Стратегия казахстан 2020 краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Продолжаем список тем, которые будут влиять на казахстанскую политику в наступившем 2020-м году.

6. Политическая объективизация Дариги Назарбаевой

Вместе с транзитом власти поднялись индексы внутриаппаратной влиятельности Дариги Назарбаевой. Она стала третьим человеком в стране (как по политическому статусу, так и по занимаемой должности) с допуском к модерации транзита. Это целенаправленное утяжеление старшей дочери Елбасы фактически выступает составной частью транзита. Но для того, чтобы стать одним из столпов постпериода, ей не хватает реального политического веса, который позволил бы выступать блюстителем политического курса. Поэтому переходный период, в котором находится Казахстан, используется для политической объективизации Дариги Назарбаевой. И в 2020 году ее утяжеление продолжится. Во-первых, через погружение в бюрократический аппарат. Во-вторых, через перезагрузку ее образов для общественного восприятия. Третья проекция – продолжение международной легитимности. Но как показали события прошлого года, утяжеление спикера сената наталкивается как на внутриэлитное сопротивление, так и на отторжение обществом. Поэтому и сама Дарига Назарбаева, и общественное и внутриэлитное внимание к ее персоне будут заметно влиять на повестку года.

7. Продолжение транзита

Один из ключевых вопросов повестки-2020 – продолжение конструирования новой системы сдержек и противовесов. После первого транзитного года остались незавершенность и недосказанность. Система принятия решения находится в процессе слаживания. Поэтому корректировка институциональной и юридической базы продолжится. В любом случае, двусмысленности не избежать и в этом году. Даже на уровне официальной риторики невозможно уйти от контраста и смысловых отсылок, которые идут не в пользу назарбаевского Казахстана. При этом власть будет блюсти свою целостность – для легитимности всего транзитного процесса важно удерживать общественную легитимность Токаева как президента.

8. Политические реформы

9. Антикоррупционная повестка

10. Соседский фактор

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

***
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев выступил недавно с обращением к Парламенту и казахстанскому народу. В нем отражены последние достижения и важнейшие планы страны.

Улучшился основной индекс здоровья населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65 лет до 68 лет. Вдвое снизилась младенческая смертность, а рождаемость выросла на 150%. За 10 лет было построено 652 школы и 463 здравоохранительных учреждения. Сегодня существуют центры здоровья на мировом уровне, такие, как Национальный научный центр материнства и детства и Институт нейрохирургии, а в этом году откроется Центр кардиохирургии. В своем докладе за 2009 год ООН включила Казахстан в категорию стран с высоким уровнем человеческого потенциала. Доказательство повышения общественного благосостояния: 350 тыс. семей, или около 1,2 миллиона людей, стали домовладельцами за последние 10 лет, было построено и отремонтировано 32 тыс. километров дорог, почти треть дорог Казахстана.

Время правильных решений

Стратегический план 2020 - казахстанский путь к лидерству

Десятилетний план включает подготовку экономики для посткризисного развития, обеспечивая постоянный рост экономики путем усиления индустриализации и развития инфраструктуры, повышения конкурентоспособности человеческого капитала, предоставления качественных социальных услуг и жилья населению Республики Казахстан и, не в последнюю очередь, путем укрепления международных отношений для повышения глобальной безопасности. Устойчивое и сбалансированное развитие в следующем десятилетии будет обеспечено в контексте быстрой диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиции в размере 6,5 трлн тенге, эта сумма представляет более 40% ВВП, эти средства позволят создать более 200 тыс. рабочих мест только в следующие 3 года.

В ближайшие 5 лет будут сданы эксплуатацию заводы по обогащению минералов, ряд энергетических комплексов - Балхашская ТЭС, Мойнакская ГЭС, и новый блок Экибастузской ГРЭС и многие другие. До 2014 года будет восстановлено три нефтеперерабатывающих завода, обеспечивая 100% внутреннего потребления нефти и нефтепродуктов. Практически стоит цель войти в число 50 конкурентоспособных стран мира!

Казахстан является активным участником интеграционных процессов в СНГ. Создание Таможенного союза с Российской Федерацией и Беларусью, вступившего в силу с первого января 2010 года, является результатом всех интеграционных инициатив Казахстана. Следующим шагом в процессе интеграции трех стран будет формирование с 1 января 2012 года единого экономического пространства. Этот наибольший уровень интеграции материализуется, когда будет обеспечено свободное движение капитала и рабочей силы.

Не будет достигнута реальная диверсификация без реформы регионального развития. Поэтому необходимо создание центров экономического роста. В западном Казахстане будут развиваться нефтяной сектор, химическая промышленность, производство оборудования и транспортных средств. В центре, на севере, юге и востоке - металлургические, ядерные комплексы, химическая и сельскохозяйственная промышленность. Особое внимание будет уделяться развитию столицы Астаны - города с конкурентоспособной экономикой, привлекательного для граждан страны и туристов.

Для реального реформирования экономики необходимо существенно улучшить деловой климат, обеспечить стабильность финансовой системы и наилучшей правовой базы. В 2020 году Казахстан планирует вступить в число 50 стран с наилучшей средой для бизнеса, стать региональным центром исламских банков в странах СНГ и Центральной Азии, одним их десяти финансовых центров в Азии.

Человек - самое большое богатство страны

Главным приоритетом правительственной и социальной политики является обеспечение занятости населения, поэтому к 2020 году уровень безработицы уменьшится до 5%, а уровень населения с доходами ниже прожиточного минимума не будет превышать 8%. В государственном бюджете в текущем году было предусмотрено существенное повышение пенсий, стипендий и заработной платы бюджетников.

Празднование 65-летия Победы во Второй мировой войне является важной датой для истории Казахстана, и каждый участник и инвалид войны получит помощь из бюджета в размере 65 тыс. тенге. Уроки, извлеченные из кризиса, требуют усовершенствования политики жилищного строительства. Будет использован принцип равноправного партнерства между гражданами, жилищными банками, государством и строительными компаниями. Модернизация инфраструктуры жилищного сектора будет сопровождаться снижением операционных расходов и внедрением технологий, которые позволят сэкономить ресурсы. Обеспечение свежей качественной воды в сельских общинах также является важной задачей. Основными задачами внутренней политики и национальной безопасности в 2010 году остаются обеспечение согласия и стабильности в сообществе, совместно с укреплением безопасности страны. Большой труд необходим для реформирования законодательной системы. Выполнение задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым, возможно при реализации единой национальной стратегии.

Казахстан будет проводить прагматичную и сбалансированную внешнюю политику, направленную на обеспечение национальных интересов, повышение международного авторитета и укрепление национальной, региональной и глобальной безопасности.

Многие страны-участницы ОБСЕ поддержали планы Казахстана, а также предложение Президента Н.А.Назарбаева о проведении Саммита ОБСЕ в городе Астана в этом году.

Запуская программу развития до 2020 года, Президент Н.А.Назарбаев понимает, что мировой кризис еще не завершился, но его наиболее жесткий этап прошел, а разработанная программа создаст независимый, процветающий и политически стабильный Казахстан.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
I. Стратегический план – 2020: глобальные тенденции. 5
Тенденции в мировой экономике. 5
Вызовы и возможности. 6
II. Стратегический план – 2010: основные результаты.. 7
Достижения. 7
Вызовы, остающиеся актуальными. 8
III. Ключевые направления развития Казахстана до 2020 года. 8
Казахстан в 2020 году. 8
Стабильная база для роста, процветания и безопасности Казахстана: пять ключевых направлений. 9
Ключевое направление: подготовка к посткризисному развитию.. 11
Улучшение бизнес-среды.. 11
Укрепление финансового сектора. 12
Формирование надежной правовой среды.. 14
Ключевое направление: ускорение диверсификации экономики. 18
Формирование благоприятной экономической среды.. 18
Макроэкономическое управление в поддержку диверсификации экономики. 18
Противодействие неэффективным проектам.. 19
Построение национальной инновационной системы.. 19
Принципы успешной индустриализации. 19
Приоритеты диверсификации. 20
Агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции. 22
Строительная индустрия и производство строительных материалов. 23
Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора. 23
Металлургия и производство готовых металлических продуктов. 23
Химическая, фармацевтическая и оборонная промышленность. 23
Развитие энергетики, включая атомную энергетику и альтернативные источники энергии. 24
Транспорт и телекоммуникации. 25
Ключевое направление: инвестиции в будущее. 30
Образование. 30
Здравоохранение. 34
Трудовые ресурсы.. 37
Ключевое направление: услуги для граждан. 37
Социальная защита населения. 38
Жилищно-коммунальное хозяйство. 39
Ключевое направление: обеспечение межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений 41
Поддержание внутренней стабильности. 41
Национальная безопасность. 43
Международные отношения и внешняя политика. 44
IV. Основа для реализации Стратегического плана – 2020: результативный государственный сектор. 46
Определение четких полномочий и ответственности. 46
Повышение качества оказания государственных услуг 47
Профессионализация государственной службы.. 47
Государственное управление, ориентированное на результат. 48
Управление реформами государственного сектора. 48
V. Мониторинг и оценка реализации Стратегического плана – 2020. 49
Система мониторинга и оценки. 49
Вовлечение граждан. 50
Создание базы статистических данных для мониторинга. 50
Заключение. 51

Работа содержит 1 файл

Гос сектор экономики.doc

Учитывая, что реализация масштабных планов столкнется с ужесточением бюджетных ограничений, будет обеспечен высокий уровень доходности государственных инвестиций и повышена эффективность реализации принимаемых программ.

Стратегическим планом – 2010 определены задачи по созданию конкурентоспособной экономики, росту промышленного и сельскохозяйственного производства, а также расширению доступности услуг социальной сферы, в первую очередь, образования и здравоохранения. Повышение эффективности деятельности государства с упором на разграничение полномочий между уровнями государственного управления, качественное администрирование государственных услуг также было важным стратегическим приоритетом в прошедшем десятилетнем периоде. Некоторые из этих задач были выполнены или близки к выполнению, однако часть задач остается актуальной и в следующем десятилетнем периоде.


Достижения

В период с 2000 по 2009 годы Казахстан достиг значительного прогресса в некоторых ключевых отраслях, определенных Стратегическим планом – 2010. Рост ВВП ежегодно в среднем составлял 8,5%, превысив в 2008 году свое первоначальное значение в 2,3 раза. В 2007 году промышленное производство уже достигло цели десятилетнего периода по удвоению (реальный рост – 78%), сельскохозяйственное производство выросло в 1,44 раза, почти достигнув целевого показателя роста в 1,5 раза по отношению к 2000 году. Создана прочная основа для ускоренной диверсификации экономики. Сформированы и успешно функционируют институты развития, подготовлено необходимое законодательство.

Значительные преобразования произошли в сферах здравоохранения, образования и социальной защиты населения: заболеваемость туберкулезом снизилась на 30%; увеличился охват занятого населения накопительной пенсионной системой; инфраструктура систем здравоохранения и образования существенно обновилась. Увеличился социально-экономический потенциал сельских населенных пунктов. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 31,8 % в 2000 году до 12,7 % в 2008 году. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65 до 68 лет. Были начаты важные реформы в государственном секторе. Эти достижения создали устойчивую основу для реализации Стратегического плана – 2020.


Вызовы, остающиеся актуальными

Несмотря на то, что по большинству приоритетных сфер в период реализации Стратегического плана – 2010 достигнут значительный прогресс, многие пункты повестки дня реформирования остаются незавершенными. Реализация программ развития конкурентоспособной и диверсифицированной экономики требует дальнейшего продолжения. Качество услуг образования и здравоохранения все еще требует улучшения. Реформы в государственном секторе, начатые в период реализации Стратегического плана – 2010, также остаются незавершенными. Разграничение полномочий между уровнями государственного управления, развитие системы стимулов на государственной службе, повышение качества государственных услуг и эффективности их администрирования – все эти вопросы требуют дальнейшего решения в период реализации Стратегического плана – 2020.


Казахстан в 2020 году

Казахстан в 2020 году станет страной, которая вышла из мирового кризиса более сильной и конкурентоспособной, с диверсифицированной экономикой и населением, активно вовлеченным в новую экономику.

К 2020 году Казахстан уже будет в числе пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира с благоприятным деловым климатом, позволяющим привлекать значительные иностранные инвестиции в несырьевые секторы экономики страны. Экономика будет лучше подготовлена к следующим экономическим кризисам. Казахстан укрепит свои политические и экономические связи с сопредельными странами и другими государствами.

К 2020 году страна будет обладать человеческими ресурсами, необходимыми для развития диверсифицированной экономики, а также иметь инфраструктуру, необходимую для обслуживания отечественных предпринимателей и экспортеров. Будет обеспечена бесперебойная связь с остальным миром за счет интенсивного развития транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций. Обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг Казахстана займут достойное место в структуре экономики наряду с горнодобывающей промышленностью. В социальной сфере и сфере защиты окружающей среды будут достигнуты значительные результаты.

К 2020 году казахстанская экономика в реальном выражении возрастет более чем на треть по отношению к уровню 2009 года [1] . За счет успешной реализации планов по диверсификации экономики показатели роста перерабатывающих отраслей экономики к 2020 году будут больше показателей роста добывающих отраслей или равны им.

Благодаря проведению взвешенной макроэкономической политики, к 2020 году уровень золотовалютных резервов (без учета активов Национального фонда Республики Казахстан) будет не ниже трех месяцев импорта или объема краткосрочного (до 1 года) внешнего долга государственного и корпоративного секторов страны (в зависимости от того, какой показатель будет выше). Активы Национального фонда составят не менее 30% к ВВП. Инфляция в этот период в среднем будет удерживаться на уровне 5 – 8 % в год. Политика обменного курса будет обеспечивать баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.

К 2020 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 8%. Социально уязвимые группы населения, люди с ограниченными возможностями, женщины, дети и молодежь будут чувствовать себя более защищенными и смогут расширить свои возможности в обществе. Качественное образование от детского сада до университета будет доступным по всей стране, значительно улучшится состояние здоровья населения. Услуги здравоохранения будут соответствовать лучшим мировым стандартам. Казахстанцы будут вести более здоровый образ жизни, сократится число курящих и злоупотребляющих алкоголем. Последовательно и поэтапно расширится использование государственного языка во всех сферах жизнедеятельности общества. Различные этнические группы и представители конфессий продолжат жить в условиях внутренней стабильности, безопасности, мира и согласия.


Стабильная база для роста, процветания и безопасности Казахстана: пять ключевых направлений

В ближайшее десятилетие приоритетными в деятельности государства будут пять ключевых направлений:

1) подготовка к посткризисному развитию;

2) обеспечение устойчивого роста экономики за счет ускорения диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры;

3) инвестиции в будущее – повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев;

4) обеспечение населения качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;

5) укрепление межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений.

В процессе подготовки к восстановлению экономики Казахстан должен ускоренно реализовать реформы, которые позволят повысить ее конкурентоспособность. Первое ключевое направление – подготовка к посткризисному развитию – включает меры, результаты которых будут ощутимы в начале десятилетнего периода. Это создание более благоприятной бизнес-среды, укрепление финансового сектора и совершенствование правовой системы.

Действия в рамках второго ключевого направления будут способствовать ускорению диверсификации экономики Казахстана в результате реализации программы форсированной индустриализации страны и развития инфраструктуры. Это позволит изменить экономическую модель и перейти от экстенсивного, сырьевого пути развития к индустриально-инновационному развитию. Планы инфраструктурного развития страны будут сфокусированы на модернизации отраслей энергетики, транспорта и телекоммуникаций, способствующих форсированной диверсификации экономики и привлечению иностранных инвестиций в страну.

Количество и качество человеческих ресурсов являются основополагающими факторами, определяющими будущее любой страны. Человеческий капитал – это основной двигатель инноваций и повышения эффективности экономики. Третье направление – инвестиции в будущее – будет включать меры, необходимые для повышения качества человеческих ресурсов Казахстана в долгосрочном периоде.

В рамках четвертого ключевого направления – услуги для граждан – будут усилены меры по социальной защите населения и эффективному предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

В рамках пятого ключевого направления – межнациональное согласие, безопасность, стабильность международных отношений – будут предусмотрены меры по укреплению внутренней стабильности, безопасности, мира и согласия, развитию миролюбивой внешней политики.


Ключевое направление: подготовка к посткризисному развитию

В период глобального восстановления благоприятный деловой климат в Казахстане обеспечит прочную основу конкурентоспособности страны. Он является ключевым фактором, способствующим привлечению масштабных инвестиций для ускоренной диверсификации экономики и развитию отечественного бизнеса. Устойчивая финансовая система и надежная правовая среда также играют критическую роль в развитии предпринимательства.

Улучшение бизнес-среды

В первые годы реализации Стратегического плана – 2020 государство инициирует активные меры, направленные на снижение стоимости ведения бизнеса как для отечественных предпринимателей, так и для международных инвесторов. Устанавливая оптимальные рамки административных процедур и повышая прозрачность их осуществления, государство будет стремиться к снижению влияния бюрократии и коррупции на важные аспекты делового климата в Казахстане.

Стратегические цели по улучшению бизнес-среды

доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ВВП увеличится на десять процентных пунктов

доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП увеличится на 7 – 10%

диверсифицируются источники инвестиций (10 основных стран-инвесторов с долей каждой страны 5% и более)

операционные издержки, связанные с регистрацией и ведением бизнеса (получением разрешений, лицензий, сертификатов; аккредитацией; получением консультаций), включая время и затраты, снизятся на 30% по сравнению с 2011 годом

улучшатся показатели развития бизнес-среды в Обзоре делового климата и эффективности работы предприятий (BEEPS) Европейского Банка Реконструкции и Развития и Всемирного Банка

операционные издержки, связанные с регистрацией и ведением бизнеса (получением разрешений, лицензий, сертификатов; аккредитацией; получением консультаций), включая время и затраты, снизятся на 30%

Республика планировала достичь множества целей к 2020 году. Что удалось, а что нет?

Казахстан-2020: ожидания и реальность

Казахстан с момента обретения независимости традиционно много внимания уделял планам: в республике принято множество программ, которые указывают, какой она станет к определенной дате. Большие программы – Казахстан-2030 или Казахстан-2050 – обозначались президентом как основные ориентиры для развития страны. Большое число программ было ориентировано и на 2020 год. К этой дате республика планировала стать более конкурентоспособной, развить перерабатывающую отрасль, улучшить жизнь граждан и свое положение в рейтингах. О части планов Vласть писала еще в 2013 году. Разбираемся, какие из планов выполнены, а что так и осталось лишь планами.

Рейтинги.

3 задачи: 1 выполнена, 1 выполнена частично, 1 не выполнена

Правительство ожидало, что к 2020 году Казахстан войдет в рейтинг 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, будет находиться в списке первых 35 стран рейтинга Doing Business Всемирного банка и в первой трети государств в рейтинге Transparency International по индексу восприятия коррупции.

В число 50 конкурентоспособных стран по оценке Всемирного экономического форума Казахстан вошел в 2013 году, в 2015 году республика достигла в нем 42 позиции – наивысшей в истории, а уже на следующий год выпала из первой 50-ки и до настоящего времени в нее так и не вернулась. По итогам прошлогоднего рейтинга Казахстан – 55-й в рейтинге.

В 2018 году страна впервые вошла в 30-ку лидеров в рейтинге Doing Business, а в 2019 году Всемирный банк повысил позиции Казахстана в этом рейтинге на 3 пункта – с 28 до 25 места.

В Индексе восприятия коррупции международной неправительственной организации Transparency International за 2018 год республика набрала 31 балл и занял 124 строчку, находясь, таким образом, ближе к последней трети рейтинга, чем к первой, где планировала быть.

Экономика.

5 задач: 2 выполнены, 3 не выполнены

К 2020 году казахстанская экономика в реальном выражении должна была вырасти на треть по отношению к уровню 2009 года. При этом в тот год был зафиксирован один из самых низких показателей роста ВВП из-за последствий мирового финансового кризиса. В следующие десять лет экономика страны испытывала значительные колебания вместе с ценами на нефть. К 2013-му экономика страны выросла вдвое относительно показателей 2009-го, а затем начала сжиматься на фоне нового кризиса. Тем не менее, план по росту экономики на треть был выполнен.

Правительство страны ожидало, что инфляция в 2020 году в среднем будет удерживаться на уровне 5-8% в год. По итогам 2019-го инфляция составила 5,4%, приближаясь к нижней границе коридора, которые прогнозировался десятилетие назад.

Другим планом правительства было увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП к 2020 году до 13%, доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта – до 45%, производительность труда в обрабатывающей промышленности должна была увеличиться в 2 раза. Однако в августе 2019 года президент страны Касым-Жомарт Токаев заявлял, что на протяжении 10 лет доля обрабатывающей промышленности в ВВП колеблется в районе 11%, а рост производительности труда в 2018 году достиг лишь 4% при плане 12%. Более того, доля обрабатывающего сектора в общей структуре экспорта снизилась с максимальных 34% (зафиксированы в 2016 году) до 26% в 2018 году.


Выставка Expo-2017 в Астане, 2017 год. Фото Равката Мухтарова

Уровень жизни населения.

7 задач: 4 выполнены, 1 выполнена частично, 2 не выполнены

Статистики прогнозировали, что в 2020 году население Казахстана составит 18,7 млн человек. К 1 декабря 2019 года численность населения страны составила 18 611 тыс. человек, вплотную приблизившись к прогнозируемому показателю.

Правительство ожидало, что продолжительность жизни казахстанцев увеличится до 72 лет. Этот показатель превышен: по предварительным данным Минздрава, уже в 2019 году он составляет 73 года.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна составить 8%. Согласно данным официальной статистики, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2010 году, когда была принята стратегия, составляла 6,5%, в 2015 году – 2,7%, а в 2018 году – 4,3%.

Уровень безработицы ожидался около 5%. По данным официальной статистики, в четвертом квартале 2019 года он составлял 4,8%.

Планировалось, что в 2020 году все города и 80% сел республики будут подключены к централизованному водоснабжению. Сейчас охват населения централизованным водоснабжением составляет 84% в селах и 94,5% в городах. Остальные пользуются водоразборными колонками. Довести охват населения до 100% планируется лишь в 2023 году. Уровень изношенности водопровода и канализации составляет 57%, а уровень их обновления низкий и ежегодно составляет в среднем чуть больше 5%, что приводит к огромным сверхнормативным потерям.

Вместе с тем пороговый уровень оказания адресной социальной помощи правительство планировало повысить до 100% от величины прожиточного минимума, сейчас он составляет 70%.

Здравоохранение.

3 задачи, 1 выполнена частично, 2 не выполнены


Дорогие соотечественники!

Сегодня мы собрались накануне Дня Независимости.

Вот уже более 20 лет все мы с гордостью отмечаем этот великий праздник.

16 декабря 1991 года мы, народ Казахстана, выбрали суверенитет, свободу, открытость миру. Сегодня эти ценности стали частью нашей повседневной жизни.

Тогда, в начале пути, все было совсем другим. Теперь же, благодаря нашим общим усилиям, страна преобразилась, ее не узнать.

Сегодня мы - успешное государство, имеющее свое лицо, свои особенности и свою позицию.

Взятие первого рубежа досталось нам дорогой ценой.

Страна более 20 лет работала на укрепление суверенитета и политического веса. 20 лет спустя эта цель достигнута. Период становления успешно завершен.

Казахстан начала XXI века независим и уверен в себе.

Изменения, происходящие в мире под влиянием затянувшегося глобального кризиса, нас не пугают. Мы к ним готовы. Теперь наша задача - сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке.

Наша главная цель - к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда.

Сильное государство особенно важно для обеспечения условий ускоренного экономического роста.

Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста.

Поэтому именно сегодня, в канун празднования Дня Независимости, я обращаюсь к вам, мои дорогие сограждане, с новым Посланием.

Это мое видение перспектив развития нашей страны.

Это - новый политический курс.

1. Состоявшийся Казахстан - испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета

Ровно 15 лет назад мы приняли Стратегию развития Казахстана до 2030 года.

Это был 1997 год - еще не был окончательно преодолен постсоветский хаос, кризис лихорадил Юго-Восточную Азию и некоторые другие рынки. Очень сложно было и нам.

Все эти годы наша стратегия как маяк освещала нам путь, позволяя идти вперед, не сбиваясь с главной цели.

Помните 1997 год?

После моего выступления в Парламенте были смятение и растерянность.

Настолько амбициозными казались поставленные тогда задачи.

Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Перед нами стояла гигантская задача - переломить ход событий. Построить новую страну.

Сегодня для меня большая честь заявить о том, что мы сделали правильный выбор. И глобальный кризис 2008 - 2009 годов подтвердил это.

Казахстан устоял. Кризис не разрушил наши достижения и сделал нас сильнее.

Выбранная нами политическая, социально-экономическая и внешнеполитическая модель развития страны доказала свою эффективность.

1. Сильное успешное государство

Наше главное достижение - мы создали независимый Казахстан.

Мы юридически оформили наши границы. Сформировали интегрированное экономическое пространство страны. Заново наладили и укрепили в стране производственные связи. Сегодня все регионы работают в неразрывной связке друг с другом.

Провели исторически важные конституционные и политические реформы, которые создали современную систему государственного управления, основанную на разделении ветвей власти.

2. Устойчивый процесс демократизации и либерализации

Шаг за шагом наше общество приближается к самым высоким стандартам в области демократизации и прав человека.

Мы закрепили фундаментальные права и свободы в Конституции страны. Сегодня все граждане Казахстана имеют равные права и возможности.

3. Согласие и мир различных социальных, этнических и религиозных групп

Мы восстановили историческую справедливость по отношению к казахскому народу, нашей культуре и языку.

Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность.

Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17 конфессий.

Гражданский мир и межнациональное согласие - наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном.

Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур.

Казахстан превратился в центр глобального межконфессионального диалога.

4. Национальная экономика. Наша роль в международном разделении труда

Мы первыми в Содружестве Независимых Государств сформировали современную модель рыночной экономики, основанную на частной собственности, свободной конкуренции и принципах открытости. Наша модель основывается на активной роли государства в привлечении иностранных инвестиций.

Мы привлекли в страну более 160 миллиардов долларов иностранных инвестиций.

Сформированы базовые условия для предпринимательской деятельности и современная налоговая система.

Мы планомерно диверсифицируем национальную экономику. В программе форсированной индустриализации я поставил задачу: за две пятилетки изменить лицо нашей экономики, сделать ее независимой от колебаний мировых цен на сырье.

За 15 лет, минувших с момента принятия Стратегии-2030, наше государство вошло в пятерку самых динамично развивающихся стран мира.

В результате по итогам 2012 года мы войдем в число 50 крупнейших экономик планеты по объему ВВП.

Есть признанные рейтинги, по которым все страны мира сверяют свое развитие. Шесть лет назад я поставил общенациональную задачу - войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан уже занимает 51 место. Сегодня мы в шаге от нашей цели.

5. Сильная социальная политика, которая обеспечила общественную стабильность и согласие

Главным критерием для меня всегда был и будет уровень жизни народа.

За 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз.

Число граждан с доходом ниже прожиточного минимума уменьшилось в 7 раз, число безработных сократилось вдвое.

Мы заложили основы социальноориентированного общества.

Нам удалось добиться заметного прогресса в деле улучшения здоровья нации.

Для повышения эффективности сферы здравоохранения реформирована ее система организации, управления и финансирования.

За последние пять лет материнская смертность снизилась почти в 3 раза, в полтора раза возросла рождаемость.

Создаются равные возможности для получения образования.

За последние 15 лет расходы на образование выросли в 9,5 раза. Реализуется Государственная программа развития образования, нацеленная на кардинальную модернизацию всех уровней образования - от дошкольного до высшего.

Благодаря нашей политике долгосрочных вложений в развитие человеческого потенциала мы сформировали нынешнее талантливое поколение молодежи.

6. Страна, признанная мировым сообществом

В мировой политике наша страна - ответственный и надежный партнер, пользующийся бесспорным международным авторитетом.

Мы играем важную роль в деле укрепления глобальной безопасности, поддерживаем мировое сообщество в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков.

Мы инициировали созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии - важной для нашей безопасности международной диалоговой площадки. Сегодня СВМДА объединяет 24 страны с населением более 3 миллиардов человек.

Последние 2-3 года Республика Казахстан председательствовала в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламского сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности.

На астанинском Экономическом форуме мы предложили новый формат диалога - G-global. Суть этой инициативы - объединить усилия всех в деле создания справедливого и безопасного миропорядка.

Мы вносим достойный вклад в обеспечение глобальной энергетической и продовольственной безопасности.

7. Наша активная роль в продвижении режима ядерного нераспространения

Наши инициативы по укреплению режима нераспространения ядерного оружия - это безусловный вклад в мировую стабильность, порядок и безопасность.

Первыми в мире закрыв Семипалатинский ядерный полигон и отказавшись от атомного оружия, мы получили прочные международные гарантии нашей безопасности от ведущих ядерных держав - США, России, Великобритании, Франции и КНР.

Мы сыграли ключевую роль в создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии и активно поддерживаем создание аналогичных зон в других регионах планеты, прежде всего на Ближнем Востоке.

Мы поддерживаем усилия мирового сообщества по противодействию угрозе ядерного терроризма.

Сейчас мы твердо говорим о необходимости принятия дальнейших решительных мер по устранению ядерной угрозы. Считаем, что Договор о нераспространении ядерного оружия был и остается краеугольным камнем режима нераспространения.

Важным катализатором укрепления режима нераспространения должно стать скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Три года назад Генеральная Ассамблея ООН поддержала мое предложение об объявлении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Все это - признание нашей роли в глобальной политике.

Благодаря такой ответственной политике Казахстан по праву признан лидером режима нераспространения, моделью для других государств.

И сегодня для меня большая честь подвести итоги реализации Стратегии-2030, которую по целому ряду параметров нам удалось выполнить досрочно.

(1) НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Перед нами стояла задача развивать Казахстан при сохранении территориальной целостности. Нам удалось сделать больше, чем планировалось.

Впервые в истории наше государство обрело четкие, международно признанные границы. Делимитирована государственная граница - а это 14 тысяч километров.

Казахстан надежно контролирует ситуацию в своей акватории Каспийского моря.

Отныне снята угроза возникновения любых территориальных споров в будущем. Мы не оставили для потомков спорных территорий с соседями.

Мы создали сильную, современную, обороноспособную армию, эффективную правоохранительную систему, которые обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

(2) Мы сохранили и укрепили ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО в стране, где проживают представители 140 этносов и 17 конфессий. Наша политика была успешной.

Мы последовательно формируем институты гражданского общества на основе демократической модели развития. Учрежден институт омбудсмена по правам человека.

Если раньше у нас никогда не было многопартийности, то сейчас в стране действуют партии, представляющие весь политический спектр. У нас многопартийный Парламент, Правительство парламентского большинства.

Развивается гражданское общество, функционируют независимые СМИ. Работает свыше 18 тысяч НПО самой различной направленности. Выходит около 2,5 тысячи СМИ, около 90% из них - частные.

Казахстан сегодня является важным международным центром межкультурного и межконфессионального диалога.

Именно на нашей земле состоялись первые четыре съезда лидеров мировых и традиционных религий.

В ХХI веке Казахстан должен стать мостом для диалога и взаимодействия Востока и Запада.

(3) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ОТКРЫТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНУТРЕННИХ СБЕРЕЖЕНИЙ. Мы ставили задачу достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов развития. Нам удалось решить эту задачу в кратчайшие по историческим меркам сроки.

В результате за 15 лет объем национальной экономики вырос с 1,7 триллиона тенге в 1997 году до 28 триллионов тенге в 2011 году.

ВВП страны возрос более чем в 16 раз. С 1999 года ежегодный прирост ВВП Казахстана составил 7,6% и обогнал передовые развивающиеся страны.

ВВП на душу населения вырос более чем в 7 раз - с 1 500 долларов США в 1998 году и 12 тысяч долларов США в 2012 году.

Казахстан с самого начала стал лидером в СНГ по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения. Сегодня это уже 9200 долларов США.

Мы добились роста внешней торговли в 12 раз, а объемов производства промышленной продукции - в 20 раз.

За эти годы добыча нефти увеличилась в 3 раза, природного газа - в 5 раз. Доходы от сырьевых ресурсов мы направили в Национальный фонд.

Это - наш надежный щит от возможных экономических и финансовых потрясений. Это - гарантия безопасности для нынешних и будущих поколений.

В рамках программы форсированной индустриализации с 2010 года реализовано 397 инвестиционных проектов общей стоимостью 1 797 миллиардов тенге и создано более 44 тысяч рабочих мест.

Сегодня мы - динамичная страна со средним уровнем дохода населения и динамично растущей экономикой.

(4) ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА. Жизненно важно было кардинально изменить положение людей, улучшить условия жизни. Результаты проделанной работы налицо.

Среднемесячная заработная плата возросла в 9,3 раза. Средний размер пенсионных выплат увеличился в 10 раз.

В 16 раз возросли номинальные денежные доходы населения.

Ежегодно увеличивается объем финансирования здравоохранения. Если в 1999 году финансирование составляло 46 миллиардов тенге, то в 2011 году - 631 миллиардов тенге.

Создан медицинский кластер, в который входят пять инновационных объектов здравоохранения: детский реабилитационный центр, центры материнства и детства, нейрохирургии, неотложной медицинской помощи и центр кардиологии.

Во всех регионах страны создаются необходимые условия для получения качественных медицинских услуг.

Ускоренными темпами развивается транспортная медицина, обеспечивающая медицинскими услугами самые отдаленные районы нашей страны.

Национальная скрининговая система позволяет выявлять и предотвращать заболевания на ранних стадиях.

Введено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение.

За последние 15 лет численность населения увеличилась с 14 почти до 17 миллионов человек.

Продолжительность жизни выросла до 70 лет.

Мы последовательно проводим курс на развитие доступного и качественного образования.

Введена обязательная предшкольная подготовка, сегодня ею охвачено 94,7% дошкольников.

С 1997 года по всей республике построено 942 школы, а также 758 больниц и других объектов здравоохранения.

Мы развиваем сеть интеллектуальных школ и профессионально-технических колледжей мирового уровня.

За последние 12 лет увеличилось на 182% количество грантов для получения высшего образования.

В Астане создан современный научно-исследовательский университет, работающий по международным стандартам.

(5) ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Нефтегазовый комплекс Казахстана является локомотивом для всей экономики и способствует развитию других отраслей.

Мы должны были создать современную, эффективную нефтегазовую и горнодобывающую отрасли экономики. Мы справились с этой задачей. Сегодня мы используем доходы сырьевого сектора для построения новой экономики будущего.

Наблюдается устойчивая динамика роста доли нефтегазовой отрасли в ВВП страны, которая выросла с 3,7% в 1997 году до 14,7% в 2006 году и 25,8% в 2011 году.

Мы диверсифицировали рынки сбыта и прочно закрепили свои позиции, тем самым снизив зависимость от одного направления реализации нашей продукции.

(6) ИНФРАСТРУКТУРА, В ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ. Мы ставили задачу развивать инфраструктуру. И это оказалось нам по силам. За прошедшие годы было введено в строй множество крупных стратегических объектов промышленной, транспортной инфраструктуры и инфраструктуры жизнедеятельности. Это - автомобильные и железнодорожные магистрали, трубопроводы, логистические центры, терминалы, аэропорты, вокзалы, порты и так далее.

Все это дало работу многим казахстанцам, встроило нас в систему региональных и глобальных хозяйственных связей.

С каждым годом растет число потребителей телекоммуникационной отрасли. Это касается и стационарных телефонов, и мобильной связи, и Интернета.

За последние 11 лет на развитие автодорожной отрасли выделено 1 263,1 миллиардов тенге. За эти годы построено и реконструировано более 48 тысяч километров дорог общего пользования, а также 1 100 километров железных дорог.

В настоящее время мы возрождаем Новый Шелковый путь, создавая магистральный транспортный коридор Западная Европа - Западный Китай.

Мы открыли доступ к странам Персидского залива и Большого Востока, построив железнодорожную линию Узень - граница Туркменистана. Построив дорогу Коргас - Жетыген, мы распахнули восточные ворота, проложив путь на рынки Китая и всего Азиатского субконтинента. Мы начали строительство железной дороги Жезказган - Бейнеу.

(7) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. Мы должны были окончательно избавиться от управленческих традиций административно-командной системы и создать современный и эффективный корпус управленцев. Созданная нами система отбора и продвижения кадров, в которой все граждане обладают равными правами и шансами, обеспечила достаточно высокий уровень профессионализма и прозрачность деятельности государственного аппарата.

Нам удалось совершить своего рода революцию в госуправлении и переориентировать ее на повышение качества оказания госуслуг населению.

Таким образом, основные задачи, поставленные Стратегией-2030, выполнены, другие в процессе выполнения.

Читайте также: