Сколько авианосцев у россии и сша на сегодняшний день краткое содержание

Обновлено: 28.06.2024

Морской флот для каждой морской державы является символом могущества и гордости.

На данный момент, в мире самым большим и сильным флотом обладает Америка.

Это государство стремится не только достичь, но и удерживать мировое господство, поэтому придает огромное значение техническому оснащению своего ВМФ, который участвует в выполнении стратегических задач в любой точке Земли.

Авианосцы США – оснащение американского флота в 2022 году

В качестве предисловия

В настоящее время на мировой арене представлено только десять стран, в которых стоят на вооружении авианосцы. Бесспорным лидером этой десятки по количеству авианосцев является США. В составе американского ВМФ находится 11 авианосцев. Вторую позицию после Америки делят Италия и Испания, у которых имеется по два корабля данного типа. Затем идут Китай, Россия, Индия, Бразилия, Франция, Таиланд и Англия, у которых в строю по одному авианосцу.

Немного истории

Обзор

Ядро команды

Авианосцы являются основой ударной группы, хотя такие корабли не оснащены собственным сильным оборонительным оружием и не приспособлены к осуществлению самостоятельных боевых операций. Передвижение авианосца по воде происходит под прикрытием других кораблей. Особенностью ударной группы считается ее возможность преодолеть за сутки порядка 1 500 километров незаметно от потенциального врага.

Боевые задачи

Основным предназначением ударной группы является:

— осуществление ударов по объектам, находящимся не только на воде, но и на суше;

— осуществление прикрытия десанта и наземным войскам, выполняющим боевые задачи в береговой зоне;

— осуществление контроля в воздухе в зоне проведения планируемой боевой операции;

— выполнение функций противовоздушной обороны в отношении перемещающихся по морю судов либо конвоев;

— блокада береговой зоны врага;

— проведение авиационных разведывательных операций.

В реальности, в мирное время американские авиационные ударные группы демонстрируют всему миру собственную силу в основных, с точки зрения политики, моментах.

Титаны США

Итак, в США насчитывается одиннадцать авианосцев:

— Нимиц — был введен в строй ВМФ США в 1975 году, принимал участие в войне с Ираком.

— Карл Винсон — вошел в состав американского ВМФ в 1982 году. Известен тем, что за время своего существования на нем побывали два президента США (Барак Абама и Билл Клинтон), а также тем, что на его борту было тело Усамы бен Ладена (после его ликвидации в 2011 году), после чего оно было спущено в Аравийское море.


— Авраам Линкольн — введен в строй в 1989 году, известен тем, что на его борту впервые стали служить военнослужащие женского пола.

На корабле имеется красная комната, где пилоты осуществляют круглосуточное боевое дежурство в готовности в любой момент выполнить боевое задание.

— Джордж Вашингтон — эксплуатируется с 1992 года, выполняет службу, в основном, в регионах Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.

— Джон К. Стеннис — находится на вооружении с 1995 года. В 2016 году выполнял боевые задачи в период проведения военно-морских учений международного уровня, в которых было задействованы войска 26 государств.

— Гарри Труман — в строю с июля 1998 года. В июне 2016 года, находясь в акватории Средиземного моря, обеспечил большое количество вылетов в период проведения операции в борьбе с ИГИЛ, а также принимал участие, совместно с ВМС Франции в операции на территории Сирии.

— Рональд Рейган — в строю с 2003 года, его особенность состоит в возможности принимать на борт тяжелые самолеты, благодаря модернизированной тормозной системе. Корабль может нести на борту около девяноста самолетов и вертолетов.

его особенность состоит в возможности принимать на борт тяжелые самолеты

Сравнение авианосцев США и России

Заключение

Несколько столетий самой мощной державой была Великобритания, но после Второй мировой войны лидирующую позицию заняли Соединенные Штаты. На сегодняшний день это самая сильная держава, имеющая на вооружении 11 действующих авианосцев.

Напомню, у США на данный момент 11 авианосцев, у Европы – 6.

Россия же имеет всего 1 авианосец (столько же, сколько имеет Таиланд). Да и тот – не совсем авианосец, а авианесущий крейсер.

В чем причина такого отставания?

На самом деле, авианосцев не было даже у СССР, хотя он являлся второй по мощности экономикой мира и денег на вооружение явно не жалел.

Чтобы понять, почему в нашей стране построили уже кучу атомных ледоколов, но не построили ни одного авианосца – достаточно посмотреть на карту мира.

Многие, особо одаренные, считают, что география никак не отражается на стратегии государства, но каждый адекватный человек понимает, что именно география является определяющим фактором развития любой страны.

Итак, если посмотреть на США, Европу, Китай, Индию или даже тот же самый Таиланд, то неожиданно выяснится, что бОльшая часть их населения и промышленности сосредоточены вблизи моря.

В геополитике эти страны образно называют "китами". Задача кита – получить преимущество на море, потому что именно с моря идет главная угроза.

Не даром, самые крутые мореплаватели в истории – испанцы, португальцы, британцы, голландцы, турки. То есть представители прибрежных государств. Они развивали свой флот, потому что наличие сильного флота было необходимым условием выживания.

Что же касается России, то ее промышленность и население сосредоточены довольно далеко от морей.

Да, в некоторых местах к России подступается Балтийское и Черное моря, но они хорошо простреливаются с берега, ввиду своей компактности. Загонять туда военные корабли в случае современной войны – довольно опасно.

Северные моря вообще недоступны для обычного флота, в том числе и для вражеских военных кораблей.

Иными словами, России вовсе не обязательно иметь преимущество на море, ей важно иметь преимущество на суше. Потому нашу страну в геополитике называют "Слоном".

Действительно, все угрозы и все войны традиционно приходили в Россию по суше – татаро-монголы, шведы, Наполеон, Гитлер. Современная потенциальная угроза со стороны Китая и нынешнего НАТО, которое подступается со стороны Европы.

Короче говоря, если нам и ждать беды, то не с моря, а с суши. Ну, еще из космоса (ракеты), но это уже не имеет отношения к такому вооружению, как авианосец.

Исходя из того, что Россия это "слон" а не "кит" выстраивается соответствующая структура армии. Да, у нас нет авианосцев, но по танкам, артиллерии, ПВО, всевозможным саперным, мотострелковым, инженерным и ж/д войскам – мы традиционно впереди планеты всей. В том числе и по наземной авиации, кстати (если не лучшие, то вторые точно).

Короче говоря, авианосец нужен России (и не только России) не чтобы защищаться, а чтобы нападать. И как раз-таки его отсутствие говорит о миролюбивости нашего государства.

13,3 миллиарда долларов можно пустить ко дну 1 миллиардом рублей


На фото: американский авианосец

Крайний раз ТАВКР продымил трубами через Атлантику в Средиземное море, с ноября 2016-го по январь 2017 года выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России у берегов Сирии. Ну, и опять в ремонт — полагают, что модернизация авианосца завершится в 2022 году.

Пожалуй, единственное достойное место базирования — тихоокеанское побережье Камчатки, но там тоже суровые климатические условия и плохо развитая прибрежная инфраструктура. Авианосец же, по большому счету, неженка, большей степенью предназначенный для эксплуатации в теплых морях. И тут американцам сама природа помогла с местами базирования авианосцев, взять хоть материковые Норфолк или Норт Айленд с выходами в Атлантику и Тихий океан, все они в теплых широтах. Да и ходят американцы отнюдь не в Северный Ледовитый океан.

Тем не менее, России необходимы свои авианосцы, пусть не в таком количестве как у США, но они должны быть для решения задач в разных регионах. Здесь, конечно, есть сложности и с их постройкой, и с финансированием, большое значение имеет и создание группировки сопровождения. Но если Россия не оставит планы по достойному присутствию в Мировом океане, без авианосцев нам не обойтись.

— Дискуссия о необходимости авианосцев для флота российского в итоге, как правило, всегда сводится к долларам, — считает политолог Александр Зимовский. — Точнее к эмпирически установленной цене строительства авианосца. 1 миллиард долларов за 1000 тонн водоизмещения. Куда меньше внимания уделяется анализу оперативной ценности авианосца, как боевой единицы. При всей своей красоте и визуальной мощи авианосцы не являются компонентом стратегической ядерной триады США. Любое авианосное соединение предназначено для решения оперативных задач. Это их потолок.

Остаются два наших реально океанских флота — Северный и Тихоокеанский. С учётом того, что для этих флотов ни стратегические, ни оперативные задачи со времён СССР не изменились, а, напротив, вновь приобрели ярко выраженную актуальность, очевидно отсутствие критической нужды в авианосцах. Намеренно подчёркиваю — отсутствие критической нужды. Анализируя морские ТВД, где были сконцентрированы основные действия ВМФ СССР, могу сказать, что регионами максимальной активности были Атлантика и Средиземноморье. При этом никаких авианосных групп СССР не имел, но зато контролировал все авианосные группы США, находившиеся на тот момент в море.

В ходе войны Судного дня в сентябре 1973 года советская средиземноморская эскадра в кратчайшие сроки была увеличена почти до ста вымпелов, включая 34 надводных боевых корабля и 23 подводные лодки. У американцев на тот момент было 60 кораблей и это полностью исчерпывало их боевые возможности в данном регионе. Опять-таки СССР не имел авианосцев, но полностью блокировал действия трёх авианосных групп ВМС США восточнее Мальты.

Кстати, на Индийский и Тихий океаны примерно в тоже время приходилась примерно треть военно-морской активности СССР. Но там доминировали советские подводные силы, которые связывали американцев. В ходе сирийского конфликта Россия показала, что эти оперативно-тактические наработки не утеряны. Поэтому вопрос о ценности и необходимости авианосцев для России сегодня, полагаю, продолжит оставаться в дискуссионной плоскости.

Авианосцы нужны для выполнения боевых операций на суше и на воде. У такого крейсера есть огромная площадка, выполняющая функцию взлетно-посадочной полосы, вертолеты и самолеты на борту. Судно может быть оснащено системами противовоздушной обороны, ракетными и радиолокационными комплексами. Каждое государство стремится иметь в распоряжении хотя бы один такой крейсер для усиления военно-морской мощи. Из этой статьи ты узнаешь, как обстоят дела с этим в нашей стране, сколько авианосцев у России есть на данный момент, какие имеются планы по развитию отрасли. Мы рассмотрим историю со времен СССР и предоставим ответ на данный вопрос.

Прежде чем узнать, сколько авианосцев есть у наших военно-морских сил, не помешает изучить предысторию.

Советский период

Сколько авианосцев у России было в СССР и почему остался только один?

Первым отечественным прототипом такого судна стал корабль “Русь”, его купили у Германии в 1904 году. На борту присутствовали восемь аэростатов и воздушный шар. “Русь” не подходила для военных проходов, поэтому вскоре была продана. В практике боевых действий во время двух мировых войн использовались гидросамолеты, они могли перемещаться по морю на постаменте из торговых кораблей. Но это было скорее экспериментом, чем практичным ходом, это не шло ни в какие сравнения с возможностями Европы и США.

Боевые действия второй мировой в Тихом океане проходили преимущественно с участием авианосцев Японии и Америки. Уже тогда весь мир осознал, что без таких крупных и современных судов завоевать мировой океан не выйдет. В СССР неоднократно их проектировали, но до строительства проекты не доходили, так как руководители страны не считали такие разработки чем-то необходимым. Много сил приложил к данному вопросу Адмирал Кузнецов Николай Герасимович, но все его запросы отклонили после того, как он был необоснованно сослан на Дальний Восток.

Руководство делало упор на ядерные разработки и ракетное оружие, не видя смысла в таких огромных судах. По их мнению, при боевых действиях именно авианосцы станут первой и главнейшей целью противника. При этом разработки на бумаге не останавливались, появлялись новые проекты.

В 60-е годы в распоряжении военных появились суда с вертолетами, строить первый авианосец стали только к середине 70-х. Это был крейсер “Киев”, когда он был готов и переходил с Черного моря в Северный флот, его сопровождали корабли и авиация НАТО. Помимо площадки на “Киеве” содержалось мощное вооружение, но оно занимало слишком много места. Из-за этого крейсер выглядел устаревшим, он явно не дотягивал до аналогичных кораблей других держав. К примеру, США уже располагали авианосцами с ядерными реакторами на борту. Союз сделал еще три корабля, один был направлен на Северный флот, другие два — в Тихий океан.

Современная Россия

Сколько авианосцев у России было в СССР и почему остался только один?

Так сколько же в России действующих авианосцев? Еще немного истории: после распада СССР наше государство переживало непростой период. Страна больше не могла содержать авианосные суда, поэтому в 1993 году три из них были проданы в другие страны в качестве лома. Прискорбно, что это были достаточно молодые корабли. Остался один, его переименовали в “Адмирал Горшков”. Спустя два года на единственном авианосце государства произошел пожар, он нуждался в ремонте, выделить финансирование на который тоже было проблематично.

Так последний из авианосных кораблей был продан Индии и пополнил ее силы ВМФ, до пожара он был почти новым.

Таким образом, у нас остались лишь разработки. Строительство тяжелого судна данного типа было начато еще в 1982 году, и его судьба была непростой. Его несколько раз переименовывали, сначала из “Советского Союза” в “Рига”, затем он был “Леонидом Брежневым” и “Тбилиси”. После того, как он стал собственностью современной России, ему присвоили имя “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. Человек, в чью честь дали имя, связал всю жизнь с морем и был одним из тех, кто отстаивал необходимость строительства авианосцев в СССР. С 1994 флота крейсер работает на Северном флоте. Параллельно с ним разрабатывался другой корабль, “Варяг”. После распада Союза он перешел Украине, где его так не смогли достроить и продали Китаю.

“Адмирал Кузнецов”

Сколько авианосцев у России было в СССР и почему остался только один?

Таким образом, ответ на вопрос, сколько авианосцев у России на 2020 — один, и это “Адмирал Кузнецов”. Его длина — 306 метров, при этом такая махина может достигать скорости 29 узлов. В начале 2000-х корабль отреставрировали, улучшив вооружение и технические системы. После ремонта он был направлен в поход в Северный Ледовитый и Атлантический океан, Средиземное море. Так мы продемонстрировали другим странам свою боевую мощь.

В 2016 году в составе эскадры других военных кораблей авианосец был направлен к побережью Сирии. В этот момент руководства других стран проявили к российскому флоту такое внимание, как никогда ранее. Дело в том, что в этой операции наши суда впервые участвовали в полноценных военных действиях. Это стало ценным опытом для расширения возможностей военной авиации.

На данный момент лидером сегмент считается США, они лидируют по количеству кораблей. Но нужно понимать, что наш авианосец отличается от других судов данного типа. Только он один во всем мире может поднимать на борт тяжелые самолеты. Большое количество вооружения на борту тоже не позволяет его относить к классическим авианесущим судам. При этом он может быть переквалифицирован в линейный, то есть не авианосный корабль, и при необходимости получить возможность пересечь Босфор, чтобы попасть в Черное море, где могут находить только линейные суда. К счастью, на сегодняшний день такой необходимости нет.

Почему всего один?

Сколько авианосцев у России было в СССР и почему остался только один?

Россия ориентируется на свой исторический опыт. В СССР строили подобные крейсеры, но они не дотягивали до сил других стран. К тому же единственный завод с возможностью производства судов такого типа теперь находится на территории Украины. Однако, последние годы появилась информация о том, что ведется засекреченное проектирование новейшего авианосца-субмарины. Официального подтверждения проект не получил, что неудивительно при условии секретности.

Теперь ты знаешь, сколько авианосцев у России, и об истории их строительства. Он один, и это “Адмирал Кузнецов”, уникальный в своем роде авианосный крейсер.

Читайте также: