Продолжительность дня здоровья не должна превышать для учащихся начальной школы

Обновлено: 03.07.2024

Наиболее полного практического воплощения идеи связи фи­зического воспитания с другими сторонами воспитания можно до­стичь при проведении дней здоровья в школе.

Всего в школе рекомендуют проводить до девяти дней здо­ровья в году. Один-два – длительныес выездом в природные ус­ловия. О них и пойдет речь ниже.

Задачами дней здоровья являются:

– содействие активному отдыху, укреплению здоровья ифизическому развитию учащихся;

– повышение интереса к занятиям физической культурой и ее внедрение в повседневную жизнь учащихся, учителей иродителей.

Дни здоровья в сравнении с другими формами имеют ряд прин­ципиальных отличий, что делаетих наиболее трудной формой фи­зического воспитания школьников. Каковы же отличия дней здо­ровья?

Во-первых, это мероприятие комплексное и требует координа­ции усилий большинства учителей-предметников (истории, био­логии, географии, литературы и др.), родителей, шефов.

Во-вторых, оно проводится в природных условиях в составе всей школы и требует решения вопросов устройства быта и безопасности.

В-третьих, объединяет почти все формы физического воспита­ния (туризм, соревнования, подготовку к сдаче норм физкультурного комплекса, утреннюю гимнастику и др.) и требует серьезной подготовки физкультурного актива из числа учащихся, учителей, родителей и шефов.

В-четвертых, дни здоровья создают наилучшую почву для внед­рения в практику межпредметных связей.

Исходя из названных отличий, рассмотрим особенности их ор­ганизации.

Инициативная группа, возглавляемая учителем физкультуры, вносит это мероприятие в школьный план работы и разрабатывает его содержание и программу. Исходя из программы, одобренной руководством школы, создается и утверждается штаб проведения дней здоровья, в который входят учитель физкультуры, учителя тех предметов, которые имеют место в содержании дня здоровья, пионервожатая, завхоз и медработник школы, председатель ро­дительского комитета, представители всех общественных организаций школы. Возглавляет штаб директор школы. На первом заседании штаба еще раз рассматриваются и уточняются программа и состав участников. Оговорим сразу, что количество участников не должно превышать 400-500 чел., и если школа большая, то следует проводить день здоровья в два, а возможно, и три этапа. За­благовременно о подготовке дня здоровья должны быть проинформированы родители. Далее следует подобрать место базирования лагеря. Оно должно быть размещено за 3-7 км от черты го­рода, в лесу. Желательно, чтобы рядом протекала речка. Возмож­ность и время выхода к месту проведения должны быть согласо­ваны с лесничеством, сельсоветом, оперативным уполномоченным РОВД.

Вопрос питания будет решаться тремя путями. Каждый ученик должен иметь запас питания из дому. На месте дислокации по договоренности с торгующими организациями можно органи-зовать работу киоска с печеньем, вафлями, минеральной водой, пирожка­ми, пирожными. Наконец, работники школьной столовой должны приготовить горячие напитки. Прекрасным угощением для детей может быть солдатская каша, приготовленная шефами воинской части и выданная поварами-воинами.

Ночлег организуется в палатках и шалашах. Постельные при­надлежности приносит каждый ученик. На всякий случай заве­дующий хозяйственной частью имеет запас в 15-20 постельных принадлежностей.

Дни здоровья могут проводиться на базе отдыха и в стацио­нарных лагерях. Тогда многие хозяйственные вопросы решаются легко. Отдельно должна быть установлена штабная па­латка, возле которой размещаются флагшток и палатка мед­пункта.

Выход к месту проведения дня здоровья проводится организо­ванно по классам и зависит от масштабов населенного пункта. Во многих городах, поселках и селах он может осуществляться всей школой одновременно.

В крупных городах до черты города отдельные классы доезжа­ют на городском транспорте. Во всех случаях от черты города все классы под руководством классных руководителей к месту дисло­кации приходят разными, разработанными заранее маршрутами. При этом протяженность и сложность маршрута должны отвечать требованиям, соответствующим определенному возрасту сдающих нормативы физкультурного комплекса. Младшие школьники к месту прове­дения дня здоровья могут доставляться выделенными для этой цели автобусами. Такой порядок следования позволяет рассредо­точить по времени прибытие в подготовленный лагерь участников дня здоровья и избежать суматохи. Прибывших в лагерь встреча­ют члены штаба, ответственные за размещение. Как правило, в день прибытия (вторая половина дня пятницы) спортивные мероприя­тия не проводят, поскольку все уже совершили туристический поход.

После отдыха и ужина все собираются у костра, у которого, как правило, проходят встречи с местными жителями, участниками войны, местными школьниками. Возможно также проведение конкурсов, викторин, игр и развлечений на различную тематику.

Здесь же, у костра, проводится общая линейка, на которой подводят итоги дня. После линейки проходит короткое совещание членов штаба и ответственных за проведение отдельных мероприятий, а также руководителей классов, на котором уточняются за­дачи на завтра. Такие линейки и совещания проводятся после каждого дня пребывания в лагере.

С целью четкой организации порядка и высокой дисциплины составляется подробный график работы лагеря (табл. 4).

В Программе Коммунистической партии Советского Союза, документах XXVII съезда КПСС подчёркивается значение физической культуры в укреплении здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодёжи к труду и защите Родины. Выдвинута задача поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своём физическом совершенствовании, обладал необходимыми знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вёл здоровый образ жизни.

Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрена организация ежедневных занятий всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебное время, в спортивных секциях.

В общеобразовательных школах, кроме двух уроков физкультуры, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 года N 890 "О дальнейшем подъёме массовости физической культуры и спорта" введены гимнастика до учебных занятий, подвижные игры во время удлинённых перемен, ежемесячные дни здоровья и спорта, ежедневные занятия физической культурой в группах продлённого дня. Все эти формы, в сочетании с уроками физической культуры и внеклассной физкультурно-спортивной работой, значительно увеличили двигательный режим большинства школьников. Однако в среднем он не превышает 4 часов в неделю для основной массы учащихся, в то время как научно обоснованная двигательная норма должна составлять не менее 6-8 часов. Дефицит двигательной активности является одной из причин большого количества заболеваний среди учащихся, особенно простудных, избыточного веса, низких показателей в физическом развитии.

В связи с этим для учащихся начальных классов и всех учащихся школ, работающих в одну смену, в соответствии с решением коллегии Минпроса СССР от 22 октября 1987 года, протокол N 18/5, начиная с текущего 1987/88 учебного года последовательно вводится ежедневный "час здоровья".

"Час здоровья" проводится ежедневно для всех без исключения учащихся начальных классов и школ, работающих в одну смену, после 2-3 уроков продолжительностью 45 минут. В зависимости от местных условий и количества учащихся он может проводиться и в другое время учебного дня. Для "часа здоровья" определяется время в расписании занятий. Организуется он в основном на открытом воздухе.

Введение ежедневного "часа здоровья" позволит увеличить двигательную активность учащихся, укрепить их здоровье средствами физической культуры, повысить физическую подготовленность, положительно повлиять на их умственное развитие.

Поскольку для организации и проведения "часа здоровья" необходимы определённые условия (подготовка общественных кадров и физкультурного актива из числа учащихся, организация медицинского контроля, наличие спортивной базы и инвентаря и т.п.), предусматривается его постепенное введение, по мере создания для этого необходимых условий.

Методические рекомендации "Организация и проведение в общеобразовательной школе "часа здоровья" предназначены для оказания помощи руководителям школ, классным руководителям, организаторам внеклассной и внешкольной воспитательной работы, учителям физической культуры, военным руководителям, воспитателям групп продлённого дня, физкультурному активу школы в деле перестройки физического воспитания учащихся.

Мы надеемся, что педагогические коллективы школ станут не только страстными пропагандистами "часа здоровья", но и активными участниками этих занятий. Каждый из учителей имеет возможность вместе с учащимися обеспечить себе достаточно высокий уровень здоровья не жалея на это ни времени, ни усилий. Известно, что недостаточная двигательная активность (гипокинезия) быстро разрушает организм, вызывает тяжёлые изменения в сердечно-сосудистой системе, снижает творческий потенциал и активное педагогическое долголетие. Приобщение к "часу здоровья" призвано во многом решить эту задачу.

Методические рекомендации не являются окончательно завершёнными. Возможно, найдётся немало вопросов, на которые в них нет исчерпывающего ответа. Необходим творческий подход к их использованию. Авторы рекомендаций стремились оперативно помочь общеобразовательным школам использовать первый опыт учителей-новаторов по вовлечению учащихся в ежедневные занятия физической культурой и спортом.

Организация "часа здоровья"

"Час здоровья" в школе способствует снятию у учащихся статического напряжения, увеличению их двигательной активности, укреплению здоровья средствами физической культуры, активному отдыху.

"Час здоровья" организуют и проводят ученические общественные организации, совет коллектива физической культуры школы и его актив, физорги классов под педагогическим руководством классных руководителей и учителей начальных классов.

Организационно-методическое обеспечение "часа здоровья" возлагается на учителей физической культуры и военных руководителей, которые проводят специальную подготовку руководителей занятий, консультируют их по всем вопросам организации и проведения "часа здоровья".

Общее руководство проведением "часа здоровья" осуществляет директор школы и его заместители.

Учащиеся занимаются в спортивной форме. Во время "часа здоровья" обеспечиваются строгое соблюдение техники безопасности и медицинский контроль. Учителя школы с учётом состояния здоровья, физической подготовленности и личного желания могут заниматься вместе с учащимися или объединяться в самостоятельные группы для выполнения отдельных упражнений и прогулок на открытом воздухе. При этом следует иметь ввиду, что различные по сложности физические упражнения обладают разной степенью воздействия на оpганизм человека, поэтому на оздоровительных занятиях особенно важен индивидуальный выбор и дозирование нагрузок.

При проведении "часа здоровья" полностью должна использоваться школьная спортивная база, а также рядом расположенные стадионы, бассейны, спортивные площадки и другие спортивные сооружения независимо от их ведомственной принадлежности. Госкомспортом СССР по этому вопросу даны соответствующие распоряжения. В полной мере необходимо использовать и возможности территории школы и прилегающей местности, создавая там простейшие плоскостные спортивные сооружения, "тропы здоровья", полосы препятствий, лыжные, кроссовые трассы и т.д.

В случае неблагоприятных погодных условий вместо "часа здоровья" проводится следующий по расписанию урок.

Методика проведения "часа здоровья"

"Час здоровья" является прежде всего общеразвивающим оздоровительным мероприятием. Очень важно, чтобы он не слагался лишь из традиционных форм, методов и нагрузок, используемых на уроках физической культуры. При его проведении в зависимости от местных условий можно объединять классы по параллелям или в зависимости от возраста учащихся, например I-II, lll-IV, V-VI или I-III, IV-VI, VII-VIII, IX-Х(ХI) и другие классы. В этом случае и содержание занятий, и нагрузка должны быть различными, соответствующими возрасту учащихся.

На "часе здоровья" организуются соревнования среди классов, "часы" лыж, коньков, бегуна, катание на санках, традиционные народные игры и т.п. Учащиеся, как правило, сами определяют те или иные виды занятий, заранее готовят необходимый спортивный инвентарь и оборудование, места занятий.

Основной оценкой "часа здоровья" является участие в нём всех учащихся. Среди других оценок могут быть рекомендованы и поощрительные: за находчивость и изобретательность в проведении "часа здоровья", эмоциональный настрой занимающихся и их желание участвовать в занятиях, проведение пропагандистской и санитарно-просветительной работы, привлечение к проведению занятий родителей учащихся, спортсменов, молодёжи шефствующих предприятий, физкультурного актива школы.

Проведение "часа здоровья" должно строиться с соблюдением основных требований к занятиям физической культурой: организованное начало, постепенное нарастание физической нагрузки, снижение её в конце занятий.

Контроль за физическими нагрузками учащихся осуществляется визуально по внешним признакам, а также выборочно по пульсу. Хорошую переносимость физических нагрузок отражает снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся к концу 10-минутной паузы до исходного уровня. Превышение ЧСС на 15-20 и более ударов в минуту свидетельствует о завышенной нагрузке, слабой тренированности или наличии заболевания.

Предшествующий или последующий за "часом здоровья" урок физической культуры не препятствует учащимся заниматься физическими упражнениями и играми.

При подборе игр и упражнений в основном используется материал учебной программы по физической культуре. Во время проведения "часа здоровья" в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры при прохождении соответствующего раздела программы.

С целью увеличения двигательного режима и поддержания устойчивого интереса школьников к занятиям, также с учётом погодных условий и времени года в содержание "часа здоровья" рекомендуется включать различные спортивные мероприятия: соревнования по спортивным играм с упрощёнными правилами, танцевальные упражнения, различные эстафеты, катание на велосипедах и самокатах и т.д.

С учащимися периодически можно разучивать комплексы утренней гигиенической гимнастики, проводимой как перед началом уроков, так и самостоятельно в домашних условиях. По желанию учащиеся могут заниматься инвидуально на тренажёрах или с использованием другого спортивного инвентаря: мячей, гирь, штанг, скакалок, гимнастических палок и т.д.

В содержание "часа здоровья", таким образом, включаются как организованные педагогами игры и упражнения, так и проводимые школьниками самостоятельные игры и развлечения, соотношение их не является строго регламентированным и варьируется в зависимости от содержания и задач занятия, возраста и интересов учащихся.

На занятиях младших школьников самостоятельным играм можно отводить до 30-35% времени. Для учащихся среднего возраста, в связи с их возросшей самостоятельностью и двигательным опытом, это время может быть увеличено до 50-70%.

Занятия начинаются с организованного выхода к месту проведения. Проводящий занятия разъясняет учащимся задачи, знакомит с условиями игр.

С целью подготовки организма школьников к предстоящей физической нагрузке рекомендуется в начале занятия проводить ходьбу, оздоровительный бег в среднем темпе, общеразвивающие упражнения.

Бег в среднем темпе является важной частью "часа здоровья". Правильно дозированный бег укрепляет сердечно-сосудистую систему, лёгкие, мышцы ног и тела. Бег на открытом воздухе в любую погоду способствует закаливанию школьников, предупреждению простудных заболеваний, воспитывает волевые качества. Кроме того, бег со скоростью 2,5-3 м/с используется как основное средство развития выносливости. Беговую нагрузку следует постепенно увеличивать с учётом возраста учащихся и их физической подготовленности. Ежедневный бег учитывается в общем километраже, определённом учащимся по рекомендации учителя физической культуры и рассчитанном на год, квартал, месяц.

Основное время "часа здоровья" отводится на игры. Проводятся несколько организованных игр или игровых заданий, направленных на развитие того или иного двигательного качества и совершенствование определённого двигательного навыка, а также для снятия усталости. Наряду с подвижными играми используются элементы спортивных игр. Для поддержания устойчивого интереса учащихся к этим занятиям, создания у них эмоционального настроя следует периодически менять условия выполнения упражнений, видоизменять исходные положения, целевые установки, вводить дополнительные задания, широко использовать музыкальное сопровождение. Каждому классу необходимо определить место занятий, периодически меняя его.

Например, в средней школе N 12 Новоалександровского района Ставропольского края для каждого класса специальным расписанием определены места занятий по дням недели, среди этих мест: футбольное поле, площадки для игры в волейбол, баскетбол, ручной мяч, легкоатлетический комплекс, гимнастический городок. Таким образом создаются условия проведения занятий "по станциям", но только в недельном цикле. Аналогичная работа проводится в Бышевской средней школе Львовской области.

В школе N 12 г. Тирасполя успешно используется метод "круговой тренировки", при котором во время одного "часа здоровья" учащиеся каждого класса меняют места через определённое время.

В конце "часа здоровья" проводятся ходьба, медленный бег, игры на внимание с целью снижения физической нагрузки и подготовки школьников к следующим мероприятиям.

Некоторые трудности могут возникнуть при проведении "часа здоровья" в районах длительной зимы. Для учащихся таких регионов рекомендуются, кроме традиционного катания на лыжах, коньках, санках, прогулки на открытом воздухе, эстафеты с использованием зимнего инвентаря, игры в футбол на снегу, бросание снежков в цель и на дальность, подвижные игры. После каждого занятия следует подводить итоги, отмечать лучших игроков, команды, классы.

Школьники, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, принимают участие в "часе здоровья" вместе со всеми учащимися, при этом в индивидуальном порядке учитываются их состояние здоровья, самочувствие, приспособляемость к физическим нагрузкам.

Проведение "часа здоровья" не исключает организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продлённого дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминуты на уроках, "спортивный час" в группах продлённого дня, дни здоровья и спорта). В то же время "час здоровья" становится одной из основных форм оздоровления учащихся, повышения их двигательной активности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические особенности проведения дней здоровья и спорта с детьми разного школьного возраста

Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оздоровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима учеников. В связи с чем задачами Дня здоровья в каждой школе могут быть:

привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

использование возможностей каждого учебного предмета в формировании навыков здорового образа жизни;

привитие интереса к полезным поведенческим привычкам (гигиеническим, двигательным и т.д.);

получение знаний детьми о здоровье человека, гигиене тела, культуре безопасности;

включение в занятия спортом большинства учащихся и их родителей, непосредственно самих педагогов

В программу дня здоровья и спорта включают:

1) подвижные и спортивные игры;

3) открытые старты на лучшего бегуна (короткие и средние дистанции), прыгуна, метателя;

4) физкультурные и спортивные развлечения, аттракционы;

5) игры на местности, радиальные туристические походы с местом сбора на школьной площадке;

6) показательные спортивные выступления.

Организуют дни здоровья и спорта 1 раз в месяц. Лучшим временем является вторая половина дня в субботу или воскресенье. Ученики принимают активное участие в их подготовке и проведении. Школьный коллектив физической культуры назначает актив в помощь учителю физической культуры: инструкторов и судей по спорту, физоргов, членов совета коллектива физической культуры (комиссия по массовой физической культуре и комиссия по спортивным мероприятиям). Участвуют в этом деле все учителя школы. Учителю физической культуры следует умело скоординировать всю работу актива в подготовке и проведении дня здоровья и спорта.

День здоровья и спорта проводят одновременно для всех классов или отдельно для 1-4, 5-8, 9-11 классов. Продолжительность его не должна превышать для учащихся начальной школы 3 часа, средних классов — 4 часа, старших классов — 4-5 часов.

Для участия в этих мероприятиях необходимо привлекать всех учащихся школы, имеющих разрешение врача.

Сроки проведения дней здоровья и спорта определяются в каждой школе самостоятельно с учетом климатических условий, состояния спортивной базы и установившихся традиций. Чтобы они проходили организованно, интересно и результативно, необходимо правильно выбрать дату и место проведения, тщательно составить план мероприятия, подготовить общественных инструкторов и судей из числа учащихся и распределить обязанности между ними. Следует также позаботиться о наглядной агитации и призах.

К подготовке дней здоровья и спорта привлекается весь педагогический коллектив во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Им помогают совет коллектива физкультуры, ученический комитет, родители. Создаются комиссия по подготовке физкультурного актива и хозяйственная комиссия.

Комиссия по подготовке физкультурного актива должна заботиться о выделении судей, распределить их по бригадам, предусмотреть обеспечение их нарукавными повязками и другими знаками отличия. На хозяйственную комиссию возлагается подготовка инвентаря и мест соревнований. Она должна организовать подготовку ям для прыжков, беговых дорожек, секторов для метаний, флагов, транспарантов, лозунгов, пригласительных билетов.

Директор школы, его заместители, учителя физической культуры, преподаватели основ безопасности жизнедеятельности и медицинский персонал осуществляют общее руководство подготовкой и проведением мероприятий, следят за соблюдением правил техники безопасности. Классные руководители обеспечивают организованное участие своих учащихся в проводимых соревнованиях.

Основным критерием оценки дня здоровья и спорта является массовость. Учащиеся, временно освобожденные от занятий физической культурой, также участвуют в проводимых мероприятиях (исключая туристские походы), оказывая посильную помощь организаторам и классным руководителям.

Мероприятие комплексное и требует координационных усилий большинства учителей- предметников, родителей, шефов, спонсоров.

Проводится на природе в составе всей школы и требует решения вопросов быта и безопасности.

Объединяет почти все формы работы по ФВ (туризм, соревнования, подготовка по ОФП, утренняя гимнастика), требует серьезной подготовки физкультурного актива из числа учащихся, учителей, родителей, шефов.

Создаются условия для межпредметной связи.

Методика физкультурно- спортивных праздников

Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры. Проводятся в разное время года с учениками объединенных классов. Их более частные задачи — демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, в международной спортивной жизни и коллектива школы, знаменательным датам (открытие школьной спартакиады, день победы, масленица и т. п.).

В программу праздника включают массовые гимнастические, ритмические выступления классов. Используют вольные упражнения (несложные по содержанию, но выразительные) с мячами, обручами и другими предметами. Они выполняются под музыку.

В состязания включают различные эстафеты, перетягивание каната, быстрый турнир по спортивным играм. Могут быть организованы показательные выступления школьников на гимнастических снарядах, по акробатике, художественной гимнастике.

Завершается праздник массовыми подвижными играми, в которых, помимо учеников, могут принять участие учителя, родители учеников, затем следуют физкультурные развлечения и аттракционы.

В качестве разновидности спортивного праздника можно проводить спортивные вечера, посвященные знаменательным датам. На спортивно-физкультурном празднике проводят награждение лучших спортсменов школы, команд-победителей спортивных соревнований, физкультурного актива школы. В качестве почетных гостей праздника приглашают чемпионов, рекордсменов страны (республики, края), Олимпийских игр, ветеранов спорта.

Типичными составными частями праздника являются:

1. Торжественное открытие (парад и общее построение учеников по классам (командам)), подъем спортивного флага.

2. Приветствие директора школы, почетных гостей.

3. Награждение победителей командных соревнований, особо отличившихся членов команд и физкультурного актива.

4. Массовые гимнастические выступления, чередуемые с выступлениями лучших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта.

6. Массовые игры, спортивные и физкультурные развлечения, конкурсы для зрителей.

7. Торжественное закрытие (вручение призов и наград отличившимся на празднике, заключительный марш-парад участников).

Праздники приобретают оздоровительное значение при условии включения мероприятий, в которых могут принимать активное участие все зрители (простейшие подвижные игры, конкурс на лучшее выполнение упражнений типа физкультурной паузы и т. п.). В программу праздника нецелесообразно включать массовые соревнования школьников, требующие большого количества времени.

Школьные праздники не должны продолжаться более 1,5-2 ч.

Успех праздника во многом зависит от продуманной его организации, которая поручается оргкомитету. Он разрабатывает положение и сценарий праздника и своевременно знакомит с ними всех участников, привлекает к подготовке мест проведения праздника отдельные классы и секции, создает и готовит судейскую коллегию, организует подготовку учащихся к показательным выступлениям, проводит репетиции и пр. Выступления должны быть динамичными, красочными и эмоциональными, разнообразными по содержанию. Обязательно музыкальное оформление всей программы

Они проводятся в течение всего учебного года и организуются между командами одного класса, командами классов (например, три-четыре команды одного класса соревнуются с соответствующим количеством команд другого, параллельного класса), между учениками 1-2, 3-4 классов. Могут соревноваться сборные команды 2-3 школ, близко расположенных друг от друга.

Подготовка школьников осуществляется на уроках физической культуры, в процессе занятий в кружках. Руководит соревнованиями школьный коллектив физической культуры. При этом действуют общие правила проведения школьных спортивных соревнований.

Семейные физкультурно-спортивные развлекательные состязания

Семейные физкультурно-спортивные развлекательные состязания проводятся в одном или параллельных классах школы, между школами и районами. В них участвуют совместно дети и родители учеников. Мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, помощи в организации досуга семей. Командные соревнования дают возможность семьям сплотиться, обменяться успешным опытом воспитания детей, укрепить свое здоровье.

В программу соревнований включаются доступные состязания, не требующие специальной подготовки.

Примерная программа состязаний:

11:45 Построение команд для приветствия.

12:00 Торжественное открытие соревнований, поднятие флага.

12:15 Соревнования в следующих видах: прыжок в длину с места, дартс, метание баскетбольного мяча на дальность, перетягивание каната.

13:00 - 13:15 Показательные выступления.

14:00 Построение команд для подведения итогов спартакиады. Церемония закрытия, вручение призов, общий снимок.

Команда-победитель соревнований награждается большим, свежеиспеченным домашним тортом (пирогом). Участники соревнований после их завершения за круглым столом участвуют в чаепитии из самовара.

Соревнования могут предусматривать выполнение упражнений, входящих в школьную программу по физической культуре. Учитываются традиции школы, возможности и интересы учащихся. Программу таких соревнований определяет физкультурно-спортивный актив класса, школы.

В соревнованиях принимают участие школьники, допущенные врачом к занятиям физической культурой. Ученики, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, принимают участие в видах упражнений, разрешенных врачом. Школьники, освобожденные от уроков физической культуры и участия в соревнованиях, привлекаются к их организации и судейству.

В Положении представлено: собственно Положение. Кроме того, в Приложениях, сценарий проведения, маршрутный лист и сводная ведомость для жюри.

ВложениеРазмер
polozhenie_2.docx 22.07 КБ

Предварительный просмотр:

1. Цели и задачи

Цель : День здоровья проводится в соответствии с положением о проведении Всероссийского Дня Здоровья среди учащихся, как важнейшего средства патриотического, физического, нравственного воспитания обучающихся

1.1. Пропаганда здорового образа жизни.

1.2. Улучшение физкультурно-оздоровительной работы в школе.

1.3. Вовлечение детей в систематические занятия физкультурой и спортом.

1.4. Апробация новых методов и форм проведения соревнований.

2. Время и место проведения

2.1. Место и время проведения: место проведения - спортивная площадка школы; время проведения - 14 сентября 2019 года, 11.00 часов.

2.2. Руководство соревнованиями: общее руководство и проведения соревнований осуществляется учителями 1-х классов: Фроловой А.В. и Ринтинова В.И. Руководство классами осуществляют классные руководители.

2.3. Участники соревнований: в соревнованиях принимают участие учащиеся 2-4 классов, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной группе. Освобожденные учащиеся от занятий физкультурой приходят, как болельщики, помогают в организации и проведении соревнований. Команда состоит из 12 человек 6 - мальчиков, 6 - девочек. На этапах участники могут меняться.

2.4. Дидактический материал:

  • Гимнастические обручи;
  • Баскетбольные мячи;
  • Эстафетные палочки (по количеству команд).

3. Программа соревнований

Построение на школьном участке. Приветствие команд. Классы делятся на команды по 12 чел. Общее построение приветствие ведущего, представление жюри:

Председатель жюри: Липовецкая Г.Б.

Члены жюри: Махнутина А.В. (воспитатель ГПД), Уколова З.И.(воспитатель ГПД).

Выдача маршрутных листов (Приложение 1).

Эстафеты (смотри Приложение 2):

1." Гонки с преследованием".

2. "Дружные кузнечики".

4. "Шустрый кенгуренок".

5. Интеллектуальный конкурс.

4. Подведение итогов и награждение

Определение и награждение победителей (Приложение 3): места в соревнованиях определяются по сумме всех пяти эстафет. 1,2,3 – места награждаются грамотами. Организованный уход.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более

При 5-дневной неделе, не более

Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры

- для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6 дневной учебной неделе

- для обучающихся 5-6-х классов - не более 6 уроков

- для обучающихся 7-11-х классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80%.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену

- использование ступенчатого режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый)

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице

Наполняемость классов-комплектов

Классы, объединяемые в класс-комплект

Количество обучающихся в классе-комплекте

В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5 - 11-х классах.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день - четверг или пятница.

Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз , а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений

- организованных подвижных игр на переменах

- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня

- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,

- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам .

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походов обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

Читайте также: