Геометрическое конструирование в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Внедрении собственного инновационного педагогического опыта воспитателя

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, в процессе целенаправленного обучения конструированию, осуществляется умственное, нравственное и трудовое воспитание детей, развивается умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, взаимовыручка, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для подготовки детей к обучению в школе, так как в последнее время вопрос качества образования дошкольников является актуальным.

Изучая и анализируя психолого – педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт я пришла к выводу, что необходимо более подробно познакомить детей с плоскостным конструированием, которое дает возможность действовать с геометрическими телами, фигурами, освоить сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина), усвоить правильные названия геометрических фигур и т.д. Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к школьному обучению.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий и совместной деятельности детей.

Для развития конструктивных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития познавательной активности дошкольников и универсальных умственных способностей. В неё вошли:

Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие, на мой взгляд – это систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.

Плоскостное конструирование – более сложный вид конструирования и требует зрительного навыка, знание формы и размера, различия геометрических фигур. Следовательно, основная идея моей работы с дошкольниками – это развитие познавательных, умственных способностей и реализация способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта. Мне хочется видеть своих воспитанников любознательными, общительными, творческими личностями.

Теоретическую базу опыта составляют:

  • — Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Вместе с детьми).
  • Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Принципы реализации инновационного опыта:

  1. -принцип последовательности;
  2. -принцип наглядности;
  3. -принцип доступности;
  4. -принцип учёта индивидуальных особенностей;
  5. -принцип интегрированного подхода.

Методы инновационной работы:

  • изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме инновационной работы,
  • наглядно-практические, словесные, практические
  • диагностика знаний и умений;
  • метод проектной деятельности;
  • проблемных ситуации;
  • наблюдение, экспериментирование;
  • игровые.

Приемы: педагогическая оценка, поощрения, анализ детских работ, беседы, рассказ, разъяснение, показ, образец и пр.

  1. воспитание словом(беседа, рассказ, разъяснение, образец);
  2. воспитание делом(деятельностью) (приучение, упражнение);
  3. воспитание ситуацией(создание воспитывающих ситуаций, поощрение, педагогическая оценка);
  4. воспитание игрой;
  5. воспитание общением.

Средства обучения – конструкторы, ТСО, разнообразные виды деятельности (игровая, учебная, художественная, трудовая), игрушки, наглядные пособия, общение и пр.

Формы организации образовательного процесса: занятия по плоскостному конструированию, игры, физкультминутка, прогулка, наблюдения, опыты.

Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию. Решение задач развития логического мышления у детей дошкольного возраста зависит от удачно выбранных методов и приемов обучения, форм организации образовательной деятельности.

В своей практике я применяю следующие формы организации обучения детей конструированию: конструирование по собственному замыслу, конструирование по образцу (построение фигур, объектов из палочек по образцу), конструирование с опорой на схемы, рисунок, предметно-схематические модели, конструирование по словесному описанию (построение фигур по словесному описанию). Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок,

На занятиях продуктивной деятельностью, я успешно применяю интегрированный, деятельностный, индивидуальный подходы к каждому ребёнку, что способствует реализации интересов и жизненной активности детей.

  • С целью развития универсальных умственных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста в своей работы я использую палочками известного бельгийского математика Х.Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики, а также счетные палочки. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. А с помощью счетных палочек дети выкладывали различные геометрические фигуры на плоскости стола.
  • В процессе образовательной деятельности я даю детям старшего дошкольного возраста следующее задание: из нескольких палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из определенного количества палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого). С помощью палочек дети составляют буквы и цифры. Ребенок к составленной из палочек цифре может подобрать то число палочек, которое составляет эта цифра. Эти удивительные палочки я использую для формирования знаний состава числа, для диагностических целей.

Таким образом, у детей получился набор геометрических форм от самой большой до самой маленькой, как у матрешки. Такие наборы дети старших групп делали самостоятельно, а затем составляли из них различные изображения. Существует второй вариант создания таких конструкторов из различных по форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, следовательно, работа по составлению изображения упрощается. Очень интересным в данной технике является выстригание фигур с неровными краями: в виде зубчиков, волны, лепесточков и т.д. Тогда у полученных фигур не только внутренняя часть будет выглядеть декоративной, но и внешняя тоже. Все рассматриваемые виды создания плоскостных конструкторов позволят получить оригинальные работы.

Не менее важным условием для развития универсальных умственных, творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе их родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.

При взаимодействии с родителями я используют следующие формы работы:

  • консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал лучше приобрести);
  • папки – передвижки;
  • выставки детских работ с участием родителей, конкурсы;
  • развлечения;
  • родительские собрания.

Вся проводимая мною работа по инновационной деятельности привела к следующим результатам:

– повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию логического мышления детей дошкольного возраста средствами конструирования;

– повышение самостоятельности, творческой активности у детей;

– повышение умения планировать свою работу;

– повышение уровня сформированности практических умений и навыков у детей;

– повышение уровня сформированности у детей таких приемов умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

— повышение уровня интереса к экспериментированию;

— повышение уровня освоения измерения (длина, ширина, высота) мерками разного размера, фиксации результата числом и цифрой.

Таким образом, работа по инновационной теме способствовала развитию логического мышления, всестороннему развитию детей на основе умственных способностей средствами конструирования.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Рекомендую педагогам дошкольных образовательных организаций применять в своей практике следующие задания, приведу примеры заданий для детей:

– выложить определенное количество на стол палочек;

– спросите, сколько палочек на столе. Разложите палочки по двум сторонам;

– спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Возьмите три палочки и также разложите на две стороны;

– возьмите четыре палочки, и разделите их. Спросите у ребенка, как еще можно разложить четыре палочки;

– предлагала поменять расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой – три, точно так же последовательно можно разобрать все числа в пределах десятка;

– называю число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.

Результаты, накопленный опыт, полученные в ходе инновационной работы могут быть использованы в практике работы других образовательных организаций.

Образовательные: учить делать выводы.

Развивающие: развивать познавательный интерес к конструированию, любознательность. Развивать мыслительную активность.

Воспитательные: воспитывать аккуратность.

Материал. Два яйца: настоящее куриное и скорлупа.

Предложить детям на глаз (визуально) определить, какое яйцо легче: целое или пустое.

Опыт: опустить оба яйца в воду. Мы увидим, что одно яйцо утонуло, другое плавает на поверхности. Делаем выводы.

Задачи. Образовательные: обогатить интерес детей разнообразными впечатлениями, учить делать выводы. Закрепить элементы мордовского узора.

Развивающие: развивать познавательный интерес к конструированию, любознательность, развивать моторику мелких мышц рук, развивать мыслительную активность. Развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать желание закончить поделку. Воспитывать любовь к родному краю, его национальной культуре.

Материал. Два яйца: деревянное и настоящее куриное.

На столе у воспитателя яйца: деревянное и настоящее. Дать детям возможность поразмышлять, спросив: какое яйцо крепче? Дети отвечают, приводя аргументы в своих ответах.

Провести опыт: уронить оба яйца сначала на мягкую поверхность, а потом на пол. Учить детей делать выводы.

Конструирование на плоскости.

занятия в детском саду

Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

Теоретические аспекты обучения конструированию в детском саду

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.

Два мальчика, сидя за столом, рассматривают какое-то техническое устройство

Робототехника — наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день

Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.

Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:

  • образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
  • развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
  • воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Девочка строит дома из крупных модулей

Конструирование для ребёнка — это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов

Типы конструирования в ДОУ

В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:

Видео: художественное конструирование из бумаги

Формы конструирования

Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.

Видео: конструирование по образцу в технике оригами

Рекомендации по обучению конструированию в детском саду

При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:

  • Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
  • Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
  • Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.

Дети стоят на улице с вёдрами, наполненными каштанами

Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке

Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе — художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.

Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.

Дети и воспитатель стоят с поднятыми вверх руками

В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.

Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:

Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.

Развитие пространственного воображения дошкольника. Видовые формы пространственных материальных тел. Уровни изучения геометрического конструирования. Различия между плоскими и пространственными телами. Геометрическое конструирование с объемными формами.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 06.10.2011
Размер файла 163,1 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Проблемы изучения математики конечных чисел в детском саду. Материальная геометрическая фигура как конечное количество. Работа с геометрическим конструктором. Примеры заданий для дошкольников на изучение геометрии плоских материальных форм в детском саду.

доклад [15,0 K], добавлен 06.10.2011

Особенности восприятия геометрического материала детьми возраста 11-12 лет. Подходы к преподаванию элементов геометрии с позиции пропедевтики. Анализ учебников для учащихся 5-6 классов. Разработка упражнений на тему "Треугольники и четырехугольники".

дипломная работа [95,9 K], добавлен 23.04.2011

Воображение и творческий потенциал личности. Конструирование как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольников. Условия и методические приемы развития воображения на занятиях по художественному конструированию из бумаги.

курсовая работа [36,0 K], добавлен 21.04.2013

Особенности детей младшего школьного возраста. Особенности и основные приемы развития пространственного мышления младших школьников в начальной школе при изучении геометрического материала. Диагностика уровня развития пространственного мышления.

курсовая работа [627,0 K], добавлен 25.10.2011

Развитие школьного образования. Психологические закономерности развития пространственного воображения. Использование информационных технологий при изучении стереометрии. Формирование пространственного воображения учащихся в компьютерной предметной среде.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 29.12.2009

Природный материал для конструирования поделок (древесные грибы, шишки, скорлупа орехов и яиц), его сбор, обработка и хранение. Цели изготовления и тематика композиций, навыки, развиваемые дошкольниками в разном возрасте при конструировании поделок.

реферат [28,1 K], добавлен 18.03.2017

Роль изучения геометрии в формировании общего образования школьников, анализ действующих учебников. Система упражнений пропедевтики и развития интереса к математике. Методическая разработка материалов для проведения уроков по геометрии в 5-6 классах.

Конструирование в ДОУ

ЗАГЛЯНИ Клуб Веселых Непосед У НАС ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО.

Конструирование в ДОУ

Конструирование в ДОУ запись закреплена
Клуб Веселых Непосед- дошкольник,воспитатель.

ЗАГЛЯНИ Клуб Веселых Непосед У НАС ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО.

Конструирование в ДОУ

Конструирование в ДОУ запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

Конструирование в ДОУ

Конструирование в ДОУ запись закреплена
Клуб Веселых Непосед- дошкольник,воспитатель.

Конструирование в ДОУ

Конструирование в ДОУ запись закреплена
Клуб Веселых Непосед- дошкольник,воспитатель.

Конструирование в ДОУ

Конструирование в ДОУ запись закреплена
Я - воспитатель

Евгения Куцына

Евгения Куцына
запись закреплена

Здравствуйте скажите пожалуйста есть ли у кого то:
Организация режима первой половины дня детей с ограниченными возможностями здоровья.
Очень нужно.

Читайте также: