Адаптация в детском саду беларусь
Обновлено: 02.07.2024
Все мы помним это чудесное время – детский сад: играешь, спишь, кушаешь – и никаких проблем и забот. К сожалению, не все дети с легкостью идут в группу, при этом они испытывают тревогу, растерянность, страх.
Предлагаем несколько советов, которые помогут малышу успешнее пройти период адаптации к детскому саду.
Будьте внимательны и терпимы к своему ребенку, и тогда знакомство с детским садом пройдет без разочарований и плохих эмоций!
Подготовила Кристина Довгучиц,
студентка 1 курса факультета журналистики
Института журналистики БГУ
Начальный период посещения детского сада и адаптация к нему – тяжелое и сложное время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания ребенка к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым людям и отношениям с ними, но и выработка у него новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному : одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателями, третьи реагируют достаточно спокойно.
Выделяют три фазы адаптации :
1. Острая фаза, или период дезадаптации – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад . И зменяется поведение : могут появляться упрямство, агрессия и даже спад в речевом и интеллектуальном развитии.
2. Собственно адаптация – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется его поведение.
3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в детский сад . У них ускоряется темп развития всех психических процессов.
Период адаптации у разных детей может длиться от 1 – 2 недель до 3 – 4 месяцев и зависит от многих причин : возраста ребенка, особенности нервной системы ребенка, состояние его здоровья и т. п. Следует помнить, что после длительных перерывов (болезнь, отпуск родителей ) процесс адаптации у ребенка может начаться заново.
Для того чтобы адаптация Вашего малыша к детскому саду прошла легко и благополучно, необходимо в этот период уделить ребенку особое внимание и помочь ему преодолеть трудности.
Рекомендации психолога для родителей :
•Готовиться к переменам желательно до начала посещения детского садика . Узнайте режим детского сада и постепенно приучайте к нему своего малыша. Режим в жизни малыша очень важен, и резкая его смена – это стресс для ребенка.
•Учите ребенка общаться. Особенно тяжело привыкают к коллективу детского сада застенчивые , пугливые дети.
•Учите малыша играть. Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детей, найти себе друзей.
•Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад Ваш малыш будет уметь пользоваться горшком, частично одеваться, аккуратно кушать за столом ложкой, пить из чашки, он будет чувствовать себя в группе более уверенно.
•Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети, которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик, и стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма ребенка.
•Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит, какие предпочитает игры (занятия, о методах воспитания, принятых в вашей семье, не забудьте предупредить педагога о непереносимости отдельных продуктов, аллергии. На протяжении всего периода адаптации обязательно спрашивайте педагогов группы о состоянии и самочувствии ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников.
•Приучайте ребенка к детскому саду постепенно . Обговорите с воспитателем режим посещения группы на период адаптации и строго соблюдайте его. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда. В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5 – 2 часа. Потом в течение 1 – 2 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю вы забираете его сразу после сна. Однако не затягивайте процесс адаптации , иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.
•Ограничьте нагрузку на нервную систему ребенка. Старайтесь свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг, чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять напряжение и успокоиться.
•Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитателями. Важно создавать положительный образ детского сада . Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду , не говорите при нем плохо о воспитателях.
Шаг первый. Перестаньте нервничать
Именно так. Вы ведь наверняка слышали и видели по другим жизненным ситуациям, что нервозность родителей передается детям. И чем больше мама боится детского сада, тем сложнее переступить порог группы и остаться наедине с незнакомым воспитателем будет ее ребенку.
Шаг второй. Сходите в садик без ребенка
Не обязательно впервые идти в детский сад вместе с ребенком 1 сентября. Сходите туда без него, одна. Во время вечерней прогулки детей зайдите на территорию детсада, пройдитесь по площадкам, понаблюдайте, как увлеченно играют дети и как некоторые из них совершенно не хотят уходить домой с родителями. Обратите внимание на общение с подопечными и тон разговора воспитателей. Поговорите, в конце концов, с другими папами, мамами и бабушками. Многие из них с радостью поделятся с вами своими впечатлениями о детском учебном заведении.
Шаг третий. Приучите ребенка к горшку
В яслях дети, которые не ходят на горшок, могут стать проблемой для воспитателей и других членов группы. Не везде вам разрешат приносить из дома подгузники, чтобы облегчить адаптацию ребенка. И не каждый воспитатель сможет уделять вашему ребенку столько же внимания, сколько вы дома для приучения того к горшку. Так что, чтобы избежать проблемы мокрых штанишек, которые могут не поменять вовремя, уделите оставшееся до сада время приучению малыша к горшку.
Шаг четвертый. Еда и одежда
Если ваш малыш хорошо ест сам и самостоятельно одевается-раздевается, ему будет намного легче адаптироваться, чем тому ребенку, который не умеет этого делать. Нет, его не бросят на произвол судьбы голодным и голым, отнюдь. Просто, возможно, каши ему придется ждать чуть дольше, чем соседу по столу, которого начнут докармливать первым.
Конечно, дома гораздо удобнее помогать ребенку. И он доволен, и ваши нервы целы. Но объективно ему будет гораздо проще в детском саду, если он освоит основные навыки самообслуживания до того, как туда пойдет. А обучить им ребенка как раз таки в ваших силах. Было бы желание
Шаг пятый. Садовский режим
Вы сова и привыкли вставать в 10 утра, и ребенка за время декрета приучили ложиться за полночь и спать до 11? Возможно, это было удобно в период круглосуточного пребывания малыша с мамой. Но у детского сада свой режим работы, и лучше начать приучать к нему ребенка постепенно и плавно, чтобы минимизировать стресс.
Шаг шестой. Адаптационные группы
Узнайте, есть ли такие адаптационные группы в вашем детском саду. Они – очень хорошее подспорье для тех, кому предстоит только сделать первые шаги в саду.
Шаг седьмой. Друзья по песочнице
Ваш ребенок играет с другими детьми? У него есть друзья по песочнице, детской площадке или компания приятелей-сверстников? Общение с детьми – огромный позитивный момент, который может привлечь вашего ребенка в детсад и помочь ему там максимально быстро адаптироваться. Постарайтесь, чтобы в преддверии посещения детского сада он проводил с друзьями побольше времени. А если еще окажется, что кто-то из них будет посещать ту же детсадовскую группу, что и ваш ребенок, то вообще будет здорово!
В общем, не сидите последние месяцы и недели перед садом взаперти и в одиночестве. Устанавливайте садовский режим, приучайте малыша к горшку и самообслуживанию, при необходимости пейте успокоительное, читайте ребенку позитивные книжки о зверятах и детках, которые пошли в детский сад, и им там было очень весело и хорошо (да, такие тоже есть, и их немало). И помните: постепенное привыкание – это нормально, и кратковременные слезы у ребенка, который расстается с вами на пороге группы, – тоже. Но во многом от вас и вашего настроения зависит, пройдет адаптация у малыша легко и быстро, или затянется на несколько месяцев.
![Ромашка - фото 1](https://ms1.relax.by/images/0eedcf93c9c03eb30e508f1345a121fd/thumb/point=middle-center,w=182,h=182,q=80/place_gallery_photo/66/5d/ed/665dedd67e0a0e0fb3eaebcd74ce9f46.jpg)
Отзыв . Благодарим ромашку! Двое детишек - воспитанники этого прекрасного садика. Большое спасибо за безопасность, любовь и образование моих цветочков, процветания вам!
![Фунтис Фэмили - фото 1](https://ms1.relax.by/images/0eedcf93c9c03eb30e508f1345a121fd/thumb/point=middle-center,w=182,h=182,q=80/place_gallery_photo/dd/23/b1/dd23b142538a40557a754b7f5ee709fd.jpg)
Отзыв . Центр просто супер. Очень грамотно подобран педагогический состав, все педагоги просто замечательные. Видно что каждое занятие продумано до мелочей и с душой. Дети ждут следующих занятий и бегут на них с удовольствием. Спасибо, что не просто учите писать, читать, считать, думать логически, рисовать, а прививаете любовь к учёбе. Спасибо за ваш труд.
![Клевер - фото 1](https://ms1.relax.by/images/0eedcf93c9c03eb30e508f1345a121fd/thumb/point=middle-center,w=182,h=182,q=80/place_gallery_photo/95/7d/7d/957d7d96a2469fe6ecc878e106bc38d1.jpg)
Отзыв . В семейный центр "Клевер" нас привёл замечательный повод - мой день рождения. Впечатления остались очень приятные. Мы провели вечер в приветливой творческой атмосфере и создали чудесные открытки и игрушки из фетра - изумительные подарки для именинницы, в которые вложена любовь близких людей. Особенно счастлива моя восьмилетняя дочь, самая юная участница мастер-класса, ведь она впервые сама смастерила игрушку под чутким руководством Елены. Позаботились девочки и о теплом поздравлении с сюрпризом! Елена, Анастасия и Римма! Спасибо Вам большое за незабываемый вечер!
![Развивай-КА - фото 1](https://ms1.relax.by/images/0eedcf93c9c03eb30e508f1345a121fd/thumb/point=middle-center,w=182,h=182,q=80/place_gallery_photo/74/3e/84/743e846291d1ed442a250dce0e250680.jpg)
Детский центр, где ценится уникальность личности каждого ребенка. Авторские программы для детей от 3 до 10 лет.
Отзыв . Была приятно удивлена тем уровнем знаний и умений, которые приобрели дети с начала учебного года. Очень нравится подход преподавателей, учитываются особенности каждого. Урок строится интересно. дети не устают. Ребенок преобразился, в речи произошли явные сдвиги, стал коммуникабельным, хорошо общается с другими детьми. Спасибо за любовь и терпение к нашим детям!
![Розовая башня - фото 1](https://ms1.relax.by/images/0eedcf93c9c03eb30e508f1345a121fd/thumb/point=middle-center,w=182,h=182,q=80/place_gallery_photo/b4/da/5b/b4da5b9880e36555906e454e25eb1118.jpg)
Билингвальный частный Монтессори-сад для детей от 3 до 6 лет. Программа Монтессори-музыка, английский, творчество
Читайте также: