Статья игрушки в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Игры и игрушки в современном дошкольном образовании.

Игрушка – неотъемлемая часть детства. По сути, с помощью игрушки, точнее манипуляции и различные действия с игрушкой позволяют ребёнку познавать окружающий мир, а для детей с ограниченными возможностями здоровья игрушки могут являться основным средством общения со взрослыми и детьми.

Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, среди которых - умение ребенка владеть разными формами и видами игр. Важно отметить, что игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Чрезвычайно важно по ФГОС ДО, чтобы предметно-пространственная среда была безопасной, которая предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использовании.

Содержание игровой деятельности детей с года до трех направлено на различные действия и манипуляции с предметами. Для этого возраста нужны яркие, простые, безопасные игрушки: кубики, матрешки, пирамидки, вкладыши, простые конструкторы из больших деталей.

В результате освоения предметно-игровой деятельности, ребенок переходит к игре нового качества - сюжетно-ролевой, что в свою очередь является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. К игрушкам, развивающим интеллектуально-познавательные и моторные способности, добавляются игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (куклы, зверушки, персонажи сказок, мультфильмов и др.) и игрушки, помогающие освоению норм отношений между людьми.

Все игры и игрушки имеют главную функцию - это активизация самостоятельной детской деятельности, а задача родителей - научить ребенка играть! Нельзя забывать также о таких функциях игрушек как: привлекательность, возможность игрушки будить фантазию ребенка, способность быть психологическим орудием, наделяющим ребенка силой, красотой, добротой.

По своей функциональности игрушки можно разделить на несколько видов:

- игрушки, выполняющие символическую функцию - это игрушки, представляющие героев любимых книг, мультфильмов, а также их костюмы, которые можно надеть, чтобы стать этими героями ( Винкс, Бэтмэн);

- игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника - это игрушки для создания различных социально-культурных ситуаций (посуда, аптечка, солдатики, ролевые персонажи и т.д.);

- игрушки-однодневки - это механизированные или мягкие игрушки, которые мы видим в детских игровых автоматах;

- игрушки для коллекционирования (фарфоровые куклы, барби всех видов, модели машинок и т.д.);

- агрессивные игрушки - это игрушки, с помощью которых можно выразить чувства страха наказания, агрессии, тревожности (зубастый волк, баба-яга);

- АНТИИГРУШКИ - это средство информации, пропагандирующее анти ценности (куклы монстр - хай, роботы - трансформеры и т.д.).

Какие же требования, предъявляемые к игрушкам, стоит учитывать?

1. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья - первые и совершенно необходимые требования, при нарушении которых, дальнейшая психолого-педагогическая оценка бессмысленна;

2. Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиции возможного развивающего эффекта для ребенка;

3. Социокультурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания и социализации ребенка.

Все эти требования учитываются при проведении экспертизы игр и игрушек. Деятельность в данном направлении осуществляет Межрегиональная общественная организация "Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей" сокращенно МОО "Экспертиза для детей". В состав экспертной комиссии входят психологи, педагоги, ученые, представители производственной сферы на рынке игрушек.

Цель: содействие защите прав детей на получения качественной игровой, учебно-методической и электронной продукции, информирование родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми о продукции полезной для развития детей, а также содействие развитию рынка данной продукции.

На государственном уровне контроль за качеством и безопасностью игр и игрушек осуществляется в двух направлениях:

1. Органами Роспотребнадзора - выдается санитарно-эпидемиологическое заключение, оно же гигиенический сертификат - документ, подтверждающий, что продукция соответствуют установленным гигиеническим нормам и санитарным правилам. Служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека.

2. Органами по сертификации, аккредитованными в системе Госстандарта - сертификат соответствия ГОСТ (сертификат ростеста или сертификат качества, сертификат безопасности, таможенный сертификат) - документ, подтверждающий, что продукция соответствует требованиям качества и безопасности, установленным для данной продукции действующими стандартами и правилами, выдается на основе сертификационных испытаний в аккредитованной лаборатории.

Трудно оспорить, что игрушка - великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколения. И нам, педагогам, нельзя забывать, что игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и радости!

Учитывая функциональность и соблюдая требования к игрушкам, мы можем создать условия для социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего, личностного, морально-нравственного и познавательного развития способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрушки в жизни ребенка незаменимая вещь. Многие дети любят играть в мелкие игрушки и обязательно их должно быть много. Другие наоборот, предпочитают большие, мягкие, шумные и т. д. Есть дети, которые играют только своей любимой игрушкой. Как правило, такие дети чаще всего испытывают трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

Игра развивает ребенка. С помощью игры дети становятся более общительными, внимательными, послушными. В каждой игре устанавливаются какие-то правила. Это дисциплинирует ребят, приучает выполнять определенные требования, соблюдать последовательность. У ребенка появляются положительные коммуникативные качества.

Невозможно представить жизнь маленького ребенка без фольклора. Это потешки, сказки, загадки, прибаутки. Таким образом, через устное народное творчество в жизнь маленького ребенка входит театрализованная игра.

Театрализованная игровая деятельность детей – это прежде всего развитие речи ребенка. Маленькие дети учатся подражать животным, говорить как они, выполнять их движения и повадки. Эти игры учат детей доброте, сопереживать героям сказок, вызывают положительные эмоции. Хорошо, когда дети не просто представляют себя зайчиком или ежиком, а могут одеть на себя маску или костюм нужного героя. Для ребенка это счастье быть каким-то персонажем, а особенно супергероем.

Дети хорошо понимают добро и каждый хочет быть положительным героем. Отрицательные роли дети играют крайне неохотно, или вовсе отказываются от них. Сюжетно-ролевая игра для ребенка, это не что иное, как знакомство с реальной жизнью.

Дети получают навыки взаимодействия с другими детьми, приобретают организаторские способности, узнают новые профессии и их значимость для общества. Ребенок должен уметь играть в разные игры и в этом ему должны помочь взрослые.

Компьютерные игры помогают развивать абстрактное мышление.

Игры с конструктором учат усидчивости, творческому подходу, фантазии, мышлению. Развивают мелкую моторику, что очень важно для умственного развития малыша.

Через настольно-печатные и дидактические игры ребенок познает окружающий мир. Начинает понимать, что природа и человек – это единое целое.

Через игрушку ребенок получает первые элементарные математические представления. Каких игрушек много, каких мало. Обращает внимание на цвет, форму, размер. Таким образом, на основе игры реализуются все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Пожелания родителям: быть больше в контакте со своим малышом, играть с ним, чувствовать его мир. Совместная игра с родителями приносит ребенку массу положительных эмоций, а это положительно сказывается и на его здоровье. Помните, что игра является фундаментом развития личности ребенка.

Игрушки для детских игр Игра - это самый главный, интересный и желанный вид деятельности в раннем развитии ребенка. Большую часть своего времени дети проводят в.


В жизни каждого ребенка огромное место занимают игры и игрушки. Они для него не только развлечение и забава. Игры помогают ему узнавать мир, учат общению, развивают речь, движения, чувство цвета и формы. Всем детям необходимы самые простые материалы для игр. Чтобы на каждом этапе развития у них всегда были предметы и занятия, которые нужно осваивать. Вода, песок, картонные коробки, ящики, деревянные кубики, предметы домашнего обихода не менее полезны, чем дорогие игрушки, купленные в магазине. Однако при выборе новой игрушки надо подумать, не несет ли она опасности для ребенка.

Давайте вспомним наше детство. Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. — у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с самых маленьких.

В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если игрушка будет звучащей. В 6–9 месяцев можно добавить так называемые игрушки — вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально.

Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9–12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10–12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3–5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит не правильно — матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.

К 4–5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой — хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте — выборе игрушек.

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь четырьмя правилами. Игрушка должна быть:

  1. Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана).
  2. Эстетичной на вид.
  3. Соответствовать возрасту.
  4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей).

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья — вагонами поезда, шишки — смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

В заключении хочу напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Основные термины (генерируются автоматически): игрушка, игра, ребенок, малыш, взрослый, выбор игрушек, коллектив сверстников, предмет, родитель.

Похожие статьи

Анализ педагогической ценности игрушек современных детей

Основные термины (генерируются автоматически): игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек, коллектив сверстников, взрослый, предмет, родитель.

ребенок, игра, игрушка, сюжет игры, кукла, совместная игра, роль, действие, ролевое поведение, дошкольный возраст.

Детям необходимы совместные игры со взрослыми. игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек, коллектив сверстников, взрослый, предмет, родитель.

Игра в творчество: взрослые люди и детские игры

игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек, коллектив сверстников, взрослый, предмет, родитель.

Игра как средство развития личности ребенка младшего.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста.

Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка.

− наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек. Играем — мелкую моторику развиваем! | Статья в сборнике.

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших.

Процесс обогащения игры происходит даже посредством переодевания кукол и мягких игрушек, и если, в начале игры ребенок просто копирует действия взрослых, то в

Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Игра как средство формирования межличностных отношений.

В среднем дошкольном возрасте происходит глубокая качественная перестройка отношения ребёнка к сверстнику, другой ребёнок уже становится предметом постоянного сравнения и в процессе этого

На этой основе возникают играющие группы детей и играющие коллективы.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших.

Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Похожие статьи

Анализ педагогической ценности игрушек современных детей

Основные термины (генерируются автоматически): игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек, коллектив сверстников, взрослый, предмет, родитель.

ребенок, игра, игрушка, сюжет игры, кукла, совместная игра, роль, действие, ролевое поведение, дошкольный возраст.

Детям необходимы совместные игры со взрослыми. игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек, коллектив сверстников, взрослый, предмет, родитель.

Игра в творчество: взрослые люди и детские игры

игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек, коллектив сверстников, взрослый, предмет, родитель.

Игра как средство развития личности ребенка младшего.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста.

Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка.

− наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек. Играем — мелкую моторику развиваем! | Статья в сборнике.

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших.

Процесс обогащения игры происходит даже посредством переодевания кукол и мягких игрушек, и если, в начале игры ребенок просто копирует действия взрослых, то в

Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Игра как средство формирования межличностных отношений.

В среднем дошкольном возрасте происходит глубокая качественная перестройка отношения ребёнка к сверстнику, другой ребёнок уже становится предметом постоянного сравнения и в процессе этого

На этой основе возникают играющие группы детей и играющие коллективы.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших.

Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек.

Игрушки в жизни ребёнка.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек.

Каждый из нас помнит свои любимые игрушки. Не обязательно они были самыми красивыми и дорогими, скорее потертыми и изрядно изношенными, но их ценность в наших глазах от этого не уменьшалась. Они дарили нам массу приятных впечатлений, помогали в трудные минуты – когда мы болели или хотели поделиться с ними своими переживаниями. Мы вспоминаем или храним их до сих пор. Они – связующая ниточка с волшебным миром детства.

К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Наверное, каждый родитель сталкивался с некоторой растерянностью, глядя на стеллажи с огромным количеством игрушек. Одни привлекают своим цветом, другие громко поют, а третьи вообще делают все и к тому же одновременно. Но как среди такого множества подобрать своему ребенку действительно хорошую и качественную игрушку?

Главная функция игрушки заключается в пробуждении у ребенка самостоятельной и осмысленной активности. Поэтому, выбирая игрушку, взрослый должен представить, что ребенок будет с ней делать.

Игрушка должна быть открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций.

Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии. Играя, ребенок не просто забавляется, а еще и развивается, поэтому хорошо, если игрушки яркие, разных форм и цветов. Малыш будет учиться различать цвета, соотношение форм, у него постепенно улучшится координация движений.

Советы родителям.

Не стоит покупать ребенку сразу много игрушек, ведь тогда интерес к ним быстро пропадает. Игра надоедает и не развивает фантазии.

Подойдите к выбору игрушки достаточно ответственно. Она не просто должна нравиться вам и вашему ребенку и радовать глаз обилием красок, но и соответствовать возрасту ребенка, способствовать его развитию и, самое главное, отвечать всем требованиям безопасности.

Мальчики выбирают машинки, девочки – кукол. Однако для правильного и гармоничного развития нужно покупать ребенку и некоторое количество игрушек противоположного пола – чтобы ребенок понял и осознал не только свое сходство с кем-то, но и отличия.

Если у вас встал выбор между просто симпатичной игрушкой и развивающей, отдайте предпочтение последней. Игрушка должна способствовать закреплению уже освоенных навыков у ребенка и развитию новых навыков и умений. Помните, что умный выбор игрушки – это умный ребенок!

Игрушки созданы для детей, но не будем забывать о том, что польза от развивающей игрушки будет значительно выше, если родители поиграют с ней вместе со своим ребенком.

В играх малыш выражает свои чувства к маме с папой, окружающим его людям и самому себе. И ваш ребенок учится узнавать этот сложный и пока непонятный ему мир не только за счет хороших и разнообразных игрушек, но и при помощи родителей.

Волшебный шарик.

На что похоже твое настроение?

Я знаю пять названий.

Играйте чаще вместе с ребенком, фантазируйте, придумывайте новые игры. Только вы сможете повлиять на развитие своего малыша.

1.Абраменкова В.В.Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках.//Дошкольное воспитание, №4, 2005-108с.

2.Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников.-СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2003-144с.

3.Мухина В.С.Игрушка как средство психического развития ребёнка//Вопросы психологии.-1988, №2.

Читайте также: