Херасков истинное благополучие краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

В 1552 г. восточную часть Руси всё ещё обременяет власть Орды. По велению казанской царицы Сумбеки льются реки христианской крови. Но эти бедствия скрыты от взора юного царя Иоанна IV, который, прельстясь забавами, не внемлет советам прекратить злодеяния ордынцев. Побеждённая лестью царедворцев, горькая правда так и осталась бы неведомой монарху, если бы во сне ему не явился предок и, напомнив об ответственности правителя перед Богом и людьми, не призвал Иоанна спасти отечество от зла. Смущённый царь, стремясь найти опору, призывает к себе своего друга Адашева, который убеждает Иоанна помолиться в церкви, основанной преподобным Сергием Радонежским. Пламенная молитва царя достигает небес, где Создатель измерял судьбу двух царств: Российский венец возвысится — Орде придёт конец. Священник, исполненный Духом святым, рассказывает об этом царю.

Тем временем Сумбека, не внемля грозным видениям, прорицающим падение Казани, думает только о делах любовных: она влюблена в князя Османа и не желает даже ради спасения государства выходить замуж за кого-либо другого. Осман же не отвечает ей взаимностью, что едва не доводит царицу до самоубийства. Но внутренний голос вовремя останавливает её, советуя искать утешения на могиле мужа.

Слёзы жены побеждают покойного царя восстать из гроба. Он предрекает Казани мир, только если царица изберёт супругом Алея, свияжского царя. Но, проникнув в тайну грядущего и увидев победу христианства над мусульманством, просит Сумбеку сжечь гробницы казанских царей, дабы дать их душам сойти в ад и избежать позора осенения крестом.

Выполнив просьбу мужа, потрясённая Сумбека засыпает. Здесь её и находит Алей, который выпил воды из заколдованного источника, отчего потерял волю и, уязвлённый Эротом, из храброго воина превратился в покорного раба царицы. Алей прельщается коварными речами Сумбеки, которая, помня предсказание, делает всё, чтобы соблазнить его. Почти забыв о России, Алей надеется разделить с царицей трон и, усмирив мятежных ордынцев, устроить всеобщий мир. Царь не замечает обмана, скрытого ласками: над сердцем Сумбеки всё ещё властвует Осман, которого ревнивая царица приказала заточить в тюрьму. Прознав об этом, коварный вельможа Саргун склоняет князя притвориться влюблённым в Сумбеку, дабы избежать наказания, устранить Алея и спасти Орду от покорения Россией. Саргун добивается своего: Сумбека и Осман уговариваются истребить царя.

Молва о победе распространяется до самых границ государства Российского. Всё предвещает скорое успешное окончание похода. Но неожиданно некий старец советует Иоанну не торопиться, иначе его воины принуждены будут сражаться не с людьми, а с четырьмя враждебными стихиями. И видя, что царь не внемлет предостережению, дарит ему волшебный щит, поверхность которого потемнеет, как только разум владельца омрачат греховные помыслы. Поход россиян, несущий победу православной веры, приводит в ярость Безбожие, которое предлагает всем языческим богам уничтожить Иоанна, подняв против него силы природы. Гибельной пучиной становится Волга для русских судов. Пешие полки страдают от невыносимого зноя, несущего голод и жажду. Царь терпит лишения наравне с простыми воинами, отдавая раненым свою воду и пищу.

Однажды ночью Иоанн, опечаленный судьбой войска, отходит довольно далеко от стана. Там ему является видение, которое пытается заставить царя отречься от веры и отечества, искушая властью и богатством. Иоанн колеблется, но в тот же миг видит, что щит его потемнел, и находит в себе силы дать отпор. Взбешённое Безбожие, удаляясь, предрекает царю ужасное будущее: он станет тираном и сыноубийцей. Иоанн трепещет, но вдруг видит перед собой. Алея. Тот умоляет царя довериться ему и, получив согласие, провожает его к некоему благочестивому отшельнику. Попутно Алей рассказывает о том, что Сумбека пыталась убить его и лишь благодаря верности друга ему удалось спастись и бежать из Казани — а вскоре он повстречал пустынника, направившего его к Иоанну.

Поначалу и сами казанцы жаждали примирения, надеясь на помощь Алея. Но Безбожие насылает на город Раздор. Сагрун, сам мечтающий о троне, убедил Сумбеку убить Алея и возмутил против него народ. Алею удаётся спастись, и гнев толпы обращается на его друга Гирея, которого едва не казнили, но Асталон — один из претендентов на руку Сумбеки, освободив Гирея, убивает своего соперника Османа и требует царицу себе в жёны. Сагрун, видя, что казанцы боятся Асталона, пытается убить его и гибнет с ним вместе. Напуганные грозным предвестием, жители города решают обмануть Иоанна, и, изобразив покорность, выдать Сумбеку русским послам якобы в залог мира.

Страдания, вызванные смертью любимого и изгнанием, изменили бывшую царицу. Прибыв к Иоанну вместе со своим сыном и Гиреем, она отрекается от прошлого и хочет креститься. Изменилось и её отношение к Алею: она искренне его полюбила. Алей же, не утратив прежних чувств к ней, всё же предпочитает войну супружеству: он хочет отомстить за страдания Гирея. Великодушный Иоанн принимает Сумбеку как сестру и вскоре отправляет в Москву.

Через три дня русские воины достигают стен Казани. Внезапно, без предупреждения, ордынцы нападают: начинается кровавая сеча. Россиянам удаётся прогнать врагов обратно в город. Однако ночью четыре могучих рыцаря, в числе которых и прекрасная персиянка Рамида, уничтожив сторожевой отряд, едва не попадают в русский стан. Князю Палецкому удаётся ранить Рамиду. Но, бросившись в погоню за рыцарями, уносившими её с поля боя, он попадает в плен.

Новый казанский царь Едигер, не сумев склонить Палецкого к предательству, велит казнить его. Однако Гидромир, один из четырёх рыцарей, останавливает правителя и вызывает князя на поединок на следующих условиях: если три русских воина одолеют трёх рыцарей, те оставят сражение, а если нет — уничтожат весь род московский. В поединке Курбский ранит Мирседа, и Рамида, нарушив условия, кидается на помощь возлюбленному. Тогда в битву вступают оба войска. Курбского ранят, и русские воины, охваченные жаждой мщения, ценой огромных потерь заставляют татар отступить под защиту городских стен.

Вылазки казанцев удаётся отражать, но для успешного штурма русские начинают делать подкоп, дабы уничтожить город, взорвав его изнутри. Река, снабжавшая город водой, в результате подкопа иссякает. И это не единственное бедствие, постигшее Казань: рыцари, ослеплённые любовью к Рамиде и ревностью, убивают друг друга, а персиянка кончает жизнь самоубийством. Тогда могущественный волхв, отец Рамиды, решает сам истребить россиян. Своим колдовством он призывает на помощь лютую Зиму с её снегами и вихрями. Но священное знамя, изображающее Спасителя, укрощает свирепого Борея.

До победы остаётся один шаг. Сражение перемещается к царскому двору. Телохранители Едигера не могут сдержать натиска и бросаются с городской стены. Казанский царь, увидев, что война проиграна, прибегает к лукавству: отправляет к русским самых красивых девушек, дабы прельстить их любовью. Хитрость не удаётся. Но когда Едигер, отчаявшись, пытается покончить с собой, ему является небесный Дух. Потрясённый царь принимает христианство и становится подданным Иоанна. Мятежная Казань, преклонив колена, испускает последнее дыхание.

Пересказала В. В. Смирнова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Пойдешь ты к небесам с степени на степень.

Есть даже реверанс в сторону белой магии, которой увлекались в кружке И. Шварца, реверанс, угадываемый в противопоставлении магии черной:

Не сокровенную, священную магию,
Но черную ввели язычники в Россию.

Там запад, в мнениях отторгшись от востока,
Течет как мутный ток из чистого потока (. )
Но церковь в полной зрит восточну красоте,
В святой Апостольской цветущу чистоте,
Священным таинствам надзвездным подражает,
И церковь внутренню она изображает;
Как ясная свеща пред Господом горит,
И Бог на лик ее умильным оком зрит.

Он видит храм простой, неукрашенный.
Владимир в храме зрит прозрачную запону,
За ней престол златый подобный Царску трону,
Многоочитые там движутся колеса,
Но к ним пресекла ход лазурная завеса.

При описании храма Суесвятства Херасков необычно использует масонский обряд — цепь, сплетенную из рук братьев, - с противоположным значением:

Там Зависть, Клевета, Соблазны, Наущенья,
Предательство, Татьба, Насильство, Злоба, Мщенье,
Составив цепь из рук, престолу предстоят.

Наконец, нельзя пройти мимо обращения к виднейшему представителю московских мартинистов Ивану Лопухину (о чем тот с благодарностью вспоминал в своих записках):

Твоя мне, Лопухин, разумная беседа
Полезней многих книг библейска, слаще меду.

Исследуя поэтику религиозно-философских поэм Хераскова, как и поэтику его сочинений вообще, и поэтику прочих масонских и мистически настроенных сочинителей XVIII в., необходимо сделать уточнения в общей истории литературного движения второй половины XVIII — первой четверти XIX вв., т.е. того времени, на которое, собственно, и приходится расцвет русской масоно-мистической словесности.

В 1552 г. восточную часть Руси всё ещё обременяет власть Орды. По велению казанской царицы Сумбеки льются реки христианской крови. Но эти бедствия скрыты от взора юного царя Иоанна IV, который, прельстясь забавами, не внемлет советам прекратить злодеяния ордынцев. Побеждённая лестью царедворцев, горькая правда так и осталась бы неведомой монарху, если бы во сне ему не явился предок и, напомнив об ответственности правителя перед Богом и людьми, не призвал Иоанна спасти отечество от зла. Смущённый царь, стремясь найти опору, призывает к себе своего друга Адашева, который убеждает Иоанна помолиться в церкви, основанной преподобным Сергием Радонежским. Пламенная молитва царя достигает небес, где Создатель измерял судьбу двух царств: Российский венец возвысится — Орде придёт конец. Священник, исполненный Духом святым, рассказывает об этом царю.

Продолжение после рекламы:

Тем временем Сумбека, не внемля грозным видениям, прорицающим падение Казани, думает только о делах любовных: она влюблена в князя Османа и не желает даже ради спасения государства выходить замуж за кого-либо другого. Осман же не отвечает ей взаимностью, что едва не доводит царицу до самоубийства. Но внутренний голос вовремя останавливает её, советуя искать утешения на могиле мужа.

Слёзы жены побеждают покойного царя восстать из гроба. Он предрекает Казани мир, только если царица изберёт супругом Алея, свияжского царя. Но, проникнув в тайну грядущего и увидев победу христианства над мусульманством, просит Сумбеку сжечь гробницы казанских царей, дабы дать их душам сойти в ад и избежать позора осенения крестом.

Брифли существует благодаря рекламе:

Выполнив просьбу мужа, потрясённая Сумбека засыпает. Здесь её и находит Алей, который выпил воды из заколдованного источника, отчего потерял волю и, уязвлённый Эротом, из храброго воина превратился в покорного раба царицы. Алей прельщается коварными речами Сумбеки, которая, помня предсказание, делает всё, чтобы соблазнить его. Почти забыв о России, Алей надеется разделить с царицей трон и, усмирив мятежных ордынцев, устроить всеобщий мир. Царь не замечает обмана, скрытого ласками: над сердцем Сумбеки всё ещё властвует Осман, которого ревнивая царица приказала заточить в тюрьму. Прознав об этом, коварный вельможа Саргун склоняет князя притвориться влюблённым в Сумбеку, дабы избежать наказания, устранить Алея и спасти Орду от покорения Россией. Саргун добивается своего: Сумбека и Осман уговариваются истребить царя.

Продолжение после рекламы:

Молва о победе распространяется до самых границ государства Российского. Всё предвещает скорое успешное окончание похода. Но неожиданно некий старец советует Иоанну не торопиться, иначе его воины принуждены будут сражаться не с людьми, а с четырьмя враждебными стихиями. И видя, что царь не внемлет предостережению, дарит ему волшебный щит, поверхность которого потемнеет, как только разум владельца омрачат греховные помыслы. Поход россиян, несущий победу православной веры, приводит в ярость Безбожие, которое предлагает всем языческим богам уничтожить Иоанна, подняв против него силы природы. Гибельной пучиной становится Волга для русских судов. Пешие полки страдают от невыносимого зноя, несущего голод и жажду. Царь терпит лишения наравне с простыми воинами, отдавая раненым свою воду и пищу.

Однажды ночью Иоанн, опечаленный судьбой войска, отходит довольно далеко от стана. Там ему является видение, которое пытается заставить царя отречься от веры и отечества, искушая властью и богатством. Иоанн колеблется, но в тот же миг видит, что щит его потемнел, и находит в себе силы дать отпор. Взбешённое Безбожие, удаляясь, предрекает царю ужасное будущее: он станет тираном и сыноубийцей. Иоанн трепещет, но вдруг видит перед собой… Алея. Тот умоляет царя довериться ему и, получив согласие, провожает его к некоему благочестивому отшельнику. Попутно Алей рассказывает о том, что Сумбека пыталась убить его и лишь благодаря верности друга ему удалось спастись и бежать из Казани — а вскоре он повстречал пустынника, направившего его к Иоанну.

Брифли существует благодаря рекламе:

Поначалу и сами казанцы жаждали примирения, надеясь на помощь Алея. Но Безбожие насылает на город Раздор. Сагрун, сам мечтающий о троне, убедил Сумбеку убить Алея и возмутил против него народ. Алею удаётся спастись, и гнев толпы обращается на его друга Гирея, которого едва не казнили, но Асталон — один из претендентов на руку Сумбеки, освободив Гирея, убивает своего соперника Османа и требует царицу себе в жёны. Сагрун, видя, что казанцы боятся Асталона, пытается убить его и гибнет с ним вместе. Напуганные грозным предвестием, жители города решают обмануть Иоанна, и, изобразив покорность, выдать Сумбеку русским послам якобы в залог мира.

Страдания, вызванные смертью любимого и изгнанием, изменили бывшую царицу. Прибыв к Иоанну вместе со своим сыном и Гиреем, она отрекается от прошлого и хочет креститься. Изменилось и её отношение к Алею: она искренне его полюбила. Алей же, не утратив прежних чувств к ней, всё же предпочитает войну супружеству: он хочет отомстить за страдания Гирея. Великодушный Иоанн принимает Сумбеку как сестру и вскоре отправляет в Москву.

Через три дня русские воины достигают стен Казани. Внезапно, без предупреждения, ордынцы нападают: начинается кровавая сеча. Россиянам удаётся прогнать врагов обратно в город. Однако ночью четыре могучих рыцаря, в числе которых и прекрасная персиянка Рамида, уничтожив сторожевой отряд, едва не попадают в русский стан. Князю Палецкому удаётся ранить Рамиду. Но, бросившись в погоню за рыцарями, уносившими её с поля боя, он попадает в плен.

Новый казанский царь Едигер, не сумев склонить Палецкого к предательству, велит казнить его. Однако Гидромир, один из четырёх рыцарей, останавливает правителя и вызывает князя на поединок на следующих условиях: если три русских воина одолеют трёх рыцарей, те оставят сражение, а если нет — уничтожат весь род московский. В поединке Курбский ранит Мирседа, и Рамида, нарушив условия, кидается на помощь возлюбленному. Тогда в битву вступают оба войска. Курбского ранят, и русские воины, охваченные жаждой мщения, ценой огромных потерь заставляют татар отступить под защиту городских стен.

Вылазки казанцев удаётся отражать, но для успешного штурма русские начинают делать подкоп, дабы уничтожить город, взорвав его изнутри. Река, снабжавшая город водой, в результате подкопа иссякает. И это не единственное бедствие, постигшее Казань: рыцари, ослеплённые любовью к Рамиде и ревностью, убивают друг друга, а персиянка кончает жизнь самоубийством. Тогда могущественный волхв, отец Рамиды, решает сам истребить россиян. Своим колдовством он призывает на помощь лютую Зиму с её снегами и вихрями. Но священное знамя, изображающее Спасителя, укрощает свирепого Борея.

До победы остаётся один шаг. Сражение перемещается к царскому двору. Телохранители Едигера не могут сдержать натиска и бросаются с городской стены. Казанский царь, увидев, что война проиграна, прибегает к лукавству: отправляет к русским самых красивых девушек, дабы прельстить их любовью. Хитрость не удаётся. Но когда Едигер, отчаявшись, пытается покончить с собой, ему является небесный Дух. Потрясённый царь принимает христианство и становится подданным Иоанна. Мятежная Казань, преклонив колена, испускает последнее дыхание.

Псевдоклассическое направление выразилось в русской литературе не только написанием , но и попытками создать эпопею.


Обе поэмы Хераскова отразили на себе характерные черты XVIII века, с его утилитарным взглядом на поэзию: они должны были служить проведению в среду читателей известных идей. Вот почему Херасков, подражавший Тассо, в то же время, очень близок к тенденциозному творчеству Вольтера.

Следуя за Вольтером, не может автор удержаться и от критики существующих порядков. Эта критика рассеяна в разных местах поэмы, – сказывается она и в отзывах Адашева о придворных льстецах, и в том наставлении, которое преподается Иоанну тенью князя Александра Тверского:

Искренний патриотизм Хераскова скрашивает холодность его поэмы, происшедшую от искусственности замысла.

Херасков Михаил Матвеевич

Российский поэт. Писатель. Драматург. Основатель Московского университетского пансиона и первых московских театров. Член Вольного российского собрания. Деятель российского масонства. Совладелец подмосковной усадьбы Очаково. Основатель Московского университетского пансиона.

Михаил Херасков родился 5 ноября 1733 года в городе Переяслав-Хмельницкий, Украина. В сентябре 1740 года вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург. Получил домашнее образование, изучал французский и немецкий язык, географию, арифметику и геометрию. По прошению отчима князя Никиты Юрьевича Трубецкого 30 декабря 1743 года зачислен в Сухопутный шляхетный кадетский корпус.

Уже в этот период Херасков писал стихи. В корпусе изучал примерно те же предметы, что и дома. В 1749 году произведен в капралы, по окончании курса 15 сентября 1751 года выпущен в Ингерманландский полк в чине подпоручика. Пробыв офицером около четырех лет, в 1755 году перешел в статскую службу и зачислен в Коммерц-коллегию, но уже в начале 1756 года перешел в Московский университет, где 6 июня получил должность асессора.

В феврале 1770 года Херасков переехал в Петербург и 18 мая назначен вице-президентом Берг-коллегии в чине статского советника. Его столичный дом также быстро стал литературным центром. В этот период примкнул к придворной группировке Григория Орлова, и сохранил с ним дружеские отношения даже после опалы. Ввиду огромной загруженности работой для театра и литературных планов, в 1774 году обратился к Григорию Потемкину с просьбой об отставке с сохранением жалованья. Прошение не удовлетворили, и 3 марта 1775 года вышел в отставку без пенсиона в чине действительного статского советника.

Вернувшись в университет, Михаил Матвеевич сразу развернул активную деятельность. Уже в декабре по его инициативе создан Благородный пансион, где позже получили образование Василий Жуковский, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев и другие знаменитые литераторы. С 1 мая 1779 года куратор передал университетскую типографию в аренду Николаю Новикову на десять лет, предоставив ему возможность развить свою издательскую деятельность.

К 1790 году над головой Хераскова вновь нависла угроза: московский главнокомандующий Александр Прозоровский доносил императрице, что куратор университета устраивает в Очакове тайные масонские ритуалы и сборища. Несмотря на серьезность обвинений и намерение Екатерины II отстранить его от должности, благодаря заступничеству Гавриила Державина и фаворита императрицы Платона Зубова, сумел оправдаться и удержаться на посту.

Тем не менее, незадолго до убийства Павла Петровича, из-за недоразумения Херасков отправлен в отставку и восстановлен в должности куратора уже следующим монархом — Александром I, воцарению которого посвятил приветственную оду. Однако реформы в области просвещения оказались чужды 70-летнему сановнику, и Высочайшим указом от 10 ноября 1802 года уволен со службы с пенсионом по прошению и в связи с возрастом. Вместе с отставкой удостоен чина действительного тайного советника.

Михаил Матвеевич Херасков скончался 9 октября 1807 года в возрасте семидесяти трех лет. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Награды Михаила Хераскова

Кавалер ордена Святого Владимира II степени Орден Святой Анны I степени

Избранные произведения Михаила Хераскова

Стихотворения

Поэмы

Романы

Пьесы

Семья Михаила Хераскова

Отец — Матвей Андреевич Херасков (уродж. Матей Хереску) (ум. 1743), стольник, происходил из валашского боярского рода, командовал валашской конницей на стороне Петра I. В 1711 году переселился в Россию и взят на службу. Получил поместье в Переяславле на Левобережной Украине и дослужился до майора Кавалергардского полка, был комендантом городаю

Мать — Анна Даниловна Друцкая-Соколинская

Жена — Елизавета Васильевна Хераскова, урожд. Неронова (1737-1809), писательница. В браке с 1760 года.
07.09.2020

ХЕРАСКОВ, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ (1733–1807) – русский поэт, прозаик, драматург.

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в городе Переяславле Полтавской губернии. Происходил из родовитой валашской семьи Хереско, переселившейся в Россию при Петре I. Мать Хераскова вторым браком была замужем за князем Н.Ю.Трубецким – вельможей, не чуждым ученых и литературных интересов, приятелем А.Д.Кантемира и адресатом его VII сатиры О воспитании.

Только в сердце, Богу верном,

Только в мыслях просвещенных

Он не смеет воцариться;

И, владея всех сердцами,

Сих сердец Эрот боится.

Пою от варваров Россию свобожденну,

Попранну власть татар и гордость низложенну,

Движенья древних сил, труды, кроваву брань,

России торжество, разрушенну Казань.

Из круга сих времян спокойных лет начало,

Как светлая заря, в России воссияло.

Однако уже в 1802, недовольный начавшимися реформами, Херасков подал в отставку. Сочинять продолжал до самой смерти. Последнее его произведение – трагедия Зореида и Ростислав – была опубликован уже после его смерти и получила премию Российской академии. Умер Херасков 27 сентября (7 октября) 1807 в Москве.

Издания Избр. произведения. Л., 1961 (Б-ка поэта)

Кулакова Л.И. Херасков // История русской литературы, т. 4. М. – Л., 1947
Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века. М., 1955
Западов А.В. М.М.Херасков // Поэты XVIII века. М., 1984
Розанов И.Н. М.М.Херасков // Масонство в его прошлом и настоящем, т. 2. М., 1915 [репринт: М., 1991]
Гришакова М. Символическая структура поэм М.Хераскова // В честь 70-летия профессора Ю.М.Лотмана: Сб. статей. Тарту, 1992

Читайте также: