Сорокин социология революции краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

В первых рядах выдающихся мыслителей, изучавших самый мифический, самый разрушительный и до сих пор до конца непонятый феномен революции, без сомнения, стоит наш соотечественник Питирим Сорокин (1839—1968), кого три раза заключали в тюрьму при царском режиме, кто после Февральской революции в возрасте 28 лет служил секретарем премьер-министра Керенского, кто Октябрьскую революцию встретил в оппозиции и кто, наконец, был выслан в 1922 г. за границу как злостный враг большевистской власти. Он сидел в тюрьме и при царе, и при большевиках и был даже фактически приговорен ими к смертной казни, но приговор был заменен изгнанием. Он провел два года в Чехословакии, а затем уехал в Соединенные Штаты, где после короткого пребывания в Вассарском колледже получил должность профессора в США. В 1924—1930 гг. он являлся профессором Миннесотского университета, а в 1930—1955 гг. — профессором Гарвардского университета.

Любопытные факты
Знаете ли вы, кто был первым советским профессором социологии? Человек, который люто ненавидел советскую власть и которого советская власть ненавидела столь же сильно. В 1919 г. после разрыва с партией эсеров (в 1917 г.) П. Сорокин полностью сосредоточился на научной и преподавательской деятельности и организовал первый в России социологический факультет. Он стал его деканом, в 1920 г. — первым профессором социологии России.

Итак, изменчивы как сами революционеры (милосердие превращается в жестокость), так и дело их рук — мировые революции. Они возникают ради учреждения всеобщего равенства и приведения народа ко всеобщей справедливости, а заканчиваются установлением еще большего неравенства, нищеты и страданий народа. Так было всегда, таков циклический характер истории и сейчас, и две тысячи лет назад:

«Существование циклов можно видеть даже из нескольких цифр, которые относятся к доле различных групп доходов в общем национальном доходе в XIX и XX веках в европейских странах. Статистика показывает, что эти доли колеблются из месяца в месяц, из года в год, от одного периода в несколько лет в другой. Русская революция в периоде 1917 по 1921 год — современный пример внезапного и радикального выравнивания экономической стратификации общества, с 1921 года появилась противоположная тенденция, которая проявляется в возрождении многих слоев, разрушенных в первый период революции.

0

Теперь остановимся подробнее на основных идеях и теориях Сорокина, изложенных им в работах американского периода жизни и творчества. В книге "Социология революций" он доказывает, что революции и сопутствующие им войны, как правило, усиливают и ускоряют дезинтеграцию общества. Ценности и идеалы, воспроизводимые в революционный период, чаще всего иллюзорны. Их анализ позволил социологу сформулировать закон "социального иллюзионизма". Для доказательства действенности и жизненности этого закона он сравнивает ряд лозунгов, выдвинутых Февральской и Октябрьской революциями в России 1917 г., с действительностью, наступившей через два-три года. Например, ставилась задача ликвидировать, разрушить пирамиду социального неравенства, но вместо одного неравенства появилось другое - у людей не стало даже формальных прав, включая право на жизнь. Обещали всем хлеба - получили голод и вымирание. Хотели и обещали уничтожить капитализм - разрушили средства производства и обращения.

Как теперь выясняется, закон социального иллюзионизма активно "работает" в странах, оторванных от достижений мировой цивилизации в области свободы и демократии. Пример тому - наша страна. Даже если взять послесталинский период ее развития, иллюзии и их постоянная пропаганда имели место во времена и Н.С. Хрущева, и Л.И. Брежнева, и М.С. Горбачева. Первый обещал современному ему поколению людей, что они будут жить при коммунизме, а последний - дать каждой семье к 2000 г. отдельную квартиру. Чем это все кончилось, хорошо известно. Так что сорокинский закон социального иллюзионизма оказался достаточно действенным.

Социолог отмечает, что революции, несмотря на побуждения самих революционеров, изменяют поведение людей не в лучшую сторону, культивируя вражду, ненависть, злобу, обман, разрушение. Освободиться от этих явлений никому не дано, они неизбежны, ибо революции биологизируют и даже криминализируют поведение людей. Они приводят к установлению авторитарного режима, который держится на культивировании образа врага и поддержании дефицита Сорокин прогнозировал падение власти коммунистов в России в связи с прекращением войны и ростом "сытости" населения, однако ошибся в сроках, полагая, что это произойдет достаточно быстро.

Еще один закон, сформулированный Сорокиным для общества кризисного периода, был назван им законом позитивной и негативной поляризации. В соответствии с этим законом люди во время кризисов ведут себя неоднозначно: одна часть общества становится более склонной к социальной аномии (негативный полюс), другая - к моральному совершенствованию и религиозности (позитивный полюс). Индивиды могут тяготеть либо к одному, либо к другому полюсу. Это значит, что в обществе может наблюдаться рост ожесточения, криминальных деяний, эгоизма, самоубийств, тупой покорности судьбе, равно как и активизация творческих усилий, альтруизма, стремления жить по моральным заповедям, неинституционализированной религиозности и т.д.

Реформы общества в условиях его кризиса должны исходить, по мнению Сорокина, из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо, чтобы: а) сущности человека соответствовала форма производства и распределения благ; 6) государство, в конечном счете, стимулировало творческую активность населения; в) утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и для населения. Социолог утверждал в связи со сказанным, что в форму производства должна быть заложена постоянно действующая пружина, именуемая "личным интересом" работника. Как видно, идеи интегральной сущности человека, которые стали затем одним из лейтмотивов всего творчества Сорокина, были сформулированы еще в ранних работах мыслителя.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Важные тезисы о русской революции к 100-летию национальной катастрофы 1917 года.



Питирим Сорокин. 1917 год

Предлагаем нашим читателям познакомиться с наиболее важными тезисами и рассуждениями Питирима Сорокина, связанными с событиями русской революции и ее очевидными последствиями (публикуется по: Сорокин П. А. Социология революции. М.: РОССПЭН, 2005).

  1. Никакая реформа не должна насиловать человеческую природу и противоречить основным ее инстинктам. Русский коммунизм, как и большинство революционных опытов, пример обратного.
  2. Любая реформа должна считаться с реальными условиями. Большинство революционных реформ представляет собой грубое нарушение этого условия.
  3. Практическому осуществлению реформы должно предшествовать внимательное изучение положения дел и конкретных условий. Революции полностью игнорируют и это условие.
  4. Реформационный опыт должен быть испробован сначала в малом масштабе и только тогда, когда в этом малом масштабе он даст положительные результаты, возможен переход к опытам в большом масштабе. Революции, конечно, игнорируют это условие.
  5. Реформы должны проводиться только легальными и конституционными методами, элемент насилия должен в них отсутствовать или допустим в совершенно ничтожном размере. Революции — полное игнорирование этого правила.

Несоблюдение этих правил обрекает всякую попытку реформы на большую или меньшую неудачу.

О причинах успеха большевиков: Несмотря на ненависть огромной части населения — они держатся уже пять лет. Несмотря на полное нежелание народа сражаться — они достигли ряда успехов. Почему? Потому что сзади красноармейца стоял пулемет, а к виску граждан был приставлен револьвер террора.

В то время, как большинство умирало от голода, другие грабили, что могли, имели салон-вагоны, автомобили, несколько любовниц — все, вплоть до тропических фруктов, мехов, тонких духов и бриллиантов. Во имя коммунизма сдирали обручальные кольца, одежду и сапоги с расстрелянных и надевали их на себя или пускали в продажу.

Главный итог революции: Ни коммунизма, ни имущественного равенства, ни общего благосостояния, ни уничтожения частной собственности и капитализма он не дал, а только разорил страну, поменял людей местами в имущественной пирамиде… Люди, выигравшие от революции, не обнаруживали того духа солидарности и справедливости, на которую претендовала социальная демократия. Нигде не оказалось ни следа… равенства и братства.

О болезнях революционного сознания: Революционное общество начинает воспринимать мир и среду однобоко и искаженно. Этот факт сказывается в тысячах явлений. Обществу начинает мерещиться сотни заговоров там, где их нет. Оно вменяет в вину тягчайшие преступления лицам, которые к ним непричастны. Оно видит врагов в группах, которые ничуть не помышляют о его гибели, и друзей там, где действительно творится дело разрушения общества…

Гост

ГОСТ

Обращение к проблеме социологии революции – эта идея стала практически неизбежной для Питирима Александровича Сорокина. Социолог практически все свои ранние работы посвятил именно революционным идеям, но в дальнейшем и сам стал не только свидетелем, но еще и жертвой революционной диктатуры.

По сути, Питирим Сорокин является не только самым крупным, но и единственным социологом, который изучил данные явления, основываясь не на чужом опыте, а на своем собственном. Он застал три революции, что дало ему возможность исследовать их методом включенного наблюдения: как непосредственный участник событий, который наблюдал и за жизнью своих соотечественников, и за последствиями, к которым привели революционные движения.

Сущность социологии революции Питирима Сорокина

Задачей социологии в данной ситуации, по мнению социолога, является то, чтобы увидеть те специфические черты, которые схожи во всех однотипных явлениях, но при этом деформируются в период революции. В первую очередь, это касается совокупности социальных феноменов – социальных институтов, классов и слоев, которые функционируют в конкретном обществе и видоизменяются, оказываясь на пороге революции и в непосредственном ее водовороте..

Готовые работы на аналогичную тему

На социальные группы революция оказывает различное влияние: она способна уничтожать одни социальные группы, чья деятельность не соответствует ее интересам, и на их основе создавать новые, которые будут пропагандировать ее революционную деятельность и идеологию. В этом процессе есть также несколько основных фаз, которые отражают данные процессы:

Также есть и другой парадокс. Люди, которые ненавидели революцию, боролись с ней, желали сохранить уже привычные жизненные устои, по прошествии времени начинают ее идеализировать. Забываются человеческие жертвы, разрушения, с которыми столкнулось общество в тот период. Теми, кому это выгодно, создаются мифы, которые подменяют страшную реальность революции мифическим вымыслом, идеализирующим в целом весь этот процесс.

Для многих последующих поколений революция – это не смерть, голод, разруха: это, в большей степени, герои, которые заявили о своих интересах и правах, в результате чего добились желаемого результата. Поэтому сегодня, в состоянии культурного и социального плюрализма мы не раз сталкивается с проявлениями микрореволюций: люди выходят бороться за свои права, высказывают о правоте своих идей и взглядов. Например, очень популярны сегодня проявления гомосексуальных отношений. Они приняты не в каждой стране, в некоторых частях нашего земного шара они по-прежнему осуждаются. Но именно благодаря таким заявлениям некоторые государства добились равноправия и принятия однополых браков на законодательном уровне.

Таким образом, сегодня революция романтизируется, и многие забыли о том, что на самом деле это очень серьезное социальное явление, которое может полностью перевернуть жизни тысячи и миллионов людей ради идей нескольких десятков. Сорокин писал именно об этом, и это посвящены его работы, выявленные парадоксы и ряд иных теорий, которые в той или иной степени касаются революции и ее значения в жизни народов.

Читайте также: