Крейслериана гофман краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Содержание цикла:

Мысли о великой ценности музыки / Gedanken über den hohen Wert der Musik [= Des Kapellmeisters, Johannes Kreislers, Dissertatiuncula über den hohen Werth der Musik; Мысли о высоком значении музыки] (1812)

Случай из жизни образованного молодого человека / Nachricht von einem gebildeten jungen Mann [= Небывалый случай, происшедший с неким путешествующим энтузиастом; Сведения об одном образованном молодом человеке] (1814)

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Издания на иностранных языках:

baroni, 17 сентября 2007 г.

Роберт Шуман / Robert Schumann

Иоганнес Крейслер становился маской Гофмана, когда тот желал говорить о музыке или сочинять ее. Он появляется в нескольких гофмановских произведениях — всегда как фанатично преданный музыке эксцентрик, поклонник Баха и Корелли и враг обывателей. Уравновешенностью он отнюдь не отличается, а посвященные ему тексты Гофмана нарочито фантазийны и фрагментарны.


Рождение гения

Будущий автор великих произведений появился на свет в небольшом городке Цвиккау в семье книгоиздателя. Ставший пятым ребенком в семье, мальчик должен был продолжить дело отца, по крайней мере, именно об этом мечтали родители. Они с юных лет прививали парнишке любовь к чтению, и в итоге им удалось это сделать. Но случайное посещение концерта пианиста Мошелеса навсегда что-то изменило в сознании Роберта.

Портрет композитора

Беря уроки фортепиано и мечтая о возможности свободно заниматься музыкой, Шуман не мог обмануть ожидания родителей. Именно поэтому он поступил на юридический факультет, постигал там премудрости науки. Лишь встреча с известным Фридрихом Виком помогла ему начать новый путь. Ему удалось не только помочь парню в совершенствовании техники игры, но и сломить сопротивление строгих родителей, только у судьбы были свои планы на талантливого молодого человека.

После тяжелой травмы руки о музицировании и концертах Шуману пришлось навсегда забыть. Но отказаться от творчества он не мог, поэтому сконцентрировался на сочинении музыки, совмещая ее с публицистикой.

Браки совершаются на небесах

Шуман с женой

Верной спутницей на долгие годы для одаренного сочинителя стала любимая дочь его учителя Клара Вик, бывшая незаурядной пианисткой. Узнав о выборе талантливой наследницы, Фридрих изменил свое отношение к потенциальному зятю. Он не считал его способным обеспечить девушку всем необходимым. Но начинающая пианистка ради любви прервала отношения с родственниками, став для избранника не просто женой и матерью, но и музой. Она воспитывала их восьмерых детей, выступала с концертами и никогда не упрекала любимого супруга.

Особенности таланта

Шуман сумел максимально лаконично обозначать свои фортепианные произведения, давая им название на основе центрального лейтмотива. Он самоотверженно работал с порывом и страстью, делая все возможное для того, чтобы слушатели не просто слышали ноты или звуки, но и считывали по ним чувства композитора.

Такой титанический труд давался ему не всегда легко и требовал колоссальных душевных затрат, но оставить искусство гений не мог, не зная чем иным заполнить собственное существование.

Являясь верным поклонником книг Гофмана, Роберт сочинял многие свои произведения именно на основе его работ. Свою "Крейслериану" Шуман создал под впечатлением образа безумного чудака Иоганна Крейслера. Находясь на подъеме чувств и эмоций, композитор, посвятивший произведение любимой супруге, трудился над его созданием без устали.

Портрет Шумана

В "Крейслериане" Шуман использовал различные полифонические приемы, в частности, полиритмию, выделяя ритмическим обособлением басовые голоса, которые выражали тревогу, запаздывали или опережали основную мелодию.

Он переживал, сможет ли публика принять и понять его работы, которые могли показаться со стороны сложными и загруженными.

Главная тема

Каждый раз, болезненно переживая творческие кризисы, он довел себя до нервного истощения и самостоятельно принял решение о лечении в клинике для душевнобольных людей. Именно там он и скончался, так и не сумев избавиться от шизофрении, все чаще проявляющейся в последние годы жизни настоящего гения.

В первый том Собрания сочинений Э.-Т.-А. Гофмана (1776-1822) входят "Фантазии в манере Калло" (1814-1819), сделавшие его знаменитым, пьеса "Принцесса Бландина" (1814) и "Необыкновенные страдания директора театра" (1818).

- Так обозначены ссылки на примечания соответствующей страницы.

1. Музыкальные страдания капельмейстера

2. Ombra adorata

3. Мысли о высоком значении музыки

4. Инструментальная музыка Бетховена

5. Крайне бессвязные мысли

6. Совершенный машинист

Откуда он? - Никто не знает. - Кто были его родители? - Неизвестно. Чей он ученик? - Должно быть, большого мастера, потому что играет он превосходно; а так как у него есть и ум и образование, то его терпят в обществе и даже доверяют ему преподавание музыки. Нет сомнения, что он действительно был капельмейстером, - прибавляли к этому дипломатические особы, которым он однажды, в хорошем расположении духа, представил документ, выданный дирекцией . ского придворного театра. Там значилось, что он, капельмейстер Иоганнес Крейслер, только потому был отставлен от своей должности, что решительно отказался написать музыку для оперы, сочиненной придворным поэтом; кроме того, за обедами в гостинице, в присутствии публики, он много раз пренебрежительно отзывался о первом теноре и в совершенно восторженных, хотя и непонятных, выражениях оказывал предпочтение перед примадонною одной молодой девице, которую обучал пению. Впрочем, он мог бы сохранить за собою титул придворного капельмейстера и даже возвратиться к своей должности, если бы совершенно отказался от некоторых странностей и смешных предрассудков, - как, например, от своего убеждения, что подлинной итальянской музыки более не существует, - и если бы добровольно признал превосходные качества придворного поэта, которого все считали вторым Метастазио. Друзья утверждали, что природа, создавая его, испробовала новый рецепт и что опыт не удался, ибо к его чрезмерно чувствительному характеру и фантазии, вспыхивающей разрушительным пламенем, было примешано слишком мало флегмы, и таким образом было нарушено равновесие, совершенно необходимое художнику, чтобы жить в свете и создавать для него такие произведения, в которых он, даже в высшем смысле этого слова, нуждается. Как бы то ни было, достаточно сказать, что Иоганнес носился то туда, то сюда, будто по вечно бурному морю, увлекаемый своими видениями и грезами, и, по-видимому, тщетно искал той пристани, где мог бы наконец обрести спокойствие и ясность, без которых художник не в состоянии ничего создавать. Оттого-то друзья никак не могли добиться, чтобы он написал какое-нибудь сочинение или не уничтожил уже написанного. Иногда он сочинял ночью, в самом возбужденном состоянии; он будил жившего рядом с ним друга, чтобы в порыве величайшего вдохновения сыграть то, что он написал с невероятною быстротою, проливал слезы радости над удавшимся произведением, провозглашая себя счастливейшим человеком. Но на другой день превосходное творение бросалось в огонь. Пение действовало на него почти губительно, так как при этом его фантазия чересчур воспламенялась и дух уносился в неведомое царство, куда никто не отваживался за ним последовать; напротив, он часто целыми часами разрабатывал на фортепьяно самые странные темы в замысловатых контрапунктических оборотах и имитациях и самых искусных пассажах. Когда это ему удавалось, он несколько дней кряду пребывал в веселом расположении духа, и особая лукавая ирония уснащала тогда его разговор на радость небольшому задушевному кружку его друзей.

Но вдруг, неизвестно как и почему, он исчез. Многие стали уверять, что замечали в нем признаки помешательства. И действительно, люди видели, как он в двух нахлобученных одна на другую шляпах и с двумя нотными раштрами, засунутыми, словно два кинжала, за красный пояс, весело напевая, вприпрыжку бежал за городские ворота. Однако ближайшие его друзья не усматривали в этом ничего особенного, так как Крейслеру вообще были свойственны буйные порывы под влиянием внезапного раздражения. Когда все розыски оказались напрасными и друзья стали советоваться о том, как быть с оставшимся после него небольшим собранием музыкальных и других сочинений, явилась фрейлейн фон Б. и объяснила, что только ей одной надлежит хранить это наследие дорогого учителя и друга, которого она ни в коем случае не считает погибшим. Друзья с радостной готовностью отдали ей все, что нашли, а когда оказалось, что на чистой оборотной стороне многих нотных листков находятся небольшие, преимущественно юмористические заметки, наскоро набросанные карандашом в благоприятные минуты, верная ученица Иоганнеса разрешила верному другу списать их и предать гласности как непритязательные плоды минутного вдохновения.

1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАДАНИЯ

КАПЕЛЬМЕЙСТЕРА ИОГАННЕСА КРЕЙСЛЕРА

Читайте также: