Слова назидания абая краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Казахские степи не один век были местом ссылки тех, кто выпадал из очерченных властью границ дозволенного. Практиковалось это еще задолго до строительства лагерей АЛЖИР, Карлаг, Дальний и около десятка других. В 19 веке в Казахстан отправлялись туда помимо декабристов широкий круг интеллигенции разных профессий, чьи мыслительные продукты требовалось удалить от столицы. Среди таки ссыльных был, например Ф.М. Достоевский.

В основном ссылали людей на территорию современного северо-восточного и центрального Казахстана, так называемого когда-то, Среднего Жуза, население которого всегда славилось своими мудрецами, поэтами. А поток интеллигенции из Петербурга в эти земли, причем людей деятельных, ускорило развитие казахской культуры и появлению новых великих имен среди кочевого тогда народа.

Ибрагим Кунанбаев с детства был очень внимательным и думающим, за это его бабушка и прозвала Абай, что как раз и отражает эти качества. Его семья стояла во главе рода и от него требовалось четкой управленческой подготовке по обеспечению преемственности власти от отца. Но Абай был склонен не к управлению, а прельщали его новые знания.

В детстве он одновременно изучал несколько восточных языков в религиозной школе, вместе с тем умудрялся учиться и в русском учебном заведении. В результате такого двойственного воспитания он Абай был лишен предрассудков относительно национального вопроса и в достаточной мере понимал и восточную и западную человеческую психологию. При этом, общий уровень общего образования в те годы среди казахов был на очень низком уровне. Народ больше был склонен к познанию практических бытовых вещей, который позволяли успешно развивать свое натуральное хозяйство. Тем не менее, отец готовил Абая к управлению родом, полностью оторваться от народа, уйдя в науку тот не мог. Поэтому всё четче он видел имевшуюся тогда пропасть между тем как жил его народ и остальным цивилизованным миром.

Абай стал переводить на казахский язык мировую литературу и знакомить свой народ с произведениями русских, немецких, английских авторов. Одновременно, он способствовал развитию грамотности среди населения. В его представлении - было необходимо показать уровень современной цивилизации через искусство и литературу, и тогда народ сам осознает необходимость стремления к развитию и формирования пути совершенствования.

Чтобы донести свои мысли в понятной форме до большинства людей, Абай начинает писать свои сочинения. С годами его произведения становятся всё серьезнее и вершиной его творчества становятся "Слова назидания". Это одно из главных произведений казахской литературы и философии представляет собой сборник коротких притч и размышлений на различные темы. В оригинале это произведение дословно называется "Черное слово", что означает одновременно и прозу, и назидание, и печальную картину сегодняшнего дня и ту тьму, которую должно рассеять распространение правильного слова среди людей.

Абай открыл дверь казахской культуры и внес неоценимый вклад в развитие своего народа. За ним последовали многие и начался период подъема мысли, науки среди казахов. Он умер в начале двадцатого века, вряд ли представляя масштабы грядущих перемен. От современных Абаю кочевников народ пройдёт путь через революции, войны, периоды глобального развития к новой эпохе, обретя даже независимость.

Но "Слова Назидания" не стаи выполненным планом. Они всё же не о прогрессе, не об экономике и не о независимости. Они о развитии человека. Всестороннем. Да и не только к казахам это относится. Слова Назидания переведены на многие языки, потому, что если обратить их к любому современному народу - они не потеряют своей актуальности.

Ребенок боится огня, а взрослому, выходит, не страшна и божья кара. Дети, когда им стыдно, го­товы провалиться сквозь землю, а взрослые, оказы­вается, в такие минуты даже глаз не прячут. Более того, они способны тут же отречься от тебя, если ты хоть в малости не будешь соответствовать их пред­ставлениям о жизни. И это мой народ, к сердцу ко­торого мы все ищем тропу…

***Советуем также прочитать еще об одном казахском деятеле 19 века - Чокане Валиханове .

***Подписывайтесь и читайте 11 экю . Делитесь с друзьями и ставьте лайки. Дальше будет интереснее, ведь история не заканчивается.

Слова назидания. Иллюстрация № 2

1. Слово Первое

Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос.

Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам.

Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью.

А может, посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!

Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям — останутся при мне.

И нет у меня теперь иных забот.

2. Слово Второе

Теперь вижу — нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец-сарт, нет такой вещи, которую бы он не смастерил. Живут миряне в ладу, вражды не ищут. Пока не было русских купцов, сарты доставляли казахам одежду для живых и саван для умерших, скупали гуртами скот, который отец с сыном между собой поделить не могли. Теперь, при русских, сарты раньше других переняли новшества. И знатные баи, и грамотные муллы, и мастерство, и роскошь, и учтивость — все есть у сартов.

Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться.

Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой.

О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой.

Куда сгинули наши былые восторги?

Где наш радостный смех?

1 Сарт-сурт - треск, трещотка

2 Ногаями казахи называли татар

3 Нок;ай - бестолковый, тупой

3. Слово Третье

В чем кроется причина разрозненности казахов, их неприязни и недоброжелательности друг к другу? Отчего слова их неискренни, а сами они ленивы и одержимы властолюбием?

Мудрые мира давно заметили: человек ленивый бывает, как правило, труслив и безволен, безвольный — труслив и хвастлив; хвастливый — труслив, глуп и невежествен; глупый невежествен и не имеет понятия о чести, а бесчестный побирается у лентяя, ненасытен, необуздан, бездарен, не желает добра окружающим.

Пороки эти оттого, что люди озабочены только одним — как можно больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих. Когда б они занялись земледелием, торговлей, стремились к науке и искусству, не произошло бы этого.

Родители, умножив свои стада, хлопочут о том, как бы стада у их детей стали еще тучнее, чтобы передать заботу о стадах пастухам, а самим вести праздную жизнь — досыта есть мясо, пить кумыс, наслаждаться красавицами да любоваться скакунами.

В конце концов их зимовья и пастбища становятся тесными, тогда они, употребив силу своего влияния или занимаемого положения, всеми доступными для них средствами выкупают, выманивают или отнимают угодья соседа. Этот, обобранный, притесняет другого соседа или вынужденно покидает родные места.

Могут ли эти люди желать друг другу добра? Чем больше бедноты, тем дешевле их труд. Чем больше обездоленных, тем больше свободных зимовий. Он ждет моего разорения, я жду, когда он обнищает. Постепенно наша скрытая неприязнь друг к другу перерастает в открытую, непримиримую вражду, мы злобствуем, судимся, делимся на партии, подкупаем влиятельных сторонников, чтобы иметь преимущество перед противниками, деремся за чины.

Потерпевший не будет трудиться, добиваясь достатка иным способом, ни торговля, ни землепашество не интересуют его, он будет примыкать то к одной, то к другой партии, продавая себя, прозябая в нищете и бесчестии.



Tilqural.kz - веб-сервис для постепенного изучения государственного языка. На сайте размещен онлайн курс уровня А1 по написанию нового алфавита и орфографических правил, освоению чтения.






Главной целью создания ономастической электронной базы является унификация ономастических названий путем сбора информации о названиях улиц, населенных пунктов и различных объектов в регионах страны и создания единой базы казахской ономастики.


"Слова назидания". Абай Кунанбаев.


Слова назидания – это труд, в котором проявились художественные, социально-гуманистические и религиозные взгляды Абая. Слова назидания Абая – это прозаическое произведение, написанное в классическом стиле, раскрывающее художественную силу великого поэта в искусстве литературы, его мудрость и философское мировоззрение. Слова назидания, состоящие из сорока пяти отдельных частей, охватывают широкий спектр тем. Из них шесть-семь коротких частей, а другие более объемные. Все они отличаются по содержанию и рассматриваемому вопросу. В Словах назидания Абай придает значение не только красоте слова, но и глубине значения и логическому содержанию. Язык озвучивания: казахский.


СЛОВО ВТОРОЕ


СЛОВО ТРЕТЬЕ


СЛОВО ЧЕТВЁРТОЕ

Люди внимательные давно заметили — глупый смех равносилен опьянению. Опьянение ведет к проступкам, разговор с хмельным причиняет головную боль. Предаваясь пустому смеху, человек теряет совесть, отстраняется от дел, совершает непростительные ошибки, за что ожидает его возмездие, если не на этом, так на том свете.
Человек, склонный к размышлениям, всегда вдумчив, собран, будь то в делах мирских или перед судом смерти. Собранность в делах и мыслях — основа благополучия. Значит ли это, что мы должны постоянно предаваться унынию? Разве может душа лишь печалиться, не зная веселья и смеха? Нет, я вовсе не за то, чтобы мы только и знали что горевать беспричинно. Но стоит задуматься о своей беспечности, опечалиться этим и постараться избавиться от беспечности, заняв себя полезным делом. Не пустое веселье, а полезный и разумный труд исцелит душу.
Только слабые духом могут затвориться в себе, предаваясь горьким раздумьям, не находя утешения.
Если смеешься над глупостью человека дурного, смейся, не радуясь чужой глупости, а гневно. Такому смеху не будешь предаваться часто. Смех с досады — горький смех.
Смейся восторженно, искренне радуясь, когда видишь человека, обретшего благо, свершившего дела добрые, достойные подражания. Хороший пример учит сдержанности, вовремя остановит, не допустит опьянения.
Не всякий смех заслуживает одобрения. Существует же среди прочего смеха такой, что не идет из груди Богом данным путем, а рядится да пустым звоном рассыпается единственно ради того, чтобы прожурчать красиво.
Человек рождается на свет с плачем и уходит скорбя. В промежутке между этими двумя событиями, так и не изведав истинного счастья, не распознав до конца ценности и неповторимости дарованной ему жизни, он бездумно прожигает ее в унизительных ссорах и недостойных спорах. Спохватывается, когда жизнь уже на исходе. И только тогда начинает понимать, что ни за какие сокровища мира невозможно продлить ее хотя бы на один день.
Жить хитростью, обманом, попрошайничеством — удел бездарных проходимцев. Веруй в Бога, надейся на свое умение и силы. На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами.


СЛОВО ПЯТОЕ

Читайте также: