Становление медицинских научных школ клинического профиля

Обновлено: 04.07.2024

Его наиболее известный ученик Илья Васильевич Буяльский (1789-1866) возглавил кафедру анатомии Петербургской медико-хирургической академии. В 1828 г. им был написан труд "Анатомико-хирургические таблицы" - первый отечественный атлас по оперативной хирургии. И.В. Буяльский был не только искусным анатомом, но и блестящим хирургом. Он много сделал для создания новых хирургических инструментов. Под его руководством были сконструированы наборы зубных инструментов. И.В. Буяльский одним из первых хирургов применил обезболивание эфирным и хлороформным наркозом, ввел в практику крахмальную повязку. Буяльский разработал оригинальный метод восстановления нижней губы из кожи подбородка, производил пластические операции.

31. Становление медицинских научных школ клинического профиля. Основные черты развития терапии. М.Я. Мудров – основатель клинической медицины в России.

Матвей Яковлевич Мудров (I772-I83I) - выдающийся русский клиницист. Закончил медицинский факультет Московского университета, находясь с 1802 по 1807 гг. за границей для усовершенствования, защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме "О самопроизвольном отхождении плаценты". В 1807 г. написал первое в стране руководство по военно-полевой хирургии. Рассматривая болезнь как результат воздействия на организм условий окружающей среды, он развивал метод установления причин болезни и принципов лечении через опрос больного. При обследовании больного профессор М.Я. Мудров применял аускультацию и перкуссию. Им была разработана схема клинического обследования больного, введено написание истории болезни. Основным принципом его практики было лечить не болезнь, а больного. М.Я. Мудров внес ценный вклад в учение о профилактике болезней, сочетая в процессе обучения теорию с практикой, учил познанию явлений патологии в тесной связи с данными патологической анатомии.

В 1725 г. открылась Академия наук. Появились и первые газеты.

Большое внимание в петровских реформах было уделено и

медицинскому делу. Была запрещена торговля лекарствами на рынках,

обслуживания всего населения, сначала в Москве, а затем в Петербурге

и других городах. Деятельность аптек контролировалась аптекарской

канцелярией, в 1707 г. сменившей прежний аптекарский приказ. С 1716

г. аптекарская (позднее медицинская) канцелярия возглавлялась

Началось изучение отечественных целебных минеральных

источников и положено начало их рациональному использованию. В

1714 г. были открыты минеральные воды в Кончезёрске, в Олонецком

опубликованные с 1719 г. повторными императорскими указами.

Во времена Петра I было положено начало санитарному надзору

за пищевыми продуктами. Чрезвычайно интересен указ о благоустройстве

Москвы, который гласил: «. По большим улицам и по переулкам было б

везде чисто . А буде всяких чинов люди кто станет по большим улицам

и по переулкам всякий помет и мертвечину (животных) бросать, и такие

люди взяты будут в земской приказ, и тем людям за то учинено будет

собрание законов Российской империи, т. III). Стоит только пожалеть,

что сейчас у нас нет подобных указов.

Ведущее место среди реформ придавалось обеспечению

населения и армии медицинской помощью. Особое внимание уделялось

При Петре I быстрое развитие получили мероприятия, сохра-

нявшие жизнь и здоровье матерям и детям.

Петр I издает ряд указов, в которых говорилось: «По всем

губерниям учинить шпитапеты для увечных, а также прием

незазрительных и прокормление младенцев, которые от незаконных жен

Устраивался и содержался приют в основном на частные пожер-

Первоочередной задачей русской медицины ХVIII в. была борьба с

эпидемиями. Бичом России, как и других стран Европы, были

инфекционные болезни, особенно оспа и чума. Наиболее опустошите-

на протяжении всего столетия эндемический характер. С 1768 г. в

государстве получил распространение способ борьбы с оспой в виде так

называемой вариоляции, т.е. заражения оспой введением гноя из

В 1707 г. Н. Бидлоо возглавил первую в России госпитальную

В 1735 г. был издан Генеральный регламент о госпиталях, в

соответствии с которым было введено обязательное вскрытие умерших

В 1786 г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и

преобразованы в самостоятельные медико-хирургические училища.

Для развития медицинского образования в России большое зна-

чение имело открытие Московского университета (1755 г.) в составе

трех факультетов: философского, юридического и медицинского.

На развитие отечественной медицины повлияли организация

госпитальных школ, открытие Академии наук и медицинского факульте-

та при Московском университете. В течение века численность врачей

выросла в 10 раз.

Успехи русской медицинской науки в различных отраслях в XVIII

веке явились основой последующего ее развития в следующем столе-

22. Совершенствование медицинского образования в России, развитие

медицинских наук. Роль Петровской Академии наук и ее первого президента

Л.Л. Блюментроста в улучшении медицинского дела в России.

факультета. Медико - хирургические училища и медико - хирургическая

академия (Зыбелин).

Для развития медицинского образования в России большое зна-

чение имело открытие Московского университета (1755 г.) в составе

трех факультетов: философского, юридического и медицинского.

Университет был организован по инициативе и по плану М.В. Ломо-

носова, и уже первым уставом был предусмотрен медицинский факу-

льтет в составе трех кафедр: химии, натуральной истории и анатомии.

Однако занятия на медицинском факультете начались только в 1764 г.

Первым русским профессором медицинского факультета универ-

ситета был Семен Герасимович 3ыбелин (1735–I802). В 1756 г. он

закончил философский факультет Московского университета, потом

учился в университете при Академии наук, которым руководил М.В.

Ломоносов, а в 1759 г. был направлен в Лейден для получения степени

доктора медицины. В 1764 г. С.Г. Зыбелин успешно защитил докторскую

диссертацию и, вернувшись в Россию в следующем году, начал

преподавание теоретической медицины (физиологии и патологии с

общей терапией и диететике). Центральное место в медицинском

учении С. Зыбелина занимал индивидуализированный подход к

больному, что стало в дальнейшем ценной традицией нашей

Зыбелин был первым профессором университета, который стал читать

лекции на русском (1768), а не на латинском языке, как это было тогда

До 1797 г. на медицинском факультете не было ни лабораторий, ни

клиник, первая постоянная клиническая палата на 10 больных при

Московском военном госпитале. Клиникой заведовал Е.О. Мухин.

В 1786 г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и

преобразованы в самостоятельные медико-хирургические училища.

24 .Зарождение и развитие основных проблем отечественной медицины. Роль Д.С.

Самойловича, Н. М. Максимовича - Амбодика, М. В. Ломоносова и других

ученых в дальнейшем развитии российской медицины

Большую роль в теории и практике борьбы с эпидемиями сыграл

Данила Самойлович Самойлович (1742-1805). Получив медицинское

образование в Петербурге в адмиралтейском госпитале, в дальнейшем

работал в качестве лекаря в полку и госпиталях. Образование

продолжил в Страсбурге и Лейдене, где в 1780 г. защитил диссертацию

на степень доктора медицины. После этого в течение трех лет Д. Самойлович

Германии и Австрии. С 1734 г. он работал на юге России по борьбе с

эпидемиями. Основные научные труды Д.С. Самойловича посвящены

чуме, он признавал живую природу возбудителя заболеваний, был

сторонником контагиозной теории распространения инфекции, впервые

выдвинул идею о специфичности чумы, установил скрытый период (до

16 дней), разработал методы лечения и профилактики. Так, в 1803 г.

Самойлович предпринял первую попытку прививки чумы по типу

вариоляции. Он считал, что гной из созревшего бубона содержит менее

сильнодействующий "язвенный яд" и что прививкой его будет вызвано

заболевание в более легкой форме. Международным

признанием заслуг Д.С. Самойловича в борьбе с чумой явилось избра-

ние его почетным членом 12 медицинских академий разных стран

(Франции, Италии и др.). Стремясь обнаружить "существо яду

язвенного", Д.С. Самойлович пользовался, как мы видели, микроскопом.

В то время он был далеко не единственным микроскопистом в России.
Нестор Максимович Максимович - Амбодик (1744-1812) много

сделал для улучшения родовспоможения в России как педагог и врач.

Он первый ввел в России фантом при обучении акушерству, применение щипцов при трудных родах, впервые сделал ряд сложных операций и т.п. Задаче подготовки образованных акушеров посвящен

вышеуказанный его труд в пяти частях "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле"(1784-1786).

Над развитием вопросов, касающихся охраны здоровья женщин и

детей работал М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Его знаменитый трактат

своеобразным справочником по мерам, способствующим увеличению

рождаемости и уменьшению смертности населения, особенно детской.

Для сохранения детских жизней М.В.Ломоносов предлагал создать,

учебники и руководства по повивальному искусству, высказывал мысль

о необходимости борьбы с болезнями новорожденных и организации

учебные медицинские заведения и больницы, бороться с причинами

смерти - моровыми язвами, поветриями, пожарами, потоплениями,

замерзаниями и т.д.

Дальнейшая разработка и практическое осуществление неот-

ложных медицинских задач выпали на долю последователей М.В. Ломоносова. Среди них одно из первых мест занимает И.И. Бецкой,

внебрачный сын князя И.Ю. Трубецкого (по традиции в России

титулованные особы давали своим незаконнорожденным детям часть

И. И. Бецкой (1704-1795) - крупнейший деятель второй половины

ХVIII в. в области просвещения, организовавший в России учреждения
нового типа - воспитательные дома.

Устраивался и содержался приют в основном на частные пожер-

25. Развитие гистологии и микроскопических исследований. Выдающиеся российские микроскописты XVIII века (Шумлянский, Тереховский).

Крупные микроскопические исследования принадлежат также

отечественным врачам М.М. Тереховскому и A.M. Шумлянскому.

М. М. Тереховский (1740-1796) сыграл большую роль в развитии

представлений о микроорганизмах, особенно в истории проблемы

самопроизвольного, зарождения. В своей диссертации "О хаосе

наливочных Линнея", защищенной в Страсбурге в 1775 г., он доказал,

что различные микрооганизмы (инфузории) не возникают са-

мостоятельно в воде и в настоях, а заносятся извне. Тереховскому

принадлежит подробно разработанный совместно с A.M. Шумлянским

проект преобразования госпитальных школ в медико-хирургические

училища, что и было осуществлено в 1786 г. Позднее М. Тереховским

был разработан план создания Медико-хирургической академии,

осуществлённый уже после его смерти, в 1798 г.

видное место в истории отечественной и мировой гистологии. В своей

диссертации "О строении почек" (Страсбург,1782 г.) он на 60 лет ранее

В. Боумена описал особенности гистологического строения почки:

извитые канальцы, сосудистые клубочки; капсулу, окружающую клубочек

(капсула Шумлянского – Боумена). А. Шумлянский разработал и

применил в своих исследованиях новую методику - оригинальные спо-

собы инъекции сосудов и мочевых канальцев, микроскопическое изу-

чение срезов почек. Вместе с М. Тереховским А. Шумлянский работал

над вопросами улучшения медицинского образования в России.

26. Общая историческая ситуация. Характеристика эпохи. Медицина в России в

первой половине 19 века.
В первой половине XIX в. медицина в России развивалась в

условиях разложения феодально-крепостнического строя, формирова-

ния и нарастания капиталистических отношений. Расширялась

международная торговля. Русские хозяйственные /хлеб, ножи, лен/ и

Европы и Средней Азии. Развитие промышленности, освоение новых

земель и рост населения вызывали потребность в специалистах.

Открылся ряд новых университетов: в Дерпте (Юрьеве, ныне Тарту,

1802), Казани (1804), Харькове (1805), Петербурге (1819) и Киеве (1834).

Новым университетам был дан либеральный устав 1804 г., предусмат-

ривавший автономность учреждений, выборность ректора, деканов, про-

фессоров. Однако реформы государственного устройства и управления

первых лет царствования Александра I Павловича (I801 -1825) очень

скоро были ликвидированы.

Вторжение Наполеона в Россию поставило страну перед грозной

опасностью, вызвало небывалый патриотический подъем. Профессора и

преподаватели университетов, врачи принимали активное участие в

защите Родины. Огромную работу по созданию госпиталей и эвакуации

раненых проделал Х.И. Лодер (1753-1832); непосредственно на полях

сражения работал И.Е. Дядьковский (1784-1841) и многие другие круп-

После Отечественной войны 1812 г. наступила полоса реакции,

характерная для второй половины царствования Александра I и всего

правления Николая I Павловича (1825-1855). В 1817 г. Министерство

народного просвещения было переименовано в Министерство

духовных дел и народного просвещения. В 1820 г. была назначена

правительственная ревизия университетов. В Казанском, учебном

округе ее проводил попечитель округа М.Л. Магницкий, устроивший

подлинный разгром Казанского университета: он требовал от

профессоров отказа от "гибельного материализма", запретил вскрытие

трупов, закрыл анатомический музей, все препараты которого были

отпеты и похоронены в соответствии с церковным обрядом. Несмотря

на это, университеты России оставались центрами передовой науки.

Ведущими центрами медицинской науки были медицинский факультет

Московского университета и Медико-хирургическая академия. Для

каждого из центров была характерна обособленность, возникшая в

связи с задачами, стоявшими перед этими учреждениями.__

29. Формирование фундаментальных наук медико - биологического профиля. Роль А.М. Филомафитского в становлении физиологии как науки (Дядьковский, Иноземцев).

Филомафитский — один из первых представителей экспериментального направления физиологии в России. Был сторонником практического, а не теоретического обучения. Проводил эксперименты по изучению рефлексов (кашля, выделения желудочного сока. Впервые в России применил микроскоп для исследования клеток крови.. Стремился связать физиологию с практическими задачами медицины.

«Трактат о переливании крови (как единственном средстве во многих случаях спасти угасающую жизнь

Совместно с Н. И. Пироговым разработал в 1847 году метод внутривенного наркоза.

30. Первая русская анатомическая школа (Загорский, Буяльский). Роль Е.О. Мухина в становлении научной анатомии.

Его наиболее известный ученик Илья Васильевич Буяльский (1789-1866) возглавил кафедру анатомии Петербургской медико-хирургической академии. В 1828 г. им был написан труд "Анатомико-хирургические таблицы" - первый отечественный атлас по оперативной хирургии. И.В. Буяльский был не только искусным анатомом, но и блестящим хирургом. Он много сделал для создания новых хирургических инструментов. Под его руководством были сконструированы наборы зубных инструментов. И.В. Буяльский одним из первых хирургов применил обезболивание эфирным и хлороформным наркозом, ввел в практику крахмальную повязку. Буяльский разработал оригинальный метод восстановления нижней губы из кожи подбородка, производил пластические операции.

31. Становление медицинских научных школ клинического профиля. Основные черты развития терапии. М.Я. Мудров – основатель клинической медицины в России.

Матвей Яковлевич Мудров (I772-I83I) - выдающийся русский клиницист. Закончил медицинский факультет Московского университета, находясь с 1802 по 1807 гг. за границей для усовершенствования, защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме "О самопроизвольном отхождении плаценты". В 1807 г. написал первое в стране руководство по военно-полевой хирургии. Рассматривая болезнь как результат воздействия на организм условий окружающей среды, он развивал метод установления причин болезни и принципов лечении через опрос больного. При обследовании больного профессор М.Я. Мудров применял аускультацию и перкуссию. Им была разработана схема клинического обследования больного, введено написание истории болезни. Основным принципом его практики было лечить не болезнь, а больного. М.Я. Мудров внес ценный вклад в учение о профилактике болезней, сочетая в процессе обучения теорию с практикой, учил познанию явлений патологии в тесной связи с данными патологической анатомии.

32. Основные этапы развития хирургии. Санкт-Петербургская хирургическая школа, ее представители (Буш).

В стенах Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии кроме первой анатомической школы зародилась и первая научная русская хирургическая школа Ивана Федоровича Бушa. Перу И.Ф. Буша принадлежит первое отечественное "Руководство к преподаванию хирургии" в трех томах. Среди учеников профессора И.Ф. Буша выделяется Х.Х. Саломон. Он первым с благоприятным результатом произвел перевязку общей подвздошной артерии близ места отхождения от аорты. Х.Х. Саломон составил первое отечественное руководство к оперативной хирургии, удостоенное Демидовской премии. Ему принадлежит монография о холере. Профессор Саломон Х. Х. является соавтором хирургических таблиц грыж,составленные совместно с Савенко. Последний разрабатывал вопросы, связанные с клиникой глазных болезней, и, в частности, изучал трахому.

Матвей Яковлевич Мудров (I772-I83I) - выдающийся русский клиницист. Закончил медицинский факультет Московского университета, находясь с 1802 по 1807 гг. за границей для усовершенствования, защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме "О самопроизвольном отхождении плаценты". В 1807 г. написал первое в стране руководство по военно-полевой хирургии. Рассматривая болезнь как результат воздействия на организм условий окружающей среды, он развивал метод установления причин болезни и принципов лечении через опрос больного. При обследовании больного профессор М.Я. Мудров применял аускультацию и перкуссию. Им была разработана схема клинического обследования больного, введено написание истории болезни. Основным принципом его практики было лечить не болезнь, а больного. М.Я. Мудров внес ценный вклад в учение о профилактике болезней, сочетая в процессе обучения теорию с практикой, учил познанию явлений патологии в тесной связи с данными патологической анатомии.

32. Основные этапы развития хирургии. Санкт-Петербургская хирургическая школа, ее представители (Буш).

В стенах Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии кроме первой анатомической школы зародилась и первая научная русская хирургическая школа Ивана Федоровича Бушa. Перу И.Ф. Буша принадлежит первое отечественное "Руководство к преподаванию хирургии" в трех томах. Среди учеников профессора И.Ф. Буша выделяется Х.Х. Саломон. Он первым с благоприятным результатом произвел перевязку общей подвздошной артерии близ места отхождения от аорты. Х.Х. Саломон составил первое отечественное руководство к оперативной хирургии, удостоенное Демидовской премии. Ему принадлежит монография о холере. Профессор Саломон Х. Х. является соавтором хирургических таблиц грыж,составленные совместно с Савенко. Последний разрабатывал вопросы, связанные с клиникой глазных болезней, и, в частности, изучал трахому.

33. Н.И. Пирогов – создатель топографической анатомии и военно-полевой хирургии.С портала:I ЧАСТЬ Николай Иванович Пирогов (I8I0-I88I) - выдающийся деятельмировой медицины, хирург и анатом, исследования которого положилиначало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии, военно-полевой хирургии и топографической анатомии.---В 1828 г. Пирогов был направлен в Профессорский институт, только что созданный в Дерпте.Сами решайте, учить это или нет, но прочитайте): ---[В 1832 г. Пирогов защитил докторскую диссертацию "Являетсяли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легковыполнимым и безопасным вмешательством?", в которой им показананеобходимость экспериментального обоснования предпринимаемыххирургических вмешательств, выяснено физиологическое значениевозникающих изменений у подопытных животных. Во всей своейклинической деятельности Н.И. Пирогов применял новейшие методыисследования, проверял данные клиники на огромномпатологоанатомическом материале. Только для подготовки труда попатологической анатомии азиатской холеры (1849-1850) им быловскрыто более 900 трупов.]-— ---В 1837 г. Николай Иванович опубликовал труд "Хирургическаяанатомия артериальных стволов и фасций", удостоенной в 1840 г. Демидовской премии Петербургской академии наук. Эта работаположила начало новому хирургическому направлению - топографической анатомии, изучающей взаимное расположение тканей, органов и частей.-— В 1841 г. профессор Н. И. Пирогов был назначен вПетербургскую медико-хирургическую академию. Годы работы вакадемии стали самыми плодотворными научной деятельности Н. И. Пирогова.-— В 1846 г. им был создан Анатомический институт. В этоминституте Николай Иванович впервые подвергнул экспериментальнойпроверке средства обезболивания - эфир и хлороформ. В создании топографической анатомии важное место занимаетметод "ледяной анатомии". Первые опыты по замораживанию трупов вцелях анатомических исследований произвел И.В. Буяльский (1836). -— В 1851 г. профессор Н. Пирогов, развивая метод, впервые произвелтотальное распиливание замороженных трупов на тонкие пластины (5-10 мм) в трех плоскостях: фронтальной, горизонтальной, сагиттальной. Это позволило ему издать классический труд (1853) по топографическойанатомии. На основе 970 распилов создано 224 таблицы для препода-вания новой науки.

II ЧАСТЬН.И. Пирогов, участвуя в войнах на Кавказе, в Крыму, на Балканах, изложил основы военно-половой хирургии в книге "Началаобщей военно-полевой хирургии". Три положения и до настоящеговремени составляют основу организационных, тактических иметодических принципов военной медицины. Николай Иванович Пирогов произвел первую операцию под ректальным наркозом (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку в полевых условиях (1854), сделал первые костнопластические операции (1854). Первая в России кафедра патологической анатомии и патологи-ческой физиологии была создана по предложению II.И. Пирогова в уни-верситете Св. Владимира (Киев) и начала функционировать в 1845 г. Аналогичная кафедра открылась в Московском университете в 1849 г. под руководством A.И. Полунина.

Работа "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций" положила начало науке Топографическая анатомия, которую тогда никто не думал покупать. (1837)

Ну, он создал анатомический институт, где были впервые протестированы эфир и хлороформ, как средства обезболивания (1846)

В 1851 Пирогов произвел первое тотальное распиливание замороженных трупов на тонкие пластины в трех плоскостях => издал классический труд по топографической анатомииЧто касается второй части, то важно вот что:

Пирогов изложил основы военно- полевой хирургии в книге "Начала общей военно- полевой хирургии".

Произвел первую операцию под ректальным наркозом, ввел неподвижную гипсовую повязку в полевых условиях. КОНЕЧНО ЖЕ первые костнопластические операции (1854)

34. С.Ф. Хотовицкий – основоположник научной педиатрии.С портала: Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885) - основоположник научной педиатрии. Став ординарным профессором кафедры акушерства, женских и детских болезней, он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней из 36 лекций, который впоследствии и вышел в свет под названием "Педиятрика". Это было первое в Россииоригинальное руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, качественно изменяющихся в процессе развития. Были уточнены многие положения гигиены детства и очень подробно даны различные рекомендации. Изложена последовательная система обследования ребенка, позволившая начать более детальную разработку семиотики детских болезней.

Коренного же изменения взглядов на причины детских болезней не произошло, лишь утвердилось понятие о заразительности основных детских болезней. В это время патологическая анатомия некоторых органов при заболеваниях у детей была уже в основном изучена на макроскопическом уровне, а иногда и микроскопическом, тканевом. В то же время полного научного представления о развитии патологического процесса в организме не было в связи с отсутствиемэкспериментальных исследований по физиологии и патологии растущего организма. В ряде высших учебных заведений началось систематическое теоретическое преподавание педиатрии на курсеакушерства, женских и детских болезней. Клиническое преподавание производилось эпизодически, так как специальных клиник детскихболезней при кафедрах не было. Появляются единичные специалисты по детским болезням. Первая специальная детская больница была открыта в Петербурге - Петербургский Николаевский госпиталь /1834 г./, ныне это детскаяинфекционная больница №18 им. Н.Ф.Филатова. Вторая в России детская больница была организована в Москве в 1842 г. (ныне ДКБ №13 им. Н.Ф. Филатова). Третья в России больница была учреждена в Петербурге в 1844 г. - Елизаветинская больница для малолетних детей /ныне детская больница им. Л. Пастера/, которая впервые сталапринимать детей до 1 года. Все больницы содержались на благотворительные средства. При детских больницах были введены амбулаторные приемы больных детей. Из детских учреждений продолжали существовать воспитательные дома, появились первые детские ясли, возникли особые детские приюты открытого типа, которые можнорассматривать как зачатки будущих детских садов. В этот период повышается внимание общественности к вопросам заболеваемости и смертности детей. По инициативе Вольно-экономического общества в 1833-1834 гг. был проведен конкурс на лучшее сочинение о причинах детской смертности и мерах борьбы сней. Начинается разработка медицинской этики в педиатрии. Впервые С.Ф. Хотовицким был сформулирован этический образ детского врача. ЧТО ВАЖНО:С.Ф. Хотовицкий открыл первое в России оригинальное руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, качественно изменяющихся в процессе развития- "Пидиятрика"

(Были уточнены многие положения гигиены детства и очень подробно даны различные рекомендации. Изложена последовательная система обследования ребенка, позволившая начать более детальную разработку семиотики детских болезней. Коренного же изменения взглядов на причины детских болезней не произошло, лишь утвердилось понятие о заразительности основных детских болезней)На конкурсе по лучшему сочинению о причинах детской смертности и мерой борьбы с ними (конкурс стал фундаментом для разработки медицинской этики) Хотовиций сформулировал этический образ детского врача.

Лекция 5. Зарождение клинической медицины в России (первая половина 19-го века)

Можно думать, что в качестве решающего для процесса становления клинической медицины в России фактора выступила в первой половине 19-го века сама внутренняя история, как принято говорить у методологов науки, то есть логика развития медицины: возникновение клиники в России было процессом естественным и своевременным, обусловленным как европейским медицинским опытом, так и условиями российской действительности, прежде всего реальными потребностями страны и реформами просвещения первой трети 19-го века3. Нам предстоит сейчас разобраться в узловых вопросах (событиях, действующих факторах и лицах, направлениях развития и достижениях) этого времени, определивших формирование отечественной клинической медицины.

Клиника — слово греческого происхождения (от klinike — врачевание, kline — постель), и в книгах по истории медицины можно встретить сведения о том, что в Древней Греции были врачи, отводившие часть своего дома под клинику — маленький врачебный стационар. Мы же с вами условились пользоваться современным пониманием клиники как лечебного стационарного учреждения, входящего в состав высшего учебного заведения либо научного института или связанного с ним договорными отношениями, в котором одновременно и взаимосвязано осуществляются три творческих процесса: лечебный, педагогический (клиническое обучение студентов, врачей) и научно-исследовательский. С этой точки зрения древние стационары можно рассматривать как прообраз маленьких частных клиник в современных западных странах, но не клиник в нашем понимании. В Византии, в арабских хали фатах — в Дамаске и Багдаде, Каире и Гундишапуре имелись крупные больницы, где проводилась подготовка врачей по типу ремесленного ученичества, но и эти больницы не соответствуют нашим представлениям о клинике и о клиническом преподавании.

В России первые клиники появились с закономерным отставанием — в начале 19-го века — в Московском университете и Медико-хирургической академии (Петербург). Обычно первым из основоположников отечественной клинической медицины называют декана медицинского факультета Московского университета М. Я. Мудрова, под руководством которого в Москве после великого пожара 1812 г. был заново отстроен и расширен принадлежавший университету Клинический институт и на этой базе создана первая терапевтическая клиника. Впервые Клинический институт был открыт еще в 1805 г. в составе собственно клинического и хирургического институтов, к которым в следующем 1806 г. присоединился третий институт — повивального искусства. Директором и врачом Клинического (внутренние болезни) института был назначен профессор патологии, терапии и клиники Ф. Г. Политковский.

Гораздо ближе к воззрениям М. Я. Мудрова находился другой выдающийся профессор Московского университета — Григорий Иванович Сокольский (1807—1886). Пусть вас не обманывают широко расставленные годы его жизни: он умер в конце века (28.02.1886 г., как указывает Московский Некрополь, СПб., 1908, т. 3, с. 137; в литературе встречаются и другие указания) в глубокой старости и бедности, одиноким, больным и забытым, а вся его блестящая профессорская деятельность и заслуженная слава относятся к первой половине века. И он тоже был сыном священника, в чем нет ничего удивительного: если во второй половине 19-го века профессора медицины часто происходили из дворян, то в первой половине века — именно из духовного сословия. Окончив Московский университет (1828), он вместе с Н. И. Пироговым, Ф. И. Иноземцевым (о котором речь впереди) и будущим известным физиологом А. М. Филомафитским готовился к научно-педагогической карьере в Профессорском институте при Дерптском университете. С 1835 г. он профессор Казанского университета и в конце того же года переведен на кафедру частной патологии и терапии Московского университета. Университетская переписка свидетельствует, что он стремился к тому, чтобы проводить клиническое преподавание, но не имел для этого собственной лечебной базы, поскольку по новому уставу клиника была выделена в самостоятельную кафедру, занять которую ему не удалось. После преждевременной и загадочной отставки в 1848 г. активную научную деятельность прекратил, в середине века был популярным в Москве частнопрактикующим врачом.

В 1846 г. он переходит на созданную тогда кафедру факультетской терапевтической клиники; эта принципиальная реформа клинического преподавания (разделение клиник на факультетские и госпитальные с целью дальнейшего приближения к решению поставленной задачи университетской подготовки практикующего врача) проходила и с его прямым участием. Одновременно (с 1851 г.) он — инспектор московских больниц гражданского ведомства и самый популярный в городе практикующий врач, славящийся искусством диагностики. Запомним на будущее, что среди его учеников был и Г. А. Захарьин. Европейская слава пришла к Оверу после опубликования его главного труда — атласа, основанного на материалах 20-летних клинико-анатомических сопоставлений (в четырех томах на латинском языке, 1847—1852) и отмеченного наградами во многих странах. Есть все основания называть его автора в числе основоположников клинико-анатомического направления в отечественной медицине.

Карл Карлович (Карл Иоганн) Зейдлиц (1798—1885) — профессор Петербургской медико-хирургической академии — тоже был среди пионеров применения новых методов непосредственного обследования больного; кроме того, его можно отнести к основоположникам клинико-анатомического направления и клинического преподавания в отечественной медицине. Он родился в Ревеле в дворянской немецкой семье, в 1821 г, окончил Дерптский университет, служил военным и военно-морским врачом. В течение 10 лет (с 1836 г.) он руководил кафедрой терапевтической клиники Медико-хирургической академии, где ввел в преподавание перкуссию и аускультацию как обязательные элементы в системе обследования каждого больного, микроскопические и химические исследования крови и мочи, сопоставление клинических и патолого-анатомических данных. Вместе с Н. И. Пироговым, Ф. И. Иноземцевым, А. И. Овером, А. И. Полем он активно участвовал в подготовке реформы врачебного образования, проводившейся с 40-х годов 19-го века. Среди его учеников — Н. Ф. Здекауэр (о котором мы будем говорить на следующей лекции); в свою очередь Здекауэр был учителем Э. Э. Эйхвальда — современника, коллеги и конкурента С. П. Боткина: здесь угадывается один из существенных путей передачи эстафеты научного знания в отечественной клинике 19-го века, к сожалению, пока не исследованный историками медицины.

Итак, становление клиники внутренних болезней в России как самостоятельной научной и учебной дисциплины происходило в первой половине 19-го века по пути, проложенному европейской клиникой. На этом первом этапе истории отечественной терапии особенно велико значение М. Я. Мудрова, Г. И. Сокольского, А. И. Овера и К. К. Зейдлица: именно с их педагогической деятельностью и научными трудами связа ны создание первых клиник и начало клинического преподавания, внедрение в клиническую практику методов перкуссии и аускультации и клинико-анатомических сопоставлений, приоритетные научные исследования, а значит, формирование клинической медицины.

Из предыдущих лекций следовало, что в европейских странах развитие клинической медицины в первой половине 19-го века проходило с очевидным лидерством клиники внутренних болезней. Иная картина предстает перед нами, когда мы говорим о России. Достаточно сказать, что еще до клиники, созданной М. Я. Мудровым в Московском университете, в столице империи — Санкт-Петербурге — уже существовали и клиника (с 1806 г.), и клиническое преподавание, и первая крупная научная клиническая школа: в этом заслуга И. Ф. Буша, ставшего основоположником отечественной клинической хирургии.

Интересно отметить, что открытый в 1805 г. Хирургический институт (в составе Клинического института Московско го университета), по документам располагая всего шестью кроватями, три из них имел для собственно хирургических больных и столько же — для страдавших болезнями глаз. Таким образом, получается, что 12 кроватей Клинического института были поровну распределены по четырем, а не по трем специальностям: терапия, хирургия, глазные болезни и акушерство. Как объяснить столь подчеркнутое внимание именно к глазным болезням? Конечно, дело не в странной прихоти руководителей Московского университета, а в реально сложившейся к началу 19-го века ситуации в лечебной медицине: наряду с терапией, хирургией и акушерством глазные болезни выделились как четвертая относительно самостоятельная (как правило, оставаясь формально в общих рамках хирургии) область медицинских знаний и врачебная специальность. Многие несомненные факты свидетельствуют об этом.

В европейских университетах были созданы соответствующие кафедры или читались самостоятельные курсы, преподавание в разных странах велось по одним и тем же стабильным руководствам, врачебная практика специалистов по глазным болезням была общепринятой (характерно, что такие корифеи европейской клиники, как создатель первой в Европе клинической школы в Лейденском университете Г. Бургаве или крупнейший хирург Германии Л. Гейстер, были одновременно виднейшими глазными врачами). И конечно, об этом же свидетельствовало изменение содержания самой офтальмологии — совершенствование знаний по анатомии, физиологии и патологии глаза и расширение объема активной хирургической помощи (прежде всего разработка операции удаления катаракты, составившей целую эпоху в истории оперативной офтальмологии).

Реформы Александра I окончательно похоронили идущую от Петра I идею централизации государственного здравоохранения: вместо единой Медицинской коллегии медицинским делом в стране руководили Медицинский департамент Министерства внутренних дел (врачебный и санитарно-полицейский контроль) и Медицинский совет (совещательный орган по вопросам медицинской науки), а вопросами медицинского образования и обеспечения населения медицинской помощью занимались различные гражданские и военные ведомства. И все же к середине века в России было уже около 8 тыс. врачей (1846); не только в крупнейших университетских, но и во многих других губернских городах действовали больницы, государственные и частные аптеки; к 1865 г. губернские приказы общественного призрения открыли больше 500 больниц (свыше 17 тыс. коек). В самом начале века (1801) благодаря настойчивой инициативе Е. О. Мухина в Москве была начата вакцинация против натуральной оспы по методу Дженнера; в Вильно по инициативе городского медицинского общества, организовавшего сбор добровольных пожертвований, в 1808 г. был основан Институт вакцинации; она проводилась не только в Прибалтике, но и в Белоруссии. Если эти меры не имели отношения к государственной деятельности, то для разработки и осуществления мер борьбы с эпидемиями холеры правительством был создан специальный комитет, в деятельности которого в разное время участвовали М. Я. Мудров и И. Е. Дядьковский, Ф. И. Иноземцев и Н. И. Пирогов и другие выдающиеся представители отечественной медицины.

На протяжении рассматриваемого периода формирующаяся клиническая медицина обогатилась очень существенными приобретениями: мы с вами говорили о том, что в передовых отечественных клиниках диагностика опиралась на применение методов систематизированного расспроса, перкуссии и аускультации, на сопоставление клинических и патолого-анатомических данных. В теоретических представлениях понимание болезни как следствия внедрения в организм некоей самостоятельной (живущей по своим законам) враждебной ему сущности, нарушающей его жизненные отправления, что проявляется клиническими симптомами (онтологические взгляды), сменилось представлением о том, что процесс морфологических и функциональных изменений в самом организме в ответ на различные неблагоприятные внешние воздействия и составляет сущность болезни, а симптомы говорят нам не о болезни как таковой, но о конкретных изменениях в органах и тканях. Формировались первые отечественные клинические школы; врачи все активнее включались в научные исследования. Но как все это сказалось на первейшей цели медици ны — лечении больного? Богатый (по количеству названий) лекарственный арсенал почти не содержал эффективных, с нашей точки зрения, средств; несколько расширившийся реестр оперативных вмешательств по-прежнему не опирался (до 40-х годов) на фундамент обезболивания, антисептики, топографической анатомии. Все это назревало, медицина была беременна этими новшествами (вспомним хотя бы И. Земмельвейса в Европе, И. В. Буяльского и Н. И. Пирогова в России), но роды были еще впереди. В русле научного эмпирического направления клиническая медицина в России, догоняя Европу, продвигалась к повороту на естественно-научный путь своего дальнейшего развития. Этот поворот ждал ее в середине века, подготовка медицины к нему составляет суть рассматриваемого периода (соответственно и основание для его выделения).

Читайте также: