Александрийская школа древней греции особенности

Обновлено: 08.07.2024

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, наиболее значительная античная школа, занимавшаяся описанием языка (см. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ). Александрия, столица эллинистического государства Птолемеев (4–1 вв. до н.э.), была крупнейшим центром греческой культуры и образованности; эта роль сохранялась за ней и в период, когда Египет входил в состав Римской империи и Византии (1 в. до н.э. – 7 в. н.э).

Александрия была многонациональным городом, там жили носители разных языков, однако языком администрации и культуры был греческий. Это обусловило необходимость обучения обучения негреков греческому языку, для чего требовалось его надлежащим образом описать. Именно поэтому античная лингвистическая традиция, ранее ограничивавшаяся отдельными замечаниями относительно природы и свойств языка, перешла в александрийской лингвистической школе к систематическому описанию языковой системы.

Первые грамматики в Александрии появились в 3 в. до н.э., создателем многих грамматических понятий считается Аристарх (2 в. до н.э.), однако их сочинения до нас не дошли. Из многих трактатов, писавшихся в течение почти тысячелетия, сохранились лишь два, считавшиеся образцовыми и многократно переписывавшиеся: Синтаксис Аполлония Дискола (2 в. н.э.) и грамматика Дионисия Фракийского, время создания которой точно не известно. Эти две книги дают достаточно детальное представление об идеях и методах александрийской лингвистической школы. Некоторые другие грамматики и трактаты известны в отрывках, включенных в сочинения других авторов.

Уже с 1 в. до н.э. идеи александрийской грамматической школы проникли в Рим и оказали большое влияние на становление латинского варианта античной традиции. Позже они продолжали господствовать в Византии, в их рамках были написаны, среди прочего, первые грамматики старославянского языка. После завоевания Египта арабами в 7 в. александрийская грамматическая школа прекратила свое существование.

Александрийская школа — ряд философских и литературных течений, сменявшихся в Александрии с III века до н. э. по VI век н. э. Наиболее известными среди них являются александрийская школа неоплатонизма и александрийская богословская школа.

Содержание

История

Грамматика и литература



Самое большое значение имели грамматики, поэты — меньшее. Первые были не только учителями и исследователями языка, но и филологами и литераторами, объяснявшими не только слова, но и содержание — словом, энциклопедистами. Таковы: Зенодот Эфесский, образовавший первую грамматическую школу в Александрии, Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракский, Крат Малосский, действовавший в другой столице учености — в Пергаме, Дионисий Фракийский, Дидим Халкентер, Аполлоний Дискол и многие другие. Их главная заслуга состоит в том, что они собрали, исследовали, оценили и сохранили для следующих поколений доступные им памятники культуры и литературы. Самые известные из поэтов, писавших большею частью тоже в самой Александрии, были: Аполлоний Родосский, Арат, Никандр, Евфорион, Каллимах, Феокрит, Филет, Фанокл, Тимон Флиазийский и семь — называемых александрийским семизвездием — трагиков, в том числе Ликофрон.

Александрийский век со своим энциклопедическим образованием существенно отличался по духу и характеру от древнегреческой жизни. При внимании, которое было посвящаемо изучению языка, правильность, чистота и изящество этого последнего сделались естественно предметами главного старания, и действительно, многие александрийцы отличались в этом отношении. Но большинству этих сочинений недоставало духа, одушевлявшего прежнюю греческую поэзию, точно так же как и столь важного общения с настоящею национальною публикою; зато техника была в высшей степени выработана и тонка, композиция искусно рассчитана, форма отменно изящна; критика и изобильная ученость, прилежание и навык должны были заменить то, что прежде давал гений. Этот последний проявлялся только у немногих, которые поэтому и кажутся особенно великими для своего времени; другие производили то, что может быть произведено критикою и изучением, их часто искусно обдуманные и заботливо обработанные сочинения слишком трезвы, лишены духа и жизни. Чувствуя недостаток в оригинальности, но признавая ее достоинство и стремясь к ней, они незаметно дошли до предела, где всякая поэзия исчезает. Их критика выродилась в мелочность, их искусство — в искусственность. Они стремились к необыкновенному, к новому, и старались добиться этого ученостью. Поэтому большая часть александрийцев была одновременно поэтами и грамматиками, в большинстве случаев — бездушными и холодными рифмоделами.

Философия



Об александрийской школе говорят и по отношению к принадлежавшим к Александрийскому веку и жившим в Александрии философам. Характерно по отношению к александрийской философии то, что в Александрии соприкасались восточная и западная философии и что здесь вообще господствовало стремление к примирению противоречащих друг другу философских систем; вследствие этого александрийские философы, следовавшие этому направлению к собиранию и соединению, и были часто называемы синкретистами. Но на деле это название применимо не ко всем, так как здесь появились и догматики и — в противоположность им — скептики. Более всего известности приобрели александрийские неоплатоники. Соединяя восточную теософию с греческою диалектикой, они воплощали борьбу древней цивилизации с христианством, поэтому их философия оказала некоторое влияние на способ понимания христианства в Египте. Из слияния восточных воззрений с христианскими образовались некоторые течения гностицизма; некоторые самые важные гностические системы были выработаны в Александрии. Не в меньшей степени были проникнуты духом этой философии и самые видные преподаватели возникшего и процветавшего там христианского катехизического училища; поэтому александрийскую церковь и волновали сильнейшие религиозные споры, так как в Александрии встречались самые разнообразные элементы. Это продолжалось до тех пор, пока из их среды не вышел в борьбе против арианства, при помощи Афанасия, принцип неприкосновенности правоверных положений религии.

Наука



Наконец, александрийское направление отличалось еще и разработкою точных наук — медицины, географии, физики, математики и естествоведения; эти последние дошли здесь до самой высокой в древности степени развития. Уже в III-м столетии до н. э. Евклид написал здесь свое классическое сочинение по геометрии. Астрономы этой школы отличались с самого ее начала от своих предшественников тем, что они оставили в стороне всякие метафизические спекуляции и посвятили себя всецело наблюдениям. Как физики, математики и географы отличались: Аристилл и Тимохарис, Архимед в Сиракузах, Эратосфен, Аристарх Самосский, Птолемей и другие. Александрийская школа продержалась в своих различных направлениях в течение более восьми столетий на такой — правда, с течением времени несколько изменявшейся, — высоте, что она была постоянно главным центром учености и литературы тогдашнего мира.

См. также

Литература

    // История философии Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья)
  • Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. — Едиториал УРСС, КомКнига, 2006 г. — 1005 c.

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Лекция 1. Исторические предпосылки развития александрийской философии

Александрия была основана Александром Македонским в 332–331 гг. до Р. Х. как мировая столица и построена по регулярному образцу, не знакомому античным городам-полисам. Все в ней подчинялось строгому плану, в котором заранее была предусмотрена сеть прямых улиц, соединявших важнейшие городские объекты. Впоследствии династия Птолемеев (Лагидов) на протяжении трех столетий делала все возможное для привлечения сюда ученых, поэтов, антикваров со всего мира. Мусейон (Μουσεῖον, святилище Муз), учрежденный Птолемеем I Лагом, или Сотером (323–284), стал первым ученым сообществом университетского типа, прообразом европейских академий наук.

Однако поблекшая в веках слава крупнейшего эллинистического города познавалась не только в великом, но и в малом: παράδοξα – так греки называли диковинные вещи, привозимые путешественниками и купцами из разных стран. Лагиды предпринимали экспедиции в глубь Африки, торговали с Персией, Сирией, Индией и Китаем. Птолемей I был страстным собирателем экзотических животных, растений и книг. Современники блистательной, по отзывам позднейших историков, эпохи Сотера и Филадельфа оказались вдруг наследниками целой мировой культуры. Но как ею распорядиться, они не знали. Поэтому ранняя Александрийская эпоха во многом напоминает современную: для нее коллекционирование было приоритетнее вдумчивого исследования, классификация феноменов – предпочтительнее углубления в их сущность. Именно в Александрии впервые сформировалась культура компиляции как самостоятельного литературного жанра: вызвано это было, конечно, не столько упадком творческих сил Античности (данная оценка представляется в целом сомнительной), сколько необходимостью ввести мощные потоки знания в новые шлюзы, позволяющие сохранить сам формат классического образования.

Что касается философских школ древней Александрии, они были наследием, полученным ею от классической Античности. Организацию науки Лагиды изначально доверили перипатетикам. Это неудивительно, так как Аристотель был учителем Александра Македонского, а его школа к концу IV в. до Р. Х. уже приобрела известность. Один из ее схолархов Деметрий Фалерский, политик, энциклопедист и блестящий организатор, стал во главе Мусейона. Однако примечательно то, что в Александрии последователи Аристотеля не сделали никаких новых открытий в области философии. Кроме того, далеко не все ученые примкнули к этому движению.

Итак, ранняя александрийская мысль избегала решительных шагов на пути развития идеализма и охотнее всего склонялась, помимо скептических умонастроений, к устойчивым категориальным схемам Аристотеля. Позднее, однако, возникла необходимость согласования этого классика древнегреческой мысли с его великим предшественником Платоном. Дело в том, что перипатетическая картина мира, отличительными качествами которой были строгая силлогистика и метафизическая неподвижность, все менее удовлетворяла пытливому уму александрийца, впитавшему в себя восточную жажду трансцендентного. Живые лица файюмских портретов, так выразительно подчеркивающие конечность, смертность человека, свидетельствуют о разрушении в этот период классической цикличности эллинского мировосприятия и сгущении драматических красок нового видения мира, обращенного к таким открытым вопросам, как конец истории, посмертная судьба человека, преображение или же гибель этого несовершенного космоса.

2. В среднем платонизме – порождение-сотворение каждой высшей сферой низшей сферы, которое происходит последовательно в двух фазах: ментальной (логической) и каузальной (пространственно-временно́й). В неоплатонизме – происхождение низших сфер от высших не как процесс во времени или пространстве, но сопоставимое только с ментальной (логической) каузальностью, принципиально лишенной темпоральности.

4. В среднем платонизме – в каждой последующей сфере бытия нарастает множественность, а с ней и неопределенность сущностей. В неоплатонизме – наоборот, возрастает определенность каждой сущности по мере удаления от Единого и умножения предметов. Пространство и время представляют минимум единства.

5. В среднем платонизме – познание Первоначала возможно путем элиминации предметных атрибутов. В неоплатонизме – познание Первоначала вообще не может быть предикативным и понимается как сверхъестественное озарение.

Христианский Дидаскалион (греч. διδασκαλεῖον училище) явился антиподом гностических и неоплатонических школ. От александрийской науки он унаследовал тривиум, квадривиум и эклектический метод философствования, однако наполнил его новым содержанием, в качестве критерия истины положив сокровенный смысл Священного Писания. Обнаружение этого смысла стало здесь главной проблемой, причем не столько научной, сколько духовной и жизненной. На этом подробнее мы остановимся в следующих лекциях.

Вопросы к семинарским занятиям

• Охарактеризуйте Александрийскую эпоху как период в истории мировой культуры.

• Каковы были предпосылки расцвета образованности в Александрии?

• Назовите имена философов, действовавших в Александрии с III в. до Р. Х. по II в. по Р. Х. К каким школам они принадлежали?

• Объясните причины сравнительной непопулярности платонизма в Александрии. При каких обстоятельствах это направление стало усиливаться?

• Расскажите о роли неопифагорейства в становлении александрийской интеллектуальной культуры.

Темы докладов и творческих работ

1. Александрийский Мусейон: организация и структура.

3. Средний платонизм: его место в развитии античной философии.

4. Александрийская филология и поэзия в структуре мировоззрения эпохи эллинизма.

5. Философские школы древней Александрии.

6. Александрийский скептицизм.

7. Плотин как ученик Аммония Саккаса.

Лекция 2. Религиозность как фактор своеобразия александрийской интеллектуальной традиции

Веротерпимость александрийского язычества, на которую обращают внимание исследователи, конституировалась всем строем александрийской культуры. Оно уже не было язычеством национальным, даже в том смысле, в каком сохраняла свой национализм государственная религия римлян. Призванное служить освящением династическому культу Лагидов и сочетая прежде всего элементы религии эллинской и египетской, александрийское язычество было либерально практически к любым формам религиозности, способным к синкретистской диффузии.

Герметизм, по мнению ряда исследователей, пришедший в Египет из Греции в глубокой древности (будучи, вероятно, следствием восточных влияний на саму Грецию), в первые века новой эры, когда еще было сильно язычество, предпринимал попытки стать под защиту государства, противопоставляя себя христианству. Тогда произошло его радикальное сближение с эллинской философией, которое явственно просматривается в теургии Афинской школы. В IV–V вв. по Р. Х. одним из основных противников христианства в Египте стало манихейство.

Каким образом египетский эзотеризм влиял на становление культуры в целом, и в частности Александрийской школы? Он находил отклик в умах неудовлетворенных скептицизмом людей наряду с идеей Божественного Откровения и возглавлял субъективно-мистическое противостояние библейскому выражению этой идеи. Вместе с тем в его основе лежало то же понятие инспирации, но с уклоном в индивидуализм и элитизм. Сам расцвет платонизма в Александрии был не в последнюю очередь связан с эзотерическими движениями.

Особое место в политической и культурной жизни Александрии всегда занимала иудейская диаспора, населявшая один из крупнейших кварталов города (наряду с египетским и греческим). Число евреев в эллинистическом Египте достигало одного миллиона человек. Диаспора была богата и даже построила в Леонтополе храм, напоминавший Иерусалимский.

Отдельным вопросом является халдейское, персидское и сирийское влияния, испытанные иудеями во время плена, задолго до их поселения в Александрии, и продолжавшие давать свои всходы в этой столице синкретизма. Современные еврейские исследователи (напр., Э. Гудэнаф) отмечают, что как псевдоэпиграфические памятники, так и труды Филона Александрийского содержат не только западные идеи, чуждые традиционному иудаизму, но и восточные, а сам Филон может рассматриваться как один из предшественников Каббалы в ее метафизической части. Нужно заметить вместе с тем, что в Септуагинте аналогичные влияния не просматриваются. Причина этого видится в том, что Септуагинта явилась не результатом компромисса монотеизма с язычеством, а результатом столкновения требований человеческой рациональности с идеей письменно зафиксированного Откровения сверхприродного Бога.

Долгое время Септуагинта удовлетворяла запросам грекоязычных евреев. Альтернативные переводы появляются лишь с началом распространения христианства, и это глубоко не случайно. Во-первых, христианская проповедь и перевод Семидесяти выполняли общую задачу – обращение язычников к Единому Богу. Во-вторых, в александрийском изводе прочитываются все пророчества о Христе, на которые опирались апостолы. Реакцией иудаизма на распространение христианства было большее замыкание диаспоры; этому соответствуют буквалистские переводы прозелита Акилы и эвионита Симмаха, а также масоретский извод Ветхого Завета, формирование которого завершилось уже после начала христианской эры.

Христианство принесло коренному населению Египта прежде всего новую письменность, которая расцвела с началом перевода священных книг на коптский язык; в дальнейшем египетская культура становилась и расцветала под прямым влиянием христианства до времени арабского завоевания. В начале II в. по Р. Х. в Александрии уже существовала христианская община, одним из доказательств чего служит практика написания nomina sacra в раннехристианских папирусах; а в начале III в. по Р. Х. здесь, судя по археологическим находкам, мог быть большой христианский скрипторий.

Александрийская Церковь развивалась, подобно Римской, как Церковь единого культурного центра больших населенных пространств. Она постепенно включила в свою митрополию Египет, Фиваиду и Ливию. Катехетическая школа в Александрии стала известной немногим позднее аналогичной школы в Риме, основанной святым Иустином, Философом и Мучеником. Сначала катехуменат возглавлялся епископом, но с ростом Церкви эти полномочия были переданы образованным и высоконравственным дидаскалам. Первым из них был Пантен.

Вопросы к семинарским занятиям

• Дайте общую характеристику религиозной политики эллино-римской власти в Александрии.

• Перечислите основные религиозные течения, составившие палитру александрийской духовности.

• Проанализируйте роль герметической традиции в формировании античного синкретизма.

• Охарактеризуйте христианское монашество как явление на фоне александрийской духовности.

Темы докладов и творческих работ

1. Феномен религиозного синкретизма в Александрии.

2. Александрийский иудаизм в контексте эллинистической культуры.

3. Септуагинта: первый опыт перевода Библии на иностранный язык.

4. Религиозный характер александрийской философии.

5. Роль христианской Церкви в культуре византийского Египта.

6. Гностические учения в текстах из Наг Хаммади.

8. Египетское монашество как φιλοσοφικὸς βίος.

Литература к разделу

1. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Изд-во ПСТБИ, 2001.

2. Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

3. Страбон. География. М., 1964.

4. У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М.: Паломник, 2002.

1. Александрийская культура // Советская Историческая Энциклопедия. Т. 1. М., 1961.

2. Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 3. М.: Мартис, 2001.

3. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 3. М., 1992.

4. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

5. Диллон Дж. Средние платоники. СПб., 2002.

6. Дройзен И. Г. История эллинизма: В 3 т. Т. 2. СПб., 1998.

7. Коллинз Р. Социология философий. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.

8. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

9. Кюмон Ф. Восточные религии в римском язычестве. СПб.: Евразия, 2002.

10. Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сб. ст. М., 2000.

11. Моммзен Т. История Рима. Т. 5. СПб.: Наука, 1999.

12. Саврей В. Я. Александрийская философия // Философское образование. 2006. № 15. С. 3–21.

13. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006. Введение; гл. 1, § 2, 4.

14. Саврей В. Я. Генезис Александрийской школы // Философские науки. 2005. № 7. С. 83–89; № 8. С. 100–115.

15. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Паломник, 1998.

16. Смирнов С. И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003.

17. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.

18. Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб.: Амфора, 2001.

19. Хосроев А. Л. Александрийское христианство. По данным текстов из Наг Хаммади. М., 1991.

20. Чичуров И. С. Александрийская Православная Церковь (Александрийский Патриархат). От основания до сер. VII в. // православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. II. М.: Православная энциклопедия, 2001. С. 559.

21. Шичалин Ю. А. История античного платонизма. М., 2000.

22. Burton-Christie D. The Word in the Desert. Scripture and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. Oxford, 1993.

23. Canfora L. The Vanished Library. Berkeley: University of California Press, 1990.

24. Dawson D. Allegorical Readers and Cultural Revision in Ancient Alexandria. University of California Press, 1992.

Prat J.-M. Histoire de l’éclectisme alexandrine considéré dans sa lute avec le christianisme. T. I. Lyon; Paris, 1843. P. 2.

Моммзен Т. История Рима. Т. 5. СПб.: Наука, 1999. С. 430.

Дройзен И. Г. История эллинизма: В 3 т. Т. 3. СПб., 1997–1999. С. 28.

Dawson D. Allegorical Readers and Cultural Revision in Ancient Alexandria. California: University Press, 1992.

Redepenning E. R. Origenes. Bd 1. Bonn, 1841. S. 29.

Франкфорт Г. И др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб.: Амфора, 2001. С. 308.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. С. 723.

Чичуров И. С. Александрийская Православная Церковь (Александрийский Патриархат). От основания до сер. VII в. // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. II. М.: Православная энциклопедия, 2001. С. 559.

Дройзен И. Г. История эллинизма. Т. 2. СПб., 1998. С. 27.

Моммзен Т. История Рима. Т. 5. СПб.: Наука, 1999. С. 430.

Collins N. L. The Library in Alexandria and the Bible in Greek. Leiden: Brill, 2000.

Коллинз Р. Социология философий. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. С. 188.

Broek R. von den. Studies in Gnosticism and Alexandrian Christianity // Nag Hammadi Studies. 39. Leiden, 1996.

Prat J.-M. Histoire de l'éclectisme alexandrin considéré dans sa lutte avec le christianisme. T. I. Lyon; Paris, 1843. P. 235.

Chadwick H. Philo and the Beginnings of Christian Thought // The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy / Ed. by A.H. Armstrong. Cambridge, 1967. P. 166.

Читти Д. Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб.: ΒΙΒΛΙΟΠΟΛΙΣ, 2007. С. 24.

Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения: В 4 ч. Репринтное издание. Тутаев, 2000. С. 16.

Источник: Александрийская школа в истории христианской мысли [Текст] = The Alexandrian school in the history of christian thought : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки ВПО 031800 - "Религиоведение" / В. Я. Саврей ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак., Каф. философии, религии и религиоведения. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 2012. - 226, [4] с.

Очень большое влияние на развитие и становление медицины оказало такое государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и географических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.

Сейчас трудно сказать, где родилась медицина, ведь во все времена она была и будет нужна. Но как наука, развивающаяся на открытиях и доказательствах, медицина начала существовать именно в Древней Греции. Подтвердить это могут даже названия, согласитесь, все медицинские термины имеют латинское или греческое происхождение.

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников -- не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады -- в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.

Кротонская врачебная школа

Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:

1. Организм есть единство противоположностей;

2. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни;

3. Противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

Книдская врачебная школа

Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч.eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в.

Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч.diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

Книдская медицинская школа:

1. Заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.

2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений

Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как Косская индивидуализировала его.

Сицилийская врачебная школа

Сицилийская врачебная школа, как сообщает Гален, была основана Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495—435 гг. до н.э.) в V в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.

Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом.

Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отлита монета.

Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

Косская врачебная школа

Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с. о. Кос (Nevroe. VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса (Cnrieos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачеватсля без промедления откликнулись на эту просьбуи, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю как Гиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates). Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности острова, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.

Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras, IV в. до н.э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма).

Наши знания о врачевателях Древней Греции классического периода достаточно ограничены. Тем не менее, анализ дошедших до нас сведений показывает, что достижения этого периода не сводятся только к имени Гиппократа (как это чаще всего делается), — формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного, — все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей различных полисов Древней Греции.

Косская медицинская школа:

1. Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой;

2. Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного;

3. Развивала основы врачебной этики.

Александрийская врачебная школа

Учеником одного из самых известных греческих анатомов, Проксагора из Коса, был Герофил из Александрии. Прославили его не только анатомические знания, но и учение о пульсе с его четырьмя свойствами: наполнением, частотой, силой и ритмичностью. Александрийская школа во многом стала связующим звеном между греческой и римской медициной. Герофил и Эразистрат (IV—IIIB. ДО Н.Э.) — наиболее известные представители александрийской школы. Они открыли немало нового в анатомии и физиологии, пользовались большим авторитетом и оказали существенное влияние на развитие медицины в Древнем Риме. Считают, что Герофил одним из первых начал препарировать человеческие трупы. Исследуя строение глаза, он впервые дал описание стекловидного тела и сосудистой оболочки.

В трудах греческих врачей, живших в Александрии, содержится множество прямых заимствований из египетской медицины. Это касается, в частности, описания головного мозга, синхронности биения сердца и сокращения пульса, упоминания о подсчете пульса, рассуждений о связи нервной системы с деятельностью различных органов. После прихода к власти в Египте греческой династии Лагидов (Птолемеев) греческие врачи получили не только доступ к фондам египетских библиотек, но и разрешение вскрывать человеческие трупы. Хотя анатомические сведения содержались уже в сочинениях Гиппократа, Алкмеона и других греческих врачей V—IV вв. до н.э., анатомия получила развитие именно в александрийской школе.

Медицинские сочинения врачей Александрийской школы способствовали выделению анатомии в самостоятельную науку, которая пользовалась сравнительными анатомическими исследованиями. Школы последователей Герофила и Эразистрата существовали долгое время после них.

Отметим в заключение, что Александрия III в. до н.э., с ее знаменитой библиотекой и Мусейоном, была центром научной жизни и развития техники. В разное время здесь работали Птолемей и Эвклид, Эратосфен и Архимед. Внимание к эмпирическим исследованиям, к точности наблюдений, обобщениям и классификациям было характерно не только для медицины, но и для астрономии и биологии, географии и механики, которые развивались в Александрии.

Выдающийся механик и изобретатель Герон Александрийский в I в. до н.э. оставил описание механизмов, которые приводились в движение сжатым воздухом. Один из них — хирургический инструмент для высасывания крови — прообраз современного шприца. Острием прибора прокалывали кожу, а затем вытягивали поршень. Этот инструмент применяли для кровопусканий и вытягивания из тела ядов наряду с кровососными банками, которые нагревали пламенем лампы и накладывали на кожу поверх небольших разрезов. Кровь всасывалась в такую банку по мере того, как нагретый воздух сжимался при остывании.

Заключение

В истории медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние знания жрецов или учения великих философов, сохраняли свои традиции в течение столетии. Разумеется, со временем искусство врачевания претерпевало изменения и вбирало в себя новые сведения и навыки, однако традиции древних общин сохранялись на прежних территориях. Примером такого рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего Кротона в XV веке, спустя 2000 лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30-ти семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили своё учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно приданию, ученики Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.

На территории России до XIX-го столетия существовал центр древнего врачевания на Урале в Верхотурье, в районе языческого капища. Жрецы-хранители эзотерических знаний жили уединенно, о них до сих пор ничего не известно… Эта область истории российской медицины еще ждет своих исследователей.

медицина кротонский книдский сицилийский

Список литературы

1. Сорокина Т.С. "Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир" - 2-е издание, перераб. и допол. - М.: Изд-во УДН, 187. - 1168 с., ил.

2. История медицины 3-е издание Москва 2004г Т.С. Сорокина.

3. Медицина в зеркале истории. Светлана Марковна Марчукова.

1. Александрийская школа неоплатоников была центром исследований в области специальных наук и составления комментариев к трудам Платона и Аристотеля. Так, Ипатия (больше известная тем, что в 415 году н. э. была убита толпой фанатиков-христиан) писала трактаты по математике и астрономии и, как утверждают, читала лекции о философии Платона и Аристотеля. Асклепиодот Александрийский (вторая половина V века н. э.), позже живший в Афродизии в Карии, изучал науки, медицину, математику и музыку. Аммоний, Иоанн Филопон, Олимпиодор и другие составляли комментарии к трудам Платона и Аристотеля. В их комментариях особое внимание уделялось логическим работам Аристотеля, и в целом можно сказать, что труды александрийских неоплатоников отличаются умеренностью и стремлением дать натуралистическое толкование комментируемых работ. Метафизические и религиозные интересы комментаторов отошли на второй план, кроме того, они отказались от умножения числа промежуточных существ, столь характерного для Ямблиха и Прокла, и почти не уделяли внимания доктрине экстаза. Даже набожный и склонный к мистицизму Асклепиодот, ученик Прокла, отказался от слишком сложной и чисто спекулятивной метафизики своего учителя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Александрийская библиотека

Александрийская библиотека Пусть сопутствует счастье переписавшему эту книгу, взявшему ее в руки и читающему ее. (Надпись на рукописи речей Демосфена) Рассказывали, будто Александр, основывая Александрию, начертал на поданном ему плане пять первых букв алфавита: АБГДЕ.

Александрийская библиотека (Е. М. Штаерман)

Александрийская библиотека (Е. М. Штаерман) Когда корабль подходил к Александрии, новой столице египетских царей Птолемеев, основанной Александром Македонским в дельте Нила, первое, что поражало взор приезжих, был знаменитый маяк, прославленный на весь мир как одно из

Александрийская ученость

Александрийская ученость Евклид, представитель математической школы в Александрии, оставил по себе, сверх знаменитых геометрических книг, несколько сочинений по физике, относительно которых существует сомнение, вполне ли они подложны или же только снабжены

Александрийская война

Александрийская война Цезарь последовал за Помпеем в Египет. Но когда он прибыл туда, все было уже кончено, и Цезарю поднесли на блюде голову его соперника. Тем не менее Цезарь высадился в Александрии с небольшим отрядом. Ему нуж­ны были средства для продолжения борьбы,

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ Эта группа источников не связывается с такими сложностями, которые лежат в основе Посидониевых текстов, хотя заимствования из них, несомненно, присутствуют. Как указывала миссис Чедвик, александрийские источники – это в основном «греческие

Александрийская война

Александрийская война Цезарь последовал за Помпеем в Египет. Но когда он прибыл туда, все было уже кончено, и Цезарю поднесли на блюде голову его соперника. Тем не менее Цезарь высадился в Александрии с небольшим отрядом. Ему нуж­ны были средства для продолжения борьбы,

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес — Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском)

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском) Современный адрес — ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель — один из

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Александрийская медицина

Александрийская медицина Как и в наше время, деятельность врачебного сообщества в Александрии имела два аспекта: с одной стороны, практический, лечебный, а с другой — научно-исследовательский аспект, стимулировавший развитие анатомических и физиологических знаний.

11. Александрийская школа врачей

11. Александрийская школа врачей Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и функций организма наметились в III в. до н. э. Они связаны с именами двух крупных врачей из Александрии – Герофила и Эразистрата. В период, когда жили и работали александрийские врачи, еще не

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа)

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа) Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

1. Александрийская война

1. Александрийская война Возвращение Клеопатры Клеопатра была неизвестным дотоле наслаждением – умная, страстная, она каждую минуту поражала его своей необычайной непохожестью на тех женщин, которых он знал до этого дня. Он, великий стратег, не мог предугадать ее слов,

Читайте также: