Крис фрит мозг и душа краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Мало того, что Крис Фрит провёл немало успешных экспериментов и вообще он именитый британский профессор со всевозможными регалиями, так ещё понятные и интересные книжки пишет.

Пожалуйста, не читайте эту книгу, если не хотите впоследствии влюбиться в нейробиологию, начать часами слушать лекции и подкасты, читать множество книг и тратить драгоценное время на изучение отделов мозга и их функции.

Говоря об этой книге, трудно не начать ее пересказывать, такая она удивительная и интересная. Но я, пожалуй, воздержусь, у Криса Фрита это получается и без меня великолепно. В общем, книжка отличная со всех сторон. Highly recommend, как говорится.


Психика и мозг

Прежде чем мы начнем разбираться в том, как повреждения мозга могут сказываться на нашем восприятии окружающего мира, нужно немного подробнее рассмотреть связь между нашей психикой и мозгом. Эта связь должна быть тесной. Как мы узнали из пролога, всякий раз, когда мы представляем себе какое-нибудь лицо, у нас в мозгу активируется специальная область, связанная с восприятием лиц. В данном случае мы, зная о чисто психическом опыте, можем предугадать, какая область мозга будет при этом активироваться. Как мы вскоре убедимся, мозговые травмы могут оказывать глубокое воздействие на психику. Более того, зная, где именно был травмирован мозг, мы можем предугадать, как в результате этого изменилась психика пациента. Но эта связь между мозгом и психикой несовершенна. Это не взаимно однозначная связь. Некоторые изменения активности мозга могут никак не сказаться на психике. С другой стороны, я глубоко убежден, что любые изменения психики связаны с изменениями активности мозга 1 . Я убежден в этом потому, что считаю, что все, что происходит в моем внутреннем мире (психическая активность), вызывается мозговой активностью или, по крайней мере, зависит от нее 2 .

1 Я не дуалист. — Примеч. авт. (Дуализм — философское учение, согласно которо му в мире существует два несводимых друг к другу начала — материальное и духовное. — Примеч. перев.)

Когда мозг не знает

7 Это явление называют ретинотопическим представлением, потому что активность отдельных нейронов зрительной коры определяется светом, попадающим на определенные участки сетчатки (retina). Таким образом, любое движение глаз приводит к резким изменениям активности в первичной зрительной коре. Но видимый нами мир при этом не меняется. — Примеч. авт.

Последствия повреждений первичной зрительной коры зависят от того, где именно произошла травма. Если поврежден верхний левый участок зрительной коры, то пациент, оказывается, неспособен видеть объекты, расположенные в нижней правой части поля зрения. В этой части поля зрения такие пациенты слепы.


Рис. 1.2. Как сигналы передаются по нервам от сетчатки в зрительную зону коры. Сигнал о свете из левой стороны поля зрения поступает в правое полушарие. Мозг показан снизу.


Что если наша реальность выглядит иначе? Например цветов не существует, их создает наш мозг.


Вот что о себе пишет сам автор:


Одна из главных идей книги что разделение на физический и психический мир ложный. Это просто иллюзия, созданная мозгом. Все что мы знаем о физическом и психическом мире проходит через наш мозг. И наша связь с внешним, физическим миром не такая непосредственная, как связь с миром внутренним, миром психики и идей.


Дальше еще интереснее. Все, кто интересуется этой темой, слышали о том, что мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек осознает его. В данной книге этот эксперимент подробно описан и обрисован в графиках. Эксперимент провел Бенжамин Либет, я не буду описывать его, ибо это займет много места. Следствием этого наблюдения является то, что, измеряя активность мозга, ученые могут узнать, что вы почувствуете желание пошевелить пальцем, еще до того, как вы сами это будете знать. Этот результат приобрел такую огласку, вне сферы психологии, потому что, казалось, он иллюстрирует, что даже наши простейшие добровольные поступки заранее определены. Мы думаем, что делаем выбор, хотя на самом деле наш мозг уже его сделал. И что мы заблуждаемся, думая, что имеем свободу воли.

Итоги:


Нравится, что Крис Фрит не физикалист, он не сводит сознание и мышление только к физическим процессам. Он пишет, что сознание – нематериально. Его удивляет как нематериальное сознание может формировать и изменять материю. Каким образом? Сначала возникают идеи, а потом они воплощаются в проекты. Дальше он в своих мнениях не заходит, потому что он ученый и работает с физическими данными. Дала ли книга ответы на вопросы сознания и мозга? Частично! Рекомендую всем, кто интересуется темой мозга и сознания.

Экология сознания: Жизнь. Знаменитый британский нейрофизиолог Крис Фрит хорошо известен умением говорить просто об очень сложных проблемах психологии — таких как психическая деятельность, социальное поведение, аутизм и шизофрения.

В книге очень много рассказов о проведенных экспериментах и выводах, которые ученые на их основе делают. Выводы упаковывают в теории, а их потом старательно доказывают. Как ни странно, но лучшим помощником ученого-экспериментатора, являются люди с повреждением мозга и вытекающими отсюда функциональными отклонениями.

Нейрофизиолог Крис Фрит: Мы воспринимаем не мир, а его модель, создаваемую мозгом

Эта статья не попытка пересказать содержание книги. Это попытка уложить в голове то, что я смог усвоить по результатам прочтения.

1. Мы воспринимаем не мир, а его модель, создаваемую мозгом.

То, что мы воспринимаем, это не те необработанные и неоднозначные сигналы, поступающие из окружающего мира к нашим глазам, ушам и пальцам. Наше восприятие намного богаче – оно совмещает все эти необработанные сигналы с сокровищами нашего опыта. Наше восприятие – это предсказание того, что должно быть в окружающем нас мире. И это предсказание постоянно проверяется действиями.

Другими словами, мы смотрим в окно и видим дерево, однако воспринимаем не реально существующее дерево, а его модель, построенную мозгом на основе опыта. Мы знаем, что у дерева есть кора и какая она на ощупь, хотя разглядеть её не можем. И вот эта модель мира (кусочка мира) тем ценне, чем точнее будет предсказание того, что произойдет дальше.

2. Наш мозг, при построении моделей, учится на своих ошибках . А когда сталкивается с чем-то, что можно трактовать двояко, строит прогноз вероятностей того или иного исхода, основываясь на опыте, который получил ранее.

Сейчас на примере:

Очень странная форма комнаты Эймса спланирована так, чтобы вызывать у нас те же зрительные ощущения, что и обычная прямоугольная комната. Обе модели, комнаты странной формы и обычной прямоугольной комнаты, позволяют одинаково хорошо предсказать то, что видят наши глаза. Но на опыте мы имели дело с прямоугольными комнатами настолько чаще, что поневоле видим и комнату Эймса прямоугольной, и нам кажется, что люди, которые движутся по ней из угла в угол, немыслимым образом увеличиваются и уменьшаются. Априорная вероятность (ожидание) того, что мы смотрим на комнату такой странной формы, столь невелика, что наш байесовский мозг не берет в расчет необычные сведения о возможности такой комнаты.


3. Восприятие – это фантазия, совпадающая с реальностью

Наш мозг строит модели окружающего мира и постоянно видоизменяет эти модели на основании сигналов, достигающих наших органов чувств. Поэтому на самом деле мы воспринимаем не сам мир, а именно его модели, создаваемые нашим мозгом. Эти модели и мир – не одно и то же, но для нас это, по существу, одно и то же.

4. С нашими фантазиями об окружающем мире связаны две проблемы. Во-первых, откуда мы знаем, что создаваемая нашим мозгом модель мира верна? Но это еще не самая серьезная проблема. Для нашего взаимодействия с окружающим миром неважно, верна ли построенная нашим мозгом модель. Важно только одно – работает ли она. Позволяет ли она действовать адекватно и прожить еще один день? В целом да, позволяет. Вопросы о "верности" моделей нашего мозга возникают только тогда, когда он общается с мозгом другого человека, и оказывается, что его модель окружающего мира отличается от нашей.

5. Наше воображение совершенно некреативно. Оно не делает предсказаний и не исправляет ошибок. Мы ничего не творим у себя в голове. Мы творим, облекая наши мысли в форму набросков, штрихов и черновиков, позволяющих нам извлечь пользу из неожиданностей, которыми полна действительность. Именно благодаря этим неиссякаемым неожиданностям взаимодействие с окружающим миром и приносит нам столько радости.

6. Мы постоянно наблюдаем за их движениями и пытаемся предсказать, что они будут делать дальше.

Когда мы идем по улице, от нас требуется предсказывать, в какую сторону отклонится идущий навстречу человек, чтобы разойтись с нами. Мы так часто предсказываем это правильно, что случаи, когда мы оба отклоняемся в одну и ту же сторону, кажутся нам исключительными и вызывают у нас сконфуженные улыбки.

7. Что происходит, когда мы видим человека, которому больно?

У нас в мозгу активируются те же участки, которые активируются, когда мы сами испытываем боль. Может быть, на этом и основано сопереживание – наша способность разделять личные чувства других? По крайней мере, люди, более склонные к сопереживанию, определенно демонстрируют большее усиление мозговой активности, когда видят другого человека, испытывающего боль.

8. Наш мозг очень хорошо умеет связывать причины и следствия. Для этого нужно уметь предсказывать и следить за временем. Следствие наступает после причины. Пронаблюдав причину, мы можем предсказать, каким будет ее следствие и когда это следствие проявится. Именно это и делает наш мозг. Он делает предсказания об окружающем мире, а затем проверяет, насколько хорошо эти предсказания работают. Посредством таких предсказаний мозг узнаёт, каким причинам соответствуют какие следствия. Затем эти причины и следствия связываются вместе, образуя элементы, которые в данном случае соответствуют действиям, совершаемым деятелями.

9. Именно благодаря тому, что у нас нет прямой связи с материальным миром, даже с миром нашего собственного тела, мы и можем проникать в чужие внутренние миры. Механизмы, возникшие у нас в мозгу в ходе эволюции и предназначенные для познания материального мира, дают нам также возможность проникать во внутренние миры других людей.

10. Я могу предсказать, что вы будете делать, на основании того, что сделал бы я в той же ситуации. Поэтому, если вы не похожи на меня, мое предсказание может оказаться ошибочным. Мы очень хорошо понимаем свои собственные действия, потому что знаем, что будет дальше. Если мы видим начало действия, мы можем предсказать, что случится дальше. Мы можем предсказать, куда вонзится дротик для игры в дартс, даже если мы видим только начало броска.

11. Когда я смотрю на дерево в саду, у меня в сознании нет дерева. В моем сознании есть только созданная моим мозгом модель этого дерева (или представление о нем). Эта модель строится с помощью ряда предположений и предсказаний. Точно так же, когда я пытаюсь вам что-то рассказать, в моем сознании не может быть вашей мысли, но мой мозг, тоже путем предположений и предсказаний, может создать модель вашей мысли (представление о ней в моем сознании).

Теперь у меня в сознании есть две вещи: (1) моя собственная мысль и (2) моя модель вашей мысли. Я могу напрямую сравнить их. Если они похожи, значит, мне, вероятно, удалось сообщить вам свою мысль. Если они отличаются, значит, мне это явно не удалось.

12. Моделирование сознания человека, с которым мы разговариваем, позволяет нам изменить способ общения с этим человеком. Мы можем принять во внимание, что этот человек знает и что он способен понять. Люди обладают разными знаниями и способностями, поэтому мы общаемся со всеми по-разному. Это может показаться очевидным, но есть ряд удивительных и тонких отличий, которые мы вносим в характер своего общения, сами того не осознавая.

13. Общение в форме диалога, лицом к лицу, не односторонний процесс, в отличие от чтения книги. Когда я веду с вами диалог, в зависимости от вашей реакции на меня меняется моя реакция на вас. Это и есть цикл общения. Но при этом не только я пытаюсь предсказать, что вы скажете дальше, на основании моей модели вашей мысли. У вас в голове тоже есть модель моей мысли. Вы тоже пытаетесь предсказать, что я скажу дальше. Вы тоже готовы изменить свои слова, чтобы указать мне на то, что ваша модель моей мысли плохо работает для предсказания того, что собираюсь сказать я.

15. Наша способность создавать модели внутреннего мира других людей открывает нам совершенно новый способ изменения их поведения. В материальном мире поведение меняется под действием наград и наказаний. Мы прекращаем делать то, что вызывает у нас боль. Мы повторяем действия, которые доставляют нам удовольствие. Мы можем влиять на поведение других, используя боль и удовольствие (так дрессируют животных). Но в нашем внутреннем мире поведение меняется под действием знаний. Выходя утром из дома, я беру с собой зонтик не потому, что сейчас идет дождь, а потому, что я считаю, что дождь может пойти днем. Мы можем использовать знания и для того, чтобы менять поведение других. Представьте себе удаленный пляж в Австралии, море возле которого кишит кубомедузами. Методом проб и ошибок и ценой сильной боли вы можете научиться избегать купания в море возле этого пляжа. Но узнав об этом, вы можете установить знак: "Осторожно, кубомедузы!" Другие люди, которые придут на этот пляж, не будут там купаться. Они извлекут выгоду от опыта, которым вы можете с ними поделиться, передав им свои знания.

Нейрофизиолог Крис Фрит: Мы воспринимаем не мир, а его модель, создаваемую мозгом

16. Мы можем управлять поведением других людей, поставляя им ложные сведения. Я могу найти приятный, тихий и совершенно безопасный австралийский пляж и установить предупреждающий знак "Осторожно, кубомедузы!". Этот знак несет ложные сведения. Но он может быть мне полезен тем, что будет отпугивать других посетителей.

Мы понимаем, что поведением людей управляют убеждения, даже если эти убеждения ложны. И мы быстро узнаём, что можем управлять поведением людей, поставляя им ложные сведения. Это темная сторона нашего общения.

17. В очень далеком прошлом наши предки тоже были одиноки. Они создавали модели материального мира, но не могли делиться этими моделями друг с другом. В то время истина не имела значения для таких моделей. Не имело значения, верно ли эти модели отражали материальный мир. Важно было только то, что эти модели работали, позволяя предсказывать, что случится дальше. Но научившись делиться своими моделями материального мира, мы обнаружили, что модели других людей в некоторой степени отличаются от наших собственных. Среди других людей есть эксперты, у которых имеются определенно лучшие модели некоторых аспектов окружающего мира. Составляя вместе такие модели, полученные многими людьми, мы можем построить новую модель, которая будет лучше, чем любая из моделей, полученных каждым человеком в отдельности. При этом наши знания о мире больше не ограничиваются опытом одной жизни – они передаются из поколения в поколение.

18. Наш мозг, создавая модели сознаний других людей (точно так же, как он создает модели материального мира), открывает нам дорогу в наш общий внутренний мир. Делясь своим внутренним миром с другими, мы также можем учиться на их опыте и брать на вооружение их модели, которые лучше наших. Эти процессы ведут нас к истине и прогрессу, но они же ведут к обманам и массовым заблуждениям.

Автор: Виктор Жуков

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир, Фрит Кристофер

Правообладателям

Знаменитый британский нейрофизиолог Крис Фрит хорошо известен умением говорить просто об очень сложных проблемах психологии — таких как психическая деятельность, социальное поведение, аутизм и шизофрения. Именно в этой сфере, наряду с изучением того, как мы воспринимаем окружающий мир, действуем, делаем выбор, помним и чувствуем, сегодня и происходит научная революция, связанная с внедрением методов нейровизуализации. В книге "Мозг и душа" Крис Фрит рассказывает обо всем этом самым доступным и занимательным образом.

Оглавление

Обложка книги

Читайте еще:

Значение всех этих недостатков мы сами вовсе не склонны преуменьшать. Нашей главной задачей было взять всю проблему клиники психопатий целиком и наметить основные части, основные звенья изучения этой проблемы.

На возможность отделения мотива от цели и перемещение на саму деятельность указывал ещё С.Л. Рубинштейн (1940)[27; с. 176]. В его работах в рамках его школы разрабатывается теория "психического как процесса". Эта теория, с одной стороны специально указывает на дифференниацию психики на процесс.

Почему я тогда говорю про возраст? Потому что другой вопрос, который пас интересует, лежит в этой же плоскости. Чем отличаются молодые девочки от взрослых женщин? Почему иногда лучший вариант — это взрослая, и зачем порой лучше взять молоденькую? Ответы не очевидны. Поэтому начнем.

2. В стремлении к простоте воин отбрасывает ненужные действия. Каждое мгновение он использует всю доступную на данный момент информацию и делает на ее основе самый точный расчет, на который способен. Но он знает, что каждый поступок — это шаг в непознанное, где новые обстоятельства могут сделать.

Дух посмотрел на меня с отвращением: "Да никакая. Просто смотри!" Это заставило меня замолчать. Мы наблюдали за происходящим, и я почувствовал, что эти цвета, этот свет, это сосредоточение бесконечных энергий и объема до плотности и яркости алмаза навсегда запечатлелись в моей памяти и почти.

В феврале 2000 года, через десять лет после окончания гражданской войны в Ливане, за время которой было убито 70 тысяч и пропало без вести 17 тысяч человек, во многих газетах Бейрута было опубликовано необычное письмо. В нем Ассаад Чафтари, высокопоставленный офицер христианского народного.

Читайте также: