Беседа с директором школы на практике
Обновлено: 08.07.2024
Цель: изучить психолого-педагогические особенности педагогического коллектива школы, и особенности организации работы с ним.
Содержание задания: Беседу с директором, зам.директором УВР, руководителем методического объединения предметного цикла или молодых педагогов студенты строят с учетом нижеследующих направлений.
Направления беседы:
1. Социально-педагогическая характеристика коллектива школы:
ü Исторический аспект развития и традиции школы;
ü Состав и характеристика учащихся школы;
ü Состав и характеристика педагогического коллектива школы (текучесть педагогических кадров, количество педагогов с высшей, первой, второй педагогической категорией и пр.);
2. Психолого-педагогические аспекты сопровождения профессиональной деятельности педагога:
ü Характеристика основных направлений работы школы (учебная работа; воспитательная работа; методическая работа в школе; связь школы с семьей и социумом; развитие материально-технической базы; инновационно - исследовательская работа в школе);
ü Характеристика основных направлений профессиональной деятельности учителя-предметника, классного руководителя;
ü Формы и методы комплексного исследования деятельности учителя;
ü Технологии методической работы с учителем;
ü Специфика организации работы с молодыми специалистами школы;
ü Основные трудности в профессиональной деятельности молодых специалистов;
ü Специфика самообразования и повышения квалификации педагогов.
3.Социально-психологическая, педагогическая характеристики коллектива школы
ü Условия создания благоприятного климата в педагогическом коллективе (характер взаимоотношений в педагогическом коллективе);
ü Условия мотивирования педагогов в профессиональной деятельности;
ü Управленческо-педагогическая поддержка учителей;
ü Организация и отслеживание педагогической успешности.
Отчет
По результатам беседы с администрацией школы (директор, зам. директора УВР, руководитель методического объединения предметного цикла или молодых педагогов) студенты составляют отчет, ориентируясь на нижеследующие критерии:
1. Система ценностей и потенциал педагогического коллектива;
2. Психологический климат педагогического коллектива;
3. Особенности профессиональной деятельности педагогов;
4. Условия профессиональной успешности педагогов;
5. Система работы педагогического коллектива по решению проблемных вопросов учебно-воспитательного характера.
Этап 2. Ознакомление с особенностями профессиональной деятельностью педагога-психолога
Задание 1. Беседа с педагогом-психологом о взаимодействии с педагогическим коллективом
Цель: изучить особенности профессиональной деятельностью педагога-психолога, и основные аспекты взаимодействия с педагогическим коллективом
Содержание задания: студентам предлагается строить беседу с педагогом-психологом в соответствии со следующими направлениями:
Направления беседы:
ü Основные направления работы педагога-психолога
ü Какое количество учащихся относится к одному педагогу-психологу на ставку
ü Что входит в должностные обязанности педагога-психолога
ü Какова специфика работы педагога-психолога именно в этой школе
ü Какие документы отчетности обязан предоставлять педагог-психолог о проделанной работе и кому
ü С какими вопросами, и за какого рода помощью могут обращаться учителя к педагогу-психологу
ü В чем заключается совместная работа учителя и педагога-психолога
ü Существуют ли особые принципы работы педагога-психолога в школе
ü Основные запросы учащихся и их родителей
ü Основные проблемы, решаемые педагогом-психологом
ü Как часто обращаются учителя за психологической помощью
ü Какие существуют трудности в работе с педагогическим коллективом
ü Какие формы работы предусмотрены для одаренных детей
ü Как осуществляется психологическое сопровождение учащихся первых, пятых и десятых классов
ü В чем заключается работа психолога в профориентации учащихся
Отчет
По результатам беседы с педагогом-психологом студенты составляют отчет, ориентируясь на нижеследующие критерии:
1. Содержательный аспект направлений в деятельности педагога-психолога
2. Специфика психологического сопровождения субъектов образовательного процесса: педагоги, учащиеся и их родители.
3. Характер трудностей в работе педагога-психолога
Задание 2. Деловая игра: обращение с запросом к педагогу-психологу.
Цель: формирование у студентов умений определять и формулировать проблему социального заказа на оказание психологической помощи со стороны педагога-психолога; развитие навыков взаимодействия с педагогом-психологом.
Содержание задания: группе студентов предлагается сформулировать запрос (в письменном или устном варианте) к педагогу-психологу, и в режиме консультации совместно со специалистом социально-педагогической и психологической службы (СППС) обозначить возможные причины, варианты развития и коррекции заявленной проблемы.
Необходимое оборудование: перечень возможных проблемных педагогических ситуаций, образец социального запроса к педагогу-психологу.
Перечень возможных проблемных педагогических ситуаций
1. Нарушение дисциплины на уроке учащимся или группой учащихся.
2. Систематические пропуски занятий учащимся или группой учащихся (ситуация пропусков уроков у конкретного учителя-предметника; ситуация пропусков уроков вне зависимости от учебного предмета).
3. Девиантное поведение учащегося/учащихся.
5. Проблема аутсайдеров в классе.
6. Низкая успеваемость учащегося / учащихся.
Образец запроса к педагогу-психологу
Дата обращения________________. Педагог______________________________________
Запрос на работу _____________________________________________________________.
(с классом, с учеником, с группой учащихся и т. д.)
Описание запроса (проблемы)___________________________________________________
Какие действия предпринимались к настоящему моменту___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая психологическая помощь необходима_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отчет
По результатам беседы с педагогом-психологом студенты составляют отчет, ориентируясь на нижеследующие критерии:
1. характерные трудности в составлении социального запроса к педагогу-психологу;
БЛОК 2.
Этап 3. Изучение познавательных процессов учащихся и их организация на уроке (2 урока).
Цель: проанализировать развитие познавательных процессов и личности учащегося на уроке.
Задание 1. Запишите в дневнике основные характеристики и свойства познавательных процессов, развитие которых может осуществляться на уроке.
Задание 2. В качестве гипотезы предположите, какими способами и приемами на уроке может осуществляться познавательное и личностное развитие учащегося.
Задание. 3. Предварительно ознакомьтесь с содержанием Таблицы 1, 2. Посетите урок. В ходе урока отмечайте в таблице результаты наблюдения.
Задание 4. Опираясь на результаты наблюдения, проанализируйте полученные данные по каждому блоку:
1. содержание урока ____________________________________________________________
2. управление познавательной деятельностью и ее проявлениями
а) организации внимания учащихся ______________________________________________
б) организация восприятия _____________________________________________________
в) активизация памяти _________________________________________________________
г) активизация мыслительной деятельности _______________________________________
д) активизация воображения ____________________________________________________
е) воспитание эмоций и чувств __________________________________________________
3. организация учителем обратной связи __________________________________________
4. воспитательное воздействие деятельности учителя _______________________________
5. результаты урока ____________________________________________________________
Постарайтесь на этой странице отразить свое отношение к предстоящей педагогической практике.
Педагогическая практика необходима в моей профессиональной подготовке для того, чтобы сформировать ясное представление об учебном процессе, применить полученные знания на практике. Практика должна научить строить деловые отношения со всеми участниками педагогического процесса ( учителя-предметника, классного руководителя, родителей, уметь строит гуманные отношения с детьми).
Работа содержит 1 файл
Отчет по педагогике.doc
Отчет о психологической практике
Студента Широбоковой Натальи Александровны
Факультет филологический , группа 41
Период прохождения педагогической практики
Адрес: г.Омск, ул. Чкалова 3 .
Директор школы Лукьянович Татьяна Сергеевна
Учитель-предметник Кузнецова Наталья Юрьевна
Классный руководитель Дергачев Виктор Викторович
Групповой руководитель Виданов Евгений Юрьевич
от кафедры педагогики Зарипова Елена Игоревна________
Информационный листок
Постарайтесь на этой странице отразить свое отношение к предстоящей педагогической практике.
Педагогическая практика необходима в моей профессиональной подготовке для того, чтобы сформировать ясное представление об учебном процессе, применить полученные знания на практике. Практика должна научить строить деловые отношения со всеми участниками педагогического процесса ( учителя-предметника, классного руководителя, родителей, уметь строит гуманные отношения с детьми).
Я ожидаю, что педагогическая практика даст мне возможность ясно представить ,что значит работать учителем, и я пойму, нужно ли вообще мне это.
Я хотела бы научиться организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в классе; научиться видеть потребности ребенка, понимать его интеллектуальные возможности.
Мои слабые стороны, которые мне будут мешать: эмоциональность, несобранность.
Мои сильные стороны, которые мне будут помогать: ЗУН университетского образования, тактичность, умение располагать к себе, активность.
Мои переживания связанны: найду ли я общий язык с учителем-предметником, классным руководителям, не испугаюсь ли работать перед классом. Мои волнения – мой педагогический дебют, как воспримут учащиеся практиканта, смогу ли я вызвать уважительное и доверительное отношение к себе, смогу ли объяснять так, чтоб учащимся было понятно и интересно.
Я думаю, что смогу достигнуть доверия и понимания со стороны учеников, смогу самостоятельно решать педагогические задачи.
Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы
Из беседы с администрацией школы, с учителями самостоятельно получите информацию об особенностях педагогического процесса в школе и зафиксируйте её в следующем порядке:
Вид учебного заведения лицей
Основные направления в работе школы: 1. Внедрение в образование новых информационных технологий
2. Совершенствование системы работы школы. 3.Развитие патриотизма учащихся, привитие навыков здорового образа жизни.
Школа в своей работе использует инновации: инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющие значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.
Особенности воспитательной системы и традиций школы:
Работают так же всевозможные кружки, тест-классы, дополнительные занятия по предметам.
Реализация идей модернизации в школе: Обучение детей проектной деятельности, обучение работе с интерактивной доской, проекторами, компьютерами.
Знакомство с деятельностью классного руководителя (направления в работе, особенности класса - выясняется из беседы с классным руководителем):
Деятельность классного руководителя – комплексная деятельность, направленная на взаимодействие учащимися, родителями и учителями предметниками. Классный руководитель следит за успеваемостью учащихся и оповещает родителей о необходимости вмешаться в процесс. Является ответственным за питание детей, следить за их дежурством по школе и по столовой. Приоритетной задачей классного руководителя является воспитательная деятельность.
Знакомство с деятельностью учителя-предметника:
Особенности программы, по которой работает учитель. Кузнецова Наталья Юрьевна работает по программе М.М. Разумовской. В основе этой программы лежит установка на формирование у учащихся системы базовых понятий по русскому языку, а также выработка умений применять их на практике. Идея программы - синтез речевого развития школьников и их специальной лингвистической подготовки. Этот принцип программы учтен учителем при составлении тематического и поурочного планирования уроков русского языка.
Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель в условиях модернизации образования должен уметь отбирать в соответствии с заданными целями диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей как коллектива в целом, так и отдельного учащегося в частности.
Контекст решения задачи. Я проходила педагогическую практику. Прежде чем начать строить образовательный процесс, я изучила особенности коллектива учащихся, к которому меня прикрепили.
Ключевые задания, которые привели к решению.
1. Я ознакомилась с теоретическими вопросами: понятие коллектив, его структура, особенности формирования. Для этого я воспользовалась различными источниками, в том числе и Интернет-ресурсами.
2. На основе беседы с классным руководителем и наблюдения определила особенности данного коллектива.
3. Подобрала диагностические методики изучения особенностей коллектива учащихся.
4. Определила, на каком этапе развития находится класс, к которому меня прикрепили.
Детский коллектив – важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.
Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами; организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе.
Учебно – воспитательный коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе.
1) необходимо вовлечение всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность.
2) необходимо такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.
Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органах. Общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, то есть такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.
При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной деятельности (классы, отряды и т. п.);
организационные на основе какого – то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.):
организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.
Главным органом коллектива является собрание воспитанников, Для решения оперативных задач, как правило, формируются актив и избирается староста.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:
- формализованные методики;
- малоформализованные методики.
К формализованным методикам относятся:
- тесты;
- опросники;
- методики проективной техники;
- психофизиологические методики.
К малоформализованным методикам следует отнести:
- наблюдение;
- беседу:
- анализ продуктов деятельности.
На практике я использовала такие разновидности методик, как тесты, опросники, наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности.
Диагностические методики, выявляющие эти характеристики | Рекомендации по использованию диагностических методик |
1.Тесты |
Использование этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. В этом методе очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.
С помощью этого метода можно получить обширную информацию о человеке, важное значение наблюдение имеет для изучения психологических особенностей детей. Наблюдение может иметь поисковый и конкретный, строго определенный характер.
Задача №2
Обобщенная формулировка задачи. Для того чтобы профессиональная деятельность учителя была успешной, он должен строить образовательный процесс исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Контекст решения задачи. Класс, к которому я прикреплена на период педагогической практики, состоит из учащихся определенного возраста. Прежде чем начать строить образовательный процесс, мне необходимо было изучить индивидуальные особенности учащихся.
Ключевые задания, которые привели к решению:
1. Я ознакомилась с теоретическими вопросами: понятие возраст, возрастные особенности детей. Воспользовалась для этого различными источниками, в том числе и Интернет ресурсами.
На последней неделе педагогической практики студенты должны представить следующую отчётную документацию по педагогике:
1. Личные цели работы студента на период педагогической практики.
2. План внеклассной воспитательной работы студента-практиканта на период педагогической практики.
3. Характеристика учебно-воспитательной работы школы.
4. Характеристика учебно-воспитательной работы класса.
5. План-конспект открытого воспитательного мероприятия со всем классом.
6. Анализ посещенного внеклассного воспитательного мероприятия другого (ой) студента(ки).
7. Самоанализ внеклассного воспитательного мероприятия.
8. Обобщение опыта работы школы и классного руководителя с родителями.
9. Впечатления о педагогической практике студента-практиканта (в свободной форме).
10. Отзыв классного руководителя работы студента с коллективом учащихся (с оценкой).
11. Анализ анкет учащихся на самообразование и самовоспитание.
12. Подготовка и проведение одной из форм работы с родителями (родительское собрание, собеседование) и составление ее самоанализа.
13. Систематизация изучения передового педагогического опыта.
14. Заключительный лист, включающий виды выполненных работ за период педагогической практики.
Вся документация должна быть оформлена в папку и представлена методисту по педагогике на последней неделе практики. Каждое задание следует начинать с нового листа, в верхней части листа нужно указать номер и название задания.
Рассмотрим основные требования и примерные варианты выполнения предложенных заданий.
Задание № 1 (Личные цели работы студента на период педагогической практики) рекомендуется представить в свободной форме в виде списка. Определяя личные цели, можно, например, указать следующие: практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности учителя-предметника; применение полученных теоретических знаний (по иностранному языку, методике, педагогике) на практике; целенаправленное решение конкретных практических задач (указать каких именно); создание отношений с учащимися, их родителями, другими учителями; анализ, сравнение и обобщение педагогических явлений, наблюдаемых в период практики, осмысление их с позиции психолого-педагогической теории; анализ личного опыта преподавания иностранного языка; обсуждение теоретических вопросов с опорой на опыт учителей и свой личный опыт; сравнение особенностей обучения учащихся младшей, средней и старшей ступеней и т.п.
В представленном списке должно быть 12-15 целей.
Задание № 2(План внеклассной воспитательной работы студента-практиканта на период педагогической практики) рекомендуется представить в виде таблицы.
№ | Вид внеклассного мероприятия | Сроки проведения | Количество задействованных учащихся | Отметка о выполнении |
Подпись классного руководителя или зам. директора по воспитательной работе |
Следует учесть, что планирование внеклассной воспитательной работы с
учащимися в прикрепленном классе с учетом плана классного руководителя, общешкольного плана внеклассной работы включает в себя:
- Участие в подготовке и проведении общешкольного мероприятия;
- Подготовку учащегося к участию в одном из мероприятий;
- Подготовку и проведение классного часа, вечера, праздника, конкурса;
- Подготовку и проведение экскурсии, спортивного мероприятия.
Выполнение задания № 3 (Характеристика учебно-воспитательной работы школы) следует начать с изучения и анализа школы как целостной педагогической системы. При оформлении задания следует придерживаться следующей схемы:
1. Из беседы с директором (завучем) выяснил(а):
- Вид учебного заведения;
- Концепция развития школы;
- Основные направления в работе;
- Режим работы школы;
- Кадровый состав (количество учителей и занимаемые должности);
- Количество и контингент учащихся;
- Задачи школы в учебно- воспитательном процессе;
- Детские общественные организации, органы самоуправления;
- Методические объединения классных руководителей;
- Особенности социума микрорайона;
- Материальная база школы;
- Трудности в работе.
2. Мои первые впечатления о школе:
- Здание школы и школьный двор;
- Оформление и цветовое решение коридоров;
- Порядок в кабинете;
- Как нас встретили в школе.
3. Моя первая встреча с классом.
4. Из беседы с классным руководителем узнал (а):
- Трудности и проблемы в работе.
5. В процессе посещения уроков в классе я выявил(а):
- Приемы организации и дисциплинирования учащихся;
- Подготовка учащихся и активность в процессе занятий;
- Учет возрастных возможностей учащихся;
- Интересы учащихся и их поддержка;
На основе материалов беседы с директором школы, его заместителем, учителями следует проанализировать основные направления профессиональной деятельности учителя и указать педагогические специальности.
Педагогические специальности (следует заполнить самостоятельно):
Необходимо помнить, что изучение системы учебно-воспитательной работы школы включает в себя описания:
- Системы планирования учебно-воспитательного процесса школы (класса);
- Личности учащихся и коллектива класса;
- Системы внеклассной и воспитательной работы;
- Лучшего опыта учителей школы.
При выполнении данного задания рекомендуется придерживаться указанного плана.
Задание № 4 (Характеристика учебно-воспитательной работы класса)включает в себя:
1. Направления в работе (выясняются из беседы с классным руководителем);
2. План воспитательной работы классного руководителя на период практики;
3. Конспект учащихся, интересы и уровень качества знаний школьников (из классного журнала и дневников);
4. Общее впечатление о дисциплине и работоспособности учащихся;
5. Заинтересованность в учебе.
Наблюдения и фиксацию уроков учителя с воспитательной точки зрения рекомендуется проводить по следующим критериям:
- Педагогическое общение учителя и учащегося;
- Способы побуждения учащегося к активному учению;
- Способы активизации внимания учащегося;
- Динамика настроения учащегося на уроке;
- Приёмы обучения умениям умственной работы;
- Способы дисциплинирования учащегося;
- Способы реализации воспитательного потенциала урока;
- Приёмы вовлечения учащегося в активную познавательную деятельность;
- Оценка знаний как воспитывающий фактор.
После проведённых наблюдений следует сделать обобщение о реализации воспитательной цели обучения по каждому из вышеуказанных пунктов.
Следует так же описать особенности программы, по которой работает учитель иностранного языка или классный руководитель, перечислить учебно-методические пособия, дидактические материалы, которыми он пользуется, описать методические проблемы, над которыми работает учитель.
Для знакомства с планом работы классного руководителя рекомендуется прочитать п. 6 настоящего пособия.
Задание № 5 (План-конспект открытого воспитательного мероприятия со всем классом) рекомендуется оформить согласно следующей схеме:
1. Тема внеклассного воспитательного занятия;
2. Цели и воспитательно-образовательные задачи данного вида занятий с учащимися;
3. План проведения воспитательного занятия;
4. Использованная наглядность и ТСО;
5. Список использованной литературы;
6. Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в таблице в соответствии с планом его проведения).
Этап / вид задания | Время выполнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые средства | Примечание |
Задание № 6 (Анализ посещенного внеклассного воспитательного мероприятия другого(ой) студента(ки)) рекомендуется проводить по следующей схеме:
1. Школа, класс, ФИО организатора мероприятия, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия;
2. Педагогические обоснования темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса);
3. Цели и задачи проводимой работы;
4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств).
5. Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся;
6. Содержание и методика проведения занятия:
- соответствие содержания занятия поставленной цели,
- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала,
- эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность,
- приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие
- возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса,
- связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.
7. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учащихся и их мотивации.
8. Педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения).
Задание № 7 (Самоанализ внеклассного воспитательного мероприятия) включает ответы на следующие вопросы:
1. На этапе подготовки мне было трудно;
2. При проведении: а) было интересно б) менее удачно прошло в) было сложно (в каждом подпункте указать, что именно);
3. Такие внеклассные дела нужны для того, чтобы…
4. Во время посещения уроков, внеклассных дел выявил(а) и подтвердил (а) фактами наиболее часто применяемые учителем методы воспитания:
Методы воспитания | Факты, подтверждающие их применение и эффективность в рамках своего проведенного мероприятия |
5. Свои предложения по вопросам воспитания учащихся.
Задание № 8 (Обобщение опыта работы школы и классного руководителя с родителями) подразумевает указание форм работы классного руководителя с родителями учащихся и сроки проведения мероприятий. Практикантам предлагается выяснить виды работ, проведенных учителем с родителями за время педагогической практики и занести результаты в таблицу.
Вид мероприятия | Сроки выполнения |
Задание № 9 (Впечатления о педагогической практике студента-практиканта) выполняется в свободной форме. Рекомендуемый объем: 1,5-2 листа формата А4.
В конце педагогической практики студент-практикант должен взять отзыв у классного руководителя – задание № 10. Отзыв оформляется в индивидуальном плане практиканта. На основании изложенного отзыва классный руководитель выставляет практиканту оценку за работу с коллективом учащихся.
Задание № 11 заключается в анализе анкет учащихся на самообразование и самовоспитание. Практикант должен проанкетировать учащихся закрепленного за ним класса на самообразование и самовоспитание.
Примерные анкеты приведены в п. 7 данного пособия. Студентам разрешается вносить в предложенные анкеты необходимые изменения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
В отчетную папку следует включить текст анкеты и подробный анализ результатов анкетирования по каждому из предложенных вопросов.
Задание № 12 (Подготовка и проведение одной из форм работы с родителями (родительское собрание, собеседование) и составление ее самоанализа) подразумевает разработку и проведение одного мероприятия для работы с родителями учащихся средней или старшей ступени. Выполнение данного задания требует хорошего знания коллектива школьников, успеваемости учащихся, их трудностей и проблем.
Мероприятие может проводиться в стенах школы или вместе с учениками во внеурочное время.
Задание № 13 (Систематизация изучения передового педагогического опыта)предполагает сбор материала и его систематизацию. Рекомендуется оформление собранного материала в виде таблицы:
а) альтернативные и авторские программы; |
б) нестандартные формы проведения уроков; |
в) удачные методические приемы и другие педагогические находки и т.д. |
Задание № 14(Заключительный лист, включающий виды выполненных работ за период педагогической практики) следует оформить в виде таблице, в которой нужно отразить содержание работы, сроки выполнения, а также получить подтверждение учителя о проделанной работе.
Задачи практики: - знакомство с деятельностью классного руководителя; - овладение умениями планировать и проводить внеклассные мероприятия; - овладение методами и приемами работы с родителями; - освоение основных форм взаимодействия с классом; - овладение методами и приемами индивидуальной работы с учащимися; - знакомство с документами специалистов: логопедов, психологов.
производственной практики
ПМ.03. Классное руководство
44.02.02. Преподавание в начальных классах
ФИО студентки
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
- формулирование цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- планировать деятельность классного руководителя;
Задачи практики:
- знакомство с деятельностью классного руководителя;
- овладение умениями планировать и проводить внеклассные мероприятия;
- овладение методами и приемами работы с родителями;
- освоение основных форм взаимодействия с классом;
- овладение методами и приемами индивидуальной работы с учащимися;
- знакомство с документами специалистов: логопедов, психологов.
В период прохождения практики студент должен получить практический опыт:
- определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
- анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
- анализа документов специалистов: логопедов, психологов.
- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
- наблюдения за детьми, имеющими отклонения в развитии.
Права и обязанности студентов-практикантов
I . Практикант обязан:
§ подчиняться правилам внутреннего распорядка ОУ распоряжениям администрации;
§ заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать педагогические умения, развивать культуру общения и речи;
§ не покидать рабочее место без уведомления об этом руководства;
§ своевременно предоставлять документацию по педагогической практике администрации ОУ и руководителю практики.
II . Практикант имеет право:
§ принимать участие в воспитательной деятельности класса и школы;
§ обратиться за помощью к администрации и в свое педагогическое учебное учреждение.
В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от прохождения практики.
1. Отчет по педагогической практике.
3. Методическая копилка:
· Разработка классного часа. (кол-во 2)
· Разработка родительского собрания. (кол-во 2)
· Разработка внеклассного занятия. (кол-во 2)
· Психолого-педагогическая характеристика класса.
· Психолого-педагогическая характеристика ученика.
· Фото и видео материалы практики.
4. Характеристика на студента.
5. Аттестационный лист на студента.
Сведения о практике
Расписание уроков и звонков
Понедельник
3.Чеченский яз ык
2. Английский язык
4. Окружающий мир
3. Окружающий мир
Список класса
Задание практики
Задание № 1 Ведение дневника практики.
Задание № 2 Составление индивидуального календарного плана прохождения практики.
Задание № 3 Изучение методики проведения внеклассного мероприятия. Анализ процесса и результатов проведения внеклассных мероприятий.
Задание № 4 Подбор игр по умственному, нравственному, эстетическому, физическому развитию младших школьников.
Задание № 6 Подбор диагностического материала по выявлению уровня самооценки у учащихся.
Задание № 7 Диагностика познавательной деятельности, диагностика успеваемости школьника.
Задание № 8 Планирование работы с родителями.
Тематический план производственной практики
Наименование профессионального модуля, тем
Содержание практики
Объем часов
ПМ.03 Классное руководство
ПП.03.01 Помощник классного руководителя
Тема: Современная начальная школа
1.Инструктивное совещание по организации и проведению практики: задачи практики; виды деятельности студентов на практике; ведение дневника практики; подготовка студентов к практике (проведение консультаций методистов, преподавателей); обязанности практиканта.
Тема: Современная начальная школа
1.Составление индивидуального календарного плана прохождения практики.
Тема: Современная начальная школа
1. Знакомство со школой. Встреча и беседа с директором и педагогическим коллективом школы. Знакомство с классным руководителем класса.
Тема: Планирование и организация деятельности классного руководителя
1. Встреча с заместителем директора по воспитательной работе.
2.Знакомство с планом воспитательной работы школы.
Тема: Планирование и организация деятельности классного руководителя
1.Планирование и организация деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции; определение цели и задач планирования деятельности классного руководителя.
Тема: Изучение литературы по воспитанию учащихся начальных классов.
1.Методы, средства и формы организации воспитания учащихся начальных классов.
Тема :Функции классного руководителя начальной школы.
1. Знакомство с классом: посещение уроков, характеристика классного коллектива, актив класса, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба.
Тема :Функции классного руководителя начальной школы.
1.Проведение подвижных игр.
2. Изучение воспитательной системы работы классного руководителя начальных классов.
Тема: Школьная и классная документация
1. Изучение школьной и классной документации: личные дела учащихся, классный журнал, дневники, договор между школой и родителями.
2.Посещение классного часа.
Тема: Особенности планирования воспитательной работы в классе
1.Планирование и организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального образования.
Тема: Особенности планирования воспитательной работы в классе
1. Наблюдение за организацией внеурочной деятельности.
Тема: Совместная работа классного руководителя с родителями.
1.Содержание и формы совместной работы классного руководителя с
2.Планирование работы с родителями.
3. Составление плана работы с родителями.
Тема: Родительские собрания в начальных классах
1.Проведение и оформление протокола и конспекта родительского собрания в начальных классах.
2.Разработка конспекта родительского собрания.
Тема: Составление рабочих программ и учебно-тематических планов
1.Выбор учебно-методического комплекта, разработка учебно-методических материалов (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с
учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Тема: Работа с трудными детьми
1.Изучение интересов, способностей и склонностей трудного ученика.
2.Составление программы педагогического наблюдения, проведение и анализ результатов наблюдения.
Тема: Ученик в различных видах деятельности
1.Ученик в различных видах деятельности. Отношение школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность. Степень сформированности учебных навыков. Отношение к трудовой и игровой деятельности, общественная активность школьника.
2.Изготовление наглядного материала (по заданию учителя).
Тема: Подведение итогов практики
1. Отчет студентов и проверка отчетной документации
Дневник по практике.
Содержание работы
Анализ проделанной работы
Подпись классного руководителя
1.Знакомство с ОУ, администрацией, учителями-наставниками.
3. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики.
4. Ведение дневника практики.
Первый день практики
прошел по плану. знакомство с коллективом школы и с учениками прошло хорошо.
Меня закрепили за Узакаевой М. У.
1.Знакомство с работой классного руководителя. Общие сведения: фамилия, имя, отчество; образование (с указанием учебного заведения и полученной специальности);стаж работы; разряд, звание;
срок работы с данным классом;
2. Знакомство с планом работы ВР классного руководителя (переписать без анализа)
3. Ведение дневника практики.
Работа шла по плану.
Классом быстро нашла общий язык. Класс оказался активным, сплоченным, дружным .
Знакомство документацией класса.
1 .Классный журнал: общие сведения об учащихся (изучение списочного состава и сведений об учениках с последней страницы журнала. 2. Психолого-педагогическая характеристика класса (беседа с психологом школы, составление психолого - педагогической характеристики класса.
5. Ведение дневника практики.
Передо мной стояли следующие задачи: дать правильную характеристику классному коллективу;
1. Работала с дневниками учащихся (выставление оценок, проверка росписи родителей, аккуратность ведения дневниковых записей, домашних заданий).
2.Проводила воспитательная беседу с трудными детьми. (Орземиев Р., Гедаев И.)
3. Попыталась найти общий язык и поговорит с Азиевой З. (Девочка ни с кем не разговаривает, устные уроки не отвечает.)
4.Подбор игр по умственному, нравственному, эстетическому, физическому развитию младших школьников.
5. Ведение дневника практики.
Вместе с классным руководителем проверяли дневники учащихся.
Беседой с учащимися (Орземиев Р., Гедаев И.) я осталась довольна.
К Азиевой пойду домой, может в домашней обстановке она легче выйдет на контакт.
1. Знакомилась с системой работы классного руководителя (за данный период). Регулярность проведения классных часов; краткое описание проведенных классных часов; проведенные воспитательные мероприятия.
2.Занималась подготовкой внеклассного мероприятия в качестве помощника классного руководителя.
4. Ведение дневника практики.
Все что было запланировано на сегодняшний день было выполнено.
План и сценарий классного часа были готовы.
1.Продолжала работу по формированию толерантного отношения друг к другу. 2.После занятий организовала с учащимися посещение одноклассницы которая болеет.
4.Изучала методику проведения внеклассного мероприятия. Анализ процесса и результатов проведения внеклассных мероприятий.
3. Ведение дневника практики.
Поставленные задачи были выполнены. Я еще раз убедилась в том, что класс очень дружный. И готовы всегда придти на помощь.
Работа была выполнена. Классный час прошел по плану. Дети остались довольны. похвалила меня за старания.
1.Обсуждала с классным руководителем М.У. о проведённом классном часе. 2. Помогала классному руководителю в проверке дневников учащихся.
3. вместе с классным руководителем составили план родительского собрания.
4.Подготовила анкеты для родителей.
5. Ведение дневника практики.
Я взяла на заметку все недочеты, допущенные в проведении классного часа. Проверка дневников заняло не много времени, основная часть моего времени ушло на составление плана родительского собрания.
Все прошло по плану. Я отметила самых активных учащихся в этом классе. Они обязательно получать от меня не большие презенты. На собрание пришли 11 родителей. Отсутствовало трое. Цели и задачи собрание были достигнуты.
1.С классным руководителем обсудили проведенное родительское собрание. Составили протокол.
2.Планирование работы с родителями.
3. Ведение дневника практики.
…похвалила меня за собрание.
Все этапы были выдержанны по содержанию и продолжительности.
1.Целевая прогулка в библиотеку. Знакомство детей с русскими классиками.
2. Индивидуально-групповая работа с нарушителями поведения на уроках.
5. Ведение дневника практики.
Прогулка в библиотеку очень понравилось.
1. Продолжала работу по формированию толерантного отношения друг к другу.
2. Проведение подвижных игр с учащимися.
3..Подбор игр по умственному, нравственному, эстетическому, физическому развитию младших школьников.
4. Ведение дневника практики.
Поставленные задачи были выполнены. Я еще раз убедилась в том, что класс очень дружный. Дети очень подвижные и даже немного шумные. Но это все не мешало в работе , а только помогало.
2.Подборала диагностический материал по выявлению уровня самооценки у учащихся. 3. Ведение дневника практики
День прошел по плану. Разработала план мероприятия, стараясь учитывать возрастные особенности учащихся.
4. Изучение методики проведения внеклассного мероприятия.
5. Ведение дневника практики.
Дети с удовольствием останавливали машины и дарили водителям буклеты.
1.Вместе с классным руководителем сделала Анализ процесса и результатов проведенного внеклассного мероприятия.
2. Провела индивидуально-групповую работу с нарушителями поведения на уроках.
3. Ведение дневника практики
При составлении анализа проведенного мероприятия отметила для себя все недочеты.
1.Изучала интересы, трудной ученицы. (Азиевой З) с классным руководителем.
2.Поговорила с мамой Азиевой З. Предложила ей водить ее к логопеду. 4.Ведение дневника практики
Узнав о том что Азиева любить рисовать я купила альбом и краски и пошла к ним в гости. Девочка была довольна но все по-прежнему была не разговорчива.
1.Диагностика познавательной деятельности, диагностика успеваемости школьника. 2. Провела тестирование в классе. 3. Ведение дневника практики.
1.Продолжала работу по формированию толерантного отношения друг к другу.
Собирали мусор на территории школы.
3.Рефлексия итогов практики.
4.Завершила ведение дневника.
5.написала отчет по практике.
6. Ведение дневника практики.
Впечатления от практики у меня остались только положительные. Дружный класс, умные дети. Были интересные и занимательные уроки математики, чтения и письма, различные виды физминуток. В целом практика мне понравилась.
Отчет по практике
В ходе практики у меня появилось чувство огромной симпатии к ребятам, уважение и даже благодарности к ним. Мне очень нравилось то, как дети отнеслись ко мне, когда я шла по коридору в класс, они бежали ко мне, улыбались, радовались. То, как это повлияло на меня, не передать словами, это безумно приятно – быть признанным детьми. Мне удавалось успешно влиять на отдельных из них, но не всех: конечно, опыта не хватало найти подход к каждому ребёнку, из этого и следовали некоторые мои ошибки, особенно при работе со всем классом.
Мне кажется, главным для меня в этой практике было стремление сформировать у детей потребность в доброжелательном и уважительном отношении друг к другу, научить детей слушать и ценить мнение одноклассников, оказывать помощь, уметь работать в коллективе, команде.
Не очень хорошие впечатления у меня остались после проведения своего классного часа. Во время его подготовки, я старалась подобрать разные виды деятельности, в перспективе всё должно было быть идеально, но на деле было выявлено несколько ошибок, которые пришлось исправлять, корректировать задания прямо на месте, что создавало ещё большее напряжение и волнение, я старалась скрыть своё состояние от детей, насколько это было возможно. Но я поняла, что это мой первый опыт работы с целым классом, что всё не так плохо, нужно сделать выводы, поработать над собой и в будущем всё получится.
Я очень благодарна………. У меня с ней сложились очень благоприятные, дружелюбные отношения, она с удовольствием рассказывала о детях, взаимоотношениях в классе, давала ценные рекомендации. Учитель попросила нас помочь ей в работе со сложными детьми и их родителями, мы составили памятки по одному из учеников, для нас это тоже был хороший опыт.
В целом, как мне кажется, я приобрела некоторый опыт работы, общения с детьми, опыт руководства их деятельностью, опыт влияния на их эмоциональное состояние. Конечно же, необходимо учиться правильному подходу к каждому ребёнку, учиться говорить более грамотно, следить за интонацией. В ходе практики я делала для себя некоторые выводы, заостряла внимание на том, что у меня не получалось и старалась развивать позитивные моменты, которые мне присущи как будущему педагогу.
Мне бы хотелось воспитать у себя ещё большую уверенность, научиться преодолевать страх, волнение. Я получила удовольствие от работы с детьми, было очень грустно уходить от них, за две недели мы очень привыкли друг к другу, я и сама многому у них научилась. Таким образом, в целом я осталась довольна практикой и убедилась в том, что хочу стать именно педагогом, хорошим педагогом.
Студентка 3 курса :
Аттестационный лист по практике
обучающаяся на 3 курсе по специальности 44.02.02
Читайте также: