Средства пожара тушения в школе

Обновлено: 30.06.2024

Школы и другие детские учреждения – это объекты самого строгого контроля в области защиты жизни и здоровья детей. Пожарная безопасность в школе регулируется правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства №390 от 25.04.12 года, в которые ежегодно вносятся изменения и дополнения, вызванные практикой их применения.

Нормы и правила пожарной безопасности в школе

Каждое школьное учреждение разрабатывает индивидуальные правила пожарной безопасности в школе на основании существующих типовых планов, правил и рекомендаций.

В этих правилах учитываются следующие вопросы:

  • оснащение школы необходимым пожарным инвентарем и назначение лиц, ответственных за его содержание;
  • пожарная сигнализация в школе, ее монтаж, эксплуатация и сроки проверок;
  • системы оповещения по тревоге, их доступность и слышимость в любом помещении;
  • наличие планов эвакуации, наглядного материала на эту тему, поддержание в полной готовности эвакуационных выходов;
  • планы обучения работающего персонала и школьников правилам предупреждения возгорания и поведения себя во время пожара.

Отдельные планы разрабатываются для помещений повышенной опасности, например, кабинетов химии или блоков приготовления пищи. Также планы пожарной безопасности и назначение ответственных лиц производится для каждого школьного мероприятия, предусматривающего скопление массового количества детей в одном помещении.

Проведения эвакуации в школе

В школах, как и в любых учреждениях, в обязательном порядке должны быть планы эвакуации детей и взрослых из здания при возникновении угрозы пожара.

Инструктаж о пожарной безопасности в школе

  • разрабатываются, оформляются и хранятся у лиц, ответственных за пожарную безопасность;
  • оформляются в виде плакатов и размещаются на всех этажах школы в непосредственной близости от мест выхода (лестниц, лестничных клеток, дверей);
  • регулярно доводятся до работающего персонала школы и учащихся;
  • изучаются на специальных занятиях и инструктажах с преподавательским коллективом и на уроках и внеклассных занятиях с детьми;
  • вносятся изменения при каждом изменении конструкции здания, его перестройки, расширения, оборудования новых входов, изменения количества классов или учащихся;
  • подписываются руководителями школы и ответственными лицами.

В ходе занятий отрабатывается порядок оповещения людей о пожаре в школе и проведение организованной эвакуации. Перед проведением мероприятий производится практическая проверка готовности путей эвакуации (состояние основных и запасных выходов, лестничных пролетов).

Организация эвакуации в зависимости от места возникновения возгорания возлагается на учителей, ведущих уроки, или на лиц, ответственных за проводимое массовое мероприятие. Основные действия, которые обязаны провести организаторы эвакуации, после того, как вызовут помощь:

  • прекратить все занятия с детьми;
  • собрать их, одеть и подготовить к выходу;
  • открыть двери, через которые должна проходить эвакуация;
  • вывести детей к условленному месту сбора;
  • проверить наличие;
  • закрыть двери, чтобы ограничить распространение огня;
  • при необходимости оказать первую помощь;

Обратите внимание!

Основная задача эвакуации – сохранить жизнь и здоровье детей.

Какие виды пожарной сигнализации устанавливают в школе?

Для пожарной охраны в школах устанавливают системы комплексной сигнализации, которые подключаются к пультам, отвечающим за централизованное наблюдение за общественными зданиями. Обычно системы пожарной сигнализации устанавливаются совместно с комплексами охраны зданий и оборудованием для видеонаблюдения.

В системах устанавливаются датчики, реагирующие на задымленность воздуха, открытое пламя и тление. Способ активации оборудования – автоматический, т.е. с привлечением наружного пункта наблюдения.

Среди систем противопожарной защиты, используемых в больших зданиях, в школах рекомендуется устанавливать комплексы адресно-аналогового типа. Основное преимущество данного типа сигнализации – самостоятельный анализ работы и показаний извещателей и высокая скорость выявления мест возгорания. Системы адресно-аналогового принципа работы связаны со следующими способами оповещения:

  • голосовым (речевым), при котором объявление тревоги воспроизводится словами;
  • световым, с помощью мигающих табло.

Комбинация данных видов оповещения лучше всего воспринимается детьми и доступна в условиях большого здания школы. Такая пожарная сигнализация в спортзале школы слышна даже при повышенном уровне шума. Аналогичные системы используются в торговых комплексах, бизнес центрах, детских садах.

Если здание школы занимает более 3 этажей, то устанавливаются системы оповещения, обладающие расширенными возможностями, кроме перечисленных ранее используются:

  • световые указатели направления движения и обозначающие выход;
  • разбивка здания на несколько зон оповещения в связи с большой площадью помещения;
  • прямая передача информации диспетчерской пожарной службы и обратно.

Это позволяет частично передать в руки автоматики организацию эвакуации и обеспечить постоянную связь с пожарным пунктом.

Средства пожаротушения в школе

В школах и других детских учреждениях недостаточно установить только системы сигнализации. Тушение пожаров в школах и детских учреждениях должно начинаться с момента выявления возгорания. Основная задача средств пожаротушения – обеспечение безопасной эвакуации учеников и ликвидация очагов возгорания в кратчайшие сроки и с минимальными потерями.

Для этого в школах в обязательном порядке устанавливаются пожарные щиты с первичными средствами тушения огня (песок, ручные огнетушители).

Первичные средства пожаротушения в школах

Но более действенным и эффективным способом защиты является установка автоматических систем пожаротушения.

Поскольку школы и другие детские учреждения относятся к помещениям, в которых постоянно находятся массы людей, единственным возможным огнетушащим средством является вода. Несмотря на то, что использование воды может нанести существенный вред имуществу, данный способ абсолютно безвреден для людей, оказавшихся в зоне работы автоматики. Также распыление воды помогает не только сдержать распространение пожара, но и вывести людей через зоны возгорания.

Вновь используемые системы пожаротушения используют дисперсионное распыление воды (спринклерные установки), позволяющее достичь тех же целей при меньшем расходе воды.

С учетом того, как реагируют пожарные на сигнализацию в школе, а они склонны в первую очередь подозревать факты хулиганства, необходимо использовать системы пожаротушения с максимальной защитой от ошибочных срабатываний.

Заключение

При выборе и монтаже пожарной сигнализация в школе нормы и правила соблюдаются особенно строго, так как незамеченное и не ликвидированное вовремя возгорание может привести к гибели детей, не умеющих соблюдать дисциплину во время чрезвычайных ситуаций. Основной принцип работы пожарных систем – быстрое реагирование и абсолютная безвредность для людей.

Цель работы: изучить основные требования пожарной про­филактики в школе, научить пользоваться первичными средст­вами пожаротушения, определять нормы их запаса для школ и других объектов.

Общие сведения

Пожарная безопасность — это состояние объекта, при кото­ром исключается возможность пожара, а в случае его возник­новения предотвращается воздействие на людей опасных фак­торов пожара и обеспечивается защита.

1.1. Пожарная профилактика в школе.

В основе пожарной профилактики — исключение условий, необходимых для горения, и использование принципов обеспе­чения безопасности.

Противопожарное состояние учебно-воспитательных учреж­дений должно отвечать требованиям основных условий пожар­ной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденных Министерством просвещения СССР 3 января 1969 г. Ответственность за противопожарное состояние школы возложена персонально на ее директора. Однако каждый работ­ник школы обязан заботиться о соблюдении норм пожарной безопасности.

В школах организуются добровольные пожарные дружины из преподавателей и обслуживающего персонала, кроме этого, из числа учащихся — юношеские добровольные пожарные дружины (ЮДПД). Членов ЮДПД — школьников — к непо­средственной ликвидации огня привлекать нельзя, их ис­пользуют для организации порядка и в профилактической работе. С членами добровольных пожарных дружин не реже одного раза в квартал проводятся занятия по вопросам преду­преждения и тушения пожаров. Один раз в четверть с учащи­мися старших классов должны проводиться во внеурочное время специальные занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов — беседы по изучению пожарной безопасности в школе и дома.

В каждом классе, кабинете, лаборатории, мастерских и на других объектах на видном месте должны быть вывешены противопожарная инструкция и табличка с фамилией ответст­венного за пожарную безопасность. Все обучающиеся обязаны знать и неуклонно выполнять требования инструкций. Ответст­венность за противопожарное состояние кабинетов, лабора­торий, мастерских и других объектов возлагается приказом директора школы на учителей, лаборантов, заведующего учеб­ной частью и т.д.

Первичной обязанностью каждого работника школьного и детского учреждения при пожарах является спасение жизни детей.

В целях противопожарной профилактики в школах необхо­димо [9] иметь:

— запасы воды для тушения пожара;

— количество эвакуационных выходов из помещений любо го этажа — не менее 2;

— свободные от посторонних предметов эвакуационные выходы, проходы, коридоры, тамбуры;

— открывающиеся наружу двери эвакуационных выходов.

В период нахождения детей в зданиях двери выходов допус­кается запирать только изнутри с помощью легко открываемых запоров (задвижек, крючков);

— от двери каждого эвакуационного выхода должно иметься по два ключа (один у дежурной, второй — в определенном месте, известном всему обслуживающему персоналу);

— не разрешается устанавливать металлические решетки на окнах в классах, в учебных мастерских и кабинетах;

— в многоэтажных школьных зданиях на первых этажах следует располагать детей младшего школьного возраста;

— на территории школы запрещено разводить костры;

— запрещено оклеивать классы обоями, окрашивать стены и потолки масляными и нитрокрасками;

— в помещениях, где проводятся массовые мероприятия, запрещается: курить, загромождать и закрывать двери эвакуа­ционных выходов, закрывать окна ставнями, решетками, впус­кать в помещение людей, превышающих расчетное (вместимость зрительных и актовых залов рассчитывается, исходя из площади на одного зрителя не менее 0,7 м 2 );

— весь пожарный инвентарь (огнетушители, ящики с пес­ком, бочки с водой, лопаты, ломы, багры, топоры, лестница, кошма, внутренние пожарные краны) должен содержаться в исправном состоянии.

Преподаватели и обслуживающий персонал должны знать расположение пожарного инвентаря и уметь им пользоваться.

1.2. Действия преподавателя и лаборанта при возникновении пожара.

При возникновении пожара необходимо:

1) Немедленно вызвать пожарную помощь по телефону 01.

2) Подать сигнал пожарной тревоги — продолжительный прерывистый звонок.

3) Принять меры для эвакуации из помещения, где возник пожар, в первую очередь детей младшего возраста.

4) Проверить эвакуированных по количеству и по списку.

6), Одновременно приступить к тушению пожара своими силами и имеющимися средствами пожаротушения.

7) Для встречи вызванной пожарной части выделить из персонала школы ответственного, который должен четко ин­формировать начальника прибывшей пожарной части о том, в каких помещениях еще остались неэвакуированные.

На случай возникновения пожара и спасения людей в каждой школе должен быть разработан план эвакуации и распределены обязанности персонала.

1.3. Средства и способы тушения пожара.

Пожаром называется неконтролируемое горение, нанося­щее материальный ущерб и создающее угрозу жизни и здоро­вью людей. Горение, потушенное в самой начальной стадии без нанесения ущерба, называют возгоранием.

Горение представляет собой сложный химический процесс, сопровождающийся выделением большого количества тепла и свечением, в основе которого лежит реакция окисления горя­чих веществ, т.е. соединения их с кислородом воздуха или другими окислителями (фтор, бром, хлор, и др.). Для возник­новения и развития процесса горения необходимы горючее, окислитель и источник загорания. Горение прекращается, если нарушить какое-либо из этих условий. Обычно в воздухе содержится 20,95% кислорода. Для поддерживания реакций горения достаточно 16%, а при более низкой концентрации происходит тление горючих веществ, которое прекращается при содержании кислорода в воздухе менее 8%. Один из основных способов подавления горения — снижение концен­трации кислорода в воздухе путем введения в зону горения инертных газов, паров и аэрозолей негорючих веществ.

Прекратить горение можно также охлаждением зоны горе­ния ниже температур самовоспламенения, воспламенения; изоляцией очага горения от воздуха; ингибированием горе­ния, т. е. интенсивным торможением скорости химических реакций в пламени. В соответствии с этим все огнетушащие вещества делятся на:

— разбавляющие (инертные газы, водяной пар, диоксид углерода и др.);

— охлаждающие (вода, водяные растворы солей, твердый диоксид углерода, пена и др.);

— изолирующие (пена химическая и воздушно-механичес­кая или смесь их, вода с загустителями, порошковые состав, негорючие сыпучие вещества, листовые материалы и др.);

— химические, тормозящие реакцию горения (хладоны — галоидированные углеводороды, некоторые марки порошковых составов и др.).

Большинство огнетушащих веществ обладают комбиниро­ванным воздействием на горение. В табл.1 приведены рекомен­дации по выбору эффективных огнетушащих веществ в зависи­мости от характеристики горючей среды и класса пожара.

Рекомендуемые огнетушащие средства в зависимости от класса пожара (по классификациям МСИСО 3941—77)*

Класс пожара Характеристика горючей среды или объекта Огнетушащее средство
А Обычные твердые сгораемые вещества и материалы (дре­весина, бумага, текстиль, уголь, резина и др. Все виды огнетушащих средств и прежде всего вода
В Легко воспламеняющиеся и горючие жидкости и плавя- Вода распыленная, пены всех видов:
Класс пожара Характеристика горючей среды или обьекта Огнетушащее средство
щиеся при нагревании твер­дые вещества и материалы (бензин, спирт, мазут, лаки, краски, стеарин, каучук, синтетические материалы) газовые составы — хладоны, порошки
С Горючие газы (водород, аце­тилен углеводороды) Газовые составы — хладоны; инертные раз­бавители (СО2, Н2); порошки, вода для охлаждения
Д Металлы и их сплавы (каль­ций, калий, натрий, магний, титан, алюминий, цинк, гид­раты, карбиты и др.) Порошки
Е Электроустановки и оборудо­вание, находящееся под на­пряжением Газовые составы — хладоны, инертные раз­бавители, порошки

* МСИСО — международная система индивидуальных средств огнетушения

Самое распространенное средство тушения пожаров — вода. Она обладает большой теплоемкостью и отнимает тепло у горящего вещества. При испарении воды ее объем значительно увеличивается (в 1700 раз), образующийся пар вытесняет кислород воздуха из зоны горения. Компактная струя воды сбивает пламя и тормозит горение. Смоченные водой поверхнос­ти горючих веществ ограничивают доступ кислорода в очаг горения. Однако вода имеет невысокое смачивающее свойство, поэтому в нее добавляют мыло, синтетические растворы и др.; она замерзает при 0°С; электропроводка, поэтому ее нельзя использовать для тушения пожаров электроустановок, находя­щихся под напряжением. При попадании воды на карбит кальция образуется пожаро- и взрывоопасный газ — ацетилен, а при попадании ее на негашеную известь выделяется значи­тельное количество тепла, под действием которого могут вос­пламеняться находящиеся вблизи горючие материалы. Мало­эффективно тушение нераспыленной струей воды горючих жидкостей легче воды (бензин, керосин и т.п.), так как они всплывают на ее поверхности и увеличивают тем самым размер пожара. Из-за плохой смачиваемости ее нецелесообразно ис­пользовать для тушения хлопка и шерсти в тюках.

Для тушения электроустановок, находящихся под напряже­нием, используют углекислоту. Углекислый газ создает вокруг очага горения зону с пониженным содержанием кислорода. Углекислотой нельзя тушить этиловый спирт, в котором она растворяется; натрий; калий; бериллий; титан; горящие в атмосфере СО2; а также химические соединения, способные гореть без доступа воздуха (хлопок, целлулоид, кинопленка, термит).

Для ликвидации небольших очагов пожара при горении веществ, не поддающихся тушению другими средствами, при­меняют твердые инертные вещества в виде порошков (двуугле­кислая и углекислая сода, поташ, квасцы, твердая двуокись углерода, песок, земля и др.). Порошок своей массой или образующейся при плавлении пленкой изолирует зону горения от горючего вещества. Это единственное средство для тушения горения щелочных металлов, урана, тория, ураноорганических соединений. Порошок обычно хранят в ящиках или ведрах. Лопатой или совком порошок слоем в несколько сантиметров наносят на горящее вещество.

Для своевременной ликвидации загораний силами обслужи­вающего персонала все учебные помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответ­ствии с установленными нормами (см.разд.II).

К первичным средствам пожаротушения относятся огнету­шители, гидропомпы (небольшие поршневые насосы), внутрен­ние пожарные краны, ведра, бочки с водой, лопаты, ящики с песком вместимостью 0,5; 1 и 3 м 3 ; асбестовые палатки, войлоч­ные маты, кошмы (размер 1x1 м, 2x1,5 м, 2x2 м), ломы, пилы, топоры. Противопожарный инвентарь группируют на специальных щитках. Щиты располагают в видных и доступных местах вблизи объектов наиболее вероятного их применения. На каждом щите должно быть не менее 2 топоров, ломов, лопат, огнетушителей, железных багров, ведер, возле щита должен находиться ящик с песком емкостью не менее 0,5м 3 . Инвентарь окрашивают в красный цвет, надписи и щит делают белыми.

Кошмы (грубое шерстяное или асбестовое полотнище) под­вешивают в свернутом виде на стене в металлическом футляре в заметном и доступном месте, раз в месяц сушат и очищают от пыли. Их применяют для тушения загораний с малой площа­дью горения.

Рукава внутренних пожарных кранов должны быть сухими, скатанными, один конец рукава должен примыкать к стволу. Они располагаются в опломбированных шкафах на высоте 1,35 м от уровня пола. Каждые 6 месяцев необходимо осуществлять проверку кранов на работоспособность.

К размещению огнетушителей в помещении предъявляются следующие требования: высота подвески — не более 1,5м (или на полу) до нижнего торца огнетушителя; расстояние от крана двери при ее открывании — не менее 1,2; инструктивная подпись на его корпусе должна быть видна. Газовые огнетуши­тели необходимо предохранять от нагревания. Пенные в зимнее время необходимо переносить в отапливаемые помещения. Школы-интернаты с круглосуточным пребыванием учащихся

должны быть обеспечены пожарной мотопомпой, которую обслуживает специальное выделенное лицо.

Огнетушители служат для ликвидации небольших очага возгораний или пожаров в их начальной стадии. По способ! транспортирования огнетушители подразделяют на переносные или ручные, передвижные и стационарные. По вид огнетушащего средства на:

— химические пенные (водные растворы щелочи и кисло ты);

— воздушно-пенные (водные растворы пенообразователя рабочий газ — азот, углекислый газ или воздух);

— углекислотные (сжиженный углекислый газ);

— аэрозольные (парообразующие средства на основе галоидированных углеводородов);

— порошковые (сухие порошки различной рецептуры).

По способу выброса огнетушащего средства: выброс огнетушащего средства происходит под давлением рабочего газа, образующегося в результате химической реакции компонентов заряда; под давлением самого огнегасительного заряда или рабочего газа, находящегося над огнетушащим средством; под давлением рабочего газа, содержащегося в отдельном баллон­чике; при свободном истечении огнетушащего вещества; под давлением энергии направленного взрыва.

По количеству используемого огнетушащего вещества: объе­мы корпусов до 5 л, 10 л и более 10 л. Технические характеристики огнетушителей приведены в прил. 2. В табл. 2 приве­дены области эффективного применения различных огнетуши­телей.

Огнетушители автоматические УАП-А5, УАП-А8, УАГ1-А16, заполненные хладоном 114В2 или порошками ПФ, ПСБ-3, используют для защиты помещений.

Существует еще много других видов огнетушителей. Напри­мер, огнетушитель аэрозольный хладоновый (ОАХ-0,5), хладоновый (OX-3, OX-7), жидкостный (ОЖ-5, ОЖ-10)

Стационарные огнетушители устанавливаются вблизи по­жароопасных объектов и представляют собой обычно цилин­дрические сосуды большой емкости, снабженные катушкой с пожарным рукавом, который в случае пожара протягивается непосредственно к очагу пожара. Передвижные огнетушители имеют один или два баллона, располагающихся на тележке.

Рекомендуемые огнетушащие средства в зависимости от класса пожара (по классификациям МСИСО 3941—77)*

Проведение эвакуации

Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

Возникновение пожара в школе

Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

Основные пути эвакуации

Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

Сбор эвакуируемых детей

Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. Не разбегайтесь после выхода из школы на свежий воздух. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск. Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы

Не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма. Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте тряпками все щели в двери и вентиляционной решетке. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.

Не открывайте окна

Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

Самое главное - не паниковать

Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей, направляют все силы и средства на их спасение. При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

Тушение пожара подручными средствами

Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека - очаг возгорания (пламя) виден, к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения. В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

Меры безопасности при пожаре в школе

Если на уроке в школе вы слышите 2 коротких + 1 длинный звонок или сигнал сирены с голосовым оповещением, это значит, что в здании возник пожар. Необходима эвакуация. Цель эвакуации – спасти людей.

Ваши действия при эвакуации:

главное: сохраняйте спокойствие и слушайте преподавателя (учителя), именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас; если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно-марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону; если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком; на улице учитель еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди.

Если рядом с вами нет взрослого:

Главное:

Cлушайте педагога, не теряйте спокойствия и будьте готовы к действиям!

Правила для персонала образовательных учреждений:

Необходимо помнить, что в учебных классах общеобразовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Вот почему при пожаре в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

Порядок действий учителя при пожаре:

1. Не поддаваться панике самому и успокоить детей. 2. В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов. 3. Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся. 4. Если выход из класса безопасен, построить учащихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть, надеть на детей марлевые повязки для защиты органов дыхания. Взять классный журнал. 5. Выводить учащихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути. 6. Учитель при этом должен идти впереди, а конце цепочки детей поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым. 7. По окончании эвакуации, в заранее определенном безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по спискам. 8. Учитель должен неотлучно находиться рядом обучающимися, выведенными из здания. 9. Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания. 10. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы пожарные немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.

Проведение эвакуации

Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

Возникновение пожара в школе

Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

Основные пути эвакуации

Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

Сбор эвакуируемых детей

Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. Не разбегайтесь после выхода из школы на свежий воздух. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск. Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы

Не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма. Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте тряпками все щели в двери и вентиляционной решетке. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.

Не открывайте окна

Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

Самое главное - не паниковать

Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей, направляют все силы и средства на их спасение. При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

Тушение пожара подручными средствами

Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека - очаг возгорания (пламя) виден, к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения. В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

Меры безопасности при пожаре в школе

Если на уроке в школе вы слышите 2 коротких + 1 длинный звонок или сигнал сирены с голосовым оповещением, это значит, что в здании возник пожар. Необходима эвакуация. Цель эвакуации – спасти людей.

Ваши действия при эвакуации:

главное: сохраняйте спокойствие и слушайте преподавателя (учителя), именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас; если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно-марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону; если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком; на улице учитель еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди.

Если рядом с вами нет взрослого:

Главное:

Cлушайте педагога, не теряйте спокойствия и будьте готовы к действиям!

Правила для персонала образовательных учреждений:

Необходимо помнить, что в учебных классах общеобразовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Вот почему при пожаре в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

Порядок действий учителя при пожаре:

1. Не поддаваться панике самому и успокоить детей. 2. В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов. 3. Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся. 4. Если выход из класса безопасен, построить учащихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть, надеть на детей марлевые повязки для защиты органов дыхания. Взять классный журнал. 5. Выводить учащихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути. 6. Учитель при этом должен идти впереди, а конце цепочки детей поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым. 7. По окончании эвакуации, в заранее определенном безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по спискам. 8. Учитель должен неотлучно находиться рядом обучающимися, выведенными из здания. 9. Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания. 10. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы пожарные немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.

Читайте также: