Приоритетное направление в доу по фгос экологическое
Обновлено: 02.07.2024
Экологическое воспитание дошкольников
Главная
О нас
Материалы по основным направления педагогической деятельности ДОУ:
Экологическое воспитание дошкольников. Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива ДОУ № 3 "Орлёнок".
Выступление на районном практическом семинаре Виноградовой Н.А.
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.
- Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
- Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
- Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
- Участок леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, мхом и грибами.
- Цветник.
- Огород.
- Сад.
- Луг.
- Птичье дерево.
- Старое поваленное дерево, где живут насекомые, улитки.
- Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания.
- Старый пень, покрытый мхом и грибами.
- Участки лекарственных трав. Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу.
© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2006-2014 гг.
Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников.
Для реализации данного направления разработаны рабочие программы для второй младшей, средней и подготовительной к школе групп, в которых реализуется парциальная программа, перспективное планирование на год.
Система экологического образования в детском саду включает в себя:
• профессиональную подготовку педагогов;
• создание эколого-развивающей среды в ДОУ;
• экологическое развитие дошкольников;
• экологическое просвещение родителей;
• работа с социумом.
Профессиональная подготовка педагогов.
Педагоги детского сада- это решающий фактор в экологическом образовании дошкольников. Воспитатели и специалисты систематически повышают свой профессиональный уровень, обучаясь на различных курсах, семинарах, посещая мероприятия МО и т. п. С целью повышения экологического образования сотрудников в ДОУ планируются методические мероприятия экологической направленности – консультации, семинары-практикумы, дни и недели экологической культуры и др. Педагоги с высоким профессиональным уровнем принимают активное участие в разработке экологических проектов, презентации педагогического опыта, в городских и областных смотрах-конкурсах.
Создание эколого-развивающей среды в ДОУ.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая способствует:
- познавательному развитию ребенка;
- формированию экологической культуры;
- экологизации различных видов детской деятельности.
В ДОУ создана экологическая развивающая пространственная среда, которая включает в себя:
- уголки леса, фруктового сада, огорода; цветники.
- уголки природы и экспериментальной деятельности;
- библиотеку природоведческой и художественной литературе о природе;
- дидактические игры экологической направленности;
- сюжетные картины, предметные картинки и иллюстрации.
Для формирования у ребенка экологических знаний и умений на территории детского сада создана экологическая тропа. Работа, проводимая в условиях экологической тропы, способствует удовлетворению познавательного интереса детей, общению детей с живой природой, расширению кругозора.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, экскурсии. Свои впечатления об увиденном дети затем выражают на занятиях по изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.
На территории детского сада создан огород, который используется для осуществления трудового воспитания дошкольников и их познавательной деятельности.
В каждой группе оборудованы уголки природы и центры эскпериментальной деятельности.
В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д. ;
В уголках природы содержатся комнатные растения, за которыми осуществляется уход, инвентарь для труда: полива и рыхления, посадки лука и других овощных культур, природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.
Экологическое развитие дошкольников.
При построении системы работы с детьми по экологическому образованию дошкольников в детском саду, учитываются следующие принципы:
• научности и доступности;
Экологическое образование и воспитание детей осуществляется
- в специально организованной образовательной деятельности
-совместной деятельности воспитателя с детьми
-самостоятельной деятельности детей.
При организации непосредственно образовательной деятельности используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач:
-целевые прогулки и наблюдения,
В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного характера, но и занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и др.
В педагогическом процессе важное место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. В ходе этой деятельности каждым ребенком накапливается личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Взаимодействие педагогов и детей строится с учетом дифференцированного подхода.
Дидактические игры способствуют закреплению знаний, полученных в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности, наблюдений и т. д.
Важным компонентом системы работы в ДОУ является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В уголках экспериментальной деятельности в старших группах дошкольники самостоятельно проводят эксперименты под руководством педагога, младшие воспитанники только наблюдают опыты, которые им демонстрирует воспитатель.
Экологическое просвещение родителей.
С целью пропаганды экологических знаний среди родителей воспитанников педагогами ДОУ проводится просветительская работа:
-наглядная агитация: папки-передвижки, буклеты, стенгазеты.
Кроме того, родители принимают участие в проведении экскурсий, заготовке природного материала, оформлении гербариев, экологических выставок, праздников, работах на участках детского сада.
Работа с социумом.
Школьники принимают активное участие в экологических праздниках, выставках и конкурсах.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию и образованию ведется планомерно и систематически. В ДОУ созданы оптимальные условия для осуществления экологического образования дошкольников. Педагогами целесообразно используются современные методы работы и инновационные технологии.
Анализ работы по созданию условий для игры, как средства формирования у дошкольников представлений о современном этикете СПРАВКА по итогам тематического контроля от 21.01.2011 г. Тема контроля: «Анализ работы по созданию условий для игры, как средства формирования.
Применение социо-игровых технологий в ДОУ как условие успешного развития дошкольников в рамках реализации ФГОС В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.
Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду Задачи экологического воспитания: 1. Приобщать детей к экологической культуре. 2. Формировать основы экологического миропонимания. 3. Способствовать.
Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия.
Инновационные технологии экологического воспитания посредством Рппс в условиях реализации ФГОС в ДОУ Консультация для воспитателей: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной.
Непосредственная образовательная деятельность как основная форма организации экологического образования старших дошкольников Цель исследования: разработать педагогическую модель НОД по экологии для старших дошкольников и экспериментальным путем проверить его эффективность.
Перспективные направления работы ДОУ в развитии математического образования дошкольников Власенко Наталья Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с № 411 Математика занимает особое место в науке, культуре.
Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым.
Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.
Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ
Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.
- воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
- создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.
Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.
Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь
Формы занятий по экологии
На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:
- Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
- экскурсии,
- беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
- чтение художественной литературы,
- рассказы об особенностях ухода за животными.
- Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
- различные тематические игры,
- викторины,
- рисование и конструирование,
- наблюдение,
- ответы на вопросы детей,
- обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
- работа в живом уголке,
- подготовка экологических праздников и т. д.
- Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.
Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных
Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии
Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных
Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.
Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников:
Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.
Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.
Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.
Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• экологизация предметно – развивающей среды;
• применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;
• экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.
Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.
Форма проведения должна:
• вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;
• стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);
• повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
• учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;
• наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;
• игры: дидактические, словесные, подвижные.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.
При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее:
- содержание программы ДОУ;
- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;
- выразительность и эмоциональность речи педагога;
- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;
- обязательное использование наглядности;
- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;
- включение моментов самоконтроля и самооценки;
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постоянно переходя в понятия, которые превращаются в знания.
Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы.
Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области
Как и всё живое на земле, человек дышит, питается, оставляет потомство, стареет и умирает. Но от всех живых существ человек отличается тем, что он обладает речью, трудиться и мыслит. Человек создаёт машины, строит заводы и города. А ещё человек вырубает леса, добывает полезные ископаемые. Но это он может делать только до тех пор, пока природа в состоянии восполнять утраченное. А если начнут гибнуть леса, высыхать реки, исчезать животные, в городах станет нечем дышать , перестанет хватать пресной воды? Для того, чтобы сохранить жизнь на Земле, человек не должен необдуманно изменять природу.
Главная роль экологического воспитания у дошкольников – это формирование экологической культуры, правильного отношения к природе. Экологические знания – сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания – являются необходимым условием выработки эмоционально действенного отношения к окружающему миру, выраженного в форме познавательного интереса, бережного отношения с природой.
Вторая позиция этого раздела повествует о том, что, взаимодействуя с природой, человек широко использует ее в своем хозяйстве: строит дома ив дерева, отапливает их дровами и углем, добывает нефть, минералы из недр Земли, на реках строит электростанции, которые вырабатывают электроэнергию для всей техники, в том числе домашней (телевизор, утюг, холодильник, компьютер и пр.).
ПРИМЕР. Формирование представлений о домашних животных и их детенышах; воспитания бережного отношения к животным, трудолюбия; необходимость домашних животных для человека.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование сенсорных эталонов (форма, цвет, величина).
Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области
Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.
Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.
Игры на развитие речевого дыхания
Игра на развитие фонематического слуха
формирование умений различать речевые и неречевые звуки, соотносить звуки с явлениями природы и звуками, издаваемыми животными. Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда в произнесённом взрослым слове слышится звук с, з, ж или ш.
Игры на закрепление звукопроизношения
В группе подобрана библиотека художественных произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе. Проводят беседы, обсуждают прочитанное. При знакомстве с поэзией детям легче и проще даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение её в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребёнок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувства.
Осуществление экологического воспитания дошкольников
в рамках образовательной области
Осуществление экологического воспитания детей в социально-коммуникативном развитии:
Одним из факторов, подчеркивающих необходимость формирования у дошкольников ценностей здорового образа жизни, является ухудшение современной экологической ситуации.
Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и обитателям. А помогут в этом игры экологической направленности:
Знакомство детей со средой обитания домашних животных; экосистема города и деревни (сходство и различие); формирование представлений о влиянии человека на домашних животных (заботится о них, кормит, лечит);
Читайте также: