Статья фольклор в доу

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время, сложное во всех отношениях, остро ощущается потребность восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности старины глубокой. В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, мы с теплотой и нежностью вспоминаем впечатления детства – незатейливую колыбельную, которую напевала мама или бабушка, первые сказки, весёлые шутливые приговорки, загадки, считалочки, дразнилки, народные игры.

Вспоминается, как каждая семья с радостью и волнением ждала праздников – они объединяли и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданием, играми и забавами.

Русский народ имеет богатые игровые, плясовые и певческие традиции. На деревенских околицах можно было раньше слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжные песни ямщиков. Во время летней страды молодые и старые, сгребая сено или срезая колосья, пели, облегчая себе труд незамысловатыми мелодиями. Зимой колядовали, переходя от дома к дому, славя хозяев и желая им счастья и здоровья, и богатства. Весной зазывали птиц немудреными закличками. Хороводы испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи и людей старшего возраста.

В нашем детском саду знакомство детей с народным творчеством ведётся с младшей группы и с каждым годом интерес к этому не только не угасает, а становится всё больше и больше.

Фольклор помогает нам обратиться к истокам, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Мы стремимся приобщить наших воспитанников к обрядам, традициям общения с природой, обычаям, которые бытовали на Руси, но долгое время прибывали в забвении.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и используют полученные знания в повседневной жизни. Мудрость народной культуры помогает обрести любовь к природе, сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина, хозяйки.

Наш опыт показал: детей дошкольного возраста лучше приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Они приурочены к определённым датам, имеют ярко выраженный сезонный характер и поэтому хорошо сочетаются с системой экологического воспитания, которая осуществляется в нашей группе и в детском саду.

Встречи и проводы времён года, новогодние праздники с ёлкой, колядование, закликание птиц весной, праздник берёзки, чествование урожая – такие праздники и занятия проводятся в нашем детском саду.

Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, широкая амплитуда в настроении песен и плясок, игры, шутки, юмор, дети в русских народных костюмах, зал, оформленный в народном стиле, - всё это способствует внесению радости, красоты, эмоционального комфорта в жизнь наших воспитанников. Любовь к природе, русскому народному искусству, почитание традиций и обычаев, знание основ народной культуры воспитанники нашего детского сада – мы очень надеемся на это – привнесут в свои семьи, духовное возрождение которых – залог возрождения Отечества. Праздники популярны и среди родителей, которые активно участвуют в развлечениях для детей.

Актуальность: Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней.

Задачи: Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формировать у детей интерес к детскому фольклору; обогащать словарный запас детей; развивать связную речь.

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.

С помощью фольклора можно увлечь детей, привить любовь к русскому языку.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: музыкальный руководитель Иванова Ю.А

Фольклор в детском саду

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения. Выполнение роли в игре для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт.

Ребенку дошкольного возраста просто необходима игра, ведь через игру дети дошкольного возраста познают окружающий мир.

Ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. А чтобы научить детей красивой речи, педагог сам должен обладать образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами речью, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества.

Детский фольклор необходим в работе музыкального руководителя, воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

hello_html_me85956d.jpg

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

Фольклор так же можно использовать в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

hello_html_5e971b18.jpg

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями - сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую) .

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею) .

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее) .

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, ребят нужно учить на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Где ты, брат Иван?

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы) .

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

Игры с народным словом нужны музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей


Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни каждого человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь и понимаешь. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру. Мы считаем, что воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Чистая детская душа легко отзывается на эти непреходящие ценности.

На протяжении нескольких лет мы воспитываем у дошкольников патриотические чувства, через приобщение детей к традиционным формам русского фольклора.

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его развитии. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Из этого можно сделать вывод, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.

По нашим опросам стало ясно, что родители не используют или недостаточно используют в общении с ребенком русские прибаутки, потешки, поговорки, недостаточно рассказывают русский народные сказки. Ребенок больше времени проводит в детском саду, а дома у компьютера и планшета. Наблюдается оскудение русского языка, исчезает его красота и образность, примитивен словарный запас большинства наших родителей и воспитанников. Еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни развитие речи детей в дошкольном возрасте, а именно использование в речи становится актуальной проблемой.

Первопроходцем использования в своей работе народных выражений, потешек, прибауток, закличек, пословиц и поговорок становится воспитатель.

Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Свою работу мы построили в определенной системе, последовательно от возраста к возрасту. Выделили в каких видах детской деятельности будет проходить ознакомление с русским фольклором. Составили перспективный план по ознакомлению с фольклором, выбрали тематику; подобрали необходимый материал, организовали развивающую среду в группе.

В младшем дошкольном возрасте целенаправленно проводим знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами в образовательной деятельности по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Вставляем потешки, пестушки в художественное творчество, режимные моменты. Отобранные тексты для детей младших групп доступны их восприятию и пониманию.

Нежный, ласковый голос взрослого действует на ребенка успокаивающе, и дети быстро засыпают.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств — переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия.

Ах ты, радуга-дуга.Уж как дождь-дождем,

Ты высока и туга!Мы давно тебя ждем.

Гром гремучий,С травой шелковою.

Тресни тучи. С водой ключевою.

Все явления природы имеют закрепленные за ними ласковые имена — солнышко-колоколнышко, золотое донышко, весна-красна, красное летечко.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Через малые фольклорные жанры знакомим детей с животными, которых они видели только на картинке, формируем представления о диких животных, птицах и их повадках.

Для более полного ознакомления и использования в речи детей малых фольклорных форм знакомим родителей с работой по приобщению к истокам народной культуры. Расширяем знания родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях. Уточняем названия жанров фольклорных произведений через консультации, индивидуальные беседы, тематические дни. Помогаем родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей. Показываем родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами. Проводим родительские собрания мастер-классы, создаем вместе с ними книжки-малышки, с потешками и прибаутками, закличками и считалками. Отрадно слышать, когда родители, одевая ребенка вечером домой, повторяют эти произведения с ребенком, используют потешки при одевании.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок, роль их трудно переоценить. Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста мы стараемся как можно чаще использовать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, заклички, считалочки. Они погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу, направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребенка, развивает речь, погружает ребенка к истокам народной культуры.

  1. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. М. Просвещение 1981
  2. Виноградов Г. С. Детский фольклор / Публикация А. Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. — Л.: Лениздат, 1978.
  3. Горький А. М. Сбор. Соч. В 30-ти т. — Т. 23. — М.: Гослитиздат, 1978. 4. Мартынова А. Н. Детский поэтический фольклор. Спб.1997№ 608
  4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
  5. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей. Дошкольное воспитание 1995 № 9.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, детский сад, дошкольное детство, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, народная культура, родной язык, художественная литература, явление природы.

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Егорова Елена Валерьевна

Организация: МДОУ Детский сад № 207

Населенный пункт: Ярославская область, г. Ярославль

Вступление

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть.

Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Целью моей работы является изучение использования фольклора как средства в развитии речи детей раннего возраста.

- рассмотреть фольклор как средство развития речи детей;

- выявить приемы ознакомления детей раннего возраста с фольклором;

- экспериментальным путем выявить эффективность влияния фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

1.1.Фольклор, как часть народной педагогики

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Фольклор - устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песен. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображает новые социальные изменения.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.

А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

1. 2. Влияние фольклора на развитие речи

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Мельников М.Н. пишет: «Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они, на ряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Как отмечает Романенко Л.Ю., народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко).

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр - забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Но и в этих программах не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития детей раннего возраста средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

2. Практическая работа

В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, использовала такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней я заметила, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.

Потешки помогали наладить эмоциональный контакт с детьми.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.

В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Для Маминой потешке.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят, всему миру спать велят.

Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Проведя руками по ручкам, ножкам стараюсь разбудить их. Какой радостной улыбкой встречает малыш.

Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым.

В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Всеми эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна.

Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими потешками как:

Умой мое личико …

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием.

Ешь кашу сладеньку,

Использование потешек во время кормления помогло научить самостоятельно есть разнообразную пищу.

Травка - муравка, со сна поднялась

Птица - синица за зерно взялась,

Зайка за капустку , мышка за корку,

Детки - за молоко!

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

На ней шубка аленька,

Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.

Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки.

В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.

Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, я всегда учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

На фольклорно-игровых занятиях стараюсь использовать прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.

В самом начале учебного года проанализировав речь детей своей группы, я увидела, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, они только называли ее персонажей; Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексе, изучаемые звуки.

Как огонь горячи

Для кого печены?

Для Галочки калачи

Для Галочки горячи.

Мышка в кружке зеленой

Наварила каши пшенной.

У ж, ты, котенька - коток,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

В ходе занятий по фольклору с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий.

Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

Как у наших у ребят

Застучали ложки в лад.

Тук, тук, тук, тук-ай-мо-ли

Всем нам нравятся они.

Детям нравятся игры с ложками, а для взрослых это важный момент, развивающий у малышей чувство ритма. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой цепью, обыгрывая малые формы фольклора, использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты (металлофон, бубен, барабан, ложки).

Для малоподвижных детей, использую потешки, которые побуждают их двигаться

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Встань малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок

Большие ноги шли по дороге,

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Давай нам солнышка - колоколнышка!

Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.

Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

На столе вкусны.

Ни густа, ни редка

До великого хвоста.

Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:

Отчего ты красна?

Оттого я красна,

Что под солнышком росла!

Описание их не только, но и образно: курочка - рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; сорока- белобока кашу варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горелку лижет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.

Простота мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.

Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Хорошо известны детям потешки, я использовала в играх - забавах, в утренней гимнастике и подвижных играх, на занятиях по ИЗО деятельности. Это всегда помогало детям проявить речевую и двигательную активность.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме; в беседах, в папках - передвижках объясняю им ценность русского фольклора для воспитания детей; знакомлю с потешками, колыбельными песенками, ведь многие родители не помнят их содержания.

Таким образом, я убеждена, что русский народ­ный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в вос­питании детей в целом и в развитии речи в частности.

Работая, с детьми раннего возраста я увидела, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимные моменты, речь детей становится внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивать четверостишия и даже небольшие роли.

Читайте также: