Справка состояние преподавания музыки в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Форма контроля: посещение уроков искусства с последующим анализом.

Сформировать у школьников умения и навыки выразительного исполнения музыки.

Развивать умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.

Проверку осуществлял заместитель директора по УВР Войнова Л.А.

В ходе проверки были посещены уроки искусства с последующим анализом. Учитель имеет рабочую программу, технологическую карту к каждому уроку. Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны. Будучи проводником музыкальной культуры в школе, Щеголева Ю В как учитель музыки чувствует себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся. Педагогическая концепция учителя основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности.

уважение к личности ребенка;

признание права ребенка на ошибку;

опора на их знание и интерес, получаемые вне школы;

объективность в выведении оценок, признание того, что не все дети в музыке талантливы, но полюбить музыку могут все;

воспитать в них потребность общаться с музыкой;

В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, Щеголева Ю.В. стремится увлечь учеников всем тем, что любит сама, поэтому ученики с удовольствием приходят к ней на уроки.

На уроках музыки дети не только нравственно обогащаются, но и физически становятся здоровыми. Для этого она использует специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей. В начальных классах на каждом уроке выделяется определенное количество времени (3-5 минут) для проведения физкультурной разминки. Такие разминки не только дают возможность детям отдохнуть, расслабиться, но и укрепляют здоровье.

При работе с детьми Юлия Викторовна применяет артпедагогику, методы которой помогают ребенку найти себя, свою индивидуальность, оригинальность. Так, после знакомства с каким-либо музыкальным произведением, его прослушиванием и тщательным обсуждением, учащиеся получают такое домашнее задание, как, например: нарисовать к этому произведению рисунок или написать сочинение "Мое музыкальное впечатление". Выполняя такие задания, ребенок творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает себя. Все это оставляет зримый след в жизни школьника.

Все 45 минут урока учитель создает ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на уроке Щеголева Ю.В.строит так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку.

Решению задачи формирования нравственно-эстетического отношения к музыкальным ценностям служит, например, метод проблемного обучения, который учитель использует на уроках музыки. Этот метод позволяет ей организовать на уроках дискуссии, развивать музыкальное мышление ребят, их оценочные представления. Например, на уроке в 6 классе ученики обсуждали проблему "В чем сила музыки?".

В своей работе Щеголева Ю.В использует такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, т.е. выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции: метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Для реализации всех методов музыкального обучения на уроках музыки учитель применяет различные формы обучения. Одной из таких форм является хоровое пение.

На уроках музыки Юлия Викторовна использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов.

Все формы музыкальной деятельности помогают учителю формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения и формирования музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

о состоянии преподавания музыки

в МБОУ г. Керчи РК

Дата: 26.12.2018 г.

Цель : изучить состояние преподавания музыки, эффективность работы учителя музыки.

Задачи : выявить уровень преподавания предмета, проанализировать методическую работу по предмету, выработать предложения по совершенствованию преподавания музыки.

Форма проведения : административный контроль.

- анализ внеклассной работы по предмету.

Сроки проведения : декабрь 2018 г.

Рассматриваемые вопросы:

Основные направления педагогической и методической работы

Организация образовательного процесса по предмету

Повышение квалификации педагога

Отношение учащихся к урокам музыки в школе

Анализ деловой документации

государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

Изучение музыки в начальной и основной школе направлено на достижение следующих целей:

Формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности

(слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

1. Кадровое обеспечение преподавания музыки.

В школе 1 учитель осуществляет преподавание музыки. Анализ кадрового обеспечения представлен в таблице № 1:

среднее специальное по программам подготовки специалистов,

Луцкое педагогическое училище им. Галана, 1980

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что в школе осуществляет преподавание достаточно опытный и квалифицированный специалист.

2. Программно-методическое обеспечение преподавания музыки.

В преподавании музыки учитель руководствуется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" программами и пособиями, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, нормативными документами и методическими рекомендациями об особенностях преподавания предметов.

Рабочие программы в 1-7 классах составлены с учетом требований типовой программы по музыке, которая определяет инвариантную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем, указывает планируемые результатами освоения основной образовательной программы основного общего, среднего общего образования в соответствие с требованиями ФГОС. Распределение часов осуществляется на основе следующих авторских программ:

3. Материально-техническая база преподавания музыки.

Эффективность преподавания во многом обусловлена состоянием материально – технической базы по предмету. Анализируя учебно-методическое и техническое обеспечение преподавания музыки, учитывались следующие показатели:

наличие и соответствующее оформление кабинета;

наличие возможности обеспечения учащихся необходимыми материалами: наглядными пособиями;

обеспеченность кабинета ТСО и наличие условий для их использования;

систематизацию раздаточного материала и наглядных пособий, а также состояние их сбережения;

В школе функционирует отдельный кабинет музыки (кабинет № 32) . Результаты анализа показали удовлетворительный уровень материально-технической базы преподавания предмета. Эстетическое оформление кабинета, в котором прослеживается его специализация.

Кабинет оснащен настольным компьютером , пианино, деревянными ложками, бубном, треугольником, трещоткой.

Так же кабинет оснащен картографически ми пособия ми, папками с методическим материалом на каждую парту.

4. Основные направления педагогической и методической работы

Работа методического объединения учителей предметов социально-гуманитарного цикла, строится в соответствии с планом методической работы школы.

Цель работы МО учителей социально-гуманитарного цикла – внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования

Задачи МО социально-гуманитарного цикла:

Изучить нормативно-правовую, методическую базу по введению ФГОС ООО.

Повышать уровень профессиональной подготовки учителя через семинары, вебинары, курсы повышения квалификации, а так же через самообразование

Продолжить работу по активизации мыслительной деятельности и интеллектуальному развитию, по формированию ценностных мотивов учения, развития творческих способностей учащихся через уроки, предметные декады, внеклассные мероприятия.

Тема самообразования учителя музыки

Учителями МО учителей социально-гуманитарного цикла организовано взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий. Проводится определенная работа с одаренными детьми, обеспечено участие одаренных учащихся в различных соревнованиях школьного и муниципального уровня.

Однако, необходимо отметить низкий уровень результативности участия. Это свидетельствуют об отсутствии системы в работе с одаренными и способными детьми.

Важным направлением педагогической и методической деятельности является организация предметно-методической недели по предмету как одного из направлений внеклассной работы. В соответствии с годовым планом работы школы,с целью развития интереса учащихся к урокам музыки, в период с 12.02.2018г. по 16.02.2018г. в школе была впервые проведена предметно-методическая Неделя учителей изо, музыки и технолгии. В организации и проведении Недели приняли участие классные руководители 5-11 классов, учитель музыки Лонюк Л.Д.

В план Недели были включены следующие мероприятия:

Мероприятия, проведенные в рамках Недели музыки, прошли живо и интересно. Учащиеся были очень активными, с большим интересом участвовали в мероприятиях.

Необходимо отметить, что организация предметно-методической Недели по музыки прошла на высоком уровне.

5. Организация образовательного процесса по предмету

Посещенные уроки свидетельствуют о том, что учитель владеют методикой преподавания музыки на должном уровне; типы уроков соответствуют поставленным целям и возрастным особенностям учащихся. Уроки музыки методически правильно построены.

Лонюк Людмила Дмитриевна – учитель высокой методической культуры. В учебном процессе она применяет современные образовательные технологии, нетрадиционные приемы и методы ведения урока: интонационно – стилевого постижения музыки, эмоциональной драматургии, метод концентричной организации материала, игровые и здоровьесберегающие приемы.

Людмила Дмитриевна опытный, грамотный педагог, способный самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения и воспитания, жизни детей и нести ответственность за них. Педагог показывает добросовестное, ответственное отношение к своему труду, умеет координировать свою деятельность с другими коллегами.

6. Повышение квалификации педагогов

7. Анализ деловой документации

Классные журналы заполняются своевременно. Записи тем урока дают полную информацию об их содержании. Журналы инструктажей ведутся аккуратно и систематически.

Мониторинг качества образования - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на различных уровнях.

Система мониторинга представляет собой инструментарий, предназначенный для формирования рейтинговой оценки знаний и умений, как отдельного субъекта процесса обучения, так и коллектива учащихся в целом на определенном временном интервале.

С целью определения качества знаний учащихся по музыке был проведен сравнительный анализ уровня учебных достижений учащихся за последние 3 года.

Качество знаний в 1-7 классов по музыке стабильное и находится на оптимальном уровне. Неуспевающих по предмету в течение 3-лет нет.

В декабре во 3-7 классах была проведена административная контрольная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с годовым планом работы школы на 2020–2021 учебный год и перспективным планом контроля за состоянием преподавания учебных дисциплин в школе администрацией школы был изучен вопрос о состоянии преподавания учебных предметов в начальных классах в сентябре 2020 г. – январе 2021 г.

1) знакомство с системой преподавания учителей начальных классов;

2) осуществление единых педагогических требований к образовательному процессу;

3) соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта.

Для реализации плана внутришкольного контроля за состоянием преподавания учебных дисциплин в начальной школе администрация школы посетила уроки в 1-4 классах, изучила документацию: календарно-тематическое планирование учителей, рабочие программы, классные журналы, ученические тетради, проведено собеседование с учителями начальных классов.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определённую сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий педагогическими технологиями, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом. Важнейшей задачей педагога становится формирование у обучающихся УУД на уроке и во внеурочной деятельности.

Учитель Ефременко Инна Романовна (классовод 1 класса) – специалист І квалификационной категории. Стаж работы – 20 лет. Инна Романовна строит занятия с учётом психологии младших школьников, старается создать эмоциональный фон на каждом уроке, включает в структуру уроков игры. Уроки отличаются системностью, продуманность всех этапов, выбором материала с учётом индивидуальных особенностей детей.

Учитель Носуля Ольга Леонидовна (классовод 2 класса) – специалист. Стаж работы – 33 года. На уроках чётко организована работа в парах сменного характера, что позволяет каждому ребёнку более прочно усваивать материал, продуманы и эффективно используются дифференцированные задания. Ольга Леонидовна умеет удержать внимание детей практически на всех этапах урока, используя игровые методы, смену деятельности детей. Для развития навыков чтения на уроках использует различные приёмы и упражнения. Эффективно использует ИКТ.

Учитель Иськова Нина Афанасьевна (классовод 4 класса) – специалист высшей квалификационной категории. Стаж работы – 52 года. Нина Афанасьевна на уроках применяет различные формы и методы работы с детьми, активизирующие восприятие изучаемого материала, использует дифференцированные задания. Учителя характеризует доброжелательность, взаимопонимание с детьми. На уроках используется много наглядности.

Учителя 1-4 классов работают по ГОС начального общего образования ЛНР. Анализ РП, КТП показал, что они составляются учителями в соответствии с ГОС.

Каждый урок начинается с организации класса (проверяется наличие письменных принадлежностей, учебника, тетради и т.д.). На уроках в обязательном порядке проводятся физминутки в игровой форме. Тематические планы уроков учителей грамотно отражают содержание учебного материала.

Справка Перподавание ИЗО

Цели проверки : анализ деятельности учителей по формированию эстетической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры и музыки.

Кто проводил и распределение обязанностей : заместитель директора по УВР.

Методы контроля: анализ.

Кто с ней ознакомлен под роспись, с кем еще обсуждались результаты, отражены ли они в приказе по школе: учителя – предметники.

1. Преподавание ИЗО и МХК в школе осуществляет________________, учитель _________ квалификационной категории, стаж работы ____ года. Преподавание музыки осуществляет ______________, учитель ____________ квалификационной категории, стаж работы _________ года. Педагоги систематически повышают свою профессиональную компетентность, проходя курсы повышения квалификации.

2. В 1 – 8 классах рабочие программы составлены в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. В 9 – 11 классах – в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования. В каждом конкретном классе учителями составлено календарно – тематическое планирование уроков.

3. Посещенные уроки показали, что все учителя владеют методикой преподавания изобразительного искусства, мировой художественной культуры и музыки. На уроках применяются различные формы и методы работы. Следует отметить доброжелательность учителей, владение детским коллективом и взаимодействие с учащимися. Все учителя используют дифференцированный подход в обучении. Б еседы с учителями и обучающимися показали, что определенных успехов учителя добиваются, направляя свою работу на формирование коммуникативной компетенции, развитие общеучебных умений и навыков. Атмосфера общения благоприятна для познавательной деятельности и выработки у обучающихся навыков общения. Учителями учитываются возрастные особенности учеников, используются игровые ситуации. Учителями умело используется наглядный материал. Педагоги строят свою работу с учетом психофизических и изобразительных возможностей школьников. С целью формирования здоровьесберегающего образовательного пространства всеми учителями проводились физпаузы, гимнастика для глаз, осуществлялся контроль за посадкой обучающихся.

4. У ________ уроки построены методически грамотно. Этапы урока взаимосвязаны, логически последовательны. _________ для реализации задач урока использует такие методы и приемы обучения, как рассказ, беседа, упражнения. Педагогом осуществляется индивидуально – дифференцированный подход к обучающимся. _________- создает на уроках ситуацию успеха, доброжелательным тоном настраивает на работу каждого ученика. Обучающиеся работали в течение всего урока. ____________ не плохо владеет программным материалом, строит уроки методически грамотно. Помимо изучения программного материала ___________ уделяет внимание пению, использует пение по ролям, пение цепочкой. Также имеет место прослушивание музыкальных произведений с последующим обсуждением, постановка проблемных вопросов и ситуаций, используется ТСО. Однако, не наблюдается широкого использования на уроках музыки наглядности, слабо прослеживаются межпредметные связи.

5. Проверка календарно-тематического и поурочного планирования показала, что они составлены согласно программам. Указаны все необходимые элементы, которые не полностью реализовывались на уроках. В планах отсутствуют отдельные задания для слабоуспевающих учеников (карточки, облегчённые задания к упражнениям, списывания). Рабочие программы на момент проверки выполнены в полном объеме во всех классах.

6. Проверка альбомов и тетрадей показала, что не у всех обучающихся имеются альбомы, отсутствует единообразное написание принадлежности альбомов. Учителя следят за соблюдение единого орфографического режима в тетрадях.

7. Из анализа преподавания музыки, ИЗО и МХК видно, что успеваемость по всем классам составляет 100%. Проверка классных журналов показала качественную работу учителей – предметников по своевременности заполнения, высокой накопляемости отметок. Домашнее задание по предметам не задается.

1. При формировании знаний, умений и навыков обратить внимание на потребности в знаниях, мыслительную культуру и способности учащихся по предмету.

2. Для усиления практической направленности предметов сделать основой своей деятельности работу по созданию межпредметных алгоритмов по основным темам учебного материала.

3. Осуществлять дифференцированный подход к детям, индивидуально работать с обучающимися, имеющими особы интерес к предмету.

4. Усилить практическую направленность уроков.

5. Организовать взаимопосещения уроков с целью обмена опытом и установления межпредметных связей.

6. _____________ осуществлять контроль за посадкой обучающихся в течение всего урока.

Читайте также: