Спор на балу воланда краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Возможно, многие слышали о дилогии П.Санаева "Хроники Раздолбая", которую в узких кругах называют "продолжением "Похороните меня за плинтусом".
Важный сюжет этой дилогии в том, что второй части "Хроник" еще нет, несмотря на многократные обещания автора взяться за воплощение продолжение (а именно продолжение книги интересует читателей, стремящихся узнать или узнать в себе раздолбаев)).

Самым лучшим решением было бы вообще не писать вторую часть (чтобы всё не испортить), но вряд ли П.Санаев удержиться от соблазна.

Про Раздолбая вдруг вспомнил потому, что "Хроники" -- книга политическая и содержит несколько тривиальных, но оригинально поданных точек зрения на произошедшее и происходящее в России в последние 30 лет.

Несмотря на то, что писатель просил не называть его роман автобиографическим, некоторые образы говорят сами за себя.

Можно предполагать, что автор брал эти образы не с потолка, и если уж назвал одного из своих героев:
Мартин Глебович Покровский или бизнес-псевдоним Орловский (Михаил Борисович Ходорковский -- кто-то со мной спорил, что это не так, что Мартина и Глебовича можно взять с потолка))
то этот собирательный образ определенным образом связан с видным деятелем 90-х, которого П.Санаев наверняка знал.
И как отмахнуться от факта, что Покровский Санаева так же как Ходорковский "делает" первые деньги на компьюьерах? В книге еще несколько маркеров, поэтому можно предположить, что Санаев держал в голове всё-таки Ходорковского (конечно, не только Ходорковского).

Я не читал ни одной критической заметки по поводу "Хроники Раздолбая" и не проверял своё предположение другими критиками (а и надо ли?))
Итак, что же пишет Санаев о собирательном Ходорковском:


". Такая челюсть подошла бы фашистскому агрессору с плаката сороковых годов, но никак не мягкотелому парню, который скорее всего не дрался даже в детском саду за лопатку.

– Старичок, карты – как жизнь, .
Будь готов принять плохую фишку стоически, тогда рано или поздно выпадет хорошая.
– Мудовая рабская психология фатализма, – отрезал Мартин. – Фишка должна всегда быть такая, какую хочешь. Я играю, чтобы расслабиться, поэтому не контролирую игру так, как свою жизнь.

Я знаю про себя, что. я украду или подпишу. Это более серьезное этическое преступление, чем смотреть в чужие карты, а удерживаться от маленького зла, зная, что способен совершить большое, есть, на мой взгляд, то самое дешевое чистоплюйство, в котором я тебя упрекнул. По моему, это самое честное отношение к себе и к жизни. Можете мной теперь номенклатурно ужасаться, я же открываю шампанское, и начинаем дикий кутеж.

— Знаешь, иногда я веду себя дико свински, но это не моя сущность, — задушевно продолжал Мартин. — Ты не представляешь, сколько мне приходится пахать в институте, как я хожу по струнке, взвешивая каждое слово, чтобы сойтись с нужными людьми. Если время от времени не выстегиваться, можно дико совершенно свихнуться. Всю жизнь думаешь одно, говоришь другое, делаешь третье…
==================
— Правильное ухаживание — тот же бизнес, — наставлял Мартин, когда самолет нес их обратно в Москву. — Ты делаешь так, что партнер чувствует себя должником, позволяешь ему немного отдать и снова увеличиваешь долг — так до тех пор, пока единственным способом погасить векселя станет порево. Произойти это должно само собой, долг нельзя требовать.

— У тебя никогда не будет денег, чтобы удовлетворять физиологию и безопасность телок, которых ты хочешь. Никогда — буквально. Ни сегодня, ни завтра, ни в сорок лет — никогда, — отчеканил Мартин, глядя Раздолбаю в глаза.
. Прости, что сказал тебе неприятные слова, но я говорю их ради твоей пользы. У тебя никогда не будет нужного для коней количества денег не потому, что ты плох. Ты родился и вырос в хорошей семье. Хорошей с точки зрения порядков, которые были. Ты жил по этим порядкам. Если бы я предложил тебе открыть на твое имя западный счет, ты отшатнулся бы от меня, как от вербовщика ЦРУ. Ты не знал, что среди людей, которые заставляли тебя жить по этим порядкам, были те, кто отменяет их для себя. Когда твоей самой большой проблемой было поступить в институт, они возили ювелирку через таможню. Ты наряжал Диане елочку, а они открывали на Западе счета, на которые выводили партийные деньги. Вспомни наши этические дилеммы. В ситуации выбора ты будешь оперировать категориями хорошо или плохо, а эти люди оперируют категориями выгодно или нет. Если им будет выгодно закатать человека в цемент и утопить в Москве-реке, то для них это хорошо, они это сделают.
. Деньги будут у этих людей, — продолжал Мартин, — у тех, кто отменял для себя порядки задолго до того, как их отменили для всех, и у тех, кто решает для этих людей разные вопросы. Ну и по мелочи у всяких бандосов и коммерсов.

— Хорошо, а ты? — оправился Раздолбай от удара. — Разве ты отменял порядки или закатываешь кого-то в цемент?
— Я не закатываю никого в цемент, потому что это не выгодно для моей репутации. Есть люди, для репутации которых подобные вещи выгодны, но я к ним не отношусь. Я не отменял порядков, но я, скажем так… из тех, кто раньше других знал, что они дико отменятся. Поэтому теперь я решаю некоторые вопросы, да.

— Как это у тебя, интересно, получится?
— Это уже моя забота.
=============
— Мартин, что ты хочешь?
— Я хочу быть Воландом!
===================
— Поскольку Мартин Глебович любит, чтобы все было оформлено законно, он просил меня составить договор о вашей с ним сделке.
— Сделке? У нас не было сделок.
— А ваш спор?
— Это? Да… Просто… Мне в голову не приходило называть это сделкой, — растерялся Раздолбай. — Я даже не понимаю, как можно оформить договор на спор?
— Правильнее будет сказать, оформить спор в виде договора. Я вам покажу, документ у меня с собой.
Сергей Вадимович открыл стоявший под столом дипломат и достал из него скрепленные степлером листы.
— Изучайте.

Охлаждая щеки ладонями, Раздолбай направился обратно на кухню. По пути он незаметно отпер входную дверь, чтобы в случае агрессивного поведения заплывшей к нему в дом Мурены ломануться на площадку и задать стрекача по лестнице. Сергей Вадимович как ни в чем не бывало снова листал журнал.

— Значит, так… — заговорил Раздолбай, раскручивая в себе маховик дерзости. — Я поговорил с Мартином. Мы вчера напились, придумали какую-то глупость — это наши с ним дружеские дела. Никаких документов я подписывать не буду, и прошу вас покинуть мою квартиру.
— К сожалению, не смогу покинуть без подписи.
— Хотите, чтобы я милицию вызвал?

Сергей Вадимович вздохнул, вытащил из внутреннего кармана бордовое удостоверение и в развернутом виде положил его на стол.
— Министерство безопасности Российской Федерации. Полковник, — прочитал Раздолбай.

Он капитулировал сразу, сдулся, как развязанный в основании шарик. Как-то само собой стало ясно, что Сергей Вадимович — полковник настоящий, а почему полковники специальной службы не защищают дома, а проникают в них по просьбе эксцентричных Осьминогов, об этом надо спрашивать у тех, кто придумал новые правила соленой жизни. Понятно было и то, что документ составлен Сергеем Вадимовичем предельно грамотно, и от подписи этого документа никуда не деться. Да и неправильно будет, на самом деле, отказываться от подписи…

Здравствуйте!
Я не поняла- что стало в конце "Хроник раздолбая" с главным героем?

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Невытащенная Репка: "Нельзя стать кем-то, никем не пытаясь стать"

Люблю я эти "маркетинговые ходы", когда ради рекламы на обложке пишут: "Продолжение известного романа!", "Долгожданное раскрытие тайны: что случилось с героем потом. " Эта книга не исключение:

Перед вами - продолжение культовой повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". Герой "Плинтуса" вырос, ему девятнадцать лет, и все называют его Раздолбаем.

(из аннотации). Только с первых страниц ясно, что мальчик Саша из первой книги Санаева никакого отношения к Раздолбаю не имеет.

После довольно беспомощных рассказов, составляющих первую книгу, язык и стиль второго романа приятно удивляет последовательностью, живостью и, не побоюсь этого слова, мастерством. Главный герой, собственно Раздолбай (другого имени у него нет - такова была воля автора), на первых страницах отмечает свое 19-летие и собирается ехать по путевке в пансионат в Юрмалу. Это - подарок родителей на день рождения. И маменькин сыночек с головой окунается в свою жизнь.

Раздираемый противоречивыми желаниями и стремлениями, то подверженный влиянию других, то отстаивающий свои убеждения, Раздолбай будет узнавать жизнь методом проб и ошибок. Проститутки и секс, свобода, безнаказанность и бунт - с одной стороны; одна-единственная любимая девушка, образованные друзья и вера в Бога - с другой.

Это тоже из официальной аннотации. И читатель, потирая ручки, с разбегу бросается в эту "свою жизнь". Особенно такой читатель, как я, переживший те времена лично и непосредственно. Вот вы помните такое:

Любимое развлечение членов Политбюро — гонки на лафетах.

Smile

А я помню.

Как это всегда бывает, на ловца и зверь бежит, и уже в поезде наш раздолбай знакомится с двумя парнями, Мартином и Валерой, которые помогут ему погрузиться в эту взрослую жизнь. Я чуть скривившись, но с интересом читала про похождения молодого дуралея. Алкоголь, карты (исключительно на интерес, никаких денег!), проститутки - пусть и без личного участия.

Телки для порки и телки для общения — два разных стада.

А еще - долгие философские дискуссии. Точнее - дилеммы. Провокатором выступает Мартин: его главный вопрос - стоит ли воздерживаться от маленького зла, если способен на большое? Но это нужно читать. и попытаться ответить на этот вопрос самостоятельно. Для Мартина ответ очевиден:

Порядочный человек тот, кто не сделает большой подлости ради малой выгоды, вот и все.

Если играть, то по-крупному. И эта позиция была выражена совершенно однозначно:

Жизнь — борьба за доминирование, и другого смысла в ней нет.

Но примерно на трети книги я сдохла. Вроде и стиль хуже не стал, вроде и герои не разочаровали и не вызвали отвращение - ну, молодые балбесы, им так положено, - но что-то резко затормозило и сделало чтение вязким и нелогичным.

Религия. Кроме Мартина и Валеры - которые, по словам некоторых читателей, представляли собой "силы зла", - появился некий музыкант Миша, олицетворяющий. ангела. Не больше и не меньше. И вот этот ангел заставляет Раздолбая задуматься над своими целями и над. скажем так, смыслом жизни в целом.

Просить можно только у того, кто сильнее. Хочешь просить, умей слушаться.

Я не то чтобы отрицаю бога. нет, конечно, в некой форме бог существует и в моем мире - как Закон равновесия (здравствуй, Зеланд!). Здесь же бог предстает как внутренний голос (принимаемый Раздолбаем даже за "раздвоение личности"), дающий конкретные практические советы в той или иной ситуации. И все бы ничего. если бы не уровень желаний. Что бы просил у бога зрелый знающий себе цену человек? Тут уж "черный ангел" Валера прав:

Несерьезные у тебя с Верхним Парнем отношения — я просто в шоке. Можно было за вечную жизнь тему пробить, а ты разменялся на телку.

Торговаться с богом, чтобы получить - в самом примитивном, потребительском смысле слова! - "любимую" (тоже очень сомнительно) девушку? Да уж. действительно несерьезно. мелко.

Smile

И вот этот размен великих возможностей на пятаки и тормозил мое чтение просто ужасно. Явное несоответствие средств - ну, как же, общение с самим богом! - и целей: соблазнить девицу. Получилось ли? А тут уж не скажу, читайте сами.

Санаев писал эту книгу по договору с каким-то издательством и имел жесткие сроки. Но как тот самый раздолбай (не зря же он дал своему герою такое имя!), в сроки он не укладывался. И решил. разбить книгу на две части. А чё. объем получился немаленький, вон только первая часть набрала 480 страниц, не делать же кирпич на тысячу страниц. Поэтому роман прерывается на самом интересном месте таинственным обещанием:

ОКОНЧАНИЕ ИСТОРИИ В КНИГЕ "ХРОНИКИ РАЗДОЛБАЯ-2 - "Спор на балу Воланда"

И все вроде хорошо, вот только. со дня выхода первой части, 2013 года, прошло 7 лет, а вторая часть так и не появилась. Мне не удалось даже выяснить, существует ли она в природе. Нашелся сайт, где реально книги не было, но ее предлагали "отслеживать":


на собственном сайте автор писал: "Приношу извинения за то, что эта работа сильно задержалась. ", внизу даже был "бегунок готовности". застрявший на подозрительных 10%.


Дочитывая первую часть, я думала: а есть ли вообще смысл продолжать? Вариантов-то немного: то ли Раздолбай выиграет этот спор - то ли проиграет. Выигрыш поучителен и. скучен, проигрыш означает победу сил зла. И что бы выбрали вы? К тому же, актуальность ответа давно потеряна: мы все сами увидели, каким стал этот мир. С 92 года, когда якобы был заключен этот спор, прошло слишком много времени. и 2012 год, когда нужно было оценивать результат, тоже давно прошел.

Но из-за этого смазанно-брошенного конца и первая часть потеряла смысл. И осталось ощущение обмана. Поэтому. я бы не стала рекомендовать эту первую часть отдельно. Ну, не стали бы вы читать, скажем, Репку до того места, где прибежала Жучка? Захотелось бы узнать, вытащили они эту репку или нет.

Так и здесь: репка в земле, Раздолбай в состоянии неопределенности, и смысла в продолжении нет.

Smile

Но у меня юбилей, однако: это сотая книжная рецензия! Признаюсь: писать про книги интересно. но совершенно не прибыльно.

Автор: Павел Владимирович Санаев
Жанр:
Язык: Русский
Аннотация:

Книжный дебют

Павел Владимирович Санаев

Павел Владимирович Санаев (родился 16 августа 1969, Москва) — российский писатель, актёр, сценарист, режиссёр, переводчик.

Биография

Мать — Елена Санаева, отец — инженер Владимир Конузин, приёмный отец — Ролан Быков, дед — Всеволод Санаев, бабушка — Лидия Санаева, жена — Алёна Санаева (псевдоним Алёна Фонина). Весной 2012 года родилась дочка Вероника.

Читайте также: