Сюжетно ролевые игры для детей с овз в доу

Обновлено: 16.05.2024

Авторы: Аксянова Руфия Кябировна, Кондратьева Ирина Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №63"
Населённый пункт: г.Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование

Особенности организации сюжетно-ролевых игр

с детьми с ОВЗ

воспитатели высшей квалификационной категории

Аксянова Р. К., Кондратьева И.А.

Решающая роль в преодолении ЗПР у дошкольников принадлежит игре. В сюжетно-ролевой игре

сферы, поведения, развития речи, воображения, учения.

Проанализировав результаты диагностики, выявили, что игровая деятельность старших дошкольников

развивающихся детей, а и отличается определенными специфическими особенностями.

снижение или отсутствие потребности и активности в самостоятельной игровой деятельности;

отсутствие или достаточно редкое проявление интереса к игрушкам;

основным содержанием игры является предметно – игровые действия или короткие цепочки

игрового характера с сюжетными игрушками;

неумение обобщать цепочки игровых действий и заменять их словом;

трудности в использовании действий замещения, предметов – заместителей;

трудности переноса значения с одного предмета на другой;

трудности в формировании воображаемой ситуации как следствие бедности образной сферы;

неумение самостоятельно организовывать совместную деятельность в рамках сюжетной игры;

отсутствие ролевой речи;

отсутствие действий реализующих социальные отношения между персонажами.

Поскольку у всех детей с ЗПР в той или иной степени снижена потребность в игре, перед нами в

качестве основной стояла задача-формирование положительного эмоционального отношения к игровой

забавы с заводными игрушками, народными; игры-забавы с ветром, солнечными зайчиками. Например, в

В течение года на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и явлениями общественной жизни,

по развитию речи расширяли жизненный опыт детей. Наблюдения, беседы, экскурсии сочетались с

восприятиями и анализом рассказов и сказок.

В старшей группе стали заинтересовывать детей театрализованными играми по сказкам, так как игры-

драматизации более доступны, чем совместные сюжетные игры. Начинали с драматизаций сказок

детского сада, беседовали о профессии врача с участием медсестры, читали рассказ И.Туричиной

фанендоскопы, медицинские карты.

С целью развития у детей игровой деятельности мы создали перспективный план по сюжетно- ролевой

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений является интеграция людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в полноценную социальную жизнь. Наша школа работает с детьми, у которых в силу заболевания недостаточно сформированы навыки социальной жизни.

Поэтому для нас важна максимально возможная интеграция ребенка с ОВЗ в социальную жизнь общества.

Перед учителями стоит задача сформировать у детей знания и умения необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни. В связи с особенностями развития, у детей с ограниченными возможностями не происходит спонтанного усвоения общественного опыта, поэтому они нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии. И в этом огромное значение имеют сюжетно-ролевые игры.

Они выполняют огромную роль в процессе развития детей, их адаптации, социализации, коррекции и воспитания. Сюжетные игры имеют социальную природу и строятся на расширяющемся представлении детей о жизни взрослых.

Цель сюжетно-ролевых игр: развивать и обогащать социальный опыт, развивать интерес, учить объединятся детей в группы, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, создавать игровые замыслы. Дети в доступной и занимательной форме усваивают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нормы общепринятого поведения, правила общения, учатся социально – бытовым навыкам.

Основные функции игры:

Игра - основная деятельность детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями. Игра является формой активного, творческого, отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию деятельности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.

Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребенка.

В рабочей практике я часто организую сюжетно-ролевые игры. Иногда игры приводят к самым неожиданным результатам. Ученик Д на первом году обучения очень любил пластилин с тактильной точки зрения. Ему нравилась
фактура пластилина, но лепка его не прельщала. После серии игр "Мы едем в гости" я заметила, что он не просто лепит персонажей, чего раньше не было, а создает целые сюжетные линии.

Многие сюжетно-ролевые игры несут практическую нагрузку. Например, игры "Магазин" и "Мы играем в доктора".

После серии игр в "доктора" дети меньше боятся визитов в медицинские учреждения. Данные визиты ассоциируются с игрой и уже не вызывают сильного страха. А игры в "магазин" формируют у детей понятие "деньги". Родители апеллируют к отсутствию денег и ребенок более спокойно воспринимает то, что он не получит желаемого.

Я сама принимаю непосредственное участие в игре. Выполняю определенную роль, осторожно направляю развитие игры, отношения детей. Что же происходит с игрой? Стало общим методом утверждения, что детей надо учить играть. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все "как будто", "понарошку".

Ребенок может стирать кукольную одежду воображаемым мылом, может быть "врачом" и "лечить" больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой "взрослой" профессии. Все эти "возможности" сюжетной игры расширяют практический мир детей, и обеспечивает ему внутренний комфорт.

Организация развивающей среды - необходимое условие формирования игровой деятельности детей. Требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными. Процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в игре, в частности имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.

Автор: Игнатова Анастасия Сергеевна

Организация: МАДОУ №390

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Решить существующие проблемы в социализации детей может помочь реализация следующих задач:

  • совершенствовать в игре приёмы по формированию навыков общения у дошкольников;
  • обогащать в игре знания детей о правилах поведения в социуме;
  • развивать в игре позитивные коллективные взаимоотношения;
  • обогащать в игре жизненный опыт детей, развивать навыки самоорганизации, инициативы и творчества;
  • создавать среду, способствующую проявлению творческой активизации социального опыта дошкольников;
  • внедрять коррекционную направленность игры для детей с ОВЗ.

Решение этих задач социализации посредством сюжетно-ролевой игры направлено на:

  • формирование у детей дошкольного возраста системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;
  • создание педагогических условий, позволяющих развёртывать длительные сюжетно-ролевые игры, более полно использовать воспитательный потенциал сюжетно-ролевой игры, распределение коррекционного программного материала для детей с ОВЗ;
  • активное участие воспитателя в организации игр (смена позиций воспитателя и его активности в руководстве игрой в зависимости от социального опыта детей).

Успешная реализация этих направлений даёт возможность повысить потенциал сюжетно-ролевой игры, а, следовательно, сделать процесс социализации успешным и эффективным.

Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности ребенка, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.

Целью данной статьи является изучение особенностей влияния игровой деятельности на процесс социализации дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир разных видов деятельности, человеческих отношений, а так же общественных функций людей. Ребенку хочется стать частью этой взрослой жизни, активно в ней участвовать, но это ему недоступно. Так же, он хочет стать самостоятельным. Из данного противоречия рождается ролевая игра - игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Игровая деятельность - ведущий вид деятельность детей дошкольного возраста. Многие ученые и практики рассматривают игру как основное средство социального и психического развития. Игра - это своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Важное место занимают игры, которые дети создают сами, - творческие или сюжетно - ролевые игры. В них дети воспроизводят увиденное вокруг себя в жизни взрослых. В последние годы воспитателями отмечено то, что дети вообще мало играют и, в частности в сюжетно-ролевые игры. В первую очередь проблема заключается в интеллектуальной загруженности детей.

Сюжетно-ролевая игра- это свободный вид совместной деятельности детей. По собственной инициативе дети объединяются между собой, далее сами выбирают сюжет игры, распределяют соответствующие роли и игровой материал, намечают и развивают содержание игры. Сюжет и содержание игры они берут из окружающего мира, отражают те моменты жизни, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели впечатление.

Игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

Игровая модель выделяет самые важные отношения, она опускает все второстепенное. Так дети и постигают суть отношений между людьми.

Моделирование и замещение явлений действительности носят не пассивный, а активный характер. В игре необходимо использовать не те предметы, которыми пользуются взрослые, а другие, которые напоминают и позволяют выполнить игровые действия (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля, толкает детей на путь поиска подходящих заместителей. Это - уже элементы воображения, творчества.

Всё выше сказанное о развивающем значении сюжетно-ролевой игры, имеет смысл, тогда когда игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. Для этого требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя.

Также огромное влияние на развитие игр оказывают знания, полученные дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой (чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок, художественно-творческой деятельности (подготовка атрибутов, изготовление аппликаций, рисунков, места для игры, познавательной деятельности (беседы о профессиях, о труде взрослых, рассматривание картинок, фотографий).

Игру дошкольников нужно организовать так, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они будут на собственном опыте убеждаться, как важно налаживать контакты с окружающими.

Сюжетно - ролевая игра - идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: самые главные - дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. В процессе сюжетно - ролевой игры развивается память, координация движений, умение работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социализации ребенка, обогащая его жизненным опытом, и готовит к успешной деятельности в реальной жизни.


Игра-школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.

Функции игры:

1.Развлекательная – основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, побудить интерес.

2.Коммуникативная – игра вводит ребят в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует развитию речи.

3.Самореализация в обществе – игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат.

4.Игротерапевтическая – игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими.

6. Диагностическая – это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребенком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие проблемы.

7. Социальная – формирование личности как полноправного члена коллектива.

Игра является основным видом деятельности детей с ОВЗ. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

У детей с ОВЗ необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения и практические проблемные ситуации.

Развитие предметной игры проходит несколько этапов: первый этап заключается в совместной игре с взрослым; на втором этапе дети научаются действовать самостоятельно и могут, переносить полученные знания на другие предметы; на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни.

Особо важное, значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека.

Для того чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт.

К сожалению, дети с интеллектуальной недостаточностью, в связи с низкой познавательной активностью, достаточно часто показывают низкий интерес к игрушкам, их сложно заинтересовать игрой, сложно удержать их внимание. Игра таких детей непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна. Очень часто игра таких детей сводится к неосознанным, непрерывно повторяющимся действиям (снимание-одевание одежды с куклы).

Еще одной из проблем для детей с интеллектуальной недостаточностью является то, что такие дети достаточно часто отстают в речевом развитие и очень сложно овладевают речью. А речь – это одна из главных составляющих сюжетно-ролевой игры. Дети же с ОВЗ чаще всего выполняют действия молча.

Взрослый (воспитатель, учитель – логопед или родитель) играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку.

Обучить ребенка с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре можно, но это очень сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу Машу, накрыть стол и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, но, не сильно загружая разнообразием действий единовременно.

Сюжетно-ролевые игры – это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях.

Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых игр, да и взрослый вместе с ребенком всегда может придумать новую, интересную и актуальную в данный момент.

В сюжетно-ролевые игры ребенок может играть с ребятами или один, направляемый педагогами, которые должны помочь задать тематику игры, продемонстрировать нужные действия, показать, что нужно делать. Взрослый должен направлять действия детей речью, показать как правильно, исправлять ошибки. Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно почаще хвалить, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого.

При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки.

Научить ребенка быть открытым этому миру, общаться, познакомить его с различными жизненными ситуациями помогут сюжетно-ролевые игры, в процессе которых он сможет испытать на себе, побыть героем тех жизненных ситуаций, которые ожидают его в будущем.

Вывод – в игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ.

– формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

– систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности.

Читайте также: