Педсовет в доу оптимизация здоровьесбережения воспитанников в рамках реализации фгос до

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Габулова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Родничок" с.Соузга"
Населённый пункт: Республика Алтай, Майминский район,с.Созузга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Оптимизация здоровье сбережения воспитанников"
Раздел: дошкольное образование

Педсовет «Оптимизация здоровьесбережения воспитанников в рамках

Систематизация знаний педагогов о здоровье и методах

организации здоровьесберегающего пространства

Ход педсовета

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен

Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас.

О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают.

это. " (блиц опрос педагогов).

Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание,

систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций

и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.

(СЛАЙД 3) По общепринятым представлениям структура здоровья

человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %,

наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый

большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. Дети сами, естественно, не

могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать

взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.

В дошкольных учреждениях в целом сложился системный подход к

организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не

прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет

совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации

оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост

(СЛАЙД 4) Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14%

детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий,

серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как

порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого

рождения, а 50% имеют проблемы в развитии опорно-двигательного

Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В

реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.

К тому же, состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и

педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой

посещаемости не могут быть реализованы образовательные программы.

Поэтому здоровьесбережение в ДОУ – одна из самых актуальных проблем

Для начала разберёмся в понятиях.

Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка

ЗДОРОВЬЯ, разработанная Всемирной организацией здравоохранения:

(СЛАЙД 5) “Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических

дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального

Определим понятия “Технология” и “Методика”? Очень часто эти

Технология — в широком смысле — совокупность методов, процессов и

материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности,

Методика — это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, пошаговая

инструкция, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

(СЛАЙД 6) Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные

на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов

Давайте разберёмся, какие виды технологий используются в ДОУ

(СЛАЙД 7) Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение

и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала

ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с

использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности организовать:

мониторинг здоровья детей

(Анализ документации: наличие в группах карты физического развития

и здоровья, листа здоровья /заболеваемости.

разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

контроль за питанием детей, физическим развитием, закаливанием;

(Озвучить результаты тематической проверки)

профилактических мероприятий в детском саду (иммунизация,

щадящий режим в период адаптации и т.д);

контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей

осуществляется медиками и педагогами. Вся работа по физическому

воспитанию детей строится с учётом их физической подготовленности и

имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

(СЛАЙД 9) Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на

физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

развить физические качества,

контролировать двигательную активность и становление физической

формировать правильную осанку,

осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного

оздоравливать при помощи средств закаливания,

воспитывать привычку к повседневной физической активности и заботе

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется на занятиях по

физическому воспитанию, а так же в виде различных гимнастик,

закаливающих процедур (босохождение, воздушные ванны и т.д.),

физминуток, П/и, организации прогулок, и т.д.

(СЛАЙД 10) Технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и

социальное здоровье ребёнка-дошкольника.

Основная задача этих технологий

обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного

психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со

сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,

обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством

специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и

специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе

ДОУ. (Вежливое обращение к детям, спокойная речь воспитателя,

внимательное, заботливое отношение и т.д.)

(СЛАЙД 11) Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения

педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на

развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе

культуры профессионального здоровья,

развитие потребности к здоровому образу жизни.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребёнка, воспитывающий культуру

здоровья ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров,

заботиться о своём здоровье, не переутомлён работой, должен объективно

оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной

(СЛАЙД 19) Технологии валеологического просвещения родителей

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно

организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью

ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый

Подготовил: инструктор по физической культуре Войнова Е. И.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровье сберегающих технологий. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.

Так что же такое здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровье сберегающих технологий я считаю обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание

валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, формирование умений и навыков, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Работа по внедрению здоровье сберегающих технологий в нашем детском саду осуществляется в несколько этапов:

  • анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков;
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства;
  • освоение педагогами методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых;
  • внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых;
  • работа валеологической направленности с родителями.

Среди здоровьесберегающих технологий хочу выделить технологии непосредственно используемые мною в своей практике:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Остановимся на здоровье сберегающих технологиях, используемых в практике нашего детского сада:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  1. Динамические паузы (физкультминутки) – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  2. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
  3. Стретчинг - комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
  4. Ритмопластика – является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребенка внимание, волю, память, подвижность и гибкость

мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом. Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы

  1. Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  2. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  3. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  4. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  5. Динамическая гимнастика (гимнастика-побудка) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  6. Гимнастика корригирующая – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья, используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
  7. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
  8. Оздоровительный бег - в утренний прием на улице или на прогулке.
  9. Закаливающие процедуры (босоножие, контрастные ванны, омывание прохладной водой, растирание массажной варежкой, хождение по мокрой траве, солнечные и воздушные ванны).

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие (НОД) – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж (рук, ног, головы, живота, горла) – в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный массаж (лица, рук);

Самостоятельная, двигательная деятельность детей ;

Спортивные развлечения, праздники, досуги.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения (игры с правилами, игры – соревнования, народные игры);

Фитобар, где воспитанники получают кислородный коктейль , витаминные чаи, настои из шиповника

Фитотерапия (лук, чесночные кулончики)

Приемы этих технологий широко используются мною и педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Формы организации здоровье сберегающей работы:

  • НОД
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • прогулки, экотропа
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

Для того, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, с педагогами нашего детского сада проводится следующая работа:

Результатом внедрения здоровье сберегающих технологий в нашем саду является:

  • сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ;
  • правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости к инфекциям;
  • взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками;
  • внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ;
  • улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников;
  • положительная динамика уровня физической подготовленности воспитанников.

Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Цель: проведение системного анализа здоровьесберегающей деятельности ДОУ и определение пути совершенствования работы в данном направлении.

1. Проанализировать эффективность организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.

2. Расширять знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по использованию современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

3. Систематизировать работу по здоровьесбережению путём выроботки новых форм сотрудничества педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

Предварительная подготовка к проведению Педогагического совета.

2. Разработка системы оздоровительно-закаливающих мероприятий ДОУ (старшая медицинская сестра Одинцова О. В., старящий воспитатель Рудякова Е. В.).

11. Смотр – конкурс центров здоровья и двигательной активности (воспитатели групп).

План проведения Педагогического совета

Участники Педагогического совета : заведующий Макарова С. Н., старший воспитатель Рудякова Е. В., старшая медицинская сестра Одинцова О. В., учитель-логоед Бахарева Л. Г., музыкальный руководитель Дейнеко А. С., воспитатели групп ДОУ, представители родительской общественности: Галетова А. П., Гаденова Ю. Р.

Этапы повестки дня Содержание Отвественный

Вводное слово Исполнение решений предыдущего пед. совета. определение терминов: здоровье, здоровый образ жизни Старший воспитатель Рудякова Е. В.

Итоги тематического контроля

2. Оценка профессиональных умений и навыков педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность; соответствие возрастным особенностям детей и программе ДОУ.

4. Взаимодействие с родителями.

5. Итоги смотра конкурса центров здоровья и физического развития. Старший воспитатель Рудякова Е. В.

Доклад Анализ состояния здоровья воспитанников ДОУ. Рекомендации по сохранению и укреплению их здоровья. Старшая медицинская сестра Одинцова О. В.

Выступление с элементами аукциона Технологии здоровьесберегающей деятельности, их реализация на базе ДОУ

Учитель-логопед Бахарева Л. Г.

Доклад. Система оздоровительно - закаливающих мероприятий в ДОУ.

Воспитатель Дрокина Е. Н.

Видеоролик "Побудка" Оздоровительно-закливающие процедуры в разновозрастной группе"Медвежонок". Воспитатель Бонарёва О. Н.

Презентация центра Видеоролик - презентация центра в разновозрастной группе "Зайчонок" (участием детей группы)

Воспитатель Голикова Н. Ю.

Выступление Прогулка как естественная потребность ребёнка быть здоровым!

Воспитатель Богословская О. А.

Воспитатель Соломатина В. В.

По лесу идёт Красная шапочка, у неё звонит телефон (диалог между девочкой и бабушкой).

- Здравствуй, милая моя бабушка!

- Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:

- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

- Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.

- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

- Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

Красная шапочка заплакала от безысходности.

Голос за кадром: Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

Выделяется несколько компонентов здоровья :

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии заболеваний в данный момент. А ведь критериями здоровья является предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни – это максимальное количество биологических и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способных к продлению рода и достижению активного долголетия.

В структуре и содержании ЗОЖ выделяют следующие компоненты:

• Мотивационно-ценностный (система побуждений к ЗОЖ,

• Содержательно-профессиональный (система знаний о ЗОЖ,

• Эмоционально-практический (система умений и желание вести ЗОЖ,

• Волевой (качества личности, способствующие достижению ЗОЖ эмоциональные проявления в оценке достигнутого).

7. Оценка профессиональных умений и навыков педагогов ДОУ (открытые занятия, анкетирование).

8. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность; соответствие возрастным особенностям детей и программе ДОУ.

9. Взаимодействие с родителями (анкетирование, консультации, выставки, фотовыставки).

10. Итоги смотра конкурса центров здоровья и физического развития (награждение победителей).

В рамках выделенного приоритета здоровьесбережения в ДОУ проводится работа в направлениях:

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ – обеспечение благоприятной адаптации, выполнение санитарно-гигиенического режима, проведение обследование и выявление патологий, решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

ЛЕЧЕБНОЕ - коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии, дегельминизация, иммунотерапия, витаминотерапия и др.

В основе выделенных направлений лежит оценка физического развития детей детского сада по таким показателям как: рост, вес, группа здоровья, развитие крупных и мелких мышц, их координация. Обследование проводится 2 раза в год.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ – организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса и здоровьесберегающей среды ДОУ :

• Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, представлений о своём здоровье и способах его сохранения с использованием игровых методик, диагностических заданий, наблюдения,

• Изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей,

• Отбор и внедрение эффективных здоровьесберегающих технологий и методик,

• Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров,

• Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

В настоящее время одной из главных задач по данному направлению, стоящими перед педагогами, является необходимость активной разработки и использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ направление – включает физическое воспитание, систему различных видов гимнастик и др.

Первые два направления – прерогатива медиков, третье и четвёртое – педагогов нашего ДОУ.

Первые направления нам представит старшая медицинская сестра нашего детского сада Одинцовой О. В.

В нашем детском саду разработана система оздоровительно-закаливающих мероприятий в соответствии с ФГОС ДО, которую представит воспитатель группы "Медвежонок" Дрокина Е. Н.

День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья (Г. А. Сперанский). Прогулки не только удовлетворяют естественную биологическую потребность каждого ребёнка в движении, но позволяют выработать двигательные умения и навыки, укреплять мышечную и костную системы, решать задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания путём интеграции всех образовательных областей, выделенных ФГОС. С докладом на тему "Прогулка как естественная потребность ребёнка быть здоровым!" выступит воспитатель разновозрастной группы "Лисёнок" Богословская О. А. и представит видеоролик из опыта работы с участием детей младшего дошкольного возраста "Прогулка".

1. Продолжи фразу: Процесс изменения форм и функций организма человека — … (физическое развитие).

2. Основное специфическое средство физического воспитания — … (физические упражнения).

3. Детский туризм это — … (прогулки и экскурсии).

4. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание — (основные виды движения).

5. От чего зависит здоровье детей? (Организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня).

1. Продолжать уделять большое внимание укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщение детей к здоровому образу жизни.

Отв. : воспитатели групп. Срок - постоянно

2. Утвердить и реализовать разработнанную систему оздоровительно-закаливающих мероприятий в ДОУ.

Отв. : ст. мед. сестра ДОУ – Одинцова О. В. Срок: постоянно.

3. С целью создания комплексной системы здоровьесберегающей деятельности в ДОУ разработать проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Отв. : воспитатель - Соломатина В. В. Срок : до 13 мая 2016г.

Отв. : творческая группа ДОУ. Срок: до 15 апреля 2016.

Отв. : воспитатель – Богословская О. А. Срок: 9 апреля 2016 г.

Организация внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС ДО В настоящее время, в связи с вступлением в силу Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«ОПТИМИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Цель: Расширение знаний педагогов по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни с учетом современных требований и социального прогресса.

Подготовка к педсовету: Составление доклада, составления содокладов педагогов, разработка сценария.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.

- Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезни и видимых физических недостатков человека (по Уставу ВОЗ).

40% воспитанников подготовительных групп – школьно незрелые дети

Морфофункциональные отклонения в развитии имеют 69 – 75 % дошкольников

12 – 19% дошкольников имеют психические заболевания

30 – 40 % составляют группу риска по развитию психических нарушений

Из 10 новорожденных – 8 имеют отклонения в развитии

ПОЭТОМУ основные направления развития дошкольного образования следующие:

- ВНЕДРЕНИЕ ФГОС ДО

- СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА "ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА"

- СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

- СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЛТРЕБНОСТЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ

- РАННЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

- ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТАХ

- Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и определенное в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

– медико-профuлактические;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

-валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:

  • сохранить здоровье детей;
  • создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  • созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ;
  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей. Причем, физическому и психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка.

Сегодня же в каждом детском учреждении обязательно есть детский психолог, который занимается с детьми как в коллективе, так и индивидуально. Заметив негативные изменения в поведении ребенка, воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную работу по поддержанию психического здоровья воспитанника.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ :

1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

Этапы работы

1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

Использование в режиме дня:

  • отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
  • различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
  • комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
  • физкультурных занятий всех типов;
  • оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

а) пятиминутки здоровья;

б) двигательные переменки между занятиями;

в) проведение дней здоровья;

г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

4. Конечные результаты:

  • формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
  • внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
  • формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
  • обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
  • улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников

Профилактика

Точечный массаж по методу Уманской

Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий

Гимнастика с элементами хатха-йога

Комплексы по профилактике плоскостопия

Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек

Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)

Прогулки + динамический час

Закаливание: Сон без маек

Чистка зубов и полоскание полости рта

Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)

Оптимальный двигательный режим

Коррекция

Упражнения на коррекцию плоскостопия

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

  1. Луковый напиток
  2. Лук, чеснок
  3. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

Приготовление:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

Методические рекомендации:

Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.

Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.

1.Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности.

Ответственный: медицинский персонал, воспитатели групп

2.Рационально сочетать физкультурные занятия с технологиями здоровьесбережения.

Ответственный: воспитатели всех групп.

3.Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных комплексов мероприятий профилактической и коррекционной работы, организации здоровьесберегающего образовательного пространства, психологического комфорта воспитанников, формирования уровня здоровьесберегающей культуры дошкольников и их родителей.




Вопросы к педагогам: Зависит ли здоровье от организации режима дня детей дошкольного возраста и почему? Какова максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет?
Какова продолжительность прогулки детей? Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
В чем по вашему можно выделить актуальность применения здоровьесберегающих технологий ?
(гиподинамия, и как следствие, нарушение функций опорно — двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения и т. д).
Одна из задач ФГОС ДО:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Задачи:
• формировать элементарные знания дошкольников о здоровом образе жизни;
• учить ощущать свои эмоции, расслабляться;
• овладевать навыками мелкой моторики, совершенствовать движения крупной моторики;
• развивать тактильную чувствительность;
• предупреждать нарушение зрения дошкольников, укреплять глазные мышцы;
• повышать тонус и работоспособность всего организма;
• создавать благоприятную атмосферу, снимать напряжение, восстанавливать умственную работоспособность детей.
Какие здоровьесберегающие технологии, используются в образовательной деятельности?
Педагоги перечисляют технологии здоровьесбережения: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая гимнастика (гимнастика после сна), релаксация, коммуникативный массаж, НОД по физическому развитию, образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с основами здорового образа жизни, сказкотерапия и другие).
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательной деятельности, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
А сейчас наши воспитатели представят свой опыт использования некоторых здоровьесберегающих технологий в своей работе с детьми дошкольного возраста (выступления педагогов).





Читайте также: