Положение о методической службе школы

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

о методический работе

Общие положения

Положение о методической работе в ОУ определяет цели, задачи, формы организации методической работы ОУ, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.

II. Цели и задачи методической работы в ОУ

2.1. Целью методической работы в ОУ является повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.

2.2. Задачи методической работы в ОУ:

2.2.1. Оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.

2.2.2. Организация системы методической работы в ОУ с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.

2.2.3. Пополнение информационного педагогического банка данных ОУ о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.

2.2.4. Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.

2.2.5. Оказание методической помощи учителям.

2.2.6. Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной проблеме.

2.2.7. Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.

2.2.8. Вооружение педагогов школы наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.

III. Организация методической работы в школе

Структура методической работы в школе:

3.1. Школьные методические объединения учителей :

3.1.1. Школьное методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному предмету или по образовательным областям.

3.1.2. Школьное методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав школьного методического объединения могут входить учителя смежных или обеспечивающих дисциплин.

3.1.3. В образовательных учреждениях могут также создаваться методические объединения классных руководителей, руководителей кружков и т.д.

3.1.4. Количество школьных методических объединений и их численность определяется исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед образовательным учреждением задач, и утверждается приказом директора школы.

3.1.5. Школьные методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором школы по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

3.1.6. Школьные методические объединения непосредственно подчиняются заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

3.2.1. Школьное методическое объединение призвано решать следующие задачи:

организация повышения квалификации учителей;

изучение нормативной и методической документации, по вопросам образования;

выбор школьного компонента, разработка соответствующего образовательного стандарта;

отбор содержания и составления учебных программ по предметам с учетом вариативности;

совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;

рассмотрение и анализ авторских программ, методик;

ознакомление с анализом качества предоставляемых образовательных услуг состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля;

взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;

организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета;

изучение передового педагогического опыта;

организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной, методической работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;

выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету;

разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая и т.д.);

ознакомление с методическими разработками по предмету, анализ методов преподавания предмета;

отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работ на курсах повышения квалификации в институтах (университетах);

организация и проведение методических и предметных недель, первого этапа предметных олимпиад, конкурсов;

рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской работы учащихся;

помощь начинающим педагогам в овладении основами педагогического мастерства, через наставничество;

укрепление материальной базы кабинетов.

3.2.2. Деятельность школьного методического объединения организуется на основе планирования, исходя из плана работы ОУ. При планировании учитываются индивидуальные планы профессионального образования учителей. План работы рассматривается на заседании школьного методического объединения и утверждается директором ОУ.

3.2.3. В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний школьного методического объединения. В конце учебного года анализируется работа ШМО.

3.2.4. Школьное методическое объединение учителей имеет право вносить предложения руководству ОУ по распределению учебной нагрузки при тарификации, проведении занятий предметных кружков, факультативов, внеурочной деятельности.

Школьное методическое объединение учителей имеет право вносить предложения в содержание методической деятельности ОУ.

3.2.5. Обязанности членов школьного методического объединения:

каждый учитель должен иметь собственную программу профессионального образования и самодиагностики (самообразование);

обязан участвовать в заседаниях ШМО, практических семинарах;

стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

знать тенденции развития методики преподавания предмета;

владеть основами самодиагностики педагогической деятельности.

2.3. Творческие группы :

2.3.1. Творческая группа педагогов создается в ОУ на добровольной основе из числа педагогов, проявляющих интерес к той или иной проблеме, разрешение которой способствует улучшению качества образования и создает условия для саморазвития и самообразования педагога.

2.3.2. В состав творческой группы могут входить от трёх и более человек, независимо от преподаваемого предмета. Результатом работы группы является создание педагогического продукта творческой деятельности, распространяемого в педагогическом коллективе.

2.3.3. Задачи деятельности творческой группы:

разработка и реализация целевых программ по направлениям образовательной деятельности ОУ.

повышение творческого потенциала педагогов.

формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников.

апробация и внедрение новых педагогических технологий.

разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и воспитания, оказание помощи педагогам в овладении инновационными процессами в обучении и воспитании.

обобщение опыта работы учителей-предметников по направлению образовательной деятельности, определенной проблеме.

изучение литературы и передового опыта по данной проблеме.

проектирование процесса совершенствования и реализации образовательного процесса.

разработка методических рекомендаций на основе результатов, полученных в группе.

представление своих исследований для обсуждения педагогической общественности (на научно-практических конференциях, педагогических чтениях и т. д.);

публикация материалов в печати.

2.3.4. Основные направления деятельности:

поиск и систематизация идей, способствующих модернизации содержания образования, определению миссии ОУ и ценностных ориентации всех участников образовательного процесса;

проведение педагогических исследований и формирование аналитических выводов по инновационным направлениям развития образования;

проектирование новых образовательных моделей, отвечающих современным задачам образования;

разработка и апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических средств и т.п. новаторского типа по предмету, образовательным областям, направлениям педагогической деятельности;

подготовка научно-методических рекомендаций по инновационным направлениям педагогической деятельности;

инициация конференций, творческих конкурсов, мастер-классов, педагогических марафонов и т.п.;

приобретение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.

2.3.5. Порядок функционирования группы.

Группа создается и прекращает свою деятельность по инициативе участников группы и по мере решения стоящих перед группой задач.

Участники группы разрабатывают программу деятельности под руководством администрации.

Группа имеет план работы и оформленные результаты творческого решения проблем в виде продукта творческой, индивидуальной или коллективной педагогической деятельности.

Педагогический совет школы оказывает содействие в экспертизе результатов деятельности группы и продвижении передовых идей, рекомендаций и опыта.

I V . Участники методической работы школы

4.1. Основными участниками методической работы школы являются:

руководители МО, творческих мастерских

администрация школы (директора, заместители директора);

консультанты и научные работники и др.

V. Компетенция и обязанности участников методической работы школы

5.1. Компетенция участников методической работы

5.1.1. Учителя и классные руководители:

участвуют в работе ШМО, творческих группах;

обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;

участвуют в выборах руководителей школьного методического объединения, творческих групп;

разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с учащимися;

работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на ШМО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы);

участвуют в методической работе школы, района, города;

работают над темами самообразования.

5.1.2. Руководители школьных методических объединений:

организуют, планируют деятельность ШМО;

обеспечивают эффективную работу участников методической работы в период занятий, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности;

руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания;

готовят методические рекомендации для педагогов школы;

анализируют деятельность ШМО, готовят проекты решений для педагогических советов;

участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе аттестации;

организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих коллег и достижений педагогической науки.

5.1.3. Руководитель творческой группы:

оказывает индивидуальную помощь педагогам;

вносит предложения по организации деятельности группы;

выступает перед педагогами школы и администрацией школы с пропагандой и анализом деятельности группы;

организует и планирует работу творческой группы;

составляет план работы творческой группы;

участвует в экспертной оценке деятельности учителей в процессе аттестации.

5.1.4. Администрация школы:

разрабатывает вместе с участниками ШМО задания и методические материалы;

определяет порядок работы всех форм методической работы;

координирует деятельность различных школьных методических объединений и методических мероприятий;

контролирует эффективность деятельности ШМО, творческих групп;

проводит аналитические исследования деятельности ШМО, творческих групп;

стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом.

5.2. Обязанности участников методической работы

5.2.1. Учителя и классные руководители обязаны:

проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия;

систематически посещать мероприятия ШМО;

анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения и способы обучения; оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний;

пополнять информационный банк данных (составление информационно-педагогических модулей, диагностических заданий, методических текстов).

5.2.2. Руководители школьных методических объединений обязаны:

обеспечивать совершенствование уровня профессиональной и методической подготовки педагогов по предмету.

содействовать изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.

оказывать необходимую методическую помощь педагогам, объединенным в ШМО.

участвовать в экспертизах элективных курсов, экзаменационных материалов.

обеспечивать высокую результативность методической работы объединения.

организовывать работу по совершенствованию УВП по предмету.

участвовать в изучении качества предоставляемых образовательных услуг по учебному предмету, в проведении внутришкольного контроля.

содействовать выполнению стандарта в образовательной области.

использовать разные формы развития творческого потенциала педагогов.

изучать и своевременно знакомить учителей с нормативно-правовой документацией, регулирующей деятельность учителей учебного предмета, новинками педагогической и методической литературы.

проводить диагностику знаний и умений учителя-предметника (по заявкам).

проводить заседания методических объединений (не реже 4 раз в год).

согласовывать рабочие программы, календарно-тематическое планирование.

5.2.3. Руководители творческих групп отвечает за:

подготовку программных документов для работы творческой группы.

результативность реализации плана работы творческой группы.

информирование администрации о результатах реализации плана работы творческой группы.

5.2.4. Администрация обязана:

создавать благоприятные условия для работы ШМО, творческих групп, обеспечивая их работу необходимым для этого учебно-методическим комплексом;

оказывать всестороннюю помощь руководителям ШМО, творческих групп;

содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации деятельности ШМО, творческих групп.

VI. Работа педагогов над темами самообразования

6.1. Работа над темой самообразования является одной из основных форм работы повышения квалификации. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.

6.2. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

– совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

– овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

– изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

– развитие в школе инновационных процессов.

6.4. Порядок работы над темой самообразования

6.4.1. Тема самообразования определяется, исходя из:

– методической темы школы;

– специфики их индивидуальных интересов.

6.4.2. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.

6.4.3. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал.

6.4.4 Формы представления могут быть различны:

- выступления (отчет) на заседании ШМО, педагогического совета;

- теоретический, методический и практический семинар;

6.4.5. Заместитель директора и руководитель ШМО ведут учет тем самообразования, курируют деятельность педагогов по их реализации, консультируют, оказывают необходимую методическую помощь.

6.5. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

- статьи в журнале,

- научно - методической разработки.

Весь наработанный материал сдается в методический кабинет ОО и является доступным для использования другими педагогами.

6.6. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован учителям ОУ к распространению на различных уровнях.

VII. Документация

7.1. Методическая работа в ОУ оформляется документально в форме:

планов работы ШМО, творческих групп;

планов самообразования педагогов (приложение 1);

конспектов и разработок лучших методических мероприятий ОУ;

аналитических справок по вопросу уровня обученности учащихся (с графиками и диаграммами);

разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и программ;

обобщенных материалов о системе работы педагогов ОУ, материалов печати по проблемам образования; информации о методических семинарах;

7.2. Документально оформленная методическая работа ОУ заносится в информационный банк педагогического опыта педагогов ОУ. Планы работы, материалы протоколов заседаний ШМО, отчёты о проделанной работе хранятся в течение 3-х лет.

Локальный акт действует до замены его новым.

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

I год работы над темой

- Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы

(ст. 27,ч.4) методическая служба является структурным подразделением общеобразовательного учреждения (далее - гимназия), ориентируется на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, обеспечивает:

· построение образовательной деятельности на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· достижение единства культурного и образовательного пространства;

· защиту и развитие средствами образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, возрождение российской культуры, нравственности, духовности;

· построение общедоступного образования с учётом уровня современной педагогической науки и практики обучения и воспитания;

· светскость характера образования при сохранении свободы и многообразия образовательных программ;

дальнейшую демократизацию управления образовательной деятельностью, закрепление государственно-общественного характера управления

ВложениеРазмер
polozhenie_o_metodicheskoy_sluzhbe.docx 19.99 КБ

Предварительный просмотр:

протокол №8 от 31.03. 2014г.

_____________ О.А. Кузьмин

Приказ №50 от 02. 04. 2014г.

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

1. Общие положения

(ст. 27,ч.4) методическая служба является структурным подразделением общеобразовательного учреждения (далее - гимназия), ориентируется на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, обеспечивает:

  • построение образовательной деятельности на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • достижение единства культурного и образовательного пространства;
  • защиту и развитие средствами образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, возрождение российской культуры, нравственности, духовности;
  • построение общедоступного образования с учётом уровня современной педагогической науки и практики обучения и воспитания;
  • светскость характера образования при сохранении свободы и многообразия образовательных программ;
  • дальнейшую демократизацию управления образовательной деятельностью, закрепление государственно-общественного характера управления.

1.3 Методическая служба гимназии предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств учителя, воспитателя, классного руководителя, повышение их профессионального мастерства.

1.4 Основными условиями организации методической деятельности, построения адаптивной модели методической службы и управления ею в гимназии являются:

- чёткое распределение полномочий, прав и обязанностей;

- максимальный учёт социального заказа на образовательные услуги и личностно ориентированное построение деятельности педагогов.

2. Цели и задачи методической службы

2.1. Методическая служба ставит перед собой следующие цели:

  • организовать активное участие педагогических работников гимназии в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах;
  • способствовать повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителя, классного руководителя, направленного на оптимальное формирование и развитие личности учащегося, его самореализацию.

2.2. Для реализации поставленных целей методическая служба решает следующие задачи:

  • создаёт единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике;
  • обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательной деятельности;
  • способствует созданию программно-методического и научного обеспечения образовательной деятельности, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности;
  • обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества;
  • осуществляет контроль за выполнением государственного стандарта и образовательных программ, уровнем обученности и воспитанности учащихся;
  • управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов.

3. Содержание работы

3.1. Содержание работы методической службы обеспечивает реализацию её целей и задач по выполнению учебного плана и программы развития гимназии в соответствии с требованиями к современной школе и формируется на основе:

  • целей и задач гимназии и перспектив её развития;
  • изучения законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования и науки РФ, региональных и муниципальных органов образования, Устава гимназии, приказов, распоряжений, постановлений и других локальных актов;

-знания и активного использования достижений и рекомендаций педагогической и психологической наук, способствующих повышению научно-теоретического уровня методической службы в целостном педагогическом процессе гимназии;

- анализа диагностических данных (о состоянии образовательного процесса, уровня обученности и воспитанности учащихся, их здоровья и развития, о профессиональном росте педагогов), позволяющего определить, уточнить или сформулировать заново основные задачи и проблемы методической работы, перспективы развития отдельных структур и методической службы в целом;

-использования в образовательной практике гимназии и в работе методической службы современных методов, форм и видов обучения, воспитания, новых педагогических технологий.

4. Структура и организация деятельности

4.1 Методическая служба как система управления научно-методической работой гимназии является общественным органом, имеет следующую организационную структуру, в состав которой входят научно-методический совет, методические объединения, творческие и проблемные группы.

4.2 Методическая служба – профессиональный орган, осуществляющий руководство методической и научно-исследовательской деятельностью педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, целостная система взаимосвязанных методических, информационных, диагностических и других подсистем (структур службы).

4.3 Методическую службу курирует заместитель директора гимназии.

4.4. Работа методической службы организуется в соответствии с планом работы гимназии на текущий учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

к приказу по школе

об организации методической работы педагогов

1. Общие положения

В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни”

“Концепция ФГОС общего образования”

Положение о методической работе в школе определяет цели, задачи, формы организации методической работы школы, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.

2. Цели и задачи методической работы в школе

В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни”

2.1. Целью методической работы в школе является повышение уровня профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических работников школы.

2.2. Задачи методической работы в школе:

создание комфортной среды на основе индивидуальной работы с обучающимся;

создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива;

создание внутришкольной системы повышения уровня профессиональной компетентности и мастерства педагогических работников школы;

создание условий для освоения педагогическими работниками школы новых положений педагогической науки, педагогической психологии, методики преподавания предметов;

изучение и внедрение в школьную практику передового педагогического опыта;

формирование у педагогических работников школы потребности в профессиональном развитии и совершенствовании;

формирование и совершенствование у педагогических работников школы информационной и коммуникативной компетентности;

оказание педагогическим работникам школы квалифицированной методической помощи в работе;

повышение качества преподавания учебных предметов и проведения учебных занятий на основе систематического планового посещения уроков и их анализа.

2.3. Методическая работа – система, направленная на формирование развивающей профессиональной среды учителя, состоящая из частей:

сотрудничество (методический совет, методические объединения, творческие группы);

МО учителей начальных классов;

МО учителей гуманитарного цикла;

МО классных руководителей;

МО учителей здоровьесберегающих и прикладных дисциплин;

МО учителей естественно-математического цикла.

3. Организация методической работы в школе

3.1. Структура методической службы:



3.2. Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников образовательной организации:

Курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

Проблемные педагогические советы;

Авторские лекции и семинары;

Теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);

Школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);

Участие в работе сетевых сообществ Интернета;

Самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

Индивидуальная методическая помощь;

Выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);

3.3. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:

Заседания методических объединений;

Практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;

Фестивали (например, педагогических технологий);

Презентация авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);

Публикация авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;

Печатные издания школы, в том числе на электронных носителях.

3.4. Формы информационно-методической работы:

Формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно- методической литературы;

Обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

Создание банков программ, авторских разработок;

Создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов

Разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; организации научно-методической и ОЭР;

Работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах, конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.);

Размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте; Освещение деятельности педагогов в СМИ.

4. Содержание методической работы школы

4.1. Основными участниками методической работы школы являются:

педагоги дополнительного образования,

руководители предметных МО,

профессиональные сообщества педагогов;

администрация школы (директор, заместители директора).

5. Права и обязанности участников методической работы школы

5.1.1. Учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования:

участвуют в работе МО и других школьных профессиональных сообществ;

обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;

разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с учащимися;

работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы);

составляют индивидуальные планы самообразования, в котором отражают основные направления и содержание работы в области самообразования в соответствии с выбранной методической темой;

работают над самостоятельно выбранной методической темой и общешкольной методической темой;

определяют период работы над методической темой;

анализируют собственную педагогическую деятельность по итогам года, выявляя основные противоречия и проблемы, на основе которых формулируют цели и задачи работы на следующий период;

для повышения профессиональных компетенций определяют тему самообразования;

получают методические консультации, экспертные заключения от методического объединения;

систематически проходят обучение через курсовую систему повышения квалификации;

участвуют в работе структур методической службы;

принимают участие в различных формах методической работы;

принимают участия в профессиональных методических конкурсах;

предлагают руководителям методических объединений, творческих групп, администрации тематику инновационной, экспериментальной работы;

участвуют в инновационной, экспериментальной работе;

публикуют свои методические разработки в информационном пространстве, на сайте школы, в печатных изданиях;

5.1.2. Руководители методических объединений:

организуют, планируют, руководят, анализируют, контролируют деятельность МО;

обеспечивают эффективную работу участников методической работы, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности и контролируют их деятельность;

руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания в методических объединениях и творческих групп;

готовят методические рекомендации для педагогов школы;

анализируют деятельность МО, готовят проекты решений для педсоветов, аналитические отчёты по итогам работы в соответствии с планом ВШК;

участвуют в деятельности школьных экспертных групп в ходе аттестации педагогов школы, участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе аттестации;

составляют перспективный план повышения квалификации членов возглавляемых объединений, групп;

организуют деятельность по обобщению и распространению лучшего педагогического опыта и достижений педагогической науки;

оказывают содействие администрации образовательной организации в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и др. форм методической работы;

предлагают администрации тематику инновационной, экспериментальной работы;

инициирует проведение методических мероприятий;

представляют методический опыт коллег для публикации, для участия в профессиональных конкурсах, тиражирования, материального поощрения;

5.1.3. Администрация образовательной организации:

определяет содержание методической работы школы в соответствии с выбранной единой методической темой школы;

определяет и формулирует стратегическую линию развития методической работы лицея в локальных актах;

разрабатывает программы, планы методической, инновационной, экспериментальной работы;

координирует деятельность различных методических объединений;

инициирует и организует проведение методической деятельности педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах;

контролирует эффективность деятельности методических объединений;

проводит аналитические исследования в области методической работы коллектива школы;

заключает договорные отношения с образовательными учреждениями профессионального образования, с научными и исследовательскими институтами системы образования и науки для развития методической работы школы;

составляет рейтинг деятельности предметных МО, отдельных педагогов;

материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом.

6.2. Обязанности участников методической работы

6.2.1. Учителя-предметники, методисты, воспитатели и классные руководители, педагоги дополнительного образования обязаны:

профессионально развиваться и совершенствоваться в соответствии с тенденциями современного инновационного развития России;

проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия (не менее одного раза в год) в соответствии с единой методической темой школы, в соответствии с личной методической темой;

систематически посещать заседания МО;

стремиться к активному участию в деятельности профессиональных сообществ;

участвовать в методической деятельности педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах;

участвовать в обсуждении решений методического объединения;

анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения;

оказывать содействие администрации школы и руководителям МО в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и т.д.;

соблюдать исполнительскую дисциплину при работе в методическом объединении;

пополнять методическую копилку школы: публиковать в информационном пространстве и представлять для публикации на сайте школы (1 раз в год) методические материалы по результатам работы над методической темой;

успешно завершать обучение на курсах профессиональной переподготовки, на курсах повышения квалификации в соответствии с приказом директора школы;

отчитываться (ежегодно) о результатах работы над методической темой, темой самообразования

представлять администрации 2 раза в год самоанализы педагогического развития;

посещать открытые уроки, мастер-классы и другие формы корпоративного обучения, соответствующие единой методической теме школы;

соблюдать профессиональную этику при участии в различных формах методической работы;

6.2.2. Руководители методических объединений и творческих групп обязаны:

стимулировать самообразование педагогов;

организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.;

разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников МО;

анализировать деятельность МО, творческих групп;

проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения;

выявлять передовой опыт работы педагогов и участвовать в его обобщении и тиражировании.

6.2.3. Администрация обязана:

создавать благоприятные условия для работы МО, обеспечивая их работу необходимым для этого материальными и кадровыми ресурсами;

оказывать всестороннюю помощь руководителям МО в организации работы их объединений;

использовать эффективные формы стимулирования деятельности руководителей МО, педагогов, отличившихся в методической работе,

изыскивать возможности (материальные и временные) для организации курсовой переподготовки работников школы в соответствии с перспективным планом повышения их квалификации.

7. Документация

7.1. Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме:

протоколов заседаний методических советов и МО;

годового плана методической, инновационной, экспериментальной работы школы и планов работы МО, которые составляются соответственно заместителями директора и руководителями МО;

конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;

аналитических отчётов о результатах методической работы замдиректора, методиста, руководителей МО по итогам года;

аналитических отчётов классных руководителей и учителей – предметников по итогам года;

рефлексивных портфолио педагогических работников, претендующих на ежегодную стимулирующую доплату к заработной плате;

материалов по обобщению положительного опыта работы педагогических работников школы (методические пособия, конспекты учебных занятий, аттестационные портфолио и пр.).

Читайте также: