Способы обратной связи и интерактивного взаимодействия с аудиторией в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Огородова Евгения Викторовна
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо.

Автор: Огородова Евгения Викторовна

Консультация для воспитателей

Выполнила Е.В. Огородова

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова , Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова ; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова ; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова , Т. Н. Доронова , О.В. Солодянкина .

Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик , обращают внимание на содержание работы с семьей:

- единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

- индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору показателей результативности работы, единой методологической, организационно-структурной и методической основы.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

О собенности организации интерактивных форм взаимодейстия с семьей

- это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

- формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

- выработка общего мнения;

- формирование умений, навыков;

- создание условия для диалога;

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:

• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

• Интерактивное общение способствует умственному развитию.

• При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.

• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

• Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога . п оощрения, Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей .

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Различают следующие формы дискуссии:

• круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями.

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Шаг 1. Анализ групповой ситуации

Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.

Шаг 2. Инструктирование участников

После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

• Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.

• Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

• Уверенное поведение педагога.

• Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.

Шаг З. Проведение игры

На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов

Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

Преимущества интерактивных игр:

• Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

• Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Содержимое публикации

Консультация для воспитателей

Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста

Сущность и основные понятия интерактивного обучения

Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают сообучение, причем, и ребенок, и педагог, и воспитатель являются субъектами учебного процесса. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

Особенности интерактивного обучения

Каковы же особенности интерактивного обучения?

Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Методы интерактивного обучения

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

- case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

- интерактивные и ролевые игры:

- дискуссии и дебаты;

Эти формы/методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Характерными особенностями интерактивных методик являются:

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

- Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

- Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Формирование культуры речевого общения

Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной, всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Речевая деятельность имеет социальный характер. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память. Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации и контроля. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследованиями ученых установлено, что воспитание культуры речевого общения определяет:

Автор: Большакова Юлия Владимировна

Населенный пункт: г. Челябинск

Автор: Гриднева Ирина Александровна

Населенный пункт: г. Челябинск

Анализ ситуации в настоящее время показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Поэтому, говоря о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса. При этом ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Интерактивное взаимодействие – это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. Мы представляем его как усиленную целенаправленную деятельность учителя-логопеда с педагогами, родителями и воспитанниками по организации взаимодействия между собой для создания оптимальных условий развития и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Интерактивное взаимодействие характеризуется высокой интенсивностью коммуникации между участниками образовательного процесса с целью обмена информацией и рефлексией.

На наш взгляд, основными задачами интерактивного взаимодействия являются:

- создание условий для диалога между участниками образовательного процесса;

- улучшение психологической атмосферы.

Интерактивное взаимодействие реализуется посредством интенсивной коммуникативной деятельности участников педагогического процесса, разнообразием и сменой видов, форм и способов деятельности.

Мы выстраиваем интерактивное взаимодействие с учетом ряда позиций:

- информация должна усваиваться не в пассивном, а в активном режиме;

- наличие обратной связи, способствующей повышению эффективности обмена информацией и уверенности в правильности ее интерпретации.

При организации интерактивного взаимодействия мы руководствуемся принципами:

- активности и сознательности;

- открытости и доверия;

Интерактивное взаимодействие способствует становлению активной позиции у родителей в вопросах коррекционной работы с детьми, повышает их готовность сотрудничать с педагогами, проясняет родительские ожидания.

В нашей дошкольной образовательной организации интерактивное взаимодействие с участниками образовательного процесса осуществляется по следующим направлениям:

1. Интерактивное взаимодействие учителя-логопеда с родителями;

2. Интерактивное взаимодействие учителя-логопеда с педагогами;

3. Интерактивное взаимодействие учителя-логопеда с детьми.

Интерактивные формы взаимодействия с родителями

В нашем детском саду большое внимание уделяется вопросу взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников. Это обусловлено тем, что дети группы компенсирующей направленности имеют тяжелые нарушения речи, и их дальнейшее развитие и социализация зависят от эффективности коррекционной работы и степени речевого развития.

В настоящее время актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Поэтому специалисты и педагоги детского сада способствуют более активному участию родителей в преодолении речевого недоразвития у детей, как дома, так и в стенах детского сада.

Наряду с традиционными формами работы, такими как: консультации, родительские собрания, рекомендации в родительском уголке и в индивидуальных тетрадях детей, мы используем интерактивные формы работы с родителями:

1. Посещение родителями фронтальной и индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности;

2. Мастер-класс учителя-логопеда;

4. Интегрированное тематическое развлечение с участием детей, родителей и специалистов ДОУ;

5. Детско-родительские проекты.

Раскроем их подробнее:

1. Посещение родителями фронтальной и индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности.

Цель: оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций; обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы с ребенком по автоматизации, дифференциации поставленных звуков, развитию артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук, речевого дыхания, фонематического слуха.

2. Мастер-класс учителя-логопеда с использованием мультимедийного оборудования.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.

Темы мастер-классов отбираются с учетом пожеланий, запросов родителей.

Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Интегрированное тематическое развлечение с участием детей, родителей и специалистов ДОО. Музыкальный руководитель разучивает с детьми танцы и песни. Учитель-логопед и воспитатели проводят работу по обогащению словарного запаса, разучивают стихи, пословицы, поговорки. Инструктор по физической культуре готовит эстафеты, подвижные игры, конкурсы. Родители готовят детские костюмы, газеты, активно участвуют в конкурсах и эстафетах

- Пословицы о военной службе;

- Эстафеты, подвижные игры с участием родителей;

5. Детско-родительские проекты:

Цель: вовлечение родителей в совместную познавательную деятельность. Такая работа сближает педагогов и родителей. Проектная деятельность может проводиться в течение всего года. Родители с детьми изготавливают книжки – малышки, презентации, тематические проекты (рисунки, коллажи, поделки, альбомы, лэпбуки).

Семьи воспитанников участвуют в организации тематических выставок, обогащении предметно-развивающей среды группы (пособия на развитие воздушной струи, мелкой моторики и т.д.).

Интерактивные формы взаимодействия с педагогами

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 3 пункт 3.2.7) для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированную образовательную программу, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей.

Поэтому мы в своем детском саду создаем условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекционной работы. С этой целью мы организуем следующие мероприятия:

1. Мастер-класс учителя-логопеда с использованием мультимедийного оборудования.

Цель: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса.

2. Интегрированная непосредственная образовательная деятельность.

Цель: включение специалистов в совместную коррекционно-развивающую деятельность, повышение эффективности работы для предъявления единых требований к организации образовательного процесса.

Цель: создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Проводится традиционно в начале учебного года перед днем дошкольного работника.

Интерактивные формы взаимодействия с детьми

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что мы должны формировать у детей активность, инициативность с учетом их индивидуальных особенностей. С целью реализации принципов содействия и сотрудничества детей и взрослых в различных видах деятельности, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, мы также используем интерактивные формы взаимодействия с детьми, которые помогают разнообразить логопедическую коррекционную работу, значительно повышают интерес детей, стимулируют речевую активность. Следующие формы работы нацелены на активное сотрудничество учителя-логопеда с детьми в рамках содержания адаптированной образовательной программы.

1. Тематическое занятие – презентация с использованием мультимедийного оборудования.

Цель: расширить кругозор детей по лексическим темам, сложных для восприятия детьми; развитие лексико-грамматических средств языка и т.д. Проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием.

2. Логопедическое развлечение.

Цель: Создать эмоционально приподнятое настроение, увлечь детей сказочным сюжетом; систематизировать знания детей; учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме; прививать интерес к родному языку.

3. Конкурс чтецов.

Цель: Развитие творческих способностей, артистизма, интонационной выразительности речи.

Родители совместно с воспитателем выбирают стихотворение для выступления, костюмы и атрибуты. Учитель-логопед работает над интонационной выразительностью и звукопроизношением ребенка.

4. Драматизация сказки.

Цель: формирование основ общения и поведения, расширение словарного запаса ребенка, развитие умения строить диалоги, связное и логичное высказывание, формирование эмоциональной, образной, красивой речи.

Таким образом, интерактивные формы взаимодействия позволяют:

1. Наладить тесное сотрудничество, создать атмосферу

взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса.

2. Расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОО.

3. Достичь высоких результатов в коррекционно-речевой работе с детьми.

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-70.

3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. - 177 с.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер: худож. Г. А. Карасева. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 238.

5. Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.

6. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под. ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

8. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.

9. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. / Под. ред. О.И. Волжиной. – СПб.: КАРО, 2005. – 144 с.

10. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2014. – 336 с.

11. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2014. – 320 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сл. 1 Демократические принципы взаимодействия с детьми, основанные на технологии личностно – ориентированного подхода, должны прочно войти в систему работы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В связи с этим, перед нами стоит задача: создать условия, для реализации детской активности, творчества и самовыражения во всех видах детской деятельности. Для этого необходимо видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Сл 2 Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Мы видим решение проблемы в разработке индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка и определении индивидуальной траектории развития каждого воспитанника, в нашем учреждении на каждого ребенка заведено свое собственное портфолио, которое состоит из листов оценки усвоения образовательной программы, которые заполняются 2 раза в год и, исходя из которых, мы видим реальную картину развития ребенка и можем определить индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, разработав индивидуальный образовательный маршрут в котором при необходимости отражается коррекционная работа.

Сл. 5 Методика интерактивного взаимодействия, разработанная авторским коллективом во главе с Н.В. Микляевой, включает технологии, обеспечивающие субъектную позицию каждого участника образовательного процесса, где воспитатель находится в той позиции, которая предназначена для орга­низации процесса развития воспитанников. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать, общаться, изобретать, применять имеющийся у них опыт. Методика интерактивного взаимодействия предполагает управление коммуникативными процессами. Создание гуманной интерактивной среды напрямую связано со стремлением детей к активности, к самостоятельному управлению собственной деятельностью впоследствии.

Сл.6 Применяя методику интерактивного взаимодействия, необходимо придерживаться основных её принципов:

Свобода выбора - право выбора любо­го субъекта деятельности

Принцип открытости — необходимо ставить детей перед проблемами, ре­шения которых лежат за пределами ис­следуемого вопроса.

Принцип деятельности — обучение для и через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.

Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией.

Обратная связь — регулярно под­водить итоги, давать оценку деятельности путём обсуждения.

Сл. 7 Методика интерактивного взаимодействия требует создания комфортных организационно-коммуникативных условий - это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются устойчивым положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными обоюдными отношениями. Одним из важных моментов в процессе обеспечения комфорта в среде детского сада является индивидуальная поддержка педагогом ребенка , которая состоит в совместном с каждым ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов.

Сл . 8 Для воспитателя важно овладеть навыками эмпатического слушания, цель которого создание у детей ощущения того, что его чувства и переживания приняты, понятны и интересны воспитателю. Педагог, как управленец и организатор, создает вокруг себя среду, наполняя ее собственными настроениями, состояниями, решениями. От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в детском саду. Педагог по отношению к ребенку должен выступать и в качестве фасилитатора, что говорит о его поддерживающей и помогающей функциях.

Сл. 9 Развитие активности ребенка осуществляется благодаря профессиональному поведению педагога в организации занятия, которое заключается в:

- использовании разнообразных форм и методов организации образовательной деятельности;

- стимулировании детей к высказываниям, использовании различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.;

- использовании в ходе занятия дидактического материала, позволяющего ребенку выбирать наиболее значимые для него вид и форму работы;

- оценке деятельности ребенка не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрении стремления ребенка находить свой способ работы и других детей в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создании педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения детей;

- создании атмосферы заинтересованности, ситуации успеха и комфортности каждого воспитанника в работе группы.

Сл. 10 Методика интерактивного взаимодействия предполагает применение новых игровых технологий в совместной деятельности взрослых с детьми, в организации самостоятельной детской деятельности. Интерактивное общение может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект.

Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?

— Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник?

— Что случится, если цветы перестанут пахнуть?

Методы РТВ, Методы ТРИЗ, метод Эйдетики основанный на фантазиях, образных ассоциациях и имеющий игровую форму с использованием системы рисунков-схем для развития образной памяти и воображения.

Во время проведения совместной деятельности применяется метод двуполушарного развития Ольги Соболевой позволяющий трансформировать образы и свободно образовывать их сочетания, сообщая воспитаннику свойства развивающей окружающей среды и обеспечивая полноценную перцептивную деятельность , столь необходимую для раскрытия способностей.

Метод Г. Альтшуллера ТРИЗ и А.Страунинга РТВ их суть заключается в представлении возможности детям выявить противоречия свойств и предметов и явлений и решить их. Например: - солнце, что в нем хорошего и плохого?

-придумайте, что можно сделать с лампочкой?

Сл.11 Воспитательно - образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

В результате применения методики интерактивного взаимодействия:

- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

- формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка

Но, как показывает практика, воспитателям зачастую сложно выбрать активные действия, и в результате исчезают позитивные отношения с детьми, пропадает возможность наладить их и улучшить, исчезает способность положительно разрешать проблемы.

Сл.12 С целью решения проблемы, мы проводим с педагогами следующие мероприятия: деловые игры, мастер-классы, выставки дидактического материала, практикумы – семинары, представляем передовой опыт на педагогических советах, тренинги. Педагоги обобщают свой опыт, разрабатывая тематические проекты, методические разработки (ТРИЗ, моделирование). В нашем учреждении применяются интерактив­ные методы работы с педагогами: педсоветы в форме деловой иг­ры, пресс-конференций, круглых столов, тренинги и т.д.

Тренинг в социальной психологии рассматривается как специально организованное взаимодействие в группе людей, преследующее определенную цель Тренинговые технологии являются популярным и востребованным средством социальной, просветительской и развивающей работы. А сейчас я хотела бы предложить вам провести небольшой элемент тренинга. Для этого нам необходимо встать в круг.

Читайте также: