Последний сон разума краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Когда-то Франсиско Гойя назвал свою работу "Сон разума порождает чудовищ". На гравюре, человека одолевают чудовищные птицы. Сон разума характерен и для героев этого романа Д.Липскерова.Появятся в романе и хищные птицы, уничтожающие все вокруг, например, погубившие целую группу младенцев.

Сон разума мешает некоторым героям романа понять и принять любовь Ильи и Айзы. Сословные предрассудки разлучают Ромео и Джульетту "атомного века". Айза гибнет, а жизнь Ильи сломлена окончательно. Он теперь видит мир исключительно в темных тонах. Его окружают не люди - чудовища, ненавидящие старого татарина - рыбника, желающие унизить, отомстить, уничтожить, сломать.

Несчастья приводят Илью к гибели. Но автор следует индийскому религиозному верованию о переселении душ. Илья превращается поочередно то в рыбу, то в голубя, то в таракана, встречая в различных реинкарнациях Айзу, наслаждаясь на короткий миг любовью и тут же ее теряя.

Отдельные страницы романа напоминают живопись Босха, Брейгеля, Ван-Эйка и Гойи.

Чего только стоят фантастические сцены превращения икринок Айзы в младенцев, выход их из воды и истребление хищными воронами. Или милиционер Синичкин, с раздувшимися светящими фосфорическими ногами, внутри которых плавают рыбки. Или мальчик, вспарывающий брюхо воспитательницы детдома пластмассовым мечом. Или соседи алкоголики, совсем потерявшие человеческий облик, для которых убийство - самое обычное дело.

Автор рисует впечатляющие картины морального уродства мира. Светлая сторона книги - лишь любовь Ильи и Айзы. Но Любовь тоже хрупка и сон разума может ее уничтожить.

Иногда роман читать тяжело из-за его беспросветности. Временами, автор, найдя удачный сюжетный ход, без конца варьирует его, отчего книгу становится скучно читать, она становится растянутой. Но все же роман впечатляет и забывается не сразу.

Да, впечатляет. Даже в Вашем кратком и, как мне кажется, всеобъемлющем изложении этот роман видится мне прямо-таки Верещагинской пирамидой черепов. Оживших. Бр-р-р. Нет, читать не буду, хотя несколько вещей Липскерова мне понравились.
Всего доброго Вам, Александр!
С уважением,
Виорэль Ломов.

Спасибо за Ваш отзыв, Виорэль. У меня тоже Липскеров, как автор, вызывает интерес, но не все у него кажется близким, не все по сердцу!) Хотя фантазия, умение построить сюжет у автора безусловно есть.
Желаю творческих успехов!
С уважением,
Александр.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Старый татарин работал в рыбном магазине, однажды в одной рыбке он узнал свою утонувшую возлюбленную. С этого начинается настоящая фантасмогория, в которой читатель столкнется с людьми, превращающимися в деревья, узнает, как у армянина-милиционера появилась фамилия Петров и многое, многое иное, созданное причудливой фантазией Дмитрия Липскерова.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 310

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2971 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

Награды и премии:

Издания на иностранных языках:

Avex, 11 мая 2020 г.

Проза Липскерова скорее одноразовая -- нравится скорее эмоционально, своей легкостью и раскованностью, читается с интересом, но перечитывать уже не так интересно. Стиль легкий, живой и ироничный, с интригой не сказать чтобы детективной, но вполне остросюжетной, с маньяками и сотрудниками правоохранительных органов, летающими словно совы, которые впрочем тоже не те, чем кажутся, с поиском пропавших и с чередой загадочных происшествий, с резвыми поворотами. Текст воспринимается как часть какого-то неизвестного сериала, даже странно, что при такой потенциальной бесконечности развития сюжета, повесть заканчивается, но в компактности и завершенности ее плюс. Отличное развлечение, веселое раздолбайство, временами даже фарс и безвкусица. но и только.

Уровень философии и психологизма стремится к нулю, никаких запоминающихся мыслей или афоризмов, сложность конструкции текста также минимальная, для широких масс. Как ни нравятся мне реалистические на первый взгляд произведения, куда вторгается сюрреализм, но излишнюю простоту воспринимаю скорее как досадный недостаток, хотя вполне понятный и простительный (известно, что в споре между головой и сердцем побеждает желудок). Как книга для развлечения, Последний сон безусловно хорош. Как пища для мозгов -- не уверен, хотя что-то можно наверняка извлечь даже из этого.

Вдобавок замечу, что читать книги Липскерова подряд вряд ли стоит, чтобы не показались чересчур однообразными, но вклинивать промеж других, после долгой паузы, почему бы и нет.

man, 7 сентября 2017 г.

Это не совсем фантастика, это срезы жизней местами в сказочной форме. Много странного в этой книге, странная жестокость, местами оттенок педофилии, сложно судить однозначно. С другой стороны роман получился жизненный, со своей философией, и мне было о чем подумать, спасибо Автору.

nimrodel06, 8 января 2012 г.

Не впечатлило. Обычные, не самый интересные/умные/захватывающие события, люди и их судьбы.

Читается легко, я бы даже сказала приятно.. понравился язык — не перегружен, доступен.

Основная задумка привлекает и все эти не логичные превращения, как будто взяты из чьего-то кошмарного сна.

Но в целом, на мой взгляд, получилось достаточно пресно.

зы: пасхалка про спасение на воде тонущего Карапетяна отдельно привлекла моё внимание :smile.

(Карапетян Шаварш Владимирович — есть такой. Кому не лень, прочитайте биографию этого замечательного человека. Есть в ней(в биографии), помимо прочих, одно выдающееся событие..подвиг! Думаю совпадение имён не случайно:smile:)

Наверняка есть и другие пасхалки, только, видимо, я не достаточно начитана, чтобы их разглядеть .)

avazgaziz, 7 февраля 2014 г.

спасибо nimrodel06. я сразу не понял, что

книга очень понравилась. спасибо автору! открыл его для себя.

tarasovich09, 21 декабря 2011 г.

Несчастья приводят Илью к гибели. Но автор следует индийскому религиозному верованию о переселении душ. Илья превращается поочередно то в рыбу, то в голубя, то в таракана, встречая в различных реинкарнациях Айзу, наслаждаясь на короткий миг любовью и тут же ее теряя..

Отдельные страницы романа напоминают живопись Босха, Брейгеля, Ван-Эйка и Гойи. Чего только стоят фантастические сцены превращения икринок Айзы в младенцев, выход их из воды и истребление хищными воронами. Или милиционер Синичкин, с раздувшимися светящими фосфорическими ногами, внутри которых плавают рыбки. Или мальчик, вспарывающий брюхо воспитательницы детдома пластмассовым мечом. Или соседи алкоголики, совсем потерявшие человеческий облик,для которых убийство — самое обычное дело.

Автор рисует впечатляющие картины морального уродства мира. Светлое — лишь любовь Ильи и Айзы. Но Любовь тоже хрупка и сон разума может ее уничтожить.

Иногда роман читать тяжело из-за его беспросветности. Временами автор, найдя удачный сюжетный ход, без конца варьирует его, отчего книгу становится скучно читать, она становится растянутой. Но все же роман впечатляет и забывается не сразу.

Katy, 7 сентября 2006 г.

Последний сон разума

Бывает чтиво попсовое, сработанное на продажу, а бывает - литература, "нетленка". И откуда берется она, своеобычная, не заказанная никем? - вопрос. Но вдруг встречаешься с книгой, которая, хоть и не показалась сперва увлекательной - но застревает где-то в подкорке, хоть и рассказывает обычное - но по-сусанински ведет куда-то, заманивает в неразведанное, и вроде ничего особенного по пути не произошло - а книга кончилась, и ты сидишь, оглядываешься: где ты теперь, кто ты сейчас?

"- Ты знаешь, с моей головой что-то происходит. Мне внезапно хочется плакать, и чтобы ты видела мои слезы.
В такие моменты страшно любить. Страшно, что любовь станет единственным занятием в жизни. А перестать любить нет возможности, тогда вообще никаких занятий не будет. А мне хочется чего-то писать. Щелкать по клавишам машинки, и чтобы мысли какие-нибудь появлялись.
- Знаешь, для чего нужна женщина мужчине? - спросил ее как-то.
- Для чего?
- Для того, чтобы о ней не думать, - ответил я, и мне показалось, что она поняла, что мысль глубока, такие у нее в тот момент были глубокие глаза.
- Чтобы заниматься чем-то другим. Заниматься другим можно лишь тогда, когда у тебя с любовью все в порядке.
- У тебя с ней всё в порядке?
- Я ничем другим не занимаюсь.
- Почему?
Несмотря на ее глубокие глаза, она не поняла.
- Потому что солнце, потому что жарко, - ответил я".
(Окно для наблюдателя.)

В 2004 году издан трехтомник произведений Дмитрия Липскерова. О Липскерове известно, что в юности он был актером, потом писал для театра, преуспевал в ресторанном бизнесе, всерьез занялся писательством и написал роман, вошедший в шорт-лист премии "Русский Букер". Инициировал учреждение литературной премии "Дебют". В общем, человек он довольно молодой, но состоявшийся.

В первом томе - роман, несколько повестей и рассказы.

Роман "Последний сон разума" - довольно трудное чтение. Персонажи все обыватели, каждый с изъяном - в душе или в жизненных обстоятельствах, но прорисованы так внятно, с такого близкого расстояния, как будто видны изнутри. Каждый дышит, переживает, и каждый подсвечен искрой любви, внезапно утраченной. Ключевая история - юноша потерял возлюбленную на море во время шторма. Но как же мучительно осознание человеком того, что он смертен!

И только в самом конце замысел даётся в руки, аж дух захватывает. Долгая история сплавилась воедино, обрела форму капли: всё это было видение влюблённого мальчика, который утонул, но в предсмертном сне успел повзрослеть и увидеть несчастную жизнь свою без любимой. Липскеров не объясняет, как может продавец рыбы превращаться то в сома, то в голубя, то в таракана, и почему милиционер с раздувшимися ногами летает, и зачем деточек, вылупившихся из икринок, склевали вороны. Остаётся только поверить в реальность странного, принять всё как есть и не удивляться, когда Айза возвращается к Илье опять и опять - то рыбкой, то птичкой, то стрекозой, но погибает снова. И эту многократную муку разлук и возвращений может остановить лишь смерть разума.

"- Ненавижу смерть! - рыкнул Погосян. - Зачем жить, если твоя смерть не становится национальной трагедией. Ненавижу смерть! Смерть делает человека бессильным перед окружающим миром!
- Смерть - не злая тётенька, которая подливает вам в шампанское яду. В вашем организме такие процессы произошли, что не совместимы с понятием жизнь! Смерть - просто как выключатель. Когда лампочка накалилась до предела, ее нужно отключить. Почему же смерть отвратительна, если вы ее сами призываете. " (Последний сон разума.)

В книгу вошли еще три повести Липскерова и несколько рассказов. Всякий раз автор открывает какую-нибудь новую дверцу в свою реальность, главные составляющие которой - эрос и танатос, либидо и влечение к смерти. Его герои - удивительно узнаваемы: тысячи раз они запечатлены в лучших книгах и фильмах, но здесь оживают вновь, чтобы ответить, что есть любовь, зачем смерть, и в чем смысл жизни. Очень разные грани реальности представлены как в слоеном коктейле, когда ингредиенты налиты в бокал один за другим, и каждый слой сохраняет свой цвет. Такая литература – это искусство.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Главное, что отличает для меня книги Липскерова, это ощущение, что меня водят за нос, дурят голову и тянут в какой-то непонятный мистический омут. Но делают это так искусно, что я охотно в этот омут бросаюсь с головой. Причем, с первых страниц. Последний сон разума ко всему еще и дает ответ на вопрос о смысле жизни, который меня лично абсолютно устраивает)) Это гениально просто!

Книга потрясающая. Слог тягучий, как патока, невозможно оторваться от повествования. Нереальность обретает черты реальности и затягивает в водоворот событий невозможных, но в тоже время правдивых. и вечных. Почему? Потому что это - жизнью. А жизнь - есть сон.

Книги, которые заставляют задуматься о самых главных вещах. Прекрасный язык и написано так, что оторваться невозможно.

1. КРЫМ
2. УЧАСТКОВЫЙ
3. РЫБИЙ ЦАРЬ
4. РОДЫ
5. ПТИЦЫ
6. РЕКОРД
7. МИТЯ
8. ДЕТСКИЙ ДОМ
9. ЧУДО ПРИРОДЫ
10. СЕМЕН
11. ЖАННА
12. ВОИН
13. КРЫМ

Ничего подобного я еще не читала. Как эта книга попала ко мне в руки не помню. Наверное, бродя по библиотечным стеллажам случайно наткнулась, когда ничего другого не нашла интересным. С тех пор я гоняюсь за книгами Липскерова. Просто потрясающие произведения. Может кому-то будет и не по вкусу. Как назвать жанр даже и не знаю: фентази,юмор, мистика, при чем в нашей действительности. Все так намешано, все так не реально, но в тоже время все очень знакомое и понятное. Какие-то вкрапления из потустороннего мира в нашу реальность. Написано легко, остроумно, читается быстро и с увлечением.

Главный герой романа - одинокий продавец рыбы, стареющий татарин Илья Ильясов. Его жизнь, а точнее длящаяся смерть причудливым образом переплетается с жизнями и смертями других персонажей.
Когда-то, в далекой юности Ильясов пережил гибель любимой, но спустя много лет он встречается с потерянной, как казалось навсегда, невестой. Свидания Ильи и Айзы - это цепь бесконечных инкарнаций, происходящих с героями волею богатой авторской фантазии. Каждый раз эти встречи становятся все скоротечнее и печальнее, но, проходя через многочисленные трудности и испытания, герой надеется обрести свое счастье.

Читайте также: