Адаптация детей с нарушением зрения к детскому саду

Обновлено: 02.07.2024

Детский сад – это новый период в жизни ребёнка. Это первый опыт жизни в коллективе, социализации в обществе. В семье у ребёнка есть несколько любящих его взрослых: мама, папа, бабушки, дедушки, тёти и дяди, для которых малыш в центре внимания, которые в любую минуту готовы прийти на помощь – всё создано под его индивидуальные нужды. В группе детского сада ребёнок попадает в незнакомую для него обстановку, где существуют определённые правила и режим, совсем не понятные для малыша, ему приходится подчиняться дисциплине, которая в домашней обстановке была не столь важна, он сталкивается с тем, что он один из многих ребятишек – всё это стрессовый фактор для ребёнка [1: 15].

Ребенок с нарушением зрения находится в ещё более трудном положении: он плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей. Создаются все предпосылки для заболевания: разлука, страх, стресс, срыв адаптации. Именно поэтому адаптационная работа с детьми, имеющими нарушение зрения, начинается со знакомства с зонами группы: приемная, туалет, игровые зоны [4: 150].

Следующий напряжённый момент – знакомство с взрослыми и сверстниками. Обычно ребенок со зрительной патологией испытывает страх перед общением, поэтому нужно научить его вступать в контакт и играть с другими детьми.

В младшем дошкольном возрасте ещё нет потребности в общении со сверстниками, для них другой ребёнок – это конкурент на понравившуюся игрушку, источник конфликтов. Кроме того, ребенку, который не имел жизненного опыта, сложно понять, что ему придётся делиться игрушками и считаться с другими детьми. Это надо учитывать. В этом возрасте только начинают формироваться межличностные взаимоотношения, малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды, меняются поведенческие реакции [3: 78].

В период подготовки детей со зрительными проблемами к поступлению в дошкольное учреждение значимая роль принадлежит родителям. За несколько месяцев до поступления ребёнка в детский сад родителям нужно начинать работу по адаптации ребёнка к детскому саду. Необходимо обучить его навыкам самообслуживания: самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки, пользоваться туалетом.

Исследования показали, чем меньше он зависит от взрослого, чем лучше развиты навыки самообслуживания, тем ему проще будет привыкнуть к детскому саду. Одеваясь на прогулку, играя, ребёнок не будет испытывать дополнительный стресс от ожидания, когда же до него дойдёт очередь и воспитатель поможет одеться [2: 63].

Необходимо заранее обеспечить дома такой же режим дня, как в детском саду (сон, приём пищи, игры), рассказать о детском садике, режиме, о роли воспитателей, понаблюдать с ребёнком, как вечером родители забирают из детского сада детей, сформировать элементарные знания ребёнка о детском саде, акцентировать его внимание, что скоро он станет большим и будет гулять здесь с другими детьми и воспитателем. Желательно укладывать ребёнка пораньше, чтобы иметь возможность в спокойной обстановке поговорить с ним. Уделять больше внимания своему малышу, так как даже самый лучший детский сад никогда не заменит семейного воспитания.

Нужно поддерживать доброжелательные отношения с педагогами группы и другими родителями, интересоваться, с кем ваш ребёнок дружит, поощрять и поддерживать его. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это залог хороших детско-родительских взаимоотношений.

Таким образом, проявляя терпение, понимание и проницательность можно очень скоро превратить детский сад для ребенка с нарушением зрения в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Поступление в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением активности и даже заболеваниями – все это вызывает у родителей сомнение в целесообразности устройства в детское учреждение с первых лет его жизни, поэтому адаптация детей к условиям ДОУ имеет актуальное значение. И от того, как пройдёт этот процесс, зависит психическое и физическое развитие ребёнка. Проблемы адаптации сложны и для воспитателя и для родителей.

Для воспитателя адаптация сложна тем, что в группу поступает большое количество детей с отрицательным отношением к детскому саду, что делает работу воспитателя напряженной. Для родителей – это сложно тем, что они не подготовлены к тому, как реагировать на адаптацию ребенка, и не знают своей роли в этот период, и не умеют оказывать своей помощи детскому саду.

Здесь на помощь семье должен придти детский сад. Для этого в детском саду необходимы различные формы взаимодействия с семьями малышей. Детский сад должен стать “открытым” по всем вопросам развития и воспитания. На первый план должно выступать взаимодействие с родительской аудиторией, на основе педагогического диалога.

Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для детей раннего возраста обострил проблему помощи и поддержки семьи, не имеющих специальных знаний и необходимого опыта в воспитании маленьких детей. Семья оказалась в ситуации выбора содержания и форм воспитания ребёнка, выбора воспитывающего взрослого, отвечающего за уход и образование ребёнка. Таким взрослым может быть только человек, имеющий специальное образование, освоивший новую модель взаимодействия в триаде: ребенок-воспитатель-родитель.

Новая модель дошкольного образования - совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Необходимо проводить дни открытых дверей для родителей. Данный вид работы формирует у родителей доверие к общественной системе воспитания, сознание необходимости социализации ребёнка.

Проблема адаптации детей с нарушением зрения является одной из актуальных и предполагает анализ развития и выявление причин отклонения в поведении детей. При этом мы исходим из того, что основой социальной адаптации является переделка ранее сформированного динамического стереотипа, которой так необходим в жизни ребёнка. Дети в зависимости от возраста по-разному реагируют на новые условия жизни. Наиболее тяжело происходит адаптация у детей с нарушением эмоциональной сферы, задержкой психического развития, нарушением зрения и речи.

В исследованиях К.С.Лебединской показаны уровни течения адаптации:

1 уровень – уровень “полевой” реактивности. Ребенок ищет для себя позицию комфорта, которая снимает сверхсильные раздражители, определяет дистанцию контактов. Дети находят укромное место, реагируют на слабые раздражители (тихий голос, тактильные раздражители).

2 уровень более совершенен, появляется качественное развитие раздражителей. На этом этапе особая чувствительность к ритмическим воздействиям. Они лежат в основе динамических стереотипов. Дети с удовольствием принимают ритмичные движения, стихи, потешки, тихую музыку.

На 3 уровне происходит преодоление психологических преград, однако у детей с ЗПР, с нарушением зрения остается боязнь самостоятельности. Дети требуют поощрения, положительных эмоций.

На 4 уровне дети начинают ощущать эмоциональную радость от общения с другими детьми, уверенность в своих успехах.

Следует учитывать, что среда детских учреждений имеет свою специфику. Особенностями ДОУ является одновременное пребывание вместе довольно значительного числа детей, а так же определенные стандарты в подходах к детям. Для того, чтобы предотвратить нежелательное поведение, нарушение в состоянии здоровья и всестороннего развития ребенка, надо проявлять постоянную заботу о совершенствовании работы в детских учреждениях, использовать и научный подход к организации жизни и воспитания детей. Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей.

Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребенка, у него нарушается аппетит и другие поведенческие реакции. Все эмоциональные реакции ребенка содержат соответствующие вегетативные компоненты: учащаются или наоборот становятся более редкими пульс и дыхание, краснеет или бледнеет кожа.

Для адаптационного периода характерны: эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или напротив заторможенность.

Успех адаптационного процесса зависит от состояния эмоциональной сферы.

Адаптация имеет 3 степени по тяжести течения:

Легкая степень – длится 7 – 10 дней, первое время ребенок капризничает, может иметь плохой аппетит, затем привыкает.

Средняя степень – длится до месяца, детям этой группы требуется общение с взрослым, если рядом взрослый, то у него положительные эмоции, нет взрослого – отрицательные, ребенок может выбрать себе кого-то из детей.

Тяжелая степень – дети привыкают долго – 2 – 3 месяца, плачут, зовут маму, не идут на контакт.

Тяжелая адаптация отражается на показателях развития и состояния здоровья.

При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода. Привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

  • Отсутствие в семье режима;
  • Наличие у ребёнка отрицательных привычек;
  • Неумение занять себя игрушкой;
  • Не сформированы необходимые культурно – гигиенические навыки;
  • Не сформированы навыки самообслуживания;
  • Не сформированы навыки культуры поведения.

Но главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения с взрослым и сверстниками. Особенно страдают те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама – ребёнок, бабушка – ребёнок).

Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, чистота, свежий воздух – основа для нормальной адаптации.

Адаптация вводится в два этапа:

1 этап – организационный (заведующая, врач, методист).

2 этап-система введения в группу. Воспитатель определяет группу адаптации. С ребенком из группы тяжелой адаптации воспитатель должен установить эмоциональный контакт (взгляд, улыбка, внимание, прикосновение, предупреждение, желание ребенка).

Затем воспитатель устанавливает деловые контакты (поощрение, разъяснение, включение ребенка в игровую деятельность) и речевые формы общения, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной форме общения. Такая методика позволяет адаптироваться ребёнку без стрессовых ситуаций.

Основной задачей родителей и педагогов является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

  1. Отдавать малыша на непродолжительное время;
  2. Познакомиться поближе с несколькими детишками и их родителями;
  3. Всегда обсуждать, как прошел день в детском саду;
  4. Говорить вечером о радостных перспективах, о встрече с друзьями, новых играх, игрушках;
  5. Быть спокойным и доброжелательным по дороге в детский сад.
  1. Силой отрывать ребёнка от мамы, папы, бабушки и т.д.;
  2. Заставлять его есть;
  3. Игнорировать слёзы малыша. Обратите внимание, как ведёт себя плачущий ребёнок:

- плачет демонстративно громко, “на публику”, требует утешения;
- ищет уединения, не называя причину плача;
- плач переходит в истерику.

Эти типы поведения помогают лучше понять характер малыша и оказать помощь. Следует помнить, что для детей плач - естественное выражение эмоций. Педагог должен помочь ребёнку понять его ощущения:

Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость.

Чем воспитатель может отвлечь ребёнка от слёз?

1. Оказаться с ребёнком на одном уровне: присесть, обнять.
2. Отнестись серьёзно к причине слёз ребёнка.
3. Дать малышу попить, умыть его.
4. Предложить ребёнку порисовать красками.
5. Хорошо отвлекают яркие, блестящие вещи, например, мыльные пузыри, воздушные шары.
6. Внимание малыша можно переключить на игрушки, находящиеся в группе, для слабовидящих детей при высокой степени амблиопии использовать более крупные игрушки.
7. Использовать игрушку, надевающуюся на руку, и начать беседу с ребёнком.


8. Использовать игры с водой и песком, это успокаивает и регулирует нервную систему ребёнка, эмоционально заряжает его.
9. Использовать игры – забавы, которые служат для воспитателя эффективным средством для развития личности ребёнка с нарушением зрения.
10. Использовать дидактические игры с куклой для эмоционального подъёма.

И так процесс адаптации управляем и при совместной работе ДОУ родителей, окулистов, психолога, воспитателей, дефектологов обеспечит плавный переход ребёнка к новым условиям жизни в детском саду. Если объединить все усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо.

Можно согласиться со словами В.А. Сухомлинского о том, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем и среди этих качеств на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребёнка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тезисы к выступлению на областной научно-практической конференции руководителей и специалистов, реализующих адаптированные образовательные программы в условиях инклю-зивного образования и дошкольных групп ОГКОУ школ, школ-интернатов для детей с ОВЗ

Настанет время, когда человечество

победит и слепоту, и глухоту, и слабоумие,

но гораздо раньше оно победит их социально

и педагогически, чем медицински и биологически”

Одним из наиболее актуальных направлений в образовании на современном этапе является реабилитация детей с ограниченными возможностями и, в частности, их социальная реабилитация.

Социализация включает в себя развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми. Для незрячих детей процесс социализации вызывает много затруднений, так как основными средствами познания окружающего мира становятся осязание и слух.

К моменту поступления в детский сад большинство детей с нарушениями зрения имеют комплекс проблем. Аффективные нарушения проявляются в изменении настроения, в неадекватных эмоциональных реакциях, трудностях произвольной регуляции поведения. Коммуникативные нарушения сопровождаются склонностью к психической изоляции, аутизации, повышению агрессивности, раздражительности в общении (Л.И. Солнцева, Л.И.Плаксина, И.Г.Кирилова). Поэтому важными задачами педагогов является формирование у слепого ребенка эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, неречевых средств общения (адекватных мимических проявлений, жестов, пантомимики). Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, пассивность, конформность, однако при правильной организации воспитания и обучения слепого и слабовидящего ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора. В формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения. Интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляются и без зрительного контроля, они оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих людей. Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независимой от дефектов зрения.

Современные тифлопсихологи, изучая особенности развития незрячих и слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу.

развитие представлений о себе и других людях, осознание общности и различий с другими;

формирование умения взаимодействовать с взрослыми и сверстниками,

выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и

делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских

накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни;

овладение ребенком с ОВЗ основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;

формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

Результатом работы стало участие слепых детей в праздниках совместно со слабовидящими детьми: исполнение парных танцев, хороводов вокруг елки, успешное участие в соревнованиях, фестивалях и конкурсах, исполнение песен, чтение стихотворений для детей и родителей.

Список литературы :

7. Солнцева Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1967.- С. 6.

Previous
Next
Play
Pause

Прием в МБУ

Реализация ФГОС ДО в детском саду

О нас в деталях

Муниципальная инновационная площадка

Федеральная экспериментальная площадка ФГАУ ФИРО

Персональные блоги педагогов

Книга памяти: Дети войны

Вы здесь: Главная Адаптация ребенка к детскому саду Советы родителям по адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду

Советы родителям по адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду

1. Родителям следует знать зрительные особенности своего ребёнка и следовать рекомендациям медицинских работников и тифлопедагога. Например, при высокой степени близорукости нельзя делать резкие движения, прыжки, допускать большую силовую нагрузку;
при дальнозоркости необходима усиленная работа с мелкими деталями, а при близорукости следует предлагать пособия более крупного размера, не допускать перегрузки зрения.

Читайте также: