Справка о преподавании истории и обществознания в школе

Обновлено: 07.07.2024

В январе месяце текущего года в рамках внутришкольного контроля проводилась проверка состояния преподавания истории и обществознания в 9,11 классах. С этой целью была проведена следующая работа: посещение уроков истории и обществознания.

Учитель использует различные методы и приёмы организации работы на уроках, формирования мотивации к обучению: проблемные вопросы, диалог, дискуссии; тестовую форму; проверки изученного материала в форме бесед.

Для повышения качества знаний выпускников 11-х классов, развития профессиональных компетентностей педагога в части освоения методик текстовой и тестовой деятельности школьников.

Учителю Тереховой М.В. при составлении тестовых заданий предусмотреть больше вопросов на выбор позиции из списка и хронологическую последовательность, отработать алгоритм их решения; продумать иные формы изучения тем, вызвавшим наибольшие затруднения у нынешних 11-ти классников;

Осуществляя подготовку учащихся к сдаче экзамена, отработать всю терминологию, особенно по темам, вызвавшим наибольшие затруднения; составить сравнительные таблицы по формам государственно-территориального устройства, выявив отличительные признаки каждой, а также схемы по признакам правового государства и нормативно-правовым актам; отработать задания базового уровня по всем темам.

В 11 классе по обществознанию: при подготовке к экзамену тщательно отработать темы и вопросы, вызвавшие затруднения; в тестовой форме по типу ЕГЭ осуществить проверку закрепленных знаний.

Рекомендации:

1. Признать работу по повышению мотивации качества успеваемости учителя Тереховой М.В., удовлетворительной.

2. Продолжить работу на уроках по повышению качества успеваемости с учетом результатов тестирования (постоянно).

3. Применять здоровьесберегающие медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНа; экологические здоровьесберегающие технологии (постоянно).

3. Учителю истории и обществознания чаще менять виды деятельности обучающихся в 9-11в классах (постоянно).

4. Использовать на уроках ИКТ.

5. Включать как можно чаще в работу на уроке учеников имеющих низкую мотивацию к учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справка содержит цели и задачи проверки, в ней осуществлен анализ кадрового обеспечения истории в 9, 11 классах, взаимоотношения учащихся и учителя на уроке и др.


Российская Федерация

Министерство образования и науки

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Ноябрьск

по итогам контроля за состоянием преподавания истории в 9, 11 классах

Цель контроля: выявление состояния преподавания предмета федерального компонента учебного плана- истории

Сроки проведения контроля: с 09.03 по 19.03.2016г.

В ходе контроля рассматривались следующие задачи:

Кадровое обеспечение истории в 9, 11 классах

Формы и методы, применяемые учителем на уроке

Деятельность учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся

Взаимоотношения учащихся и учителя на уроке

Уровень реализации индивидуального подхода в образовательной деятельности

Психологический климат учебного занятия

Осуществить контроль ведения школьной документации (предметные страницы электронных классных журналов)

Принять управленческие решения по регулированию и коррекции работы по данной проблеме

Преподавание истории осуществляют:

В ходе проверки посещено 9 уроков истории:

Духовная жизнь России в последнее десятилетие XX в

Строительство обновленной Федерации

Строительство обновленной Федерации

Строительство обновленной Федерации

Духовная жизнь России в последнее десятилетие XX в.

Духовная жизнь России в последнее десятилетие XX в

Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов

Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов

1. Учителя - предметники имеют достаточный потенциал, позволяющий реализовывать цели преподавания истории.

2. Преподавание истории в 9, 11 классах осуществляется согласно учебному плану школы на 2015-2016 учебный год.

3. Обучение ведется на основе государственных программ, рекомендованных МО и науки РФ, по

учебникам, рекомендованным (допущенным) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе на 2015-2016 учебный год.

4. Рабочие программы, календарно-тематическое планирование уроков истории разработаны на основе типовых программ для общеобразовательных учебных заведений. Содержание учебного материала соответствует программе.

5. Учителя - предметники осознают значимость воспитательно-развивающей функции истории как учебных предметов, что находит свое выражение в формировании у учащихся эмоционального отношения к истории, в их сопереживании людям прошлого, в освоении идеалов и нравственных ценностей. Историческое знание рассматривается учителями как средство для реализации воспитательных и развивающих задач.

6. Учителя истории и обществознания владеют методикой преподавания на достаточно удовлетворительном уровне: уделяют внимание формированию мотивации обучения, реализуют гуманистическую направленность изучения истории, осуществляют личностно-ориентированное взаимодействие и дифференциацию на уроке, формируют оценочные суждения обучающихся.

7. Стиль общения на уроках характеризуется уважительным отношением учителя к ученику, ориентацией на содержательное сотрудничество, диалоговостью.

8. С целью создания образовательной среды в кабинете истории учителя проводят работу по формированию банка заданий, дидактических материалов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию обучения, для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Одним из механизмов оформления кабинета истории сохраняется самостоятельное изготовление обучающимися учебных пособий, рефератов, докладов, исторических справок, что является весьма ценным, прежде всего для самого ученика.

9. В процессе преподавания учителями активно используется ИКТ; презентации, подготовленные как учителями, так и обучающимися; видеоматериалы. В кабинете есть компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер.

10. Посещенные уроки и проверка классных журналов и дневников показала, что учащиеся не всегда готовы к уроку, у некоторых учащихся имеются пробелы в знаниях. На уроках учителями недостаточно уделяется внимания дифференцированному подходу к учащимся.

11. На посещенных учебных занятиях наблюдался спокойный психологический климат, учащиеся чувствовали себя на уроках комфортно.

Посещенные уроки показали, что:

Объем учебного материала на уроках соответствует возрастным и учебным возможностям обучающихся.

Цели урока сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика и определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.

Содержание учебного материала соответствует принципам научности, доступности, последовательности, посильности и практической направленности обучения

Анализ посещенных уроков показал, что уроки проводятся в соответствии с календарно - тематическим планированием. Занятия начинаются своевременно, по расписанию.

Содержание учебного материала соответствует целям урока и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практикоориентированность, включенность субъективного опыта учащихся, эмоциональная окрашенность.

Уроки ФИО. проходили в оптимальном темпе, этапы урока логически связаны между собой. Видно, что учитель заинтересован процессом своей деятельности. Наблюдается контакт с учащимися. Уроки старается разнообразить, применяет различные формы: групповая работа, лекции, семинары, зачеты, парная работа. Много внимания учитель уделяет формированию умения учащихся применять основные положения науки для самостоятельного объяснения социальных явлений.

Начало уроков у ФИО мобилизующие. Уроки протекают таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый учащийся на уроках вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, умения, навыки, но и развивать свои коммуникативные умения. Обучаемые учатся выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Интерактивные формы работы помогают установить эмоциональные контакты между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Учащиеся 9а,б классов работают самостоятельно, могут выделить главное, существенное в изучаемом материале. Под руководством учителя устанавливают связи между изученными понятиями, выражают свои знания в схемах и таблицах. В 9в,г,д,е классах самостоятельная работа проходит только под непрерывным контролем учителя, который на протяжении всего времени оказывает всем учащимся дозированную помощь.

С целью предупреждения затруднений учащихся при выполнении домашнего задания в конце урока ФИО проводит инструктаж по его выполнению.

ФИО использовала на уроках в основном общеклассную форму организации учебной деятельности учащихся. Новый материал преподается учителем не в готовом виде, а опирается на знания учащихся, тем самым задействуется мыслительная деятельность обучающихся, что способствовуют осознанному усвоению учебного материал. На уроках ФИО спокойный выдержанный тон, внимательное отношение к учащимся. Методы обучения (объяснительный-с опорой на знания учащихся; репродуктивный - воспроизведение знаний по правилам, приведение примеров, запоминание) соответствовали отобранному материалу. Однако в активную познавательную деятельность вовлекаются не все обучающиеся класса. Активизации познавательной деятельности обучающихся способствует удачное использование ИКТ педагогом.

Учитель заинтересован процессом своей деятельности но явно не хватает методических навыков ведения уроков. Наблюдается контакт с учащимися. Уроки старается разнообразить, применяет различные формы, групповая работа, лекции, семинары, зачеты, парная работа. Преобладает работа по шаблону лекция – конспект основных понятий темы – опрос. Много внимания учитель уделяет формированию умения учащихся применять основные положения науки для самостоятельного объяснения социальных явлений.

Рекомендации: разнообразить формы обучения согласно учебным возможностям учащихся; в учебную деятельность вовлекать всех учащихся.

На основании вышеизложенного следуют выводы и рекомендации:

1.Признать удовлетворительным состояние преподавания истории в 9-11 классах.

2.Используемые методы и приемы обучения, применяемые учителями в урочной деятельности, являются целесообразными.

3.Учителям истории ФИО.:

3.1.Вести учет учебных затруднений учащихся. (Срок: постоянно).

3.2.Дифференцировать домашнее задание внутри класса. (Срок: постоянно).

3.3.Использовать на уроках формы, методы и приемы обучения, направленные на создание ситуации успеха на уроках для слабоуспевающих учащихся с целью повышения учебной мотивации к изучению предмета. (Срок: постоянно).

3.4.Применять тестовые технологии для контроля знаний учащихся. (Срок: постоянно).

3.5.Использовать тестовые задания повышенного и базового уровня. (Срок: постоянно).

3.6.Доводить до сведения родителей информацию о невыполнении домашнего задания учащимися 9, 11-ых классов. (Срок: постоянно).

4. Учителю истории ФИО:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Справка по итогам

изучения состояния преподавания предметов истории и обществознания в МБОУ Школе № 91 г.о. Самара.

Цель: изучить состояние преподавания истории и обществознания в школе.

В ходе контроля рассматривались следующие задачи:

Проанализировать:

Формы и методы, применяемые учителем на уроке;

Деятельность учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся;

Взаимоотношения учащихся и учителя на уроке;

Уровень реализации индивидуального подхода в образовательной деятельности;

Психологический климат учебного занятия.

Осуществить контроль ведения школьной документации (предметные страницы электронных классных журналов)

Принять управленческие решения по регулированию и коррекции работы по данной проблеме

Сроки: февраль 2019г.

Проверяющий: заместитель директора по УВР Ильина Н.М.

В соответствии с планом внутришкольного контроля на февраль текущего года, с целью изучения состояния и уровня преподавания истории и обществознания, была изучена деятельность учителей истории и обществознания.

Рабочие программы учителей согласованы с руководителем ШМО, заместителем директора по УВР , утверждены директором школы.

Учителя – предметники Путинцев Р.В. и Панкова В.Н.

Путинцев Р.В. работает в школе 2 года, молодой учитель без квалификационной категории.

Панкова В.Н. работает в школе много лет, имеет высшую квалификационную категорию.

Преподавание истории и обществознания осуществляется в 2-х кабинетах. В кабинетах, где проходят уроки истории и обществознания ( кабинеты № 46,№47) имеются демонстрационные пособия (карты, картины, таблицы), в наличии видео-, медиа-, методический материал, но в кабинете № 46 не имеется техническое оснащение.

Анализ посещенных уроков показал , что все уроки проводятся согласно тематическому планированию. Уроки имели образовательные, развивающие и воспитательные задачи. По образовательной цели это были уроки усвоения новых знаний, уроки усвоения навыков и умений, уроки применения знаний, навыков и умений; по признаку основного способа их проведения: урок-лекция, дебаты, мозговой штурм, кейс метод и другие. Изучение нового материала строится блоками, включающими в себя краткое конспектирование основных положений темы и развернутый рассказ учителя по блокам. Основные методы обучения, используемые учителями : словесно-иллюстративный, индуктивный, дедуктивный, поисковый, самостоятельная работа. Формы работы с классом разнообразные. Уроки одновременно имеют принципы научности, но и связь с жизненными ситуациями . Наблюдается межпредметная связь с литературой, русским языком, географией, изобразительным искусством ,киноискусством. Средства обучения: учебник, тетрадь, карта, атласы, контурные карты.

Посещенные уроки , проверка классных журналов и дневников показала, что обучающиеся не всегда готовы к уроку, у некоторых учащихся имеются пробелы в знаниях. Особенно это прослеживается на уроках Путинцева Р.В. в 7-х и в 6-х классах. На посещенных уроках учителем мало уделяется внимание к индивидуальному и дифференцированному подходу к обучающимся . Активность учащихся на уроках низкая.

Уроки Панковой В.Н. проходят динамично ,учащиеся работоспособны и активны , у большинства из них чувствуется интерес к предмету Обучающиеся на уроках чаще отвечают с опорой на конспект. Учитель уделяет внимание словарной работе на уроке, работе с исторической хронологией.

На посещенных учебных занятиях наблюдался спокойный психологический климат, учащиеся чувствовали себя на уроках комфортно.

Продолжить работу над повышением качества обученности по обществознанию и истории , добиваться того практического использования знаний в обучающимися в дальнейшем.

Скорректировать программу по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, делая упор на работу по приобретению навыков работы с тестовыми заданиями, работу с документами.

Усилить внеклассную и внеурочную деятельность по истории и обществознанию с целью повышения учебной мотивации, рейтинга предметов.

Уровень преподавания истории и обществознания в целом соответствует требованиям ФК ГОС и ФГОС.

Учебными пособиями, дополнительной литературой по предмету, энциклопедическими изданиями школьники обеспечены частично.

Проверка классных журналов и дневников учащихся показала, что не всегда ученики готовы к уроку (стоят точки), в дневниках нет росписи учителя, мало оценок.

Необходимо активизировать работу с теоретическими источниками, при подготовке к урокам привлекать дополнительную информацию, Интернет-ресурсы, использовать тестирование на всех этапах урока,

Справка по итогам изучения состояния преподавания предметов истории и обществознания.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Справка по итогам изучения состояния преподавания предметов истории и обществознания Цель: изучить состояние преподавания истории и обществознания в 6-8 классах. Рабочие программы учителя согласованы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ, утверждены директором школы. За учителем закреплен кабинет истории. Требования к оснащенности образовательного процесса по предметам удовлетворены в минимальных объемах: имеются демонстрационные пособия (карты, картины, таблицы), раздаточные материалы (атласы, литература исторического содержания, пакеты-комплекты документов, тесты), идет накопление видео-, медиа-, методического материала.

Историю, обществознание и географию в 8 классах преподают 2 учителя:

Преподавание ведётся по учебникам, рекомендованным методическим письмом на 2013-2014 учебный год. Календарные планы составлены согласно государственным программам. Учебниками и учебными пособиями учащиеся обеспечены. Календарные планы учителей согласованы с руководителем МО, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Проводилось изучение наличия и ведения тетрадей учащимися, качество проверки и системы работы учителей по повышению практической грамотности детей в соответствии с должностными инструкциями учителя-предметника. Были проверены тетради: контрольные и рабочие всех учащихся. Сбор информации и ее анализ показали, что рабочие тетради проверяются учителями регулярно. В целом состояние проверки тетрадей находится на удовлетворительном уровне, объем классных и домашних работ соответствуют норме.

По итогам проверки классных журналов сделаны следующие выводы: теоретическая и практическая часть программ по предмету не выполнена в некоторых классах.

Выявлено отставание по программам в7б классе по истории-2 часа, в 10 б классе по истории-3 часа, по обществознанию в 7б классе-1 час, 10 б классе-2 часа.(по причине болезни учителя). Запланированные в тематическом планировании письменные работы проведены своевременно, согласно тематическому планированию.

Учителями-предметниками контролируется посещаемость учащимися уроков (пропуски, опоздания отмечаются в журнале).

- выполнять требования по ведению журнала: своевременно выставлять оценки за урок, за проведенные письменные работы;

-необходимо уделять внимание работе со слабоуспевающими учащимися, одарёнными учащимися;

- включать в работу новые педагогические технологии;

- систематически проводить тематический тестовый контроль, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами.

- использовать информационно-коммуникационные технологии, современные средства обучения и др. компьютерные программы на уроках

Читайте также: