Методическая разработка родительского собрания в школе

Обновлено: 06.07.2024

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания в школе

I. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

II. Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

III. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие.

1. Выбор темы собрания.

Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.

2. Определение целей родительского собрания.

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

а) способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

б) содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

в) выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

г) пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;

д) подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.

3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы.

4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

Это необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследований оказывают школьный психолог и социальный педагог.

5. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

д) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

е) итоговые, имеющие цель показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности класса.

Далее следует определить организационную форму собрания. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум.

6. Приглашение родителей и других участников собрания.

Целесообразно родителей о собрании оповещать дважды: первый раз - за две-три недели до его проведения, чтобы они смогли заранее спланировать свое участие в собрании, и второй раз - за три-четыре дня с целью подтверждения информации о дате и времени проведения. Чаще соответствующие записи делаются учениками в своих дневниках.

7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и кра сиво оформленном кабинете. Здесь могут быть организованы выставки творческих работ учащихся и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры, прикрепляют таблички с названиями игровых групп.

Тихая спокойная музыка помогает немного отдохнуть, пока собираются все.

Примерная структура родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) - 5 мин.

2.Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему - 5-7 мин.

3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным -10-15 мин.

Как учителю организовать беседу с родителями

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом: так он ставит себя в позицию партнера, а не начальства.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Методическая разработка родительского собрания по теме:


Автор – составитель:

Чубаева Наталья Николаевна,

воспитатель группы продлённого дня

первой квалификационной категории

Цель: способствовать интеграции и координации усилий родителей и детей с ОВЗ по формированию у младших школьников мотивации к выполнению домашних заданий.

- выяснить причины затруднений выполнения домашних заданий младшими школьниками;

- определить место домашних заданий в системе учебной деятельности младших школьников с ОВЗ;

- выявить проблемы взаимодействия родителей и детей в ходе выполнения последними домашних заданий;

- отработать с родителями приёмы поддержки самостоятельной учебной деятельности ребёнка дома;

- подвести родителей к общему пути оптимизации выполнения домашнего задания учащимися.

Форма проведения: родительское собрание - практикум

Участники: родители обучающихся воспитанников третьего класса, воспитатель

Подготовительная работа:

- Проведение анкетирования с родителями и обучающимися по теме собрания;

- Подбор тренинговых упражнений для организации групповой работы с родителями;

Ход собрания

Организационный момент. Постановка проблемной ситуации.

Воспитатель:

Воспитатель: Тема нашей встречи посвящена проблемам самостоятельного выполнения домашних заданий в начальной школе.

В ходе нашего собрания мы рассмотрим следующие вопросы:

Роль старшего поколения в организации выполнения домашних заданий младшими школьниками.

Какие ошибки вы допускаете при подготовке домашних заданий?

Определим оптимальные пути решения проблемы организации самостоятельной учебной деятельности ребёнка дома в процессе выполнения домашнего задания.

Анализ проведённого анкетирования

- заинтересованность родителей в выполнении домашнего задания детьми самостоятельно - на уровне ниже среднего

- повышен уровень неосведомлённости родителей о том, как надо правильно выполнять домашнее задание с детьми и каково участие родителей в качестве выполненного домашнего задания.

4. Организация анализа ситуации с элементами дискуссии

Сидят две старушки, которые ведут разговор.

Первая: Здравствуй, голубушка, моя! Гулять не выйдешь?

Вторая: Да что ты? Я ещё уроки не выучила!

Первая : Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты же сто лет назад школу закончила!

Вторая: А внуки? Сейчас модно делать домашнее задание за внучат, хотя это не педагогично!

Вторая: Правда? Ты их балуешь.

Первая: Я не балую, я с ними строга. Вот делаю уроки, а вот начисто они у меня переписывают сами.

Вторая: О, ты действительно, с ними строга!

Первая: А то, будет необходимость – обращайся ко мне! Опыт у меня большой!

Вторая: Хорошо, у меня внук в первом классе, так там учительница попросила в школу кассу принести.

Первая: Какую еще кассу? Из магазина что ли? Не-ет, ты меня в это дело не впутывай!

Вторая: Ну причем тут магазин? Касса - это алфавит! Ладно, я его сама сделаю

А у меня ещё опыт по природоведению провести надо, фасоль вырастить.

Первая: А, да-да, я помню, вы у меня фасоль брали.

Вторая : Да что-то не растет твоя фасоль! Видно, некачественная.

Первая; Как некачественная, как некачественная?! Ну вот, делай людям добро! Можно сказать от себя оторвала, из супа вынула!

Вторая: Погоди, погоди, как - из супа? Это я, выходит, вареную фасоль растила? Спасибо, удружила!

Первая: Ой, ну я же не знала, не обижайтесь! Ну может, я вам тоже помогу? Что вашим внукам задали?

Организация дискуссии с родителями

Вы сейчас посмотрели сценку. Я бы хотела с Вами обсудить инсценировку и услышать ваше мнение о том, к чему может привести подобная ситуация

Перед Вами карточки с вопросами:

Какое влияние оказывают бабушки на внуков, выполняя за них домашнее задание? К чему может привести подобная ситуация? Обоснуйте свой ответ.

Какие выводы можно сделать по данной ситуации, которая продемонстрирована в сценке?

Ответы на них могут помочь проанализировать сценку и сделать определённые выводы.

Для обсуждения вопросов предлагаю Вам объединиться в подгруппы. Время на обсуждение 5 минут.

Воспитатель выслушивает ответы родителей, затем сообща с родителями формулирует вывод.

Вывод: необходимо как можно реже доверять бабушкам и дедушкам выполнение домашнего с их детьми, так как это может навредить самостоятельности детей в выполнении домашнего задания. Основной причиной снижения самостоятельной активности детей при выполнении д/з является то, что именно люди старшего поколения стремятся выполнить домашнее задание за своих внуков.

Давайте попробуем выяснить такие причины.

Повышенная утомляемость у детей по причине перегруженности со стороны родителей. Очень часто родители проявляют чрезмерную активность, предлагая ребёнку выполнить дополнительные задания, не посоветовавшись с педагогами.

Несоблюдение рекомендаций и правил по выполнению д/з.

Родители пытаются взять на себя роль учителя и пытаются ещё раз объяснить ребёнку пройденную тему. Такой подход может запутать ребёнка и учитель может потерять в его глазах авторитет.

Чтобы избежать некоторых моментов, которые могут привести к понижению качества выполнения д/з, хочу предложить Вам несколько рекомендаций по организации самостоятельной работы в процессе выполнения д/з. Данные рекомендации находятся в папках, лежащих на ваших партах. Их можно будет взять с собой по окончании нашего собрания.

Я не буду заострять внимания на подробностях, а вот основные важные моменты я хотела бы проговорить.

5.Организация родительского всеобуча с элементами ситуативного практикума.

Итак, в чём заключается успех качественной подготовки наших детей к урокам? Какие важные моменты родители должны не упустить, чтобы домашнее задание было ребёнку не в тягость и не в ущерб его здоровью?

1.Перед тем, как приступить с ребёнком к выполнению домашней работы, родитель должен знать и уметь определять виды домашнего задания.

Таблица 1. Виды домашних заданий

На закрепление знаний и умений

Заучивание учебного текста, его пересказ, поиск дополнительной информации из других источников

Задания на систематизацию изученного материала

Для проверки знаний и умений

На подготовку к восприятию материала следующего урока

Решение творческих и проблемных задач. Например, написание собственного рассказа или сказки.

2. Важно знать и ряд нормативов, которые разработаны учёными – медиками и согласованы с Федеральным агентством по образованию РФ.


Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 2).

  • Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания).
  • Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации).



  • Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков).
  • Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания).

Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Уверена, что их множество не ограничивается представленными мною вниманию читателей. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

"БЫЛО, БЫЛО.."
ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. ПЕРВОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.

"Все, что происходит в первый раз, всегда надолго остается в памяти.
Так и свое выступление на первом родительском собрании я помню очень отчетливо. Общее состояние на грани обморока. Дрожь в коленках. Сухость во рту. Пристальный взгляд в листочки с текстом, за которые пытаешься спрятаться от родителей. Навязчивый страх, что сейчас начнут задавать вопросы… Наверное, подобное испытывал каждый молодой, только начинающий педагог.

А если проанализировать методы и приемы того первого взаимодействия с родителями – банальная лекция, информирование. В итоге, я ушла с собрания неудовлетворенная, а родители – сомневающиеся в возможностях науки психологии.

Прошли годы, и, только получив некоторый опыт работы по психологическому просвещению родителей, я начала понимать, насколько малоэффективен лекционный (информационный) метод работы на родительском собрании. Он то и заставлял волноваться, переживать – а будут ли слушать меня родители, поверят ли в то, что я им буду рассказывать на родительском собрании, надолго ли запомнят рекомендации?

ОТКРЫВАЕМ НОВУЮ ТЕМУ. ДЕЛИМСЯ ПРИЕМАМИ, МЕТОДАМИ,КОТОРЫЕ ПРИГОДЯТСЯ ОЧЕНЬ МНОГИМ, КАК МОЛОДЫМ, ТАК И УЖЕ ОПЫТНЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ!

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Как показывает опыт, каждая аудитория слушателей (родителей) индивидуальна, и что подойдет для одних, может совершенно не пригодиться в работе с другими.

Мною же в статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:

– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.

Все методические приемы сгруппированы в статье для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном – рефлексивном).
В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
• Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).
В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.

Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Оськина О.В.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.

В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Читайте также: