Содержание в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи создания словий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, медицинского просвещения, оказание психологической помощи.
Раскрывая суть дошкольного образования, мы прежде всего говорим о его содержании.

Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями.

Под содержанием дошкольного образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, творческого способа их освоения и эмоционально-ценностного, субъективного отношения ребенка к окружающему миру, природе, людям, обществу в целом и самому себе.

  • Федеральными Государственными Требованиями,
  • общеобразовательными программами дошкольного образования (комплексными, коррекционными и парциальными),
  • системой дополнительного образования,
  • уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг,
  • формированием здорового образа жизни;
  • системой работы с социумом.
  • формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;
  • воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;
  • утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;
  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Дошкольное образование в пределах базового компонента осуществляется по государственной базовой программе и учебно-методическим пособиям. Получение дошкольного образования детьми, которые нуждаются в коррекции развития, осуществляется по отдельным программам и методикам, разработанным на основе государственной базовой программы. Дополнительные образовательные услуги, которые не определены базовым компонентом дошкольного образования, вводятся с согласия родителей (законных представителей) в рамках предельно допустимой нагрузки ребенка.

  • мировоззрение
  • интеллектуальное развитие
  • отношение к труду, деятельности, обязанностям
  • личностные качества
  • отношение к окружающим
  • культура поведения
  • здоровье и ЗОЖ, отношение к природе
  • эстетическая культура
  • человек – творец самого себя

Например, интеллектуальное развитие, что оно подразумевает?

Умение проявлять интеллектуальную компетентность, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Свободное владение речью, способность строить языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно речевые каноны фонетики, семантики, грамматики. Проявление креативности
Любознательность, желание знать новое, задавать вопросы, экспериментировать.
Интеллектуально развитый ребенок владеет элементами учебной деятельности: способен принять учебную задачу, подчинить свою деятельность ее достижению, довести работу до конца и адекватно оценить результат.

Именно об этих качествах говорили участники конференции: воспитатели и узкие специалисты ДОУ, специалисты ОО и информационно-методического центра, преподаватели Мурманского государственного педагогического университета и МОИПКРОиК, студенты – будущие воспитатели, психологи и логопеды ДОУ.
Содержание дошкольного образования реализуется в программах: комплексных, коррекционных и парциальных, которые включают все основные направления развития ребенка.

Программы, используемые дошкольным учреждением, обеспечивают оптимальную нагрузку на ребенка, они соответствуют Закону Российской Федерации "Об образовании" и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, ФГТ.
Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам дошкольного образования и большинство из них являются преемственными со школьными.

Парциальные программы с осуществлением отдельных направлений развития воспитанников дополняют содержание разделов комплексных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития ДОУ. Хочется отметить, что реализация парциальных программ проходит в рамках совместной деятельности воспитателей и детей через различные формы нерегламентированной видов деятельности. Одним из таких видов является кружковая работа.

На сегодняшний день в ДОУ работают 14 кружков по следующим направлениям:
художественно-эстетическое; социально-личностное; познавательно-речевое и физическое.
В условиях модернизации и развития дошкольного образования произошли изменения как в организации, так и в содержании деятельности педагогического коллектива: образовательное пространство предполагает вариативность. Поэтому возникла необходимость разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, отражающую структуру воспитательно-образовательного процесса.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – конкретная модель учебно-воспитательного процесса учреждения и охватывает все виды деятельности детей с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде и подлежит постоянной корректировке на основании ежегодно проводимого мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг.

  • в ДОУ постоянно ведется контроль качества образования и обозначены приоритеты развития учреждения;
  • приведены в систему используемые программы и технологии;
  • имеются собственные разработки педагогов, ведутся эксперименты по их апробации и внедрению в работу с детьми.

Формирование ЗОЖ, охрана и укрепление здоровья дошкольников – одна из основных задач учреждения. В соответствии с имеющейся лицензией на право ведения медицинской деятельности проводятся оздоровительные, медицинские, развивающие и организационные мероприятия. В ДОУ функционируют группы компенсирующей направленности (логопедические). Для детей с ограниченными возможностями составлены индивидуальные образовательные маршруты, которые направлены на коррекцию психического и физического развития каждого ребенка.
На протяжении ряда лет в ДОУ работают кабинеты БОС: логотерапевтический и офтальмологический.

Важная роль отводится системе работы с социумом – это прежде всего работа с родителями воспитанников. Без грамотно выстроенной работы невозможно обеспечение высокого качества образования детей дошкольников. В этом направлении детский сад пошел по пути создания клубной системы работы. Семейный клуб – это наиболее эффективная форма родительского всеобуча и сотрудничества. В 2010/2011 чебном в учреждении работают 9 семейных клубов на разных возрастных дошкольных группах, всего групп в ДОУ-14.

В мае 2008 года в учреждении сформирован коллегиальный орган самоуправления – Совет ДОУ. Планирование совместной работы администрации, педагогов, представителей Учредителя, родителей и общественности гарантирует учреждению прозрачность его деятельности и возможность совместного сотрудничества по созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.

Таким образом, содержание образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.

Скажите, что главное в современном детском саду – это деятельность дошкольников.

ФГОС ДО направлен на развитие дошкольного образования в РФ основная задача детских садов - создавать условия, при которых ребенок развивается, полноценно проживает дошкольный возраст и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Из современных способов организации педагогической деятельности в ДОУ (технологий, таких как:

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Проблемно – поисковая деятельность и прочее, мы видим что деятельность – это их движущая сила.

Современный ФГОС дает нам такие возможности

Содержание образовательной деятельности в ДОУ отражено в Программе и должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие определенные направления развития и образования детей -

5 образовательных областей:

1. Социально – коммуникативное развитие.

2. Познавательное развитие.

3. Речевое развитие.

4. Художественно – эстетическое развитие.

5. Физическое развитие

Их содержание и реализовывается через 9 видов деятельности :

1. Игровая деятельность.

2. Коммуникативная деятельность.

3. Познавательно- исследовательская деятельность.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора.

5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

7. Изобразительная деятельность.

8. Музыкальная деятельность.

9. Двигательная деятельность.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

Что же такое системно - деятельностный подход?

Это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).

Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, именно он - ключевая фигура в образовательном процессе.

Ребенок - деятель в образовательном процессе, а педагог- организатор и координатор этого процесса.

На экране представлен алгоритм деятельностного подхода, реализуемый в работе с детьми.

1. Введение в ситуацию (создание проблемной ситуации)

2. Мотивирование к деятельности и целевая установка

1. Это очень короткий этап, на котором мы уточняем цель деятельности.

Мотивирование к деятельности.

1. Во время прогулки осенью.

– Ребята, красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.

3. Актуализация знаний (Проектирование решений проблемной ситуации).

1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить сделать выбор.

4. Затруднение в ситуации.

Данный этап является ключевым, так как содержит основные компоненты, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.

5. Открытие детьми нового знания (способа действий)

6. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка,

7. Осмысление (итог).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Характеристика содержания образования в современном ДОУ…………..3

2. Характеристика типов образовательных учреждений в РФ……….……..…..7

3. Структура и основное содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования…………………….10

1. Характеристика содержания образования в современном ДОУ

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи создания условий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, медицинского просвещения, оказание психологической помощи.
Раскрывая суть дошкольного образования, мы прежде всего говорим о его содержании.

Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями.

Под содержанием дошкольного образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, творческого способа их освоения и эмоционально-ценностного, субъективного отношения ребенка к окружающему миру, природе, людям, обществу в целом и самому себе.

Содержание дошкольного образования определяется

Федеральными Государственными Требованиями,

общеобразовательной программой дошкольного образования,

системой дополнительного образования,

уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг,

формированием здорового образа жизни;

системой работы с социумом.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание дошкольного образования реализуется в Программе.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Программа направлена на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности, на создание развивающей образовательной среды.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать социально коммуникативное, познавательное, речевое, художественно эстетическое и физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

● обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

● освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

● предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

● характер взаимодействия со взрослыми;

● характер взаимодействия с другими детьми;

● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Таким образом, содержание образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры и на уже имеющиеся традиции, и усвоения кардинально новых форм.

2. Характеристика типов образовательных учреждений в РФ .

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Все вышеперечисленные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

3. Структура и основное содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Принципы, утвержденные стандартом: (некоторые из них)

1. Поддержка разнообразия детства;

2. Сохранение уникальности самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

3. Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;

4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

5. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

8. Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Цели данного Стандарта:

1. Повышение социального статуса дошкольного образования;

2. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства образовательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

4. Сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования к:

- К структуре Программы;

- К условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

-К результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с Стандартом и с учётом Примерных программ.

Содержания программы охватывает следующие образовательные области:

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

Характер взаимодействия со взрослым;

Характер взаимодействия с другими детьми;

Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.

- Обязательную часть (предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырех взаимодополняющих образовательных областях); Объем 60% от общего объема Программы.

- Часть, формируемая участниками образовательных отношений (представляет выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы) объем не более 40%.

Обе части взаимодополняющие и необходимые с точки зрения реализации требований Стандарта.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом в которых отражается обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса.

1. Целевой раздел включает в себя:

- целевые ориентиры (планируемый результат освоения программы);

2. Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы и раскрывает задачи:

- развитие специфических видов деятельности;

- становление первичной ценностной ориентации и социализации;

- развитие первичных преставлений;

- коррекции нарушения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а так же механизмы реализации положений основной образовательной программы.

Решение задач развития детей в пяти образовательных областях должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

· Восприятие художественной литературы и фольклора;

· Элементарной трудовой деятельности;

· Конструирования из различных материалов;

Часть, формируемая участниками образовательных отношений может быть ориентирована на:

- Специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

- Поддержку интересов педагогических работников организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

- Сложившиеся традиции Организации (группы).

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Требования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде, последняя, из которых должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Данные ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

- Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации;

- Используемые Примерные программы;

- Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Гост

ГОСТ

Содержание дошкольного этапа образования в соответствии со стандартами ФГОС

Содержание образования – это разнообразный социальный опыт, преподносимый педагогами в определенным образом обработанной форме с целью ознакомления с ним и последующего его усвоения учащимися.

На дошкольном этапе развития происходит формирование основных личностных качеств учащихся. Образование в этот период ориентировано не просто на преподнесение знаний, но и оказание помощи в развитии социальных навыков, упрощение протекания процесса адаптации, усвоения культурных норм и ценностей, формирование мировоззрения. Это требует тщательной подготовки содержания программ дошкольного обучения.

Фактически, содержание дошкольного образования раскрывает его суть. Оно напрямую связано с развитием личности во всех сферах и формировании ее основных навыков. Содержание образования напрямую указывает на те общечеловеческие ценности, которые будут усвоены личностью. От содержания образования зависит развитие способностей построения своей жизнедеятельности, развитие навыков самостоятельности и способности осознанно строить свою дальнейшую жизнедеятельность.

Формирование содержания дошкольного образования осуществляется на основе:

  • Федеральных государственных образовательных стандартов;
  • Программам дошкольного образования;
  • Дополнительных образовательных учреждений;
  • Степени развитости и качества образовательных услуг;
  • Необходимости развивать концепцию здорового образа жизни;
  • Социальной политики государства.

Федеральные стандарты в сфере образования определяют особенности развития системы дошкольного образования. Благодаря стандартам, дошкольному этапу обучения уделяется повышенное внимание и возрастают требования к построению программ обучения и их качеству. Таким образом, развитие дошкольного образования перешло на новый, более продуктивный уровень, о чем свидетельствуют результаты, проведенного мониторинга функционирования системы.

Согласно стандартам ФГОС, в системе дошкольного образования были определены новые направления развития детской личности. Они именуются образовательными областями. Всего предусмотрено пять образовательных областей:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Развитие сферы познания. Предполагается развивать познавательную заинтересованность и мотивировать детей к познанию, стимулировать их любознательность и удовлетворять интересы и потребности в познании.
  2. Развитие в области социальной коммуникации. Оно предполагает приобщение к социальным нормам, следование им, формирование коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие навыков самостоятельности и способности находить общий язык с людьми различных социальных и возрастных категорий.
  3. Развитие речи. Основывается на формировании навыков построения речевых конструкций, грамотного произношение, расширение словарного запаса, ясного и четкого звукового произношения.
  4. Развитие физических качеств. Развивает навыки двигательной деятельности, прививает спортивную заинтересованность, стремление к регулярным физическим занятиям, помогает приобщить детей к следованию концепции здорового образа жизни.
  5. Развитие художественных и эстетических качеств. Предполагает формирование ценностного и смыслового восприятия культуры и искусства, окружающего мира, любви к природе и искусству, эстетического мировосприятия.

Посредством содержания дошкольного образования предполагается:

  • Подготовить базу для нормального прохождения процесса социальной адаптации, осведомленности ребенка и формирования его последующей компетентности в жизни и деятельности;
  • Воспитать задатки научного мировоззрения;
  • Сформировать позитивное отношение к окружающему миру;
  • Сформировать позитивное отношение к окружающей действительности;
  • Сформировать потребности в реализации своего творческого потенциала;
  • Развить ценностное отношение к различным видам деятельности: практической, духовной, творческой.

Принципы построения системы дошкольного образования

Содержание дошкольного образования строится в соответствии с конкретными принципами, которые необходимо реализовывать, чтобы достичь основных целей и задач образования и повысить его качество.

Читайте также: