Составление описательного рассказа по схеме в доу

Обновлено: 04.07.2024

Описательные рассказы занимают особое место среди разных видов связной речи. Основная задача педагогов в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста — сформировать у детей связную речь, то есть, умение логично, четко и последовательно рассказывать о явлениях и событиях, объединять с легкостью предложения в одно структурное и смысловое целое.

Конспект составление описательного рассказа

Цель
Научить детей составлять небольшие описательные рассказы, состоящие из трех-четырех предложений. При этом, дети должны опираться на вопросы педагога.

Задачи

  • Обучающего типа: научить отвечать детей на вопросы воспитателя.
  • Развивающего типа: развивать мышление и память.
  • Воспитательного типа: вызвать желание у детей рассказывать о животных.

Материал для демонстрации

  • котенок-игрушка;
  • мнемотаблица — план-схема рассказа;
  • медали с изображением кошки для каждого ребенка.


Ход занятий в первой части

Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня в гости кто-то пришел. А кто, вы должны отгадать. Я загадаю вам загадку, отгадав ее вы узнаете кто это.


Дети отвечают — котенок.
Воспитатель — правильно! Он пришел к нам в гости и я сейчас его вам покажу. Ой, а он куда-то подевался. Ребята, только что он был здесь. Вы его не видели? Нужно его поискать.

В дверь раздается стук.


Да это же котенок, который от нас убежал. Как хорошо, что он нашелся. Спасибо! Озорник, идем скорей.

Ход занятий во второй части

Воспитатель — кто хочет познакомиться с котенком?
Дети — мы.
Воспитатель — давайте придумаем ему имя.
Дети предлагают имена.
Воспитатель — давайте назовем его Кузей.
Дети повторяют — Кузя.
Воспитатель — осмотрите на его шерстку, какая она?
Дети описывают.
Воспитатель — мягкая, пушистая, красивая.
Дети повторяют.
Воспитатель — какого цвета шерстка?
Дети называют.
Воспитатель — серого.
Дети повторяют.
Воспитатель — какие у кота части тела?
Дети перечисляют.
Воспитатель — хвост, лапы, туловище, голова.
Дети повторяют.
Воспитатель — что любит кот есть?
Дети отвечают.
Воспитатель — кот любит есть рыбу.
Дети повторяют.
Воспитатель — кот любит мышей ловить и играть.

Физкультминутка


Воспитатель — Кузя на ухо что-то говорит. Ребята, коту Кузе нравится, когда про него рассказывают дети. Если ваш рассказ ему понравится, он пойдет с вами гулять и поиграет с вами в Кошки — мышки. Давайте про него расскажем.

Воспитатель — Гость наш дорогой, я хочу поиграть с тобой и сейчас про тебя расскажу, а ребята послушают. Итак, ребята, слушайте и запоминайте, вы тоже про Кузю будете рассказывать. Нам помогут в этом картинки.


Это кот Кузя. У него пушистая, мягкая, красивая шерстка. Она серого цвета. у Кузи есть лапы, хвост, голова и туловище. Кузя любит играть с ребятами и ловить мышей. Вот какой замечательный кот Кузя.

Ну что, Кузя, понравился тебе рассказ? А теперь будут рассказывать про тебя ребята.

При помощи мнемотаблицы дети повторяют рассказ. Если кто-то не может воспроизвести рассказ, воспитатель должен задать наводящие вопросы.

Воспитатель — Ребята, коту Кузе очень понравился ваш рассказ и теперь он хочет поиграть с вами в игру Кот и мыши.

Ход занятий в заключительной части.

Рассказывает воспитатель. Завелись в одной избе мыши. Хозяйка что только не пыталась сделать, чтобы уберечь от мышей припасы — ставила мышеловку, по ночам не спала сторожила, но ничего не помогало. И вот, наконец, хозяйка завела кошку. Быстрая и ловкая кошка переловила воришек и сохранила хозяйские припасы. А теперь давайте поиграем.

Игра Мыши и кот


Воспитатель выбирает, кто будет котом или кошкой, это будет водящий, который притворяется спящим. Остальные дети изображают мышей, которые сидят на стульчиках (в норках). Мышки по сигналу из норки выбегают, подходят к кошке и говорят:

Кошка просыпается после этих слов, начинает громко мяукать и ловить мышей. Мыши убегают в норки.

Воспитатель — Дети, Кузе очень понравились ваши рассказы, посмотрите, как он улыбается. Кот Кузя награждает каждого ребенка медалью и прощается.

Воспитатель в конце занятия подводит итог:

  • Кто был у нас в гостях сегодня?
  • Что делал?
  • Про кого сочинили рассказ?
  • Что в составлении рассказы было трудно?
  • С кем вы играли?

Схема описательного рассказа

Схемы являются фактором, которые облегчают составление описательных рассказов.























Как использовать схему описательного рассказа

Используя схему для описательного рассказа, вы помогаете ребенку описать предмет. Например, воспитатель показывает детям яблоко и просит рассказать о нем. Если не происходит никаких действий, ребенок не будет знать о чем точно ему рассказывать.

  • какие признаки яблока выделить?
  • в какой последовательности эти признаки перечислять?
  • как зафиксировать в памяти последовательность изложений?
  • чтобы рассказ получился четким, какие предложения необходимо использовать?


Символические изображения помогают детям анализировать, воспринимать действительность обобщенно, сравнивать. Так же, они способствуют переходу мышления ребенка на уровень более высокий, повысить умственный возраст,


Составление описательного рассказа средняя группа







Описательный рассказ в старшей группе

Главной задачей описательного рассказа в подготовительной группе является закрепление навыков словоизменений в согласовании прилагательных и существительных, существительных и числительных. Составление описательного рассказа помогает развитию логического мышления (анализ, синтез), внимания, памяти, творческому воображению, обогащает словарь детей в эмоционально-оценочном плане. Так же, описательный рассказ воспитывает умение слушать внимательно взрослых и сверстников.

  • изображения персонажей из сказок — Буратино, Мальвина, Пьеро, Карабас — Барабас;
  • схема — описание портрета;
  • пиктограммы с изображением эмоциональных состояний;
  • ножницы, цветной карандаш;
  • носы, вылепленные из теста, разные по форме;
  • из бумаги вырезанные уши — три пары (маленькие, средние, большие);
  • кисточка.



Подводя итоги, спросите у детей, что им понравилось на занятии, что полезного они узнали, что помогает в описании портретов. Дома дети должны описать выбранный сказочный персонаж самостоятельно, опираясь на схему. На следующем занятии детей нужно обучать составлению сравнительного рассказа — описания.


Описательный рассказ осень


Наступила осень. Солнышко редко появляется на небе и все слабее греет землю. Деревья стали сбрасывать листву. Листья поменяли свою окраску, они становятся красными, желтыми, оранжевыми. Сильный ветер срывает листья и они разлетаются. Каждый день становится все холоднее. Дождь идет все чаще, погода пасмурная. В теплые края улетают перелетные птицы. Они собираются в стаи. Зимующие птицы остаются, потому что они не боятся зимы. Звери меняют образ жизни, шубку меняют на более теплую. Некоторые лесные звери впадают в спячку и спят до весны. Люди собирают урожай фруктов и овощей, делают на зиму заготовки. Осень мне нравится.

Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.

Изучение описательной речи детей дошкольного возраста, как с речевыми нарушениями, так и без выявило следующее:

• Лишь немногие из детей способны самостоятельно построить текст

• Большинству требуются вопросы подсказки;

• Рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание;

• Рассказы бессвязны, проблемы с грамматическим оформлением предложений.

Поэтому описательная речь детей требует значительной корректировки с целью:

• развития умений, необходимых для построения описательного текста;

• умение вычленять и называть признаки объекта описания

• умение перечислять признаки в определенной последовательности

• умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст.

Практика работы показывает, что в качестве эффективного средства используют метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактное понятие, научиться работать с ним.

При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В. К. Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эти схемы помогут определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты в наглядном виде. Схема составлялась в результате обследования, поэтому дети имели возможность закреплять действия замещения.

• что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину? (глаза) Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно…. (красного цвета) – ребенок находит сам карточку и выставляет на табло)

• что ещё узнаем, если посмотрим на него? (по форме оно круглое) - ребенок снова находит карточку и выставляет её.

• А ещё оно какое? (среднее, большое, маленькое)

№! Мы увидели глазами, что яблоко красное, круглое, большое. (дети проговаривают)

Затем дети закрытыми глазами по запаху определяют местонахождения яблока.

• Что помогает определить запах яблока? (нос)

• Что можно сказать про яблоко. Какое оно? (душистое, ароматное)

Погладьте яблоко рукой. Что мы узнаем про него? Какое оно? (гладкое). А если на него надавить рукой? (твердое). С помощью чего мы узнаем, что яблоко гладкое и твердое? (рука)

• Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? Надкусить его. (появляется картинка – рта - дети пробуют). Чем наполняется рот, когда вы разжевываете яблоко? - Соком. (дети подбирают символы – сладкое, кислое, сочное)

• Далее воспитатель показывает детям карточку со знаком вопроса. К какой группе можно отнести яблоко? Правильно к фруктам. Где они растут? – на дереве.

В процессе обследования предметов можно включать словарные упражнения, например на подбор синонимов (яблоко спелое, красное – по другому оно какое? – румяное); (у яблока красный бок – краснобокое; яблоко чуть кислое и чуть сладкое – кисло-сладкое).

Затем после обследования этой схемы детям предлагается рассказать полностью рассказ-описание. Чтобы дети учились строить сложные предложения, воспитатель дает образец:

Это яблоко. Если его рассмотреть, то мы увидим, что оно румяное, круглое и большое. Если его понюхать, то можно узнать, что яблоко душистое, ароматное, пахучее. Когда мы его трогаем рукой, то чувствуем: оно гладкое, твердое. А откусив кусочек от яблока, узнаем, что это сочный, кисло-сладкий фрукт.

Со временем карточки с изображением сенсорных источников получения информации (глаз, рука) убирались, и дети сами составляли описательные рассказы.

При описании других объектов применяются модели Т. А. Ткаченко. Их модифицировали таким образом, чтобы они отражали параллельную связь. На схеме был дан обобщающий план описание. Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы цвета, материала, величины, самостоятельно определяет признаки описываемого предмета и перечисляет в своем рассказе. Но задача воспитателей учить составлять рассказ распространенный более подробный, а не просто, чтобы шло перечисление.

Дается образец рассказов :

1. Это груша. Груша жёлтая, с темными крапинками, она большая и мягкая.

2. Груша. Желтый цвет. Большая. Мягкая. Сладкая…

Воспитатель обращает внимание на то, какой рассказ более подробный : и отмечает, что в 1 рассказе все предложения дружат между собой, он более понятен.

На другом этапе детям предлагается сравнить, где встречается повтор, и местоимения.

1. Это кошка. Кошка серая с белой грудкой. У кошки маленькие треугольные уши и т. д. Кошка любит пить молоко.

2. Это кошка Мурка. Она серая с белой грудкой. У кошки маленькие треугольные ушки. У неё пушистый хвост. Она любит лакать молоко. У нее детеныши – котята.

Аналогично проводилось обучение детей способом синонимической связи.

1. Это кошка Мурка. Мурка серая с белой грудкой. У нее маленькие чуткие ушки и жесткие, как щетинки, усы. У этого зверя пушистый хвост и мягкие лапки.

Что нового вы заметили в этом рассказе : слова близкие по смыслу, чтобы было понятно.

По готовым схемам детям предлагаются загадки описания – дети расшифровывают письмо и догадываются о чем речь. ( например: Какая? Она желтая, треугольная, сладкая, твердая, растет на дереве. Это груша. и т. д.)

Чтобы ребенок мог не только описывать, но и сравнивать, тоже можно использовать схемы ( например: сравнить два времени года – осень и зима).

Если систематически работать в течении года по всем лексическим темам, используя эти модели при описании рассказа, то дети самостоятельно, без наводящих вопросов смогут описывать и составлять подробные рассказы.

Муниципальное образовательное учреждение-

Составитель :

учитель-логопед МДОУ №5

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе с использованием опорных схем Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке с использованием опорных схем Образовательные задачи: -связная речь: учить.

Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц Воспитатель: Романова Марина Александровна Актуальность Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Материал из опыта работы

Актуальность проблемы

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения.

Специальными исследованиями (Т.Б.Филичевой, В.П.Глуховым, Н.С.Журавлёвой) установлено, что дошкольники с нарушениями речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. Для них характерны трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний детей характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной монологической речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, и необходимое условие для их успешного обучения в школе.

Коррекционная работа по развитию навыков связной речи (В.П. Глухов, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) строится в соответствии с общедидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности.

Виды занятий по развитию связной монологической речи

Особое место при обучении детей рассказыванию мы уделяем наглядности.

Наглядность - один из основных приёмов повышения речевой активности детей, облегчающий процесс становления связной речи.

Ведущее место при обучении детей рассказыванию занимает работа с моделями. Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки. На значимость наглядности и моделирования указывали С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин Л. С. Выготский.

Практическое применение опорных схем при составлении

описательных рассказов

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления. Эти представления об объектах дети накапливают в процессе рассматривания предметов на занятиях и в повседневной жизни. Однако чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям. Во-первых, умению осознанно и самостоятельно обследовать объект (внимательно рассматривать, поглаживать., ощупывать, надавливать, нюхать и т. д.), с тем, чтобы получить разную информацию. Во-вторых, умению использовать сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величины, цвета, формы). Описательный рассказ включает в себя название объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом.

При обучении детей составлению рассказа-описания мы решаем следующие основные задачи :

развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;

овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

После проведения ряда подготовительных упражнений мы переходим непосредственно к процессу обучения составлению описательных рассказов. В этом случае мы используем модель : предметную, предметно-схематическую или схематическую.

На первом этапе применяем предметную модель . Предметные модели воспроизводят структуру и особенности реальных объектов и явлений. Самая простая предметная модель - игрушка какого-либо животного, а также муляжи овощей, фруктов, грибов.

hello_html_m2ed8aa3e.jpg

Примером предметной модели может служить аквариум, моделирующий водоём, или глобус - как модель Земли. Смоделировать можно экологические системы: лес, луг, речку.

Предметной моделью можно считать и набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. На картинках должен быть изображён конкретный объект и конкретное действие. Например, чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, мышка, аквариум с рыбками, человек.

Дети отбирали картинки по собственной инициативе и составляли рассказ. Если дети хорошо справляются с заданием составить рассказ по предметной модели, задание усложняется.

На втором этапе в качестве модели используем более схематичные изображения, имеющие обобщённые значения, или предметно-схематическая модель. Например, по картинке, на которой нарисована тарелка с молоком, дети рассказывали о том, чем питается кошка, как она ест, где находит еду;

В отличие от предметной, предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений. Например, кошка, клубок, человек. Их можно использовать для рассказа о разных объектах. И предметная, и предметно-схематическая модели помогают детям определить последовательность изложения.

hello_html_778fe049.jpg

На третьем этапе обучения детей рассказыванию используем картинно-графические модели (или схемы) . Они передают условно-обобщённые признаки объектов и природных явлений. Используются эти схемы при составлении описательных рассказов об игрушках, при описании овощей и фруктов, предметов посуды, одежды, времён года, диких и домашних животных и птиц. Схема вводится после того, как дети познакомились с данными объектами или явлениями, у них имеются конкретные представления.

С этой целью дети рассматривают овощи, обследуют их, выделяют разнообразные признаки: форма, цвет, величина, характер поверхности, вкус и т. д. На первых занятиях можно ограничиться показом 2-3 моделей, а потом вводил остальные (всё зависит от возраста и уровня развития детей).

hello_html_2443a09a.jpg
hello_html_m7c9c80ab.jpg

Далее эта схема используется для описания объекта. Перед детьми ставится задача: "Расскажите об овоще подробно, какой он. А чтобы ни о чём не забыть, смотрите на эти картинки".

В своей работе мы использовали схемы, которые были предложены в методической литературе (В.А.Крылова, Л.С.Ванюкова, Е.М. Воробьёва), а многие схемы придумали сами.

Схема описания овощей, фруктов, ягод

hello_html_47ec39dc.jpg

Схемы описания времён года

hello_html_m695fbd5e.jpg

Схема описания животных

hello_html_m278e55a3.jpg
hello_html_43fa1161.jpg

Схемы описания птиц

Наглядная модель – схема выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов детей.

Вывод: применение метода наглядного моделирования связного высказывания позволило нам более успешно обучить детей составлению описательных рассказов, повысить интерес к данному виду деятельности и добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ "ЦРР - Д/С №99" ГОРОДА ЧИТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ. ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ.

21 января 2019 г.

Картотека схем (алгоритмов) составления рассказов-описаний по лексическим темам
















































































Комментариев нет:

Воспитатель МБДОУ "ЦРР детский сад 99" город Чита Забайкальский край


Круговая Светлана Вадимовна. Воспитатель высшей категории. Стаж работы 19 лет.

Читайте также: