В структуре школьной информатики выделяют следующие разделы

Обновлено: 02.07.2024

преподаватель информатики Губанова Наталья Александровна.

Глава 1. Общие вопросы преподавания информатики и ИКТ.

Информатика как наука и как учебный предмет

Структура предметной области информатики включает в себя 4 раздела:

В структуре преподавания информатики выделяют 4 раздела

1)Программное или математическое обеспечение, которое включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения информационной, обучающей и управляющей системой средней школы.

2) Техническое обеспечение, которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения воспитательного процесса.

3)Учебно-методические обеспечения включает в себя вопросы разработки учебных программ ,методических пособий учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информационно-коммуникационные технологии

4)Организационное обеспечение рассматривает вопросы внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки пре- подавательских кадров в современных условиях информатизации образования Стандарт образования по информатике Введение образовательного стандарта стало шагом вперед, а само его понятие прочно вошло в арсенал основных понятий дидактики. Действующий в настоящее время образовательный стандарт утвержден приказом Минобразования России от 05.03.04 г. № 1089 Он определяет федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Государственный образовательный стандарт содержит нормы и требования, определяющие:

• обязательный минимум содержания основных образовательных программ

• максимальный объём учебной нагрузки учащихся

• уровень подготовки выпускников образовательных учреждений

• основные требования к обеспечению образовательного процесса. Назначение образовательного стандарта состоит в том, что он призван:

•обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;

• сохранить единство образовательного пространства;

•защитить обучающихся от перегрузок и сохранить их психическое и физическое здоровье

•установить преемственность образовательных программ на разных ступенях образования

•установить преемственность образовательных программ на разных ступенях образования

• предоставить право гражданам на получение полной и достоверной информации о государственных нор? мах и требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.

Образовательный стандарт по информатике и ИКТ является нормативным документом, определяющим требования:

• к месту курса информатики в учебном плане;

•к содержанию курса информатики в виде обязательного минимума содержания образования

•к уровню подготовки учащихся в виде набора требований научным

• к технологии и средствам проверки и оценки достижения школьниками требований образовательного стандарта.

В новом стандарте реализуется идея развития и усиления фундаментальных основ курса информатики на основе системно-информационного подхода к анализу объектов и явлений окружающего мира и информационных технологий.

1. линия информационных процессов;

2. линия представления информации.

Особенностью стандарта есть то, что он определяет новый критериально — ориентированный подход к способу оценки уровня подготовки школьников по информатике. Рассмотрим кратко содержание стандарта для основного общего и среднего (полного) образования. Извлечения из стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России № 1089 от 05.03.04 г.) Изучение информатики и информационно? коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей;

• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты

•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к информации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий.

Коротко о самом важном:

1. Широкое использование современных ИКТ в обучении сдерживается неготовностью большинства учителей, их привычкой работать по старому, недостатком компьютерной техники;

2. Необходимо воспитывать в вузах новое поколение молодых учителей, способных нести информационно- коммуникационные технологии в школы;

3. Информационные технологии обучения используют возможности компьютерной техники, средств коммуникаций и коммуникационные технологии в процессе обучения для представления учебной информации и управления учебной деятельностью;

4. Процесс обучения, построенный по технологии, предусматривает после каждой дозы обучения проводить контроль усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Этот контроль выполняется компьютерной программой, что обеспечивает обратную связь и коррекцию процесса обучения;

5. Информационные технологии обучения в существенной степени меняют структуру процесса обучения, его содержание и форму организации. Они есть средство управления учебной познавательной деятельностью;

6. Компьютерная обучающая программа должна быть интеллектуальной и включать базу знаний по учебному предмету. Она должна быть направлена на создание средств организации учебной деятельности;

7. Для младших школьников программные средства обучения должны включать игровые моменты;

9. В старшей школе школьники осваивают информационные технологии, выстраивают индивидуальную линию обучения. Ведущий вид деятельности – познавательная и исследовательская. Широкое применение метода проектов;

10. Н.В. Софроновой сформулировано 7 дидактических принципов применения информационных технологий в обучении;

11. Основными направлениями использования информационных технологий в обучении являются:

• изучение основ информатики;

• формирование информационной картины мира;

• изучение других учебных предметов;

• выработка умений и навыков использования компьютерной техники и информационно? коммуникационных технологий в различных видах деятельности;

• формирование навыков информационно поисковой деятельности;

• использование ресурсов Интернет для обучения;

12. Эффективность применения информационных технологий в обучении должна определяться на основе требований образовательного стандарта и дополнительных критериев.

Статьи к прочтению:


Похожие статьи:

Информационное общество имеет следующие основные признаки. 1) 80 % работающих в обществе заняты в информационной сфере, то есть в сфере производства…

Проблема места курса информатики в учебных планах школ. Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики (школьные учебники, периодические методические издания, методические пособия по информатике для учителей). Требования к школьным учебникам. Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии)

Место курса информатики в учебных планах школ

Место курса информатики и ИКТ определяется учебным планом. В настоящее время школа имеет возможность отойти от той жесткой схемы, которая имела место с момента введения курса ОИВТ в 1985 году, и частично корректировать предлагаемый Министерством образования и науки РФ учебный план за счет регионального и школьного компонента. В 2004 году был принят Базисный учебный план и Федеральный компонент образовательного стандарта по информатике и ИКТ. Согласно этому плану:

  1. Изменилось название предмета "Информатика" на "Информатика и ИКТ". Под таким названием он прописывается сейчас в учебных планах и школьном аттестате зрелости.
  2. В 3‐4 классах этот предмет вводится как учебный модуль предмета "Технология". Включение такого модуля направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности учащихся. Однако в 1–2 классах информатику можно изучать за счет часов "Технология" или за счет компонента образовательного учреждения (для теоретической части).
  3. В 5‐7 классах информатику можно изучать за счет регионального и школьного компонентов, что делает курс информатики непрерывным.
  4. В основной школе информатика изучается за счет федерального компонента: 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа – в 9 классе. В 9 классе информатику можно изучать дополнительно еще 1 час как предпрофильное обучение за счет одного часа предмета "Технология", передаваемого в компонент образовательного учреждения.
  5. В старшей школе вводится профильное обучение, и информатика может быть представлена в выбранных профилях на одном из двух уровней – базовом или углубленном. Базовый уровень ориентирован на формирование общей культуры в области информатики. Углубленный уровень выбирается исходя из потребностей учащихся, и ориентирован на подготовку к последующей профессиональной деятельности или к профессиональному образованию.
  6. Число часов на информатику в различных классах может быть расширено за счет регионального компонента. В старшей школе увеличить число часов можно за счет школьного компонента путем введения обязательных курсов по выбору (так называемых элективных курсов).
  7. Универсальное (не углубленное) обучение в старшей школе включает предмет "Информатика" как базовый общеобразовательный предмет и изучается на базовом уровне в 10 и 11 классах по 1 часу в неделю.
  8. Для различных профилей в старшей школе возможно увеличение часов до 6 в неделю за счет регионального компонента и элективных курсов. В старшей школе предусмотрено углубленное обучение, причем число предлагаемых профилей составляет более десяти. В качестве примера приведем число недельных часов на изучение информатики на 2 года обучения для некоторых профилей. Физико‐математический – 8 часов, как профильный учебный предмет. Социально‐экономический – 2 часа, как базовый учебный предмет. Информационно‐технологический – 8 часов, как профильный учебный предмет. Индустриально‐технологический – 2 часа, как базовый учебный предмет. Универсальное (непрофильное обучение) – 2 часа, как базовый учебный предмет.

В настоящее время действуют три базисных учебных плана (для начального, основного и среднего (полного) образования). Согласно современному ФГОС дисциплина вновь называется "Информатика". Например, базисный учебный план основного общего образования состоит из двух частей (обязательной и формируемой участниками образовательного процесса) и имеет четыре варианта реализации. Согласно всем четырем вариантам обязательной части плана на изучение информатики отводится 1 час в неделю в 7 классе, 1 час в неделю в 8 классе и 1 час в неделю в 9 классе.

Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики (школьные учебники, периодические методические издания, методические пособия по информатике для учителей)

Основой учебно-методического обеспечения по большинству предметов традиционно является учебно-методический комплекс, включающий программу, учебник, методические рекомендации для учителя. Учебно-методический комплекс (УМК) - открытая система учебных и методических пособий (печатных или электронных), являющихся источниками учебной и методической информации и предназначенных для участников образовательного процесса. Многие УМК включают в свой состав наглядные пособия, рабочие тетради, практикумы (задачники), материалы для контроля знаний учащихся. Как правило, УМК ориентирован на обеспечение эффективной учебной деятельности. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих современным запросам общества, нужны новые средства и построенные на их основе новые технологии обучения. Уникальные возможности информационных и коммуникационных технологий позволяют создавать средства обучения и технологии, ориентированные:

  • на индивидуализацию обучения;
  • на интенсификацию процессов изучения, исследования и выявления закономерностей основ наук;
  • на развитие интеллектуального потенциала обучаемого;
  • на формирование умений самостоятельно приобретать знания и осуществлять разнообразные виды информационной деятельности.

Учебные издания нового поколения представляют собой учебно-методические комплекты, органично сочетающие традиционные ("бумажные") и инновационные (электронные/цифровые и "сетевые") составляющие. Именно так, например, разработан учебно-методический комплекс по информатике для 5-7 классов:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2008.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2008.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2008.
  4. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2008.
  5. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2008.
  6. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2008.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2008.
  • программу курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов общеобразовательной средней школы;
  • учебники информатики для 5, 6 и 7 классов;
  • рабочие тетради по информатике для 5, 6 и 7 классов;
  • методическое пособие для учителя;
  • комплект плакатов по информатике для 5-7 классов;
  • CD с программно-методической поддержкой.
  • наличие материала, обязательного для усвоения;
  • наличие дополнительного материала, расширяющего основной;
  • наличие ссылок на другие источники (словари, энциклопедии, учебники по другим предметам).

Параллельно с изучением теоретического материала предполагается освоение технологических приемов по созданию различных информационных объектов (текст, список, таблица, диаграмма, рисунок, программа и др.). Соответствующие задания собраны в 47 работах компьютерного практикума. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочнике, имеющемся в конце учебника. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. По возможности, цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным "челночным" движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя привычку извлекать уроки из собственного опыта, что составляет основу умения учиться.

Рабочие тетради 4 (по одной для каждого года обучения) являются необходимым элементом УМК. Во-первых, рабочие тетради расширяют границы учебника за счет большого количества различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно. Во-вторых, наличие заданий на печатной основе позволяет организовать деятельность по их выполнению, а не по переписыванию условий или, что просто недопустимо, их записи под диктовку. В-третьих, без рабочей тетради учитель часто сталкивается с проблемой: как оценить работу ученика совершенно правильную с точки зрения информатики, но имеющую грамматические ошибки. И, наконец, в-четвертых, при отсутствии достаточного количества компьютеров можно делить класс на две подгруппы: одна подгруппа выполняет задания компьютерного практикума, а другая - задания в рабочей тетради.

Как известно, наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Печатные наглядные пособия - обязательный атрибут каждого специализированного учебного кабинета. В состав УМК входит комплект плакатов, работа с которыми способствует успешному решению целого комплекса дидактических задач: развития у учащихся наглядно-образного мышления; формирования навыков работы с информацией, представленной в графической форме; фиксации внимания при усвоении учебного материала; развития познавательного интереса; активизации познавательной деятельности; конкретизации изучаемых теоретических вопросов; наглядной систематизации и классификации изучаемых явлений на схемах, в таблицах и т.п.

Сделать учебный процесс более интересным для учащихся и комфортным для учителя позволяют цифровые образовательные ресурсы, включенные в состав CD с программно-методической поддержкой. Набор ЦОР к каждому учебнику имеет следующую структуру:

  • программа курса и варианты планирования;
  • файлы-заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
  • демонстрационные работы;
  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
  • плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий);
  • презентации по отдельным темам;
  • интерактивные тесты;
  • логические игры;
  • виртуальные лаборатории.
  • журнал "Информатика в образовании";
  • журнал "Информатика в школе";
  • журнал "Информатика" (приложение к газете "Первое сентября").

Требования к школьным учебникам

Учебник - это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Любой учебник следует рассматривать как компонент предлагаемого автором учебно-методического комплекса.


К учебнику предъявляется ряд психолого-педагогических, дидактических, методических и эргономических требований. К ним можно отнести научность, доступность, соответствие стандарту и учебной программе, системность, логичность и обоснованную последовательность изложения учебного материала, практическую направленность содержания и т.д. Две основные функции учебника: информационная функция и функция организации учебной деятельности.

Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии)

  • учебные компьютерные программы;
  • учебно-ориентированные пакеты прикладных компьютерных программ;
  • компьютерные программно-методические системы.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) или цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в учебном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

по цели создания:

  • педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;
  • культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса;
  • текстовые, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
  • изобразительные, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
  • звуковые. содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание;
  • программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы на языке программирования или в виде исполняемого кода;
  • мультимедийные, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных учебных образовательных задач;
  • локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
  • сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
  • комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых;
  • представляющие собой электронный аналог печатного ресурса;
  • самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств;
  • предъявляющие учебную информацию, в том числе демонстрации объектов, явлений и процессов;
  • информационно-справочные;
  • моделирующие объекты, явления и процессы;
  • расширяющие сектор самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;
  • осуществляющие тренировку навыков и умений различного характера, решение задач;
  • осуществляющие контроль и оценку знаний учащихся.

Мультимедийность ЭОР предполагает синтез различных видов информации - текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации.

На сегодняшний день информатика – одна из фундаментальных отраслей научного знания, изучающая информационные процессы, методы
и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Информатика - стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная
с использованием информационных технологий . Её основными направлениями являются: разработка вычислительных систем и программного обеспечения, теория информации, средства телекоммуникации, мультимедиа и другое. Также информатика очень тесно связана со многими науками, например, математикой и кибернетикой. Именно математическая логика и кибернетика являются теоретическими предпосылками для создания электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

Информатика достаточно молодая, распространенная научная дисциплина. Она находит широкое применение в различных областях современной жизни: в производстве, науке, в том числе и в сфере образования. Сегодня система образования развивается на основе информационных технологий, что влечет за собой становление новой образовательной системы, нового содержания образования (например, взаимоотношение учителя
и ученика). Таким образом, формируется информационная среда, ведущая
к высококачественному образованию.

1 Информатика как наука: понятие, предметы, задачи
и основные направления

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Следовательно, наука информатика очень близка к технологии, поэтому ее предмет чаще всего называют информационной технологией.

Информатика – очень широкая сфера научных знаний, возникшая
на стыке нескольких фундаментальных и прикладных дисциплин. Как комплексная научная дисциплина информатика связана:

• с философией и психологией – через учение об информации
и теорию познания;

• с математикой – через теорию математического моделирования, дискретную математику, математическую логику и теорию алгоритмов;

• с лингвистикой – через учение о формальных языках
и о знаковых системах;

• с кибернетикой – через теорию информации и теорию управления; к ибернетика исследует общие законы движения информации
в произвольных системах, информатика же изучает общие закономерности движения информации в природе и социальных системах;

Стоит отметить, что объектом информатики служат информационные процессы в природе, обществе и информационные технологии.

Предметом этой науки являются такие понятия, как аппаратное
и программное обеспечение средств вычислительной техники и их взаимодействие, средства взаимодействия человека с аппаратными
и программными средствами.

В составе основной задачи информатики можно выделить несколько основных направлений, которые применяются на практике:

  • программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);
  • преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
  • защита информации (обобщение приемов, разработка методов
    и средств защиты данных);
  • автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
  • стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными
    и программными средствами);
  • исследование информационных процессов в социальных системах;
  • решение научных и инженерных проблем создания, внедрения
    и обеспечения эффективного использования компьютерной техники
    и технологии во всех сферах человеческой деятельности.

2 Информатика как учебный предмет в школе

Информатика оказывает большое влияние и на систему образования.

На уроках информатики учащиеся школ узнают, что представляет собой ИТ-отрасль, какие специальности и виды деятельности являются перспективными для будущей профессии, какие знания и умения необходимы для того, чтобы заниматься этой деятельностью.

Кроме фундаментальных основ информатики, следует учитывать и ее содержание. Из-за постоянного обновления содержания как научной области, так и учебного предмета целесообразно по модулям изучать содержательную часть курса.

Сегодня в старших классах введена профильная подготовка учащихся по данному предмету. У учащихся есть возможность более углубленно изучать данный предмет.

В развитии отечественного школьного курса информатики выделяется несколько этапов.

На первом этапе (с середины 1950-х гг. до 1985 г.) в рамках производственного обучения в школе и факультативных курсов возникло два направления обучения кибернетике и информатике в средней школе: общеобразовательное , связанное с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации и прикладное , основанное на изучении программирования и устройства ЭВМ.

Третий этап (конец 80-х – начало 90-х гг.) характеризуется использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ. Однако с конца 80-х годов содержание преподавания информатики претерпевает существенное изменение на всех уровнях образования: уменьшается количество часов на изучение программирования; больше внимания уделяется изучению новых информационных технологий, также наметились противоречия между официально провозглашенным и реальным содержанием школьного курса информатики; между формирующейся общественной потребностью в информационной грамотности выпускников школы и реальными возможностями школы; между различными образовательными учреждениями, связанные с их обеспечением компьютерной техникой.

Четвертый этап в истории информатики в школе (1990-е гг.) связан
с целым рядом новых обстоятельств.

Стоит отметить тот факт, что новый этап истории школьной информатики начинается с 1993 года. В этот период был принят новый базисный учебный план для школ Российской Федерации, согласно которому преподавание информатики было рекомендовано с 7-го класса.

Пятый этап , длившийся с конца 90-х гг. по 2004 г., характеризуется интенсивным осмыслением накопленного опыта вместе
с тенденцией возвращения к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е гг. Многочисленные исследования позволили сформулировать основные положения концепции решения назревшей проблемы:

1) более полно представить в учебном предмете весь комплекс вопросов, связанных с информационными процессами и информационной деятельностью человека. Это означает, что в содержание обучения необходимо включить не только автоматическую обработку информации, но основы всего комплекса областей научного знания, связанных
с изучением информации, информационных процессов. К таким областям относятся: документалистика, кибернетика, теория информации, социальная информатика и т.д.;

3) переосмысление общеобразовательной значимости информационных технологий, в чем заключается их суть. Необходимо перейти с уровня предметных специализаций на уровень общеучебных
и общеинтеллектуальных умений. Это значит, что надо формировать навыки формализации, моделирования, структурирования и т.д.

В отличие от активно развивающейся науки информатики, школьный учебный предмет не может включать всего многообразия сведений, но в то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрыть учащимся значение информационных процессов в научной сфере, а также роль информационной технологии
и вычислительной техники в развитии современного общества. Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе состоит и в том, чтобы вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, которые необходимы для изучения других наук в школе, подготавливающими молодых людей к их будущей профессии.

Практическая цель школьного курса информатики состоит не только в том, чтобы познакомить учащихся с основными понятиями, безусловно, развивающие ум и обогащающие внутренний мир ребенка,
но и обучить школьника работе на компьютере и использованию средств новых информационных технологий.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Информация как семантическое свойство материи. Информация и эволюция в живой и неживой природе. Начала общей теории информации. Методы измерения информации. Математические и информационные модели. Теория алгоритмов. Вычислительный эксперимент как методология научного исследования. Информация и знания. Информационные системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний. Теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий

Обработки, отображения и передачи данных

Персональные компьютеры. Рабочие станции. Устройства ввода/вывода и отображения информации. Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа. Сети ЭВМ. Средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы.

Операционные системы и среды. Системы и языки программирования. Сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Программные средства межкомпьютерной связи (системы теледоступа), вычислительные и информационные среды

Текстовые и графические редакторы. Системы управления базами данных. Процессоры электронных таблиц. Средства моделирования объектов, процессов, систем. Информационные языки и форматы представления данных и знаний; словари; классификаторы; тезаурусы. Средства зашиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.

Издательские системы. Системы реализации технологий автоматизации расчетов, проектирования, обработки данных (учета, планирования, управления, анализа, статистики и т.д.). Системы искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные системы, диагностические, обучающие и др.).

Ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных. Подготовки текстовых и графических документов, технической документации. Интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов. Зашиты информации. Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами. системами).

Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Информационное общество - закономерности и проблемы становления и развития. Информационная инфраструктура общества. Проблемы информационной безопасности. Новые возможности развития личности в информационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Информационная культура .

Рисунок 1.2. Структура предметной области информатики

В современных условиях информатика является языком науки
и техники, потому что с ее помощью моделируются, изучаются
и прогнозируются многие процессы и явления, происходящие в мире,
в обществе и природе.

Изучение информатики в школе должно решать определенные задачи.

Во-первых, оно направлено на достижение таких целей, как овладение навыками работы на компьютере, умение использовать компьютерную технику для работы с информацией, развитие логического мышления, пробуждение интереса к информационной и коммуникационной деятельности. Важную роль в изучении информатики также играет освоение системы базовых знаний, в которых отражен вклад информатики
в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, развитии техники и технологии.

Во-вторых, это овладение навыками анализа, применения и преобразования информационных моделей реальных объектов и процессов
с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые также могут быть полезны и при изучении других школьных предметов.

В-третьих, это развитие интеллектуальных, творческих способностей за счет освоения и использования методов информатики и средств ИКТ
при изучении различных предметов.

В-четвертых, это воспитание ответственного отношения
к соблюдению правовых и этических норм информационной деятельности.

В-пятых, это приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной, коллективной учебной, профессиональной деятельности.

В заключение стоит отметить, что сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы так стремительно
и активно, как информатика, благодаря которой можно улучшить качество жизни людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И.

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И.


Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И.

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И.


Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 6-9 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И., Хруцкой Н. А.

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 6-9 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И., Хруцкой Н. А.


Методические разработки для преподавателя по учебному предмету “Информатика”
Информатика как наука и учебный предмет в школе

Презентация на тему: "Информатика как наука и учебный предмет в школе".

Рабочая программа учебного предмета ПВ.03 Информатика

Рабочая программа учебного предмета разработана с учётом требований ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 ред. От 29.06.2017), ФГОС среднего профессионал.

Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета "Основы информатики и вычислительной техники" началось формирование новой области педагогической науки – методики обучения информатике , объектом которой является обучение информатике. К теории и методике обучения информатике нужно относить исследование процесса обучения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики, дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящее время ставит свои специфические проблемы перед современной педагогической наукой.
Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается. Школьному предмету информатики уже почти два десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.
Содержание учебного предмета методики обучения информатике определяет его два основных раздела: общая методика , в которой рассматриваются общие теоретические основы методики преподавания информатики, совокупности основных программно-технических средств, и частная (конкретная) методика – методы изучения конкретных тем школьного курса информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапах обучения.
Преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации).

Методическая система обучения – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм, средств планирования и проведения контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников.

Характерные черты современной методической системы обучения:

§ научно обоснованное планирование процесса обучения;

§ единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки;

§ высокий уровень трудности и быстрый темп изучения учебного материала;

§ максимальная активность и достаточная самостоятельность обучающихся;

§ сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;

§ насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;

§ комплексный подход к изучению различных предметов.

Методика обучения информатике занимается исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения компьютеров в учебном процессе, а также использованием в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.

В структуре методике обучения информатике можно выделить четыре раздела:

1. Программное или математическое обеспечение , которое включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения информационной, обучающей и управляющей систем средней школы.

2. Техническое обеспечение , которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения учебно-воспитательного процесса.

3. Учебно-методическое обеспечение включает в себя вопросы разработки учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информационно-коммуникационные технологии.

4. Организационное обеспечение рассматривает вопросы внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки преподавательских кадров в современных условиях информатизации образования.

Читайте также: