Сказки панфиловой для школьной адаптации

Обновлено: 01.07.2024

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокор­рекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива.
События, которые происходят с героями психокоррекционной сказки, могут быть представлены в форме обычного повествования, а могут звучать как несколько абстрактные метафоры, изложенные в притчевой, афористической форме.
Сказки второго типа нуждаются в обсуждении и прояснении. Здесь важно дать вы­сказаться первым тому, кто эту сказку слушал. Очень часто мнение психотерапевта может расходиться с мнением слушателя. Тогда совместными усилиями они придумывают тот ва­риант сказки, который устроил бы обоих.

Учебно-методические материалы

Студенческие работы

Теги, соответствующие этому тематическому разделу

Файлы, которые ищут в этом разделе

Доверенные пользователи и модераторы раздела

Активные пользователи раздела

Ардзинба Виктория. Мифы о женском счастье, или Как сказку сделать былью

СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 208 с. Эта книга посвящена сказкотерапевтической коррекции самых распространенных психологических проблем современных женщин. Автор дает упражнения и практические рекомендации для самостоятельной психокоррекционной работы читательниц.

  • №1
  • 5,09 МБ
  • добавлен 29.09.2014 19:02
  • изменен 02.07.2020 06:45

Виганд Молли. Забудь про страх. Книга в помощь малышу

М.: Эксмо, 2012. - 32 с. - (Советы доброго Эльфа). Книги серии "Советы доброго Эльфа" разработаны с участием лучших специалистов в области детской психологии, чтобы научить ребёнка быть добрым и великодушным, справляться со сложными ситуациями и проблемами - побеждать страхи, бороться со скукой, тревогами и волнениями. Читая вместе с любящими родителями волшебные истории о.

  • №2
  • 13,33 МБ
  • добавлен 30.06.2020 09:28
  • изменен 30.06.2020 16:33

Горбунов Л. Опыт использования сказкотерапии в условиях Центра реабилитации (теоретический анализ и рекомендации по применению методики)

В статье описаны результаты психокорреционной работы с детьми с различными расстройствами методом сказкотерапии

  • №3
  • 9,43 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 04.01.2018 14:47

Грушко А.И. Сказкотерапия острого горя

Грушко А.И. Сказкотерапия острого горя. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции "Психология психических состояний: теория и практика". (2008 г.), г. Казань

  • №4
  • 8,48 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 04.01.2018 14:47

Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе

Методические рекомендации. — Центр гуманитарной литературы, 2006. — 144 с. — (Воспитание человека). В книге представлены авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность воспитателям и учителям с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы, а психологам – заниматься коррекционной работой. Книга.

  • №5
  • 148,73 КБ
  • добавлен 08.09.2011 19:04
  • изменен 04.01.2018 14:47

Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе

Методические рекомендации. Изд-во: Центр гуманитарной литературы, 2006. - 144 стр. ISBN: 5-94916-060-6. В книге представлены авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность воспитателям и учителям с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы, а психологам - заниматься коррекционной работой.

  • №6
  • 5,10 МБ
  • добавлен 10.09.2011 06:55
  • изменен 04.01.2018 14:47

Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе

Методические рекомендации. — Центр гуманитарной литературы, 2006. — 144 с. — ISBN 5-94916-060-6. В книге представлены авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность воспитателям и учителям с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы, а психологам - заниматься коррекционной работой. Книга может.

Психологическая копилка премудростей

Психологическая копилка премудростей

Психологическая копилка премудростей запись закреплена

ЛЕСНАЯ ШКОЛА
Коррекционные сказки для младших школьников (адаптация к школе)

Коррекционные сказки для школьной адаптации "Лесная школа"

Предлагаем вам избранные главы книги детского психолога М.А.Панфиловой "Лесная школа"


Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Как социальный организм школа находится в общем вихре тенденции нашего бурного века: увеличивается объем информации, развиваются различные формы массовой культуры увеличивается темп жизни, кризисные явления в обществе, в семье. Поэтому наступило время когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Одним из таких этапов является начальное обучение в общеобразовательной школе. Реальную помощь детям в преодолении страхов, эгоизма, агрессии может оказать сказка. На это направлен целый комплекс общественных наук, в том числе и активно развивающаяся междисциплинарная научная отрасль — сказкотерапия.

Актуальностью данной программы является то, что одной ступенью детской жизни является обучение в школе, к которому ребенок должен быть подготовлен всей системой сложившихся у него представлений о мире, объемом практических умений, первое место среди которых занимает умение следовать правилам поведения принятым в обществе. Этому предшествует формирование опыта человеческих взаимодействий, который ребенок приобретает, вступая в различные коммуникации в разнообразных видах деятельности со сверстниками, взрослыми, природным и предметным окружением.

Цель программы: оказание реальной помощи учащимся младших классов в преодолении эгоизма, агрессии, страхов, активизации ресурсов потенциала личности, развитие духовного мира детей, создание гармонично-развитой личности учащихся.

Задачи: 1.Развитие познавательных способностей детей и психических процессов

2.Развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно –логического, творческого и критического мышлении;

3. Развитие эмоционально-волевой сферы – воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания, развитие произвольности поведения, развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих, работа с эмоциональными проблемами (страхи, тревожность, самооценка и т.д.);4. Развитие коммуникативных навыков – понимание и принятие социальных норм общения, формирование сотрудничества детей, развитие групповой сплочённости5.Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

6. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

7. Формирование позитивной мотивации к обучению.

Принципы проведения занятий:

Системность подачи материала;

Безопасность.Создание атмосферы доброжелательности, принятие каждого ребёнка.

Возрастное соответствие. Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует зону ближайшего развития.

Деятельностный принцип. Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, игры с правилами), продуктивная (конструктивная, изобразительная), начальные формы учебной деятельности, общение.

Сочетание статичного и динамичного положения детей.Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.

Активное использование предметной среды.

Дифференциальный подход. Учёт индивидуальных особенностей.

Рефлексия.Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

2. Общая характеристика курса

Программа рассчитана на 1 учебный год и носит блочный характер. Дети знакомятся с темами, затем происходит дальнейшее более глубокое их изучение. Изменение содержания тем характеризуется, во-первых, усложнением материала, во-вторых, увеличением значимости первого тематического блока, в-третьих, меняется собственно организация учебного процесса. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Особой задачей в работе с детьми является формирование мотивационной готовности к адаптации школе.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Данная программа нацелена на существенное развитие в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем, помощь в преодолении негативных сторон его формирующейся личности.

В программе прослеживаются межпредметные связи:

с уроками русского языка и литературы; устные и письменные рассказы о персонажах прочитанных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые пробы пера (сочинение сказок, забавных историй и т. д.);

с уроками музыки: иметь представление о содружестве и взаимообогащении музыки, литературы; музыкальные образы героев, составление музыкального интонационного рисунка

с уроками изобразительного искусства: использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам программы;

с уроками окружающего мира; наблюдение за красками и звуками природы

Методы и приемы используемые на занятиях имеют широкий аспект: комментирование, интерпретация, анализ содержания произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем творческого воображения учащихся.

Используются практические действия учащихся (перегруппировка текста, пометы и т. д.), изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, викторинами), речевая деятельность — письмо (дописывание, сочинение) и устная речь — составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым способам самовыражения;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности себя.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

4. Содержание учебного курса

Программа содержит следующие тематические блоки:1.Формирование знаково-символических функций.Обозначение предметов. Развитие элементов творческого воображения на основе работы со сказкой, оживление эпизодов сказки при помощи рисования. Обучение выделению существенных признаков. Создание новых образов. Логические отношения. Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой мускулатуры руки. Формирование графических навыков. Развитие рассуждений. Развитие речи, речевой произвольности.2.Введение в мир эмоций.Восприятие оттенков эмоционального состояния (радость, печаль, интерес, удивление). Восприятие оттенков эмоционального состояния (обида, презрение, гордость, гнев, страх). Сравнение по эмоциональному состоянию, поиск сходств и различий в мимике, позах. Формирование позитивного эмоционального отношения к своим друзьям. Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Составление словаря эмоций. Развитие элементов творческого воображения, придумывание различных способов выражения эмоционального состояния.3.Развитие коммуникативных навыков и развитие групповой сплочённости.Формирование чувства мы. Формирование позитивной мотивации общения. Формирование навыков уверенного поведения. Развитие навыков сотрудничества, совместного действия. Осмысление своих поступков и поступков другого. Элементарный этикет (знание социальных норм при обращении к другому человеку): знакомство, прощание, просьба, приветствие, поздравление.Каждое занятие включает в себя задания и упражнения соответственно тематических блоков. Их сочетание и последовательность определяются особенностями игровых и познавательных мотивов детей, уровнем интеллектуального развития детей конкретной группы, эмоциональной проблематикой детей и т.д.

5. Тематическое планирование

Продолжительность однократного занятия составляет 45 минут. Общая продолжительность программы — 36 часов.

Читайте также: