Аналитическая справка дефектолога по результатам диагностики в доу на начало года

Обновлено: 02.07.2024

В период с 01.09.2017г. по 30.05.2020г, с целью индивидуализации образования, оценки эффективности и оптимизации коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ, в группах была проведен мониторинг коммуникативного развития воспитанников.

Цель : проанализировать процесс формирования коммуникативных навыков и компетенций у детей на основе динамики сенсомоторных интегративных качеств воспитанников в ходе коррекционно-логопедической работы.

- изучение сформированности коммуникативных навыков воспитанников групп;

- оценка эффективности проведённой коррекционно-логопедической работы с включением системы сенсомоторных игр и упражнений;

- проектирование коррекционной работы на основе результатов мониторинга.

Предполагаемый результат мониторинга: повышение эффективности коррекционно-педагогической процесса.

Объект мониторинга: сенсомоторные интегративные и коммуникативно-личностные качества детей.

Предмет исследования: навыки и компетенции детей.

Мониторинг проводился мною, воспитателями комбинированной и компенсирующей группы, психологом, музыкальным работником. Мониторинг проводился два раза в год: сентябрь - октябрь и май учебного года.

Методы мониторинга: наблюдение педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности, наблюдения и анкетирование родителей по заданию педагогов, анализ продуктов детской деятельности, диагностические игровые задания, беседы, ситуации, статистическая обработка данных.

Коррекционная работа с детьми велась на основе Рабочей программы учителя-логопеда, АООП. Вводная и итоговая диагностики проводились педагогами группы на основе диагностических таблиц, разработанных авторами программы.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

- поисковой, исследовательской деятельности;

Характеристика детей за анализируемый период:

2017/2018 (средняя группа)

2018/2019 (старшая группа)

2019/2020 (подготовительная группа)

Дети групп комбинированной и компенсирующей направленности 30детей с ОВЗ (ССНР, ОНР I , II ), возраст 4-5 лет

Дети групп комбинированной и компенсирующей направленности 30детей с ОВЗ (ССНР, ОНР I , II ), возраст 5-6 лет

Дети групп комбинированной и компенсирующей направленности 30детей с ОВЗ (ССНР, ОНР I , II ), возраст 6-7 лет

В ходе мониторинга оценивался базовый уровень развития пяти интегративных качеств дошкольника:

- сформированность мотивационно-потребностного компонента коммуникации (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость);

- владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способность управлять своим поведением и планировать действия;

- способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ (обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения).

Использовались общепринятые критерии развития поведения, деятельности и отклика ребёнка на данном возрастном этапе, относящиеся к каждому интегративному качеству по 4 уровням сформированности (развития): низший (отсутствие), низкий, средний и высокий.

Моторная сфера : низший уровень (0) – движения не выполняет; низкий уровень (1) – выполняет неточно, нескоординировано, испытывает трудности при переключении, длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения, синкинезии, гиперкинезы; средний уровень (2) – выполняет в замедленном темпе, небольшие трудности при переключении; высокий уровень (3) – все движения доступны, объём близок к норме, тонус, темп и переключаемость практически без нарушений.

Сформированность мотивационно-потребностного компонента коммуникации : низший уровень (0) – в контакт не вступает, пассивный, вялый, инертный или агрессивный; низкий уровень (1) – контакт формальный, вступает с трудом, эмоциональная возбудимость, раздражительность, лабильность; средний уровень (2) – контакт избирательный, но стабильный; высокий уровень (3) – устанавливает контакт, активный, бодрый, эмоционально стабилен.

Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками : низший уровень (0) – общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком, практически не использует жесты и мимику; низкий уровень (1) – общение посредством движений тела, головы, улыбки, дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, показывает объекты на расстоянии, показывает жестом или прикосновением желаемое; средний уровень (2) – общение посредством аморфных слов-корней, использование мимики и жестов; высокий уровень (3) – вербальные средства общения, использование сложной мимики и жестов.

Способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ : низший уровень (0) – некорригируемые ошибки узнавания и восприятия, ошибки более чем в половине проб, ответ не сформирован; низкий уровень (1) – симптомы фрагментарности восприятия, псевдоагнозии, множественные ошибки даже при стимуляции внимания, многочисленные пере- и недооценки с частичной коррекцией, быстрое забывание образца. Низкое внимание к речевым стимулам. Адаптивный ответ носит нестабильный характер; средний уровень (2) – правильное узнавание при стимуляции внимания, импульсивные ошибки, возможно только после множественных подсказок, низкое тактильное и акустическое внимание, ответ сформирован, нуждается в закреплении; высокий уровень (3) – безошибочное определение и подбор, единичные ошибки ориентации исправляются самостоятельно. Адаптивный ответ полностью сформирован.

В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности:

ВложениеРазмер
otchet_defektolog.docx 40.22 КБ

Предварительный просмотр:

о проделанной коррекционной работе

за 2019-2020 учебный год

Дениевой Хеди Умаровны

Работа в группах компенсирующей и комбинированной направленности велась с 20 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года. На начало учебного года была проведена стартовая диагностика детей, было обследовано 7 детей из групп №2 – 4 ребенка., №4 – 3 ребенка нуждающихся в коррекционном сопровождении. По решению ТПМПК рекомендованы занятия с учителем-дефектологом (Таблица 1, 2).

Список воспитанников группы № 2 компенсирующей направленности

Список воспитанников группы № 4 комбинированной направленности

Результаты диагностики познавательной деятельности детей показали, что:

  • Все дети подготовительного возраста
  • 4 ребенка имеющие заключение ТПМПК реализуют адаптированную основную образовательную программу для детей с амблиопией и косоглазием, 3 ребенка с заключением ТПМПК реализует адаптированную основную образовательную программу для детей с задержкой психического развития от 4 до 7 лет.

В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, и осуществлялась по таким направлениям:

4. Консультативно - просветительское;

Для детей группы компенсирующей направленности была поставлена следующая Цель: построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающую полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

И определены соответствующие данной категории детей Задачи:

  1. Развивать зрительное восприятие: умение зрительно обследовать, анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам.
  2. Учить использовать оптические средства при рассматривании.
  3. Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.
  4. Формировать пространственные представления: навыки практической ориентировки на собственном теле, в открытом и замкнутом пространстве, на микроплоскости, ориентироваться по простейшим схемам и планам, обозначать местоположение предметов в окружающем пространстве; совершенствовать умение детей передвигаться в заданном направлении по ориентирам и без них.
  5. Учить понимать и выделять бытовые звуки, звуки природы и улицы.
  6. Формирование правильного отношения к своему здоровью.
  7. Развитие коммуникативных навыков, формирование предпосылок к самореализации и социальной адаптации в обществе.

Для детей группы комбинированной направленности была поставлена следующая Цель: всестороннее развитие и коррекция психоречевых и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с задержкой психического развития, развитие у детей стремления к школьному обучению, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

И определены соответствующие данной категории детей Задачи:

  1. Осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений;
  2. Определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
  3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
  4. Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
  5. Обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  6. Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
  7. Выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
  8. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;

В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора детей подготовительного возраста, развитие речи, элементарных математических представлений, ориентировки в пространстве. Диагностика проводится в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в ДОУ, средняя (промежуточная) и в конце года (итоговая). Первичную диагностику прошли 7детей. В ноябре 2019 года в группу №2 были зачислены 6 детей; 3 – среднего возраста, 1 – старшего возраста и 2 – подготовительного возраста (таблица 3).

По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены

  • трудности восприятия образцов артикуляции
  • бедность чувственной стороны речи
  • нарушение координации и ориентировки в пространстве
  • затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
  • процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
  • слуховое восприятие и удержание информации
  • причинно-следственных отношений
  • произвольное и непроизвольное внимание
  • недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
  • составление рассказа по сюжетной картинке
  • затруднения в умении правильно держать ручку

По данным дефектологического обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка, расписание индивидуальной работы с обучающимися (13детей), а также сформированы подгруппы (3 подгруппы) для проведения занятий коррекционно-развивающей направленности.

Вывод: Диагностика была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:

I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включала следующие направления:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
  • развитие слухового восприятия и формирование произношения;
  • формирование ведущей деятельности возраста;
  • развитие умственной деятельности.

II. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим

  • ознакомление с окружающим миром
  • формирование элементарных математических представлений
  • обучение грамоте
  • формирование зрительного восприятия
  • развитие ориентировки в пространстве
  • развитие осязания и мелкой моторики
  • формирование социально-бытовой ориентировки

Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:

  • слухового восприятия и удержания информации;
  • основных мыслительных операций;
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
  • обогащение словаря.

Число занятий в неделю

Развитие умственной деятельности

Формирование пространственно-временных отношений

Развитие познавательной сферы

Развитие слухового восприятия

Формирование ведущей деятельности возраста

Число занятий в неделю

Ориентировка в пространстве

Развитие осязания и мелкой моторики

Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме. Поэтому разделение на подгрупповые, индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно - развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.

Показателем интеллектуального развития ребенка являются: принятия задания, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполнения, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и отношение к результату деятельности.

На основании оценки результатов обследования диагностических методик, определяются 4 уровня развития ребенка:

Низкий уровень: Отказ от деятельности, в работу не включается вовсе; деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут.

Ниже среднего: Учебная деятельность интереса не вызывает. Включается в работу только под контролем взрослого. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна, задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно.

Средний уровень: Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. Задания выполняет с некоторыми неточностями с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей), обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы. Действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный.

Высокий уровень: Учебная деятельность вызывает интерес. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. Справляется с заданиями или с большинством заданий. Внимание устойчивое. Результат деятельности положительный. Возрастную норму выполняет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аналитическая справка

о результатах мониторинга коррекционно-развивающей работы

в группе для детей с ЗПР

(старшая, 5 – 6 лет)

на 2014-2015 учебный год.

Учитель-дефектолог Чичорина Е. Н._________

Заведующий д/с Разумовская Е.Ю.___________

г.о. Тольятти

2014 – 2015 уч. г.

В начале 2014-2015 учебного года проводилась входная диагностика уровня развития детей группы № 14 с ЗПР (5-6 лет). Списочный состав группы 12 человек. На момент обследования присутствовало 12 детей -100%.

По итогам диагностики были сформированы 2 дефектологических подгруппы с общим количеством дете й 12 человек. Дети в подгруппы были распределены по уровню развития (сильные и слабые). В течение учебного года с ними проводились ежедневные коррекционно-развивающие фронтальные и индивидуальные занятия в первой половине дня в соответствии с учебным планом и сеткой занятий.

Диагностическое обследование проводилось по следующим образовательным областям:

1. Сформированность математических представлений.

2. Ознакомление с окружающим миром.

А так же были изучены культурно-гигиенические навыки детей, игровая и продуктивные виды деятельности.

В результате обследования детей были получены следующие результаты:

1.Особенности речевого развития.

На достаточном уровне-25% детей: Даниил Ш., Катя Ш., Максим К.

На тревожном уровне -51% детей: Настя Д., Даниил Т.. Миша Н., Андрей ., Егор, Дима.

На критическом уровне-16% детей: Алена Ж., Саша С.

На катастрофическом уровне - 8% детей: Ярослав К.

Дети испытывают трудности в заданиях на словообразование, словоизменение. Слабо развит фонематический слух. Дети не умеют составлять рассказы по различным видам наглядности. Так же дети испытывают затруднения в построении простых предложений. Объем активного словаря не соответствует возрастной норме. Отмечаются нарушения в звукопроизношении.

2.Развитие высших психических функций.

На тревожном уровне - 42% детей: Алена, Даниил Ш.. Егор, Миша, Саша.

На критическом уровне-58% детей.

Дети испытывают трудности в распределении внимания, отмечается не сформированность различных видов восприятия, анализа, синтеза и обобщения и классификации, внимания и памяти.

3.Сформированность математических представлений.

На тревожном уровне -75% детей.

На критическом уровне-25% детей: Андрей, Егор, Миша, Ярослав.

На катастрофическом уровне- 0% детей.

У детей отмечаются трудности обратного счета, не могут сравнивать и выделять множества по 1-3 признакам, путаются во временных представлениях, трудности в ориентировании на плоскости и в пространстве.

На оптимальном уровне- 8% детей : Катя Ш.

На достаточном уровне- 42% детей: Максим, Даниил Ш., Дима Х.. Настя, Миша.

На тревожном уровне - 50% детей.

5. Представления об окружающем мире:

На достаточном уровне- 8% детей: Максим.

На тревожном уровне - 75% детей.

На критическом уровне - 16% детей: Алена и Миша.

На катастрофическом уровне- 8% детей: Ярослав.

6. Сенсорное развитие

На достаточном уровне- 16% детей: Даниил Ш., Настя.

На тревожном уровне - 50% детей.

На критическом уровне - 34% детей: Егор, Ярослав, Саша.

7. Развитие крупной и мелкой моторики

На достаточном уровне- 8% детей: Настя.

На тревожном уровне - 25% детей: Максим, Даниил Ш.. Дима.

На критическом уровне - 67% детей.

8. Продуктивные виды деятельности

На тревожном уровне - 16% детей: Даниил, Ярослав.

На критическом уровне - 84% детей.

9. Культурно-гигиенические навыки

На достаточном уровне- 16% детей: Максим, Настя.

На тревожном уровне - 75% детей.

На критическом уровне - 8% детей:Ярослав.

В общем показатели развития детей группы следующие:

На тревожном уровне-58% детей

На критическом уровне-42% детей:

На катастрофическом уровне-0% детей.

Результаты входной диагностики

Направления коррекционно-развивающей работы.

Дети испытывают трудности в заданиях на словообразование, словоизменение. Слабо развит фонематический слух. Дети не умеют составлять рассказы по различным видам наглядности. Так же дети испытывают затруднения в построении простых предложений. Объем активного словаря не соответствует возрастной норме. Отмечаются нарушения в звукопроизношении.

- уточнять и обогащать словарный запас,

- развивать связную речь,

-формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний,

-формировать направленность на звуковую сторону речи,

- развивать умение грамматически правильно, строить предложения,

- развивать внятность и выразительность речи,

Высшие психические функции

Дети испытывают трудности в распределении внимания, отмечается не сформированность различных видов восприятия, анализа, синтеза и обобщения и классификации, внимания и памяти.

- формировать умение выделять существенные признаки,

-развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать,

-развивать у детей работоспособность, усидчивость, умение приготовится к НОД, внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы,

У детей отмечаются трудности обратного счета, не могут сравнивать и выделять множества по 1-3 признакам, путаются во временных представлениях, трудности в ориентировки на плоскости и в пространстве.

- формировать умение считать предметы до 10 в различном направлении пространственном расположении,

-формировать умение ориентироваться на листе бумаги,

-формировать у детей пространственные и временные понятия (положение предметов в пространстве, части суток, дни недели, и т.д.)

-формировать умение сравнивать, составлять группы предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам.

Сформированность предпосылок учебной деятельности

Дети испытывают трудности в

планировании учебной деятельности, временные представления, пространственная ориентация, ориентация в предметах и явлениях окружающего., самоконтроль и самооценка. Недостаточно развита зрительно-моторная и слуха - моторная координация.

-формировать умение контролировать свои действия, правильно оценивать свои ответы,

-формировать чувство ответственности,

-формировать умение действовать точно словесным инструкциям или наглядным образцом,

-формировать умение слушать взрослого и выполнять поручения,

-развивать зрительно-моторную и слухо – моторную координацию,

-развивать и обогащать коммуникативный опыт у детей,

С детьми ежедневно проводились групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию ВПФ, развитию устной связной речи. На каждого ребенка были разработаны индивидуально-ориентированные программы развития.

Итогом коррекционной работы за данный период стало проведение диагностических заданий на усвоение функциональных значений предмета, счета в пределах трех, распознавание и обозначение словом геометрических фигур, различение частей суток и времени года , определение и называние направлений относительно себя , усвоение грамматического строя речи в соответствии с возрастом, качественное пополнение словарного запаса. Все данные зафиксированы и отражены в диагностических картах обследования.

Систематическая работа по программе оказала положительное влияние на развитие познавательных процессов дошкольников с ЗПР: значительно расширился объем и концентрация внимания, воспитанники овладели простыми, но необходимыми приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогатился словарный запас, сформировались умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения, обоснования.

Следует отметить, что положительная динамика в развитии детей наблюдалась и в образовательных областях:

Наблюдается положительная динамика в умении сравнивать и обобщать, классифицировать предметы, по различным признакам. Сформированы умения сравнивать предметы по величине, множества предметов по количеству. Сформировано умение определять направление относительно себя (внизу - вверху) , выполнять действия объединения и разъединения с закрытым результатом в пределах двух и в пределах трех с открытым и закрытым результатами .

Наблюдается положительная динамика в построении простых предложений. Сформировано умение называть свое имя, фамилию, возраст; показывать и называть основные части тела и лица; выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некото­рые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды; адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.

Сформированы умения слушать рассказы и тексты вместе с группой сверстников; выполнять игровые действия и элементы сюжетной игры по моти­вам знакомых текстов сказок и потешек; бережно относиться к книге.

Дети с критического уровня перешли на катастрофический, стали приветствовать своих сверстников, по показу взрослого могут обратиться к сверстнику с элементарной просьбой, правила поведения при организации образовательной деятельности нарушать стали намного реже. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный, они чаще без напоминания взрослого стали приветствовать и прощаться друг с другом, чаще стали употреблять в активной речи выражения словесной вежливости, старались соблюдать правила поведения, принятые в группе. Дети с достаточного уровня поднялись на оптимальный, они старались соблюдать принятые в социуме правила и нормы, соблюдали правила поведения при организации образовательной деятельности, обращаясь ко сверстникам и взрослым, употребляли в речи обороты словесной вежливости.

Дети с критического уровня поднялись к концу учебного года на тревожный уровень, они знали и называли не только основные цвета, но и некоторые их оттенки, составляли группы предметов только по какому-либо одному признаку - цвету или размеру. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный, они к концу года могли составить группы предметов по двум признакам (размер и цвет, цвет и форма), сравнить предметы по величине, ориентировались в идентификации предметов с формой.

Дети с критического уровня перешли к концу года на тревожный, они научились устанавливать некоторые причинно-следственные связи, собирать картинку из 6-8 частей, могли установить несложную последовательность происходящих событий. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный уровень и к концу года могли с небольшой помощью педагога установить последовательность происходящих событий, установить причинно-следственные связи, собрать картинку из 12 частей. Дети с достаточным уровнем на начало года поднялись к концу учебного года на оптимальный уровень, они самостоятельно справлялись с нахождением недостающих частей от целого, собирали картинки из 18 частей и более, устанавливали причинно-следственные связи, воспроизводили последовательность происходящих событий.

Дети с критического уровня на начало учебного года перешли на тревожный, их общие движения стали более скоординированными, научились захватывать мелкие предметы пальцами рук. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный, научились работать с мелкими бусами, но в мелких движениях пальцев рук у них присутствовала неточность. Дети с достаточного уровня поднялись на оптимальный, точно выполняли общие движения, самостоятельно начали справляться с заданиями на развитие мелких движений пальцев рук.

Ребенок с катастрофического уровня на начало учебного года перешел к концу учебного года на критический уровень, он стал отвечать своим сверстникам на некоторые вопросы отдельными словами, но сам инициативы для установление контакта со сверстниками не проявлял, мог обратиться к взрослому с элементарной просьбой предложением из двух слов. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный, научились поддерживать небольшой по длительности диалог со сверстниками и взрослыми, но в их речи присутствовали в основном простые предложения, с помощью взрослого могли составить небольшой описательный рассказ. Дети с достаточного уровня поднялись на оптимальный для их возрастной группы уровень, они научились составлять небольшие рассказы по схеме, по серии последовательных картинок, по сюжетной картине.

Дети с тревожного уровня поднялись к концу года на достаточный уровень, они старались в конфликтных ситуациях договариваться друг с другом, сюжет их игры имел логическую линию и последовательность. Дети с достаточного уровня поднялись на оптимальный, они самостоятельно договаривались о распределении ролей между собой, сюжеты их игр стали более разнообразными.

Большинству детей с критическим уровнем на начало учебного года перешли к концу учебного года на тревожный уровень, они справляются с заданием по передаче образа предмета или объекта, но только с помощью взрослого, овладели вырезанием по прямым линиям. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный, справлялись с предметным рисованием и лепкой, но только после стимулирующей помощи взрослого, лучше стали вырезать по контуру. Дети с достаточного уровня поднялись на оптимальный, могли передавать простой сюжет в рисовании, овладели некоторыми приемам лепки, самостоятельно, почти без ошибок вырезали из бумаги по контуру.

Дети с критическим уровнем на начало учебного года перешли на тревожный уровень к концу учебного года, он стал самостоятельно раздеваться и одеваться, овладел навыками пользования столовыми приборами. Дети с достаточного уровня поднялись к концу учебного года на оптимальный уровень, они могли себя самостоятельно обслуживать, овладели навыками накрывания на стол перед приемом пищи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия проводились с детьми, имеющими заключение ПМПК, в котором указано о необходимости занятий с учителем-дефектологом. Исходя из особых потребностей в обучении детей, были составлены индивидуальные программы, которые реализовывалась как на индивидуальных коррекционных занятиях, так и на групповых занятиях.

Для учащихся ОУ, зачисленным на занятия к учителю-дефектологу, была составлена индивидуальная коррекционноразвивающая программа и проведены занятия.

Основные результаты коррекционной работы за учебный год соcтавили:17% - положительной, 31% - средней и 35% - низкой динамики, без динамики – 17%, подробно с данными можно ознакомиться в статистическом отчете, представленном ниже.

В аналитическом направлении в данном учебном году учитель дефектолог составил основную документацию учителя-дефектолога: нормативную документацию, циклограмму, график работы, список групп, дефектологическое представление и индивидуальные карты развития учащихся с интеллектуальными нарушениями, принимал участие в составлении характеристик на учащихся в ПМПк.

Для реализации образовательного маршрута детей с интеллектуальными нарушениями были составлены индивидуальные рабочие программы. При работе с учащимися по развитию познавательной сферы была так же составлена рабочая программа.

Консультативно-просветительская деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями.

Консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся проводились ежедневно.

В течение учебного года было проведено более 24 консультаций родителей учащихся школы.

Аналитический отчёт о работе учителя-дефектолога

- выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребенка;

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей;

- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом; развитие психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материала;

- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

- динамическое изучение уровня психического развития ребенка;

- составление индивидуальных комплексных программ развития учащегося в условиях взаимодействия специалистов;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми программы коррекционного учреждения;

-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование учебной мотивации, преодоление негативных особенностей эмоционально-волевой сферы.

Осуществлялось ведение следующих видов документации:

- перспективно- календарный план работы;

- индивидуальная карта развития;

- журнал учета обследуемых детей;

- журнал движения ребенка;

- журнал посещаемости занятий;

- методическая тетрадь, отражающая посещения занятий, семинаров, педсоветов;

- тетрадь для консультаций с родителями, педагогами.

Статистический отчет о работе учителя-дефектолога

Направления деятельности

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Проведено групповых мероприятий:

(в т.ч. занятий, тренингов)

Количество диагностических обследований:

Со всеми учащимися вновь поступившими и зачисленными на занятия первичное, динамическое,

Количество детей, охваченных сопровождением учителя-дефектолога.

Количество проведенных индивидуальных занятий:

Более 313 занятий

Участие в проведении открытых мероприятий школы

-Участие во всех школьных мероприятиях

Анализ диагностической работы

В течение 2018 - 2019 года была проведена диагностика 25 учащихся школы. Среди них на занятия зачислены 23.

1. Диагностика уровня развития познавательной сферы (память, внимание, восприятие, мышление) учащихся.

Коррекционное направление

Индивидуальные коррекционные занятия проводились со следующими учащимися:

Баисова Айдана Курмановна

Байчорова Амалия Рашидовна

Батчаев Имран Алиевич

Гедыев Азамат Борисович

Биджиев Назир Асланович

Урусов Борис Михайлович

Шебзухов Радион Тауланович

Бостанова Амина Алимовна

Дзыба Игорь Витальевич

Хутов Малик Османович

Боташев Ахмад Сеит-Алиевич

Папшуов Ибрахим Анзорович

Семенова Малика Руслановна

Халкечев Альберт Артурович

Групповые коррекционные занятия проводились со следующими учащимися:

Гочияева Аида Артуровна

Хусанова Ангелина Серверовна

Цыганков Даниил Тимурович

Балатчиев Эльдар Эдикович

Бытдаева Амина Руслановна

Кечерукова Зульфия Рафильевна

Гонза Виктор Анатольевич

Сараталикова Айсе Тимуровна

Хатуова Милана Беслановна

Для проведения индивидуальных занятий составлена программа, в которой определены направления, содержание и методики коррекционной работы с учетом результатов диагностического обследования этих учащихся. Большое внимание уделялось методическому обеспечению групповых и индивидуальных занятий, ко всем занятиям готовился комплект учебно-наглядных пособий:

-демонстрационные таблицы, схемы, картинки

-раздаточный материал (к каждому занятию)

-индивидуальные коррекционные задания в тетради каждого ученика.

Результаты коррекционно-развивающей работы (кол-во детей)

Направление коррекционной работы

Общее количество учащихся

Занятия по развитию познавательных способностей


Общий результат коррекционной работы при положительной и средней динамике составил 65 %.

Аналитическое направление

Для реализации образовательного маршрута детей с ОВЗ была составлена индивидуальная рабочая программа, коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с УО и РАС. На каждого ребенка было оформлено дефектологическое представление и индивидуальная карта развития.

При работе с учащимися по развитию познавательной сферы была так же составлена рабочая программа.

По результатам диагностики познавательной сферы на учащихся были составлены протоколы обследования.

Так же учитель-дефектолог участвовал в составлении характеристик на учащихся на ПМПК.

Консультативно-просветительское направление

В 2016-2017 учебном году консультативно-просветительская деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями.

Консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся проводились ежедневно. Также в течение года поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом по вопросам неуспеваемости, нарушения поведения учащихся.

В течение учебного года было проведено более 24 консультаций родителей учащихся школы на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы, выбора дальнейшего образовательного маршрута, особенностей поведения и другие.

Читайте также: