Стена мединский краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Данная книга является новым этапом в творчестве Владимира Мединского, так как в жанре исторической беллетристки он еще не работал. И вот, в год празднования 400-летия преодоления Смуты, автор выпустил книгу, посвященную той исторической эпохе, а конкретно, обороне Смоленска от польских захватчиков в начале XVII века.
- Книга рассказывает об одном эпизоде Смуты, который совершенно не упомянут в российском учебнике истории, героической обороне Смоленска от европейских интервентов в 1609-1611 годах, - рассказал автор о центральной теме своей книги.
По словам самого Владимира Мединского, история нашей страны в настоящее время для многих остается загадкой, в то время, как о жизни, например, Франции того же периода, мы знаем гораздо больше и именно благодаря историческим романам. В этом плане, по его мнению, показательна книга Александра Дюма о трех мушкетерах, которую все хоть раз, да читали.
По его словам, во время работы он обращался и к многочисленным историческим источникам и к экспертам. Поэтому сюжет в книге максимально приближен к историческим событиям, в тоже время есть и художественная составляющая.
Одной из важных тем, раскрываемых в романе, является участие Русской Православной Церкви в упомянутых событиях и в целом в жизни русского общества той эпохи. Так как по словам Владимира Мединского, в упомянутое время отношения между государствами строились на вопросах веры.
- Противостояние Польши и России в то время, конечно же, происходило не по физической границе, это не было также противостояние государственных машин и даже не противостояние культурное. Противостояние той эпохи, в первую очередь, было духовно-религиозным, - отметил автор книги.
Владимир Мединский заметил, что так как книга вышла в свет в феврале нынешнего года, то уже появились первые отзывы от ее читателей. По словам автора, в своем большинстве они все положительные, хотя есть уже и критический отзыв.
- Из официальных отзывов был пока только один, где содержалось обвинение в пропаганде русофильской идеи, отмечалось, что слишком много ура-патриотизма и прочее, - заметил Владимир Мединский.
В заключение автор пожелал всем приятного чтения и очень просил оставлять все свои отзывы на его личной страничке в Twitter’e (@medinskiy_vr) .
Автор убежден, что хитросплетения русской истории не менее интересны интриг французского двора. Вот только про них мало кто знает, и читатель новой книги Владимира Мединского откроет для себя terra incognita.
Автор убежден, что хитросплетения русской истории не менее интересны интриг французского двора. Вот только про них мало кто знает, и читатель новой книги Владимира Мединского откроет для себя terra incognita.
Фото Юлии Маковейчук
Добиваясь исторической точности, автор консультировался у ведущих специалистов по истории русской Смуты, деятелей и историков Православной Церкви, знатоков исторического фехтования.
Вначале головокружительные путешествия молодого стряпчего по Европе, а потом… Череда загадочных убийств и смертей при не менее загадочных обстоятельствах в замкнутом высокими стенами пространстве осажденного Смоленска… Героическая оборона крепости… Сталь против пороха… Тайны и сокровища… Иезуиты и розенкрейцеры… Любовь и небесные знамения! В общем, скучать читателю не придется.
Известный писатель Виктор Ерофеев во вступительной статье к роману пишет:
Владимир Мединский. Фото Юлии Маковейчук
То, что издатели в рекламной кампании позиционировали Мединского как русского Умберто Эко, показалось бы вначале любому интеллектуальному читателю, по меньшей мере, преувеличением, красным словцом. И автору этих строк тоже. Однако по прочтении романа мое мнение изменилось.
Вторая карта предполагает игру воображения — вот план крепости, вот эти ворота шел взрывать Фриц Майер, а вот здесь стоял лагерем Сигизмунд… Так-так! Если сделать по книге хорошую компьютерную игру, дело популяризации истории в молодежной среде существенно продвинется. А ведь это очень важно, все войны и конфликты в мире происходили и происходят до сих пор от незнания истории и, как следствие, неумения извлекать из нее уроки.
Владимир Мединский. Фото Юлии Маковейчук
Смыслы возникают в процессе чтения и зависят от самого читателя, уровня его образованности и начитанности.
Вы скажете: да зачем нужна в историческом романе эта игра словами, эти знаки, к чему вся эта поп-семиотика? Скажете: это лишнее, это не вписывается в контекст. И – снова ошибетесь.
Современный читатель, возможно, не вполне осознает глубинный смысл этих высказываний. В первом затронута болезненная проблема векового противостояния Московского государства и Великого княжества Литовского и Русского, и иных (как полностью оно именовалось в древних грамотах). Во втором – не менее серьезная тема происхождения Руси и русских. История ВКЛиР (Великого княжества Литовского и Русского), особенно в XIV веке (ВКЛиР от моря до моря, со Смоленской землей в составе, с русским государственным языком и преобладанием православного населения) – яркий пример русской государственной альтернативы Московской Руси, пример ориентации исконной Руси на Запад, а не на финно-угорский, а потом и монголо-татарский Восток, пример, в конечном итоге, печальный для русского населения ВКЛиР, особенно после Люблинской унии 1569 года и начала масштабной полонизации и католической экспансии в русские земли ВКЛиР.
В том, что не поделили две Руси — западная и восточная — кроется причина всех дальнейших войн и конфликтов уже с Речью Посполитой. Кто более виновен в бесконечных войнах и раздорах? Ведь это были войны между своими, между русскими, ведь и литовская знать была православной и говорила по-русски с русскими.
Об этом схимник Савватий с горечью рассуждает в разговоре с отроком Санькой и предрекает, что воссоединятся еще в одном государстве русские, литвины и поляки.
Стена, Владимир Мединский - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание
Автор:
Категория:
Приключения, Исторические романы
Оценка редакции (1-10):
О книге
Краткое содержание
Издательство "ОЛМА Медиа Групп" представляет новую книгу Владимира Мединского - "Стена". Это первый историко-приключенческий роман автора "Мифов о России" и "Войны", действие которого происходит в России, в Смутное время, ознаменованное стихийными бедствиями, интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Описывая известные события героической обороны Смоленской крепости в 1609-1611 гг., Мединский в своей новой книге профессионально решает задачу детектива - угадай предателя. Роман захватывает с первых же страниц: среди заговоров и предательств разглядеть главного врага не так то просто. Но главная интрига не ограничивается смоленским местом действия: она раскручивается в международном масштабе, затрагивает тайные могущественные секты, взлетает к помыслам Папы Римского и таинственному флоту крестоносцев, опускается в подвалы, набитые порохом и золотом - все будоражит воображение. А война, вплетенная в интригу предательства.
Вопросы творчества и процедуры
Недовольство писателя фильмом, который снят по его книге, тоже встречается сплошь и рядом. Так что если бы не должность автора — и говорить не о чем. Но должность у автора есть. И поскольку она имеет прямое отношение к миру искусства, надо кое-что уточнить: в первую очередь по административной части.
Остается добавить, что сериал снимался на деньги канала, ни копейки от Минкульта и Фонда кино в бюджете нет, телевидение к ведению Минкульта также не относится. Так что должность автора в этой истории роли вообще никакой не играет.
С учетом вышесказанного: нравится что-то Мединскому в фильме или не нравится — это его личное мнение как зрителя и писателя, будь он хоть трижды министр.
Одно и другое
О чем роман
Но штука в том, что в романе и выдернутые, и не попавшие в фильм вовсе сюжетные линии (батальная, историко-просветительская и другие) — всего лишь вспомогательные.
Они для того, чтобы расписать во всех красках главную идею книги: единство, логику, приоритеты и нравственный стержень отечественной истории. И, соответственно, чтобы в подчинении этой идее раскрыть характеры персонажей во всем многообразии жизненных ситуаций.
Зато ликбезом Мединский-историк занимается усердно и беззаветно: и что такое Смута, и как там дело было, и кто такие Скопин-Шуйский и Гермоген, и какая там геополитика замешана (та же самая, к слову, что и сегодня — кто бы мог подумать). Смоленская же крепость — так и вовсе полноправное действующее лицо, это вообще еще одна самостоятельная сюжетная линия. А то действительно несуразица получается:
про д'Артаньяна и кардинала Ришелье любой школьник у нас знает, а про их современников из собственной истории — сплошное белое пятно.
С таким белым пятном, кстати, неудивительно, что про праздник 4 ноября и разные удивительные его толкования до сих пор очевидные вещи разъяснять приходится — за суверенитет и государственность как опорный каркас российской истории.
Ни о чем кино
Так вот. Возвращаемся к голубому экрану. Все это в нем не поместилось.
Дело не в том, что в сериале использованы только две сюжетных линии и несколько частностей. Дело в том, что эти сюжетные линии и частности — просто движущиеся картинки, которые ни о чем не рассказывают. А то и вовсе искажают — нет, не творческий замысел Мединского — логику и здравый смысл.
Откуда взялась Смута? А от Ивана Грозного, рассказывают авторы фильма. Четверти века от его смерти до осады Смоленска как не бывало, даже на полшишечки не поясняется.
А что под Смоленском делают поляки и наемники? А это Сигизмунд за золотом госпитальеров охотится от жадности и бездуховности своей европейской — таков он в сериале. Что у Сигизмунда своя сложная держава, у державы свои объективные геополитические амбиции и вечная конкуренция с Москвой, что даже сокровища (выдуманные Мединским) нужны Сигизмунду не для новой яхты, а для величия державы — нет такого в кино, все сводится к примитивной мещанской мотивации.
А что Андрей Дедюшин — лазутчик Сигизмунда в Смоленске? Что его подвигло на измену? А все то же самое: алчность, карьеризм, да и ревность еще, отвечают авторы фильма. То, что и он, и местный олигарх Никита Зобов просто убежденные приверженцы европейских цивилизационных ценностей, а предосудительные личные качества с этим всего лишь случайно (или гармонично) соседствуют, и именно это естественным образом несовместимо с ценностями защитников Смоленска, — на это художественных образов не хватило.
Читайте также: