Таблица это в математике начальная школа

Обновлено: 02.07.2024

Важнейшей задачей современной школы является формирование у учащихся умений самостоятельно применять и приобретать знания. Но как это сделать? Каждый учитель ищет свой путь разрешения этой проблемы. Я вижу её решение в использовании на уроках различных приёмов систематизации и обобщения знаний.

Их регулярное применение позволяет сформировать у учащихся умения устанавливать логические связи между понятиями, тем самым развивает логическое мышление, выступает средством предупреждения и ликвидации формализма в знаниях учащихся, позволяет сформировать такую систему знаний, которая представляется как динамичная, качественно изменяющаяся.

Применяя различные приёмы систематизации и обобщения знаний, учитель может разнообразить работу на уроке, тем самым поддерживать интерес к изучаемому предмету. Кроме того, эти приёмы носят общепредметный характер, следовательно, их применение способствует развитию общеучебных навыков: работа с текстом, проведение структурного анализа материала, составление планов, конспектов, установление связей и отношений между понятиями и представление их в наглядной форме в виде схем, таблиц, логических цепочек рассуждений. Математика как никакая другая наука позволяет в полной мере сформировать эти навыки. Таким образом, учитель с одной стороны формирует прочные знания по предмету, с другой - поддерживает интерес к учению в целом.

Особое внимание стоит уделить таблицам, так как их использование позволяет: развивать логическое и аналитическое мышление, память, формировать умения самостоятельно проводить обобщение знаний, что способствует повышению прочности и осознанности знаний.

Формирование навыка работы с таблицами необходимо начинать как можно раньше: на первом этапе - это заполнение предложенных таблиц, в дальнейшем - их самостоятельное составление.

  • Выделить объекты.
  • Выделить свойства объектов.
  • Объекты и их свойства разнести по столбцам и строкам.
  • Заполнить составленную таблицу.

Однако все таблицы должны отвечать определённым требованиям: лаконичность и наглядность. По характеру материала таблицы можно разделить на систематизирующие и сравнения. В систематизирующих таблицах можно объединить величины, характеризующие определённый класс явлений или других понятий одного вида (Приложение 1). В таблицах сравнения можно сопоставить или ограничить схожие понятия (Приложение 2).

Как использовать таблицу? На этот вопрос каждый учитель может сам найти ответ. Всё зависит от цели, которую ставит педагог на уроке: актуализации знаний, проверка ранее изученного материала или его закрепление, обобщение и систематизация. Рассмотрим пример использования одной таблицы (Приложение 3).

Таблица может служить средством соотнесения конкретных изучаемых вопросов с содержанием всего раздела, осознания структуры изучаемой темы целиком. Анализируя содержание таблицы, ученик может оценивать вес каждого изучаемого вопроса, более чётко представить процесс изучения раздела целиком.

Ученики могут заполнить таблицу непосредственно по мере изучения нового материала: таблица может служить итогом объяснения учителя, самостоятельного изучения материала, результатом семинарского занятия или практикума.

Для проверки уровня усвоения знаний можно предложить заполнить всю таблицу или некоторые её части по памяти.

При обобщении и систематизации знаний таблица может служить средством подведения итогов изучения темы. Повторяя основной пройденный материал, учащиеся самостоятельно или при помощи учителя могут заполнить предложенную таблицу, либо могут сами составить таблицу по изученной теме.

Кроме того, таблица может быть частью опорного конспекта и служить опорой для самостоятельного изучения темы и расширения знаний.

  • неформального усвоения темы;
  • прочности знаний;
  • осознанной работы с учебной литературой;
  • самостоятельной ликвидации пробелов в своих знаниях или расширять и углублять их.

Приведу примеры таблиц, которые я использую в своей работе по теме "Многогранники" в 10 классе. Это даст возможность составить более полное представление об использовании таблиц в обучении (Приложение 4).

Таблицы 1, 2, 3, 5 удобно заполнять в ходе проведения практических работ. Для их проведения потребуются наборы геометрических тел: различные виды призм, пирамид. В этом случае таблица может служить результатом исследовательской работы. Применяя такие формы обучения, есть реальная возможность изучить большой объём теоретического материала за более короткое время и больше времени отвести на решение задач.

1. Информационные таблицы

Примеры заданий

1 класс

На даче собрали урожай ягод. Их количество записали в таблицу



Укажите верные утверждения, составленные по таблице.

  • Крыжовника больше, чем малины.
  • Черники меньше, чем крыжовника.
  • Малины столько же, сколько черники.
  • Крыжовника больше, чем черники, но меньше, чем клубники.

2 класс

(Из проверочных работ)

В таблице указано расписание движения поездов

Запиши ответ на вопросы.

  1. Какой номер поезда Москва — Анапа?
  2. В какое время отправляется поезд Москва — Сочи?
  3. В какой город поезд отправляется раньше всех?

3 класс

Составь свою телефонную книгу. Расположи абонентов в алфавитном порядке. Какие телефоны экстренных служб обязательно должны быть занесены в книгу?

4 класс

Ответьте на вопросы по таблице, в которой записана длина корней некоторых растений.



  1. Какое растение имеет: а) самые длинные корни; б) самые короткие корни?
  2. Расставь растения в порядке уменьшения длины корней.
  3. На сколько сантиметров корни пшеницы длиннее, чем корни льна?
  4. На сколько сантиметров корни гороха короче, чем корни ржи?

Занимательная математика. 1 класс. Рабочая тетрадь

2. Справочные таблицы

Справочные таблицы в первом классе показывают числа в пределах 20 с разных точек зрения. И далее, они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел, единицами измерения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно иСистема заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно иСистема заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно иММСистема заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и

Система заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и

Работа с таблицами, диаграммами, графиками на уроках в начальной школе

Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и хранения информации являются таблицы, схемы, графики, диаграммы.

Мы рассмотрим ряд приёмов и заданий, выполнение которых позволит ученикам уже в начальной школе не только получить общие представления о формах представления информации, но и позволят развить навык представления и использования такой информации в учебной и повседневной деятельности.

Система заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и рационально. За счёт чего облегчается их анализ, вскрываются те или иные характерные особенности изучаемых явлений: сходство и различие, взаимосвязь признаков и т. п. Это достигается тем, что внутри таблицы сведения располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.

Таблицы могут быть сравнительными, обобщающими и тематическими: различия заключаются в графах. При работе с таблицами в начальной школе следует отметить, что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы. Обычно каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы. До выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Важно проиллюстрировать учащимся разнообразные таблицы и попросить привести примеры. Примерами могут служить: страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе и т. д. Цель рассмотрения подобных примеров – формирование у младших школьников представлений о том, что в жизни часто приходится сталкиваться с разнообразными таблицами, поэтому важно научиться пользоваться информацией помещенной в них и составлять их самим.

Приведем примеры заданий, направленных на формирование умений и навыков работы с таблицами.

Используя данные таблицы, ответьте на вопросы. На сколько граммов яблоко легче апельсина? На сколько граммов яблоко легче дыни? На сколько граммов яблоко тяжелее лимона? Чему равна масса 5 яблок? Что легче: 2 яблока или 3 лимона? На сколько масса арбуза больше массы дыни? Во сколько раз масса 4 апельсинов больше массы 2 яблок? Во сколько раз масса 4 апельсинов больше массы 4 яблок?

Приложение: примеры заданий, направленных на формирование умений и навыков работы с таблицами.

Так как большинство учебников содержат лишь готовые таблицы для работы, можно предлагать учащимся задания на составление таблиц по имеющимся данным.

Например, предложить провести опрос среди одноклассников и друзей на разнообразные темы (как добираются до школы ученики вашего класса, какие кружки или секции посещают ваши одноклассники, какие домашние животные есть у них дома и т. д.) Полученные сведения представить в виде таблицы. Постепенно необходимо увеличивать трудность заданий: предлагать для анализа более обширные таблицы данных, по которым сложнее ориентироваться и, используя их, заполнять новые таблицы.

Доступным для учащихся средством графического изображения статистических данных являются диаграммы, дающие обобщающую картину взаимосвязей единиц статистической совокупности и способствующие выявлению закономерностей.

К рассмотрению диаграмм целесообразно перейти после того, как у младших школьников выработаны навыки работы с таблицами. Если с таблицами младшие школьники встречались ранее, то понятие диаграммы может оказаться для них совершенно новым. Поэтому начинать знакомство учащихся с диаграммами разумнее с конкретного примера, иллюстрирующего, что такое диаграмма и для чего она нужна. Для этого можно рассмотреть, например, такую задачу.

Задача. В зоопарке 11 крокодилов, 6 медведей, 9 обезьян, 3 слона. Представьте данные этой задачи в виде таблицы.

Таблицы позволяют представить необходимую информацию в удобной для восприятия форме. Еще более удобным способом представления информации является графический, то есть на рисунках. Давайте внимательно посмотрим на рисунок 1, построенный по исходной таблице. Этот рисунок и называется диаграммой.

Для формирования умений, связанных с использованием диаграмм, предлагаем следующие задания.

Дайте ответы на поставленные вопросы, используя диаграмму.

Сколько литров сока в большой и средней банках? Сколько литров сока в средней и маленькой банках? Сколько литров сока в трех банках? На сколько литров сока больше вошло в большую банку, чем в маленькую? На сколько литров сока в большой и маленькой банках вместе, больше, чем в средней?

Важно выработать у учащихся четкий алгоритм построения столбчатых (линейных) диаграмм:

подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин;

изобразить шкалу на вертикальном координатном луче, а на горизонтальном луче отметить на равном расстоянии друг от друга точки по числу имеющихся величин;

от выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбцы), высота которых равна значению соответствующей величины.

Диаграмму, построенную таким способом, называют столбчатой диаграммой, но если вместо столбиков изобразить линии той же высоты, получим новый вид диаграммы — линейную диаграмму. Далее целесообразно предложить учащимся построить несколько диаграмм для отработки шагов алгоритма с разбором у доски.

Статистическую информацию можно изображать с помощью круговой (секторной) диаграммы, которая представляет собой круг, разделенный на секторы.

Маша, Саша, Катя, Лена, Ваня и Миша пошли в пиццерию. На диаграмме показано, сколько кусков пиццы съел каждый из них. Ответьте на вопросы. Кто из ребят съел пиццы больше всех? Кто из ребят съел пиццы меньше всех? Кто из ребят съел одинаковое количество кусков пиццы? Сколько кусков пиццы вместе съели ребята? Сколько кусков пиццы съели вместе Маша, Лена и Катя?

После того, как учащиеся справятся с этими заданиями, можно перейти к изучению круговых диаграмм. Необходимо продемонстрировать учащимся пример круговой диаграммы, которая может быть построена по таблице 3.

До этого вы строили столбчатые и линейные диаграммы, но существует еще один вид диаграмм — круговые диаграммы. Такая диаграмма представляет круг, разрезанный на дольки, каждая из долек соответствует одному из значений изучаемого признака (в нашем случае — пол ребенка), ее размер пропорционален интересующей нас величине (количеству новорожденных данного пола).

При изучении данной темы у учащихся должен быть сформирован четкий алгоритм построения круговых диаграмм: найти часть целого, которая приходится на каждую из величин; найти величины центральных углов, соответствующих каждой части; построить в данной окружности центральные углы, соответствующие каждой части.

Для закрепления навыков нужно предложить школьникам задания, требующие построить диаграмму другого вида по имеющейся.

Для анализа динамики явлений удобны линейные статистические графики: на одном чертеже наносят несколько таких графиков и производят их сравнение. По графикам легко видеть не только то, насколько возрос тот или иной показатель, но и как это изменение связано со временем, за которое данное изменение произошло. Поэтому такие графики по праву можно считать содержательным компонентом формирования первоначальных представлений о случайных явлениях и процессах.

На рисунке дан график движения велосипедиста. Пользуясь графиком, ответьте на вопросы.

Сколько километров проехал велосипедист: за первый час движения; за третий час движения; через два часа после выезда; через 5 часов после выезда? Сколько времени затратил велосипедист на весь путь? За сколько часов он проехал 10 км, 20 км,35 км? Сколько раз велосипедист отдыхал? Сколько времени велосипедист отдыхал? Вычислите, с какой скоростью ехал велосипедист до остановки. Вычислите, с какой скоростью ехал велосипедист после второй остановки.

Схемы – это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи – взаимным расположением. Схемы бывают сущностными, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов, логическими, а также в виде графиков и диаграмм.

Используя предложенные слова клён, сирень, растение, деревья, малина, сосна, смородина, кустарники, впишите их в схему.

Ключевые слова должны раскрывать суть и содержание схемы, схема может быть конкретизированной или обобщённой; стрелки связей в схеме должны раскрывать логику построения схемы.

На примере фрагмента урока окружающего мира покажем, как можно формировать умения, связанные с представлением информации.

Найдите часть текста, которую можно представить в виде таблицы. Как назовём столбики? Какую информацию представим в них?

Запишите в таблицу названия тел и веществ, из которых они сделаны.

Проверка по образцу.

Можно ли тела сгруппировать? По какому признаку?

айдите часть текста, которая представлена в виде схемы (предлагается готовая схема)

Прочитайте схему. Как можно её назвать? Почему?

Представьте информацию этого абзаца в виде схемы (самостоятельно, в группах)


Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

Оставьте свой комментарий

40%




Автор в друзьях: 46

У автора в друзьях: 85







Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: