Содержание фельдшерских и повивальных школ осуществлялось

Обновлено: 07.07.2024

ЗЕ́МСКАЯ МЕДИЦИ́НА, фор­ма ор­га­ни­за­ции ме­ди­ко-са­ни­тар­но­го обес­пе­че­ния пре­им. сель­ско­го на­се­ле­ния, соз­дан­ная в Ев­роп. час­ти Рос­сии зем­ст­ва­ми . Воз­ни­кно­ве­ние З. м. не­пос­ред­ст­вен­но свя­за­но с зем­ской ре­фор­мой – вве­де­ни­ем в 1864 т. н. зем­ско­го хо­зяйств. са­мо­уп­рав­ле­ния (гл. обр. в центр. гу­бер­ни­ях). Пер­во­на­чаль­ная фа­куль­та­тив­ность мед. функ­ций земств (напр., 50 уезд­ных земств в 1868 во­об­ще не вы­де­ли­ли средств на ме­ди­ци­ну) фак­ти­че­ски сме­ни­лась их обя­за­тель­но­стью. До 1870 пре­об­ла­дал т. н. разъ­езд­ной тип ока­за­ния мед. по­мо­щи, ко­гда врач в те­че­ние 4–5 дней объ­ез­жал сё­ла и де­рев­ни и 3–2 дня при­ни­мал боль­ных до­ма. В 1870–80-х гг. на сме­ну ему при­шёл ста­цио­нар­ный прин­цип, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым уез­ды раз­де­ля­лись на вра­чеб­ные уча­ст­ки, в ко­то­рых от­кры­ва­лись боль­ни­ца с ам­була­то­ри­ей, 1–2 фельд­шер­ских пунк­та и ап­те­ка. Мед. по­мощь, ока­зы­вае­мая в боль­ни­це, бы­ла уни­вер­саль­ной: здесь при­ни­ма­ли взрос­лых и де­тей, муж­чин и жен­щин, стра­дав­ших как ост­ры­ми, так и хро­нич. за­бо­ле­ва­ния­ми. В со­от­вет­ст­вии с этим сло­жил­ся тип зем­ско­го вра­ча как вра­ча-уни­вер­са­ла, об­ла­дав­ше­го ши­ро­ким кру­гом зна­ний и прак­тич. на­вы­ков. Кро­ме сель­ских уча­ст­ко­вых, зем­ски­ми бы­ли так­же на­хо­див­шие­ся в го­ро­дах уезд­ные и гу­берн­ские боль­ни­цы. К нач. 1890-х гг. дей­ст­во­ва­ли 32 гу­берн­ские, 325 уезд­ных и 711 сель­ских зем­ских боль­ниц, в ко­то­рых бы­ло ок. 27 тыс. кро­ва­тей.

Основная функция санитарно-эпидемиологической службы в СССР:

Обеспечение предупредительного и текущего государственного санитарного надзора, контроль за проведением мероприятий государственного характера по ликвидации и предупреждению загрязнений окружающей среды

Переход медицинских институтов на 6-летний срок обучения начался в:

День медицинского работника вводится в:

В медицинских Вузах СССР первичная преддипломная специализация – субординатура на 6-мкурсе введена:

Всемирный день здоровья вводится в:

Первый туберкулезный диспансер создается в:

Первый кожно-венерологический диспансер создается в:

Первый Президент АМН СССР:

С.И.Спасокукоцкий, разработал:

способ обработки рук хирурга

Противомалярийные средства акрихин и плазмоцид разработаны в:

З.В.Ермольева получила советский пенициллин (крустозин) в:

Первая земская санитарная организация в России, образована в:

Первые декреты (1919 г.) советской власти в области профилактики заболеваний:

о санитарной охране жилищ

о мерах борьбы с эпидемиями

о мероприятиях по борьбе с сыпным тифом
учение о механизме передачи инфекций, разработано:

Л. В. Громашевский

Определение эпидемиологии как науки о закономерностях эпидемического процесса быловыдвинуто:

Л. В. Громашевским

Б.Л.Черкасский
Л.В. Громашевским вводятся понятия:

эпидемический процесс
Учение об эпидемическом процессе включает разделы:

причины и условия эпидемического процесса

механизм развития эпидемического процесса

проявления эпидемического процесса

Современная эпидемиологии включает:

эпидемиологию неинфекционных болезней

военную и госпитальную эпидемиологию

Основателем советской профилактической медицины является:

Первичная профилактика направлена на:

предупреждение возникновения заболеваний

Ибн Сине (Авиценне)

Вторичная профилактика направлена на:

предупреждение прогрессирования заболеваний

предупреждение обострения заболеваний

Первая исполнительная городская санитарная комиссия в С.-Петербурге образована

Врачебно-санитарное дело в ведение Городской дума С.-Петербурга перешло в:

По инициативе А.П.Доброславина в Петербурге создана:

санитарная лаборатория для исследования пищевых продуктов

Ф.Ф.Эрисман сформулировал новую концепцию гигиены, изложил цели и задачи данной науки:

А.П.Доброславин:

Первый профессор гигиены в России

Тюменская область организована в:

Первый легочно-туберкулезный санаторий в г.Тюмени открыт в :

Первый врач Первой Тюменской городской больницы:

Первый главный врач Тюменской областной больницы №1:

Первое детское стоматологическое отделение г.Тюмени открылось в:

В годы Великой Отечественной войны в здании Тюменской городской больницы располагался:

эвакуированный Кубанский мединститут

Тюменское областное отделение санитарной авиации организовано:

Первое в Сибири среднее медицинское учебное заведение открыто в:

Первое в Сибири среднее медицинское учебное заведение называлось:

Тобольская повивальная школа

В каком году в г.Тюмени открывается открыта первая стоматологическая поликлиника

Первый медицинский пункт на ст.Тюмень открыт в

1912
Первым ректором Тюменского государственного медицинского института был:

Первая Тюменская городская больница открыта в:

Первая Тюменская городская больница построена на средства:

Тюменский (Александровский) родильный дом открыт в:

Тюменский (Александровский) родильный дом построен на средства:

Тюменский Государственный медицинский институт был основан в:

Первая бесплатная лечебница в г.Тобольске открыта в:

История медицины как наука и учебная дисциплина – это:

Это теоретическая медицинская наука

Составная часть общеисторической науки

Наука о развитии медицины в историческом прошлом

Наука о зарождении, становлении, развитии и современном состоянии медицины

Кем были сконструированы первые надежные спиртовой (1709 г.) и ртутный термометрысо шкалой от 0 до 600°?

Кто был первым русским профессором медицинского факультета Московскогоуниверситета:

Назовите основные достижения немецкого врача и патолога Р. Вирхова:

Создал теорию целлюлярной патологии

Развивал солидарное направление

Кто является основоположником топографической анатомии в Российской империи:

Появление земств в Российской империи было вызвано социально-экономическими и политическими изменениями, происходившими в стране в эпоху Великих реформ. По мере того, как разрушались экономические и сословные отношения, основанные на крепостном праве, все очевиднее становилась неэффективность старого административно-хозяйственного механизма управления. К середине XIX в. дореформенная система местного управления изжила себя, а неэффективные бюрократические методы управления привели хозяйственную жизнь губерний и уездов к состоянию расстройства и упадка.

Земская реформа 1864 г., как и другие реформы царствования Александра II, была вызвана необходимостью включения миллионов бывших крепостных крестьян в гражданскую жизнь страны. Правительство, разрабатывая земское законодательство, преследовало троякие цели; во-первых, необходимо было ввести новые принципы управления в провинции; во-вторых, это была уступка либеральной части поместного дворянства, стремившегося принимать более активное участие в общественной жизни страны; в-третьих, центральная власть попыталась улучшить организацию крайне запущенного местного хозяйства и переложить финансовые расходы в этой области на органы местного самоуправления.

Большую роль в повышении качества преподавания и росте числа земских учителей сыграли учительские семинарии и курсы. В начале ХХ в. земства проявляли различные инициативы в развитии школьного дела. Так, Курское земство летом 1902 г. устроило курсы для учителей и открыло Первую Всероссийскую выставку по народному образованию. Олонецкое уездное земское собрание в 1911 г. ассигновало 250 руб. на пособие учителям для подписки на газеты и журналы .

Необходимо отметить, что земства многое сделали для развития среднего образования в России. Помимо учреждения земствами собственных средних школ и выдачи субсидий государственным гимназиям и прогимназиям, реальным и техническим училищам, земства ввели практику выдачи разного рода стипендий способным нуждающимся молодым людям для продолжения образования.

Необходимо отметить, что именно земства еще в конце XIX в. выступили с идеей введения в стране всеобщего начального образования. В начале XX в. правительство вынуждено было пойти на уступки в этом вопросе и создать в 1902 г. при Министерстве народного просвещения специальную комиссию по составлению нового Положения о начальных народных училищах. В эти же годы были разработаны несколько проектов введения всеобщего начального образования в стране. Из них наиболее значительными были проекты А.Н. Куломзина (Министерство финансов), а также Е.П. Ковалевского и В.И. Фармаковского (Министерство народного просвещения). По плану, разработанному Е.П. Ковалевским, чтобы ввести обязательное начальное обучение, требовалось ежегодно строить десять тысяч школ (всего их надо было иметь 250 тысяч).

Большая заслуга в деле развития народного образования принадлежит Комиссии по народному образованию III Государственной думы. Ее возглавляли профессор В.К. фон Анрец, один из основателей и первый директор Петербургского женского медицинского института, и Е.П. Ковалевский, земский и общественный деятель. Весной 1911 г. III Государственная дума приняла законопроект о всеобщем начальном обучении, но при рассмотрении в Государственном Совете высшая бюрократия не утвердила его, посчитав недостаточно проработанным. Однако своей цели - привлечения внимания правительства к вопросам народного образования – земская общественность достигла. 22 июня 1909 г. Николай II утвердил предложенный III Государственной думой закон о создании Школьно-строительного фонда им. Петра Великого при Министерстве народного образования, средства которого шли на строительство школьных зданий. Отчисления казны в фонд и в целом на народное образование с годами возрастали. В 1909 г. правительство ассигновало через фонд 1 млн. руб., в следующем, 1910 г. – уже 4 млн. руб. В целом же, на начальное образование в 1910 г. было ассигновано 35 884 672 руб. В результате этих дотаций произошел качественный скачок в школьном строительстве. За 1903-1909 гг. число начальных школ возросло на 33 % (с 18 700 до 25 047) . В 1913 г. в земских школах обучалось уже почти два миллиона детей. Три четверти земских школ имели трехгодичный срок обучения, остальные были рассчитаны на четырехлетнюю программу.

Помимо развития школьного образования велика заслуга земств в организации широкой культурно-просветительной работы (библиотечное дело, курсы и кружки самообразования для взрослых, чтение лекций, народные дома, книжная торговля, издательская деятельность и др.)

До 90-х гг. XIX в. земства, занятые созданием системы школьного образования, не могли выделять большие средства на культурно-просветительные программы. Созданию библиотек, читален, музеев мешало и то обстоятельство, что среди гласных не было единства взглядов на цели культурно-просветительной работы среди крестьянства. Значительная часть из них в первые десятилетия считала возможным ограничить просвещение народа распространением элементарной грамотности и азов сельскохозяйственных знаний, необходимых для развития аграрного сектора страны. Так, в частности, в Московской губернии к этому крылу принадлежали Ф.Д. Самарин, А.Н. Сазонов, М.Д. Пфейер, М.А. Нарожинцкий. Либеральная часть московских гласных (В.Ю. Скалон, С.А. Муромцев, Петр Долгоруков, А.А. Оленин, К.А. Каблуков) рассматривала просвещение народа не только как путь к интенсификации сельского хозяйства, но и как необходимое условие общественного прогресса и социальной интеграции. Главную цель культурно-просветительной деятельности земств либерально настроенные гласные видели в формировании нового типа личности, не характерного для современной им русской деревни – читающего крестьянина, ориентирующегося в основных событиях внутренней и внешней политики России. Некоторые из земских гласных личным участием много сделали для развития внешкольного образования на селе. Так, в Серпуховском уезде князь Д.И. Шаховской еще в 1882 г. выступил с инициативой открытия библиотеки при Васнюнском народном училище, попечительницей которого была его родственница.

Новым направлением в деятельности земств с начала ХХ в. стало создание земских музеев. Как правило, музеи организовывали уездные земства. По своему содержанию они условно делились на несколько групп: наглядных школьных пособий, краеведческие (естественно-исторические), сельскохозяйственные, истории развития кустарных промыслов, санитарно-гигиенические и др.

Наиболее распространенными были музеи наглядных пособий, создававшиеся в здании уездной земской управы или школы; к 1917 г. их численность достигла 1 700. В 13 земствах были созданы краеведческие (они назывались естественно-историческими) музеи. Музеи кустарных промыслов были созданы в 15 губерниях; в их функции входили обеспечение кустарей сырьем и расширение возможностей сбыта готовой продукции. Периодически устраивались и временные тематические выставки.

В 1913 г., в связи с приближающимся (сентябрь 1914 г.) пятидесятилетием деятельности земских учреждений в России, на совещании представителей губернских земских управ в Саратове (7-8 ноября), получила одобрение идея устройства в Москве Всероссийского земского дома-музея, во главе которого, должно было стоять собрание уполномоченных губернских земств, по два от каждой губернии, собираемое на очередные заседания один раз в год. Однако начавшаяся Первая мировая война помешала реализации этого плана.

Подводя итоги значения земской деятельности для модернизации страны, следует отметить многие положительные сдвиги в образовании населения. Во-первых, деятельность земств в сфере народного образования являлась частью общественного педагогического движения, возникшего в России в пореформенный период и ставившего своей основной целью введение всеобщего обучения детей школьного возраста. Известные педагоги (К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.В. Каптерев, Н.А. Корф, Д.И. Тихомиров) внесли весомый вклад в создание научных основ построения земской школы как образовательной системы демократического типа. Ее целью являлось воспитание чувства гражданственности, обучение на родном языке, включение в преподавание широкого круга учебных предметов светской направленности (русского языка, литературы, математики, истории, географии, основ сельскохозяйственных знаний, рисования и др.) и использование новейших (по тому времени) форм и методов обучения на основе широкого применения наглядных пособий, объяснительных уроков и экскурсий. Во-вторых, несомненным достижением российского земства было и то, что к концу первого десятилетия ХХ в. в начальных школах училось уже 3,1 млн. детей из общего числа школьного возраста (6,2 млн. чел.), т.е. половина. Из 44 600 школ, существовавших в стране, более половины были земскими. В-третьих, важную роль в повышении грамотности населения сыграли земские библиотеки. О достигнутых успехах в этой области внешкольной работы красноречиво свидетельствуют следующие факты. В 1864 г. в земских губерниях России было 152 библиотеки, из которых 84 работали в столицах. За 50 лет их число возросло до 12627. Их читательская аудитория составляла около 2 млн. чел., совокупный книжный фонд – почти 9 млн. экз., а годовая книговыдача утроилась.

До введения земств в Российской империи, по данным Медицинского департамента МВД (1856 г.), в 54 губерниях насчитывалось 494 больниц в губерниях и уездах, находящихся в ведении приказов общественного призрения . Пропускная способность больниц, ввиду малочисленности коек, была невелика (в 1856 г. через все больницы Российской империи по официальным данным, прошли 312423 человека, из которых умерло 31995 человек, т.е. каждый десятый больной).

Большинство земств первое время ассигновало весьма скромные средства на медицину, покрывая расходы процентами с капиталов приказов общественного призрения. Всего на медицину в 1868 г., по данным Б.Б.Веселовского, земствами было ассигновано 1,2 млн.руб. или 8,3% сметы, при этом 4 земства (Московское, Петербургское, Калужское и Псковское) ассигновали 2,5-4,5% сметы, 17 земств от 5 до 10% и 9 земств – от 10 до 14% .

Отличительной особенностью земских врачей как особой социокультурной группы являлось их активное участие в научной и общественной жизни страны. По подсчетам исследователя общественных организаций А.С.Тумановой, общества врачей, в которых было много земцев, составляли в общей сложности примерно половину всех научных обществ пореформенной России. За тридцать лет с 1864 по 1894 г. их было организовано свыше ста и они развернули свою деятельность в более чем семидесяти городах России . В 1896 г. по инициативе профессора В.Ф.Снегирева на средства фабриканта П.Г.Шелапугина при Московском университете был открыт университет усовершенствования врачей, в который в первую очередь зачислялись земские врачи. Земская медицина дала России много замечательных ученых: хирурги П.И.Дьяконов, В.Ф.Войно-Ясенецкий (впоследствии епископ Лука; психиатры В.П.Сербский, С.И.Штейнберг, В.И.Яковенко; медицинские статистики В.А.Осипов, П.И.Куркин, гигиенист З.Г.Френкель и многие другие.

К сожалению, феномен земской медицинской интеллигенции мало знаком широким кругам населения о чем свидетельствует существование пока единственного в стране музея, посвященного деятельности медиков Красноуфимской земской больницы на Урале.

Материалы губернских съездов земских врачей и отчеты земских управ подтверждают мнение земского начальника. Так, в Нижегородской губернии в среднем на одного врача приходился врачебный участок в 820 верст. В 1890 г. земский медицинский персонал губернии состоял из 33 врачей, 108 фельдшеров, одной фельдшерицы и 26 акушерок. При этом один фельдшер приходился на 12576 чел., а одна акушерка на 3118 родов . Эти цифры убедительно свидетельствуют о том, что даже среднего медицинского персонала в уездах катастрофически не хватало.

Главной причиной негативного отношения врачей к самостоятельной работе фельдшеров была их чрезвычайно низкая подготовка. По инициативе земств открывались фельдшерские школы с курсом обучения три года, включая общеобразовательную подготовку. К концу 80-х гг. их было 14, действовали также акушерская школа в Тульской губернии, школы для земских повитух в Вятской, Пензенской, Псковской, Тамбовской губерниях . Однако они не могли полностью обеспечить потребности земской медицины в квалифицированных работниках среднего звена. Содержание фельдшерских и акушерских школ было довольно дорого для земства. Расход на одного ученика в год составлял 130-185 руб., поэтому были часты случаи, когда едва открывшись, фельдшерские школы закрывались из-за отсутствия средств.

Ситуация изменилась в 90-е гг., когда в связи с возросшим вниманием к вопросам здравоохранения, вновь стали открываться средние медицинские учебные заведения. В начале ХХ в. губернскими земствами содержалось 22 фельдшерских и 5 повивальных школ с 2,5 тыс. учеников в них . В некоторых фельдшерских и акушерских школах для учащихся, принимавшихся по направлениям земств, обучение, учебники, а иногда и обеды были бесплатными. Уездные земства выплачивали стипендии тем учащимся, которых они направляли.

Постепенно закрепившееся участковое обслуживание сельского населения стало важным достижением земской медицины XIX в. в России. Центром медико-санитарной помощи являлись сельские участковые больницы, обслуживающие определенное количество жителей на прилегающей ограниченной территории. Однако и участковый принцип обслуживания населения - наиболее оптимальный для российской глубинки, не мог решить все острые вопросы сельского здравоохранения, связанные с глубокими социальными проблемами.

Учитывая низкий жизненный уровень крестьян большинство врачей уже в этот период считали, что земства должны оказывать бесплатную медицинскую помощь. Необходимо отметить, что за редким исключением, до середины 90-х гг. все губернские больницы взимали плату за лечение, с оплатой 15-40 коп. в сутки или 5-12 руб. в месяц.

Однако, уездные земства постоянно понижали эту плату, отменяя ее для все больших категорий больных. В результате их усилий плата за лечение в земских больницах к 1910 г. сохранялась главным образом в уездных городах, причем только для пациентов из других уездов. Таким образом, принцип бесплатности больничной помощи стал одним из основополагающих в земской медицине начала ХХ в. Разумеется бесплатная земская медицина стоила огромных средств. Если в 1868 г. на медицину земства тратили 8% своего бюджета, в 1890 г. уже 21%, то в 1903 г. уже 38%, значительно больше, чем на другие отрасли работы. Некоторые земства (Липецкое, Хвалынское, Ливенской и др) тратили на медицину 45-47% своего бюджета.

В целях координации работы земского медицинского персонала уже в 80-х гг. во всех губерниях России были созданы коллегиальные органы, в которые кроме членов управы входили несколько гласных и все земские врачи. Они получили название санитарных или врачебных советов и действовали в соответствии с инструкциями, утвержденными земскими собраниями (в Московском земстве такая инструкция была разработана в 1885 г.). В компетенцию уездных советов входили вопросы текущего санитарно-врачебного дела своего уезда, губернских – губернии.

Таким образом, к концу XIX в. медицина прочно вошла в число приоритетных направлений земской деятельности. С самого начала земская медицина России занималась решением комплекса социальных проблем, которые, порой, были просто заброшены местной властью. В некотором роде земцы опережали время. Несмотря на скудость средств, административные препятствия, нехватку врачей и медперсонала, они способствовали созданию национальной системы обслуживания сельского населения, представлявшей собой единственный в истории пример организованной масштабной помощи на селе в XIX в., получивший международное признание (в 1934 г. Гигиеническая комиссия Лиги наций рекомендовала врачебный участок, являющийся основной организационной формой земской медицины как образец другим странам для организации врачебной помощи сельскому населению).

О масштабах земских затрат говорят следующие цифры. По подсчетам санитарного врача С.М.Богословского, в 1901 г. с каждого крестьянина Московской губернии земские сборы на медицину составляли всего 7,5 коп. в пересчете на 1 жителя, а земские расходы на те же нужды доходили до 91,85 коп.

В 1895 г. на земскую медицину было израсходовано 27% от всего земского бюджета (17,7 млн. руб.). Расход губернских земств на медицинские нужды в среднем составил 69%, а уездных 31%. . К 1913 г., из всех расходов на медицину в стране 45,9% составляли земские.
В 90-е годы продолжается рост числа земских участков и уменьшается их радиус. За полвека своей деятельности земства проделали огромную работу в этой области. По данным З.Г.Френкеля, собранным для Дрезденской и Всероссийских гигиенических выставок (1911г.), общее число земских врачебных участков возросло в 507 раз (в 1870 г. – 530; в 1910 г. – 2686); площадь среднего врачебного участка уменьшилась в 523 раза (соответственно – с 4860 кв.верст до 930 кв.верст); из 2686 врачебных участков в 1910 г. только 641 не имели больниц.

Важнейшим направлением земской медицины на рубеже веков оставалась борьба с эпидемиями, которые периодически уносили многие тысячи человеческих жизней. Так, в 1901-1913 гг., по данным статистика С.А.Новосельского, в России на каждые 100 тыс. жителей 400 человек погибало от инфекционных болезней – скарлатины, сыпного и брюшного тифов, кори и др. В Англии, Германии и Голландии от инфекционных болезней погибали соответственно всего 80, 68 и 53 человека на каждые 100 тыс. жителей .

На рубеже веков в России неоднократно были сильные вспышки эпидемии тифов и холеры (1892-1893 гг., 1905-1908, 1909 гг.и 1911 г.), причем две вспышки эпидемических заболеваний напрямую были связаны с голодом 1891 и 1911 гг. Во время эпидемий холеры и сыпного тифа 1892-1893 гг., в ряде губерний созывались съезды и совещания для выработки противоэпидемических мероприятий. Так, только в 1892 г. в Саратовской губернии 2-4 июня проходило совещание по борьбе с сыпным тифом, 25 июля – по борьбе с азиатской холерой, а в декабре на специальном совещании обсуждались мероприятия на случай возобновления эпидемии холеры в 1893 г.

Однако целенаправленная работа земских медиков по борьбе с эпидемиями часто тормозилась административными препонами. Это касалось как отказа в запрашиваемых кредитах и неутверждении губернатором в должности врачей, выразивших желание работать в земствах в период эпидемии, так и срыве ряда совещаний по обсуждению противоэпидемических мероприятий.
Подводя итоги полувековой деятельности земств в решении социальных вопросов, необходимо отметить, что постепенно российская глубинка приобретала черты цивилизованности. На селе привычным стало обращаться за медицинской помощью к акушерке или врачу при родах, дети крестьян хотя бы год-два посещали земские школы, в городах и деревнях появились новшества в санитарно-гигиенической и культурной сферах жизни - благоустроенные общественные колодцы и водопроводы, народные дома и библиотеки, музеи и периодические земские выставки.

Владимирский базовый медицинский колледж

Фельдшерско-акушерская школа



Здание родильного приюта. Ул. Спасская, д. 6



Первые ученицы акушерско-фельдшерской школы

Школа с штатом в I классе в 15 учениц. Поступило только 11 учениц, что губернская управа объясняла очасти недостатком средств у желающих учиться. В самом деле, поскольку у школы не было своего общежития, ученицам приходилось снимать жилье и заботиться о своем пропитании и канцелярских нуждах. По этой причине губернской земской управой была учреждена стипендия для учащихся в 20 рублей в месяц.
Известен первый преподавательский состав — прозектор Эдмунд Маркович Виклейн читал анатомию, врач Капитон Алексеевич Беляев — физиологию, провизор (заведующий) аптеки Губернской земской больницы Карл Эрнестович Тепфер — химию, педагог земской женской гимназии Вячеслав Витальевич Барковский — физику, доктор Павел Константинович Миславский — латинский язык.



Н.И. Жадина






Н.А. Орлов




Преподаватели и студенты Владимирского медицинского техникума (во стором ряду снизу, четвертый слева – К.Э. Тепфер)


Совещание директоров и завучей медтехникумов Ивановской промышленной области 18 апреля 1935 г. постановило реорганизовать Владимирский медицинский техникум с 1 сентября в фельдшерско-акушерскую школу с 2-х годичным сроком обучения. Данная реорганизация внесла хаос в учебный процесс, так как новые профили требовали новых программ и учебных планов, необходимо было в кратчайшие сроки создать переходные планы.
При детском костном санатории с 1937 г. существовала школа медицинских сестер. Ежегодно до войны отсюда выходили квалифицированные медсестры со средним медицинским образованием.



Ул. Б. Московская, д. 24.

В 1935 г. Владимирская фельдшерско-акушерская школа располагалась в здании по адресу: ул. III Интернационала, д. 24, где школа занимала под аудитории 11 помещений, для полноценного учебного процесса не хватало 6 аудиторий.
В 1936 г. в школе обучалось 372 человека (девушки и юноши). В этом году школа впервые за все время своего существования освоила необычайно большую цифру нового набора ˗ 211 человек. Одной из основных проблем в работе школы 1930-х гг. являлась нехватка преподавателей. Во Владимире работали всего два врача-акушера, которые, будучи чрезвычайно загруженными по основной работе, вынуждены были еще преподавать для группы учащихся в 1441 человек. Составить твердое расписание занятий было чрезвычайно трудно.
В эти же годы школа становится организующим центром медицинской жизни города Владимира. В ее стенах проходили все научные городские и межрайонные конференции, в большинстве случаев с докладчиками – профессорами Ивановского медицинского института, здесь же собирались слеты ударников лечебных учреждений города и конференции среднего и младшего персонала. На всех этих собраниях и конференциях присутствовали и многие студенты школы.



Михаил Георгиевич Герасимов

30-40-е гг. ХХ века отмечены частой сменой руководства школы. В августе 1936 г. Ивана Ивановича Сухова сменил Михаил Георгиевич Герасимов, в сентябре 1937 г. Ивановским облздравотделом назначен директором школы Михаил Николаевич Маслов, в январе 1938 г. ˗ Балашов М.Х., в сентябре 1938 г. Врид директора Урвачеву Е.К. сменил Боголюбов А.И., в январе 1940 г. Абрамова А.А. сменил Маслов Михаил Николаевич, в феврале 1940 г. ˗ Тихонов Ф.П., в сентябре вновь временно исполнял обязанности директора Маслов М.Н., в 1941 г. директором назначена Борисова А.М.



Улица Б. Московская, д. 28

В 1945 г. фельдшерско-акушерской школе было передано здание по ул. Музейная, д. 1. К началу 1946/1947 учебного года здание было отремонтировано, классы укомплектованы учебной мебелью . В этом здании школа проработала полвека.



Н.А. Павлов ведет занятия в фельдшерско-акушерской школе

В 1954 г. на основании постановления Совета Министров СССР № 919 от 11 июня 1954 г. и приказа Владимирского Облздравотдела № 189 от 10 июня 1954 г. фельдшерско-акушерская школа была реорганизована в Медицинское училище. Училище готовит фельдшеров, акушерок, зубных техников и медсестер общего профиля.



Юхтанова Наталья Михайловна



Улица Горького, д. 79.



Михайловская улица, д. 10

Читайте также: