Специфика оценки учебных достижений обучающихся в школе

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
  • Обеспечить обратную связь;
  • Оценить степень достижения намеченных целей;
  • Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:

  • стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
  • проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
  • мощный мотив учебной деятельности обучающихся;
  • изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов;
  • оценивание процесса их формирования;
  • оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его
  • собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

  • оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
  • предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
  • оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
  • ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание;
  • обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
  • укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;
  • оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

  • выявить планируемые результаты;
  • организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
  • сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

  • элемент эффективного планирования, в центре внимания то, как ученики приобретают знания;
  • является ключевым профессиональным навыком педагога обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;
  • помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты, развивает способность к самооценке и взаимооценке;
  • отражает все образовательные достижения;
  • должна быть постоянным элементом урока.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Пять принципов формирующего оценивания

  • Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  • Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  • Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
  • Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
  • Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал,
  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык,
  • сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Оценка достижения планируемых результатов образования выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности: включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); использование критериальной системы оценивания; использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных

образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом

интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

  1. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Оценивать можно только то, чему учат.
  3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

В системе оценивания в начальной школе используются комплексные оценки, характеризуемые по разным признакам:

обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными

задачами; целью получения информации;

  • интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
  • самоанализ и самооценка обучающихся.

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:

  • работыучащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания,

мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, изделия и т.п.);

  • индивидуальная и совместная деятельностьучащихся в ходе выполнения работ;
  • статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
  • результаты тестирования(результаты устных и письменных проверочных работ).

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и

педагогов

Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Оценка личностных результатов

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени

с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка личностных результатов осуществляется классными руководителями и педагогом-психологом.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение

существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт

основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с

помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных

на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Итоговое оценивание

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами.

В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:

  • результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
  • внеучебные достижения младших школьников.

Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале системы предметных знаний и на основе метапредметных действий. На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

· речевыми (осознанное чтение и навыки работы с информацией);

· коммуникативными (необходимые для учебного сотрудничества).

Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются:

1) общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;

2) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:

1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

2) презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);

3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов).

Таким образом, в итоговой оценке выпускника необходимо выделить две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении системы знаний на момент окончания начальной школы

Таким образом, результаты начального образования можно представить как:

· предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;

· умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;

· индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

При этом подлежит итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов функциональная грамотность в области отдельных предметов (математики, чтения и русского языка, естествознания и др.), т. е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений и универсальных способов действий.

Формы представления оценочных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований,

предъявляемых к выставлению отметок);

  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

В теории и практике образования существуют следующие требования к организации контроля, оценивания учебных достижений учащихся.

1. Индивидуальный характер оценивания, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями, не допускающий подмены результата обучения отдельных учащихся итогами работы группы, класса, и наоборот.

2. Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения. Сочетание его с другими сторонами образовательной деятельности учащихся.

3. Разнообразие форм проведения контроля.

4. Всесторонность, обеспечивающая проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков и способов деятельности учащихся.

5. Объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные суждения и выводы, преподавателя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении его к некоторым из них.

6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждой образовательной отрасли, каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся.

7. Единство требований преподавателей, осуществляющих оценивание работы учащихся в данном классе.

Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание учёных и педагогов – практиков на эту проблему.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.

Оценивание-это контроль качества образования .

Оценивание-это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности .

Оценивание-это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика .

В каждой стране есть своя система оценивания.

Большинство колледжей и университетов в Великобритании, также как начальные и средние школы, используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими "промежуточный" уровень. Например, B+ - это очень хорошо, но не отлично. Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке.

Как правило, эти соответствия следующие:

В России принята 5-ти бальная система отметок:

Все эти системы не идеальны.

А при многобалловой системе учитель не может точно оценить ученика, возможно, он знает на 10 баллов, а его оценивают в 8 или менее

На практике проверку и оценку сводят к диагностике знаний, умений и навыков. Давайте обратимся к намеренно утрированному примеру. В класс пришел ученик, который сделал в диктанте 100 ошибок и, естественно, получил за него самый низкий оценочный балл. В результате настойчивой работы учителя и ученика он стал делать в диктантах такого же уровня сложности только по 10 ошибок. Как оценить его работу? Можно ли здесь руководствоваться только официальной нормой? Ведь тогда оценка никак не зафиксирует громадное продвижение ученика, его явные успехи. Но нельзя ему ставить и положительную отметку. А как быть, если перегрузка, возникающая на пути к положительной оценке, вредит здоровью учащегося?

Но у этих систем есть также и плюсы.


В условиях внедрения ФГОС критериальная оценка учебных достижений становится насущной необходимостью. Она позволит обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся, повысить интерес к обучению в школе.

Традиционная система оценки, несмотря на её богатую историю и кажущуюся эффективность имеет ряд проблем и не отвечает современным требованиям. Это определяется следующими факторами:

– контроль состояния обучения, нося нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывает динамики изменений;

– контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс развития обучающихся;

– используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере, элементы содержания не усвоены;

– по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок обучающихся, недочетов в работе педагога, выявить факторы, влияющие на успеваемость.

На современном этапе развития при оценке образовательных достижений, выделяются три основные задачи:

– получение информации о состоянии учебных достижений учащихся;

– выявление тенденций изменения состояния учебных достижений;

– выявление факторов, оказывающих влияние на уровень учебных достижений.

В силу специфики работы, учитель в основном будет проводить оценивание на уровне класса.

Здесь наиболее эффективной для организации обучения детей является система оценки, которая приближена к ученику, обеспечивает его постоянное взаимодействие с учителем, служит обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения. В международной практике такой подход носит название оценивание в классе — формирующее оценивание.

Главная цель оценивания в классе — помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения, поддержать прогресс ученика.

Базовые вопросы, на которые даёт ответ данная программа оценки, следующие:

– Как учится ученик и как лучше его обучать?

– Каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить?

– В чём ученик испытывает трудности, и как они могут быть преодолены?

Используются разнообразные методы оценки — учебные задания, тесты, вопросы, наблюдения, собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка учащихся друг другом и иные способы [3].

В условиях компетентностного и системно-деятельностного подхода особая роль уделяется развитию у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые они смогут применять вне зависимости от изучаемого предмета, а также в социальной жизни вне школы. Поэтому оценка учебных достижений в школе должна ориентироваться не только на контроль знаний, но и на мониторинг сформированности УУД. Она должна включать:

– предметные знания и умения;

– применение предметных знаний и умений на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины);

– междисциплинарные умения (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст);

– умение работать с информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики и др.);

– овладение информационными технологиями (умениями работать с информацией с помощью компьютера);

– умения сотрудничать и работать в группах;

– умения учиться и самосовершенствоваться;

– умения решать проблемы и пр.

Отсюда выводится важность критериального оценивания — возможность учёта максимума пробелов в образовании учащегося.

Способы использования результатов оценки учебных достижений учащихся представлены на рис. 1.


Рис. 1. Использования результатов оценки учебных достижений[1].

Концептуальные положения использования системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся выдвинуты Р. М. Чудинским и А. А. Володиным:

  1. Одним из базовых аспектов проектирования и реализации педагогической технологии, а также ее оптимизации, является формирование и применение педагогом системы средств оценивания результатов индивидуальных учебных достижений обучающихся.
  2. Проектирование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся является необходимым аспектом профессиональной деятельности педагога.
  3. Система оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся обязательным образом должна быть поставлена в соответствие с оценкой индивидуальных воспитательных и внеучебных достижений обучающихся, как взаимосвязанных и неделимых в образовательном процессе составляющих.
  4. Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся осуществляется на двух уровнях:

а) организация педагогом внешнего входного, промежуточного и итогового контроля и оценки учебной деятельности обучающихся;

б) организация и самоорганизация проведения самооценки и самоконтроля обучающимися своей учебной деятельности.

Эти уровни использования системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся соответствует личностно-деятельностному и компетентностному подходам.

  1. При использовании системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся необходимо в дополнение к традиционным средствам использовать современные средства оценивания процессуального, содержательного и результативного аспектов учебной деятельности, рациональное и эффективное использование которых позволит более глубоко и полно оценить результаты учебной деятельности обучающихся, личностное развитие каждого обучающегося, его компетентность в предметной области, осуществить дифференциацию и индивидуализацию учебной деятельности, реализовать индивидуальную образовательную траекторию.
  2. Применение системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся должно соответствовать процессу и содержанию учебной деятельности обучающихся.
  3. Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся должно включать в себя овладение и применение обучающимися самооценки и самоконтроля своей учебной деятельности.
  4. Система внутришкольного, муниципального и регионального мониторингов на основании стандарта в рамках системы добровольной сертификации услуг по оценке индивидуальных учебных достижений обучающихся должна обеспечивать стандартизированную и формализованную объективную оценку качества индивидуальных учебных достижений обучающихся [9].

Одним из важнейших факторов критериальной оценки учебных достижений, обеспечивающим в значительной мере её эффективность, является поддержка контакта со всем участниками образовательного процесса для оперативной корректировки образовательных траекторий, контроля и поддержки. Поэтому важно будет разработать систему информационного обеспечения учебного процесса. Достижение максимальной прозрачности позволит удовлетворить запросы все заинтересованных в результатах образования лиц.

Использование результатов учебных достижений учащихся школ имеет высокую вариативность — от рекламы образовательного учреждения, до контроля за усвоением учащимися образовательной программы.

  1. Болотов В. А. Вальдман И. А. Условия использования результатов оценки учебных достижений школьников // Проблемы современного образования. — 2012. — № 4. — С. 41–51.
  2. Вальдман И. А. Особенности организации мониторинга учебных достижений в странах мира: национальная программа оценки NAPLAN Австралии // Проблемы современного образования. — 2013. — № 2. — С. 5–18.
  3. Вальдман И. А. Подходы к управлению качеством образования на основе использования процедур оценки образовательных достижений учащихся // Управление образованием: Теория и практика. — 2013. — № 4. — С. 53–66.
  4. Воробьёва Т. Г. Проблема регулятивных учебных действий // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1 (8). — С. 91–92.
  5. Галеева Н. Л. Ресурсы учебного успеха ученика // Справочник заместителя директора школы. — 2010. — № 4. — С.20–32.
  6. Галеева Н. Л. Спасская Н. П. Система мониторинга эффективности ОП на основе определения ЗБР каждого ученика // Завуч. — 1999. — № 1. — С.31–37.
  7. Гущина Т. Н. Роль образовательной среды в развитии субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей: опыт исследования // Вестник КГУ им. Некрасова. — 2010. — Т. 16. — С. 86–90.
  8. Орлова К. В. О контроле и оценке в истории отечественной школы и педагогики // Среднее профессиональное образование. — 2007. — № 11. — С. 77–79.
  9. Чудинский Р. М. Володин А. А. Региональная система индивидуальных учебных достижений обучающихся // Школа будущего. 2010. № 3. С. 35–46.
  10. Шихарьянц Е В. Оценка учебных достижений учащихся в системе общего образования // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. Ч. 1. Новосибирск, 2010. — С. 112–115.
  11. Шляхова Н. И. Инновационные системы оценки учебных достижений учащихся в мониторинге активности обучения // Актуальные проблемы современной науки. — 2014. — Вып. 3. — Т. 1. — С. 60–63.

[1] Схема составлена на основе статьи Болотов В. А. Вальдман И. А. Условия использования результатов оценки учебных достижений школьников // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 41 – 51.

Основные термины (генерируются автоматически): учебное достижение обучающихся, учебная деятельность, использование системы оценки качества, умение, учебная деятельность обучающихся, достижение, критериальная оценка, оценка, система оценки качества, учебное достижение учащихся.

Похожие статьи

Критериальная оценка учебных достижений.

Критериальная оценка учебных достижений. Авторы: Журавлева Людмила Александровна, Ковтюх Ирина Владимировна, Пышнограев Сергей Викторович. В силу специфики работы, учитель в основном будет проводить оценивание на уровне класса.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном.

Использование электронных систем контроля и оценки знаний.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности.

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных.

Стремление обучающегося к достижению высоких результатов. оценка, возможность, учащийся, традиционная система оценивания, способность

Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными.

Элементы формирующей оценки качества школьного образования

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале. Главная цель оценивания в классе — помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения, поддержать прогресс ученика.

Оценка образовательных результатов обучающихся.

Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования.

Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания знаний.

При работе с данной системой начали замечать множество положительных сторон модели критериального оценивания.

Качественно составленные дескрипторы для заданий по достижению учебных целейопределяют профессионализм учителя-предметника.

В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования. Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными.

Совершенствование системы мониторинга и оценка качества.

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале.

Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся осуществляется на двух уровнях.

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях.

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале.

Способы использования результатов оценки учебных достижений учащихся представлены на рис. 1.

критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, ученик.

Читайте также: