Сколько ребенок должен отдыхать после школы

Обновлено: 04.07.2024

Продуманный распорядок занятий и отдыха повысит успеваемость ученика. И сохранит нервные клетки его родителей.

Чтобы учёба шла легче и веселее, школьнику нужен режим. Благодаря чёткому чередованию дел и свободного времени ребёнок будет меньше уставать, больше успевать, а его настроение улучшится.

При составлении распорядка дня для ученика необходимо учитывать нормы сна, режим питания, а также потребность в отдыхе и двигательной активности. Рассмотрим каждый пункт по отдельности.

Режим сна

Количество и качество сна оказывает решающее влияние на самочувствие и трудоспособность детей. Если ваш ребёнок спит недостаточно 4 Ways Lack of Sleep Affects How Kids Learn , у него ухудшается память и падает настроение, ему сложно сосредоточиться на уроке, возникают проблемы с планированием. А в подростковом возрасте проблемы со сном к тому же могут привести Lack of sleep as a contributor to obesity in adolescents: impacts on eating and activity behaviors к появлению лишнего веса.

Сколько нужно спать

Роспотребнадзор Как правильно организовать режим дня школьника рекомендует следующие нормы сна для школьников:

  • 10–10,5 часов для 1–4-го классов;
  • 10,5 часов для 5–7-го классов;
  • 9–9,5 часов для 6–9-го классов;
  • 8–9 часов для 10–11-го классов;

Первоклассникам желательно спать ещё и 2 часа днём, чтобы восстановить силы.

Как организовать режим сна

Правил здесь немного, и они предельно просты.

  • Ложиться нужно в одно и то же время. Ориентировочно — в 9–10 часов вечера. Желательно не отступать от этого распорядка и в выходные. А вот поспать в субботу и воскресенье можно подольше, не вскакивая по звуку будильника.
  • За два часа до сна важно снизить эмоциональные нагрузки — в виде шумных игр, активных переписок с одноклассниками в мессенджерах или просмотра роликов на YouTube.
  • Заведите ритуалы, настраивающие на отдых. Ко сну располагают расслабляющая ванна, разговоры за чаем, неспешные прогулки, чтение (например, классической литературы).
  • Обязательно проветривайте спальню перед сном.

Режим питания

В школьные годы вырабатываются многие пищевые привычки, которые влияют на здоровье во взрослой жизни. При недостаточном или неправильном питании Children, food and nutrition ребёнку просто не хватает энергии для учёбы, он быстро устаёт, становится невнимательным и раздражительным.

Сколько нужно есть

Обычно для восполнения сил школьникам требуется 4–5 приёмов пищи с промежутком 3,5–4 часа. По нормам Роспотребнадзора Как правильно организовать режим дня школьника , средняя суточная потребность в энергии составляет 2 350 ккал для ребёнка 7–11 лет и 2 713 ккал после 11 лет. Оптимально, если соотношение белков, жиров и углеводов в рационе составляет 1 : 1 : 4.

Как организовать режим питания

Как и в случае со сном, принимать пищу необходимо в одно и то же время. Делать это лучше не на ходу, а в спокойной обстановке, безо всякой спешки. Естественно, следует по возможности избегать острых и жареных блюд, фастфуда и газированных напитков.

Важно, чтобы родители подавали здоровый пример. Согласитесь, сложно убедить подростка, что чипсы вместо борща на обед — это вредно, если именно так питаются его папа и мама.

Взяв за основу пятиразовое питание, придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Завтрак. Он нужен — и точка. Более того, утром школьнику необходимо съесть четверть суточного рациона, а значит, одним бутербродом не обойтись. Старайтесь подать на завтрак горячее блюдо — молочную кашу, омлет, сырники или что‑то мясное.
  • Второй завтрак (школьный перекус). Он может включать бутерброд с сыром, орехи, печенье, фрукты или йогурт.
  • Обед. Это основной приём пищи (до 40% дневного рациона), который обычно состоит из 3–4 разнообразных блюд. Идеально, если на столе будет салат, первое, рыба или мясо плюс что‑нибудь на десерт.
  • Полдник. Ещё один лёгкий перекус, цель которого — восполнить запасы энергии и спокойно дожить до ужина. Для этого подойдут фрукты и ягоды, а также кисломолочные продукты.
  • Ужин. Вечером школьнику рекомендуется съедать примерно столько же, сколько и на завтрак. Но лучше исключить мясо и рыбу, так как белки возбуждают нервную систему и медленно перевариваются.

Режим учёбы и отдыха

Одна из распространённых ошибок активных и заботливых родителей — это составить для ребёнка слишком плотный график. Понятно, что хочется вырастить успешного человека, который одинаково хорошо играет на скрипке, плавает и рисует. А ещё знает три языка и разбирается в робототехнике.

Но перегружая школьника, вы, скорее всего, добьётесь обратного эффекта — потенциальный гений потеряет интерес к любым занятиям. Поэтому очень важно грамотно чередовать учёбу и отдых, а также следить за тем, чтобы ребёнок достаточно двигался.

Сколько нужно учиться и отдыхать

Специалисты Роспотребнадзора предлагают Как правильно организовать режим дня школьника ориентироваться на такие нормы.

Для выполнения уроков:

Для прогулок и подвижных игр:

  • 3–3,5 часа в младшем возрасте;
  • 2,5 часа в старших классах.

Ранее специалисты также рекомендовали ограничить время, проведённое школьниками у экранов компьютеров или планшетов. Но с распространением смартфонов и массовым переходом на онлайн‑обучение отгонять ребёнка от экрана превращается в архисложную задачу. Родители могут лишь установить лимит на доступ к играм, мессенджерам и другим ресурсам, которые отвлекают от учёбы и не приносят пользы здоровью.

Как организовать режим учёбы и отдыха

Тут многое зависит от интересов, внешкольных занятий и физиологических особенностей каждого ученика. Однако есть несколько общих советов.

  • После возвращения из школы и обеда ребёнку нужно отдохнуть час‑полтора, прежде чем сесть за уроки. Если речь идёт о младшем школьном возрасте, желательно, чтобы в это время ученик поспал.
  • Приступать к выполнению уроков лучше с 4 часов WHEN IS THE BEST TIME TO STUDY: MORNING, NOON OR NIGHT? пополудни, когда мозг начинает устанавливать новые связи и активно усваивать информацию.
  • Даже при самом плотном распорядке ребёнку жизненно необходимы час или два свободного времени, когда он может заниматься чем угодно. Например, просто бездельничать.

Режим дня школьника

Вот так выглядит ориентировочный режим дня с точки зрения Роспотребнадзора Режим дня школьника . Он рассчитан на ребёнка младшего школьного возраста. В средних и старших классах количество часов, необходимое для занятий, увеличится, а вот времени для сна и отдыха останется меньше.

На высшем уровне вновь обсуждают, сколько дней должно быть в учебной неделе. Первой начала Валентина Матвиенко — председатель Совета Федерации предложила перевести всех на пятидневку, чтобы дети уставали меньше. Она привела мнение экспертов, что за один день школьники никак не успевают восстановиться и отдохнуть.

Валентина Матвиенко призвала активно обсуждать эту идею (впрочем, муссируют ее уже не первый год), поэтому к дискуссии подключился и министр просвещения Сергей Кравцов, но только в разрезе коронавирусных ограничений.

Он сказал ТАСС, что школы, которые ввели шестидневку из-за коронавируса, со следующего года смогут вернуться к нормальному режиму работу - то есть к пяти дням. Но и это не точно.

Мнением, сколько учиться лучше, взрослые делятся в соцсетях.

— Второй год работаем по 5 дней в неделю, как все нормальные организации. Это просто здорово. Правда у многих детей есть 7-ой урок, который заканчивается в 14.35. В связи с потоками теперь в 15.20. Но можно выспаться за 2 дня выходных, сделать все домашние дела. Выбраться, наконец, на природу, — отмечает Светлана.

— Школы, помимо всего, настоятельно хотят, чтобы дети посещали доп. занятия. Например занятия в худ. школе длятся 4 часа 3 дня в неделю, так же имеются факультативы, на которые ученики ходить просто обязаны. Кто-то посещает муз. школу, не знаю сколько у них длятся занятия, кружки и пр. Плюс время на выполнение д.з., которого с каждым классом становится всё больше. В результате личного времени не остаётся совсем. А с 6ти дневкой у ребёнка всего 1 выходной, в который нужно так же делать д.з., которое более объемное, и нужно сделать, что возможно на будущую неделю. И потом у ребёнка нервный срыв, нарушение сна и прочее, — пишет Дарья.

— Два дня дети будут с папой и мамой, научатся добру, любви и получат ласку, вместо задания на понедельник. Это тепло будет согревать их всю жизнь. Для ребенка, да и родителей тоже, быть лишний день вместе в тысячу раз важнее, чем просидеть субботу в казенном учреждении, — считает Виктор.

Пока так массово повезло только подмосковным школам — с 2018 года они все перешли на пятидневную учебную неделю. За это решение тогда проголосовали более 95% школьников и их родителей.

А за сколько дней в учебной неделе голосуете вы: 5 или 6?

Ваши ответы ждем в комментариях. Не забывайте делиться нашими новостями с друзьями!


Для каждого ребенка режим дня должен составляться индивидуально с учетом его возраста, состояния здоровья и занятий в школе. Однако есть общие требования:

  • Правильное чередование труда и отдыха;
  • Регулярный прием пищи;
  • Сон определенной продолжительности. Время подъема и отхода ко сну должно быть точным;
  • Утренняя гимнастика и гигиенические процедуры;
  • Подготовка домашних заданий;
  • Отдых на свежем воздухе.

Отдых


Специалисты краевого управления Роспотребнадзора отмечают, что продолжительность сна зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем менее вынослива его нервная система, а значит, утомление наступает быстрее. Поэтому ученикам первых-четвертых классов рекомендуют спать от 10 до 10,5 часов, пятых-седьмых классов – 10,5 часа, восьмых-девятых классов – от девяти до 9,5 часов, 10-11 классов – от восьми до девяти часов. Кроме того, первоклассникам советуют спать еще и днем.

Утром стоит потратить 10-15 минут на зарядку, чтобы организм активно включился в работу.

Также стоит отдельное внимание уделить отдыху на свежем воздухе. Специалисты советуют разделить прогулки на несколько частей: до приготовления домашних заданий, после них и перед сном. Младшим школьникам следует проводить на улице от трех до 3,5 часов, средним – от 2,5 до трех часов, старшим – от двух до 2,5 часов.

Работа

Когда ребенок возвращается со школьных занятий, то не стоит сразу же садить его за выполнение домашнего задания. Дайте отдохнуть часа два, чтобы он набрался сил.

В среднем, на выполнение уроков в младших классах отводят полтора-два часа, в средних – два-три часа, и в старших – три-четыре часа. Лучше всего чередовать письменные и устные задания.


Важное значение при этом имеет рабочее место ребенка. Стол для правшей должен стоять так, чтобы свет падал слева, для левшей – наоборот. Заострить внимание нужно и на стуле – школьник должен сидеть прямо, чтобы не испортить осанку.

Также родители школьников должны ограничивать время работы за компьютером, чтобы избежать перенапряжения глаз и развития утомления. Для учеников первых-пятых классов это всего 15 минут в день, пятых-седьмых классов - 20 минут, восьмых-девятых - 25 минут, 10-11-х - 30 минут в первый час занятий и 20 минут во второй.


С началом учебного года как никогда остро встаёт вопрос о нагрузках в школе. Дети жалуются на большую загруженность основными предметами и факультативами, а учителя, в свою очередь, сетуют на то, что не успевают подготовить учеников к ЕГЭ и проверочным работам.

Данная статья посвящена теме школьных нагрузок. В ней вы узнаете, как регламентируются учебные нагрузки в школе, а также чем опасно переутомление у школьников и как его избежать.


Содержание:

Что нужно знать об учебной нагрузке в школе?

Начнём с того, что такое учебная нагрузка в школе и как она распределяется.

Учебная нагрузка – это количество часов, необходимое для усвоения учебной программы, по которой учатся школьники.

Нагрузка обучающихся должна учитывать физиологические особенности детского организма. Поэтому не учителя и директора школ решают, сколько уроков в день должно быть у того или иного класса, а СанПиН, принятый в 2010 году в Российской Федерации.

Этот документ и определяет максимальную допустимую нагрузку на школьников. С его учётом педагоги составляют учебный план и расписание уроков.

Теперь давайте рассмотрим наиболее важные положения СанПиНа, касающиеся школьных нагрузок:

Продолжительность учебной недели


Как мы видим, первоклассники учатся 5 дней в неделю, зато у старшеклассников учебная неделя длится почти 40 часов, и это ещё без учёта дополнительной нагрузки!

Продолжительность учебного дня


Здесь СанПиН не делает особой разницы между учениками 7-х и 11-х классов, считая, что 7 уроков в день могут выдержать и те, и те. Но обязательным требованием является 1 день в неделю со щадящим расписанием и самым малым количеством уроков.

В какие часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала школьниками?

Что касается распределения учебных предметов, то, согласно исследованиям, наибольшая работоспособность мозга у среднестатистического школьника приходится на 10-12 часов. Поэтому Санитарные Правила рекомендуют сложные предметы проводить вторым, третьим или четвёртым уроком.

Дополнительные занятия

Все дополнительные занятия и факультативы – только в те дни, когда в расписании меньше всего уроков и с обязательным перерывом после основной нагрузки.

Домашние задания


СанПиН также установил временные нормы по выполнению учениками домашних заданий, но их, скорее, можно считать рекомендациями, поскольку у каждого ребёнка свои индивидуальные особенности. Кому-то хватает и часа, чтобы сделать все устные и письменные задания, а для кого-то и полдня мало, чтобы выучить всё заданное на дом.

Но давайте всё же посмотрим, какое максимальное время должно быть потрачено ребёнком на домашние задания согласно Санитарным Правилам.

Итак, первоклассникам повезло больше – они освобождены от домашних заданий. Ученики начальной школы должны потратить на приготовление уроков не более 1,5 часа. В среднем звене время увеличивается до 2-2,5 часов. Старшеклассникам разрешается выполнять домашнюю работу не более 3 с половиной часов.

Внешкольная нагрузка

Сюда относятся занятия в кружках, музыкальных и художественных школах, а также спортивных секциях. Согласно Правилам, такая деятельность должна составлять от 6 часов в неделю и больше.

Вот такие нормативы по учебной и внеучебной нагрузке должны быть у российских школьников.

В действительности картина может быть совсем другая. Учителя практикуют и 3 контрольных работы в день, и несколько факультативов подряд, и классные часы после седьмого урока.

Поэтому неудивительно, что большинство учеников переутомляются и чувствуют себя плохо после напряжённой учебной недели.

Далее мы с вами узнаем, в чём же состоит опасность чрезмерной загруженности ребёнка.


Как показывает практика, не только повышенная загруженность в школе может вызвать переутомление у ребёнка.

Психолог попросила описать обычный Димин день.

Зачастую родители действительно перегружают ребёнка различными кружками и секциями, заботясь о его разнообразном досуге и забывая о том, что детскому мозгу тоже нужен отдых.

Чем же опасна повышенная загруженность ребёнка?


Повышенные учебные и внеучебные нагрузки, нарушение режима сна и отдыха, малоподвижный образ жизни неизбежно приводят к:

  • синдрому хронической усталости;
  • психическому истощению;
  • потере мотивации к учебной деятельности;
  • появлению хронических заболеваний.

С 2005 по 2015 год было проведено масштабное исследование здоровья московских школьников. Оказалось, что за 11 лет обучения в школе у детей стали на 52,8% чаще выявляться хронические болезни.

Что было выявлено у мальчиков:

  • болезни желудочно-кишечного тракта;
  • бронхиальная астма;
  • ожирение;
  • плоскостопие.

Девочки, в свою очередь, страдали:

  • дефицитом массы тела;
  • гипертонией;
  • неврозами и депрессией;
  • проблемами со зрением.

Исследователи также установили, что наиболее тяжёлыми в психологическом и физическом плане для мальчиков стали начальная школа и 11-ый класс, а для девочек – старшие классы.

Признаки переутомления


О том, что ребёнок не справляется со школьными нагрузками, свидетельствуют следующие признаки:

  • сын или дочь часто жалуется на плохое самочувствие, головные боли, отсутствие аппетита. Выглядит бледным, усталым, вялым;
  • появились проблемы со сном (ночью долго не может уснуть, а утром – проснуться, весь день ходит сонным);
  • стал часто раздражаться по любому поводу, резко меняется настроение;
  • пропал интерес к учёбе, снизилась успеваемость;
  • ребёнку стало сложно сосредоточиться, стал невнимателен, допускает нелепые ошибки;
  • появились дрожания рук, глазные тики, навязчивые движения.

Эти проявления говорят о физической и психической перегрузке. Что же могут в данной ситуации сделать родители?


  • Бич нашего времени – малоподвижный образ жизни. В первую очередь, у школьников. Большую часть дня они проводят за партами, дома делают домашние задания, а остальное время проводят за гаджетами. Даже наличие уроков физической культуры не особо спасает положение.

Помогите себе и ребёнку. От умственного переутомления спасёт любая двигательная активность: длительные прогулки, плавание, боулинг, йога – выбирайте то, что подходит именно вам.

Задумались о том, в какую секцию отдать ребёнка и какой спорт для него выбрать? Читайте подробный материал на эту тему для девочек и для мальчиков.

  • Полноценное питание, свежий воздух и крепкий сон – лучшие помощники в борьбе с переутомлением, как умственным, так и физическим.
  • Ребёнок должен понимать, что плохая оценка в дневнике не означает плохую оценку его как личности. Ошибиться может каждый, вся наша жизнь состоит из ошибок. Школа даёт нам лишь базовые знания. Главная задача – правильно их применить в дальнейшем.
  • Учитывайте реальные возможности и склонности ребёнка. Если он тяготеет к изучению русского языка и литературы, отдайте в гуманитарный класс, если к точным наукам – в математический.

Не заставляйте сына или дочь реализовывать ваши несбывшиеся желания. Не получится из ребёнка гениального химика, если он живет спортом или музыкой.

  • Домашние задания – это сфера ответственности самого ребёнка, но никак не ваша. Да, он может попросить у вас помощи, но делать за него уроки вы не обязаны. Ваша задача – следить за тем, чтобы ребёнок делал перерывы и не засиживался допоздна за учебниками и тетрадями.
  • Не злоупотребляйте досуговой деятельностью ребёнка. Пусть у него будет время для отдыха и ничегонеделания. Кружки и секции – только по интересам и в разумном количестве.
  • Современный мир перегружен информацией. Мы получаем её отовсюду: из Интернета, телевидения, социальных сетей. И не всегда эта информация полезна для нас, а особенно для ребёнка. Детский мозг как губка впитывает в себя всё, что подаётся с экранов.

Также полезным и для детей, и для родителей будет нахождение в состоянии информационного вакуума: без телефонов, смартфонов и Интернета. Эта может быть долгая прогулка по лесу или поездка на выходные в деревню.

  • Традиционная ошибка всех родителей: ребёнок приходит из школы домой, и что самое первое спрашивает мама или папа? Правильно, какую отметку получил сын или дочь и не нахватал ли двоек. Это сродни расспросам дошкольника – что он сегодня кушал и спал ли в тихий час.

Дорогие родители! Чаще интересуйтесь не только оценками, но и психологическим благополучием ребёнка: что его радует в школьной жизни, а что огорчает, нет ли у него конфликтов с одноклассниками или проблем во взаимоотношениях с учителями.

  • Особенно сильное переутомление у школьников бывает перед экзаменами или контрольными работами. Плюс учителя могут нагнетать и без того тревожную обстановку.

Поддерживайте ребёнка в это непростое для всех время. Следите за рационом и соблюдением режима дня. Ребёнок должен делать перерывы в подготовке и чаще бывать на свежем воздухе.

Запомните, дорогие родители! Легче справляются со школьными нагрузками те дети, чья жизнь насыщена разнообразными событиями и не ограничивается одной лишь школой. Ведь важны не оценки в дневнике, а здоровье и психологическое благополучие ребёнка.

Читайте также: