Семинар семейные ценности в школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Иванова Лариса Леонидовна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31 им. А.П.Жданова"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Семинар- практикум
Тема: "Семья – как ценность"

Текстовая часть публикации

Семинар-практикум:

Семья — источник радости и счастья

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду, и в ненастье

Хранит семья и ценит жизни миг.

Составила: педагог – организатор

Иванова Лариса Леонидовна.
Братск 2015 г.

Участники:
педагогический коллектив.
Продолжительность:
1 ч. 20 минут
Оборудование:
записи спокойной музыки.
Подготовительная работа
: изготовление информационного буклета, разработка сценария проведения семинара, памяток для педагогов, задания для групп.
Форма проведения:
семинар-практикум с элементами деловой игры.
Цель:
Формирование духовно – нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Способствовать получению и усвоению опыта продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье, таким образом, способствуя, в свою очередь, профилактике зависимого поведения и предупреждению в будущем конфликтных ситуаций, созданию благоприятного психологического климата в семье.  Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).  Включение родителей как социальных партнёров в процесс общественного воспитания детей.  Создание оптимальных условий для самовыражения и самореализации участников семинара.
Ход семинара-практикума.

Приветственное слово.

Содержание, формы и методы работы с родителями.
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем: 1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально технической базы); 3. Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями.

(Открытое занятие с элементами тренинга ко дню семьи).

Подготовила педагог – психолог: Какоткина И. А.

1. Формирование нравственной позиции по отношению к семье.

2. Развитие положительных эмоций и чувств, связанных с семьей.

3. Обучение коммуникативным отношениям со сверстниками.

План проведения занятия:

1. Вступительное слово педагога-психолога:

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам :

Кто деток родит мне, богиня моя?

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос, подруга моя?

И так на земле появилась семья.

А сейчас закройте глаза и попытайтесь, пожалуйста, представить чистый, уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, речкой. Поднимаемся по ступенькам резного крылечка и попадаем в дом. Теплом и уютом, повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе. Осмотритесь кругом, каждый из вас увидит в доме что-то свое. …

Откройте глаза. Вам понравился дом? Чем? (опрос участников).

А теперь нам необходимо согреть и осветить наш дом (лист ватмана с нарисованным солнцем без лучей).

Ведущий: У нас есть лучики, каждый вытягивает свой лучик, и поочередно зачитывают надпись, затем каждый выходит и приклеивает свой лучик.

Все вместе обсуждают смысл и понимание этих слов.

Семейные ценности : (надписи на лучиках)

1. Любовь к ближнему.

6. Почитание старших.

12. Семейные обычаи и традиции.

Наши лучики ярко светят и согревают.

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми.

1. Готовить завтрак.

2. Поливать цветы.

3. Выносить мусор.

4. Ухаживать за домашними животными.

9. Заниматься с младшими детьми.

10. Покупать продукты.

11. Готовить обед.

12. Готовить ужин.

13. Помощь старшим.

14. Заботиться друг о друге.

Не всегда все благополучно в семье, бывает и набегают тучи.

Как вы думаете, что является причиной непогоды в семье?

Какие черты вашего характера могут вызвать непогоду в семье?

А теперь разгоним тучи над нашим домом: участники снимают тучи и читают надписи на них: лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость, злость.

Вот уже и засияло солнышко над нашим домом (прикрепляется солнышко).

Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме во многом зависит от вас самих и вашего поведения.

На Руси это издавна чтимо,

Это в нашей наверно крови,

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаньях, скитаньях, любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась:

Мы не просто вдвоем, мы – семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь пред сыновним лицом,

Повторить с материнскою силой:

Чтоб все страхи снося в одиночку,

Говорила, измаясь в конец:

«Обними –ка отца, слышь, дочка,

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня к примеру сидят.

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом,

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

Спасибо всем за участие в наших семейных посиделках, мне было легко и приятно с вами общаться и играть. Надеюсь, что вам тоже понравилось. Расскажите, пожалуйста, что вы сейчас чувствуете, что Вы узнали для себя нового и как Вы оцениваете нашу сегодняшнюю встречу. Лучики, я отдаю вам. Передавая лучики, поделитесь своими впечатлениями.

Все лучики опять ко мне, семейный круг замыкается.

Хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами.

Чтобы ваша будущая семья была крепкой и радостной, а дом – крепким и надежным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное учреждение Тульской области

hello_html_md30c66f.jpg

Подготовили психологи: Токарева Ю.Д., Камкина Ю.И.

Психологический тренинг

Пояснительная записка

Формирование семейных ценностей, безусловно, очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших энергозатрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать всяческую поддержку. В наши дни, когда институт семьи переживает серьезнейший кризис, как никогда актуальна мотивация детей и подростков на социально значимые семейные ценности.

Традиции семьи и функциональные роли в семье в наши дни размыты.

Дети в семье не всегда получают позитивный вектор социальной ориентации и позитивный паттерн родительских и детско-родительских отношений.

Порой родители и сами не осознают значимость многопоколенной семьи, ролевые функции членов семьи, ценность взаимного уважения всех членов семьи, от детей до старшего поколения, не осознают того, что минимум трое детей в семье могут гарантировать сохранность генофонда, воспроизводство рода.

А если ребенок вырос в интернате или детском доме, ему потом крайне трудно (обычно - невозможно) создать и сохранить семью, поскольку он вообще не понимает порядка взаимоотношений в семье, ролевых функций, прав и обязанностей членов семьи.

Читать морали и лекции детям и подросткам – дело неблагодарное и малоэффективное. А вот в процессе тренинга познакомить ребят с функциональными ролями членов семьи, ценностями и конструктивными взаимоотношениями получается легко и ненавязчиво.

План проведения тренинга

Категория участников: подростки

Время: 2 часа (120 минут)

Цели тренинга:

1) создать представление у участников о семейных ценностях в современных семьях;

2) создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций;

3) развитие личностных качеств, способствующих формирования ценности семьи;

4) формирование практических навыков построения взаимоотношений.

Ожидаемые результаты: формирование благоприятного эмоционально-психологического климата и нравственной атмосферы в группе; развитие рефлексивных особенностей; снятие напряжения; развитие эмпатии; закрепление семейных ценностей.

Анкета - обратная связь

Приветствие.

Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть.

Сегодня мы проведем наше занятие в виде тренинга. Наша встреча посвящена СЕМЬЕ. Вместе с вами мы раскроем секреты благополучной семьи. И перед тем, как начать, нам необходимо принять правила группы:

1.Правило круга. Мы слушаем каждого, кто говорит, не перебивая!

3.Правило активности подразумевает включение в процесс занятия всех участников.

Если кто-то не может в данное время говорить о какой-то проблеме, не готов, то он может отказаться от этого, сказав "стоп". Только необходимо взять всю ответственность за это на себя: группа не сможет помочь этому человеку.

- Принимаем правила? – Спасибо!

Мы еще с вами не знакомы, поэтому я предлагаю попробовать узнать друг друга получше.

Цель: познакомиться, открыть для участников новые их грани.

У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать.

В разные времена у разных народов эти ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя, опорой и надеждой на возрождение.

Так что же такое семья?

Семья – это малая социальная группа, основанная на супружеских и родственных отношениях (муж, жена, дети иные родственники), ведущая общее хозяйство и связанная личной и моральной ответственностью.

Основа семейной жизни – любовь и взаимная ответственность мужчины и женщины, их духовная и нравственная связь.

У каждой семьи есть свои функции:

1) Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.

2) Создание и накопление общих материальных ценностей , ведение совместного хозяйства.

3) Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.

4) Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Вопросы участникам :

1. Трудно было выполнять задание?

2. Каких было больше ассоциаций - позитивных или негативных?

3. Как вы думаете, почему было больше позитивных высказываний?

4. Какие слова, понятия актуальны для вашей семьи?

Итог: семья — это самое важное, что есть в мире. Семья - это наш тыл, поддержка. В будущем для Вас семья – это опора.

Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.

Задача участников – ранжировать ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей:

забота о каждом члене семьи

семейное проведение праздников

совместное проведение выходных

наличие общих друзей

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.

В каждой семье существует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла. Как же она возникает? Зачастую такие законы берут свои корни из семейных устоев предыдущих поколений – они крепкие и незыблемые. Благодаря им создается ощущение надежности семейных отношений, возникает крепкая связь между членами семьи, поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети ощущают стабильность семьи.

Традиция — правило поведения, событие, регулярно повторяющееся.

Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества.

Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Какие бывают семейные традиции и праздники:

1) Проведение семейных праздников. Основным таким праздником необходимо назвать день рождения. К семейным праздникам относятся свадьбы, рождение детей, крещение и т. д.

2) Проведение общенародных праздников. К ним относится всеми любимый праздник – Новый год. Многие семьи празднуют Пасху, выпекая куличи и освещая их в церкви. Среди общенародных праздников традиционно празднуется Всемирный день Трудящихся – 1 мая.

3) Игры с детьми. Важно, чтоб оба родителя принимали участие в воспитании ребенка, играли с ним. К примеру, по обычаю, мама каждую субботу учит ребенка играть в шахматы, а папа по воскресениям играет с сыном в футбол.

4) Вечернее обсуждение минувшего дня . Стоит обратить внимание на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово.

5) Совместное принятие пищи. Эту традицию стоит назвать важнейшей, ведь нет ничего приятнее совместных трапез с родными людьми. Такой семейный обычай практикуют многие. Во время семейных завтраков есть прекрасная возможность обсудить планы на день и зарядиться позитивом. Совместный ужин позволит расслабиться, наслаждаясь обществом родных, поделиться впечатлениями от прожитого дня. Желательно, чтоб во время совместных трапез все присутствующие общались, а не смотрели телевизор.

6) Празднование значительных событий . Этот прекрасный обычай позволяет отметить такие значимые для семьи события как юбилей, именины, получение диплома или окончание школы, помолвка, предстоящее пополнение в семействе. Такие небольшие праздники дают возможность поделиться счастьем и радостью со своими близкими, стимулируют к новым успехам.

7) Чтение сказок перед сном. Это важнейшая традиция при воспитании детей, ведь сказки позволяют ребенку развить воображение, познать мир. К тому же ежедневное чтение сказок перед сном вырабатывает у ребенка определенный режим отхода ко сну. Такой вечерний ритуал успокоит даже самых активных детей, способствуя хорошему крепкому сну.

8) Прогулки всей семьей. Для развития физических способностей ребенка, и поддержания своих, важно совершать совместные прогулки. Такие походы способны расширить кругозор и повысить культурный уровень семьи в целом.

9) Традиция поцелуев. Для создания атмосферы любви, важно почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед сном. Также немаловажно желать всем родным спокойной ночи перед ночным сном и доброго утра, проснувшись.

10) Совместные поездки на отдых. Не стоит недооценивать этот вид досуга, потому как большинство психологов для поддержания хороших взаимоотношений, рекомендуют регулярно менять обстановку. Главное, посещать новые города и страны всем вместе, чтоб отвлечься от рутины и быта, расширить свои горизонты.

11) Православные традиции. К ним относятся совместное посещение церкви по православным праздникам или каждое воскресенье, празднование Рождества и Пасхи, соблюдение поста, крещение детей, чтение Библии, молитвы перед сном, регулярное посещение усопших родственников.

Старинная легенда

А сейчас мы предлагаем послушать притчу и ответить в конце на вопрос.

Какое? (ПОНИМАНИЕ или ТЕРПЕНИЕ).

Вывод: в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными, а в будущем отношения в вашей семье.

Цель: формирование семейных ценностей, навыков построения собственной семьи.

Подумайте, какие фразы Вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать? Какая будет у Вас семья? Вам нужно на каждую букву придумать прилагательные.

С – счастливая, сильная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, скромная, сообразительная, смешная, спокойная, суровая, сказочная, серьезная, стильная, способная;

Е – единая, единственная, единомыслящая, естественная;

Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, модная, молодежная, милосердная;

Я – яркая, ясная, ярчайшая.

Цель: оценить состояние участников группы.

Затем желающий рассказывает о том, что он видел.

1) Запишите в порядке уменьшения "любимости" три животных. Не спеша, обдумайте свой выбор.

2) Добавьте пару качеств, которые вам нравятся в этом животном.

1. Кот - независимый, гордый.

2. Собака - верная, послушная.

3. Медведь - большой, сильный и спит всю зиму.

3) Подводим итог.

Первое названное вами животное означает, кем бы вы хотели быть.

Второе названное животное означает, какой или каким вас воспринимают окружающие вас люди.

Третье названное вами животное отвечает на вопрос, кем вы являетесь на самом деле.

Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой основной базой для гармоничных детско-родительских отношений, создания будущей счастливой семьи, формирования качества семьянина.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx 41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

для 7-9 классов общеобразовательной школы

Выполнил работу: Гамзова Ирина Владимировна

ГБОУ СОШ №634 г. Санкт- Петербурга

Методическая разработка классного часа

Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. Между тем в последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне социального риска.

Традиционные духовно-нравственные семейные ценности являются неотъемлемой частью мировоззрения личности, которые должны получить свое место в содержании отечественного образования. Наиболее сензитивным периодом формирования духовно-нравственных семейных ценностей, воспитания ценностного отношения к семье является старший школьный возраст, когда человек стоит на пороге жизненного выбора.

Актуальность проблемы формирования семейных ценностей у современных старшеклассников обусловлена:

-отсутствием мотивации духовно-нравственного развития и совершенствования подрастающего поколения;

-незнанием старшеклассниками духовно-нравственных семейных ценностей;

-распространением современных форм сожительства, неосознанного родительства, абортов, нежеланием иметь детей среди молодежи;

-разгармонизацией детско-родительских отношений, утратой традиционных отношений внутри семьи;

Духовно-нравственные семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве высшей человеческой ценности и идеала в жизни людей. Они являются основной базой для гармоничных детско-родительских отношений, создания будущей семьи, формирования качества семьянина.

-воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.

-формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям.

-воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам .

- содействовать углублению моральных знаний школьников;

-формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;

- способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

- дать представление о ценности семейных отношений в обществе;

- выяснить от чего зависит психологический климат в семье.

- развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения

- развивать познавательный интерес к изучаемой проблеме;

-привить культуру общения,

- воспитание чувства уважительного отношения к семье и семейным

-пробудить эмоциональное отношение к жизни.

Основные понятия : семья, психологический климат, семейный долг.

Проблемное обучение. Технология на основе активизации деятельности учащихся.
Сопровождается компьютерной презентацией.

личностно-ориентированные,здоровье сберегающии,развивающего обучения,игровые

Форма проведения : час общения.

Формы работы учащихся: коллективный

Подход к ребенку: сотрудничество + свободное воспитание

Преобладающий метод: проблемный

-решение проблемных ситуаций

Оборудование, инструменты, материалы :компьютер,иллюстрции,карточки с высказываниями о семейном счастье.

Оформление : можно заготовить бумажные таблички с пословицами, афоризмами о родителях и детях и повесить эти таблички в классе. Можно просто записать эти изречения на доске.

Электронные ресурсы: Интернет – ресурсы, слайды, СД- диск

Стремление к совершенствованию своих нравственных качеств,желание анализировать собственное поведение и стремиться к самовоспитанию.

Понимание и закрепление представлений о ценностях семейных отношений;

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Ход классного часа

- Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

-Ребята, что самое важное в жизни каждого человека ,что для нас опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая (семья).

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Что же такое семья?

Семья – это родственный союз, в основе которого лежит что?

Семья – это основанная на браке и родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Что означает следующее высказывание :

Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. А каким образом эти нормы закадываются?

Что необходимо делать родителям?

(говорить ,обьяснять,ругать,читать,показывать своим примером)

Семьи все разные. А чем они отличаются?

Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.Кто знает своих далеких предков?

Кого мы называем членами своей семьи?(Ответы)

В каждой семье, у каждого участника есть свои роли.

Вопрос : кому сейчас принадлежит главная роль в семье?

Часто в современной семье роль лидера принадлежит тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.А как было раньше? Кто считался главой семьи?

Отношения строились на уважении и почитании мудрости старшего поколения.Главой семьи считался самый старейший мужчина в семье.Его слушали все беспрекословно.

Обратите внимание, что несмотря на различие положения членов семьи, каждый из нас ищет в семье одно и то же,что именно

?(ответы) заботу, помощь,защиту, понимание, уважение,доверие,доброта,дружба, принятие тебя таким, какой ты есть, любовь. Но всегда ли мы сами соответствуем требованиям, которые предъявляем к родным и близким, во всех ли семьях царит любовь и взаимоуважение?

Какая семья называтся счастливой? И можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?

Семейная жизнь становится источником счастья и благополучия только в том случае, когда каждый из членов семьи понимает ее ценность, заботиться о других. В таких семьях заложены нравственные добродетели: супружеская верность, почитание родителей, любовь к детям.

В одном небольшом городе жили две семьи. В одной семье муж с женой часто ссорились, обвиняя друг друга во всех неприятностях, и постоянно выясняли, кто из них прав. В другой семье царил мир, не было ни ссор, ни скандалов

Удивляется строптивая жена, почему другие дружно живут, а у них так не получается. Завидует чужому счастью. Однажды она говорит мужу:

– Сходи, посмотри, почему они не ссорятся.

Пошел муж к соседскому дому, притаился в саду под открытым окном. Слушает.

А хозяйка как раз в доме порядок наводит, пыль с дорогой вазы стирает. Вдруг зазвонил телефон, она отвлеклась и оставила вазу на краешке стола: вот-вот упадет.

Тут ее муж заходит в комнату. Зацепил случайно вазу, она упала и разбилась об пол.

Вернулась жена, вздохнула и говорит мужу:

– Прости меня, дорогой. Моя вина, что я вазу так неаккуратно поставила.

– Да что ты, милая. Это я виноват. Поторопился и вазу не заметил. Ну, ничего. Пусть не будет у нас бОльшего несчастья.

…Вздохнул сосед под окном. Ушел домой расстроенный. Жена спрашивает:

– Ну, что, подсмотрел?

– Ну, и что там у них?

(- Ребята, как вы думаете, какой был ответ соседа своей жене?

Ребята высказывают свое мнение, а затем зачитывается концовка этой притчи)

– У них-то – все виноваты. Это у нас каждый прав!

Учащимся раздают карточки с высказываниями о счастливая семья –это…, на которых они в течение 3-4 минут выбирают 3 фразы ,которые они считают наиболее подходят к этому утверждению

2. Спешите повторить хорошее.

3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.

4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.

5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.

6.Собственное поведение родителей — главный фактор в воспитании детей.

7. Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

8. Держите двери дома открытыми для друзей.

10. Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!

По окончанию этой работы п роисходит небольшое обсуждение и переход к следующему понятию психологический климат семьи.

Что такое психологический климат семьи?

Это взаимные отношения внутри семьи ,которые определяют самочувствие человека в семье. Забота, внимание, сотрудничество делает семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительное отношение, безразличие делает климат неприятным.

Так и в семье – одни родители хотят вырастить и воспитать из своих детей духовно красивых, всесторонне развитых людей. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы были здоровы, накормлены одеты. А третьи – равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями.

В современной психологии семейных отношений выделяют три стиля семейных взаимоотношений :

Вопрос : попытайтесь объяснить, как вы понимаете эти стили?

1 Существует долг семьи перед обществом, его будущим. В семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. А ТАК ЖЕ, именно семья влияет на воспитание детей –ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА. Вспомним замечательные слова немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему…

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

2 Долг родителей перед детьми

Права и обязанности родителей

Воспитывать детей, заботиться об их здоровьем и развитием.

Обеспечить ребенку возможность получить основное общее образование.

Защищать права и интересы ребенка.

Вопрос : что это за долг?

- должны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.

От чего и кого зависит психологический климат семьи?

Можем ли мы влиять на него и каким образом?

Что необходимо для этого делать?

Ученики отвечают,происходит обсужение.

Помогайте своим родителям по дому и обращайте внимание на то,как ваше отношние к родным влияет на психологический климат вашей семьи.

Используя знания, полученные на уроке, опишите психологический климат своей семьи.

2. Спешите повторить хорошее.

3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.

4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.

5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.

6.Собственное поведение родителей — главный фактор в воспитании детей.

7. Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

8. Держите двери дома открытыми для друзей.

10. Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!

2. Спешите повторить хорошее.

3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.

4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.

5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.

6.Собственное поведение родителей — главный фактор в воспитании детей.

7. Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

8. Держите двери дома открытыми для друзей.

10. Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!

2. Спешите повторить хорошее.

3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.

4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.

5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.

6.Собственное поведение родителей — главный фактор в воспитании детей.

7. Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

8. Держите двери дома открытыми для друзей.

10. Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!


Любовь - основа основ семьи. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Понимать важность роли семьи в жизни каждого человека; Осознавать ценность семейных отношений.

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.Чтобы они вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно, как жили семьи в России испокон веков.

24.ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ О. К. ТРУНИН

Читайте также: