающей жизни,
иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти,
на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и
сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения
учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов
оформительских работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного
декоративно-прикладного искусства.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе
произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему,
расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания
картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция
и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям
народного художественного творчества.

Программа учитывает возможность проведения уроков изобразительного
искусства по одному и по два часа в неделю, в зависимости от выбранного для
работы варианта учебного плана. Удобнее, если при двух часах в неделю
проводятся сдвоенные уроки, — это дает возможность в один день выполнять
рисунки натюрмортов, композиций, декоративные работы (за один час — рисунок,
за другой — завершение работы в цвете).
В программе осуществляется преемственность между начальной и средней
школой. В 5—9 классах на уроках изобразительного искусства обеспечивается
развитие художественных умений и навыков, сформированных у детей в начальной
школе, углубление основ знаний в области рисунка, живописи, композиции,
декоративно-прикладного искусства.

Вывод:
целостная
концепция
преподавания в отличии от
разрозненного
учебнотематического плана обеспечивает
системность освоения содержания
по предмету.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Ключевые слова. Графические умения, младшие школьники, художественное образование, упражнения, формирование, изобразительная деятельность.

В настоящее время выявлена проблема по формированию графических умений у детей начиная с дошкольного возраста. Суть этой проблемы заключается в недостаточном внимании со стороны воспитателей за овладением графическими средствами и способами изобразительной деятельности детьми. В связи с этим первоклассники испытывают трудности не только в изобразительной деятельности, но и при письме.

Графические умения усваиваются путем только целенаправленного обучения, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.

На сегодняшний день ситуация определяет явление развитого мозга и не развитой руки, которая препятствует развитию творческих способностей младших школьников. Неумение детей рисовать приводит к потере интереса к этой деятельности. Для нормального формирования способностей к рисованию большое значение имеет моторное развитие ребенка, и особенно развитие движений его рук, координации руки и глаза, формирование графических умений рисования.

Как свидетельствует практика, изобразительная деятельность младших школьников является важным средством их самовыражения, но ввиду недостаточного развития у них графических умений и навыков, которые необходимы для создания рисунка, обучающиеся не могут передать художественный образ. Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны - умений выразить эти представление в графической форме на плоскости листа бумаги, а также подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

К основным художественно - изобразительным способностям учеников относятся зрительная память, художественно-образное мышление, пространственное представление, воображение, составляющие внутреннюю духовно-психологическую деятельность юных художников. Материализовать в наглядной, эстетичной форме результаты такой деятельности позволяют графические умения, в связи с чем не подлежит сомнению необходимость формирования графических умений учащихся начальной школы [1, с. 4 ].

Для формирования графических умений у младших школьников необходимо выполнять конкретные действия. Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам) [ 3, с. 49 ].

Любое умение невозможно сформировать без выполнения упражнений и повторений, тем не менее, упражнение результативно только в третьем этапе развития навыка, а два первых этапа — это не механические упражнения, а сознательная действительность [ 6, с. 27 ].

Необходимость обучения графическим умениям в общеобразовательной школе, совершенствование графического образования играет важную роль в развитии познавательных способностей обучающихся и их мышления.

По мнению доктора педагогических наук А.В. Запорожца формирование графических умений, овладение знаниями и умениями начинается в начальной школе на уроках изобразительного искусства посредством изображения, так как в основе всех видов изображения лежит рисунок. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в нем раскрываются особенности воображения, эмоционально-волевой сферы, мышления. С помощью рисунка ребенок может более глубоко осмыслить интересные для него сюжеты. Рисование - это - творческий труд [ 2 ].

Формирование графических умений и навыков у младших школьников - это специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения изобразительному искусству приобретают необходимые умения, что в корне неверно.

Обучающийся усваивает способ работы с учебным материалом, задаваемый ему учителем и перерабатывает его под себя. Но этот переработанный способ нередко включает нерациональные приемы, которые затрудняют формирование графических умений.

Для реализации з адач и содержания образовательного процесса по формированию графических умений учителю необходимо обратить внимание на формирование у детей высокой точности координированных движений руки, накопление необходимого графического опыта изображения предметов, форм, знаков и линий различной конфигурации, развитие точности зрительного восприятия, тонкости мышления, ощущений и т.п. Выбор конкретного содержания обусловливается психофизиологической характеристикой двигательных компонентов письма, особенностями регуляций движений руки ребенка школьного возраста, характером его ведущей деятельности.

Особенности графических умений и навыков в рисовании школьников рассматривали такие учёные, как Т. С. Комарова, И. A. Грошенков, И. М. Соловьев, которые выделили особенности предметного рисования, включающие в себя: строение, форму предметов, пространственную организацию рисунка.

Б.М. Неменский в своих работах указывал на то, что несформированность графических умений у младших школьников вызывает у них трудности в обучении. Эти трудности проявляются обычно сразу, с самого начала обучения, что является причиной возникновения ситуации неуспеха и ведет за собой целый ряд взаимосвязанных познавательных и личностных проблем [ 5, с. 13 ].

По мнению Н. М. Сокольниковой, показателем наличия сформированности графических умений является то, что ребенок, начинает выполнять действия, не обдумывая заранее, как он будет его осуществлять, не выделяя отдельных, частных операций [ 9, с. 68 ] .

Графические умения, как часть изобразительной деятельности явились предметом исследований Т. С. Комаровой. В своих трудах доктор педагогических наук Т. С. Комарова определяет графические умения как исполнительный компонент художественной деятельности.

В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7 – 11 лет [3, с. 54 ].

Комарова Т. С. рассмотрела сложную систему содержания графических умений, составляющих технику рисования (формообразующие движения, обобщенные способы изображения, сенсорные способности к рисованию), в которую включены:

1) группа исполнительских графических умений (умение пользоваться законами воздушной и линейной перспективы в процессе рисования);

2) группа инструментальных графических умений (умение работать с различными рисовальными материалами: карандаш, краска, гуашь, пастель, сангина и использовать их основные свойства и т.д.);

3) группа художественно-выразительных графических умений (умение использовать основные выразительные средства рисунка: линия, штрих; умение графическими средствами достигать образного решения в передаче объектов, выявляя яркие характеристики изображаемого (создание художественного образа и т.д.) [3, с. 26 ].

Каждая деятельность ребёнка предполагает выполнение тех или иных действий.

Успех в формировании графических умений находится в прямой зависимости от овладения способами их реализации.

Каждое новое действие дети вначале выполняют неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда им даже неизвестно, как надо начинать то, или иное действие.

Мы считаем, что изобразительная деятельность в младшем школьном возрасте предстает как средство самовыражения, но из-за недостатков знаний и умений, необходимых для создания рисунка, обучающиеся не всегда могут точно передать какой - либо образ. Только овладев графическими умениями, школьники смогут наиболее точно выражать свои мысли на бумаге. Для изображения нужны ясные и отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме.

Для формирования у ребенка графических умений необходимо не только подобрать специфические методы и приёмы, но и обучать его с помощью системы специальных упражнений и игр, направленных на развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности.

Для формирования графических умений младшим школьникам предлагается использовать для творческих заданий разнообразные художественные материалы: карандаш, фломастеры, цветные мелки и др.

Рисунок, который непосредственно связан с графикой, лежит в основе всех видов искусства, поэтому важно уже с первых лет обучения развивать графические умения работы с простым графитным карандашом и другими графическими материалами [ 4 ].

В системе формирования графических умений младших школьников важное место занимают тренировочные упражнения, которые учитель проводит с целью развития координации движений, моторики малых мышц руки, композиционных навыков, умение воспринимать и отражать характерные формы предметов. В работе с младшими школьниками используют упражнения игрового характера. Упражнение не должно быть самоцелью, а средством к овладению техникой рисования и способствовать качественному формированию графических знаний, умений, навыков в работе с различными графическими художественными материалами, применяемыми в различных графических техниках, как стандартных так и не стандартных.

В методике изобразительного искусства общая классификация методов пока не составлена. Существуют лишь отдельные описания авторами групп методов: Н.Н. Ростовцев описывает исторически сложившиеся методы: метод копирования, натуральный, геометральный, свободного развития, использования учебных моделе й, личного показа учителем, обобщения форм

и др.  8  . Отдельные авторы разрабатывали методы обучения изобразительному искусству по разделам курса: методы обучения живописи - Г.В. Беда, Г.Б. Смирнов, А.П. Яшухин; методы обучения рисунку - B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.П. Сапожников; методы обучения композиции - Е.В. Шорохов и др. Отдельные группы методов описаны авторами по уровням и областям их применения. В истории методики можно встретить и другие методы: игра как метод; драматизация, иллюстрирование, конструирование, моделирование как метод; эксперимент как метод обучения, метод рисования по памяти, с натуры, по воображению и др.

В процессе изучения графического искусства дети изучают возможности линии, пятна, точки, штриха, учатся применять эти средства выразительности в творческих работах. С целью обеспечения эффективности, прочности усвоения знаний учитель внедряет в свою работу классические методы в сочетании с инновационными технологиями. С целью разнообразия организации учебной деятельности применяются различные ситуации сказочного содержания, разыгрывание ролей, творческие упражнения. Которые являются неотъемлемым элементом работы на уроке изобразительного искусства.

Таким образом, использование знаний об особенностях графики как вида изобразительного искусства, освоение стандартных и нестандартных графических техник. Рациональное использование классических и инновационных методов обучения и рациональный выбор форм организации учебно-познавательной деятельности. Внедрение тренировочных упражнений обеспечивает надлежащий уровень усвоения знаний, умений и навыков в процессе изучение графического искусства младшими школьниками.

Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа : книга для учителя /А. Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984. – 135 с. - Текст : непосредственный.

Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с - Текст : непосредственный.

Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т. С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. – 57 с. - Текст : непосредственный.

Ростовцев, Н. Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / Н. Н.Ростовцев. - М.: Просвещение, 1987. – 175 с.- Текст : непосредственный.

Читайте также: