Приоритетное направление в доу по фгос экологическое

Обновлено: 02.07.2024

Экологическое воспитание дошкольников

Главная

О нас

Материалы по основным направления педагогической деятельности ДОУ:

Экологическое воспитание дошкольников. Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива ДОУ № 3 "Орлёнок".

Выступление на районном практическом семинаре Виноградовой Н.А.


Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.

  1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
  2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
  1. Участок леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, мхом и грибами.
  2. Цветник.
  3. Огород.
  4. Сад.
  5. Луг.
  6. Птичье дерево.
  7. Старое поваленное дерево, где живут насекомые, улитки.
  8. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания.
  9. Старый пень, покрытый мхом и грибами.
  10. Участки лекарственных трав. Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу.








© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2006-2014 гг.

Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ

Для реализации данного направления разработаны рабочие программы для второй младшей, средней и подготовительной к школе групп, в которых реализуется парциальная программа, перспективное планирование на год.

Система экологического образования в детском саду включает в себя:

• профессиональную подготовку педагогов;

• создание эколого-развивающей среды в ДОУ;

• экологическое развитие дошкольников;

• экологическое просвещение родителей;

• работа с социумом.

Профессиональная подготовка педагогов.

Педагоги детского сада- это решающий фактор в экологическом образовании дошкольников. Воспитатели и специалисты систематически повышают свой профессиональный уровень, обучаясь на различных курсах, семинарах, посещая мероприятия МО и т. п. С целью повышения экологического образования сотрудников в ДОУ планируются методические мероприятия экологической направленности – консультации, семинары-практикумы, дни и недели экологической культуры и др. Педагоги с высоким профессиональным уровнем принимают активное участие в разработке экологических проектов, презентации педагогического опыта, в городских и областных смотрах-конкурсах.



Создание эколого-развивающей среды в ДОУ.


Одним из важных условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая способствует:

- познавательному развитию ребенка;

- формированию экологической культуры;

- экологизации различных видов детской деятельности.

В ДОУ создана экологическая развивающая пространственная среда, которая включает в себя:

- уголки леса, фруктового сада, огорода; цветники.

- уголки природы и экспериментальной деятельности;

- библиотеку природоведческой и художественной литературе о природе;


- дидактические игры экологической направленности;


- сюжетные картины, предметные картинки и иллюстрации.


Для формирования у ребенка экологических знаний и умений на территории детского сада создана экологическая тропа. Работа, проводимая в условиях экологической тропы, способствует удовлетворению познавательного интереса детей, общению детей с живой природой, расширению кругозора.


Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, экскурсии. Свои впечатления об увиденном дети затем выражают на занятиях по изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

На территории детского сада создан огород, который используется для осуществления трудового воспитания дошкольников и их познавательной деятельности.



В каждой группе оборудованы уголки природы и центры эскпериментальной деятельности.


В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д. ;




В уголках природы содержатся комнатные растения, за которыми осуществляется уход, инвентарь для труда: полива и рыхления, посадки лука и других овощных культур, природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.




Экологическое развитие дошкольников.

При построении системы работы с детьми по экологическому образованию дошкольников в детском саду, учитываются следующие принципы:

• научности и доступности;

Экологическое образование и воспитание детей осуществляется

- в специально организованной образовательной деятельности

-совместной деятельности воспитателя с детьми

-самостоятельной деятельности детей.

При организации непосредственно образовательной деятельности используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач:


-целевые прогулки и наблюдения,


В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного характера, но и занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и др.






В педагогическом процессе важное место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. В ходе этой деятельности каждым ребенком накапливается личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Взаимодействие педагогов и детей строится с учетом дифференцированного подхода.

Дидактические игры способствуют закреплению знаний, полученных в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности, наблюдений и т. д.



Важным компонентом системы работы в ДОУ является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В уголках экспериментальной деятельности в старших группах дошкольники самостоятельно проводят эксперименты под руководством педагога, младшие воспитанники только наблюдают опыты, которые им демонстрирует воспитатель.



Экологическое просвещение родителей.

С целью пропаганды экологических знаний среди родителей воспитанников педагогами ДОУ проводится просветительская работа:

-наглядная агитация: папки-передвижки, буклеты, стенгазеты.





Кроме того, родители принимают участие в проведении экскурсий, заготовке природного материала, оформлении гербариев, экологических выставок, праздников, работах на участках детского сада.






Работа с социумом.





Школьники принимают активное участие в экологических праздниках, выставках и конкурсах.



Таким образом, работа по экологическому воспитанию и образованию ведется планомерно и систематически. В ДОУ созданы оптимальные условия для осуществления экологического образования дошкольников. Педагогами целесообразно используются современные методы работы и инновационные технологии.

Анализ работы по созданию условий для игры, как средства формирования у дошкольников представлений о современном этикете СПРАВКА по итогам тематического контроля от 21.01.2011 г. Тема контроля: «Анализ работы по созданию условий для игры, как средства формирования.

Применение социо-игровых технологий в ДОУ как условие успешного развития дошкольников в рамках реализации ФГОС В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.

Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду Задачи экологического воспитания: 1. Приобщать детей к экологической культуре. 2. Формировать основы экологического миропонимания. 3. Способствовать.

Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия.

Инновационные технологии экологического воспитания посредством Рппс в условиях реализации ФГОС в ДОУ Консультация для воспитателей: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной.

Непосредственная образовательная деятельность как основная форма организации экологического образования старших дошкольников Цель исследования: разработать педагогическую модель НОД по экологии для старших дошкольников и экспериментальным путем проверить его эффективность.

Перспективные направления работы ДОУ в развитии математического образования дошкольников Власенко Наталья Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с № 411 Математика занимает особое место в науке, культуре.

Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым.

Экологическое воспитание в детском саду

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Улыбающаяся девочка в венке из цветов

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Три девочки и мальчик в группе ухаживают за растениями

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Пример плаката для оформления экологического уголка

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.

Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников:

Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.

Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.

Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.

Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Чтобы правильно относиться к приро­де, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Эле­ментарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начи­нать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природ­ного окружения.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• экологизация предметно – развивающей среды;

• применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;

• экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.

Форма проведения должна:

• вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

• стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

• повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

• учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;

• наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;

• игры: дидактические, словесные, подвижные.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.

При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее:

- содержание программы ДОУ;

- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;

- выразительность и эмоциональность речи педагога;

- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;

- обязательное использование наглядности;

- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;

- включение моментов самоконтроля и самооценки;

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постоянно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы.

Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

Как и всё живое на земле, человек дышит, питается, оставляет потомство, стареет и умирает. Но от всех живых существ человек отличается тем, что он обладает речью, трудиться и мыслит. Человек создаёт машины, строит заводы и города. А ещё человек вырубает леса, добывает полезные ископаемые. Но это он может делать только до тех пор, пока природа в состоянии восполнять утраченное. А если начнут гибнуть леса, высыхать реки, исчезать животные, в городах станет нечем дышать , перестанет хватать пресной воды? Для того, чтобы сохранить жизнь на Земле, человек не должен необдуманно изменять природу.

Главная роль экологического воспитания у дошкольников – это формирование экологической культуры, правильного отношения к природе. Экологические знания – сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания – являются необходимым условием выработки эмоционально действенного отношения к окружающему миру, выраженного в форме познавательного интереса, бережного отношения с природой.

Вторая позиция этого раздела повеству­ет о том, что, взаимодействуя с природой, человек широко использует ее в своем хозяйстве: строит дома ив дерева, отапливает их дровами и углем, добывает нефть, минералы из недр Земли, на реках строит электростанции, которые вырабатывают электроэнергию для всей техники, в том числе домашней (телевизор, утюг, холодильник, компьютер и пр.).

ПРИМЕР. Формирование представлений о домашних животных и их детенышах; воспитания бережного отношения к животным, трудолюбия; необходимость домашних животных для человека.

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование сенсорных эталонов (форма, цвет, величина).


Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.

Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.

Игры на развитие речевого дыхания

Игра на развитие фонематического слуха

формирование умений различать речевые и неречевые звуки, соотносить звуки с явлениями природы и звуками, издаваемыми животными. Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда в произнесённом взрослым слове слышится звук с, з, ж или ш.

Игры на закрепление звукопроизношения


В группе подобрана библиотека художественных произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе. Проводят беседы, обсуждают прочитанное. При знакомстве с поэзией детям легче и проще даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение её в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребёнок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувства.

Осуществление экологического воспитания дошкольников

в рамках образовательной области



Осуществление экологического воспитания детей в социально-коммуникативном развитии:

Одним из факторов, подчеркивающих необходимость формирования у дошкольников ценностей здорового образа жизни, является ухудшение современной экологической ситуации.

Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и обитателям. А помогут в этом игры экологической направленности:

Знакомство детей со средой обитания домашних животных; экосистема города и деревни (сходство и различие); формирование представлений о влиянии человека на домашних животных (заботится о них, кормит, лечит);

Читайте также: