Смоленская поэтическая школа особенности

Обновлено: 02.07.2024

Особенности словоупотребления определяют мировоззрение и авторский стиль исследователя, прозаика, поэта. Технологии Digital humanities могут выявить явления, которые присутствуют при зарождении текста. Для этого исследовательский материал подвергается автоматизированной обработке. Так, при помощи компьютерного моделирования сопоставляется фонематический облик и грамматический состав поэтических и прозаических текстов из разных периодов творчества авторов.

Смоленские ученые, используя разработанные программные комплексы, демонстрируют возможности обнаружения скрытых связей слов в тексте для дальнейшего их анализа. Интерпретируя данные частотного словаря языка писателя и картину распределения в художественных произведениях, последователи квантитативной филологии дают характеристику идиостиля отдельных авторов. Эффективный опыт применения методики подтвержден разнообразными примерами и аргументированным объяснением полученных результатов.

«Основателем Смоленской филологической школы (далее СФШ) был доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Вадим Соломонович Баевский (1929-2013). С первых публикаций он зарекомендовал себя в науке как последователь идей формальной школы. Его работы находятся в русле лучших традиций науки о литературе, увековеченных именами В.Б. Шкловского, Ю.Н. Тынянова, Б.М. Эйхенбаума, Р.О. Якобсона, В.М. Жирмунского, К.Ф. Тарановского, Б.Я. Бухштаба, Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана, М.Л. Гаспарова, Т. Шоу.

На фото основатель Смоленской филологической школы (СФШ) ВАДИМ СОЛОМОНОВИЧ БАЕВСКИЙ (1929-2013), доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

На фото основатель Смоленской филологической школы (СФШ) ВАДИМ СОЛОМОНОВИЧ БАЕВСКИЙ (1929-2013), доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Наиболее яркими направлениями работы коллективных исследований СФШ за последние годы стали следующие шесть тем: 1. Исследование поэтической фоники посредством лингвистических, математических и компьютерных моделей;

2. Выявление и изучение повторяющихся лексических комбинаций как показателей индивидуально-авторского стиля;

3. Нахождение меры близости частотных словарей русских поэтов XIX–XX веков: ранговый корреляционный анализ. Перед специалистами стояла задача – исчислить расстояния (в математическом смысле слова) между этими частотными словарями или, что почти одно и то же, между тематикой отдельных книг или всего творчества поэтов или, несколько более условно, между их художественными мирами. Филологи провели работу на основе полусотни частотных словарей языка писателей XIX-XX вв. и создали оригинальную компьютерную программу, которая автоматически производит попарное сравнение частотных словарей с помощью рангового корреляционного анализа и выделяет статистически значимые значения коэффициента корреляции. Это свидетельствует о наличии близости тематики частотных словарей разных книг одного автора или разных авторов и дает понять, насколько оригинальна тематика книги или, напротив, насколько она близка к тематике других книг того же автора или других авторов – предшественников, современников, преемников;

5. Изучение коммуникативного аспекта лирики. По мнению экспертов, субъектно-объектные отношения представляют собой одно из определяющих родовых свойств лирики. Здесь различают авторско-читательскую коммуникацию – рамочную, оформляющую текст и дающую установку на его восприятие, и выделяют внутритекстовую коммуникацию, так называемую лирическую. Лирическая коммуникация возникает между лирическим субъектом и лирическим адресатом в пределах текста стихотворения, в пределах его художественного мира.

Рисунок 1. Коммуникативная структура в лирике Бориса Пастернака

Рисунок 1. Коммуникативная структура в лирике Бориса Пастернака

Рисунок 2. Коммуникативная структура в лирике Иосифа Бродского

Рисунок 2. Коммуникативная структура в лирике Иосифа Бродского

Так думал молодой повеса,

Летя в пыли на почтовых,

Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных. –

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где может быть родились вы,

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня

могла бы вместо своей коды заканчиваться двустишием

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись

Но слаще, средь ночных забав,

Напев Торкватовых октав!

Как научному исследователю и какой области знаний (только гуманитарных или технических?) может помочь такая разработка (анализ статистических данных по тексту), чтобы проверить методику и верность выводов своих работ?

Распространяется ли действие этих программ на тексты, написанные на иностранных языках?

профессор Романова прояснила, каковы способы интерпретации данных и основной принцип программы,

В качестве материала исследования ученые в основном брали поэтические тексты. Пример такого анализа текста Иосифа Бродского продемонстрировал особенности его поэтической фоники согласно разработанной методике в смоленской филологической школе.

«Наглядным примером того, как действует “принцип айсберга” на уровне лексики, является самое последнее коллективное исследование – выявление и изучение повторяющихся лексических комбинаций как показателей индивидуально-авторского стиля. Исследование, которое мы осуществляем в последние годы, посвящено выявлению повторяющихся лексических комбинаций в поэтических текстах. Под лексическими комбинациями понимаются одни и те же повторяющиеся слова, которые встречаются по близости друг от друга на обозримом пространстве текста в разных стихотворениях одного автора или нескольких авторов и обычно не связаны между собой какими-либо связями – грамматическими или стиховыми. До нас корпусная лингвистика научилась искать коллокации – синтаксически и семантически связанные словосочетания, в которых выбор одного из компонентов осуществляется по смыслу, а выбор второго зависит от первого (например, ставить условия, при слове предложение будет другой глагол – вносить), разъясняет Лариса Павлова и обращает внимание на уникальность разработки смоленских филологов,

Как программа выявляет скрытые связи слов в поэтическом тексте, характерные для индивидуального стиля того или иного автора?

Какие факты (или отзывы исследователей) свидетельствуют о востребованности созданных программ для задач идентификации автора, установления его принадлежности или близости к литературному течению?

Ответ коллеги дополняет профессор Лариса Павлова: «Живой интерес коллег подтверждается их приглашениями почитать лекции об опыте исследований смоленских филологов. Подобные лекции были прочитаны в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы (Республика Беларусь, 2019), в Хельсинском университете (2018), Университете Николая Коперника в Торуне (Польша, 2016).

Результаты применения компьютерных программных комплексов и лингвистические наблюдения ученых смоленской научной школы показали, что художественный текст, в особенности, поэтический, и его структура поддаются учету и систематизации. Определение параметров языковых явлений – одно из решений проблемы в распределении языкового материала в художественном тексте.

Юлия Доронова

Юлия Доронова

Юлия Доронова

Юлия Доронова

Юлия Доронова

Юлия Доронова

Юлия Доронова

Особая роль детским образам. Ребенк-маленький странник.
2.равноправие повествователя и героя (трудно отделить речь геоя и автора)
3. ослабл сюжет. В основе сюжета - не прич-след связи, а беспрерывно развернутые мысли.
4.жанр многообр (расск, повесть, пьеса, роман)
5. постоянные мотивы (возвращ, сиротства, путеш, скитания) тема сиротства, сочувствие автора таким героям (перекличка с религ темой).
6.своеобр языка (глуб аналитичность). Особ стиля: смеш разных стилей; наруш лексич сочет и порядка слов (смеш слух и зрит ощущ)
8.черты сюрреал, постмодерна. Своими худож роисками он опереж время.

Разговор о нестоличной поэзии традиционно поднимается в связи с попытками вывести в литературное пространство какое-то явление, будь то территориальная антология [ Провинциальная … 2002; Уральская … 2013], региональная литературная школа или нечто иное. В отсутствии информационного повода подобный разговор может показаться надуманным и пустым и подвергнется если не нападкам, то насмешкам.

Неудивительно, что попытка обобщения и концептуализации сведений о сегодняшней смоленской литературе вызвала вопросы критического сообщества 1 . Тезисно можно обозначить два вектора претензий: вопервых, отсутствие сегодня как такового явления региональной литературной школы, а следовательно — самого повода для разговора; вовторых, наличие авторов, вышедших за пределы сугубо регионального контекста, а потому не нуждающихся, по мнению высказавшихся, в дальнейшей связи с местом их условного литературного происхождения.

Центростремительная и центробежная силы, упомянутые еще И. Бродским в разговоре с Б. Янгфельдтом [Янгфельдт 2012: 313], продуцируют равное внимание как к очевидным литературным центрам — Москве, Санкт-Петербургу, — так и к периферии, где в равной степени возможно появление и существование значимых самобытных явлений. И потребность в разговоре о региональной литературе, в частности — о поэзии, остается всегда, о чем свидетельствует, в том числе, данная публикация.

Обозначенным стратегиям творческого развития отчасти могут следовать и более молодые поэты из Смоленской области, однако не стоит уравнивать и упрощать.

Если пытаться обозначить траекторию литературного движения студийцев, то в последнее десятилетие очевидна ориентация авторов вне зависимости от их эстетических предпочтений на столичный литературный процесс с множеством форумов, фестивалей, конкурсов, чтений и возможностей публикации как в толстых журналах, так и на электронных ресурсах.

Великое таинство зарождения стиха:

о книге В. С. Баевского

(Смоленск: СмолГУ, 2006. 136 с.)

Возможно ли после существования изящной словесности на протяжении более трех столетий найти собственный, неповторимый почерк? Способны ли литературные традиции, созданные на Смоленской земле более семидесяти лет назад, отразиться сегодня в голосе наших земляков – служителей Муз, или их участь – слиться с общим хором современных русских поэтов? Возможно ли, не ограничиваясь региональными рамками, создать оригинальную литературную школу, которая в воображении самого широкого читателя безошибочно ассоциировалась бы со Смоленском?

Ядром книги стала гипотеза выдающегося литературного критика А. В. Македонова о том, что на рубеже 1920–1930 гг. сложилась смоленская поэтическая школа. Центром ее был М. В. Исаковский, самым большим поэтом – А. Т. Твардовский, еще одна крупная в масштабах школы фигура – Н. И. Рыленков. Близки к ней художественным мировоззрением и творческой практикой некоторые поэты, со Смоленщиной биографически не связанные, как, например, А. Яшин. Эти поэты приняли коллективизацию, изображали и утверждали то, что на официальном языке называлось социалистическими преобразованиями в деревне. Есть также поэты, выросшие и сформировавшиеся в те годы на Смоленской земле, но к смоленской поэтической школе отношения не имеющие (А. Гитович). Просуществовала эта школа как самостоятельное явление до начала Великой Отечественной войны, после чего растворилась в советской поэзии, передав ей некоторые свои специфические особенности.

Вот другой пример. Автор вспоминает тяжелое положение семьи блестящего пушкиниста А. Л. Слонимского, когда в глубокой старости он и его супруга, сломленные болезнями, погибали от отсутствия помощницы по хозяйству. Эта совсем короткая история обрамлена рассказом о семейных и бытовых проблемах А. В. Македонова, оставшегося с умирающей от рака женой на руках и ощущавшего острую потребность в кухарке. Горькая шутка Македонова о том, что такой кухарки не находится, потому что она, видимо, жаждет управлять государством, служит звеном, связывающим этот частный эпизод с большой картиной нравов и политических, идеологических установок, определявших жизнь при советском режиме.

На этом фоне новыми, дополнительными оттенками и штрихами проступает суровая и прекрасная в своем величии судьба Македонова: травля, незавершившаяся защита первой диссертации по русской литературе, арест, страшная история гибели матери в застенках НКВД, Воркутинская ссылка, уход в геологию, возвращение в науку о литературе, трудный и долгий путь к читателю, напряженные философские искания, бесстрашная борьба с цензурой, бескомпромиссная гражданская позиция, которую Адриан Владимирович выражал в публичных выступлениях, открытых письмах и статьях. В. С. Баевский показывает: и один в поле воин, если он – Македонов.

Так эта книга многое объясняет современному, в первую очередь, молодому читателю о жизни, быте, духовных исканиях смоленской интеллигенции совет-
ского периода.

Читайте также: