В токарева кошка на дороге краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: побуждение учащихся по-новому взглянуть на проблемы доброты, благородства по отношению к окружающим.

Задачи урока:

  • развить у учащихся умения «талантливого читателя: а) умение прогнозировать содержание произведения по заголовку; б) умение вести диалог с автором;

самостоятельно формулировать вопросы по ходу чтения; высказывать предположение о дальнейшем развитии действия;

— воспитать потребность наслаждаться процессом чтения, внимание к авторскому слову.

Материал для учителя

Методические рекомендации

Работа над текстом важна как с точки зрения воспитания, так и обучения. Текст рассчитан на то, чтобы вызвать у ученика эмоциональный отклик, согласие (или несогласие) с изложенным. Поэтому заметное место в беседе должно быть отведено обсуждению содержания рассказа, его основной мысли, выводов. В этом и проявится воспитательный смысл работы над текстом.

Примерное содержание работы, связанной с анализом текста:

(анализ структуры текста состоит из 3-х частей)

На пороге текста.

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на довольно сложные вопросы: почему так важно понимать другого человека? В чем проявляется это умение?

Климов отправился в лес. Возле высокой сосны дорога разветвлялась на три рукава. Климов остановился, как русский богатырь, раздумывая. Какую из трех дорог ему выбрать, и в это время из-за деревьев вышла кошка. Она была такая тощая и злая, что просто потеряла кошачий вид. Кошка подняла на Климова огромные глаз, еле умещающиеся на треугольнике морды, и принялась орать. Не мяукать, а именно орать, делая короткие передышки, чтобы набрать воздух и орать дальше.

  • Чего это она?- удивленно спросил Климов у проходящей мимо бабы.
  • Жрать хочет,- спокойно объяснила баба, не останавливаясь.
  • Что же мне с тобой делать? — вслух подумал Климов и вслух же решил:
  • Ну ладно. Пошли.
  • Климов повернулся и зашагал обратно, в сторону санатория. Кошка замолчала и двинулась следом. Подошла к санаторию. Возле корпуса Климов обернулся к кошке и сказал:
  • Подожди, я сейчас.

Кошка села и стала ждать.

Климов вошел в столовую и разыскал официантку Лиду.

Климов вернулся к кошке, поставил перед ней кастрюлю, волнуясь и одновременно ликуя от предстоящей кошкиной радости. Но кошка никакой радости не обнаружила. Она деловито опустила морду в кастрюлю и не подняла ее до тех пор, пока все не съела и не вылизала кастрюлю до стерильной чистоты.

Кошка молчала. Продолжала глядеть. Климов пошел к Лиде.

Из корпуса вышла старушка, соседка Климова.

  • Вторую кастрюлю ест,- насмешливо восхитился Климов.
  • Она же лопнет…- Старушка удивленно раскрыла глаза.- Разве можно так перегружать голодный желудок?
  • Чья кошка?- строго спросила Елена Дмитриевна, сестра-хозяйка.
  • Ничья.
  • А как она сюда попала?
  • Я принес,- сознался Климов и почему-то заробел.
  • Не вздумайте оставлять ее здесь. Ее собаки разорвут. И не вздумайте брать ее в номер. У нас в помещении животные запрещены.

Климов вздохнул, поднял кошку с земли, посадил ее на плечо и пошел обратно. На развилку трех дорог. На развилке он снял кошку с плеча, поставил ее на дорогу и пошел в глубину леса. Кошка зашагала следом. Климов обернулся и сказал:

  • Не ходи за мной. Ты же все слышала.

Он ускорил шаг, но кошка тоже ускорила шаг.

  • А ну иди отсюда! – Климов сделал свирепое лицо и затопал ногами, как бы побежал на кошку, хотя оставался на месте.

Климов прекратил бег на месте, повернулся и пошел. Кошка подумала и пошла за Климовым, соблюдая, однако, дистанцию.

Климов оглянулся и заключил:

  • Ни стыда, ни совести… А еще кошка.
  • И очень хорошо,- сказал Климов и пошел дальше.

Деликатная старушка уже сидела за столом. Климов успел проголодаться и с удовольствием принялся за холодную закуску.

Климов перестал есть.

  • Я не понимаю, что вас не устраивает? То, что я накормил голодную кошку?
  • Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца. Или не участвовать совсем.
  • Да. Но это не имеет отношения к кошкам.
  • Вы не правы. Кошка – очень личностный зверь. Вы даже не представляете себе, что такое кошка. Она связана с Луной. Как море.

Климов понял, что ему не хочется сидеть со старушкой, поднялся из-за стола и пошел в свою комнату.

Климов посидел в кресле, и ему пришло в голову разрешить себе послеобеденный сон. Когда он открыл глаза, было три часа ночи. Климов встал, оделся и вышел на улицу.

Климов остановился и вдруг заметил, что стоит на перекрестке трех дорог. Он стал смотреть по сторонам, ощупывая глазами каждый метр светлой от снега земли. Сердце его сильно стучало.

Кошка сидела под деревом, ждала его и не шевелилась. То ли уснула, то ли приготовилась ждать долго и задумалась.

Климову стало жарко от прилива горячей благодарности. Значит, кошка верно оценила его душевные ресурсы. Значит, это действительно личностный зверь: ведь чем благороднее личность, тем больше добра предполагает она в других. Благородство одного рождает благородство в партнере. Климов устремился к дереву, проваливаясь почти до подмышек. И вдруг стал, будто его толкнули в грудь.

Это была не кошка. Это был сук – тот самый, который он в нее бросил.

Климов стоял и слушал в себе опустошение. В этом опустошении гулко трудно, будто вхолостую, билось сердце.

Прочитайте название рассказа. Можно ли догадаться о содержании рассказа по заголовку? ( Вероятно, это рассказ о кошке, которая по каким-то причинам, по чьей-то вине оказалась на улице, в незнакомой стороне).

Читая рассказ, мы будем по ходу чтения задавать вопросы, отвечать на них и высказать свои предположения о содержании следующих частей произведения.

Итак, нам помогут вопросы:

О чем можно догадаться?

Почему автор так говорит?

Как помогают нам следить за развитием действия авторские комментарии, оценки? Что из этого следует?

(вопросы записаны на доске).

Методический комментарий:

Текст делится на 7 смысловых частей. После чтения каждой части учащиеся задают вопросы и отвечают на них. При необходимости вопросы может задавать и учитель. После этого высказываются предположения о развитии действия. Ниже приводятся фрагменты дидактического этапа урока.

Диалог с автором

  1. После чтения учащимся были предложены задания, связанные с психологической интерпретацией произведения на уровне определения чувств, настроений, переживаний, которые возникли у них в ходе чтения. Например: — какие чувства и настроение возникли у вас после чтения? ( Жалость, грусть, сожаление).

Над чем заставил задуматься этот рассказ? ( Над тем, как важно понимать других, иметь свое суждение и мнение).

Как автор относится к своему герою? Как относитесь к нему вы? ( Автор не проявляет особых чувств по отношению к герою, он ему предоставляет в двух случаях право выбора, испытывает его).

Ответы учащихся свидетельствуют об их способности глубоко вчитываться в текст, проникать в авторский замысел.

В качестве домашнего задания можно предложить написать эссе, мини-сочинение по теме: Климов глазами кошки.

Кошка на дороге

На завтрак давали: сосиски с тушёной капустой, пшённую кашу, пончики с повидлом, кофе с молоком и кусочек масла на блюдце. Официантка Лида составила с подноса все сразу, чтобы не заставлять ждать. Ласково улыбнулась и ушла.

Пока Климов ел и размышлял, в столовую вошли его соседи по столу. Соседка справа была деликатная старушка, похожая на засушенного кузнечика. Говорили, что в прошлом это была важная персона, не то знаменитая балерина, не то жена какого-то крупного мыслителя. А может быть, и то, и другое. И балерина, и жена. Но старушка сама ничего не рассказывала, а Климов не спрашивал. Его не интересовала чужая жизнь, если она не могла иметь к нему отношения. Старушка о себе ничего не рассказывала, хотя, может быть, ей и хотелось бы рассказать.

Лена была молодая, но не первой, а, пожалуй, второй молодостью, когда все, что должно было расцвести, — расцвело, а кое-что даже чуть-чуть повяло. Это было не майское, а июльское цветение красоты. На её открытой шее висели бусы, цепи и цепочки. Вообще это было некрасиво, но на ней красиво. Лицо её чуть поблёскивало от крема. Было видно, что она бережёт кожу, а на Климова, скажем, ей плевать с высокой колокольни. И, глядя на её лицо без косметики, Климов представлял себе, что она — его жена и они завтракают вместе у себя дома. Эта мысль смущала его и заставляла вспоминать то, о чем он так хотел бы забыть.

— А я все подмёл, — сознался Климов соседям по столу.

— Утром это не страшно, — утешила старушка. — Главное, не есть на ночь.

— Есть надо помногу, но часто! — сострил Олег и сам засмеялся своей шутке.

Лена молчала, рассеянно глядя перед собой. Она пила чай и грела руки о стакан. Потом отломила кусочек хлеба от куска Олега. Она бессознательно хотела иметь к нему отношение. Всегда и во всем.

После завтрака Климов отправился гулять, чтобы израсходовать лишние калории. Гулять он не умел и не любил, потому что незанятый мозг устремлялся в воспоминания, в додумывание ситуаций, которые он не хотел бы додумывать до конца. Есть ситуации, которые полезнее недодумывать.

Климов вышел с территории и отправился в лес. Изо всех явлений природы, а точнее, изо всего природного ассортимента, как-то: огонь, море, горы, степь и так далее, Климов больше всего любил лес. Когда-то в детстве друг Славка сказал, что деревья — это умершие люди, и может статься, что в лесу среди деревьев присутствует какой-то очень дальний родственник, живший ещё во времена Ивана Грозного. Климов поверил. И верил по сегодняшний день. То есть он, конечно, знал, что это не так. Но ведь никто не доказал обратного. Находясь в лесу, Климов чувствовал себя спокойно и умиротворённо, как будто приехал домой на студенческие каникулы. Лес мирил его с прошлым и настоящим. В лесу он не испытывал той сиротливой заброшенности, какую он ощущал, скажем, в вагоне метро. Наибольшее одиночество приходило к нему в скоплении людей, потому что этим людям не было до него никакого дела. У них была своя жизнь, а у него — своя.

Возле высокой сосны дорога разветвлялась на три рукава. Климов остановился, как русский богатырь, раздумывая, какую из трех дорог ему выбрать, и в это время из-за деревьев вышла кошка. Она была такая тощая и злая, что просто потеряла кошачий вид. За лесом стоял дачный посёлок. Может быть, эта кошка всю зиму просидела в пустой даче, ожидая хозяев, а теперь обиделась и отчаялась и вышла на дорогу, прихватив все своё отчаяние и возмущение. Кошка подняла на Климова огромные глаза, еле умещающиеся на треугольнике морды, и принялась орать. Не мяукать, а именно — орать, делая короткие передышки, чтобы набрать воздух и орать дальше. Глаза у неё были жёлтые, цвета древесных опилок, с продолговатыми прорезями зрачков.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Виктория Токарева Кошка на дороге

Кошка на дороге: краткое содержание, описание и аннотация

Виктория Токарева: другие книги автора

Кто написал Кошка на дороге? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Виктория Токарева: Жена поэта [сборник]

Жена поэта [сборник]

Виктория Токарева: Дома стоят дольше, чем люди (сборник)

Дома стоят дольше, чем люди (сборник)

Виктория Токарева: Мои мужчины (сборник)

Мои мужчины (сборник)

Виктория Токарева: Птица счастья

Птица счастья

Виктория Токарева: Террор любовью [сборник]

Террор любовью [сборник]

Виктория Токарева: Короткие гудки (сборник)

Короткие гудки (сборник)

Виктория Токарева: День без вранья (сборник)

День без вранья (сборник)

Виктория Токарева: Кошка на дороге (сборник)

Кошка на дороге (сборник)

Виктория Токарева: Нам нужно общение (сборник)

Нам нужно общение (сборник)

Виктория Токарева: Извинюсь. Не расстреляют (сборник)

Извинюсь. Не расстреляют (сборник)

Виктория Токарева: Самый счастливый день (сборник)

Самый счастливый день (сборник)

Виктория Токарева: Этот лучший из миров

Этот лучший из миров

Кошка на дороге — читать онлайн ознакомительный отрывок

Никаких видимых следов болезни не было и в помине. Вероника подумала: не может так светиться больной человек. В больном человеке обязательно что-то идет на ущерб. Он может не чувствовать болезни, но светиться не будет.

Вероника успокоилась и стала дальше красить свой глаз. Нютя стояла рядом, выпятив пузо, и смотрела с немым восхищением. Все, что имело отношение к Веронике, приводило ее в особое состояние. Она обожала, обожествляла свою мать. Вероника была для нее не бытом, как мамы у всех остальных детей, а праздником. Вероника была тем, чем награждают.

– У нее вульгарный пиелонефрит, – сказал Илья Давыдович. – Либо врожденный порок почки.

– Почему вы так решили? – спросила Вероника.

– Стойкий белок. Лейкоциты выше нормы.

– А почему это бывает?

– Осложнение после простуды, чаще всего после ангины. Или врожденный порок.

– А что, бывают пороки почки? – удивилась Вероника. Она слышала о пороках сердца, а остальные органы, как ей казалось, пороков не имеют.

– А как же… Бывает блуждающая почка, сдвоенная почка, карман в почке…

– А почему так бывает?

– Природа варьирует… ищет… ошибается.

Вероника считала, что человек уже закончил, завершил свою эволюцию. И она удивилась, что природа продолжает работать над законченным замыслом.

– Это опасно? – спросила Вероника.

Илья Давыдович не стал отвечать на вопрос: опасно или нет. Он сказал:

– Если врожденный порок, потребуется операция. Вот вам направление в Морозовскую больницу.

Вероника взяла направление и вышла из кабинета. Постояла. Потом вернулась обратно. Стояла безмолвно. Илья Давыдович посмотрел на нее понимающе.

– Трудно дети растут… – Он покивал головой, плешивой, в редких волосиках, как у младенца. – Трудно вырастить человека.

– А в больницу обязательно? – спросила Вероника, надеясь хоть что-нибудь отменить.

– Обязательно. Надо сделать урографию. А это проводится только в стационаре.

– Что такое урография?

– В вену вводится синька, потом делают рентген почки.

Вероника представила себе, как в кровь вводят синьку, кровь становится синего цвета – и эта синяя кровь устремляется в Нютечкино сердце и в мозги.

– Это опасно? – спросила Вероника.

– Может быть аллергический шок, поэтому урографию делают в стационаре под наблюдением врачей.

Шок… операция… синька… Ее дочь окружили опасности, как волки в мультфильме, и уселись вокруг зловещим кольцом. И она, именно она и никто другой, должна встать рядом со своей дочерью и вывести ее из этого кольца. Но как?

Из больницы Вероника поехала в райисполком на встречу с Мельниковым. Встреча была назначена заранее, а отменять назначенное было не в ее журналистских правилах.

Мельников ждал ее в кабинете – крепкий, белозубый, гладкий, как промытое яблоко. Мебель в его кабинете была темная, полированная. На полках стояли призы за хорошую работу и подарки, преподнесенные иностранными гостями: парусный фрегат, Эйфелева башня. Башню, наверное, подарили французы. Кому же еще…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


- Как автор относится к своему герою? - Как относитесь к нему вы? - Почему ав.

- Как автор относится к своему герою? - Как относитесь к нему вы? - Почему автор называет его по фамилии? - Какие чувства и настроение возникли у вас после чтения? Жалость, грусть, сожаление? - Над чем вас заставил задуматься этот рассказ?

Практическая часть - Стр. 81. Упр. 7 - Определите тип вопросов и ответьте на.

Практическая часть - Стр. 81. Упр. 7 - Определите тип вопросов и ответьте на них. Зачем деликатная старушка спросила про кошку? Почему этот вопрос взволновал Климова? Какие слова старушки показались вам важными? Почему Климов вновь оказался на перекрёстке трёх дорог? Почему Климову стало жарко от прилива горячей благодарности? Почему его сердце билось будто вхолостую? Что произойдёт дальше? Как вы думаете, что заставило Климова вернуться за кошкой? Чувствует ли он свою вину перед ней? - А как бы вы поступили на месте Климова? Отнесли бы кошку обратно или оставили её себе?

Читайте также: