Всероссийская школьная олимпиада по экологии 5 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

В итоговую оценку суммируются все баллы за семь заданий.

Максимальное количество баллов – 35.

Человек активно использует природные ресурсы для своей жизни. Выберите изпредложенного списка 5 исчерпаемых быстро невозобновляемых ресурсов нанашей планете:

Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферныйвоздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды,почва, солнечная энергия, природный газ, поваренная соль, леса, солнечныйсвет, млекопитающие, торф, жемчуг.

Правильный ответ: Уголь, нефть, железосодержащие руды, природный газ, торф.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Всего – 5 баллов.

Назовите минимум 2 вида птиц, живущих в центре и на севере России, которыенесколько десятилетий тому назад улетали на зиму на юг, а сейчас могут житьв течение всего года в крупных городах, например, в Москве. Объясните,почему такое стало возможно?

Правильный ответ: Обыкновенный грач, утка-кряква, огарь. Ещё можно назвать единичнозимующие виды: хохлатая чернеть, гоголь, сизая чайка, серая цапля, чомга(большая поганка). Это связано с тем, что:

  1. в городских условиях зимой много доступной пищи – увеличилось числопомоек и свалок;
  2. существуют места, где можно относительно безопасно дневать и ночевать –парки и скверы, незамерзающие водоёмы;
  3. более тёплый климат, особенно в крупных городах, по сравнению с окрестными территориями;
  4. некоторые виды стали более терпимо относиться к соседству человека ифактору беспокойства с его стороны.

Оценивание: 1 балл за 1–2 правильно названных вида или 2 балла за 3 и болееправильно названных вида. Плюс к этому: по 1 баллу за каждый правильныйпункт объяснения указанного явления.

Всего – 6 баллов.

В негативных условиях окружающей среды живые организмы используют разные способы выживания: избегание, подчинение и сопротивление.

Распределите ниже приведённые примеры по этим способам выживания:

а) осенние перелёты птиц с северных мест гнездования в южные регионызимовок;

б) переход в состояние спор у бактерий при понижении температуры среды;

в) активная жизнь белых сов полярной зимой при температуре – 40° С;

г) зимняя спячка бурых медведей;

д) нагревание тела верблюда днём на жаре с 37° С до 41° С, и остывание егоночью до 37° С;

е) нахождение человека в бане при температуре в 100° С, при этом его внутренняя температура остаётся прежней – около 36,6° С;

ж) переживание кактусами в пустыне жары в 80° С;

з) пережидание или ночевка рябчиков во время сильных морозов в толще снега.

и) прекращение гнездования птицами из-за постоянного присутствия человека

Правильный ответ:

Избегание – а, з, и.

Подчинение – б, г, д.

Сопротивление – в, е, ж.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Всего – 9 баллов.

Собранный зимой на территории Москвы снег дорожные службы вывозят. Кудаего можно вывозить и выгружать? Выберите правильный ответ и обоснуйтеего:

б) в реку или озеро;

в) на снегоплавильную установку;

г) в любое место.

Правильный ответ:

в) на снегоплавильную установку.

Обоснование: это позволит уменьшить площадь загрязнения вредными веществами, накопленными в городском снеге(1) или во втором случае очистить растаявший снег от вредных примесей (2).

Оценивание: 1 балл за правильно выбранный ответ. По 1 баллу за каждый изпунктов обоснования, отмеченных в скобках.

Всего – 3 балла.

Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры – этоважное для охраны природы мероприятие.

Правильный ответ должен содержать следующие объяснения:

  1. Повторное использование металлолома и макулатуры позволяет значительноуменьшить изъятие руды и деревьев из природы, это особенно важно дляневозобновляемых (металлы) и ограниченных природных ресурсов (леса).
  2. Экономится само сырьё, энергия для его обработки и человеческий труд.
  3. Уменьшается загрязнение окружающей среды отходами и т. д.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт ответа.

Всего – 3 балла.

Почему в национальных парках и на заповедных территориях посетителямможно ходить только по специальным тропинкам или дорожкам? Почему этотребование особенно строго должно соблюдаться в горах или приморскихрайонах с дюнами?

Правильный ответ должен содержать следующие объяснения:

  1. На заповедных территориях тропинки специально прокладывают по темместам, где посетители не могут потревожить охраняемых животных илислучайно затоптать редкие растения.
  2. Хождение по тропинкам уменьшает вытаптывание подстилки и нарушениепочвенных горизонтов, что также влияет на различные виды растений иживотных.
  3. В горах тропинки формируют таким образом, чтобы уменьшить смыв почвысо склонов, который наблюдается при хождении посетителей и нарушениитравяного покрова. В дюнах тропинки позволяют предотвратить ветровуюэрозию и нарушение растительного покрова, который эту эрозию сдерживает.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт ответа.

Всего – 3 балла.

Заполните пропуски в предложенных пищевых цепочках:

а) ? – обыкновенная полёвка – обыкновенная неясыть

б) луговые растения – ? – землеройка – полевой лунь

в) хвоя сосны – сосновый шелкопряд – ? – ястреб

г) нектар – муха – ? – землеройка – сова

д) коровий помёт – личинка мухи – ? – ястреб-перепелятник

е) листовая подстилка – ? – землеройка – горностай

Правильные комбинации (в скобках дополнительные правильные варианты):

а) трава (осока, злаки и т. п. – вид не важен, но желательно относящийсяк луговому сообществу) – обыкновенная полёвка – обыкновенная неясыть

б) луговые растения – кузнечики (кобылки, листоеды, клопы, цикады и др.) –землеройка – полевой лунь

в) хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица (пищуха, дрозд и т. п.– любые насекомоядные виды воробьинообразных, живущие в хвойных илисмешанных лесах) – ястреб

г) нектар – муха – паук (жужелица) – землеройка – сова

д) коровий помет – личинка мухи – скворец (дрозд и т. п. – любые мелкие исредние по размеру насекомоядные виды воробьинообразных, обитающие наоткрытых пространствах) – ястреб-перепелятник

е) листовая подстилка – дождевой червь (кивсяк, личинка жука-хруща) –землеройка – горностай

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии для 5-6 классов 2019-2020 учебного года.

Время выполнения: 45 минут.

Максимальное количество баллов: 26.

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов за задание №1 –10 баллов.

1. Растительноядное животное — это:

в) колорадский жук;

г) божья коровка.

2. Зеленый пигмент — хлорофилл содержится в клетках:

3. Экология - это наука, изучающая:

а) растительный мир;

в) неживую природу;

г) условия обитания живых организмов и их взаимовлияние друг на друга.

4. Для тундры характерны растения:

а) ковыль и тюльпан;

в) копытень и брусника;

5.Какая из названных почв самая распространённая в степи?

6. Животные, которые не встречаются друг с другом в дикой природе:

а) бурый медведь и волк;

в) пингвин и белый медведь;

г) кенгуру и собака динго;

7. Укажите варианты, в которых растения леса принадлежат одному ярусу:

а) копытень, медуница, лютик;

б) ландыш, малина, ель;

в) черемуха, берёза, кувшинка;

г) боярышник, лещина, дуб.

8. Ветром распространяются семена:

г) мир микроорганизмов.

10. Приспособление растений к недостатку влаги:

а) листовая мозаика;

б) широкие листовые пластины;

в) отсутствие механических тканей;

г) наличие толстого слоя кутикулы.

Определите правильность представленных ниже утверждений.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов за задание №2 –5 баллов.

1. Организм-паразит зависит от организма-хозяина, но не влияет на него.

2. Плесень, пыль и шерсть животных могут способствовать развитию аллергических реакций у людей.

3. Растения поглощают из окружающей среды минеральные вещества – воду, минеральные соли, углекислый газ, кислород.

4. Виды, живущие в строго определенных условиях, обладают широкой экологической приспособленностью.

5. Национальные парки создаются для сохранения природных сообществ и одновременно для привлечения туристов и отдыхающих.

1.Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры – это важное для охраны природы мероприятие.

2.Почему в национальных парках и на заповедных территориях посетителям можно ходить только по специальным тропинкам или дорожкам?

3. Зимой на водоёмах лёд находится на поверхности воды, а не опускается на дно, почему это важно для сохранения жизни на Земле.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по экологии для 5 класса 2019-2020 учебного года.

Ответы к заданиям. .

Правильный ответ должен содержать следующие объяснения:

1) Повторное использование металлолома и макулатуры позволяет значительно уменьшить изъятие руды и деревьев из природы, это особенно важно для не возобновляемых (металлы) и ограниченных природных ресурсов (леса).

2) Экономится само сырьё, энергия для его обработки и человеческий труд. 3) Уменьшается загрязнение окружающей среды отходами и т. д. Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт ответа. Всего – 3 балла

2 . Правильный ответ должен содержать следующие объяснения:

1) На заповедных территориях тропинки специально прокладывают по тем местам, где посетители не могут потревожить охраняемых животных или случайно затоптать редкие растения.

2) Хождение по тропинкам уменьшает вытаптывание подстилки и нарушение почвенных горизонтов, что также влияет на различные виды растений и животных.

Оценивание: по 2 балла за каждый правильный пункт ответа. Всего – 4балла.

3. Правильный ответ должен содержать следующие объяснения:

1) Если бы лёд тонул, то реки, озёра, приполярные моря и океаны промерзли бы до самого дна, и все живые организмы в них погибли бы. Но когда на поверхности воды образуется лёд, то он, находясь между холодным воздухом и водой, препятствует дальнейшему охлаждению и промерзанию водоёмов.

2) Правда, если зима очень продолжительна и сурова, то многие не слишком глубокие водоёмы могут промёрзнуть до дна. Но в наших широтах это наблюдается крайне редко. Промерзанию воды до дна препятствует и сам лёд: он плохо проводит тепло и защищает собой нижние слои воды от охлаждения.

Оценивание: по 2 балла за каждый правильный пункт ответа. Всего – 4балла.

2 Животные, которые не встречаются друг с другом в дикой природе:

а) бурый медведь и уссурийский тигр

б) жираф и зебра

в) пингвин и белый медведь

г) кенгуру и коала

д) медуза и дельфин

е) утконос и слон

3. К степным растениям относятся:

а) мангры и баньян;

б) ковыль и тюльпан;

в) береза и сосна;

г) баобаб и саксаул

д) типчак и мятлик

е) пальма и кактус.

4. Организмы, питающиеся растениями, называются:

5. Основные типы экосистем Ханты-Мансийского округа-Югры:

а) лесные, луговые;

б) лесные, степные;

в) степные, болотные;

г) болотные, водные;

д) степные, водные;

е) степные, луговые.

6. К экологической группе светолюбивых растений относятся:

а) мышиный горошек

б) береза повислая

в) земляника лесная

г) ландыш майский

д) ель обыкновенная

Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко обоснуйте ответ

2. Сбор металлолома и макулатуры - это важное для охраны природы мероприятие.

3.Гидросферу образуют моря и океаны? Да – Нет

4. Кроме органических и минеральных удобрений есть так называемые зеленые удобрения. Да – Нет

Выберите один правильный ответ из четырех возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным

  1. Какие виды отходов производства и потребления наиболее опасны для человека?

А) бытовые отходы

Б) промышленные отходы

В) радиоактивные отходы

Г) производственные сточные воды

А) нарушается защита от ультрафиолетовых лучей;

Б) происходит закисление озер

В) повышаются среднегодовые температуры

Г) увеличивается концентрация углекислого газа в атмосфере

Ключи по экологии 5-6класс

1- в,д 2 – в,е 3 – б,д 4 – б,д 5 – а,г 6- а,б

1. ОТВЕТ: Да. Растения в ходе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Все живые организмы используют кислород при дыхании. Как и легкие, зеленые растения обеспечивают все организмы планеты кислородом, который нужен для их жизнедеятельности.

2. ОТВЕТ: Да. Повторное использование макулатуры уменьшает использование деревьев из природы, экономится сырье и энергия для его обработки, уменьшается загрязнение окружающей среды.

3. ОТВЕТ: Нет. Еще реки и озера

1 –в. Наибольшую угрозу представляют радиоактивные изотопы, тк некоторые из них могут сохранять смертоносную токсичность в течение 100 млн лет. Передаются по пищевым цепям, нарушая жизненные функции организма, вплоть до его гибели.

2 – а. Истощение озонового слоя приводит к проникновению ультрафиолетовых лучей из космоса в гораздо большем количестве, что ведет к увеличению заболевания раком кожи и уменьшению процессов фотосинтеза в листьях растений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания школьной олимпиады по экологии 6 класс
задания школьной олимпиады по экологии 7-8 класс
Олимпиада по экологии 7 класс

Задания олимпиады школьников по экологии для 7 класса. Вопросы составлены по принципу ЕГЭ. Ответы прилагаются.


ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ (10 КЛАСС)

Задания могут быть использованы для организации школьной олимпиады по экологии.


Проверочные тесты для подготовки к олимпиадам по экологии.

Проверочные тесты для подготовки к олимпиадам по экологии.


Сборник книг для подготовки к олимпиадам по экологии.

Данные материалы будут интересны как специалистам в области преподавания биологии и экологии, так и учащимся при подготовке к олимпиадам.

Задания олимпиады по экологии для 5-6 классов

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Задания по экологии для учащихся 5 и 6 классов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников содержат 15 вопросов двух типов. Первые десять заданий тестовые, где необходимо выбрать два правильных ответа из шести предложенных. Второй тип заданий предусматривает ответ на вопрос и его обоснование.

Олимпиада по экологии, 5­6 класс Задание 1. Выберите два верных ответа из шести предложенных 1.Приспособление у растений, обеспечивающее более эффективное и полное поглощение солнечного света: а) листовая мозаика; б) мелкие листья; в) восковой налет на листьях; г) шипы и колючки; д) ярусность; е) опадение листьев. 2.В крупных городах, как правило, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: а)домашние животные; б) автотранспорт; в)парки и скверы; г) промышленные предприятия; д) реи и пруды; е) мосты и плотины. 3. Найдите ответ, где перечислены только живые существа: а) одуванчик, железная руда; Б) подберезовик и летучая мышь; в) к4ристал кварца и финиковая пальма; г) айсберг и ушастый еж; д) сосулька и камень; е) шмель и клевер 4. Эти науки изучают различные виды живых существ, а также их взаимоотношения между собой и с окружающей их средой: а) история; б)экология; в) этика; г) геология; д) биология; е) физика 5. В странах Азии говорят о рисе, что он сын: а) воды; б) снега; в) солнца; г) града; д) урагана; е) льда. 6. Животные, которые не встречаются друг с другом в дикой природе: а) бурый медведь и уссурийский тигр; б) жираф и зебра; в) пингвин и белый медведь; г) кенгуру и коала; д) медуза и дельфин; е) утконос и слон. 7. Наиболее часто встречаются в тайге растения: а) мангры и баньян; б) лиственница и ель; в) береза и осина; г) баобаб и саксаул; д) сосна и пихта; е) пальма и кактус. 8.Наибольшее число ярусов можно насчитать в растительном сообществе: а) болота; б) степи; в) тропического леса; г) луга; д) тайги; е)пустыни 9. К числу опасных атмосферных явлений, : а) град; б) грозы; в) гром; Г) радуга; д)дожди; е) ветры. 10. Разлагают отмершие остатки живых организмов, превращая их в неорганические соединения: а) плотоядные животные; б) растительноядные животные; в) зеленые растения; г) бурые водоросли; д) бактерии; е) грибы. Задание 2. Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко обоснуйте ответ. 11. Леса нужны только для производства древесины. Да – Нет. 12. Единственным правильным с экологической точки зрения способом избавления от мусора (твердых бытовых отходов) является захоронение его на свалках. Да – Нет. 13. Собирать в городских парках и на бульварах грибы и употреблять их в пищу не следует. Да – Нет. 14. У растений засушливых мест обитания листья характеризуются частым рассечением, отсутствием механической ткани. Да – Нет. 15. самые быстродвигающиеся животные живут в почве. Да – Нет.

Читайте также: