Вольница гладков краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Лушникова Марина Юрьевна

Организация: МБОУ СОШ № 49

Населенный пункт: Пензенская область, г. Пенза

С Саратовским Поволжьем связаны жизнь и творчество одного из зачинателей советской литературы, крупнейшего мастера художественной прозы-Федора Васильевича Гладкова.

Особая значимость и особое место автобиографического цикла Гладкова среди произведений такого ряда выражается в том, что в нем показана русская деревня на рубеже XIX-XX веков, духовный рост и формирование революционного сознания героя и крестьянской среды.

В “Повести о детстве” Ф. Гладков проявляет себя мастером лирического пейзажа, музыкального и живописного, необходимого для более выразительного раскрытия характера героя. В I части книги автор рисует “лунноснежные ночи зимы” с мерцанием звезд, с алмазными искрами на снегу, используя при этом любимые эпитеты – “льдистый” и “лунноснежный”. Однако поэтическая образность, цветистость языка пейзажей “Повести о детстве” чаще всего соответствует особенностям детского восприятия: то, что чарует взрослого, оставляет равнодушным ребенка. “Хочется смотреть в синее мягкое небо и провожать тугие белые облачка”. Для ребенка, мыслящего конкретно, пожалуй, будут “мягкими” облачка, а небо тугим. Кстати, наблюдение над постоянно меняющими свои очертания облаками – одно из любимых детских занятий. Ф. Гладков использует сравнения, но эти сравнения не рассчитаны на детское восприятие, в них неизвестное ребенку сравнивается с неизвестным же: “небо чистое, как лед”, “вода стекала с уступчиков, как жидкое стекло”, “снежная кашица плавает, как накипь” и т. д.

На протяжении всех повестей Гладков показывает, как обогащается духовный мир Феди, как в наблюдательном и способном мальчике формируется целеустремленность, настойчивость, живой интерес к людям, стремление больше познать и понять в жизни. Особо важное значение для героев пребывание в рабочей среде, а затем в бурные события в деревне в год холерного мора. Сталкиваясь с жестокостью и несправедливостью, он проникается твердым убеждением в необходимости объединенной борьбы народа за лучшую жизнь. История духовного роста Феди, объединяющая повести трилогии, отразила реальный процесс революционизирования трудовых масс, который отличает жизнь России на рубеже XIX-XX веков.

Автобиографическая трилогия – итоговое, наиболее совершенное произведение писателя. Его мастерство и талант проявились в нем наибольшей силой, художественно выразительно и впечатляюще.

Традиции Гладкова в создании автобиографического повествования о жизненной судьбе деревенского мальчика, отражающей движение народной жизни, нашли продолжение в произведениях советских писателей, созданных в последующие годы.

Было бы явной несправедливостью ограничиться лишь признанием того, что Гладков – продолжатель Горьковского в автобиографическом жанре. Гладков развивает, обогащает традиции классиков, вносит много нового в специфику рассматриваемого жанра.

Идейная направленность повестей Горького состояла в негативном обличении социальных условий и жизненных обстоятельств, которые уродовали и калечили человека. Горький писал свои повести в то время, когда требовалось возбудить ненависть ко всему старому, цепко державшему людей в плену обветшалых норм и традиций.

Так традиции прошлого и весь опыт жизни нашего народа привели Гладкова к мысли, что летопись своего детства и юности надо строить не как повествование только о себе, а прежде всего о народе.

Гладков вместе с тем осознал и необходимость, изображая прошлую жизнь народа, делать акцент не на отрицательном, а на положительном, на том, что сильна была народная Россия в конце XIX века, что было в ней здорового, росшего, олицетворявшего собой будущее страны.

Рассказывая о том, как шло формирование характера героя, становление его мировоззрения, Гладков широко и полно воссоздает процессы, происходившие в тот период в деревне; он показывает классовое расслоение, пролетаризацию крестьянства, все обострявшуюся борьбу бедноты против помещиков и кулаков, революционизирование масс, собирание сил рабочего класса. Если у Горького пробуждение народных масс и рост их политического сознания, по существу, раскрывались лишь в преломлении через образ главного героя, то Гладков пользуется более многообразными средствами. Усиливавшееся недовольство крестьянской бедноты, ее бунтарство, он ярко оттеняет массовыми сценами, а так же индивидуальными образами народных вожаков. Таким путем автор делает особенно ощутимым самое главное для изображаемого периода – осознание массами невозможности жить по-старому и поиски нового пути. Следует иметь в виду, что расширение показа народной борьбы у Гладкова объясняется тем, что он рисует в поветях картину русской жизни не 70-х – 80-х годов, как Горький, а начала 90-х годов, т.е. преддверия пролетарского этапа освободительного движения. Следовательно, сама историческая действительность, воссоздаваемая художником, обусловила большую широту охвата народной жизни и большую глубину раскрытия ведущих тенденций. Пафос повестей Гладкова состоит не столько в обличении старого мира, сколько в утверждении того нового, что росло и крепло в темноте и духоте эксплуататорского общества.

Новаторство Гладкова в трилогии выразилось, прежде всего, в эпизации жанра. Именно в этом направлении художник стремился достичь наибольшего результата.

5. Воложенин А. П. Фёдор Гладков. Жизнь и творчество. – М., 1969.
6. Воспоминания о Ф. Гладкове. – М., 1978.
7. Гладков Ф. Воспоминания современников. – М., 1965.
8. Гладков Ф. Собрание сочинений в 8 томах. – М., 1959.
9. Горланов Г. Е. За страницами учебника. – Пенза, 1993, С. 95-99.
10. От жизни к образам. Сборник статей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1965.
11. Пахомова М. Ф. Автобиографические повести Ф. В. Гладкова и традиции М. Горького. – М.-Л.: Наука, 1966.
12. Пухов Ю. Фёдор Гладков. – М., 1983..
13. Синенко Г. Д. Ф. В. Гладков. Семинарий. – Минск, 1982.
14. Ульрих Л. Горький и Гладков. – Ташкент, 1961.
15. Ульрих Л. Творчество Фёдора Гладкова. – Ташкент, 1968.
16. Уханов И. П. Автобиографические повести Ф. В. Гладкова. – М., 1952.
17. Уханов И. П. Творческий путь Ф. Гладкова. – М., 1953.

Федор с родителями уезжает на заработки. Отец остается работать в Астрахани, мальчик с матерью едет на рыбные промыслы. Вернувшись, они уезжают обратно в деревню из-за начавшейся холеры.

За минуту

Девятилетний Федя с родителями уезжает на заработки. Отец мальчика, Василий, устраивается извозчиком у родственника в Астрахани. Мать Настасья вместе с сыном уезжает на работу на рыбные промыслы.

Забитая женщина, выросшая в деревне староверов, становится смелой и свободной. Она находит настоящих друзей и подруг, участвует в бунте против несправедливого отношения к рабочим, отстаивает свои права у подрядчицы и хозяина.

Федя, несмотря на юный возраст, активно помогает матери в работе: он считает рыбу, помогает в кузнице. Федор дружит с сыном плотового Гаврилкой, с которым они вместе ищут сокровища.

Через год Настасья и Федя возвращаются в Астрахань. Туда они попадают с трудом – в городе бушует холера. Чтобы спасти семью от болезни, Василий увозит жену и сына обратно в деревню в дом своего отца.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 178
  • КНИГИ 669 738
  • СЕРИИ 25 796
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 051

Вольница

Чекисты о своем труде (Рассказы и очерки)

Оценка

10 (2)

Наша восемнадцатая осень

Оценка

10 (1)

Когда я был вожатым

Оценка

9.8 (5)


Мне нравится ( 1 )

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. ПОВЕСТЬ О ДЕТСТВЕ Ф.В.ГЛАДКОВА. КРАТКО ПО ГЛАВАМ . ПОЖАЛУЙСТА!ПРОШУ!

  • Потатуров Владислав
  • Разные вопросы
  • 2019-04-03 16:38:41
  • 49
  • 1






Добрый день! Хотим разместить рекламу на Вашем проекте. Кто принимает решения по этому вопросу? Предлагаю обсудить

Три экскаватора различной мощности могут вырыть котлован,работая по отдельности:первый -10 дней,второй-за 12,третий-за

7 класс план описание географического положения континента Австралия 1. Заглавие материка. 2.положение условно условных линий на карте : экватора , т

Читайте также: