Древнейшие люди на территории восточно европейской равнины краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Технологическая карта урока истории в 6 классе к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Федорова. В уроке используется в качестве основной технология развития критического мышления, дополнительной - ИКТ.

ВложениеРазмер
Древнейшие люди на территории Восточной Европы 72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Овчинникова Ольга Валерьевна МБОУ СОШ №12 г. Балашиха Московской области

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины.

Знакомство с археологической периодизацией первобытного общества и характеристикой эволюции человеческого общества, занятий древних людей

  • Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.
  • Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать и презентовать ее.
  • Развивать умение искать, анализировать и сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию
  • Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Понимать основные принципы жизни общества, роль окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации.

Развивать умение искать, анализировать и сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию

Определение понятий, создание обобщений, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, формулирование выводов, применение и преобразовывание знаков, символов и схем для решения учебных задач.

Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Владеть устной и письменной речью.

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

1. История России: с древнейших времен до XVI века Учеб.для 6 класса общеобразовательных организаций. Андреев И.Л., Федоров И.Н. –М.: ДРОФА, 2016

2. Рабочая тетрадь В.А. Клочков, Е.В. Симонова. — М.: ДРОФА, 2016.

1.И.Н. Федоров, С.А. Федорова Технологические карты уроков — М.: ДРОФА, 2016. – 47 с.

2.Игры на уроке истории. Л.П. Борзова - М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

3. Методическое пособие к учебнику

Палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция, железный век, подсечно-огневое земледелие, перелог

Форма проведения урока

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку.

Начнем мы наш урок с цитаты русского археолога Бориса Александровича Рыбакова:

Понятен ли вам смысл данного высказывания?

Разберем это высказывание. Назовите мне незнакомые слова. Запишите их в словарь. Позже запишем определения.

Теперь выделим главную мысль, откинув лишнее. В первом предложении это…?

Как вы думаете, небыстрое таяние ледника явилось бы событием?

Вторая часть высказывания…

Хорошо! Как вы думаете, как связаны между собой понятия палеолит и мезолит?

Молодцы! Проанализировав цитату, какой можно сделать вывод?

Проверяют наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Есть незнакомые слова

Палеолит и мезолит.

Быстрое таяние ледника было крупнейшим событием.

Нет, так как было незаметным для человека.

палеолит - школа мужества и организованности, мезолит - школой находчивости и личной инициативы .

Не боятся опасностей и строго следовать правилам выживания

Чтобы выполнить какую-либо задачу необходимо было подумать, проявить смекалку, проявить инициативу при принятии решения, например при смене места жительства

Мезолит был позже, чем палеолит

Из-за быстрого таяния ледника повлиял на коренные изменения в жизни и поведении человеческого общества

Актуализация знаний, постановка целей урока

Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему сегодняшнего урока.

Рассмотрим рубрики. Обратите внимания на понятия.

Прочитайте главный вопрос урока.

Попробуйте ответить на этот вопрос, дав развернутый аргументированный ответ.

Все ваши мнения имеют право быть. В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу.

Вспомните из курса истории Древнего мира этапы развития человечества и возникновения цивилизации.

Исходя из темы и опираясь на ключевые слова, поставьте цель урока (познакомиться, первобытное общество, периодизация, археология).

Древние люди на территории Восточно-Европейской равнины

Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнейшего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?

Первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшая история

Познакомиться с археологической периодизацией первобытного общества.

Работа по теме урока

Ученые утверждают, что Земля образовалась в Солнечной системе примерно 4,5 млрд лет назад. Из животного мира человек начал выделяться около 3 млн лет назад. Первобытный период в жизни человечества ученые определяют на основе археологических данных и считают, что он длился с момента выделения человека из животного мира (около 3—5 млн лет назад) до образования государств в различных регионах (примерно в IV тыс. до н. э.).

Используя прием ИНСЕРТ, проанализируйте текст параграфа.

Какая информация вам оказалась знакома?

Информация была вам знакома, но вы думали по другому?

Что оказалось для вас совершенно новой информацией?

Что показалось вам непонятным? Какие возникли вопросы?

В тексте вы встретились с новыми понятиями. Дайте им определения. Можно воспользоваться словарем в конце учебника.

Озвучивают ответы. Анализируют информацию, характеризуют свои затруднения.

Обобщение изученного материала

- Что заставило древнего человека двигаться с места вместе с ледяными щитами?

- Почему период истории, когда предки современного человека появились на территории Восточной Европы, назвали каменным веком, а не костяным?

- Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми?

- Объясните исчезновение крупных животных после окончания ледниковой эпохи.

- Как изменения природных условий в эпоху неолита повлияло на животный мир и поведение древнего человека?

- В чем отличия образа жизни земледельце от хозяйственной жизни кочевников?

- Каким образом использование железа изменило жизнь древних людей?

- Ледниковые эпохи: длительные этапы, когда огромные части суши покрывались ледяными щитами толщиной от нескольких сот метров до 2,5 км.

- Камень был основным материалом, из которого изготавливали орудия труда.

- Потому что по бескрайним тундростепям Европы бродили стада крупных травоядных животных, в том числе и мамонтов в поисках корма.

- Их истребили древние охотники для пропитания, изготовления одежды, жилья и оружия.

- Травоядным животным стало не хватать пищи, а человек начал их подкармливать, вследствие чего появилась необходимость выращивания растений для этих целей.

- У земледельцев образ жизни оседлый, а кочевникам приходилось переходить с одного места на другое в след за стадами.

- Появилось более совершенное оружие, что позволило лучше защититься от врагов, а так же благодаря железу появилась возможность гораздо быстрее производить все, что нужно для жизни.

Если останется время

Прочитать, ответить на вопросы, рассмотреть иллюстрацию

Вспомните цель нашего урока.

Достигли мы цели?

Назовите мне периоды первобытного общества.

Познакомиться с археологической периодизацией первобытного общества.

Палеолит, Мезолит, Неолит и Неолитическая революция, Железный век.

Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнейшего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?

§ 1, выучить понятия, задание № 3 с. 16.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока по теме: "Восточно-европейская (русская) равнина" 8 класс

Разработка урока "Восточно-европейска (русская) равнина" 8 класс используется при изучении тем "Русская (Восточно-европейская) равнина", "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы", " Про.


План-конспект урока географии в 8 классе "Восточно-Европейская (Русская) равнина"

Урок создает образ Русской равнины, первого из изучаемых в 8 классе физико-географических районов, показывает ее уникальность, специфику, обеспечивает географическое восприятие через эмоциональную сфе.

Разработка урока по географии" Восточно - Европейская (Русская) равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны"

формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины.

Урок история россии 6 кл Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнине

Изучение нового материала.


Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

Презентация по истории для 6 класса ФГОС.


Методическая разработка урока по истории "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"

Презентация по истории России на тему "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины".


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

Описание презентации по отдельным слайдам:

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

На уроке узнаем 1. Великое оледенение. 2. Освоение северных районов Восточной.

На уроке узнаем 1. Великое оледенение. 2. Освоение северных районов Восточной Европы. 3. Переход к производящему хозяйству. 4. Скотоводы и земледельцы

Основные понятия Палеолит Мезолит Неолит Неолитическая революция Железный век

Основные понятия Палеолит Мезолит Неолит Неолитическая революция Железный век

« Крупнейшим событием было … быстрое таяние ледника. …Если палеолит был для ч.

Проблема Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека.

Проблема Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя.

Великое оледенение История наших далеких предков началась с освоения территор.

Великое оледенение История наших далеких предков началась с освоения территории Восточной Европы .

Великое оледенение 2 млн. лет назад началось Великое оледенение. С этого врем.

Великое оледенение 2 млн. лет назад началось Великое оледенение. С этого времени наступали ледниковые эпохи: длительные этапы, когда огромная часть суши покрывалась ледяными щитами .Все животный и люди вынуждены были уходить на земли свободные ото льда

Предки современного человека появились на территории Восточной Европы примерн.

Освоение северных регионов Восточной Европы Приблизительно 25 тыс. лет н. пер.

Освоение северных регионов Восточной Европы Приблизительно 25 тыс. лет н. первобытные люди смогли продвинуться еще дальше на север. Археологами были обнаружены стоянки под Владимиром( Сунгирь) и на реке Чусовой. Самой северной является стоянка в среднем течении р. Печеры.

По тундростепям Европы бродили мамонты, шерстистые носороги, северные олени.

По тундростепям Европы бродили мамонты, шерстистые носороги, северные олени. В поисках корма они постоянно перемещались по степным просторам. За ними кочевали и охотники.

Последняя ледниковая эпоха завершилась 13 тыс. лет назад. Тающий ледник ушел.

Последняя ледниковая эпоха завершилась 13 тыс. лет назад. Тающий ледник ушел на север, открывая дорогу холодным ветрам. Жаркое лето сменялось холодными зимами. Теперь травоядные животные паслись зимой в южных районах,. ПРОДВИГАЛИСЬ НА СЕВЕР , ВСЛЕД ЗА НИМИ И ЧЕЛОВЕК

С течением времени первобытные охотники почти полностью истребили крупных жив.

С течением времени первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных. Древние люди были вынуждены охотиться на мелкую дичь. Тогда были изобретены лук и стрелы. Охота большими группами отпала . Зато человеку удалось приручить помощника собаку.

Изменились и орудия охоты. Их рабочие части изготавливались из микролитов – к.

Изменились и орудия охоты. Их рабочие части изготавливались из микролитов – кусочков кремнёвых пластин, имевших геометрическую форму ( трапеции, треугольника). Это был важный шаг в развитии человека. Период ,когда произошли эти изменения (11 – 8 тыс.лет назад. – называют мезолитом – средним каменным веком.

Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми? Как вы можете объяснит.

Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми? Как вы можете объяснить исчезновение крупных животных после окончания ледниковой эпохи? Было много мамонтов, шерстяных носорогов. В поисках корма они перемещались по степным просторам. За ними кочевали и охотники. стр. 13, абз. 1 Росло население, нужно было прокормиться, нужна шкура животных. Первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных. Другие ушли к северу

Хвойные леса разрослись , уменьшился травяной покров и кустарники основное пи.

Хвойные леса разрослись , уменьшился травяной покров и кустарники основное питание животных. Человек начал подкармливать диких животных. Некоторых из них он мог приручить. Для этого необходимо было накапливать запасы растительных кормов.

Присваивающее хозяйство – основано на том, что человек берет у природы в гото.

Присваивающее хозяйство – основано на том, что человек берет у природы в готовом виде все необходимое ему для жизни( питание, одежду). ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Производящее хозяйство – это хозяйство, в котором основные продукты, необходи.

Производящее хозяйство – это хозяйство, в котором основные продукты, необходимые для жизни, человек производит собственным трудом, дополняя природные ресурсы тем, чего ему не хватает. ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Как изменение природных условий в эпоху неолита повлияло на животный мир и по.

Как изменение природных условий в эпоху неолита повлияло на животный мир и поведение древнего человека?

Скотоводы и земледельцы Занятие земледелием требовало длительного проживания.

Скотоводы и земледельцы Занятие земледелием требовало длительного проживания на одном месте – оседлого образа жизни Началось отделение земледельческих племен от скотоводческих. Скотоводство же, напротив, предполагало постоянное кочевье с одного пастбища на другое.

Вначале разделение на пастушеские (скотоводческие) и земледельческие племена.

Вначале разделение на пастушеские (скотоводческие) и земледельческие племена укрепляло связи между ними. Но когда в результате освоения металлов человек смог улучшить условия своей жизни, отношения из мирных стали воинственными

Железо заменило камень . Каменный век сменился железным веком. На территории.

Железо заменило камень . Каменный век сменился железным веком. На территории нашей страны это произошло в начале 1 тысячелетия до н.э. Появилось оружие (мечи, наконечники копий и стрел) орудия труда( ножи, шилья, топоры). Это позволило человеку лучше защищаться от врагов.

Рост населения заставил земледельцев и скотоводов бороться за новые территори.

Рост населения заставил земледельцев и скотоводов бороться за новые территории. Земледельцам пришлось переселиться в лесостепи и леса. Им пришлось научиться по-новому обрабатывать земли. Племена скотоводов-кочевников росли быстрее. Их стада постоянно увеличивались – это требовало расширение пастбищ.

Они научились вырубать и сжигать участки леса, освобожденные земли распахиват.

Они научились вырубать и сжигать участки леса, освобожденные земли распахивать. Такое земледелие называется подсечно-огневым или подсекой

Так человек приспосабливал природу к своим потребностям, совершенствовали ору.

Так человек приспосабливал природу к своим потребностям, совершенствовали орудия труда, находили новые способы взаимодействия друг с другом. В чем отличия образа жизни земледельцев от хозяйственной и бытовой жизни кочевников?

Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была прир.

Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя? Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Занятия древних людей Вашему вниманию представлены четыре вида занятий, некот.

Занятия древних людей Вашему вниманию представлены четыре вида занятий, некоторые из них относятся к присваивающему хозяйству, другие к производящему. Расставьте картинки в правильные колонки. ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО


 Домашнее задание § 1 р.т., мнение историка

Домашнее задание § 1 р.т., мнение историка

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Сейчас обучается 203 человека из 60 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 155 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.10.2017 12906
  • PPTX 6.7 мбайт
  • 1098 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Арестова Галина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока истории в 6 классе

Конспект предназначен для проведения урока истории России в 6 классе, по учебнику Андреевна. Урок предусматривает рассказ учителя, а так же самостоятельную и совместную работу с учебником.

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины.

Цель: познакомить учащихся с археологическим периодизацией первобытного общества; охарактеризовать эволюцию первобытного общества, занятия древних людей.

1. Проверка домашнего задания.

2. Великое оледенение.

3. Освоение северных регионов Восточной Европы.

4. Переход к производящему хозяйству.

5. Скотоводы и земледельцы.

6. Рефлексия.

Здравствуйте ребята! Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Что было задано на дом? (Ответы детей)

Начнём мы с того, что ответим на вопросы на стр. 9 (Фронтальный опрос по вопросам учебника).

А теперь давайте проверим какие науки – помощницы истории вы нашли. (Ответы детей. По ходу рассказа корректируем записи, сделанные детьми дома).

2. Сфрагистика – наука, изучающая печати. Печати – это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.). С древнейших времен печати служили для удостоверения документов.

3. Геральдика – наука о гербах.

4. Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.

5. Нумизматика – наука о монетах.

6. Лингвистика – наука о языках.

7. Хронология – наука об измерении времени, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

8. Этнография – наука о народах.

9. Бони́стика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в то время.

10. Архивове́дение — наука, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. И мы можем приступать к изучению следующей темы. Запишите в тетрадь тему нашего урока и план, по которому мы будем работать.

Обратите внимание на главный вопрос урока, ответ на который мы сможем дать после изучения параграфа: можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?

Великое оледенение.

История наших предков начинается с освоения Восточной Европы. Климат на этой территории был совершенно другим, чем сейчас. Примерно 2 миллиона лет назад началось Великое оледенение. И регулярно наступали ледниковые эпохи.

Ледниковые эпохи- длительное, непрерывное и сильное похолодание климата , разрастание покровных ледников в полярных и умеренных широтах. (Запись в тетрадь).

Установлено, что за последние 800 тыс. лет было восемь ледниковых эпох, каждая из которых продолжалась от 70 до 90 тыс. лет. Соседние ледниковые эпохи разделялись относительно короткими (10-30 тыс. лет) межледниковьями.

В эти периоды огромная часть суши покрывалась ледяным щитом толщиной до 2,5 км. Людям и животным приходилось искать свободную ото льда сушу.

Постепенно ледник отступал, но через некоторое время снова возвращался. Так продолжалось тысячелетиями.

Предки современного человека на территории Восточной Европы появились примерно 40 тыс. лет назад. Этот период в истории получил название Нижний палеолит или древний каменный век. Названия историческим эпохам присваивается по основному материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Таких эпох было несколько. Давайте составим таблицу.

Эпохи исторического развития человека.



Освоение северных регионов Восточной Европы.

Как человек осваивал Восточную Европу вы прочитаете самостоятельно на стр. 13-14 вашего учебника. (Самостоятельно изучают пункт параграфа и отвечают на вопросы после него для закрепления полученной информации).

Переход к производящему хозяйству.

Постепенно человек эволюционировал и способы ведения хозяйства вместе с ним. Давайте почитаем как это было на стр. 14-15. (Читают вслух по цепочке). А теперь ответим на вопрос: что же такое производящему хозяйство? (Ответы детей).

Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. (Запись в тетрадь).

Скотоводы и земледельцы.

После перехода к производящему хозяйству жизнь человека изменилась. Земледелие требовало оседлого образа жизни, а скотоводство-кочевого, постоянно перемещаться с места на место. Таким образом происходит разделение на земледельческие и кочевые племена.

В начале разделения племён, их связь была крепка. Земледельцам требовалось то, что производят скотоводы и наоборот. Но человек освоил метал, смог улучшить условия своей жизни и отношения между племена и стали воинственный.

В начале 1 тысячелетия до н. э. на территории нашей страны каменный век сменился железным. Появилось железное оружие и орудия труда. Это позволило быстрее производить все необходимое, а также защищаться и нападать.

Рост населения заставил бороться племена за территорию. Кочевые племена росли быстрее и оттесняли земледельцы в лес и лесостепи. Там они вынуждены были научиться новым способам обработки земли.

Так началась борьба за выживание, люди приспосабливали природу под свои нужды, совершенствовались и находили новые способы взаимодействия друг с другом.

Давайте подведём итог нашего урока и ответит на главный вопрос : можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя? (Ответы детей. Диалог учителя и учеников).

Домашнее задание: прочитать п. 1, выполнить задания в конце параграфа, выучить записи в тетради.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Палеолит
  • Мезолит
  • Неолит
  • Неолитическая революция
  • Железный век

Проблема Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя. 1. Великое оледенение

История наших далеких предков началась с освоения территории Восточной Европы .

1. Великое оледенение

2 млн. лет назад началось Великое оледенение. С этого времени наступали ледниковые эпохи: длительные этапы, когда огромная часть суши покрывалась ледяными щитами .Все животный и люди вынуждены были уходить на земли свободные ото льда

(древний каменный век)

1. Великое оледенение

Уже тогда появились разные способы обработки камня и кости. Зародились первые религиозные представления.

1. Великое оледенение

2.Освоение северных регионов Восточной Европы

Приблизительно 25 тыс. лет н. первобытные люди смогли продвинуться еще дальше на север. Археологами были обнаружены стоянки под Владимиром( Сунгирь) и на реке Чусовой. Самой северной является стоянка в среднем течении р. Печеры.

Самые ранние стоянки людей обнаружены на Северо-Западном Кавказе и Русской равнине.

По тундростепям Европы бродили мамонты, шерстистые носороги, северные олени. В поисках корма они постоянно перемещались по степным просторам. За ними кочевали и охотники.

2.Освоение северных регионов Восточной Европы

Последняя ледниковая эпоха завершилась 13 тыс. лет назад.

Тающий ледник ушел на север, открывая дорогу холодным ветрам.

Жаркое лето сменялось холодными зимами.

2.Освоение северных регионов Восточной Европы

Теперь травоядные животные паслись зимой в южных районах, а летом, спасаясь от кровососущих насекомых, уходили на север, к леднику. Вслед за животными, все дальше на север продвигались люди.

2.Освоение северных регионов Восточной Европы

С течением времени первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных. Древние люди были вынуждены охотиться на мелкую дичь. Тогда были изобретены лук и стрелы. Охота большими группами отпала . Зато человеку удалось приручить помощника собаку.

2.Освоение северных регионов Восточной Европы

Изменились и орудия охоты.

Их рабочие части изготавливались из микролитов – кусочков кремнёвых пластин, имевших геометрическую форму ( трапеции, треугольника).

Это был важный шаг в развитии человека.

2.Освоение северных регионов Восточной Европы

Период ,когда произошли эти изменения

(11 – 8 тыс. лет назад) – называют мезолитом – средним каменным веком.

2.Освоение северных регионов Восточной Европы

Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми?

Как вы можете объяснить исчезновение крупных животных после окончания ледниковой эпохи?

Было много мамонтов, шерстяных носорогов. В поисках корма они перемещались по степным просторам. За ними кочевали и охотники.

Росло население, нужно было прокормиться, нужна шкура животных. Первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных. Другие ушли к северу

2.Освоение северных регионов Восточной Европы

3. Переход к производящему хозяйству

В середине 4 тыс. до н.э. началось новое похолодание климата.

3. Переход к производящему хозяйству

Хвойные леса разрослись , уменьшился травяной покров и кустарники основное питание животных. Человек начал подкармливать диких животных. Некоторых из них он мог приручить. Для этого необходимо было накапливать запасы растительных кормов.

Прежние охотники и собиратели научились выращивать растения. Так человек постепенно перешел от присваивающих форм хозяйства к производящим.

3. Переход к производящему хозяйству

Присваивающее хозяйство – основано на том, что человек берет у природы в готовом виде все необходимое ему для жизни( питание, одежду).

3. Переход к производящему хозяйству

Производящее хозяйство – это хозяйство, в котором основные продукты, необходимые для жизни, человек производит собственным трудом, дополняя природные ресурсы тем, чего ему не хватает.

3. Переход к производящему хозяйству

Как изменение природных условий в эпоху неолита повлияло на животный мир и поведение древнего человека?

3. Переход к производящему хозяйству

4. Скотоводы и земледельцы

Занятие земледелием требовало длительного проживания на одном месте – оседлого образа жизни

Началось отделение земледельческих племен от скотоводческих.

Скотоводство же, напротив, предполагало постоянное кочевье с одного пастбища на другое.

Вначале разделение на пастушеские (скотоводческие) и земледельческие племена укрепляло связи между ними.

Но когда в результате освоения металлов человек смог улучшить условия своей жизни, отношения из мирных стали воинственными

4. Скотоводы и земледельцы

Железо заменило камень . Каменный век сменился железным веком. На территории нашей страны это произошло в начале 1 тысячелетия до н.э.

Появилось оружие (мечи, наконечники копий и стрел) орудия труда( ножи, шилья, топоры). Это позволило человеку лучше защищаться от врагов.

4. Скотоводы и земледельцы

4. Скотоводы и земледельцы

Рост населения заставил земледельцев и скотоводов бороться за новые территории.

Земледельцам пришлось переселиться в лесостепи и леса. Им пришлось научиться по-новому обрабатывать земли.

Племена скотоводов-кочевников росли быстрее. Их стада постоянно увеличивались – это требовало расширение пастбищ.

4. Скотоводы и земледельцы

Они научились вырубать и сжигать участки леса, освобожденные земли распахивать.

Такое земледелие называется подсечно-огневым или подсекой

4. Скотоводы и земледельцы

Такой способ хозяйствования назывался перелог.

4. Скотоводы и земледельцы

(древний каменный век)

11 – 8 тыс. лет назад – мезолит

(средне каменный век).

(ново каменный век).

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Железный век - на территории нашей страны это произошло в начале 1 тысячелетия до н.э.

Так человек приспосабливал природу к своим потребностям, совершенствовали орудия труда, находили новые способы взаимодействия друг с другом.

В чем отличия образа жизни земледельцев от хозяйственной и бытовой жизни кочевников?

4. Скотоводы и земледельцы

Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?

Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Занятия древних людей Расставьте картинки в правильные колонки. ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Читайте также: